ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
правым галсом, если с левого — левым галсом. Силу ветра определяют по скорости движения частиц воздуха с помощью прибора анемометра или оценивают ее по баллам шкалы Бофорта.
Дрейф легко обнаружить по отклонению струи воды за кормой судна от его диаметральной плоскости. Су ществуют разные способы определения дрейфа, но все они сводятся к определению величины этого угла.
Линию действительного перемещения судна при на личии дрейфа принято называть линией пути судна, а угол, который она составляет с северной частью мери диана, путевым углом судна.
Как видно из рис. 23, если судно идет левым галсом, то ветер сносит его вправо. В этом случае линия пути бу дет правее линии истинного курса на угол, равный дрей фу, а его путевой угол будет больше истинного курса, т. е. ПУ — ИК-\-а л/г. При правом галсе линия пути бу дет левее линии истинного курса, а путевой угол суд на — меньше истинного курса, т. е. ПУ =ИК —а пр/г.
Рис. 22. Направление движений судна относи тельно ветра
86
N
Рис. 23. Дрейф судна при наличии ветра
По этим соотношениям рассчитывают путевой угол судна, если задан истинный курс и известен дрейф, или находят истинный курс, на который следует ложиться при наличии дрейфа, чтобы судно перемещалось по за данному пути.
Изучить влияние ветра на движение судна очень сложно, так как ветер создает волну и дрейфовое те чение, которые также влияют на скорость судна. В СССР по изучению природы дрейфа и его влияния на скорость судна большие работы проведены в Госу
дарственном океанографическом институте и в |
Цент |
|||
ральном научно-исследовательском |
институте |
морско |
||
го флота (ЦНИИМФ). |
|
|
|
мор |
Перемещения масс морской воды называют |
||||
ским течением. Морские течения |
имеют |
направление |
||
и скорость. Направление определяется |
направлением |
|||
точки горизонта, куда направлено |
течение, |
или, |
как |
принято говорить, «течение идет из компаса». Его ско рость иногда достигает значительной величины (на пример, течение Гольфстрим у Флориды имеет ско рость около 5 уз).
87
Для навигации течения подразделяют на три |
ви |
да: постоянные, приливо-отливные и дрейфовые, |
или |
ветровые. Данные о течениях (их скорость и направ ление) выбирают из лоций, атласов течений и специ альных, издаваемых ежегодно пособий по приливам и приливо-отливным течениям.
Данные о течениях в различных пособиях иногда могут расходиться с действительностью. Эти расхожде ния большей частью обусловлены влиянием ветра на верхние слои воды.
Если на судно действует течение, то необходимо соблюдать особую осторожность и чаще определять место судна. Затем, сопоставляя счислимые и обсервованные места, при отсутствии ветра более достовер
но определяют |
направление |
и скорость течения, |
что |
||||
улучшает дальнейшее |
счисление пути судна. |
сло |
|||||
|
Учет течения в счислении пути судна |
более |
|||||
жен, чем учет дрейфа. |
Если масса |
воды |
неподвижна, |
||||
то |
движение судна относительно |
воды |
совпадает с |
||||
его |
движением |
относительно |
дна |
моря |
и берегов. |
В случае, когда вода при наличии течения перемещается, то действительное перемещение судна будет происхо дить по равнодействующей скорости собственного пере мещения и скорости течения, а диаметральная плос кость судна будет сохранять направление заданного курса. Лаги не учитывают течения, так как оно не вызывает дополнительного смещения судна относи тельно перемещающейся воды. Это следует учитывать при графическом счислении пути судна, так как, кро ме учета пройденного расстояния по лагу, надо учиты вать и течение.
Течение отнбсительно движения судна может быть направлено в левый или в правый борт. Если течение направлено в левый борт, то путевой угол судна боль ше истинного курса и линия пути будет располагаться правее линии курса. В этом случае действительно ра-
88
вепство |
ПУ = ИК +$. Если течение |
направлено в пра |
вый борт, то ПУ =ИК —р. |
может служить |
|
Для |
иллюстрации сказанного |
рис. 23, на котором под стрелкой «ветер» следует по нимать направление течения, а угол дрейфа а — считать
углом |
течения р. |
р называют суммарным углом |
|||
Сумму |
углов а и |
||||
сноса, |
т. |
е. С ==«+р . |
При |
прокладке пути |
судна на |
карте |
можно писать |
только |
значение угла |
С. |
Все основные данные счисления пути судна зано сят в судовой журнал, являющийся одним из важней ших судовых документов. Сведения об обстоятель ствах перехода записывают в судовой журнал так, что бы по ним можно было восстановить заново всю про кладку. Карты с нанесенными на них прокладками, определениями и всеми записями сохраняют до нача ла следующего рейса. В случае аварии й оказания по мощи судам по спасанию карты с прокладкой сохра няют до полного завершения разбора аварии.
Определение пути судна по визуальным наблюдениям береговых маяков
Выше мы говорили о том, что положение судна может быть определено при помощи счисления пути. Однако как бы тщательно не велась графическая прокладка пути судна, она не может обеспечить безопасность пла вания. В показаниях компаса и лага всегда существу ют какие-то неучтенные погрешности, например, не
всегда |
удается точно |
учесть |
дрейф и течение. |
Эти |
|
и ряд |
других причин |
приводят иногда |
к значите |
||
льным |
отклонениям судна от |
намеченного |
пути, |
т. е. |
в счислении пути накапливаются погрешности. Поэтому
8 9
определение места судна, особенно вблизи берегов или вблизи навигационных опасностей, — необходимое ус
ловие |
обеспечения безопасности мореплавания. |
В |
основу способов определения места судна, т. е. |
определения его широты и долготы, положены изме
рения |
расстояний или |
направлений (или |
тех |
и дру |
|
гих) до маяков. |
Выбор способа для определения места |
||||
судна |
(обсервации) зависит от желаемой |
точности, с |
|||
которой должны получить место судна, и |
от |
распо |
|||
ложения маяков |
или |
других каких-либо |
береговых |
ориентиров.
Определить место судна можно аналитическим или графическим путем. Аналитический метод более тру доемкий, требующий решения задач по тригонометрии, поэтому он применяется редко и большей частью но сит вспомогательный характер. Основным методом, ко торый широко вошел в штурманскую практику, явля ется графический, или графоаналитический.
Все методы определения географических координат места судна основаны на понятии о линии положения (изолинии). Линия положения — это такая линия, все точки которой имеют одинаковое постоянное значение измеренной величины.
В судовождении используют следующие основные линии положения: пеленг, расстояние, горизонтальный угол, разность расстояний и отношение расстояний.
В чем сущность каждой линии положения и как она может быть использована для определения места судна? Рассмотрим это с помощью рис. 24.
С помощью компаса получим компасный пеленг, исправив его поправкой компаса, определим истин ный пеленг. Теперь проложим на карте линию пелен га АП под углом к меридиану, равным истинному пе ленгу (рис. 24, а). Линия пеленга проходит через маяк А и место судна. Можно утверждать, что в момент взятия пеленга судно находилось где-то на этой ли-
90