Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

правым галсом, если с левого — левым галсом. Силу ветра определяют по скорости движения частиц воздуха с помощью прибора анемометра или оценивают ее по баллам шкалы Бофорта.

Дрейф легко обнаружить по отклонению струи воды за кормой судна от его диаметральной плоскости. Су­ ществуют разные способы определения дрейфа, но все они сводятся к определению величины этого угла.

Линию действительного перемещения судна при на­ личии дрейфа принято называть линией пути судна, а угол, который она составляет с северной частью мери­ диана, путевым углом судна.

Как видно из рис. 23, если судно идет левым галсом, то ветер сносит его вправо. В этом случае линия пути бу­ дет правее линии истинного курса на угол, равный дрей­ фу, а его путевой угол будет больше истинного курса, т. е. ПУ — ИК-\-а л/г. При правом галсе линия пути бу­ дет левее линии истинного курса, а путевой угол суд­ на — меньше истинного курса, т. е. ПУ =ИК —а пр/г.

Рис. 22. Направление движений судна относи­ тельно ветра

86

N

Рис. 23. Дрейф судна при наличии ветра

По этим соотношениям рассчитывают путевой угол судна, если задан истинный курс и известен дрейф, или находят истинный курс, на который следует ложиться при наличии дрейфа, чтобы судно перемещалось по за­ данному пути.

Изучить влияние ветра на движение судна очень сложно, так как ветер создает волну и дрейфовое те­ чение, которые также влияют на скорость судна. В СССР по изучению природы дрейфа и его влияния на скорость судна большие работы проведены в Госу­

дарственном океанографическом институте и в

Цент­

ральном научно-исследовательском

институте

морско­

го флота (ЦНИИМФ).

 

 

 

мор­

Перемещения масс морской воды называют

ским течением. Морские течения

имеют

направление

и скорость. Направление определяется

направлением

точки горизонта, куда направлено

течение,

или,

как

принято говорить, «течение идет из компаса». Его ско­ рость иногда достигает значительной величины (на­ пример, течение Гольфстрим у Флориды имеет ско­ рость около 5 уз).

87



Для навигации течения подразделяют на три

ви­

да: постоянные, приливо-отливные и дрейфовые,

или

ветровые. Данные о течениях (их скорость и направ­ ление) выбирают из лоций, атласов течений и специ­ альных, издаваемых ежегодно пособий по приливам и приливо-отливным течениям.

Данные о течениях в различных пособиях иногда могут расходиться с действительностью. Эти расхожде­ ния большей частью обусловлены влиянием ветра на верхние слои воды.

Если на судно действует течение, то необходимо соблюдать особую осторожность и чаще определять место судна. Затем, сопоставляя счислимые и обсервованные места, при отсутствии ветра более достовер­

но определяют

направление

и скорость течения,

что

улучшает дальнейшее

счисление пути судна.

сло­

 

Учет течения в счислении пути судна

более

жен, чем учет дрейфа.

Если масса

воды

неподвижна,

то

движение судна относительно

воды

совпадает с

его

движением

относительно

дна

моря

и берегов.

В случае, когда вода при наличии течения перемещается, то действительное перемещение судна будет происхо­ дить по равнодействующей скорости собственного пере­ мещения и скорости течения, а диаметральная плос­ кость судна будет сохранять направление заданного курса. Лаги не учитывают течения, так как оно не вызывает дополнительного смещения судна относи­ тельно перемещающейся воды. Это следует учитывать при графическом счислении пути судна, так как, кро­ ме учета пройденного расстояния по лагу, надо учиты­ вать и течение.

Течение отнбсительно движения судна может быть направлено в левый или в правый борт. Если течение направлено в левый борт, то путевой угол судна боль­ ше истинного курса и линия пути будет располагаться правее линии курса. В этом случае действительно ра-

88


вепство

ПУ = ИК +$. Если течение

направлено в пра­

вый борт, то ПУ =ИК —р.

может служить

Для

иллюстрации сказанного

рис. 23, на котором под стрелкой «ветер» следует по­ нимать направление течения, а угол дрейфа а — считать

углом

течения р.

р называют суммарным углом

Сумму

углов а и

сноса,

т.

е. С ==«+р .

При

прокладке пути

судна на

карте

можно писать

только

значение угла

С.

Все основные данные счисления пути судна зано­ сят в судовой журнал, являющийся одним из важней­ ших судовых документов. Сведения об обстоятель­ ствах перехода записывают в судовой журнал так, что­ бы по ним можно было восстановить заново всю про­ кладку. Карты с нанесенными на них прокладками, определениями и всеми записями сохраняют до нача­ ла следующего рейса. В случае аварии й оказания по­ мощи судам по спасанию карты с прокладкой сохра­ няют до полного завершения разбора аварии.

Определение пути судна по визуальным наблюдениям береговых маяков

Выше мы говорили о том, что положение судна может быть определено при помощи счисления пути. Однако как бы тщательно не велась графическая прокладка пути судна, она не может обеспечить безопасность пла­ вания. В показаниях компаса и лага всегда существу­ ют какие-то неучтенные погрешности, например, не

всегда

удается точно

учесть

дрейф и течение.

Эти

и ряд

других причин

приводят иногда

к значите­

льным

отклонениям судна от

намеченного

пути,

т. е.

в счислении пути накапливаются погрешности. Поэтому

8 9


определение места судна, особенно вблизи берегов или вблизи навигационных опасностей, — необходимое ус­

ловие

обеспечения безопасности мореплавания.

В

основу способов определения места судна, т. е.

определения его широты и долготы, положены изме­

рения

расстояний или

направлений (или

тех

и дру­

гих) до маяков.

Выбор способа для определения места

судна

(обсервации) зависит от желаемой

точности, с

которой должны получить место судна, и

от

распо­

ложения маяков

или

других каких-либо

береговых

ориентиров.

Определить место судна можно аналитическим или графическим путем. Аналитический метод более тру­ доемкий, требующий решения задач по тригонометрии, поэтому он применяется редко и большей частью но­ сит вспомогательный характер. Основным методом, ко­ торый широко вошел в штурманскую практику, явля­ ется графический, или графоаналитический.

Все методы определения географических координат места судна основаны на понятии о линии положения (изолинии). Линия положения — это такая линия, все точки которой имеют одинаковое постоянное значение измеренной величины.

В судовождении используют следующие основные линии положения: пеленг, расстояние, горизонтальный угол, разность расстояний и отношение расстояний.

В чем сущность каждой линии положения и как она может быть использована для определения места судна? Рассмотрим это с помощью рис. 24.

С помощью компаса получим компасный пеленг, исправив его поправкой компаса, определим истин­ ный пеленг. Теперь проложим на карте линию пелен­ га АП под углом к меридиану, равным истинному пе­ ленгу (рис. 24, а). Линия пеленга проходит через маяк А и место судна. Можно утверждать, что в момент взятия пеленга судно находилось где-то на этой ли-

90