Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

будет равно разности электродвижущих сил, возбуждае­ мых электромагнитным полем в обоих проводниках. Та­ кую конструкцию называют рамочной антенной, или рам­ кой, она является важной частью радиопеленгатора.

Установим рамочную антенну так, чтобы ее плоскость располагалась перпендикулярно направлению распрост­ ранения радиоволн. Так как в этом случае обе ветви находятся на одинаковом расстоянии от радиомаяка, то возникающие в них электродвижущие силы будут равны по величине. На входе приемника отсутствует их раз­ ность, поэтому звука в телефонах не будет.

Если плоскость рамки расположить в направлении распространения радиоволн, то в обеих ее ветвях воз­ никнут разные электродвижущие силы. Теперь на входе приемника будет наибольшая их разность и, следова­ тельно, в телефонах появится наибольший звук.

Поворачивая рамку в вертикальной плоскости, можно получить наименьшую, наибольшую или промежуточную интенсивность принимаемого сигнала. По интенсивности звука можно определять направление на радиомаяк, посылающий сигналы.

Направление на радиомаяк определяют по минимуму сигнала, так как в этом случае при повороте рамки на небольшие углы вызывается заметное на слух изменение в слышимости сигнала. Если поворачивать рамку около положения максимума громкости сигнала, то изменение силы звука будет меняться незначительно, поэтому оп­ ределение направления на радиомаяк может колебаться в больших пределах.

Из всего сказанного следует, что пеленгование «по минимуму» является более точным, чем пеленгование «по максимуму». Метод пеленгования «по минимуму» получил широкое распространение.

Итак, в зависимости от угла поворота антенны гром­ кость сигнала будет изменяться. В момент приема ми­ нимума слышимости сигнала положение указателя, пер-

125

пендикулярного плоскости рамки, укажет направление на радиомаяк. Угол поворота рамки, определяемый от­ носительно диаметральной плоскости судна, является курсовым углом радиомаяка, а угол, определяемый от­ носительно северной части меридиана, — истинным ра­ диопеленгом.

В настоящее время на судах применяются радиопелен­ гаторы с двумя взаимно перпендикулярными неподвиж­ ными рамками. Они соединены с гониометрическим уст­ ройством, которое предназначено заменить вращение рамки вращением небольшой катушки. Сущность пелен­ гования остается той же.

Итак, радиопеленгатор (т. е. радиоприемное устрой­ ство) состоит из антенного устройства, радиоприемника и индикатора. Антенное устройство, идею работы кото­ рого мы уже рассмотрели, является наиболее характер­ ным узлом радиопеленгатора, определяющим специфику его работы.

Радиоприемник выбирает из всех сигналов, приня­ тых антенным устройством, сигнал нужной частоты, уси­ ливает и преобразовывает его, а затем подает на инди­ катор. В соответствии с международными правилами для морского радиопеленгования выделены диапазоны радиоволн от 255 до 535 и от 1605 до 2850 кГц.

Индикатор указывает, при каком положении антенно­ го устройства можно брать отсчет по шкале радиопелен­ гатора, или непосредственно выдает отсчет направления на радиомаяк. В зависимости от типа индикатора

радиопеленгаторы подразделяют на слуховые и визу­ альные.

В слуховых радиопеленгаторах индикация осущест­ вляется при помощи телефонов или громкоговорителей по силе звука на выходе приемника. Слуховые радиопе­ ленгаторы просты по устройству, их стоимость сравни­ тельно мала. При работе с ними требуется значительное время для взятия пеленга, а процесс сравнения слыши-

126


мости сигналов связан с появлением субъективных оши­ бок. В настоящее время из слуховых радиопеленгаторов широкое распространение получил радиопеленгатор «Рыбка» (рис. 33). Им оборудуют суда рыбопромысло­ вого и морского флотов неограниченного района плава­

ния в любых широтах.

Радиопеленгатор «Рыбка» выпускается в различных вариантах в зависимости от типа питающей сети, спо­ соба аварийного питания и типа гирокомпаса, с которым радиопеленгатор сопрягается, типа примененного рамоч­ ного антенного устройства и т. д.

В визуальных радиопеленгаторах индикатором слу­

жит прибор

с визуальным отсчетом,

например

стре­

лочный прибор, электроннолучевая

трубка (ЭЛТ)

и т. д.

радиопеленгаторы относят к группе

про­

Слуховые

стых, т. е. неавтоматических. В них диаграмму направ­ ленности вращают вручную, а положение антенного устройства, при котором можно брать отсчет пеленга, оп­ ределяют на слух.

В автоматических радиопеленгаторах сам индикатор автоматически непрерывно показывает величину пелен­ га по соответствующему отсчету. Наибольшее распрост­ ранение получили двухканальный визуальный радиопе­ ленгатор с электроннолучевой трубкой «Румб» (рис. 34), одноканальный визуальный радиопеленгатор с вычерчи­ вающейся диаграммой направленности и др.

Радиопеленгатор «Румб» имеет визир, вдоль которо­ го проведена диаметральная линия. Чтобы определить направление на радиомаяк, необходимо повернуть визир и совместить его диаметральную линию со светящейся линией на экране. Отсчет по неподвижной шкале будет направлением на радиомаяк относительно диаметраль­ ной плоскости судна.

В одноканальном визуальном радиопеленгаторе с вычерчивающейся диаграммой направленности на экра-

127


Рис. 33. Радиопеленгатор «Рыбка»

Рис. 34. Визуальный радиопеленгатор «Румб»

не ЭЛТ вычерчивается фигура, имеющая форму «двух­ лопастного пропеллера». Отсчет пеленга снимают также по неподвижной шкале, совмещая визир с осью «пропел­ лера»-

Место судна определяют так же, как и по визуальным пеленгам: на карте прокладывают радиопеленги от ра­ диомаяков, а за обсервованное место принимают точку их пересечения.

С помощью радиопеленгатора определяют направле­ ние на радиомаяк относительно диаметральной плоско­ сти судна. Угол между носовой частью диаметральной плоскости судна и направлением на радиомаяк называ­ ют радиокурсовым углом (рис. 35). Если к истинному курсу прибавить радиокурсовой угол, получим истинный радиопеленг, который служит для прокладки радиопе­ ленгов.

Современные радиопеленгаторы дают показания совместно с подведенными к ним репитерами гироком­ пасов. Поэтому штурман при пеленговании может по­ лучить непосредственно компасный радиопеленг, а по­ сле исправления его соответствующими поправками — истинный.

При расчете и прокладке радиопеленги исправля­ ют поправками, которые зависят от навигационной карты и от внешних условий распространения радио­ волн.

На точность радиопеленгования влияет множество внешних факторов (например, электромагнитное поле судна, создающее радиодевиацию, ночной эффект, береговая рефракция и др.). При правильной методи­ ке наблюдений влияние этих факторов значительно сни­ жается.

Особенно важно при радиопеленговании учитывать радиодевиацию. Это явление заключается в том, что направление, показываемое радиопеленгатором, опре­ деляется в искаженном поле и отлично от направления

129

Рис. 35. Соотношение между истинным курсом судна и радиокурсовым углом (f — радиодевиа­ ция, г|з — ортодромнческая поправка)

прихода сигнала от радиомаяка. Искаженное поле воз­ никает вследствие влияния дополнительного электро­ магнитного поля, создаваемого металлическими частя­ ми судна. Радиодевиация иногда достигает большой величины, особенно при неудачном расположении ра­ диопеленгатора. Для уменьшения ее влияния рекомен­ дуется устанавливать пеленгатор возможно выше и так, чтобы все крупные металлические части судна располагались симметрично относительно рамки. Ве­ личина радиодевиации находится в тесной связи с ра­ диокурсовым углом радиомаяка.

Существуют различные способы уничтожения ра­ диодевиации, однако полностью уничтожить ее прак­ тически не удается. Поэтому путем специальных на­ блюдений определяют ее остаточное значение и учи­ тывают его при вычислении радиопеленгов.

Ночью на рамочную антенну поступают поверхно­ стные и отраженные от ионосферы радиоволны. Их суммарная величина порождает ночной эффект. Он вызывает увеличение и расплывчатость угла молча­ ния, его смещение, а сила сигнала часто колеблется. Особой интенсивности ночной эффект достигает во

130


время восхода и захода Солнца. Его влияние также сильно сказывается на расстояниях более 25—30 миль. Для уменьшения влияния ночного эффекта радиостан­ ции стараются пеленговать с возможно более близкого расстояния и по возможности избегают радиопеленго­ вания за 1—2 ч перед (или после) восходом и заходом Солнца.

На границе раздела вода — суша возникает берего­ вая рефракция — изменение фазовой структуры элек­ тромагнитного поля. Это вызывает изменение направ­ ления распространения радиоволн. Объяснение сущ­ ности береговой рефракции дано в работах советских ученых академиков Л. И. Мандельштама, II. Д. Папалекси, В. А. Фока и др.

Точность радиопеленгования зависит от многих факторов, поэтому штурман должен всегда анализи­ ровать обсервованное место судна, полученное по радио­ пеленгам, и давать ему критическую оценку.

В судовождении широко используются и радиома­ яки направленного действия: секторные, вращающиеся

и створные. Из них

секторные (всенаправленные) ра­

диомаяки — наиболее

современные

радиотехнические

средства, к настоящему времени

достигли высокой

степени совершенства. Они дают возможность опреде­ лить пеленг от направленного радиомаяка, который в сочетании с пеленгом другого секторного радиомаяка дает обсервованное место судна.

Направленные радиомаяки имеют большую даль­ ность действия. При благоприятных условиях она до­ стигает 1000—1500 миль. Пользоваться ими на рас­ стояниях меньше 25 миль не рекомендуется, так как возможны большие погрешности. На малых расстояниях секторный радиомаяк может быть использован как ра­ диомаяк кругового действия.

Самое оольшое достоинство секторных радиомая­ ков заключается в том, что для определения пеленга

131

их сигналы можно принимать с помощью обычного средневолнового радиоприемника. Процесс приема сиг­ налов очень прост и заключается в подсчете точек и тире, передаваемых секторным радиомаяком. Если пользуются радиопеленгатором, то прием ведут на вертикальную антенну.

Секторный радиомаяк состоит из трех антенн, расположенных на одной линии и удаленных друг от друга на расстояние около двух миль. Все антенны питаются от одного общего передатчика. Во время работы радиомаяка в течение цикла в пространство по смежным секторам передается 60 точек и 60 тире, т. е. направленные излучения. Точки и тире будут слышны в

определенных секторах (рис.

36). На линиях пересе­

чения секторов точек и тире

будет слышен сплошной

звук.

Эти линии называют

радиосигнальными зо­

нами.

 

 

В

момент начала передачи сигналов направления

равносигнальных зон точно известны, так как для дан­ ного маяка они всегда одни и те же. Затем все секто­ ры и их равносигнальные зоны равномерно поворачи­

ваются, занимая место соседних.

В направлениях, в

которых в начале цикла прослушивались

тире, в кон­

це будут прослушиваться точки.

Такое

перемещение

направленных секторов достигается управлением фаз антенных токов.

Рассмотрим определение радиопеленга с судна на секторный радиомаяк. Допустим, что судно находится в точке А — сектор точек (см. рис. 36). Для того чтобы определить пеленг на радиомаяк, необходимо дополни­ тельно определить угол между равносигнальной зоной 3 и пеленгом точки А. Этот угол определяют подсчетом точек между началом работы цикла передачи точек и моментом, когда равносигнальная зона 3 проходит че­ рез место судна А. Для точного определения момента прохождения равносигнальной зоны через место судна

132


существуют разные способы,

как, например,

подсчет

точек и тире, пользование секундомером и т.

д. Точно

так

же определяют

пеленг

второго радиомаяка. Ме­

сто

судна находят

на пересечении двух

радиопе­

ленгов.

Штурманы для определения места судна пользуются специальными картами секторных радиомаяков. На них заранее вычерчены линии пеленгов, у которых ука­ зано количество точек или тире. Место судна будет на­ ходиться в точке пересечения двух линий, соответству­ ющих подсчитанным значениям знаков секторных ра­ диомаяков. Обсервованное место переносят на путевую карту, по которой ведут счисление пути судна.

Из всех современных средств морской радионавига­ ции секторные радиомаяки обладают существенными преимуществами перед другими системами: точность пеленгования, большая дальность действия, возмож­ ность использования обычных судовых радиоприемни-

Рис. 36. Характеристика секторного излучения всенаправленных маяков

133-

ков и исключительная простота приема сигналов и об­ работки вычислений.

В настоящее время во всем мире работает уже мно­ го секторных радиомаяков, зона действия которых ох­ ватывает северные части Атлантического и Тихого океа­ нов с прилегающими к ним морями и часть Северного Ледовитого океана у берегов Европы.

Направленные вращающиеся радиомаяки получили значительное распространение (особенно в Японии). Дальность их действия сравнительно небольшая (50— 100 миль). Однако простой прием сигналов, удобный расчет пеленгов и несложная аппаратура делают их популярными для определения места судна, особенно среди рыбопромысловых судов. Сигналы вращающихся радиомаяков могут быть приняты с помощью обыкно­ венного приемника. Если используется приемник радио­ пеленгатора, то он должен быть переключен на вер­ тикальную антенну.

Вращающийся радиомаяк работает на принципе приема минимума сигнала. Диаграмма излучения име­

ет форму восьмерки,

или кардиоиды,

которая

равно­

мерно вращается в горизонтальной плоскости.

В

мо­

мент,

когда угол молчания совпадает

с характерным

направлением, например севером, югом,

востоком

или

западом, подаются специальные сигналы

(буква

азбу­

ки Морзе), вслед за

ними передают

точки. Каждая

точка

соответствует

повороту

диаграммы

на

1

или 2°.

 

 

 

 

 

Чтобы определить

направление

па радиомаяк,

не­

обходимо сосчитать точки от момента начала работы маяка до момента, когда слышимость точек исчезает или доходит до минимума, т. е. когда через место суд­ на проходит угол молчания. Количество подсчитанных точек служит для расчета пеленга с маяка на судно или обратно. Для облегчения их подсчета тон подачи ме­ няют через каждые десять точек.

134