Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
стическом соревновании вручается один и тот же вымпел. И с течением времени постепенно утрачивается торжественность этого акта. Считаю, что в соревновании нужны новые, свежие формы стимулирования».
Мы не собираемся сейчас подсказывать что-то но вое— не в наших это возможностях. Проще и разумнее организаторам соревнования посоветоваться с коллекти вами рабочих, которые способны предложить много ин тересного. Ответы молодых о соревновании подтвержда ют существование такой проблемы: если многие юноши и девушки не удовлетворены соревнованием, надо серьез но подумать, как оживить это массовое движение.
Помимо социалистического соревнования есть и дру гие формы проявления общественной активности моло дого человека на производстве. К примеру, постоянно действующие производственные совещания — весьма эф фективная, проверенная форма творческого участия ра бочих в управлении производством. Это важный коллек тивный орган, способный с помощью широких масс тру дящихся решать серьезные вопросы производства. И тут заводская молодежь могла бы сказать свое слово. Но, к сожалению, производственные совещания, именуемые постоянно действующими, собираются на заводе всего лишь два раза в году... Вот и решайте — действующие или бездействующие, оперативные или «академические»?
Нсть еще одна форма расширения интересов челове ка в сфере производства, особенно молодого рабочего, учитывая его высокий образовательный уровень, любознательность и тягу к технике. Речь идет о рациона лизаторской и изобретательской деятельности. Конечно, дело это сложное и тонкое, требующее особого склада ума, определенных творческих наклонностей, и, естест венно, нельзя ожидать, что 100 процентов молодежй бу
дет участвовать в этом движении.
II все-таки результаты опроса па Ворошнловградском тепловозостроительном заводе не могут удовлетворить:
3' |
67 |
|
нз 405 молодых рабочих рационализацией и изобрета тельством занимаются лишь 80. Причем половина из них написала в анкетах, что они пока не добились никаких результатов.
Это нельзя объяснить неспособностью молодежи к рационализации и изобретательству. Мы уже говорили о высокой образованности юношей и девушек завода, о том, как много их учится в институтах н техникумах. Это дает им возможность критически осмысливать и вы верять на производстве свои знания. Именно поэтому ра ционализаторская и изобретательская работа может быть широким полем деятельности для значительной части рабочей молодежи. Но потенциальная творческая сила молодых плохо управляема и плохо направляема. Об этом говорят ответы молодежи:
«Тот, кто один раз подал предложение, во второй раз этого не сделает, так как много энергии отнимает окон чательное оформление» (техник-технолог).
«Подал 15 предложений. Из них 8 внедрено в произ водство, 5 отклонено, а 2 предложения «путешествуют» в течение двух лет» (бригадир-слесарь механосборочных работ).
«Если участвуешь в этом движении, то, пока твое предложение разберут, весь технологический процесс оказывается уже устаревшим п предложение выглядит смешным» (инженер-коиструктор).
«Успехи мои в рационализаторстве скромные. При лучшей помощи они могли бы быть значительно лучши ми» (слесарь-электромонтажник).
Вспоминается такой случай. Мы попросиди председа теля заводского совета ВОИР назвать одного-двух луч ших рационализаторов. Собеседник не смог припомнить фамилии и объяснил:
—Это в цехах знают.
—А чем же вы занимаетесь?
68
— Ну как? Совет направляет, нацеливает, осуществ ляет общее руководство...
Формализм вреден здесь, как и во всяком деле. Возь мем ту же рационализацию. Можно составлять обшир ные планы, вывешивать в цехах плакаты и даже темни ки, но... чтобы узнать вкус яблока, надо его съесть. Что бы молодой человек почувствовал вкус к творчеству, нужно его привлечь к этому, нужен наставник, который объяснил бы ему, помог, научил. Гораздо больше может дать не обширный «тематический план мероприятий», а маленький листок, где приводились бы рационализатор ские темы, необходимые сегодня именно этому цеху.
Молодой человек и общественная жизнь. Нельзя рас сматривать эту проблему в отрыве от комсомольской ра боты на заводе. Сразу оговоримся, что не собираемся всеобъемлюще анализировать ее. Но коль скоро знако мились с ней, хотим поделиться тем, на что невольно об ратили внимание.
Хотя цифры не всегда лучшая иллюстрация живых комсомольских дел, тем не менее начнем именно с них. На завод парни и девушки, как правило, приходят из школы или технического училища. Более 90 процентов выпускников — члены В Л К СМ Поэтому совершенно удивительным для нас было открытие: лишь немногим более половины молодых ворошиловградских тенловозостроителей — комсомольцы. Самым молодежным, напри мер, считают на заводе цех холодной штамповки и ме таллоконструкций: здесь работают около семисот парней и девушек. По, как выяснилось, только 206 из них — чле ны ВЛКСМ . Это не может не встревожить.
Куда же все-таки деваются комсомольцы, закончив шие школы и училища? Сказать, что не становятся на учет, слишком просто. Ответить, почему не становят ся, намного сложнее. Ведь дело тут не в технической сто роне вопроса: «выбыл — прибыл». Речь идет о значи тельно большем — о самом смысле комсомольской ра
69
боты, об авторитете организации. Довольно красноречи во высказался по этому поводу комсомольский секретарь «самого молодежного» цеха холодной штамповки и ме таллоконструкций:
— А когда мне этим заниматься? Билеты в филармо нию я распространяю, в театр тоже я. Лотерейных биле т е в сейфе на 200 рублей. Баскетбольную команду па соревнования я выставляю. Самодеятельность — тоже я.
Вот в чем беда: комсомольские вожаки очень часто занимаются не своим делом! Многие из тех занятий, на которые указал комсорг, вообще не должны иметь к не му отношения. По меньшей мере странно, что его застав ляют исполнять обязанности бездельничающих театраль ных администраторов и нести при этом материальную от ветственность! Причем, как рассказывали нам, когда в город приезжают хорошие артисты, на их концерты би леты не распространяют, а вот на серый спектакль — возьми, уговори и продай. Кое-кто, наверное, забывает, что комсомольские вожаки вовсе не мальчики па побе гушках. Другие свои заботы комсорг мог бы со спокой ной совестью переложить иа плечи активистов. Что же касается месячного графика приема в комсомол, то эго прямо-таки верх бюрократической смекалки!
Да, такой работой трудно завоевать авторитет. Не случайно, когда мы были на заводе, ребята готовились провести диспут на тему: «А что тебе дал комсомол?». Сама постановка вопроса говорит о том, что вожаки комсомольцев часто оказываются в стороне именно от тех дел, которые волнуют молодых, — дел производст венных, бытовых, чисто житейских.
Секретарь заводского комитета комсомола . Володя Письменный говорил нам:
— На мой взгляд, сейчас среди комсомольских во жаков наблюдается некоторая растерянность. Жизнь так стремительно идет вперед, что просто невозможно топ таться на месте, работать так, как работали мы вчера.
70
Вот, скажем, есть секретари исполнительные, которые, если надо, сделают все, что от них потребуют. Раньше таких мы похваливали. А сейчас хотим большего — за ставить вожака молодежи мыслить. И если, как пишут в газетах, гореть, то гореть с умом, а не ради показухи, не ради барабанного боя и гладких отчетов. Почему я так думаю? Да потому, что ребята нынче иными стали. Их красивыми, но пустыми словами не проймешь. Надо искать новое, необычное, способное увлечь молодых в работе. Здесь нужен разговор по большому счету, посерьезному, когда каждый чувствует силу комсомола, его поддержку и помощь. А что иногда па практике полу чается? О комсорге нередко насмешливо говорят: «Чет вертый угол треугольника!»
Легко представить, как поднялся бы авторитет завод ского комсомола, если бы он следил за присвоением раз рядов молодым и за продвижением их на производстве, если бы он поддержал рационализатора, если бы взял мод свой контроль распределение мест в молодежном общежитии, если, наконец, вступил бы в спор с масте ром, начальником цеха ради защиты прав и достоинства молодого рабочего.
В инструментальном цехе мы беседовали с токарем Раисой Сыч. Застенчивая девушка совсем уж скупо, к нашему огорчению, рассказывала о том, как она побе дила в заводском конкурсе молодых станочников и, опе редив многих парней, завоевала звание «Лучшего тока ря». Технологи любовались ее работой: просто неверо ятно, всего два года за станком и такая чистота! Перед октябрьским праздником 1967 года Раисе торжественно вручили приемник-транзистор. Хорошо и весело, навер ное, было девушке! А 11 ноября молодой лауреат при шел в цех и началось «похмелье»: ее станок понадобил ся в другом местеРаиса осталась без станка. А работу лучшему токарю мастер нашел: замазывай окна, убирай стружку — метла благо была. И так продолжалось три
недели, до вмешательства секретаря партийной органи зации.
Мало того, что перечеркнули результаты важного со ревнования, сам смысл которого в привлечении молоде
жи к станкам |
(токари очень нужны заводу). Есть и дру- |
|
1 |
ая сторона: |
как этого удивительного по бессмысленно |
|
|
сти (¡такта сразу не заметили ни комсомольская, пи проф союзная организации, ни администрация цеха? И разве не должен был стать этот случай предметом серьезного разговора комитета комсомола с директором предприятия’ Авторитет любой организации создается ее актив ностью н деятельностью, и если парни и девушки будут видеть в заводском комсомоле силу, помогающую им в жизни, защищающую нх интересы, тогда и на учет вста нет каждый и будет активным членом организации.
Повышение авторитета комсомольской организации в первую очередь зависит, конечно, от самих комсомоль цев. Но не только от них. Многое в этом отношении мо жет сделать партийная организация и администрация, сочетая в руководстве молодежью определенную само стоятельность со строгим спросом, контролем за дея тельностью комсомола. В. И. Ленин выступал за само стоятельность союзов молодежи, он считал, что в про тивном случае она «не сможет ни выработать из себя хороших специалистов, ни подготовиться к тому, чтобы рести социализм вперед»1. Но при этом Ильич требовал и полной свободы товарищеской критики недостатков в деятельности союзов. «Льстить молодежи, — писал он,— мы не должны»2.
Многое значит доверие молодым, умение приобщить их к делам, пусть нелегким, по значительный и ответ ственным, ибо именно в таких делах происходит станов ление юношей и девушек как активных строителей ново
1 В. И. |
Ленин. Соч., нзд. 5-е, т. 30, стр. 226. |
2 Т а м |
ж е. |
72
го общества. Здесь даже незначительная, на первый взгляд, деталь может играть громадную роль.
В одном из молодежных журналов сообщался такой весьма примечательный факт. Строители автозавода в Тольятти прислали строителям стана «2500» на Магни тогорском комбинате вызов на соревнование. Была в том помимо всего прочего большая производственная нуж да: надо было сократить сроки освоения проектной мощ ности стана, чтобы к моменту пуска Волжского автоги ганта полностью освоить выпуск высококачественного автомобильного листа. Этот вызов, как оказалось, под писали три руководителя: от администрации, парткома и профсоюзной организации. Что же сделали магнитогорцы? Отправили документ обратно и написали при этом: посоветуйтесь с комсомолом, молодежью, ведь ваша стройка ударная, комсомольская.
Характерный факт. Дело, естественно, не в формаль ном соблюдении правил: мол, поставьте четвертую под пись от комитета ВЛКСМ и все будет в порядке. Суть в том, чтобы приобщить молодых к решению производ ственной задачи, не игнорировать такую массовую ор ганизацию, как комсомол, который к тому же шефствует над стройкой.
Эффективным является такой контакт между адми нистрацией и комсомольской организацией, который по строен на доверии, убеждении в том, что молодежи иод силу многое. Довольно ярко и непосредственно просле живается именно такой контакт в беседе директора ма шиностроительного завода с секретарем заводского ко митета ВЛКСМ , запись которой опубликовала «Комсо мольская правда». Тема этой беседы — возможности и права комсомольской организации, использование этих прав, превращение их в реальные дела.
«Секретарь комитета. Кажется, нам удалось кое-где найти новые формы. Скажем, ни один трудовой кон
73
фликт, ни одно дело об увольнении не рассматривается без участия комитета комсомола. Конечно, мы понимаем, что в этом проявилась и добрая воля старших товари щей, точнее, их желание видеть в пас активную силу. Когда заместитель директора по кадрам обращается в комитет комсомола с просьбой высказать мнение по по воду заявления об уходе с работы, поданного молодым рабочим, мы ощущаем особую ответственность — и пе ред товарищем, и перед всем коллективом. А еще перед собой. Чем авторитетнее высказанное нами мнение, тем оправданнее опора на комсомольскую организацию...
Директор. Я бы уточнил: чем разумнее вы распоряди тесь данными вам правами, тем выше будет ваш комсо мольский авторитет. И среди молодежи, и среди ветера нов. Согласись, права у вас нынче большие... Кто, на пример, решает вопрос о предоставлении жилья моло дым специалистам? Комитет комсомола. Помнишь, ка кой шум поднялся, когда мы передали вам эти полномо чия? «Подмена жилбытовой комиссии! Нарушение пра вил!» Кое-кто шептал о том, что сделано-де это «иод но вую установку». А мы имели в виду совсем другое: дела молодежные — решать молодым. Им лучше знать, как и чем живут их сверстники. А раз лучше, то и в обосно ванности принятого решения не придется сомневаться. Как видишь мы были движимы не «лозунгом дня», а су губо практическим интересом. Думаю, мы не напрасно полагаемся на зрелость вашей практической мысли.
Секретарь комитета. Сегодня уже можно говорить о том, что первичная комсомольская организация обладает целым комплексом прав. И осуществляться они' должны комплексно, систематически, я бы сказал, планово...»
Итак, главное — вера в молодых, в их зрелость, кру гозор, гражданственность. Черты эти проявляются и в 18, п 20, и в 25 лет. Однако это не всегда берут в расчет, когда формируют органы общественного и государствен
74