ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Рис. 24. Навигационные определения места судна:
а |
— по пеленгам; б — по расстояниям; в — по горизонтальным углам; |
е |
— по гиперболическим линиям положений |
нии, ибо в противном случае значение пеленга было бы другим. Прямая линия пеленга АП, которая в мо мент наблюдения имела значение ИП, и будет назы
ваться в данном |
случае |
линией положения — пеленгом. |
|||
Одна линия |
положения еще не определяет |
места |
|||
судна. В тот же |
момент |
необходимо |
заметить |
и про |
|
ложить на карте пеленг |
другого маяка — В. |
Те |
же |
||
рассуждения приводят к выводу, что |
судно одновре |
||||
менно находится |
и на другой линии |
положения, |
т. е. |
пеленге ВП Х. Следовательно, местом судна будет то чка пересечения двух линий пеленгов маяков А и В.
Способ определения места судна по двум пелен гам широко применяется в судовождении. Он прост, достаточно точен, удобен в наблюдениях, особенно учи
тывая, что в пределах видимости судна обычно |
быва |
ет не менее двух маяков. |
судна, |
С большей надежностью определяют место |
когда наблюдают три маяка. В этом случае место суд на будет на пересечении трех линий пеленгов. Третий пеленг одновременно служит контролем достоверно сти, определения. Кроме маяков, пеленгуют и другие объекты (мысы, отдельные островки, горы, утесы, па мятники, приметные строения и т. д.), положения ко
торых нанесены на картах.
При прокладке трех пеленгов может образоваться треугольник погрешностей. Его появление вызывают случайные и систематические погрешности. Если он по явился вследствие случайных погрешностей, то размеры его малы и не превышают 0,5 мили, т. е. размеров слу чайных погрешностей. Место судна в таком случае при нимают либо в его центре, если треугольник равносто
ронний, либо ближе к малой стороне. |
в том случае, |
|
Большой треугольник |
появляется |
|
когда допущен промах |
или имеются |
систематические |
погрешности. Чтобы установить причину, повторяют на блюдения. Если повторная прокладка по-прежнему
92
дает большой треугольник, тогда он вызван система тической погрешностью.
Систематические погрешности происходят из-за не верного положения пеленгуемого объекта на карте, неправильной поправки компаса и неодновременного пе ленгования объектов. Чтобы исключить погрешность в пеленге из-за неверного положения на карте пеленгуе
мого объекта, следует сменить |
объекты пеленгова |
ния. |
|
Систематическую погрешность, |
вызванную погреш |
ностью в принятой поправке компаса, легко определить и исключить. Для этого изменяют па несколько градусов полученные компасные пеленги и заново их прокла дывают на карте. Вновь полученный треугольник может оказаться больше или меньше прежнего, но по добный ему. После этого подобные вершины треуголь ников соединяют прямыми, которые пересекутся в од ной точке. Полученная точка будет местом судна, свободным от систематической погрешности (в пределах случайных погрешностей наблюдений). Саму системати ческую погрешность, в данном случае поправку компа са, определяют следующим образом. С карты снимают значения истинных пеленгов и, сравнивая их с соответ ствующими компасными пеленгами, вычисляют поправ ку компаса как среднее значение из трех разностей меж ду истинными и компасными пеленгами.
Что касается пеленгования, в котором измеренные пеленги должны соответствовать одному моменту, то необходимо всегда придерживаться следующего по ложения. В первую очередь пеленгуют объект, находя щийся ближе к диаметральной плоскости судна, и во всех случаях наблюдения выполняют быстро.
Если пеленгование по каким-либо причинам проис ходит медленно, а судно имеет большую скорость, то для уменьшения погрешности от разновременного пе ленгования пеленги необходимо приводить к одному мо-
93
менту. Для этого пеленгуют первый объект и получают пе ленг П'1, затем второй—П2и снова первый—П"и Полагая, что пеленги изменяются пропорционально времени, рас считывают средний из пеленгов первого объекта П\ =
= •— ---- ^.Для определения места прокладывают пе
ленги П\ и П2. Судовое время и показание лага замеча ют при взятии второго пеленга П2-
Если место определяют по трем маякам, то наблюде ния и расчеты проводят аналогично предыдущим. Су довое время и отсчет лага записывают у обсервованной
точки.
Расстояния до маяков или других каких-либо при метных объектов наиболее часто измеряют при помощи радиолокатора, реже — дальномера. Существуют и дру гие способы, которые применяются большей частью на малых судах и яхтах, где отсутствуют радиолокаторы и дальномеры. Например, можно рассчитать расстояние D, если измерить секстаном угол видимого предмета а, высота Я которого заранее известна. Расчеты произво дятся по формуле D = H ctga. Для удобства в Море ходных таблицах приведена таблица расстояний по вер тикальному углу. Расстояния приведены (в милях) по высоте предмета и вертикальному углу. Сведения о вы соте предмета (маяк, огонь) можно получить из лоций, пособия «Огни и знаки» и т. д.
После того как получено расстояние, например D{ от
судна к маяку А (рис. 24, б), |
его принимают за |
радиус |
и строят окружность, центр |
которой совпадает |
с мая |
ком А. Здесь линией положения является окружность и можно утверждать, что место судна находится где-то на этой окружности, так как все ее точки равны измерен ному расстоянию до маяка А. Измерив расстояние D2 до второго маяка В, получают вторую линию положе ния — тоже окружность. Таким образом, судно находит ся одновременно и на второй окружности. Следователь-
94
но, место судна будет в точке пересечения этих окруж ностей.
Определение места судна по горизонтальным углам основано на свойстве вписанных в окружность углов и опирающихся на одну и ту же дугу. Известно, что все вписанные углы, вершины которых лежат на окружно сти и опираются на одну и ту же дугу, равны между со бой. Отсюда следует, что если измерить с судна угол а между двумя маяками А и В (рис. 24, в), то на карте можно провести окружность, вмещающую этот угол и проходящую через оба маяка. Судно находится где-то на этой окружности. Если дополнительно измерить еще один угол между одним из этих маяков и третьим, то по лучим дополнительную окружность. На пересечении этих двух окружностей будет обсервованное место судна.
Определение места судна по горизонтальному углу является одним из наиболее точных способов. Его до стоинство заключается еще и в том, что отпадает необ ходимость в пеленговании. Последнее обстоятельство важно тем, что на некоторых судах, например яхтах, не всегда имеется нактоуз или пеленгование невозмож но произвести по каким-либо причинам.
Рассмотрим практическую сторону самого общего случая, когда измерены углы трех смежных объектов А, В и С (рис. 25). Углы измеряют секстаном (см. ниже). Чтобы измерения привести к одному моменту, вначале измеряют угол аь например между объектами А и В, затем угол р между объектами В я С, и угол а2. Тогда
для момента измерения угла |
р соответствует среднее |
значение угла |
|
_ __ а 1 + “ |
2 |
2 |
|
Показания судового времени и лага замечают в мо мент измерения угла р. Построения проще выполнять с помощью кальки. Для этого из произвольной точки О на
9 5
Рис. 25. Определение ме ста судна по горизон тальным углам
кальке проводят прямую ов и по обе стороны от нее у
точки О строят углы а |
и р (см. рис. 25). Затем наклады |
|
вают кальку на карту |
и двигают ее так, |
чтобы добить |
ся одновременного прохождения прямых |
оа, ов и ос |
через объекты А, В и С. Место судна на карту можно перенести уколом циркуля в точке О.
Существует еще много других линий положения (изолиний). Здесь уместно упомянуть о тех, которые об
разуются |
постоянством разности |
расстояний, измеряе |
мых до |
двух маяков: Di—D2 |
= AD\ D \—D'2 =& D |
ит. д.
Вданном случае линией положения будет гипербола
(см. рис. 24, г).
Гиперболические линии положения широко применя ются в современных радионавигационных системах, предназначенных для определения места судна.
Во всех случаях мы рассмотрели однотипные ли нии положения и как ими пользуются при определении места судна. В практике судовождения часто применя ются комбинированные способы, например пеленг и рас
стояние, горизонтальный угол и пеленг и т. |
п. Выбор |
и применение их зависят от точности работы |
навигаци |
9 6
онных приборов, расположения береговых ориентиров, гидрометеорологических условий плавания и ряда дру гих причин.
Все эти методы в основном носят визуальный харак тер наблюдений и обладают большой точностью.
Существует много различных способов оценки точно сти обсервации, каждый из которых приемлем для оп ределенного метода получения места судна-
Мы уже говорили о том, что роль обсерваций в счис лении пути судна огромна. Они не только уточняют по ложение места судна, но и вводят исправления в приня тые для этого поправки лага и компаса, а также уточ няют принятые величины дрейфа и течения. В тех слу чаях, когда обсервованное место не совпадает со счислимым местом на одно и то же судовое время, в счисление пути судна вводят исправления. На карту наносят обсервованное место, делают невязку от счислимого места к обсервованному и далее от него ведут про кладку.
С развитием мореплавания улучшились навигацион ные приборы и методы счисления пути, но особенно раз вились способы и средства определения места судна. В этой области большие заслуги принадлежат советско му ученому В. В. Каврайскому.
Определение места судна по небесным светилам
Астрономия — одна из старейших наук и с момента возникновения играла большую роль в практической деятельности человека. Наряду с решением ряда жиз ненно необходимых задач, она предложила приемы и методы ориентировки на Земле и создала способы ис числения времени. На основании астрономических на-
‘/2 4-4811 |
97 |
блюдений составляются точные и детальные географи
ческие карты.
Особенно важную роль в мореплавании астрономия стала играть при больших морских переходах, а затем и в океанских плаваниях. Вначале в открытом море ориентировались по Солнцу, а ночью — по звездам теми же методами, что и на суше. Дальнейшее совер шенствование астрономических методов и приборов находилось в тесной связи с ростом науки и техники. Потребности мореплавания послужили причиной откры тия обсерваторий и создания астрономических инстру ментов для наблюдения за небесными светилами.
Мореходная астрономия как наука, изучающая спо собы определения места судна в море по небесным све тилам, возникла в XV в. В истории ее развития особо важное место занимает изобретение секстана и хроно метра, а затем открытие и освоение высотных линий
положения.
Астрономические методы определения места судна в море имеют ряд преимуществ, например: полная незави симость определений от береговых объектов, простота инструментов, служащих для наблюдений, независи мость точности определения от расстояния судна до бе рега. Последнее преимущество выгодно отличает астро номические методы от радиотехнических. Вместе с тем астрономические имеют и свои недостатки: в плохую по году (облачность, туман и т. д.) место судна определить невозможно; астрономические вычисления трудоемки и требуют специальных знаний и навыков.
Сущность астрономических определений места судна в море сводится к построениям на морской карте линий положения, пересечение которых дает обсервованное ме сто судна. Эти линии называют высотными линиями по ложения. Измеренные высоты светила из любой точки высотной линии положения этого светила будут равны между собой.
9 8
Таким образом, любое определение места судна осно вано на измерении высоты светила (рис. 26), соответст вующих вычислений и построений высотных линий поло жения на морской навигационной карте.
Под высотой светила понимают угол, заключенный между плоскостью истинного горизонта и направлением от глаза наблюдателя на светило. Измерение высоты све тила в море и приборы, служащие для этой цели, суще ственно отличаются от методики измерения высоты на суше и береговых приборов, которые предварительно устанавливают на прочную основу (фундамент, треногу и т. д.). Горизонтальные круги астрономических прибо ров при помощи уровней приводят в плоскость горизонта, а плоскости вертикальных кругов должны проходить че рез зенит. После этого из наблюдений получают высоты светил или другие какие-либо величины.
Основным морским астрономическим угломерным ин струментом является секстан. Этим прибором измеряют высоты светил над видимым морским горизонтом. Сек стан относится к группе отражательных угломерных ин струментов. Измерение высот светил основано на прин
7 24 * |
9 9 |