ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
Каждый вращающийся радиомаяк работает на оп ределенной частоте и по определенной программе. Пол
ные сведения о |
характере работы такого |
радиомаяка |
и таблицы для |
определения пеленгов по |
подсчитан |
ным точкам даны в навигационном пособии «Радиотех нические средства навигационного оборудования».
К рассматриваемой группе маяков относятся также створные радиомаяки. Их назначение — указать суд ну безопасное направление, фарватер среди навигаци онных опасностей. Ими можно пользоваться в любое время суток, но особенно большую услугу морякам они оказывают в плохую погоду (дождь, туман и т. д.).
У створного радиомаяка антенна состоит из двух неподвижных рамок, расположенных под постоянным углом друг к другу. Антенны излучают узкопаправлепными секторами два сигнала (две буквы азбуки Мор зе). Секторы направлены так, что они частично пере крывают друг друга. В местах перекрытий образуется равносигнальная зона, где обе буквы прослушиваются с одинаковой силой и сливаются в одно сплошное тире. По сторонам равносигнальной зоны образуются двухснгнальные зоны. В них один из сигналов прослушивает ся сильнее другого.
Антенны створного радиомаяка располагают так, чтобы границы равносигнальной зоны целиком помеща лись в безопасном направлении. Если во время про хождения судна вдоль фарватера прослушивается рав носигнальная зона, то это значит, что судно движется в безопасном направлении, если судно выходит за гра ницы равносигнальной зоны, то, следовательно, где-то близко навигационные опасности.
Следует отметить, что радиомаяки кругового дей ствия имеют ряд существенных недостатков:
ночной эффект при пеленговании вызывает рас плывчатость угла молчания, сила сигнала колеблется, что затрудняет обсервацию;
135
при постоянной погрешности в отсчете пеленга воз никает погрешность в положении линии пеленга, и она увеличивается с увеличением расстояния до маяка;
в районах интенсивного радиообмена пеленгование затруднено из-за помех станций, работающих на вол нах, близких к волне радиомаяков.
В СССР в тридцатые годы были созданы радиона вигационные системы дальнего действия, которые не имеют недостатков, присущих азимутальным системам, они более совершенны и точны.
Современные
радионавигационные
системы
Радионавигационные системы дальнего действия часто
называют гиперболическими, так как они |
дают ли |
|||
нию положения |
(т. е. изолинию) в виде гиперболы. |
|||
Гипербола, — это кривая, |
точки которой обладают |
тем |
||
свойством, что |
разность |
расстояний от них |
до |
двух |
данных точек, именуемых фокусами, есть величина по стоянная. В фокусах гиперболы размещены станции, излучающие радиоволны. Разность расстояния от точек
гиперболы до фокусов измеряется различными мето дами.
В зависимости от избранного метода гиперболиче ские радионавигационные системы разделяют на им пульсные, фазовые и смешанные.
Фазовые системы в СССР были разработаны в 1930 г. Они с успехом применялись в Арктике при гид рографических работах и показали высокую точ ность. В разработке этих систем большая заслуга при надлежит советским ученым Л. И. Мандельштаму, Н. Д. Папалекси, Е. Я. Щеголеву. Импульсные системы разработаны в 1942 г. в "США.
136
Рис. 37. Схема гипербо лической системы двух станций
В настоящее время широко используются импульс ные системы дальнего действия — системы «Лоран». Принцип их работы очень простой.
С помощью приемного устройства, состоящего из специального приемника с индикатором в виде электрон нолучевой трубки, измеряют промежуток времени между моментами прихода двух импульсов, посланных двумя станциями, для чего на экране трубки совмещают изо бражения импульсов этих станций, одна из которых ве дущая, а другая ведомая. После этого на счетчике полу чают цифры, указывающие разность моментов приема (в микросекундах).
В новейших приемных устройствах применены ав томатические счетчики с дублированным счетным уст ройством. Это позволяет производить измерения одно временно по двум парам станций.
На рис. 37 в точке А размещена ведущая станция,
а в точке В — ведомая. На |
рисунке показаны гипербо |
лы, изображающие линии |
положения этой системы. |
Для заданной разности расстояний существуют две гиперболы, что вызывает неоднозначное определение ли нии положения, например, судно может находиться в
137
точке К либо /С1. Это исключается тем, что ведомая станция, расположенная в точке В, передает сигналы с определенным и постоянным запаздыванием, которое равно времени, необходимому Для прохождения сиг налом длины базы, т. е. расстояния между станциями и срабатывания электрических цепей у ведомой стан ции.
Посылка сигналов ведомой станции с запаздывани ем приводит к тому, что посылаемые импульсы ведущей станции приходят в любую точку раньше, чем импуль сы от ведомой. Теперь каждой разности моментов со ответствует только одна гипербола, т. е. одна линия положения.
При рассмотрении сущности определения места судна было показано, что для определения места не обходимо иметь не менее двух линий положения, точка пересечения которых будет обсервованным местом судна. Следовательно, и в гиперболической системе место суд
на можно получить только |
тогда, когда пересекутся |
|
две гиперболы. Поэтому импульсные системы |
состоят |
|
из групп по три станции: одной ведущей и двух |
ведо |
|
мых. |
чтобы гиперболы пересека |
|
Станции размещают так, |
лись по возможности под прямым углом, но не меньше чем 30° и не больше чем 150°, в противном случае точ ность обсервации резко понижается.
Чтобы упростить вычисления и быстро получить обсервованное место судна, издают специальные карты. Такая карта в упрощенном виде и для одной пары стан ций показана па рис. 38. На карты наносят гиперболы с
обозначением разности |
моментов |
прихода |
импульсов |
|
(в микросекундах). Перед числом микросекунд |
ста |
|||
вят индексы, которые служат для |
настройки |
судового |
||
приемного устройства на |
соответствующую пару |
стан |
ций. Чтобы определить место судна, необходимо отыс кать на такой карте две гиперболы соответствующих
138
Рис. 38. Карта гипербол одной пары станций радионавигационной системы «Лоран»
станций с разностями времен между моментами при хода сигналов, полученных из наблюдений с помощью приемного устройства. Полученное на специальной кар те обсервованное место переносят на путевую карту, по
которой ведут счисление пути судна.
Существуют также специальные таблицы, с помо щью которых можно получить место судна непосред ственно на путевой карте. Для этого по таблицам вы числяют координаты двух точек гиперболы, через
139
которые проводят небольшую ее часть в виде прямой. Если таким образом построить часть второй гиперболы, то обсервованное место будет на их пересечении. Постро ение линий выполняют непосредственно на путевых кар тах.
Дальность действия импульсных систем над морем днем 600 миль, ночью до 1200 миль. Точность опреде лений места судна около 2—3 миль, что можно срав нить лишь с точностью астрономических определений.
Импульсные системы имеют и свои недостатки: ими можно пользоваться только в открытых морях, где не требуется высокая точность; сложность конструкции судового приемного устройства затрудняет его обслу живание.
Фазовые радионавигационные системы получили широкое применение при гидрографических работах в Арктике (радиолаг и радиодальномер). В судовожде нии распространена система «фазовый зонд» (англий ское название «Декка»), В настоящее время во всем мире работает около 20 береговых устройств фазовой системы. Они обслуживают судоводителей в северовосточной части Атлантического океана с прилегающи ми к нему морями: Балтийским, Норвежским, Грен ландским, Баренцевым и др.; Средиземное море и боль шую северную часть Тихого океана. •
Береговые устройства фазовой системы состоят из трех пар станций. Основную станцию называют веду щей. Она является общей для всех трех пар и распо лагается в центре равностороннего треугольника, а ведомые — в его вершинах. Каждая пара станций излу чает когерентные колебания, т. е. колебания, у кото рых частоты относятся между собой как простые целые числа 1/2, 21г, 3Л, 4/s и т. д.
Для определения места судна по фазовой радиона вигационной системе в точке приема измеряют раз ность фаз двух когерентных колебаний. В зависимости
140
от места приема разность фаз может изменяться, так как пройденный путь от ведущей и ведомой станций до точки приема различный. Принятая величина разности фаз характеризует разность расстояний между точкой приема и станциями. Поэтому линией положения, как и в импульсной системе, будет гипербола. Все точки гиперболы характеризуются одной и той же разностью фаз. Одна пара береговых станций создает одну систе му гипербол. Вторую систему создает вторая пара ра диостанций. Для повышения надежности определений пользуются третьей системой гипербол, которую соз дает третья пара станций. Обсервованное место судна по фазовым радионавигационным системам получает ся на пересечении гипербол, определяемых по измере ниям разности фаз в точке приема. Последнюю измеря ют с помощью специальных приборов •— фазометров.
Для быстрого определения места судна пользуются специальными картами, на которых нанесены системы ги пербол. Оцифровка гипербол одинакова с отсчетами шкал фазометров.
Рассмотрим рис. 39. На нем показана ведущая стан ция и только две ведомых — красная и зеленая. Они называются так потому, что для удобства в работе со ответствующие им на картах гиперболы и остальные промежуточные линии, а также счетчики фазометров тоже окрашены соответственно в красный или зеленый цвет.
Расстояние между ведущей и ведомой станциями разбито примерно на 10 зон, обозначенных буквами А, В, С, Д, .... и т. д. Каждая зона содержит определенное количество дорожек, например красная — 24, зеленая — 48. Дорожки, в свою очередь, разбиты на 100 линий положения. В углу рисунка показаны счетчики ведо мых станций. Чтобы определить место судна, настра ивают приемное устройство, затем с его счетчика, на пример красного, снимают отсчет: зона / (в окоше-
141
чке счетчика), дорожка 16 (внешная оцифровка ци ферблата) и линия положения 30 (внутренняя оциф ровка). На карте находим зону / между ведущей стан цией и ведомой красной. В этой зоне находим дорожку 16 и в ней линию положения 30. Этому отсчету (/ 16 30) соответствует, как показано на том же рисунке, линия положения — гипербола, нанесенная точками. Таким же способом определяют и другую линию положения (D35.80). На пересечении этих двух линий получают место судна.
142
Точность определения места судна фазовыми систе мами по сравнению с другими радионавигационными системами очень высокая. На расстоянии около 200 миль место судна определяют днем с точностью до 0,2 мили, а ночью — до 0,5 мили.
Фазовые радионавигационные системы имеют и не достатки:
рабочий радиус действия 250—300 миль; на боль ших расстояниях точность определения места судна снижается (при существующих расстояниях между станциями линии гипербол пересекаются под очень острым углом); ночью сказывается влияние ночного эф фекта, а в определении дорожек в зонах возникают за труднения из-за их неоднозначности, обусловленной особенностью работы фазовых систем.
В настоящее время в практику судовождения проч но вошли принципиально новые РНС ■— импульсно-фа зовые, которые лишены недостатков импульсных и фа зовых систем. В этих системах одновременно сочета ются преимущества первых (большая дальность дей ствия и однозначность определений) и вторых (высо кая точность определений) РНС.
Самой распространенной импульсно-фазовой систе мой является радионавигационная система «Лоран-С» («Сайтак»), Ее относят к смешанной группе РНС. Пер вая цепочка этой системы из трех станций начала ра ботать в 1957 г. Сейчас практически все побережье континентов северного полушария обслуживаются РНС
«Лоран-С».
Работа импульсно-фазовых РНС построена на из
мерении |
разности |
времени |
прихода импульсов |
от |
ве |
|
дущей и |
ведомых |
станций |
и на |
измерении |
разности |
|
фаз высокочастотных колебаний, |
заполняющих |
эти |
импульсы. Таким образом, для измерения разности рас стояний в импульсно-фазовой системе пользуются дву мя методами. С помощью импульсного метода произ
143