ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
географической широте и времени устанавливает звезд ный глобус так, чтобы он изображал небесную сферу с таким же расположением звезд. Измерив высоту звезды и определив направление (азимут) на нее, штурман находит ее на звездном глобусе и определяет название.
Гидрометеорологическое обеспечение мореплавания
Информация судов о гидрометеорологической обста новке является важным фактором в обеспечении бе зопасности мореплавания. Гидрометеорологическое обеспечение мореплавания осуществляет Главное управ ление гидрометеорологической службы при Совете Ми нистров СССР (ГУ ГМС).
Главное управление гидрометеорологической службы постоянно информирует о гидрометеорологических усло виях в океанах, морях, акваториях портов и т. д. Оно пе редает краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды, предупреждает об опасных для мореплавания явлениях погоды и режимах моря, осуществляет консультации, снабжает справками и пособиями по гидрометеорологи ческому режиму океанов и морей.
В настоящее время большое распространение полу чили факсимильные передачи метеорологической инфор мации. Суда снабжены специальной факсимильной ап паратурой. Наибольшее распространение получил фото телеграфный приемный аппарат «Ладога», который при
нимает синоптические карты, метеосводки и текстовой материал.
Ледовой службой в СССР также руководит ГУ ГМС при Совете Министров СССР и Министерство морского флота. Ледовая служба изучает ледовый режим морей, осуществляет ледовый прогноз и информирует о ледовой
108
обстановке. Эта служба разрабатывает и издает раз личные руководства и наставления для плавания в ле довых условиях. Она организует экспедиции, ледовые патрули и ледокольные службы-
Министерство морского флота организует выполне ние наблюдений на многих судах (четыре раза в сутки) и передачу результатов в местные управления гидроме теослужбы.
Кроме того, радиостанции ММФ два раза в сутки пе редают гидрометеорологическую информацию по всем штатным районам. В срочном порядке передают штормо вые предупреждения.
Прогнозы погоды по данному району и ежеднев ные гидрометеорологические бюллетени погоды достав ляет пароходству, морскому агенту «Инфлот», службам мореплавания и аварийно - спасательных подводных и технических работ (АСПТР) пароходств, а также капи тану порта бюро погоды.
Радиостанции пароходств, по установленному ими расписанию, передают суточные прогнозы погоды и вол нения моря, уточнения и изменения, штормовые преду преждения, ледовые прогнозы и обзоры. Гидрометеоро логическую информацию, особенно штормовые преду преждения, передают всеми средствами связи и сигна лизации, в том числе сигнальными постами и мачтами.
Познакомимся с основными физическими явлениями, происходящими в атмосфере, некоторыми метеорологи ческими и океанографическими элементами.
Атмосферу — газовую оболочку |
Земли, принимают |
равной высоте 1000 км. Верхний |
слой атмосферы — |
ионосфера. Она имеет повышенную электропроводимость и способность отражать радиоволны. Нижняя граница ионосферы находится на высоте 70—80 км. Под ионо сферой расположена стратосфера с нижней границей на высоте 10—12 км. Здесь наблюдаются сильные ветры. Самый нижний слой — тропосфера, в ней образуются
109
облака, выпадают осадки, происходит сильная конвек ция воздуха и т. п. Температура в тропосфере убывает с высотой, в среднем 0,5° на 100 м.
Метеорологические элементы характеризуют процес сы, протекающие в воздушной среде. К ним относятся: температура и влажность воздуха, туманы и осадки, ат мосферное давление, ветер и ураганы.
Суточный ход температуры воздуха над морем не сколько меньше, чем над сушей. Наименьшая темпера тура наблюдается перед восходом Солнца и наибольшая около 12 ч 30 мин. (над сушей около 14 ч). Годовой ход температуры воздуха в малых широтах мал и увеличи вается с увеличением широты.
Массу (в граммах) водяного пара, находящегося в 1 м3 воздуха, называют абсолютной влажностью. Коли чество водяного пара в.воздухе чаще выражают величи ной его упругости е, выраженной в миллиметрах ртут ного столба (в миллибарах): е=0,0008 (t—t') р. Здесь t н t' — температуры соответственно по сухому и влаж ному термометрам психрометра, а р — атмосферное давление.
Абсолютная влажность тем больше, чем больше тем пература, особенно после полудня, в теплые месяцы и в наиболее теплых морях. Если в воздухе при данной тем пературе содержится максимально возможное количест во пара, то его называют насыщенным. Температуру воздуха, когда при заданной абсолютной влажности наступает насыщение, называют точкой росы.
Отношение упругости водяного пара, содержащегося в воздухе (абсолютная влажность), к упругости водяно го пара, насыщающего воздух при данной температуре, называют относительной влажностью. Над морями отно сительная влажность примерно постоянна и составляет около 80%.
Влияние низкой температуры на суда отрицательно, ибо образуется ледяной покров, затрудняющий продви-
110
жение судна. При низких температурах воздуха проис ходит обмерзание водяных брызг, попадающих на над водную часть судна и вызывающих обледенение, сниже ние скорости и уменьшение остойчивости. Высокие температуры снижают мощность главных двигателей (например дизелей, для которых важна масса заряда воздуха, всасываемого в цилиндры), вызывают нагрева ние корпуса и создают сложные условия для хранения перевозимого груза. Высокая влажность воздуха в со четании с высокой температурой при определенных ус ловиях может привести к конденсации влаги в трюмах,
и порче |
грузов. |
воздуха |
измеряют с по |
Температуру и влажность |
|||
мощью |
аспирационного психрометра, |
который состоит |
|
из двух |
ртутных термометров. |
Резервуар правого тер |
мометра обернут батистом, и перед измерением темпе ратуры его смачивают дистиллированной водой. По по казаниям температур сухого и смоченного термометров
спомощью специальных таблиц определяют абсолютную
иотносительную влажность воздуха, а также точку ро сы. Для непрерывной записи относительной влажности воздуха служит гигрограф, температуры — термограф.
Давление, создаваемое массой воздуха, называют ат мосферным. Нормальное давление воздуха уравновеши вает столб ртути в 760 мм на уровне моря в широте 45° и при температуре 0°С. Атмосферное давление измеряют барометром-анероидом, а непрерывно регистрирует его
изменения барограф.
В высоких слоях атмосферы образуются облака, ко торые представляют собой скопление мельчайших ка пель или кристаллов льда. Летом облачность чаще появ ляется ранним утром и после полудня, а зимой — утром и ночыо. На земном шаре наибольшая облачность на блюдается в экваториальной зоне и в широте 60 — 80°.
Облачность измеряют в баллах от 0 до 10:0 — небо чистое, 10 — небо полностью закрыто облаками.
111
Облака делят на три класса: нижнего яруса (с вы сотами меньше 2- км), среднего (от 2 до 6 км) и верх
него (более 6 км).
Из облаков выпадают осадки: дождь, снег, ледяной дождь, ледяная крупа, снежная крупа, град и т.д. Неко торые осадки выделяются на поверхности земли: роса, иней, изморозь, гололед, жидкий налет и т. д. Количе ство осадков определяют толщиной слоя, покрывающего земную поверхность, и измеряют его в миллиметрах. В
СССР наибольшее количество осадков выпадает в Бату
ми, в среднем за год |
2500 мм, а на земном шаре — в |
Черрапунджи (Индия) |
— 12 665 мм. |
Конденсация водяного пара в слоях воздуха, приле |
гающего к земной поверхности, образует туман. Разли чают дымку, слабый и сильный туман.
Ветер — горизонтальное передвижение воздуха, вы званное разностью давлений в атмосфере. Ветер харак теризуется скоростью, направлением и силой.
В районе экватора массы воздуха перемещаются от центров высокого давления к центрам низкого давления и совпадают с направлением барического градиента (уменьшения давления). По сторонам от экватора ветер отклоняется от направления градиентов вправо в север ном и влево в южном полушариях. Поэтому, если встать
•спиной к ветру, то низкое давление в северном полуша рии будет слева от наблюдателя, в южном — справа.
Сила ветра зависит от разности давлений, т. е. от ве личины барического градиента. Ее оценивают с по мощью специальной шкалы Бофорта, которая имеется в Мореходных таблицах и других пособиях.
На движущемся судне наблюдают кажущийся ветер, который является результатом сложения скоростей ис тинного и курсового ветров. Вектор скорости курсового ветра равен вектору скорости судна, но направлен в
•противоположную сторону. Скорость кажущегося ветра на судне замеряют с помощью ручного анемометра, а
.112
Рис. 31. Графический способ определения истинного ветра
его направление определяют по специальному конусу на мачте, надуваемому ветром, или просто по направле нию дыма, выходящего из трубы.
Направление и скорость истинного ветра определяют с помощью треугольника векторов, как это показано на рис. 31. Из точки О откладывают вектор кажущегося
ветра У„в и в том же масштабе — вектор курсового вет
ра — W. Замыкающий вектор ВА, проведенный с конца вектора курсового ветра в конец вектора кажущегося
ветра (или параллельный ему ОС) будет вектором ис тинного ветра К„в и укажет его направление и скорость.
На судне направление истинного ветра и его ско рость определяют с помощью ветрочета — круга СМО, который устроен на принципе построения треугольника векторов. Скорость ветра утром обычно возрастает, ве чером —• уменьшается.
В малых, а иногда и в умеренных широтах в летнее время наблюдаются смерчи. Это вихри большой разру шительной силы с диаметром 50—100 м и высотой до 1000 м. Одна из разновидностей смерча — торнадос, он больше по размерам, обладает большой скоростью вра щения и огромной разрушительной силой. Торнадосы
5-4811 |
113 |
наиболее часто возникают в Северной Америке, на тер
ритории США.
Увеличение ветра от штиля до значительной величи ны называют шквалом.
Пассаты — постоянные ветры, дующие в полосе от эк ваториальной полосы затишья до широты 30°. В север ном полушарии их направление от северо-востока, в южном — от юго-востока. Сила ветра небольшая (3—5 баллов). В полосе пассатов обычно ясная погода и малое количество осадков.
Муссоны — достаточно устойчивые ветры, меняющие свое направление от зимы к лету. Зимой в умеренных широтах муссоны дуют с материка на океан, а летом — с океана на материк. Летние муссоны характерны высо кой влажностью, облачностью, сопровождаются осадка ми; зимние — сухие и при ясной погоде. Смена муссонов происходит в апреле—мае и в октябре—ноябре.
К местным ветрам относят бризы, бора, фен и не которые другие.
Бризы — это ветры на приморских побережьях, днем
•они дуют с моря на сушу, ночью — с суши на море; бо ра — холодный ветер очень большой силы, дует от севе ро-востока из охлажденных мест вдоль крутых склонов к морю, наблюдается в Новороссийске и у северных берегов Адриатического моря, а также на Новой Земле и Средиземноморском побережье Франции; фен — су хой и теплый ветер, дующий с гор.
Полные сведения о ветрах на морях приводятся в морских атласах и на ежемесячных гидрометеорологи ческих картах.
Наиболее резко погода изменяется при прохождении линии фронтов, т. е. линии соприкосновения двух воздуш ных масс, обладающих различными физическими свойст вами и проходящих над поверхностью моря или земли.
В теплом фронте теплые массы воздуха наползают на холодные. Перед теплым фронтом падает давление,
1!4
появляются перистые облака и наблюдаются туманы. За тем появляются перисто-слоистые, высокослоистые и слоисто-дождевые облака, из которых впереди линии фронта в полосе до 200 км выпадают обложные осадки. Ветер усиливается и поворачивает вправо.
Вхолодном фронте воздушные массы вклиниваются
втеплые. Если холодный воздух движется быстрее от
ступающего теплого, то впереди образуется вал. Теплый воздух бурно вытесняется кверху, и по фронту возника ют сильные порывы ветра и шквалы. В поднимающемся теплом воздухе образуются мощные ливневые облака, которые сопровождаются градами. Если холодный воз дух движется медленнее отступающего теплого, то дав ление перед фронтом падает и наступает зона облож
ных осадков.
Бывают случаи, когда теплая масса располагается между двумя холодными, догоняющими одна другую, причем теплая вытесняется вверх. В результате проис ходит смыкание холодных масс, называемое окклюзией. Фронт между этими массами называется фронтом окклюзии. Он сопровождается пониженной видимостью, осадками, сильным ветром, который вызывает волнение
моря. |
|
зарождающа |
Циклон — область низкого давления, |
||
яся на границе двух масс воздуха |
разной температуры. |
|
В развившемся циклоне изобары |
(линии |
одинакового |
давления) образуют систему замкнутых |
концентриче |
ских кривых. Понижение давления в циклонах направ лено от периферии к центру. Это обуславливаетнаправ ление ветров: в северном полушарии — «вихрь» против часовой стрелки, в южном — по часовой (рис. 32).
Диаметры циклонов, образующихся в умеренных ши ротах, — от нескольких сот до 2000 миль. Скорость их перемещения 30—60 км/ч.
Наблюдая за циклонами, т. е. за облачностью, на правлением ветра, изменением атмосферного давления
5* |
115 |
Рис. 32. Схема циклона:
л — в северном полушарии; б — в южном полушарии
и температурой воздуха, можно сделать некоторые важ ные выводы. Если движение облаков не совпадает с на правлением ветра у земли, то наблюдатель находится в передней части циклона. Через один-два дня следует ожидать продолжительных осадков и понижения тем пературы летом и повышения зимой. Если кучевые обла ка и ветер у земли движутся в одном направлении, то наблюдатель находится в концевой части циклона и сле дует ожидать улучшения погоды.
Нетрудно установить положение судна относительно пути движения центра циклона. Если в северном полуша рии направление ветра изменяется по часовой стрелке, то наблюдатель находится в правой половине циклопа, если против часовой стрелки — то в левой. Для южного полушария следует сделать обратное заключение.
Циклоны, возникающие в тропиках, называют тропи ческими (в Вест-Индии — ураганами, к востоку от
Азии — тайфунами). Тропические |
циклоны имеют неко |
торые особенности: они меньших |
размеров (200—300 |
миль в диаметре), у них значительно большие изменения
116
в атмосферном давлении, а скорость ветра достигает ура ганной силы — 100 км/ч.
При приближении тайфуна появляется зыбь, идущая не от того направления, от которого дует или дул ранее ветер. При приближении центра тайфуна атмосферное давление резко падает. Перистые облака сменяются на громождением ливневых, наступает предгрозовоое за тишье с удушливой жарой. Затем температура воздуха падает, дождь переходит в тропический ливень.
В северном полушарии ветры в области тайфуна от клонены от направления на его центр вправо в среднем на 60°, а при приближении к центру увеличиваются до 90°- Поэтому, чтобы определить центр тайфуна, необхо димо стать спиной к ветру, тогда он будет находиться
впереди, |
примерно на 60° влево от направления |
ветра. |
|
В центре |
тайфуна («глаз бури»)— слабый |
ветер и |
|
бурное |
море. |
При прохождении центра тайфуна ве |
тер усиливается до ураганного, затем постепенно сла беет.
Чтобы правильно выбрать курс при встрече с тропи ческим циклоном, в северном полушарии необходимо ру ководствоваться следующими правилами: при прохожде нии правой половины тропического циклона лечь в бей девинд правого галса (ветер привести в правую скулу, см. рис. 22) и сохранять этот курс, пока барометр не начнет подниматься; при прохождении левой половины — лечь в бакштаг правого галса (привести ветер в корму справа) и держать этот курс до выхода из зоны тропи ческого циклона. Если судно оказалось на пути центра тайфуна, то также перекладывают руль в бакштаг пра вого галса и держатся, как указано ранее.
В южном полушарии при прохождении левой поло вины циклона ложатся в бейдевинд левого галса, сохра няя курс до начала подъема барометра, в правой поло вине — в бакштаг левого галса и держат, как указано ранее. Если судно находится на пути тайфуна, то необ-
117