Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

участвует в художественной самодеятельности или де­ журит вечерами в добровольной народной дружине, ох­ раняя порядок в городе.

Достаточно привести лишь некоторые статистические данные. В заводском Дворце культуры имени Лепина 15 студий и коллективов: заслуженная хоровая капелла УССР , заслуженный оркестр народных инструментов, народный драматический театр, народный ансамбль тай­ на, оперная студия и другие. Заводской спортивный клуб «Заря» охватывает 15 тысяч физкультурников; в 27 центральных спортивных секциях занимается 600 моло­ дых рабочих; сотни тепловозостроителей стали в послед­ ние годы спортсменами-разрядникамп, кандидатами в мастера и мастерами спорта. О широте диапазона обще­ ственной работы заводской молодежи хорошо говорят ответы в анкетах: рядом с привычными «нагрузками» (комсорг, профорг, член бюро) иногда встречаются и та­ кие — общественный помощник прокурора, член совета рабочей чести, депутат, народный заседатель, обществен­ ный контролер качества продукции.

Конечно, нельзя от всех поголовно требовать актив­ ного участия в общественной жизни вне производства. Мы не можем сбрасывать со счетов условия, в которых живет каждый рабочий: кто-то из них напряженно учится, кто-то воспитывает сына, кто-то гратит массу времени на то, чтобы добраться с работы домой. Пра­ вильно ли говорить о таких ребятах, что они не хотят участвовать в общественной деятельности, можно ли их всех зачислять в «пассив»? Мы, например, не склонны утверждать это столь категорическим образом.

Думаем, что к каждому парню, к каждой девушке в этом случае необходим строго индивидуальный подход: не может (в силу определенных обстоятельств) или не хочет участвовать в общественной работе? По своей ли воле не проявляет «активности» или в силу об­ стоятельств?

59

Чрезвычайная занятость (семья, учеба, отдаленность от места работы) — это одна лишь причина того, что па­ рень или девушка не по своей вине стоят в стороне от общественной деятельности. Бывает иначе: человек и хо­ тел бы и мог бы что-то делать, но ему никто не предла­ гал, никто с ним по душам не беседовал, никто не пы­ тался вникнуть в мир его интересов, разбудить в нем об­ щественную активность. Об этом красноречиво сказали в анкетах некоторые молодые тепловозостроители:

«В общественной работе пока не участвую. Причина: комсомольская и профсоюзная организации ни разу не давали мне никаких поручений» (контролер КПП ).

«В институте был членом институтского бюро комсо­ мола. В армии — секретарем комсомольской организации части. В цехе моимиспособностями никто не интересует­ ся» (инженер-технолог).

«К общественной работе в своем коллективе не прив­ лекался» (слесарь-ремонтник).

«Никто не предлагал» (распределитель работ).

«В общественной работе не участвую, потому что ко мне не обращались, а самой не хватило смелости» (комплектовщица).

«В общественной работе не участвую, но выполнить любое поручение готов» (плотник).

Даже тот, кто занят, все равно может быть общест­ венно активным, потому что возможность для этого дает само производство. Мы имеем в виду прежде всего со­ циалистическое соревнование. Это универсальная форма общественной деятельности. Официально рабочий или служащий не обязан делать что-то большее, нежели ему предписано. И все-таки делают, подтверждая свою при­ частность не только к личным интересам.

Ванкете молодым был задан вопрос: «Ваше участие

всоциалистическом соревновании? Что, по вашему мне­ нию, нужно сделать для более эффективного развития социалистического соревнования?»

60



Один из рабочих решил, так сказать, раз и навсегда подвести черту и написал: «Это дело себя изжило, это уже пройденный этап». Сказано громко и неверно. Со­ ревнование присуще любому общественному строю, но разнится оно содержанием, целью, итогом. Оно может быть конкуренцией, которая, по словам В. И. Ленина, «является особенной формой соревнования, свойственно­ го капиталистическому обществу и состоящего в борьбе отдельных производителей за кусок хлеба и за влияние, за место на рынке»1. А говоря о социализме, Ильич под­ черкивал, что именно он открывает «возможности орга­ низовать соревнование в его не зверских, а человеческих формах»2. Соревнование было, есть и будет законом на­

шей жизни.

А как обстоят дела на заводе имени Октябрьской ре­ волюции? Нам представили официальную справку, в ко­ торой продемонстрировано, во-первых, полное благопо­ лучие с соревнованием, а во-вторых, сказано, что среди его участников около 80 процентов юношей и девушек. Наш опрос нарисовал менее оптимистическую картину. 39 процентов молодых ответили, что они не причастны к этому делу, и среди остальных многие подчеркнули, что соревнуются не лично, а в составе бригады пли участка. Это немаловажная деталь: один участок может соперни­ чать с другим, но в то же время внутри него трудового соперничества может и не быть. А между прочим всех членов коллектива зачисляют в соревнующиеся, приукра­ шивая тем самым действительное положение вещей.

Но не будем спешить. Почему же все-таки больше трети молодежи не участвует в социалистическом со­ ревновании? Что думает о нем молодежь?

«Нужно убрать бюрократизм в проведении соревно­

вания и

подведении итогов» (слесарь).

1 В. И.

Лепин.

Соч., изл. 5-е, т. 36, стр. 150.

2 Там

же, стр.

150— 151.

61

«Для эффективного развития социалистического со­ ревнования нужна материальная заинтересованность, правильная организация, правильное снабжение» (плотник).

«Для более эффективного развития соревнования не­ обходимы частые встречи между соревнующимися и от­ четы друг перед другом» (слесарь).

«По-моему, соревнование заключают порой для отче­ тов и докладоп, а не для пользы дела» (слесарь).

«Наладить конкретное принятие обязательств, а то мастер сам за весь участок их пишет, а рабочие не прив­ лекаются к их составлению» (штамповщик).

«Между моей комсомольско-молодежной и еще одной бригадой был заключен договор на соревнование. Но его не довели до конца: итоги остались неподытоженные» (слесарь).

«Мне кажется, будет лучше, если будем соревновать­ ся не по бригадам, а каждый в отдельности в бригаде» (разметчик).

«Нужно создать такую атмосферу соревнования, что­ бы было известно, кто с кем соревнуется» (слесарь).

«Для более эффективного развития соревнования нужно освещать работу каждого ежедневно, еженедель­ но, ежемесячно» (токарь).

«Нужно ввести поощрения среди бригад, как между участками. Ведь участки, занявшие первые места, полу­ чают вознаграждение. А в бригадах — нет» (слесарь).

«Больше обмениваться опытом, подводить результа­ ты соревнования живо, торжественно, на общем собра­ нии всего коллектива» (токарь).

«Меньше формализма в этом вопросе — и будет поря­ док» (фрезеровщик).

«Необходима проверка социалистических обяза­ тельств и широкая огласка результатов труда» (сле­ сарь) .

Мы могли бы продолжить подобного рода оценки. Но

62


и сказанного достаточно. Вот что, по мнению молодых, нужно сделать для более эффективного развития социа­ листического соревнования (цифры обозначают число спрошенных, указавших на то или иное обстоятель­ ство) :

больше гласности

— 57

Изжить формализм

— 45

Поощрять победителен

43

Укреплять дисциплину труда

36

Всякая фальшь чужда рабочему

человеку, в том

числе молодому. И совсем уж нетерпимо относится он к формализму в столь значимом деле, как соревнование. А мы встречались с такими фактами. На заводе кое к чему так притерпелись, что перестали даже замечать зло. Ну а молодые, не вполне опытные труженики, под­ час думают, что так и надо.

Одна передовая станочница, профгрупорг, с огорче­ нием «самокритично» призналась нам, что вот, дескать, есть у нее один промах в работе: не успела она вместе с мастером заполнить лицевые счета за 25 рабочих... Мы уж как могли деликатно разъяснили девушке, что зря она переживает, что невелика была бы ее заслуга, если б и она внесла свою лепту в формализм: ведь личные обязательства должен принимать тот, кто будет их вы­ полнять.

— А я-то переживала, а я переживала,— все повторя­ ла она.— Так ведь это не только у нас на участке при­ нято.

Да, есть над чем поразмыслить общественным орга­ низациям завода. Вспомните девушку, о которой мы уже писали: она взяла обязательство обрабатывать 60 роли­ ков вместо 48, положенных по норме, а ей дают в смену лишь 21 заготовку. Разве подобная организация произ­ водства способствует соревнованию, разве не заглушает она благородный порыв рабочего?

(3

Характерно, что формализм совсем уж сводит на нет моральные стимулы. Бывает, на заседании завкома спорят, какому цеху знамя присудить, а потом предсе­ датель комитета профсоюза победившего цеха сам при­ носит реликвию и... просто ставит ее в угол. У людей весьма острый глаз на такие «проколы».

На участке имени 50-летия Октября тепловозомеханического цеха нам рассказывали:

— Однажды случай был такой. По постановлению це­ хового комитета профсоюза за первое место должны бы­ ли дать премию 100 рублей. Проходит месяц— подводят итоги. Мы первое место занимаем, а денег не дают. Го­ ворят, мол, нету. Зачем же, спрашивается, обещать? После этого всякая охота отпадает соревноваться. Ведь дело тут, пожалуй, не в премии, а в отношении к людям. Говорят ребята: «Зачем целый месяц стараться, чтоб первое место получить и без премии остаться, если можно один «штурмовой» день в конце месяца поработать — и пятерочка в кармане?» Или, казалось бы, иное: какая разница, когда премию вручить — перед Первомаем или после праздника? Но нам совсем не безразлично. На­ строение праздничное испортят — и уж ничем его потом не поправишь...

Все эти факты и подобные им могли иметь место и тридцать, и двадцать лет назад. Может быть, не в такой степени, но всегда остро критиковали организаторов со­ ревнования за дутые цифры, формализм, бессодержа­ тельность, слабое распространение опыта лучших.

Но нынешняя рабочая молодежь, с ее высоким уров­ нем знаний, широтой и смелостью мышления, замечает не только внешние огрехи. Она смотрит глубже, заду­ мывается над тем, совпадает ли современный высокий уровень нашего хозяйства со старыми требованиями к соревнованию. В зерне такого сомнения есть доля истины.

Считаем необходимым сделать тут маленькое отступ-

64


ление. В последнее время некоторые хозяйственники и специалисты пытаются доказать, что экономическая ре­ форма ставит под сомнение целесообразность дальней­ шего развития социалистического соревнования: мол, объективные законы экономики сами себя отлично пока­ жут при новом методе хозяйствования. С этим мнением, безусловно, согласиться нельзя. Ведь вести хозяйство поновому надо учиться! Именно соревнование может по­ мочь молодежи в этом.

Вопрос в другом: как на современном этапе развития экономической реформы правильно организовать социа­ листическое соревнование, сделать его наиболее эффек­ тивным и плодотворным, как учесть при этом искреннее стремление молодых победить в открытом поединке со своими сверстниками — за станком, в забое, у мартена, как повести молодежь к более глубокому участию в хо­ зяйственной жизни общества?

Раньше было проще. Когда советская страна только создавала индустрию, когда строили в условиях постоян­ ного дефицита и внутрихозяйственные связи не были та­ кими сложными, как сейчас, оправданным было требова­ ние к участникам движения: прежде всего и во всех слу­ чаях сделай больше. Ну, а теперь? Всегда ли разумно перевыполнение задания, не может ли сложиться ситуа­

ция, когда

перевыполнение

дезорганизует производство

и образует

залежи деталей,

узлов и прочих «неликви­

дов», чему, кстати, призвана противодействовать эконо­ мическая реформа?

Опытные партийные и хозяйственные руководители это понимают. Секретарь парткома завода В. Квасов, например, совершенно справедливо писал в многотираж­ ной газете «Октябрьский гудок»: «Надо, чтобы в наших обязательствах на первом плане были экономические по­ казатели. Не всегда надо ориентироваться на перевы­ полнение заданий. И в этом должен быть хозяйский под­ ход, экономический расчет. Если перевыполнение зада-

3 М. Гар и н , А . Д р узен к о .

65

ний ведет к замораживанию оборотных средств, к созда­ нию чрезмерных заделов,— такое перевыполнение нам

не нужно».

Мы привели это высказывание, чтобы показать, как меняются и усложняются требования к соревнованию. На первый план выходят уже не столько количественные, сколько качественные показатели. Это — и лучшие об­ разцы продукции, и своевременное высокоэффективное освоение новой техники, и эстетика производства, и науч­ ная организация труда, и, конечно же, экономические факторы, то есть достижение всего этого не любой ценой, а с наименьшими затратами.

Такое соревнование и организовать несравнимо труд­ нее, чем просто нацеливать: «давай побольше!» Ведь эти, казалось бы, общие проблемы надо конкретизировать, довести до каждого рабочего, исходя из считающихся и поныне главными ленинских требований к организации соревнования: гласность, сравнимость результатов, повторение опыта, поощрение передовиков, инициативы снизу. Соревнование и на нынешнем этапе должно быть при всей его важности интересным, увлекательным по форме, и в новых условиях должен быть зримым процесс трудового соперничества («Ты сделал так, а я сделал так»), И тут главным становятся не цифры охвата со­ ревнующихся, не столько количество участников, сколько эффективность, результативность соревнования.

Если в совершенствовании нуждаются сами принци­ пы соревнования, то точно так же необходимо совершен­ ствовать и стимулирование его. К сожалению, на пред­ приятиях пока мало над этим думают. Куда ни поедешь, на любом заводе — то ли в Ворошиловграде, то ли в Челябинске, то ли в Воронеже — действуют одни и те же формы морального и материального поощрения. Об этом говорит и молодежь тепловозостроительного завода. Вот ответ одного токаря:

«Уже несколько лет подряд победителям в социали-

бб