Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
1970 год
ИНЫЕ ГРАНИ ПРОБЛЕМЫ
Всегда благодатно для журналистов возвращение к теме. Оно позволяет ярче обрисовать изменения жиз'- ни, увидеть явление в движении.
Шесть лет прошло с той поры, когда мы провели опрос выпускников пяти сельских школ Починковского района Смоленщины и выяснили, какую из дорог выбе рут они в жизни. Бежит время, отцами становятся маль чишки, но по вечному закону непрерывности жизни все повторяется сначала. И уже другие парни и девушки вы ходят за околицу, задумываясь на перепутье.
Конечно, проблема миграции молодежи из деревни претерпела изменения, приобрела новые грани. Шесть лет и в обычных условиях немалый срок. Здесь же на самое начало рассматриваемого периода (1965 г.) при ходятся решения мартовского Пленума ЦК КП СС, в корне изменившие экономическую обстановку в дерев не. Тем интереснее вернуться к теме, причем исследовать ее в том же районе, в тех же школах, но уже, естествен но, среди других выпускников. Итак, мы снова разгова риваем с ними и спрашиваем все о том же: какая доро га влечет вас? Знать устремления молодых жителей деревни весьма важно потому, что подготовка и воспи тание квалифицированных кадров есть одна из сущест венных задач развития сельского хозяйства. Поскольку в сфере любого, в том числе и сельскохозяйственного
92
производства все большую роль играет личность человс ка, нужно иметь полное представление о его запросах планах, заботах, удовлетворенности делом.
Принимая все это во внимание, мы и решили про должить разговор у околицы.
ПУТИ-ДОРОГИ
Отправляясь по старым адресам в чудесный русский край («Нет в мире ничего лучше нашей Смоленщи ны!»— так написал в анкете один из десятиклассников), мы, честно говоря, не рассчитывали сколь-нибудь точно узнать о судьбе тех 430 ребят, которые давали интервью шесть лет назад. Но нет, узнали! И огромное наше спа
сибо |
за |
это учителям — за их |
благородное беспокой |
ство, |
за |
интерес к тому, как и |
чем живут вчерашние |
Нины-отличницы и Петьки с «камчаток», за стремление сохранить в сердцах чуткую связь со всем тем, с чего начиналась для этих ребят Родина. Связь эта никоим образом не зависит от расстояний, хоть многие парни и девушки из Починковского района оказались и впрямь «за тридевять земель» — Москва, Ленинград, Печорск, Владивосток, Рудный, Запорожье, Витебск, Тувинская АССР, Приморский край... И «дорог», по которым они пошли, превеликое множество — механизатор, полевод, шофер, гранильщик алмазов, токарь, повар, агроном, акушерка, полиграфист, летчик, слесарь, парикмахер, музыкант и т. д.— всех не счесть.
Мы узнали об этом из маленьких школьных тетра дей, аккуратно разлинованных на графы. В одной — фа милия, имя и отчество выпускника, в другой — куда на правился, получив аттестат зрелости, в третьей — где работает в настоящее время. Разумеется, сведения эти не обо всех 430 выпускниках 1964—1965 гг. Неизвестны судьбы части ребят, ушедших в армию, девушек, что вышли замуж, уехали и пока не подали вести о себе.
93
Однако у нас есть точные сведения о том, как сложи лась судьба 401 из 430. И поэтому мы имеем возмож ность не только восстановить в памяти читателей, какие, планы строили шесть лет назад выпускники пяти сель ских школ одного района, но и рассказать о том, как осуществились их планы. Но этого мало. Важно просле дить тенденции. Для этого мы сопоставим данные 1964 года с материалом, полученным в 1970 году, то есть с результатами опроса 458 ребят, оканчивающих теперь уже семь школ того же Починковского района.
|
В ы п у с к |
К ак о с у |
В ы п у с к |
|
П л ан ы |
щ ест в и |
|||
ники |
ли сь |
ники |
||
1. Останусь работать в колхозе, сов |
1964 г. |
планы |
1970 г. |
|
27 |
27 |
47 |
||
хозе ........................................................................ |
||||
2. Пойду в сельскохозяйственное учи |
56 |
50 |
61 |
|
лище, техникум, в у з ................................. |
||||
3. Уйду работать на промышленное |
31 |
93 |
54 |
|
производство .................................................... |
|
|||
4. Поступлю в технический вуз, тех |
102 |
51 |
57 |
|
никум, у ч и л и щ е ....................................... |
||||
5. Поступлю в университет, педагоги |
|
|
|
|
ческий, медицинский и другие учеб |
124 |
51 |
169 |
|
ные заведения .............................................. |
||||
6. Буду учиться дальше, но специаль |
90 |
129* |
70 |
|
ность еще не выбрал................................. |
||||
Прокомментируем прежде |
всего две |
первые |
графы |
|
по вертикали: дескать, что хотелось бы |
и что |
получи |
лось. Эти данные прежде всего дают нам возможность выяснить степень реальности и обоснованности тех пла-
* Служат в армии, работают служащими, в торговле и бытовом обслуживании.
94
нов, которые строила молодежь. Это вовсе не праздный вопрос. Порой можно услышать, как о молодых говорят: вечно где-то витает, трезво не могут мыслить. Так ли? Давайте обратимся к таблице.
Поражает первая цифра. Надо же, такое совпадение пожелало остаться в селе 27 человек и осталось 27. Мы естественно, не можем утверждать, что именно все те, кто предполагал работать в сельском хозяйстве, осуществи ли свое намерение, ибо анкета анонимна. Но для нас важно определить удельный вес молодежи, решившей остаться в деревне и оставшейся в ней, и твердость ее выбора. Твердость эта объяснима: во-первых, ребята прекрасно знают сельскохозяйственную работу, потому здесь маловероятна какая-то поспешность и неуверен ность в выборе своего дела; во-вторых, цель эта сравни тельно близкая, задача, что называется, со всеми извест ными, и решение ее зависит в наибольшей степени от самого человека: не надо никуда уезжать, не надо про ходить конкурс, где-то устраиваться на новом месте и т. д.
Почти такими же реальными оказались и планы тех, кто собирался идти в учебные заведения с сельскохозяй ственным уклоном (эту цель — работают по специаль ности или еще учатся — достигли 89 процентов). И это неудивительно, потому что выбор опять-таки не случаен, и дело, которым овладевают в данном случае юноши и девушки, знакомо им с детства.
Более удивительна та высокая устойчивость в выборе пути и его достижении, которую мы наблюдаем среди тех, кто решил работать в промышленности, строитель стве, на транспорте. На первый взгляд кажется, что здесь есть большое «перевыполнение». Непосредственно на производстве вместо 31 работает 93 человека: втрое больше! Чтобы понять, почему так произошло, обратимся к четвертому пункту: 102 человека собирались поступить в технические учебные заведения, а поступил 51. Но ведь
95
и те, кто решил сразу па производство и кто собирался туда же попасть, по в качестве специалиста, связывали свою судьбу с промышленностью, строительством или транспортом. Вот почему мы имеем полное основание объединить третий и четвертый пункты: всего работать па производстве или учиться в технических учебных за ведениях предполагало 133, а фактически оказалось 144 человека. Таким образом, и эта группа молодежи оказа лась последовательной в своем решении.
Иначе сложилась жизнь тех, кто задумал поступить
вучебные заведения гуманитарного характера (имеется
ввиду довольно большой круг профессий). Здесь свое
желание осуществил лишь 41 процент опрошенных. Но это не так уж мало, если учесть, сколько здесь было «не известных», а главное — конкурс!
Часть ребят из тех, кто мечтал о гуманитарных про фессиях — педагог, врач, музыкант,— стали впоследст вии служащими, работниками торговли, бытового обслу живания, коммунального хозяйства и т. д. Что ж, жизнь вносит поправки. И нет здесь большой беды. Но вот что любопытно. Шесть лет назад, заполняя анкеты за пар той, почти никто из выпускников не изъявлял желания пойти работать в сферу обслуживания. В значительной мере это объясняется тем, что они в своей повседневной жизни в деревне почти не сталкивались с этой сферой. Потому и не видели ребята особого интереса в том, что бы быть, скажем, продавцом или парикмахером. Но если мы хотим развивать эту сферу (а мы определенно хотим, и в деревне особенно), нужно учитывать это еще в про цессе воспитания, привлекая внимание ребят к профес сиям скромным, необходимым н, наверное, по-своему ин тересным.
Анализ же того, как осуществились планы 430 ребят, выбиравших свою дорогу шесть лет назад, мы завершим следующим сообщением: все они занимаются обществен ным трудом, и только трое ведут домашнее хозяйство.
96
ОЧЕВИДНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Снова вернемся к таблице, которую мы привели не сколько выше. Первая и третья ее вертикали определяют основную из интересующих нас проблем, а именно: уход молодежи из деревни и сельскохозяйственного производ ства. Как обстоит здесь дело, если иметь в виду вы пускников семи исследованных школ, как выглядит эта проблема в движении? Шесть лет назад остаться рабо тать в деревне или продолжить учебу в сельскохозяйст
венном училище, техникуме, |
институте хотело меньше |
|||
20 |
процентов. |
В 1970 году |
такое |
желание изъявляет |
22 |
процента. |
Количество тех, кто |
предполагает зани |
маться сельским хозяйством, несколько увеличилось. Учтем и такое обстоятельство. Если раньше 48 выпускни ков выбрали не сельскохозяйственные учебные заведе ния, но намерены были вернуться потом в село врачами, педагогами, инженерами, экономистами, то теперь таких оказалось 84. Следовательно, в 1970 году думали остать ся в деревне 192 человека против 131 в 1964 году. Это серьезный сдвиг, и объясняется он прежде всего теми изменениями, которые произошли в сельском хозяйстве, в самой жизни на селе.
Вот что говорят об этих изменениях сами школьники: «В нашей деревне построен Дом культуры, типовая баня. Красивая улица новых домов протянулась к реке Сож. Строится новая средняя школа, много животно
водческих помещений».
«Наши родители зарабатывают сейчас не меньше ро дителей городских ребят».
«У нас построили столовую, красивый Дом культуры, поставили памятник погибшим в Великую Отечествен ную войну. Заработки родителей увеличились, так как собирают большие урожаи и получают большие до
ходы».
«Изменений в деревне произошло очень много. Рапь-
4 М. Гарин, А. Друзенко. |
97 |
ше и в глаза не видели телевизоров, холодильников. Жи ли в каких-то хибарах, а не в домах. А сейчас почти каж дая семья имеет телевизор и другие приборы. Стали оде ваться по моде. Заработки родителей повысились, и у них теперь есть выходные дни и отпуска».
«Наша деревня по жизненному уровню сейчас не уступит городу. Люди в магазинах видят те же товары, что и в городе. Продукты сельского хозяйства мы полу чаем в свежем виде, что благотворно сказывается па здоровье людей. В сельской местности люди свежее, здо ровее. Недостатком является слабая спортивная работа. А ведь из деревенских ребят могут получиться отменные спортсмены — более выносливые физически».
Похвальное слово о нынешней деревенской жизни мы' находим в большинстве анкет. Так, 159 человек отмечают значительный рост родительских заработков, 133 пишут об улучшении жилищно-бытовых условий, 103 говорят о широком культурном строительстве в селах, 45 заме чают, что труд колхозников облегчает механизация.
Если в 1964 году многие ребята нам писали, что в се лах нет электричества, то сейчас практически вся смо ленская деревня электрифицирована.
В недавнем прошлом в деревнях Смоленщины было всего четырнадцать домов культуры. В 1970 году их бы ло 164. Объем бытовых услуг на одного сельского жи теля области вырос с 2,5 до 9 рублей в год. И еще одна разительная перемена: средняя заработная плата кол хозников выросла с 1 рубля 66 копеек за один день до 3 рублей 34 копеек.
Изменения значительные. Они, конечно, не равномер ны — в одних хозяйствах большие, в других меньше, но они повсеместны, повсеместны не только в Смоленской области, но и в целом по стране. Однако, несмотря на все эти благотворные изменения, проблема ухода молодежи из деревни не снята с повестки дня. И не только молодо-
98
жи, но вообще людей трудоспособных, уезжающих из села в самом активном возрасте.
По сравнению с 1964 годом сельское население Смо ленской области уменьшилось к 1970 году на 14 процен тов. Но как это выглядит по возрастным категориям? Ко личество юношей и девушек от 16 до 19 лет за эти годы
.несколько увеличилось (кстати, и планы ребят, заполняв ших наши анкеты, подтверждают тенденцию: число вы
пускников школ, |
остающихся в деревне, возрастает). |
Л вот следующая |
категория — люди в возрасте от 20 до |
29 лет — падает резко, на 40 процентов! Это уменьшение мы объясняем двумя причинами: во-первых, меньше людей на селе переходит в эту возрастную категорию, ибо молодые еще раньше, до 20 лет, покидают деревню, а во-вторых, и в этом возрасте люди уходят из села в основном по тем же причинам, что и их младшие земляки.
Да, проблема по-прежнему стоит остро. При всем при том, что переселение людей из деревни в город — про цесс закономерный, он не должен вступать в противоре чие с потребностями сельскохозяйственного производст ва. Не столь научно, но очень искренне и точно написала об этом в одной из анкет сельская школьница:
«Я думаю, местным руководителям нужно подумать и о будущем нашей деревни. Кто будет работать? Ведь паши дедушки и бабушки, отцы и матери два века жить
не.будут!» Нет нужды комментировать верное замечание. Но,
безусловно, серьезных комментариев требуют вопросы: почему в таком большом количестве уходят молодые люди из деревни и что следовало бы делать, чтобы снять эту проблему?
4
НЕОБХОДИМОЕ
ОТСТУПЛЕНИЕ
Молодой человек уехал из деревни, в которой вырос. Оставил дом, где живут родители, поля и луга, где сто летиями трудились его предки, отказался от столь почет ного и много раз воспетого труда хлебопашца.
Что же это?
Стремясь найти ответ, иные рубят с плеча. Говорят об Иванах, не помнящих родства. Замечают, что совре менная молодежь теряет привязанность к родному краю, не ощущает всей красоты и прелести его природы. Рас суждают о какой-то моральной неустойчивости молодого человека: дескать, безразличны ему традиции, не пони мает, мол, важности деревенской работы, ищет для себя легкие дороги, легкий труд, уезжает из деревни без со жаления, не задумываясь о ее судьбе.
Так ли это?
Составляя анкету, мы специально поставили не сколько вопросов, ответы на которые дали бы нам право судить о моральном облике сельских ребят. Мы спроси ли у них о том, чем их привлекает деревня (вне зависи мости от того, решил ли кто-то остаться й ней или уехать), каким они представляют будущее своей деревин и т. д. Они отвечали честно, откровенно, искренне. Вот и посмотрим, порывает ли молодой человек связь с де ревней, чужда ли ему красота родного края, безразличны ли им дела и заботы родителей, старших земляков, дей-
100