Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ного управления. Б первую очередь это относится к са­ мой комсомольской организации. На Ворошиловградеком заводе мы проанализировали возрастной состав мо­ лодежи, избранной в самые массовые органы — цехко­ мы и бюро Л КСМ У. Выяснилась такая картина:

 

 

С ек р ета р и бю ро

Члены бю ро

 

 

и ком и те­

До 20

л е т

и ком итетов

тов

2

42

До 25

л е т .................................................................................

18

301

До 32 л е т ................................................................................

33

152

Как видим, мало привлекаются к активной комсо­ мольской работе юноши и девушки до 20 лет. А ведь у многих из них опыт такой работы имелся в школе или техническом училище. Мы обращаем на это особое вни­ мание еще и потому, что у семнадцатилетних или девят­ надцатилетних своя специфика, свои потребности, свои сложности. Важно отметить, что среди секретарей мало (меньше 40 процентов) ребят в самом, что называется, активном комсомольском возрасте, зато больше полови­ ны тех, кто по интересам, возможно чисто житейским, стоит дальше от молодого поколения, вливающегося каж­ дый год в заводской коллектив.

Заметим, кстати, что речь идет не просто о серьез­ ном промахе в работе заводской комсомольской органи­ зации. Такое положение сложилось далеко не случайно. В Ворошиловградской области, по данным 1967 года, две трети комсомольской организации — члены ВЛКСМ до 20 лет. Но, увы, среди делегатов областной комсо­ мольской конференции того периода лишь пять процен­ тов парней и девушек были в этом возрасте. В то же время каждый третий делегат был старше 28 лет.

75

Если в комсомольских организациях имеет место из­ вестного рода боязнь незрелости молодежи, то эта тен­ денция прослеживается еще более зримо, если анализи­ ровать состав профсоюзных органов. В завкоме проф­ союза, например, из 33 человек не было ни одного до 25 лет. А ведь на заводе каждый пятый еще не достиг этого возраста. Такая же картина и в цехах. В цехкомы проф­ союза кузнечно-прессового, сталелитейного, инструмен­ тального, тепловозомеханического, тепловозосборочно­ го, экспортных тепловозов и ряда других цехов не был избран ни один рабочий в возрасте до 25 лет.

С обидой писали об этом ребята в анкетах. Вот сло­ ва одного молодого токаря:

«Даже в цехком от 200 человек молодежи не вошел пи один человек. У нас на общественной работе в основ­ ном старички».

Но разве ж эго нормально? Молодежь должна быть обязательно представлена в органах, которые решают важные для жизни коллектива вопросы. Мы не хотим бросить тень на старшее поколение, оно просто может не знать так близко нужды молодых. А юноше и девушке далеко не безразлично, как распределены жилье, путевки в дома отдыха, санатории и пансионаты, как решается проблема повышения квалификации, разбираются кон­ фликты с администрацией.

Ворошпловградские тепловозостроители широко пред­ ставлены в городском и районном Советах депутатов трудящихся. Однако молодых среди них очень мало. Это неправильно в корне. Высокий образовательный и куль­ турный уровень юношей и девушек, их политическая активность в сочетании с энергией — все это убедитель­ но агитирует за то, что молодые должны избираться в органы Советской власти, и в первую очередь, конечно, в районные и городские Советы, где есть широкие воз­ можности для проявления своих способностей и органи­ заторского таланта.

76


Расскажем об одной из наших встреч. В кузовном цехе нас познакомили с молодой (по возрасту) и доста­ точно опытной (но стажу общественной деятельности) женщиной — вчерашней электросварщицей, а ныне ин- женером-нормировщиком Валентиной Лопаткиной. Вто­ рой раз подряд она была избрана в Ворошиловградский

городской

Совет.

— Впрочем, вы не подумайте, что все у меня сразу

получалось

гладко,— рассказывала дев\шка.— Пона­

чалу не знала даже толком своих прав и обязанностей. Ну а теперь крепко стала на ноги. Вхожу в постоянную комиссию электрохозяйства: работаю в группе наружно­ го освещения города. Да и на своем избирательном уча­ стке веду работу: и благоустройством занимаюсь, и вни­ каю в житейские заботы людей...

Вот такие, как Валентина Лопаткина, молодые, энер­ гичные, думающие, могут стать надежной опорой мест­ ных Советов. Так почему же робко выдвигают молодых в местные органы Советской власти?

Хотим обратить внимание и на другую сторону во­ проса. Мы попросили в заводском комитете ЛКСМУ список молодых депутатов. Нам смущенно ответили, что списка пет. Нехорошо, конечно, что списка нет. Однако не в этом главное. Комитет комсомола недостаточно свя­ зан с молодыми избранниками парода и не ведет с ними работы — вот что главное. А ведь именно через них мож­ но было бы решать вопросы, которые волнуют многих молодых людей. Восемьдесят процентов опрошенных на­ ми, к примеру, резко критикуют работу городского тран­ спорта. Почему бы комитету комсомола не помочь моло­ дому депутату составить запрос в городской или район­ ный Совет и не добиться того, чтобы по-деловому заня­ лись этой злободневной проблемой?

Все это нужно не только для более глубокого удов­ летворения интересов молодых. Для них важно уже сей­ час пройти школу общественной деятельности. Завтра

77

эти парни и девушки, возможно, станут депутатами мест­ ного или Верховного Совета, будут облечены большими полномочиями.

Очень важно, чтобы молодые не только хорошо пока­ зывали себя у станка, на производстве, но и приобрета­ ли бы зрелость в решении вопросов общенародного зна­ чения.

После того как мы побывали в Ворошиловграде, про­ шло несколько лет. За это время многое изменилось, и прежде всего возросло внимание и к молодежи, и к проб­ лемам молодежи. Достаточно сказать, что в Верховном Совете С С С Р (да и в местных Советах) созданы постоян­ ные комиссии по делам молодежи. В органы народной власти стали избирать больше комсомольцев, молодых, рабочих, колхозников, инженеров. Такие перемены сим­ птоматичны, однако нельзя думать, что проблемы, кото­ рые поставила в беседах с нами ворошиловградская мо­ лодежь, сняты; нет, они требуют еще очень большой и кропотливой работы.

...Мы заканчиваем наш разговор о молодой поросли ворошиловградских теиловозостроителей, об их замеча­ тельных трудовых делах, об их радостях и заботах, о проблемах па производстве, в быту, в воспитании, кото­ рые всем нам сообща предстоит еще решать.

Впрочем, вели-то мы речь не только о молодых ворошпловградцах — в них мы увидели наиболее типичные черты всей юности нашего времени, достойно продолжа­ ющей дело старших поколений.

А такой разговор вряд ли возможно окончить. Сколь­ ко ни пиши об этом, никогда, наверное, не сказать все­ го, что по праву заслужила молодежь Страны Советов.


ОЧЕРК ВТОРОЙ,

где вместе с выпускниками сельских школ По-

чинковского района Смоленской области авто­

ры рассматривают проблему: почему моло­ дежь уходит их деревни)

1964 год

ЭТОТ НЕЛЕГКИЙ

ВОПРОС: «КЕМ БЫТЬ?»

Журналисты весьма серьезно относятся к редакцион­ ной почте. Она служит тем своеобразным зеркалом, ко­ торое отражает, может быть, и не всегда полно, но, как правило, достоверно, явления, происходящие в жизни общества, проблемы, волнующие людей. Причем чита­ тельские письма непременно несут на себе печать време­ ни: пишут чаще всего о том, что заботит именно сегодня.

Анализируя редакционную почту 1964 года, мы яв­ ственно ощутили, какой остроты достигла проблема ухо­ да молодежи нз деревни. Характерной в этом отношении оказалась и Смоленщина. В Смоленском районе, напри­ мер, в 1964 году только треть выпускников сельских сред­ них школ осталась в совхозах и колхозах. В Почннковском районе четыре пятых всех выпускников уехало в го­ род.

В чем же причины такого явления? Мы решили спро­ сить об этом молодого человека, выросшего в селе, окон­ чившего там школу и выбирающего дорогу в жизнь.

Вот он вышел за околицу своей родной смоленской деревеньки. В руке у него аккуратный чемодан или по­ ходный рюкзак, в кармане аттестат зрелости. Вышел и стал на перепутье трех дорог. Эта, проселочная, ведет ь соседнее село, где правление колхоза. Это шоссе уходит

врайцентр, где сельхозтехникум и школа механизации

Аэта автострада убегает в Смоленск и дальше — в Мос­

81


кву, и еще дальше — через всю страну, через тысячи дру­ гих перекрестков.

Какую же он выберет? И почему? Подойдем и спро­ сим.

Выбрали мы Починковский район — наиболее харак­ терный для сельскохозяйственной Смоленщины. А в этом районе взяли пять сельских школ (две восьмилетние н три средние): Стодолищенскую, Тростянскую, Балваничскую, Даиьковскую и Гадеевскую. В этих школах обу­ чаются дети из пятнадцати колхозов, в которые входят 149 деревень. Ученикам выпускных классов этих школ мы раздали анкету с интересующими нас вопросами: какую выпускник выбрал себе дорогу в жизнь и почему именно эту. Ответы решено было давать без подписи.

И вот перед нами 430 ответов. Приведем прежде все­ го некоторые из них:

«После окончания школы почти все стремятся в го­ род. Один тащит за собой другого, другой — третьего, а четвертый видит, что никого уже не остается, сам изо всех сил рвется в город. Культура села гораздо ниже, чем городская. И моя мечта — сделать деревню во всем похожую на город, чтобы ие завидовали сельские жите­ ли городским. Я хочу стать экономистом сельского хозяй­ ства, потому что, как мне кажется, без экономики нель­ зя поднять и культуру. Вот я и хочу посвятить свою жизнь работе в деревне. Потому что делать ее такой, как нам хочется, никто за нас не будет».

«Здесь, в совхозе, я оставаться не буду, потому что не хочу связать свою жизнь с сельским хозяйством. Вооб­ ще здесь не интересно. У нас нет даже хорошей библиоте­ ки. Мать тоже мне не советует оставаться здесь. В горо­ де, конечно, веселей. И вообще город и деревню нельзя сравнить. Я советовалась и с девчонками, они тоже го­ ворят: «Старайся куда-либо поступить!»

«Если я не поступлю в техникум, то поеду куда-ни­

82

будь на стройку в Сибирь. В селе мне не нравится. Ведь село по своему культурному уровню отстает от города. В селе нет никаких спортивных секций, а я бы хотел за­ ниматься спортом. Неужели нельзя прислать тренера? Конечно, отдыхать в селе интересно, но всесторонне раз­ виваться негде. Мы хотели бы послушать оперу, посмот­ реть концерт. Неужели невозможно почаще приезжать 'артистам из города? Во многих домах нет света. А ка­ кой интерес сидеть при лампе! Нашу улицу обещают электрифицировать уж несколько лет, а ничего не делают».

«Когда я сдам экзамены, то останусь в колхозе. В нашем колхозе мало молодежи, а молодые рабочие руки очень нужны. Мне хочется приобрести специальность агронома. К нам присылают агрономов, но они не оста­ ются, а отработают три года и уезжают. Мне очень хо­ чется как можно больше принести пользы своему родно­ му колхозу. У нас много земли, здесь интересно рабо­ тать. Как было бы хорошо, если бы мои подруги оста­ лись тоже в родном колхозе. Мы бы соревновались в ра­ боте, вместе решали трудные вопросы».

«Я остаюсь в своем колхозе потому, что наш колхоз очень слабый. Я хочу приобрести специальность механи­ затора, так как механизаторы играют большую роль в подъеме хозяйства. На плечи механизатора ложится бу­ дущее колхоза».

«После окончания школы хочу поступить в институт. Буду добиваться, пока не исполню своего желания. В институт хочу поступать педагогический, чтобы после школы приехать работать в село. Хотелось бы, чтобы тут все было более благоустроено и чтобы было больше молодежи. А главное, чтобы население сел лучше обслу­ живалось в культурном отношении. Недостаток еще и в том, что ребята после армии уходят из сел, а одни де­ вушки остаются в селах неохотно. На мой взгляд, нуж­ но, чтобы работа в сельском хозяйстве была более ме-

83


хинизированной. Ручной труд — одна из причин ухода

молодежи

из колхоза».

 

Все 430 документов вот так же обстоятельны и серь­

езны. Видимо, каждый молодой человек многое переду­

мал, решая, как начинать самостоятельную жизнь.

В обобщенном виде ответы сельских школьников на

первый вопрос анкеты выглядят следующим

образом:

I

Останусь работать в к о л х о з е ..............................

27

2.

Пойду в сельскохозяйственное училище, техни­

 

кум,

г у з ...................................................................................

56

3.

Уйду

работать на производство.........................

31

4.

Поступлю в технический вуз илитехникум .

. 102

5.

Поступлю в университет, педагогический, меди­

 

цинский институты и другие учебныезаведения

124

6. Буду

учиться дальше, по специальности еще не

 

вы брал..........................................................................................

90

Итак, только 83 человека намерены посвятить себя сельскому хозяйству. Меньше 20 процентов. Учтем еще 48 выпускников, которые выбрали не сельскохозяйствен­ ные вузы, но намерены вернуться потом в село врачами, педагогами, инженерами. Из 90, еще не сделавших вы­ бора, часть тоже, вероятно, останется в сельском хо­ зяйстве. По все равно явное большинство уходит в город.

Вообще говоря, переселение определенной части лю­ дей из деревни в город — закономерный процесс нашей жизни. Он обусловлен индустриализацией страны, разма­ хом нашего строительства, техническим прогрессом в сельском хозяйстве, ростом культурного и общеобразо­ вательного уровня сельской молодежи. Перед' крестьян­ ским пареньком или девушкой открывается такое же множество дорог в будущее, как и перед их городскими ровесниками. Для них открыты двери любого вуза. В лю­ бой, самой далекой, деревеньке видят они красочные плакаты, приглашающие на грандиозные стройки Сибири

84