ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
сектор. Длина лаглиня разделена на определенные рас стояния, которые отмечены вплетенными кончиками с одним, двумя, тремя и т. д. узелками.
Для замера скорости деревянный сектор выбрасыва ют за корму судна. Он погружается в воду перпенди кулярно ее поверхности и почти не имеет поступатель ного движения. Затем, пользуясь секундомером, счита ют, сколько узелков окажется за бортом судна в тече ние 30 с (1/120 часа). Следовательно, если лаглинь раз-
|
|
количество вытравленных |
||
узелков укажет |
количество |
пройденных |
миль |
в час. |
Так появилось |
определение |
скорости |
судна — узел. |
|
Один узел — это одна морская миля в час. |
|
|
||
После замера скорости лаглинь выбирают на палубу |
||||
судна. Клеванты |
.выскакивают из деревянного |
сектора, |
и теперь он, скользя плоскостью по воде, уменьшает свое сопротивление.
Для уменьшения действия кормовой струи на замер скорости первую отметку лаглиня (флагдук) вплеснивают на расстоянии от сектора, равном 1,5—2 длинам судна. / Опыт также показал, что для исключения не значительной поступательной скорости сектора длину узла следует уменьшить условно, принимая ее равной 14,63 м. Именно такая длина принимается на практике.
В начале XIX в. появился механический лаг, состо явший из вертушки и коробки с механическим счетчи ком. Коробка соединялась с вертушкой коротким тро сиком. Вся эта система буксировалась за кормой. Та кой лаг давал большую точность, чем ручной, но он был неудобен, так как для получения отсчета его надо было выбирать из воды.
В конце XIX в. механический лаг был усовершенство ван: вертушку буксировали за кормой судна на лагли не, а счетчик, показывающий пройденное расстояние, с прикрепленным к нему лаглинем устанавливали в кор-
40
мовой части судна. Позже показания счетчика при по мощи специального приспособления дублировались на
штурманском мостике.
Современные лаги устроены так, что они показыва ют одновременно пройденное расстояние и скорость
судна.
Лаги подразделяют на относительные и абсолютные. Первые измеряют скорость судна и пройденное им рас стояние относительно воды, которая, в свою очередь, может перемещаться относительно грунта; вторые — относительно грунта.
В зависимости от принципов устройства и их работы современные относительные лаги бывают вертушечные, гидродинамические и индукционные. В настоящее время скорость и пройденное расстояние на судах морского флота измеряют в основном гидродинамическими ла гами.
Абсолютные лаги — это гидроакустические измери тели скорости (допплер-лаги), геомагнитные измерите ли скорости и инерциальные лаги.
Вертушечные лаги могут быть механическими и электромеханическими. Известно, что вода обладает не значительной вязкостью и несжимаемостью. Восполь зовавшись этими ее свойствами, скорость судна опреде ляют с помощью буксируемой вертушки с насаженными на нее винтообразными лопастями. Шаг лопастей по добран так, что она делает определенное количество оборотов за 1 милю пройденного судном расстояния. Количество оборотов вертушки подсчитывают механи ческим или электромеханическим способом; отсюда — название вертушечных лагов: механические забортные и электромеханические днищевые.
Работа всех забортных механических лагов основа на на одном и том же принципе. Отличие приборов то лько в устройстве отдельных частей. Наиболее распро страненными лагами этих типов являются ЛЗМ — лаг
41
а — вертушка подводного механизма; 6 — счетчик пройденного расстояния
забортный |
малых скоростей |
(от 5 до 15 уз) |
и ЛЗБ |
||
(рис. 10) — лаг забортный |
больших |
скоростей |
(от 5 |
||
до 25 уз). |
|
|
|
|
|
Принцип работы следующий. Встречая сопротивле |
|||||
ние воды |
при движении судна, |
вертушка 1 начинает |
|||
вращаться, закручивает лаглинь |
3, который в свою оче |
||||
редь приводит во вращение |
маховик |
4 и хвостовую |
часть механического счетчика 5 лага. Маховик обеспе чивает равномерное раскручивание лаглиня, а соедини тельная груша 2 помогает вертушке занимать горизон тальное положение в воде. Механизм счетчика приводит в движение указательные стрелки на его циферблате, который служит для показаний пройденного расстояния.
Электромеханические днищевые лаги имеют лопаст ную вертушку, которая вращается в подводной части судна. Она находится в специальной мечеобразной трубке, выпускаемой под днище судна. Скорость враще ния вертушки зависит от скорости судна. Ее обороты подсчитывают различными способами, которые явились причиной создания различных конструкций электроме ханических днищевых лагов. Наиболее распространен ным лагом этого типа является лаг ГО-M-IV, изобра женный на рис. 11.
Гидродинамические лаги отличаются большой чув ствительностью, точностью и надежностью в работе по сравнению с вертушечными. Принцип их действия за ключается в измерении с помощью мембранного аппа рата разности динамического и статического давлений: динамическое возникает от набегающего потока воды
вследствие |
перемещения |
судна, |
статическое — это |
давление |
неперемещающейся |
воды |
на той же глу |
бине. |
|
|
|
Показания скорости и пройденного расстояния пере даются с основного прибора в любое помещение судна при помощи счетчиков скорости и пройденного рассто яния, т. е. приборами-репитерами.
4 3
На судах морского флота наибольшее распростране ние получили лаги МГЛ-25 и МГЛ-25М с механически ми компенсациями, а также используются лаги ЛГ-25 и
ЛГ-2.
Такие лаги устанавливаются на судах среднего и крупного тоннажа и позволяют измерять скорости до 25 уз. Отличительной особенностью исполнения гидро динамического лага ЛГ-25 является то, что он приспо соблен для нормальной работы в тропических усло виях, т. е. при повышенной влажности и темпера
туре.
В последние годы появились индукционные лаги. Принцип их работы основан на использовании явления электромагнитной индукции. В днище судна установле но приемное устройство, состоящее из П-образного эле ктромагнита. По его обмотке пропускается переменный ток. В основание прибора вмонтированы серебряные электроды. При движении судна магнитные силовые линии пересекают морскую воду. Соленая морская вода является токопроводящей, поэтому создается разность потенциалов, которая измеряется электродами. Напря жение, снимаемое с электродов приемного устройства, пропорционально его скорости в воде. Следовательно, величина напряжения является мерой для определения скорости судна.
По сравнению с гидродинамическими лагами индук ционные имеют ряд преимуществ: приемное устройство простое, не требует ухода, имеет малые размеры, не большую массу и не выступает за обводы судна, поэто
му такой лаг |
может быть |
использован при плавании |
во льдах и на |
мелководье. |
На малых скоростях он ра |
ботает с большей точностью, чем гидродинамический. Существующие индукционные лаги, как показали испы тания, работают и в пресной воде.
В связи со строительством крупнотоннажных тан керов были созданы гидроакустические измерители ско-
44
роста судна относительно грунта, т. е. абсолютные лаги (допплер-лаги). Они определяют скорость судна отно сительно грунта с большой точностью.
Действие гидроакустического лага основано на эф фекте Допплера. Физический смысл этого эффекта со стоит в том, что при движении источника волн (электро магнитных или звуковых) относительно приемника по следний* воспринимает. колебания, частота которых отличается от частоты излучателя. Следовательно, гидро акустические системы работают следующим образом.
В днище судна близко друг от друга устанавливают излучатель и приемник системы. Излучатель посылает ультразвуковые волны с определенной частотой в сто рону морского дна в виде узкого луча и под определен ным углом к плоскости горизонта. При движении судна на скорость распространения ультразвуковой волны на кладывается его скорость, которая определяет величи ну допплеровского смещения. По этой величине опре деляют скорость судна.
Лаг, как и любой другой прибор, дает показания с некоторой погрешностью, Величину, на которую пока занное лагом расстояние отличается от истинного, при нято называть поправкой лага Ал и определять (в про центах) по формуле
или коэффициентом лага
где 5 — истинное расстояние; рол — разность отсчетов лага по счетчику пройденно
го расстояния.
Более точно поправка лага определяется на мерных линиях, которые представляют собой водный полигон, свободный от навигационных опасностей, защищенный
4 5
от ветров и волнений и имеющий достаточную глубину. Мерные линии оборудованы секущими створами, пер пендикулярными оси фарватера, т. е. определенного направления, по которому должно следовать судно. Фар ватеры отмечают ведущими створами или вехами. Мер ные линии указывают на картах. Более полные сведе ния о них приводятся в лоциях.
Поправка лага не остается постоянной. Ее измене ние зависит от скорости судна, поэтому штурман опре деляет эту поправку насколько возможно часто и не только для обычного полного хода, но и для среднего и малого.
Если лаг неисправен, то пройденное расстояние рас считывают по скорости судна, определяемой по оборо там винта. Зависимость между числом оборотов винта и скоростью при известной осадке судна также получа ют на мерных линиях. Затем составляют таблицу, в которой указывают скорости при различных оборотах винта. Такой таблицей штурман пользуется при расче тах пройденного судном расстояния.
Для безопасности проводки судна, а также для выбо ра места якорной стоянки штурману нередко приходится измерять глубины. Иногда это может служить для при ближенного определения места судна.
Глубины измеряют с помощью специальных прибо ров — лотов. В зависимости от принципа работы и их устройства лоты подразделяют на ручные, механичес кие и электромеханические (эхолоты).
Наиболее простым по своему устройству является ручной лот (рис. 12). Им измеряют глубины до 50 м и при скорости судна не больше 3—4 уз. Он состоит из свинцовой или чугунной гири 1 с небольшой стропкой 2 и лотлиня 3. Гиря массой от 3 до 5 кг изготовлена в форме конуса. Одновременно с измерением глубины часто берут пробу грунта, что помогает выбрать место якорной стоянки или приближенно опознать место суд-
46
Рис. 12. Ручной лот (а) и присоединение к нему лотлиня (б)
на. Для этого в нижней части гири имеется выемка, ко торую заполняют смесью сала с мелом. Ил или песок прилипает к смеси, а каменистый грунт делает вмяти ны в ней. Лотлинь для удобства отсчета глубин разбит на марки.
Измерение глубины (до 500 м) механическим лотом построено на принципе измерения давления воды, рав номерно увеличивающегося с глубиной. Давление воды измеряют при помощи батометрических трубок. Внут ренняя поверхность трубки, открытой с одного конца, покрыта цветной эмульсией, которая легко смывается иод действием морской воды.
При измерении глубины трубку вставляют в пенал, который крепят к лотлиню в том месте, где он заканчи вается гирей. Пенал с трубкой, направленной открытым концом вниз, с помощью специальной лебедки опус кают на морское дно. Лебедка снабжена автоматичес ким тормозом, срабатывающим в момент касания гири б грунт. Во время погружения находящийся в трубке воздух сжимается под действием поднимающейся в ней воды. Когда трубка дойдет до дна, вода поднимется в ней на высоту, которую легко определяют по смытой
4 7