Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стическом соревновании вручается один и тот же вымпел. И с течением времени постепенно утрачивается торжественность этого акта. Считаю, что в соревновании нужны новые, свежие формы стимулирования».

Мы не собираемся сейчас подсказывать что-то но­ вое— не в наших это возможностях. Проще и разумнее организаторам соревнования посоветоваться с коллекти­ вами рабочих, которые способны предложить много ин­ тересного. Ответы молодых о соревновании подтвержда­ ют существование такой проблемы: если многие юноши и девушки не удовлетворены соревнованием, надо серьез­ но подумать, как оживить это массовое движение.

Помимо социалистического соревнования есть и дру­ гие формы проявления общественной активности моло­ дого человека на производстве. К примеру, постоянно действующие производственные совещания — весьма эф­ фективная, проверенная форма творческого участия ра­ бочих в управлении производством. Это важный коллек­ тивный орган, способный с помощью широких масс тру­ дящихся решать серьезные вопросы производства. И тут заводская молодежь могла бы сказать свое слово. Но, к сожалению, производственные совещания, именуемые постоянно действующими, собираются на заводе всего лишь два раза в году... Вот и решайте — действующие или бездействующие, оперативные или «академические»?

Нсть еще одна форма расширения интересов челове­ ка в сфере производства, особенно молодого рабочего, учитывая его высокий образовательный уровень, любознательность и тягу к технике. Речь идет о рациона­ лизаторской и изобретательской деятельности. Конечно, дело это сложное и тонкое, требующее особого склада ума, определенных творческих наклонностей, и, естест­ венно, нельзя ожидать, что 100 процентов молодежй бу­

дет участвовать в этом движении.

II все-таки результаты опроса па Ворошнловградском тепловозостроительном заводе не могут удовлетворить:

3'

67

 

нз 405 молодых рабочих рационализацией и изобрета­ тельством занимаются лишь 80. Причем половина из них написала в анкетах, что они пока не добились никаких результатов.

Это нельзя объяснить неспособностью молодежи к рационализации и изобретательству. Мы уже говорили о высокой образованности юношей и девушек завода, о том, как много их учится в институтах н техникумах. Это дает им возможность критически осмысливать и вы­ верять на производстве свои знания. Именно поэтому ра­ ционализаторская и изобретательская работа может быть широким полем деятельности для значительной части рабочей молодежи. Но потенциальная творческая сила молодых плохо управляема и плохо направляема. Об этом говорят ответы молодежи:

«Тот, кто один раз подал предложение, во второй раз этого не сделает, так как много энергии отнимает окон­ чательное оформление» (техник-технолог).

«Подал 15 предложений. Из них 8 внедрено в произ­ водство, 5 отклонено, а 2 предложения «путешествуют» в течение двух лет» (бригадир-слесарь механосборочных работ).

«Если участвуешь в этом движении, то, пока твое предложение разберут, весь технологический процесс оказывается уже устаревшим п предложение выглядит смешным» (инженер-коиструктор).

«Успехи мои в рационализаторстве скромные. При лучшей помощи они могли бы быть значительно лучши­ ми» (слесарь-электромонтажник).

Вспоминается такой случай. Мы попросиди председа­ теля заводского совета ВОИР назвать одного-двух луч­ ших рационализаторов. Собеседник не смог припомнить фамилии и объяснил:

Это в цехах знают.

А чем же вы занимаетесь?

68


— Ну как? Совет направляет, нацеливает, осуществ­ ляет общее руководство...

Формализм вреден здесь, как и во всяком деле. Возь­ мем ту же рационализацию. Можно составлять обшир­ ные планы, вывешивать в цехах плакаты и даже темни­ ки, но... чтобы узнать вкус яблока, надо его съесть. Что­ бы молодой человек почувствовал вкус к творчеству, нужно его привлечь к этому, нужен наставник, который объяснил бы ему, помог, научил. Гораздо больше может дать не обширный «тематический план мероприятий», а маленький листок, где приводились бы рационализатор­ ские темы, необходимые сегодня именно этому цеху.

Молодой человек и общественная жизнь. Нельзя рас­ сматривать эту проблему в отрыве от комсомольской ра­ боты на заводе. Сразу оговоримся, что не собираемся всеобъемлюще анализировать ее. Но коль скоро знако­ мились с ней, хотим поделиться тем, на что невольно об­ ратили внимание.

Хотя цифры не всегда лучшая иллюстрация живых комсомольских дел, тем не менее начнем именно с них. На завод парни и девушки, как правило, приходят из школы или технического училища. Более 90 процентов выпускников — члены В Л К СМ Поэтому совершенно удивительным для нас было открытие: лишь немногим более половины молодых ворошиловградских тенловозостроителей — комсомольцы. Самым молодежным, напри­ мер, считают на заводе цех холодной штамповки и ме­ таллоконструкций: здесь работают около семисот парней и девушек. По, как выяснилось, только 206 из них — чле­ ны ВЛКСМ . Это не может не встревожить.

Куда же все-таки деваются комсомольцы, закончив­ шие школы и училища? Сказать, что не становятся на учет, слишком просто. Ответить, почему не становят­ ся, намного сложнее. Ведь дело тут не в технической сто­ роне вопроса: «выбыл — прибыл». Речь идет о значи­ тельно большем — о самом смысле комсомольской ра­

69

боты, об авторитете организации. Довольно красноречи­ во высказался по этому поводу комсомольский секретарь «самого молодежного» цеха холодной штамповки и ме­ таллоконструкций:

— А когда мне этим заниматься? Билеты в филармо­ нию я распространяю, в театр тоже я. Лотерейных биле­ т е в сейфе на 200 рублей. Баскетбольную команду па соревнования я выставляю. Самодеятельность — тоже я.

Вот в чем беда: комсомольские вожаки очень часто занимаются не своим делом! Многие из тех занятий, на которые указал комсорг, вообще не должны иметь к не­ му отношения. По меньшей мере странно, что его застав­ ляют исполнять обязанности бездельничающих театраль­ ных администраторов и нести при этом материальную от­ ветственность! Причем, как рассказывали нам, когда в город приезжают хорошие артисты, на их концерты би­ леты не распространяют, а вот на серый спектакль — возьми, уговори и продай. Кое-кто, наверное, забывает, что комсомольские вожаки вовсе не мальчики па побе­ гушках. Другие свои заботы комсорг мог бы со спокой­ ной совестью переложить иа плечи активистов. Что же касается месячного графика приема в комсомол, то эго прямо-таки верх бюрократической смекалки!

Да, такой работой трудно завоевать авторитет. Не случайно, когда мы были на заводе, ребята готовились провести диспут на тему: «А что тебе дал комсомол?». Сама постановка вопроса говорит о том, что вожаки комсомольцев часто оказываются в стороне именно от тех дел, которые волнуют молодых, — дел производст­ венных, бытовых, чисто житейских.

Секретарь заводского комитета комсомола . Володя Письменный говорил нам:

— На мой взгляд, сейчас среди комсомольских во­ жаков наблюдается некоторая растерянность. Жизнь так стремительно идет вперед, что просто невозможно топ­ таться на месте, работать так, как работали мы вчера.

70



Вот, скажем, есть секретари исполнительные, которые, если надо, сделают все, что от них потребуют. Раньше таких мы похваливали. А сейчас хотим большего — за­ ставить вожака молодежи мыслить. И если, как пишут в газетах, гореть, то гореть с умом, а не ради показухи, не ради барабанного боя и гладких отчетов. Почему я так думаю? Да потому, что ребята нынче иными стали. Их красивыми, но пустыми словами не проймешь. Надо искать новое, необычное, способное увлечь молодых в работе. Здесь нужен разговор по большому счету, посерьезному, когда каждый чувствует силу комсомола, его поддержку и помощь. А что иногда па практике полу­ чается? О комсорге нередко насмешливо говорят: «Чет­ вертый угол треугольника!»

Легко представить, как поднялся бы авторитет завод­ ского комсомола, если бы он следил за присвоением раз­ рядов молодым и за продвижением их на производстве, если бы он поддержал рационализатора, если бы взял мод свой контроль распределение мест в молодежном общежитии, если, наконец, вступил бы в спор с масте­ ром, начальником цеха ради защиты прав и достоинства молодого рабочего.

В инструментальном цехе мы беседовали с токарем Раисой Сыч. Застенчивая девушка совсем уж скупо, к нашему огорчению, рассказывала о том, как она побе­ дила в заводском конкурсе молодых станочников и, опе­ редив многих парней, завоевала звание «Лучшего тока­ ря». Технологи любовались ее работой: просто неверо­ ятно, всего два года за станком и такая чистота! Перед октябрьским праздником 1967 года Раисе торжественно вручили приемник-транзистор. Хорошо и весело, навер­ ное, было девушке! А 11 ноября молодой лауреат при­ шел в цех и началось «похмелье»: ее станок понадобил­ ся в другом местеРаиса осталась без станка. А работу лучшему токарю мастер нашел: замазывай окна, убирай стружку — метла благо была. И так продолжалось три

недели, до вмешательства секретаря партийной органи­ зации.

Мало того, что перечеркнули результаты важного со­ ревнования, сам смысл которого в привлечении молоде­

жи к станкам

(токари очень нужны заводу). Есть и дру-

1

ая сторона:

как этого удивительного по бессмысленно­

 

 

сти (¡такта сразу не заметили ни комсомольская, пи проф­ союзная организации, ни администрация цеха? И разве не должен был стать этот случай предметом серьезного разговора комитета комсомола с директором предприятия’ Авторитет любой организации создается ее актив­ ностью н деятельностью, и если парни и девушки будут видеть в заводском комсомоле силу, помогающую им в жизни, защищающую нх интересы, тогда и на учет вста­ нет каждый и будет активным членом организации.

Повышение авторитета комсомольской организации в первую очередь зависит, конечно, от самих комсомоль­ цев. Но не только от них. Многое в этом отношении мо­ жет сделать партийная организация и администрация, сочетая в руководстве молодежью определенную само­ стоятельность со строгим спросом, контролем за дея­ тельностью комсомола. В. И. Ленин выступал за само­ стоятельность союзов молодежи, он считал, что в про­ тивном случае она «не сможет ни выработать из себя хороших специалистов, ни подготовиться к тому, чтобы рести социализм вперед»1. Но при этом Ильич требовал и полной свободы товарищеской критики недостатков в деятельности союзов. «Льстить молодежи, — писал он,— мы не должны»2.

Многое значит доверие молодым, умение приобщить их к делам, пусть нелегким, по значительный и ответ­ ственным, ибо именно в таких делах происходит станов­ ление юношей и девушек как активных строителей ново­

1 В. И.

Ленин. Соч., нзд. 5-е, т. 30, стр. 226.

2 Т а м

ж е.

72


го общества. Здесь даже незначительная, на первый взгляд, деталь может играть громадную роль.

В одном из молодежных журналов сообщался такой весьма примечательный факт. Строители автозавода в Тольятти прислали строителям стана «2500» на Магни­ тогорском комбинате вызов на соревнование. Была в том помимо всего прочего большая производственная нуж­ да: надо было сократить сроки освоения проектной мощ­ ности стана, чтобы к моменту пуска Волжского автоги­ ганта полностью освоить выпуск высококачественного автомобильного листа. Этот вызов, как оказалось, под­ писали три руководителя: от администрации, парткома и профсоюзной организации. Что же сделали магнитогорцы? Отправили документ обратно и написали при этом: посоветуйтесь с комсомолом, молодежью, ведь ваша стройка ударная, комсомольская.

Характерный факт. Дело, естественно, не в формаль­ ном соблюдении правил: мол, поставьте четвертую под­ пись от комитета ВЛКСМ и все будет в порядке. Суть в том, чтобы приобщить молодых к решению производ­ ственной задачи, не игнорировать такую массовую ор­ ганизацию, как комсомол, который к тому же шефствует над стройкой.

Эффективным является такой контакт между адми­ нистрацией и комсомольской организацией, который по­ строен на доверии, убеждении в том, что молодежи иод силу многое. Довольно ярко и непосредственно просле­ живается именно такой контакт в беседе директора ма­ шиностроительного завода с секретарем заводского ко­ митета ВЛКСМ , запись которой опубликовала «Комсо­ мольская правда». Тема этой беседы — возможности и права комсомольской организации, использование этих прав, превращение их в реальные дела.

«Секретарь комитета. Кажется, нам удалось кое-где найти новые формы. Скажем, ни один трудовой кон­

73

фликт, ни одно дело об увольнении не рассматривается без участия комитета комсомола. Конечно, мы понимаем, что в этом проявилась и добрая воля старших товари­ щей, точнее, их желание видеть в пас активную силу. Когда заместитель директора по кадрам обращается в комитет комсомола с просьбой высказать мнение по по­ воду заявления об уходе с работы, поданного молодым рабочим, мы ощущаем особую ответственность — и пе­ ред товарищем, и перед всем коллективом. А еще перед собой. Чем авторитетнее высказанное нами мнение, тем оправданнее опора на комсомольскую организацию...

Директор. Я бы уточнил: чем разумнее вы распоряди­ тесь данными вам правами, тем выше будет ваш комсо­ мольский авторитет. И среди молодежи, и среди ветера­ нов. Согласись, права у вас нынче большие... Кто, на­ пример, решает вопрос о предоставлении жилья моло­ дым специалистам? Комитет комсомола. Помнишь, ка­ кой шум поднялся, когда мы передали вам эти полномо­ чия? «Подмена жилбытовой комиссии! Нарушение пра­ вил!» Кое-кто шептал о том, что сделано-де это «иод но­ вую установку». А мы имели в виду совсем другое: дела молодежные — решать молодым. Им лучше знать, как и чем живут их сверстники. А раз лучше, то и в обосно­ ванности принятого решения не придется сомневаться. Как видишь мы были движимы не «лозунгом дня», а су­ губо практическим интересом. Думаю, мы не напрасно полагаемся на зрелость вашей практической мысли.

Секретарь комитета. Сегодня уже можно говорить о том, что первичная комсомольская организация обладает целым комплексом прав. И осуществляться они' должны комплексно, систематически, я бы сказал, планово...»

Итак, главное — вера в молодых, в их зрелость, кру­ гозор, гражданственность. Черты эти проявляются и в 18, п 20, и в 25 лет. Однако это не всегда берут в расчет, когда формируют органы общественного и государствен­

74