Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ствителыю ли их помыслы ограничены мечтой о легкой жизни? Начнем по порядку. Чуждо ли молодым поэти­ ческое восприятие красоты своей деревни, Смоленщины, России? Цитируем:

«В колхозе я не останусь. Но это не значит, что ниче­ го в деревне не привлекает меня. Как можно не любить сельскую природу?! Вот у нас в деревне, около самого дома, озеро, лес. Все русское, родное...»

«Деревня издавна славится старинными русскими песнями, обычаями. Ее можно назвать музеем живой природы».

«В деревне меня привлекает природа. Как хорошо зи­ мой в лесу! Все деревья в снегу. Дотронешься до веточки, и снежные звездочки падают на тебя».

«Что меня привлекает жить в деревне? Хочется вспомнить слова Некрасова: «Кто живет без печали и гнева, тот не любит Отчизны своей». В своей деревне я родилась и выросла. И вот сейчас стою на перепутье до­ рог. Все-таки деревня чем-то нравится — ее леса, луга, реки, ее чистый воздух. Вообще, по-моему, человеку, ко­ торый любит природу, все стороны деревни должны нра­ виться».

«Я в колхозе не останусь, но все-таки меня привле­ кает чем-то деревня. Она мне нравится тем, что много зелени, чистый воздух, можно свободно мыслить, когда природа дышит, и легче думается. В деревне мне особен­ но нравятся первые весенние деньки, когда по утрам под твоим окошком запел петух».

«Если посмотреть на деревню с высоты, то увидишь, что она вся в зелени. Еще красиво, когда тракторы, как живые, бегают по полям. Через несколько месяцев после посева мы уже видим, как качаются зерновые культуры на ветру, и кажется, как будто это море. Летом, да и осенью, я ходил на работу, и мне казалось, что я не ра­ ботаю, а отдыхаю».

101


«Кто не был утром в лесу, тот не поймет всей пре­ лести деревни».

«Сельская местность привлекает меня и красотой при­ роды, и чистотой воздуха, и тем, что в будущем ждет жи­ телей села, а это — и благоустроенные дома со всеми удобствами, и бытовое обслуживание, и стадионы, и до­ ма культуры, и многое, многое другое. Также привлекает тем, что Смоленщина знаменита великими людьми и ве­ ликими местами».

«Деревня, в которой я живу, мне очень нравится. Она носит название Лучеса. Она утопает в зелени, в середине деревни расположено озеро...»

Закончим мы поэтическим свидетельством о той же деревне. Пусть несовершенны стихи этой девушки, но слова, сказанные ею, идут от сердца:

«Мне очень нравится природа моей деревни Лучеса.

Лучеса, Лучеса, Ты, любуясь собой,

Загляделась в озерную гладь,

Ивода на плотине шумит, как прибой,

Икакая крутом благодать!»

Наши собеседники любят свой край, они его патриоты. Такое чувство рождается в них обоснованно, и вовсе не оттого, что каждый кулик хвалит свое болото. Это чувст­ во рождается в силу воспитания ребят жизнью, школой, семьей, песнями, сказаниями, обычаями, наконец, оно постоянно воспитывается самой природой, идут ли ребя­ та на озеро рыбачить, в лес по грибы, на луга за цвета­ ми, убирают ли они сено, вяжут ли снопы льна, уходят ли в ночное. Нет, живо и поэтично в молодом поколении восприятие красоты родных мест, края, а значит, и всей страны, ибо, как справедливо заметил один дальнево­ сточный исследователь, любовь к Родине с большой бук­ вы начинается с любви к родине с малой буквы.

102

Конечно, мы привели здесь наиболее яркие ответы. Но были и анкеты, что называется, «слепые», где после вопроса: «Чем привлекает тебя деревня?» — стоял мимо­ летный, равнодушный прочерк. Есть ребята, которые жи­ вут лишь стремлением побыстрее уехать куда-нибудь из села, и для них (быть может, они сами того и не подозре­ вают) домашний очаг стал уже чем-то вроде отрезанного ломтя. Но таких мало. Куда больше среди тех, кто поки­ дает деревню, ребят, которые решаются на это не сразу, а с болыо, с какой-то искренней грустью.

Чувство привязанности к деревне рождается у моло­ дых не только от внутреннего восприятия природы, ее красоты, гармонии, совершенства, но и от сложившихся взаимоотношений между людьми, точнее, от пристальных наблюдений ребят за старшими. Посмотрим, что же они написали по этому поводу.

«В деревне меня привлекает не только природа, но и люди, делающие природу еще лучше. Они настоящие труженики, выращивающие хлеб для всей страны. Очень интересно жить среди таких людей».

«Я люблю, когда все вместе идут на работу, люблю, когда люди жизнерадостны, веселы, трудолюбивы».

«Профессию я еще не выбрала, но все-таки хочу остаться в деревне, потому что мне очень нравится де­ ревенский народ, такой простой, сплоченный, решитель­ ный».

«Я очень люблю сельскую местность, ее запахи, краски и повседневные хлопоты людей, живущих здесь. Это в основном простые, добрые и душевные люди. Я хо­ чу, чтобы воинская часть, где мне, может быть, придется служить, находилась поближе к сельской природе» (это запись юноши, который решил пойти в военное учи­

лище).

«Больше всего меня привлекает земля, на которой работают мои родители».

«Жизнь деревни меня привлекает тем, что в ней все

103


живут и работают сообща, тем, что люди здесь добрые, отзывчивые, готовые прийти на помощь. И вообще за то, что я родился в ней».

«Влечет меня в сельскую местность, наверное, пото­ му, что я выросла в ней. И то, что здесь много зелени, чистый воздух, и то, что здесь хорошие люди, которые не оставят тебя в беде, без помощи. Конечно, есть и эгоисты, но их мало. Жизнь в деревне мне кажется поэтичной».

«Меня привлекает в сельском хозяйстве огромная трудолюбивость наших людей».

«Привлекает меня не только красота природы, но и люди, которые неустанно работают на полях, фермах. Многие из них стремятся сделать жизнь в деревне инте­ ресной, веселой. Пожилые колхозники участвуют в само­ деятельности, создают «Огоньки». Нравится еще в де­ ревне то, что знаешь каждого человека, его судьбу, и он тебя знает».

«Я хотел бы видеть в деревне красивые здания, сады, цветы. Но это далеко не главное. Не так уж важно, что­ бы мой поселок украшали только цветы. Я хочу, чтобы его украшали люди. Люди принципиальные, честные, не проходящие мимо всякой несправедливости. А сейчас не­ которые живут только для себя...»

Читаешь эти строки и ощущаешь, как глубоко ува­ жают ребята своих земляков, их непрестанные труды, их благородство, честность, бескорыстие, мастерство. Юноши и девушки особенно отмечают такие черты де­ ревенской жизни, как чувство локтя, готовность всегда нрпйтп на помощь, помочь советом и трудом, близость друг к другу, коллективность не только в работе, но и в быту.

Нам кажется, что это характерная примета деревин. Авторы этой книги — жители городские. И на собствен­ ном опыте могут подтвердить: контакты между горожа­ нами несравненно малочисленнее. Согласитесь, не так уж

104

редко это бывает: живут люди годами в одном доме, а своих соседей даже по фамилии не знают, не говоря уже об их радостях, горестях и заботах. Конечно, есть и друзья, и знакомые, да только город отделил их многи­ ми километрами, и собраться им совсем не так просто, как в деревне. А раз нет повседневного общения, нет и постоянного взаимного воздействия, помощи, какая бы­ вает в деревне, где все рядом, где любой поступок — хо­ роший ли, дурной — становится достоянием всего обще­ ства. Отдельная квартира горожанина — это пре­ восходно. И все-таки городу при его росте надо думать, как избежать бытовой изолированности жителей, как использовать преимущества того микроклимата общежи­ тия, которым обладает деревня.

Но мы несколько отвлеклись. Вернемся к разговору с нашим молодым собеседником. Если учесть, что анкеты заполняли не только десятиклассники, по и учащиеся девятых и восьмых классов, нельзя не поразиться уровнем их размышлений. Что здесь привлекает больше всего? Зрелость и широта суждений. И еще какая-то внутренне осознанная ответственность за судьбу деревни. Причем это относится и к тем, кто думает остаться в родном се­ ле, и к тем, кто покидает его. Вот что ответили ребята на вопрос: «Какой бы вы хотели видеть деревню?»

«Я хотел бы увидеть свой поселок еще более краси­ вым, чтобы сельские жители не завидовали городским. Лшую я хочу внести в это преобразование всю свою силу».

«Прежде всего уважение не только на словах к людям, которые уже не могут работать па колхозном по­ ле. Главное будущее моей деревни — молодежь. Она может сделать все. Ведь пшеницу и леи не вырастишь на асфальте. А дворцы спорта н культуры можно построить,

было бы кому в них заниматься».

«Я хотел бы видеть свою деревню цветущим садом, в котором стоят хорошие белые дома».

105


«Я хочу видеть

деревню всю в зелени. У нас каждый

в среднем посадил

уже по десяти видов разных деревьев

и теперь деревня стала зеленей в несколько раз».

«Я хотел бы видеть деревню такую, чтобы она могла заменить город».

«Хорошо, если бы улицы были освещены, дороги ас­ фальтированы (весной у нас бывает грязь, как говорит­ ся, по колено). Хочу, чтобы сделали железобетонный мост через реку (у нас каждую весну делают деревян­ ный, а лед разбивает его на куски)...»

«Будущее деревни,

я думаю, больше обеспечено,

чем города. В деревне

чистый воздух, рядом протекает

река».

 

«Я бы хотела видеть деревню цветущей, чтобы везде были сады, парки отдыха, чтобы деревня не отличалась от города и чтобы город стал, как деревня».

«Хочу видеть деревню, похожую на дачу».

«Хочу, чтобы в деревне было как можно больше теле­ визоров, радио, видеотелефонов».

«Деревня! Как ты красива! С зелеными улицами и домиками, с прудами и речками, полями и лесами. Я бы и хотела видеть тебя такой, какая ты есть. И пусть не говорят, что в городе лучше. Нет там таких красивых ле­ сов, нет там такой зелени и воздуха».

«Я хотела бы, чтобы стерлась грань между городом и деревней в смысле оснащенности машинами, бытового обслуживания, чтобы не было в деревне тяжелого ручно­ го труда, бескультурья. Но я не хочу, чтобы в деревне было множество асфальтированных дорог и плохой воздух, не хочу жить «среди камней», а чтобы был чи­ стый воздух, тишина, много молодежи. И чтобы стерлось представление о деревне как о глуши, чтобы родители стремились оставить своих детей в деревне, а не посы­ лать их в города».

«Деревня будущего — это город-сад».

«Самое главное, чтобы не было скуки, чтобы к нам в

106

деревню ходил автобус, чтобы люди интересовались не только хозяйством, но и повышением своей культуры».

«Пусть в деревне будет побольше промышленных предприятий, детских садов, магазинов. Пусть все кол­ хозники имеют хорошую зарплату и хороший отдых. По­ больше работников и как можно меньше лентяев!»

«Я хотел бы видеть деревню расцветающей, культур­ ной и многонаселенной».

«Мне бы хотелось видеть первоначальную красоту де­ ревни, ее заброшенные красочные уголки природы. И в то же время — высокий культурный уровень жизни, хо­ рошо поставленную работу по спорту и т. д.».

«Я бы с удовольствием согласился жить в деревне, а работать в городе. У города — свои преимущества, а у деревни — свои».

С тем, что облик деревни нужно изменить, согласны почти все. Но представления о том, в каком направлении нужно это делать, различны. У одних решение прямоли­ нейное. Идеалом для них является город, и потому они хотят, чтобы село стало маленьким городом со всеми его атрибутами. Другие высказывают пожелание: город должен принести деревне более высокий уровень культу­ ры, быта, техники и в то же время селу необходимо сохранить природную самобытность. Эта мысль нам представляется резонной н дальновидной, потому что ин­ дустриализация деревни не должна привносить в ее жизнь издержки городов, которые достаточно известны (скученность населения, загазованность, отдаленность от природы и т. д.).

Мы, конечно же, не хотим давать точные рецепты, ка­ ким именно образом должен меняться облик современ­ ной деревни, хотя взгляд ее молодых жителей на эту проблему представляет определенный интерес. Мы же хотели показать, с какой горячей заинтересованностью говорят ребята о будущем деревни, насколько небезраз­

107


лично им это будущее. Такая заинтересованность есть безусловное свидетельство высокой гражданственности

молодого поколения.

Разговор о моральном облике сельской молодежи был бы неполным, если не сказать о том, как относится она к труду, вне зависимости от того, где собирается ра­ ботать -- в городе или в деревне. Планы у юношей н де­ вушек, как мы уже говорили, разнообразные, профессий, избранных ими, великое множество. Но что видят они в своей будущей работе? Только ли себя, свое благополу­ чие? Только ли возможность материально обеспечить

свою жизнь?

Предоставим слово молодым, ибо это как раз тот са­ мый случай, когда лучше много раз услышать.

«Мне почему-то хочется работать в деревне. Я роди­ лась и выросла здесь. Привыкла к деревенской жизни, да и родители мои тоже всю жизнь живут в деревне. Мне хочется продолжить их дело и закончить то, что они не

закончат».

«После окончания школы я в поселке не останусь. Меня привлекает романтика. Я хочу получить комсо­ мольскую путевку и уехать работать. Но жизнь в деревне прекрасна. Здесь можно хорошо поработать и хорошо от­ дохнуть. Мой отец тракторист. И я ему иногда завидую, Приходит он с работы, а от него пахнет пшеницей и соляркой. Подумаешь, как все-таки интересно выращи­ вать хлеб!»

«Сельскохозяйственная работа мне нравится больше всех видов работ, потому что я с самых ранних лет при­ вык к ней».

«Я с детских лет вижу, как обрабатывают землю. Меня привлекают машины, которые это делают».

«Если я окончу институт физкультуры, то вернусь в свой колхоз. Меня сельское хозяйство не привлекает, но мне хочется развить спорт на селе, чтобы и в деревне появились чемпионы».

108

«Люблю работу на сенокосе, уборку льна. Меня в де­ ревне привлекает все: любая работа, любая береза...

Здесь все знакомое, все родное...» «Труд хлебороба — как он нужен и как он благоро­

ден! Я хочу видеть нашу землю прекрасной, хочу, чтобы она была еще лучше».

«Я хочу стать швеей, так как эта профессия очень нравится. Хочу, чтобы все люди красиво и модно одева­ лись. И в нашей деревне тоже».

«Думаю стать учителем: моя мама вот уже 25 лет ра­ ботает учительницей, брат учится в пединституте, я люблю детей».

«Моя профессия будет незаметная. Я после оконча­ ния училища буду работать завклубом. Я очень люблю петь и буду стараться научить любить песни других».

«Я выбрал профессию электромонтера, потому что без электричества мы не представляем, какой бы была жизнь в наше время».

«Думаю остаться в деревне, если кто-нибудь из дру­ зей останется. Нравится мне профессия механизатора. Интересно владеть машинами».

«Еще с 7-го класса у меня есть мечта. Я решила стать шофером и работать в родном колхозе, но это еще не точно, потому что мои родители против этого реше­

ния».

«Я решила посвятить себя работе учителя музыки. Очень люблю песни, театр. Когда звучит музыка, забы­

ваю обо всем на свете».

«В данный момент мне более всех по душе профес­ сия военного — нового, умного и доброго офицера Совет­

ской Армии».

«Хочу стать учителем начальных классов. Это очень интересно— научить человека писать, читать и понять

такие слова, как «мама» и «Родина».

«Решила поступить на курсы стюардесс. Эта профес­ сия мне очень нравится. Стюардессой я решила стать.

109