Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
иосвоение дальних краев, объявления крупных предприя тий о нужде в рабочей силе. Откликаясь на эти призывы, какая-то часть молодежи уходила и будет уходить из родного села. Ветер дальних странствий всегда манит молодых.
Они уходят не от разорения и голода, как это было г есть в капиталистическом мире, не от духовной нищеты
ибезнадежности. Они уходят учиться, совершенствовать ся, выбирать жизненный путь. И все-такн число моло дых людей, покидающих деревню в наши дни, зачастую значительно больше, чем это вызывается естественным ходом развития сельского хозяйства.
Наш безымянный собеседник — человек прямой, искренний, думающий, серьезный. Все, что он пишет, сви детельствует о его грамотности, высоких культурных за просах, о подкупающей душевной чистоте. Широту и раз носторонность его интересов характеризует хотя бы крат кий перечень профессий, о которых мечтают эти дере
венские ребята и девчата: педагог, врач, геолог, химик, радиотехник, астрофизик, судостроитель, текстильщица, капитан дальнего плавания, художник, фармацевт, ме теоролог, строитель дорог, историк — всего названо более ста специальностей, в том числе, конечно, и все сель скохозяйственные.
И не так уж плохо, оказывается, воспитывают моло дежь сельская школа, комсомол, общественность. Проще всего, конечно, рассудить так: не остается в колхозе — значит, виноваты школа и общественность: педовоспита ли, мол!
Нет, мы обязаны сказать прямо: воспитали правиль но. Ни один из ответов не продиктован меркантильными соображениями, личной выгодой, стремлением урвап кусок пожирнее, местечко потеплее. Да, среди причин, побуждающих покинуть село, названа и такая, как низ кая оплата труда в том или ином колхозе. Но нет ни од ного из всех 430 писем,— повторяем, ни одного! — в кс
тором бы она, эта причина, была единственной или хотя бы главной. Нет ни в одном из ответов и пренебрежи тельного, барчуковского отношения к деревенской жиз ни. О недостатках этой жизни говорится с досадой, но и с горячей заинтересованностью: в каждом письме скво зит и любовь к своему родному краю, и сознание своей ответственности перед обществом за шаг, который автор
собирается сделать.
Прежде чем перейти к следующей таблице, хочется сказать несколько слов о том, что вписано в анкеты сверх ответов па поставленные там вопросы:
«И мать говорит: «Что ж ты — самый никудышный, что ли? Все в город выбираются, а ты в колхозе на всю жизнь решил остаться? Довольно отец и мать поработа ли тут, пусть хоть дети другую жизнь увидят».
Такие сентенции можно услышать и в городе от чрез мерно чадолюбивых родителей. Дескать, мы поработали, пусть хоть дети поживут в свое удовольствие. Но такие отцы и матери забывают спросить себя: а что же это зна чит — жить в свое удовольствие? Бездельничать? Поку пать наряды за счет родителей? В этом наивно упорном стремлении «обеспечить» сыну или дочери легкую жизнь, родители, говоря откровенно, рискуют многим. Что бу дет через десять—двадцать лет? Как отнесутся к ним по взрослевшие дети? Иногда в редакции нам приходится разговаривать с пожилыми людьми, которые вынуждены жаловаться на своего «ребенка» сорока лет, оставившего их без всякой помощи. Не такому ли говорилось когдато: хоть ты, дескать, поживи в свое удовольствие?
Еще одна запись в анкете:
«Я бы осталась в родном селе. Но мало молодежи. Все наиболее способные ребята после армии в село не возвращаются. Не с кем дружить».
Деликатная, но тоже немаловажная проблема. Проб лема молодой семьи и личного счастья. Нельзя и ее не принимать во внимание.
86
Справедлив упрек и к современным средствам массо вой информации и пропаганды. Мало показываем мы красоту, героику, романтику труда земледельца. И в то же время часто и в газетах, и в кино, и по радио и теле видению однобоко пропагандируем городскую жизнь, и она предстает перед деревенским пареньком в розовом свете, идиллическая, комфортабельная. Он и не пред ставляет реальных трудностей, с которыми столкнется, приехав в город, не имея ни профессии, ни достаточных знаний.
Много и других, так сказать, частных причин ухода в город называлось в анкетах. Но главные таковы:
I. |
Выбрал профессию, не связанную |
с |
сельским |
I ll |
||||||
II. |
х о з я й ст в о м |
............................................................................... |
|
|
|
|
|
. . . . |
|
|
Скучно, потомучто мало молодежи |
|
|
74 |
|||||||
III. Малы з а р а б о .................................................................т к и |
|
|
|
|
|
|
28 |
|||
IV. Низка культура производства: |
|
ручного |
|
|
||||||
1) |
недостаточна |
механизация , |
много |
|
20 |
|||||
2) |
т р у д а ...................................................................................... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
не упорядочен рабочий день, мало свободного |
|
|
||||||||
|
в р е м е н и ..................................................................... |
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
V. Низка культура быта: |
|
|
|
|
|
|
||||
1) |
не устраивают |
бытовые условия: неблаго- |
|
|
||||||
|
устроены жилища, отсутствуют бытовые |
|
|
|||||||
2) |
предприятия.............................................................. |
|
|
|
|
|
124 |
|
||
плохие дороги ......................., нет транспорта |
|
43 |
|
|||||||
3) |
плохо поставлена |
торговля, |
мало |
магазинов, |
|
44 |
||||
4) |
далеко, товары |
низкосортные, |
|
нет кафе |
|
|||||
негде модно одеться, нет ателье, в магазинах |
51 |
|
||||||||
V I. |
продают старомодную ................о д е ж д у |
|
|
|
||||||
Недостатки в культурной жизни: |
|
|
|
|
||||||
1) |
нет клуба, либо он плохой, |
нет самодеятель |
|
|
||||||
2) |
ности, мало ................книг в библиотеке |
|
104 |
48 |
||||||
редко и плохо демонстрируют кинофильмы |
. |
|||||||||
3) |
хочу бывать |
в |
театре, |
слушать |
оперу, кон |
|
|
|||
4) |
церты больших ...................................актеров |
|
|
34 |
|
|||||
нельзя по-настоящему |
заниматься |
спортом, |
. |
42 |
||||||
|
нет тренеров, |
оборудования, стадиона . |
87
Как видим, подавляющее большинство ответов так или иначе связано с духовными запросами деревенской молодежи.
И над этим стоит задуматься!
Первый вывод, который напрашивается сам собой, вот какой. Подымать сельское хозяйство, подтягивать отстающие колхозы и совхозы до уровня передовых мож но только в том случае, если задачи экономические, куль турные, идеологические решаются в комплексе.
В передовых колхозах отлично это понимают. Взять хотя бы колхоз имени Ленина того же Починковского района. Мы были в этом хозяйстве несколько лет тому назад, когда он только начинал подыматься. По иници ативе председателя Сергея Ивановича Бизунова здесь, строили фундаментальный коровник и одновременно за кладывали Дом культуры на 350 мест, решали сложные агротехнические проблемы и сселяли малые деревеньки в большие благоустроенные поселки. Теперь здесь все больше домов с водяным отоплением, водопроводом. У колхозников 75 телевизоров. Кроме того, телевизоры есть на каждом бригадном стане. Есть спортплощадка и стадион. Колхоз тратит на культурные нужды 12 000 рублей в год.
Для этого колхоза проблемы молодых кадров не су ществует. Сюда молодежь просится даже из соседних го родов. Таких хозяйств в стране немало, есть они и па Смоленщине.
Да, разумеется, в этих колхозах высоко оплачивает ся труд и широко применяются все меры материального
поощрения. Но дело не |
только в этом. |
В колхозе имени XXII |
партсъезда Починковского рай |
она платят за труд так же, как и в колхозе имени Лени на (2 руб. 37 коп. человеко-день). Но на культурные нужды здесь в то же время не израсходовали пи копей ки. И при этом жалуются, что нынешнюю молодежь веревкой не удержишь в деревне.
88
Не хлебом единым жив человек — эта истина отно сится, наверное, к каждому человеку, а к молодому — особенно. Не удовлетворив его духовные, культурно-бы товые запросы, нельзя рассчитывать административными мерами и даже высокими заработками поставить барьер перед парнем или девушкой, решающими вопрос «кем быть?».
Разумеется, очень много зависит от руководителей колхозов и совхозов. Понял где-то председатель, что на до экономические и культурные вопросы решать одно временно — и молодежь пошла к нему.
Однако это не исчерпывает вопроса. Проблемы, кото рые поставили в своих ответах на анкету крестьянские юноши и девушки, гораздо сложнее. И решать их надо сообща — и сверху и снизу.
Возьмем хотя бы такую проблему, как культура про изводства в колхозах и совхозах. И здесь молодые спра ведливо предъявляют серьезные требования Прежде всего они хотят видеть в своих хозяйствах механизацию на современном уровне. Они не белоручки, не гнушаются физической работой, но ручной труд там, где его может заменить машина, вызывает у них вполне естественный протест.
Волнует молодежь и низкий уровень организации тру да в колхозах и совхозах. «Нет у колхозника определен ного рабочего дня, он работает от зари до зари», — го ворит один из наших собеседников. К сожалению, такие ( вопросы, как двухсменная работа на фермах и в поле водстве, ликвидация сезонности работ, решаются пока только в передовых хозяйствах. А надо, чтобы они реша
лись повсеместно, и притом радикально.
Так же обстоит дело и с такой не менее важной проб лемой, как культура деревенского быта.
На Смоленщине это особенно острая и трудная проб лема. Известно, что смоленская земля жестоко пострада ла в годы войны от гитлеровской оккупации. Хозяйство
89
ее было разорено дотла. Здесь до сих пор есть деревни без электричества. Можно ли электрифицировать их все? Оказывается, очень трудно. Потому что слишком много маленьких и разбросанных деревушек. В Стодолшцепской школе, например, учатся дети из 76 деревень. А сре ди этих деревень есть населенные пункты и в 5, и в 7, и в 20 дворов. Попробуй их все электрифицировать, радио фицировать, построить в каждом клуб, магазин, ателье! Во весь рост вновь встает старая, нерешенная проблема о сселении хуторов и мелких деревень в крупные села, которые можно по-настоящему благоустроить. О пей мно го говорят и спорят, но решают ее медленно и пока толь ко силами отдельных колхозов.
Серьезные требования предъявила молодежь деревин к торговле и бытовому обслуживанию тружеников села. Не будем останавливаться подробно на этих графах ан кеты. Они достаточно красноречивы и убедительны. Не обходима комплексная программа улучшения торговли на селе, осуществление которой в тесной взаимосвязи друг с другом — дело различных ведомств, но в первую очередь кооперации и государственной торговли.
Следует всерьез подумать о более полном удовлетво рении культурных запросов сельского населения, о рас ширении сети библиотек, клубов, кинотеатров, о нуждах художественной самодеятельности и т. п. Без этого проб лему, о которой мы ведем речь, решить нельзя.
Интервью у околицы па этом, естественно, не завер шается, ибо простой, казалось бы, вопрос, адресованный сельским школьникам: «Кем вы хотите быть?»—-«потя нул» за собой много самых разных и сложных проблем.
Мы понимаем, что решение их потребует и времени п средств. Но приступать к этому важнейшему делу на до безотлагательно, надо сейчас уже включать в планы на будущее мероприятия по культурному строительству в деревне. К сожалению, этого не делается в нужном темпе. При рассмотрении планов местных организаций
90
иногда вычеркивают ассигнования на строительство клу бов, библиотек, детских учреждений и бытовых пред приятий в селе.
Многое могут и должны сделать сами колхозы, сов хозы и местные органы власти. Да и сама молодежь долж на активно участвовать в решении поставленных ею же проблем.
Но полностью решить эти проблемы только местны ми силами нельзя. Здесь не обойтись без помощи госу дарства.
Партия и правительство взяли курс на интенсифика цию сельского хозяйства. Это единственно верный н кратчайший путь к изобилию. Но интенсификация — это не только машины, удобрения, современная агротехника, это прежде всего люди, которые осуществляют намечен ный курс. Об этом нельзя забывать, думая о судьбах де ревенской молодежи.
...Юноши и девушки из смоленской деревни начали разговор на очень важную тему. Потому что все пробле мы, которые поставили наши собеседники, сводятся в ос новном к одной — к преодолению различий между го родом и деревней. Это та самая проблема, о которой в Программе КПСС сказано: «Ликвидация социально-эко номических и культурно-бытовых различий между горо дом и деревней явится одним из величайших результа тов строительства коммунизма».