Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ного управления. Б первую очередь это относится к са мой комсомольской организации. На Ворошиловградеком заводе мы проанализировали возрастной состав мо лодежи, избранной в самые массовые органы — цехко мы и бюро Л КСМ У. Выяснилась такая картина:
|
|
С ек р ета р и бю ро |
Члены бю ро |
|
|
и ком и те |
|
До 20 |
л е т |
и ком итетов |
тов |
2 |
42 |
||
До 25 |
л е т ................................................................................. |
18 |
301 |
До 32 л е т ................................................................................ |
33 |
152 |
Как видим, мало привлекаются к активной комсо мольской работе юноши и девушки до 20 лет. А ведь у многих из них опыт такой работы имелся в школе или техническом училище. Мы обращаем на это особое вни мание еще и потому, что у семнадцатилетних или девят надцатилетних своя специфика, свои потребности, свои сложности. Важно отметить, что среди секретарей мало (меньше 40 процентов) ребят в самом, что называется, активном комсомольском возрасте, зато больше полови ны тех, кто по интересам, возможно чисто житейским, стоит дальше от молодого поколения, вливающегося каж дый год в заводской коллектив.
Заметим, кстати, что речь идет не просто о серьез ном промахе в работе заводской комсомольской органи зации. Такое положение сложилось далеко не случайно. В Ворошиловградской области, по данным 1967 года, две трети комсомольской организации — члены ВЛКСМ до 20 лет. Но, увы, среди делегатов областной комсо мольской конференции того периода лишь пять процен тов парней и девушек были в этом возрасте. В то же время каждый третий делегат был старше 28 лет.
75
Если в комсомольских организациях имеет место из вестного рода боязнь незрелости молодежи, то эта тен денция прослеживается еще более зримо, если анализи ровать состав профсоюзных органов. В завкоме проф союза, например, из 33 человек не было ни одного до 25 лет. А ведь на заводе каждый пятый еще не достиг этого возраста. Такая же картина и в цехах. В цехкомы проф союза кузнечно-прессового, сталелитейного, инструмен тального, тепловозомеханического, тепловозосборочно го, экспортных тепловозов и ряда других цехов не был избран ни один рабочий в возрасте до 25 лет.
С обидой писали об этом ребята в анкетах. Вот сло ва одного молодого токаря:
«Даже в цехком от 200 человек молодежи не вошел пи один человек. У нас на общественной работе в основ ном старички».
Но разве ж эго нормально? Молодежь должна быть обязательно представлена в органах, которые решают важные для жизни коллектива вопросы. Мы не хотим бросить тень на старшее поколение, оно просто может не знать так близко нужды молодых. А юноше и девушке далеко не безразлично, как распределены жилье, путевки в дома отдыха, санатории и пансионаты, как решается проблема повышения квалификации, разбираются кон фликты с администрацией.
Ворошпловградские тепловозостроители широко пред ставлены в городском и районном Советах депутатов трудящихся. Однако молодых среди них очень мало. Это неправильно в корне. Высокий образовательный и куль турный уровень юношей и девушек, их политическая активность в сочетании с энергией — все это убедитель но агитирует за то, что молодые должны избираться в органы Советской власти, и в первую очередь, конечно, в районные и городские Советы, где есть широкие воз можности для проявления своих способностей и органи заторского таланта.
76
Расскажем об одной из наших встреч. В кузовном цехе нас познакомили с молодой (по возрасту) и доста точно опытной (но стажу общественной деятельности) женщиной — вчерашней электросварщицей, а ныне ин- женером-нормировщиком Валентиной Лопаткиной. Вто рой раз подряд она была избрана в Ворошиловградский
городской |
Совет. |
— Впрочем, вы не подумайте, что все у меня сразу |
|
получалось |
гладко,— рассказывала дев\шка.— Пона |
чалу не знала даже толком своих прав и обязанностей. Ну а теперь крепко стала на ноги. Вхожу в постоянную комиссию электрохозяйства: работаю в группе наружно го освещения города. Да и на своем избирательном уча стке веду работу: и благоустройством занимаюсь, и вни каю в житейские заботы людей...
Вот такие, как Валентина Лопаткина, молодые, энер гичные, думающие, могут стать надежной опорой мест ных Советов. Так почему же робко выдвигают молодых в местные органы Советской власти?
Хотим обратить внимание и на другую сторону во проса. Мы попросили в заводском комитете ЛКСМУ список молодых депутатов. Нам смущенно ответили, что списка пет. Нехорошо, конечно, что списка нет. Однако не в этом главное. Комитет комсомола недостаточно свя зан с молодыми избранниками парода и не ведет с ними работы — вот что главное. А ведь именно через них мож но было бы решать вопросы, которые волнуют многих молодых людей. Восемьдесят процентов опрошенных на ми, к примеру, резко критикуют работу городского тран спорта. Почему бы комитету комсомола не помочь моло дому депутату составить запрос в городской или район ный Совет и не добиться того, чтобы по-деловому заня лись этой злободневной проблемой?
Все это нужно не только для более глубокого удов летворения интересов молодых. Для них важно уже сей час пройти школу общественной деятельности. Завтра
77
эти парни и девушки, возможно, станут депутатами мест ного или Верховного Совета, будут облечены большими полномочиями.
Очень важно, чтобы молодые не только хорошо пока зывали себя у станка, на производстве, но и приобрета ли бы зрелость в решении вопросов общенародного зна чения.
После того как мы побывали в Ворошиловграде, про шло несколько лет. За это время многое изменилось, и прежде всего возросло внимание и к молодежи, и к проб лемам молодежи. Достаточно сказать, что в Верховном Совете С С С Р (да и в местных Советах) созданы постоян ные комиссии по делам молодежи. В органы народной власти стали избирать больше комсомольцев, молодых, рабочих, колхозников, инженеров. Такие перемены сим птоматичны, однако нельзя думать, что проблемы, кото рые поставила в беседах с нами ворошиловградская мо лодежь, сняты; нет, они требуют еще очень большой и кропотливой работы.
...Мы заканчиваем наш разговор о молодой поросли ворошиловградских теиловозостроителей, об их замеча тельных трудовых делах, об их радостях и заботах, о проблемах па производстве, в быту, в воспитании, кото рые всем нам сообща предстоит еще решать.
Впрочем, вели-то мы речь не только о молодых ворошпловградцах — в них мы увидели наиболее типичные черты всей юности нашего времени, достойно продолжа ющей дело старших поколений.
А такой разговор вряд ли возможно окончить. Сколь ко ни пиши об этом, никогда, наверное, не сказать все го, что по праву заслужила молодежь Страны Советов.
ОЧЕРК ВТОРОЙ,
где вместе с выпускниками сельских школ По-
чинковского района Смоленской области авто
ры рассматривают проблему: почему моло дежь уходит их деревни)
1964 год
ЭТОТ НЕЛЕГКИЙ
ВОПРОС: «КЕМ БЫТЬ?»
Журналисты весьма серьезно относятся к редакцион ной почте. Она служит тем своеобразным зеркалом, ко торое отражает, может быть, и не всегда полно, но, как правило, достоверно, явления, происходящие в жизни общества, проблемы, волнующие людей. Причем чита тельские письма непременно несут на себе печать време ни: пишут чаще всего о том, что заботит именно сегодня.
Анализируя редакционную почту 1964 года, мы яв ственно ощутили, какой остроты достигла проблема ухо да молодежи нз деревни. Характерной в этом отношении оказалась и Смоленщина. В Смоленском районе, напри мер, в 1964 году только треть выпускников сельских сред них школ осталась в совхозах и колхозах. В Почннковском районе четыре пятых всех выпускников уехало в го род.
В чем же причины такого явления? Мы решили спро сить об этом молодого человека, выросшего в селе, окон чившего там школу и выбирающего дорогу в жизнь.
Вот он вышел за околицу своей родной смоленской деревеньки. В руке у него аккуратный чемодан или по ходный рюкзак, в кармане аттестат зрелости. Вышел и стал на перепутье трех дорог. Эта, проселочная, ведет ь соседнее село, где правление колхоза. Это шоссе уходит
врайцентр, где сельхозтехникум и школа механизации
Аэта автострада убегает в Смоленск и дальше — в Мос
81
кву, и еще дальше — через всю страну, через тысячи дру гих перекрестков.
Какую же он выберет? И почему? Подойдем и спро сим.
Выбрали мы Починковский район — наиболее харак терный для сельскохозяйственной Смоленщины. А в этом районе взяли пять сельских школ (две восьмилетние н три средние): Стодолищенскую, Тростянскую, Балваничскую, Даиьковскую и Гадеевскую. В этих школах обу чаются дети из пятнадцати колхозов, в которые входят 149 деревень. Ученикам выпускных классов этих школ мы раздали анкету с интересующими нас вопросами: какую выпускник выбрал себе дорогу в жизнь и почему именно эту. Ответы решено было давать без подписи.
И вот перед нами 430 ответов. Приведем прежде все го некоторые из них:
«После окончания школы почти все стремятся в го род. Один тащит за собой другого, другой — третьего, а четвертый видит, что никого уже не остается, сам изо всех сил рвется в город. Культура села гораздо ниже, чем городская. И моя мечта — сделать деревню во всем похожую на город, чтобы ие завидовали сельские жите ли городским. Я хочу стать экономистом сельского хозяй ства, потому что, как мне кажется, без экономики нель зя поднять и культуру. Вот я и хочу посвятить свою жизнь работе в деревне. Потому что делать ее такой, как нам хочется, никто за нас не будет».
«Здесь, в совхозе, я оставаться не буду, потому что не хочу связать свою жизнь с сельским хозяйством. Вооб ще здесь не интересно. У нас нет даже хорошей библиоте ки. Мать тоже мне не советует оставаться здесь. В горо де, конечно, веселей. И вообще город и деревню нельзя сравнить. Я советовалась и с девчонками, они тоже го ворят: «Старайся куда-либо поступить!»
«Если я не поступлю в техникум, то поеду куда-ни
82
будь на стройку в Сибирь. В селе мне не нравится. Ведь село по своему культурному уровню отстает от города. В селе нет никаких спортивных секций, а я бы хотел за ниматься спортом. Неужели нельзя прислать тренера? Конечно, отдыхать в селе интересно, но всесторонне раз виваться негде. Мы хотели бы послушать оперу, посмот реть концерт. Неужели невозможно почаще приезжать 'артистам из города? Во многих домах нет света. А ка кой интерес сидеть при лампе! Нашу улицу обещают электрифицировать уж несколько лет, а ничего не делают».
«Когда я сдам экзамены, то останусь в колхозе. В нашем колхозе мало молодежи, а молодые рабочие руки очень нужны. Мне хочется приобрести специальность агронома. К нам присылают агрономов, но они не оста ются, а отработают три года и уезжают. Мне очень хо чется как можно больше принести пользы своему родно му колхозу. У нас много земли, здесь интересно рабо тать. Как было бы хорошо, если бы мои подруги оста лись тоже в родном колхозе. Мы бы соревновались в ра боте, вместе решали трудные вопросы».
«Я остаюсь в своем колхозе потому, что наш колхоз очень слабый. Я хочу приобрести специальность механи затора, так как механизаторы играют большую роль в подъеме хозяйства. На плечи механизатора ложится бу дущее колхоза».
«После окончания школы хочу поступить в институт. Буду добиваться, пока не исполню своего желания. В институт хочу поступать педагогический, чтобы после школы приехать работать в село. Хотелось бы, чтобы тут все было более благоустроено и чтобы было больше молодежи. А главное, чтобы население сел лучше обслу живалось в культурном отношении. Недостаток еще и в том, что ребята после армии уходят из сел, а одни де вушки остаются в селах неохотно. На мой взгляд, нуж но, чтобы работа в сельском хозяйстве была более ме-
83
хинизированной. Ручной труд — одна из причин ухода |
|||
молодежи |
из колхоза». |
|
|
Все 430 документов вот так же обстоятельны и серь |
|||
езны. Видимо, каждый молодой человек многое переду |
|||
мал, решая, как начинать самостоятельную жизнь. |
|||
В обобщенном виде ответы сельских школьников на |
|||
первый вопрос анкеты выглядят следующим |
образом: |
||
I |
Останусь работать в к о л х о з е .............................. |
27 |
|
2. |
Пойду в сельскохозяйственное училище, техни |
||
|
кум, |
г у з ................................................................................... |
56 |
3. |
Уйду |
работать на производство......................... |
31 |
4. |
Поступлю в технический вуз илитехникум . |
. 102 |
|
5. |
Поступлю в университет, педагогический, меди |
||
|
цинский институты и другие учебныезаведения |
124 |
|
6. Буду |
учиться дальше, по специальности еще не |
||
|
вы брал.......................................................................................... |
90 |
Итак, только 83 человека намерены посвятить себя сельскому хозяйству. Меньше 20 процентов. Учтем еще 48 выпускников, которые выбрали не сельскохозяйствен ные вузы, но намерены вернуться потом в село врачами, педагогами, инженерами. Из 90, еще не сделавших вы бора, часть тоже, вероятно, останется в сельском хо зяйстве. По все равно явное большинство уходит в город.
Вообще говоря, переселение определенной части лю дей из деревни в город — закономерный процесс нашей жизни. Он обусловлен индустриализацией страны, разма хом нашего строительства, техническим прогрессом в сельском хозяйстве, ростом культурного и общеобразо вательного уровня сельской молодежи. Перед' крестьян ским пареньком или девушкой открывается такое же множество дорог в будущее, как и перед их городскими ровесниками. Для них открыты двери любого вуза. В лю бой, самой далекой, деревеньке видят они красочные плакаты, приглашающие на грандиозные стройки Сибири
84