ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ципе совмещения в поле зрения наблюдателя трубы сек стана прямо видимого горизонта и дважды отраженного
от зеркал светила.
Секстан принадлежит к точным штурманским прибо рам (рис. 27). Он состоит из рамы 1, лимба 2, большого зеркала 8, малого зеркала 7, астрономической или зем ной трубы 10, алидады 3, бесконечного винта с отсчетным барабаном 4, светофильтров перед большим и ма лым зеркалами 6, 5, подъемного механизма 9. Большое зеркало перпендикулярно к плоскости лимба секстана и вращается вокруг оси, перпендикулярной к лимбу. Ма лое зеркало также перпендикулярно к плоскости лимба, но неподвижно. Оба зеркала установлены так, что их отражающие поверхности направлены друг к другу.
При измерении высоты наблюдатель смотрит через трубу на горизонт. Лучи от светила падают на большое зеркало, отражаются от него и падают на малое зерка ло. Затем отражаются от малого зеркала и попадают в поле зрения трубы. Такой ход лучей будет только при определенной установке большого зеркала, вращающе гося вокруг оси. В поле зрения трубы светило должно
100
быть совмещено с горизонтом. Когда дважды отражен ное изображение светила и горизонт совмещены, т. е. ус матриваются по одному направлению, то угол между направлениями на действительное светило и горизонтом равен удвоенному углу между зеркалами. Угол между зеркалами измеряют с помощью лимба. Так как оциф ровка штрихов на лимбе увеличена в два раза, то, сни мая отсчет с лимба, получают величину измеряемой вы соты светила.
Для определения места судна астрономическим спо собом необходимо знать истинную геоцентрическую вы соту светила, т. е. угол между плоскостью истинного го ризонта и направлением из центра Земли в центр свети ла. Высоты светил в море измеряют секстаном над ли нией видимого горизонта. Если наблюдают Солнце или Луну, то измеряют высоты нижнего края светила. Для того чтобы перейти от измеренной секстаном высоты к истинной, необходимо ввести ряд поправок, основные из которых следующие: астрономическая рефракция, накло нение видимого горизонта, радиус светила и параллакс.
Лучи от небесных светил, проходя через земную ат мосферу, преломляются. В атмосфере лучи идут по изо гнутой кривой, обращенной выпуклостью в сторону зенита. Поэтому у глаза наблюдателя возникают два направления: одно на истинное положение светила, а дру гое на его видимое место. Угол между этими направле ниями составляет астрономическую рефракцию. Она всегда как бы приподнимает светило. Величина астро номической рефракции зависит от высоты светила. У го ризонта, где луч проходит сравнительно большую тол щину атмосферы, рефракция достигает наибольшей ве личины — 35'. Эта величина почти равна видимому диа метру Солнца (32'). Если светило находится в зените, то его рефракция равна нулю, так как лучи от него па дают перпендикулярно атмосфере. Астрономическая ре фракция зависит от температуры, влажности и давле
101
ния атмосферы, поэтому ее величина у горизонта часто колеблется и иногда достигает значительных отклоне ний. Астрономическая рефракция является наибольшей поправкой, и ею всегда исправляют измеренные высоты.
Вторая поправка — наклонение видимого горизонта, т. е. угол между плоскостью истинного горизонта и на правлением на видимый горизонт. Наклонение горизонта зависит от высоты глаза наблюдателя над уровнем мо ря. Чем больше высота глаза, тем больше наклонение горизонта, и наоборот. В числовой коэффициент накло нения горизонта входит величина, характеризующая земную рефракцию. Земная рефракция часто изменяет свою величину, а это влечет за собой изменение накло нения горизонта. Величина наклонения горизонта может изменяться в одну и другую сторону относительно зна чений, которые приведены в таблицах. Эта особенность понижает точность астрономического определения места судна в море.
Как уже говорилось ранее, у светил, имеющих боль шой видимый угловой диаметр (Солнце, Луна), измеря ют высоты нижнего края диска. Для расчетов необходи мо знать высоту центра светила. Поэтому измеренную высоту исправляют поправкой за угловую величину ради уса и получают высоту центра светила. Значение угло вой величины радиуса светила берут из Морского астро номического ежегодника (МАЕ). Это навигационное пособие, необходимое штурману для расчетов астрономи ческих определений места судна и поправки компаса. Ежегодник составляет и разрабатывает Ленинградский институт теоретической астрономии Академии наук
СССР, а издает главное управление навигации и океанографии МО. В МАЕ приводятся данные о положении светил на все даты года и на целые часы гринвичского времени, а это дает возможность вычислять положения светил на любое время; различные таблицы упрощают расчеты при определении места судна.
102
Рис. 28. Круг равных высот
В Ежегоднике все координаты светил отнесены к центру Земли. Наблюдатель измеряет высоты светил с поверхности Земли, поэтому в положении светил возни кают кажущиеся смещения. Это явление называют па раллаксом. Для того чтобы измеренные высоты привести к центру Земли, их исправляют поправкой за параллакс.
В чем заключается идея астрономического определе ния места судна в море по линиям равных высот?
Если во время измерения высот двух каких-либо све тил заметить моменты по хронометру, который установ лен по гринвичскому времени, то с помощью МАЕ мож но вычислить их гринвичские часовые углы irpi и Ар2> а
также склонения этих светил 6i и 62, т. е. небесные коор динаты, указывающие положение светил на небесной сфере. Так, гринвичский часовой угол—дуга небесного экватора от гринвичского меридиана до меридиана све тила, а склонение — дуга меридиана светила от небесно
го экватора до светила.
Изобразим Землю и небесную сферу так, чтобы их центры находились в центре Земли 0 (рис. 28). Дуга
Ю З
qq' — земной, а дуга QQ' — небесный экваторы. Точки Pn и Pn соответственно будут земной полюс и полюс мира. В точке Гр находится Гринвич, а его зенит — на небесной сфере в точке Zrp. На Земле гринвичский мери диан изображается дугой р^ Грд, а на небесной сфере — меридиан, проходящий через зенит Гринвича Pn Zrp Q. Рассмотрим на небесной сфере светило, находящееся в точке А. Проекцию этого светила на земную поверх ность (точка а) принято называть полюсом освещения.
Теперь измерим секстаном высоту светила А и вы числим его зенитное расстояние 2 = 9 0 °—h. После этого, приняв за центр полюс освещения а светила А, постро им окружность со сферическим радиусом, равным полу ченному зенитному расстоянию. Все точки этой окруж ности обладают тем свойством, что они будут равно удалены от полюса освещения на расстояние 2 = 9 0 °—h.
Из этого вытекает важный практический вывод, а именно: если измерять высоты светила А из любой точ ки окружности ai Рь то все высоты будут равны между собой. Такая особенность свойственна только точкам этой окружности, поэтому ее называют окружностью равных высот. В дальнейшем, как это принято в судо вождении, ее будем называть кругом равных высот, или кругом равных зенитных расстояний.
Итак, если измерить высоту светила А и вычислить его зенитное расстояние 2, затем из полюса освещения а сферическим радиусом, равным полученному зенитному расстоянию, провести круг, то можно утверждать, что место судна находится где-то на этом круге равных вы сот. Но это еще не определяет точное место судна.
Необходимо еще измерить вусоту второго светила, вычислить его зенитное расстояние и, воспользовавшись им, провести второй круг равных высотОчевидно, что судно должно находиться и на этом круге.
Удовлетворить условию, чтобы судно одновременно находилось на обоих кругах равных высот, возможно
J 04
только в том случае, если судно будет находиться в точ ке пересечения этих кругов. Но круги равных высот пе ресекаются в двух точках, расстояние между которыми очень большое и исчисляется тысячами миль, например, если одна точка находится в Тихом океане, то другаяможет оказаться в Атлантическом или даже где-то наматерике. В какой именно точке находится в данный мо мент судно, всегда подскажут счислимые координаты,, так как ошибка в счислении редко достигает 30—401 миль.
Все рассмотренные построения для определения мес та судна легко выполнить на земном глобусе. Чтобы на него нанести полюс освещения, необходимо знать коор динаты: широту и долготу. Так как светила по отноше нию к своим полюсам освещений находятся в зените,, то небесные координаты светил, и географические коор динаты полюса освещения будут иметь следующую за висимость: географическая широта равна склонению, а1 долгота — гринвичскому часовому углу светила. Скло нение светила и гринвичский часовой угол, как ранее упоминалось, рассчитывают с помощью МАЕ по заме ченному времени хронометра в момент наблюдений.
После нанесения полюсов освещений на земном гло бусе необходимо вокруг них начертить круги равных вы сот с радиусами, равными зенитным расстояниям изме ренных светил. Ближайшая к счислимому месту точка пересечения кругов равных высот будет действительным местом судна, т. е. обсервованной точкой.
Чтобы построить круги равных высот на земном гло бусе с учетом необходимой точности в V дуги, потребу ется большая сфера, диаметром примерно около 7 м. Та кие размеры земного глобуса практически не позволяют работать с ним. Удобнее пользоваться имеющимися на судне морскими картами, на которых ведется прокладка.
На морских картах вблизи счислимого места судна часть круга равных высот заменяют прямой, которую
105
Рнс. 29. Графические по строения высотных ли ний положения при аст рономических определе ниях места судна
называют высотной линией положения. Все построения на карте выполняют от счислимого места судна.
Сущность построения высотной линииположения на карте заключается в следующем (рис. 29). От счислимой точки в направлении полюса освещения светила, которое определяется азимутом светила, откладывают разность между истинной, т. е. полученной из наблюдений, и счис лимой высотами. Счислимая высота вычисляется по специальным формулам для счислимого места судна. В конце отложенного отрезка разности высот наносят точку, которую называют определяющей. Через эту точ ку проводят линию, перпендикулярную направлению на полюс освещения. Полученная линия и есть высотная
.линия положения. Если такое построение выполнить для второго светила, то в результате получим вторую линию положения. Точка пересечения этих двух линий положе ния будет обсервованным местом судна. У обсервованного места судна на карте записывают судовое время в момент наблюдений и отсчет лага. Дальнейшее счис ление пути ведут от полученной обсервованной точки.
Такова общая идея определения места судна по вы сотным линиям положений. В практике астрономических
106
Рис. 30. Звездный глобус
определений места судна наблюдения часто проводят так, чтобы одно из наблюдаемых светил находилось в меридиане, вблизи меридиана или являлось Полярной звездой. Частные случаи выгодны тем, что в них значи тельно сокращается объем вычислений и, следовательно, меньше затрачивается времени для получения оконча тельного результата. Например, если для вычисления и
построения |
одной высотной линии необходимо около |
10 мин, то |
в частных случаях лишь 3—5 мин. |
Для определения места судна штурман днем измеря ет высоты Солнца, а вечером и утром, когда хорошо ви ден горизонт, — высоты звезд и планет. Это время совпа дает с сумерками. Хорошо видны планеты и яркие звез ды, но не всегда их удается опознать и определить на звания, особенно если часть неба покрыта облаками. В таких случаях штурман пользуется звездным глобу сом, который помогает ему определить названия звезд и планет, подобрать звезды для наблюдений и заранее приближенно определить их высоту и направления.
Звездный глобус (рис. 30) — это пустотелый шар, изображающий небесную сферу с нанесенными на нем основными кругами, линиями и положениями звезд. Для определения, например, названия звезды штурман по
107