Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
участвует в художественной самодеятельности или де журит вечерами в добровольной народной дружине, ох раняя порядок в городе.
Достаточно привести лишь некоторые статистические данные. В заводском Дворце культуры имени Лепина 15 студий и коллективов: заслуженная хоровая капелла УССР , заслуженный оркестр народных инструментов, народный драматический театр, народный ансамбль тай на, оперная студия и другие. Заводской спортивный клуб «Заря» охватывает 15 тысяч физкультурников; в 27 центральных спортивных секциях занимается 600 моло дых рабочих; сотни тепловозостроителей стали в послед ние годы спортсменами-разрядникамп, кандидатами в мастера и мастерами спорта. О широте диапазона обще ственной работы заводской молодежи хорошо говорят ответы в анкетах: рядом с привычными «нагрузками» (комсорг, профорг, член бюро) иногда встречаются и та кие — общественный помощник прокурора, член совета рабочей чести, депутат, народный заседатель, обществен ный контролер качества продукции.
Конечно, нельзя от всех поголовно требовать актив ного участия в общественной жизни вне производства. Мы не можем сбрасывать со счетов условия, в которых живет каждый рабочий: кто-то из них напряженно учится, кто-то воспитывает сына, кто-то гратит массу времени на то, чтобы добраться с работы домой. Пра вильно ли говорить о таких ребятах, что они не хотят участвовать в общественной деятельности, можно ли их всех зачислять в «пассив»? Мы, например, не склонны утверждать это столь категорическим образом.
Думаем, что к каждому парню, к каждой девушке в этом случае необходим строго индивидуальный подход: не может (в силу определенных обстоятельств) или не хочет участвовать в общественной работе? По своей ли воле не проявляет «активности» или в силу об стоятельств?
59
Чрезвычайная занятость (семья, учеба, отдаленность от места работы) — это одна лишь причина того, что па рень или девушка не по своей вине стоят в стороне от общественной деятельности. Бывает иначе: человек и хо тел бы и мог бы что-то делать, но ему никто не предла гал, никто с ним по душам не беседовал, никто не пы тался вникнуть в мир его интересов, разбудить в нем об щественную активность. Об этом красноречиво сказали в анкетах некоторые молодые тепловозостроители:
«В общественной работе пока не участвую. Причина: комсомольская и профсоюзная организации ни разу не давали мне никаких поручений» (контролер КПП ).
«В институте был членом институтского бюро комсо мола. В армии — секретарем комсомольской организации части. В цехе моимиспособностями никто не интересует ся» (инженер-технолог).
«К общественной работе в своем коллективе не прив лекался» (слесарь-ремонтник).
«Никто не предлагал» (распределитель работ).
«В общественной работе не участвую, потому что ко мне не обращались, а самой не хватило смелости» (комплектовщица).
«В общественной работе не участвую, но выполнить любое поручение готов» (плотник).
Даже тот, кто занят, все равно может быть общест венно активным, потому что возможность для этого дает само производство. Мы имеем в виду прежде всего со циалистическое соревнование. Это универсальная форма общественной деятельности. Официально рабочий или служащий не обязан делать что-то большее, нежели ему предписано. И все-таки делают, подтверждая свою при частность не только к личным интересам.
Ванкете молодым был задан вопрос: «Ваше участие
всоциалистическом соревновании? Что, по вашему мне нию, нужно сделать для более эффективного развития социалистического соревнования?»
60
Один из рабочих решил, так сказать, раз и навсегда подвести черту и написал: «Это дело себя изжило, это уже пройденный этап». Сказано громко и неверно. Со ревнование присуще любому общественному строю, но разнится оно содержанием, целью, итогом. Оно может быть конкуренцией, которая, по словам В. И. Ленина, «является особенной формой соревнования, свойственно го капиталистическому обществу и состоящего в борьбе отдельных производителей за кусок хлеба и за влияние, за место на рынке»1. А говоря о социализме, Ильич под черкивал, что именно он открывает «возможности орга низовать соревнование в его не зверских, а человеческих формах»2. Соревнование было, есть и будет законом на
шей жизни.
А как обстоят дела на заводе имени Октябрьской ре волюции? Нам представили официальную справку, в ко торой продемонстрировано, во-первых, полное благопо лучие с соревнованием, а во-вторых, сказано, что среди его участников около 80 процентов юношей и девушек. Наш опрос нарисовал менее оптимистическую картину. 39 процентов молодых ответили, что они не причастны к этому делу, и среди остальных многие подчеркнули, что соревнуются не лично, а в составе бригады пли участка. Это немаловажная деталь: один участок может соперни чать с другим, но в то же время внутри него трудового соперничества может и не быть. А между прочим всех членов коллектива зачисляют в соревнующиеся, приукра шивая тем самым действительное положение вещей.
Но не будем спешить. Почему же все-таки больше трети молодежи не участвует в социалистическом со ревновании? Что думает о нем молодежь?
«Нужно убрать бюрократизм в проведении соревно
вания и |
подведении итогов» (слесарь). |
|
1 В. И. |
Лепин. |
Соч., изл. 5-е, т. 36, стр. 150. |
2 Там |
же, стр. |
150— 151. |
61
«Для эффективного развития социалистического со ревнования нужна материальная заинтересованность, правильная организация, правильное снабжение» (плотник).
«Для более эффективного развития соревнования не обходимы частые встречи между соревнующимися и от четы друг перед другом» (слесарь).
«По-моему, соревнование заключают порой для отче тов и докладоп, а не для пользы дела» (слесарь).
«Наладить конкретное принятие обязательств, а то мастер сам за весь участок их пишет, а рабочие не прив лекаются к их составлению» (штамповщик).
«Между моей комсомольско-молодежной и еще одной бригадой был заключен договор на соревнование. Но его не довели до конца: итоги остались неподытоженные» (слесарь).
«Мне кажется, будет лучше, если будем соревновать ся не по бригадам, а каждый в отдельности в бригаде» (разметчик).
«Нужно создать такую атмосферу соревнования, что бы было известно, кто с кем соревнуется» (слесарь).
«Для более эффективного развития соревнования нужно освещать работу каждого ежедневно, еженедель но, ежемесячно» (токарь).
«Нужно ввести поощрения среди бригад, как между участками. Ведь участки, занявшие первые места, полу чают вознаграждение. А в бригадах — нет» (слесарь).
«Больше обмениваться опытом, подводить результа ты соревнования живо, торжественно, на общем собра нии всего коллектива» (токарь).
«Меньше формализма в этом вопросе — и будет поря док» (фрезеровщик).
«Необходима проверка социалистических обяза тельств и широкая огласка результатов труда» (сле сарь) .
Мы могли бы продолжить подобного рода оценки. Но
62
и сказанного достаточно. Вот что, по мнению молодых, нужно сделать для более эффективного развития социа листического соревнования (цифры обозначают число спрошенных, указавших на то или иное обстоятель ство) :
больше гласности |
— 57 |
|
Изжить формализм |
— 45 |
|
Поощрять победителен |
— |
43 |
Укреплять дисциплину труда |
— |
36 |
Всякая фальшь чужда рабочему |
человеку, в том |
числе молодому. И совсем уж нетерпимо относится он к формализму в столь значимом деле, как соревнование. А мы встречались с такими фактами. На заводе кое к чему так притерпелись, что перестали даже замечать зло. Ну а молодые, не вполне опытные труженики, под час думают, что так и надо.
Одна передовая станочница, профгрупорг, с огорче нием «самокритично» призналась нам, что вот, дескать, есть у нее один промах в работе: не успела она вместе с мастером заполнить лицевые счета за 25 рабочих... Мы уж как могли деликатно разъяснили девушке, что зря она переживает, что невелика была бы ее заслуга, если б и она внесла свою лепту в формализм: ведь личные обязательства должен принимать тот, кто будет их вы полнять.
— А я-то переживала, а я переживала,— все повторя ла она.— Так ведь это не только у нас на участке при нято.
Да, есть над чем поразмыслить общественным орга низациям завода. Вспомните девушку, о которой мы уже писали: она взяла обязательство обрабатывать 60 роли ков вместо 48, положенных по норме, а ей дают в смену лишь 21 заготовку. Разве подобная организация произ водства способствует соревнованию, разве не заглушает она благородный порыв рабочего?
(3
Характерно, что формализм совсем уж сводит на нет моральные стимулы. Бывает, на заседании завкома спорят, какому цеху знамя присудить, а потом предсе датель комитета профсоюза победившего цеха сам при носит реликвию и... просто ставит ее в угол. У людей весьма острый глаз на такие «проколы».
На участке имени 50-летия Октября тепловозомеханического цеха нам рассказывали:
— Однажды случай был такой. По постановлению це хового комитета профсоюза за первое место должны бы ли дать премию 100 рублей. Проходит месяц— подводят итоги. Мы первое место занимаем, а денег не дают. Го ворят, мол, нету. Зачем же, спрашивается, обещать? После этого всякая охота отпадает соревноваться. Ведь дело тут, пожалуй, не в премии, а в отношении к людям. Говорят ребята: «Зачем целый месяц стараться, чтоб первое место получить и без премии остаться, если можно один «штурмовой» день в конце месяца поработать — и пятерочка в кармане?» Или, казалось бы, иное: какая разница, когда премию вручить — перед Первомаем или после праздника? Но нам совсем не безразлично. На строение праздничное испортят — и уж ничем его потом не поправишь...
Все эти факты и подобные им могли иметь место и тридцать, и двадцать лет назад. Может быть, не в такой степени, но всегда остро критиковали организаторов со ревнования за дутые цифры, формализм, бессодержа тельность, слабое распространение опыта лучших.
Но нынешняя рабочая молодежь, с ее высоким уров нем знаний, широтой и смелостью мышления, замечает не только внешние огрехи. Она смотрит глубже, заду мывается над тем, совпадает ли современный высокий уровень нашего хозяйства со старыми требованиями к соревнованию. В зерне такого сомнения есть доля истины.
Считаем необходимым сделать тут маленькое отступ-
64
ление. В последнее время некоторые хозяйственники и специалисты пытаются доказать, что экономическая ре форма ставит под сомнение целесообразность дальней шего развития социалистического соревнования: мол, объективные законы экономики сами себя отлично пока жут при новом методе хозяйствования. С этим мнением, безусловно, согласиться нельзя. Ведь вести хозяйство поновому надо учиться! Именно соревнование может по мочь молодежи в этом.
Вопрос в другом: как на современном этапе развития экономической реформы правильно организовать социа листическое соревнование, сделать его наиболее эффек тивным и плодотворным, как учесть при этом искреннее стремление молодых победить в открытом поединке со своими сверстниками — за станком, в забое, у мартена, как повести молодежь к более глубокому участию в хо зяйственной жизни общества?
Раньше было проще. Когда советская страна только создавала индустрию, когда строили в условиях постоян ного дефицита и внутрихозяйственные связи не были та кими сложными, как сейчас, оправданным было требова ние к участникам движения: прежде всего и во всех слу чаях сделай больше. Ну, а теперь? Всегда ли разумно перевыполнение задания, не может ли сложиться ситуа
ция, когда |
перевыполнение |
дезорганизует производство |
и образует |
залежи деталей, |
узлов и прочих «неликви |
дов», чему, кстати, призвана противодействовать эконо мическая реформа?
Опытные партийные и хозяйственные руководители это понимают. Секретарь парткома завода В. Квасов, например, совершенно справедливо писал в многотираж ной газете «Октябрьский гудок»: «Надо, чтобы в наших обязательствах на первом плане были экономические по казатели. Не всегда надо ориентироваться на перевы полнение заданий. И в этом должен быть хозяйский под ход, экономический расчет. Если перевыполнение зада-
3 М. Гар и н , А . Д р узен к о . |
65 |
ний ведет к замораживанию оборотных средств, к созда нию чрезмерных заделов,— такое перевыполнение нам
не нужно».
Мы привели это высказывание, чтобы показать, как меняются и усложняются требования к соревнованию. На первый план выходят уже не столько количественные, сколько качественные показатели. Это — и лучшие об разцы продукции, и своевременное высокоэффективное освоение новой техники, и эстетика производства, и науч ная организация труда, и, конечно же, экономические факторы, то есть достижение всего этого не любой ценой, а с наименьшими затратами.
Такое соревнование и организовать несравнимо труд нее, чем просто нацеливать: «давай побольше!» Ведь эти, казалось бы, общие проблемы надо конкретизировать, довести до каждого рабочего, исходя из считающихся и поныне главными ленинских требований к организации соревнования: гласность, сравнимость результатов, повторение опыта, поощрение передовиков, инициативы снизу. Соревнование и на нынешнем этапе должно быть при всей его важности интересным, увлекательным по форме, и в новых условиях должен быть зримым процесс трудового соперничества («Ты сделал так, а я сделал так»), И тут главным становятся не цифры охвата со ревнующихся, не столько количество участников, сколько эффективность, результативность соревнования.
Если в совершенствовании нуждаются сами принци пы соревнования, то точно так же необходимо совершен ствовать и стимулирование его. К сожалению, на пред приятиях пока мало над этим думают. Куда ни поедешь, на любом заводе — то ли в Ворошиловграде, то ли в Челябинске, то ли в Воронеже — действуют одни и те же формы морального и материального поощрения. Об этом говорит и молодежь тепловозостроительного завода. Вот ответ одного токаря:
«Уже несколько лет подряд победителям в социали-
бб