Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
как только познакомилась с этой профессией. Она при
влекает меня своей романтикой. Она |
считается |
легкой, |
а па самом деле это очень трудная |
профессия, |
но это |
меня не пугает. Она требует большой силы воли или просто сильного характера. Нужно очень долго рабо
тать над собой».
«Профессию летчика я выбрал серьезно. И во что бы то ни стало постараюсь добиться осуществления своей мечты. В этих людях меня привлекает их мужество и героизм, которые проявляются в повседневной службе».
«В колхозе, да и вообще в сельском хозяйстве, мне больше всего нравится профессия шофера. Как приятно рано утром шагать на работу, слышать еще не умолк нувшую песню соловья и наблюдать восходящее солнце. Вообще, вся деревенская природа — это сказка. Как приятно, когда солнышко подсушит хлеба, сесть за руль автомобиля, ехать на поле, где уже завели свою песню комбайны. Да и что только может сравниться с русской деревенской природой! Но дело не только в природе. Эта работа и почетная — работа хлебороба. Она нужна всем. Но, конечно, она и не из легких. Да что там гово рить, всех причин, почему я выбрал профессию шофера, п не перечислишь...»
Такие высказывания можно было бы продолжить. Но общий их дух, общие тенденции явственно определяют ся из приведенного. Первое, что бросается в глаза, это ува жение ребят к труду хлебороба. Они понимают социаль ную значимость деревни, ее вклада в коммунистическое строительство. Вторая закономерность заключается в том, что молодые не мыслят своего будущего вне обще ственного труда. Причем о какой бы профессии ни меч тали юноши и девушки, они прежде всего думают не о том, что она даст им самим, а о том, что они, овладев этой профессией, принесут людям.
Пока что ребята только мечтают о будущей профес сии, пока они осмысливают ее суть лишь в воображении,
по
но уже на этом, так сказать, предварительном, этапе легко ощутить зарождающуюся любовь парня или де вушки к тому делу, которому они собираются посвятить себя. Эту любовь нужно оберегать потом, когда моло дой человек приходит в коллектив, чтобы поддерживать в нем удовлетворенность своей работой, удовлетворен ность, которая служит одной из гарантий высокой про изводительности труда.
Итак, мы думаем, что сельские юноши и девушки сами защитили себя от облыжных упреков в моральной неустойчивости, в забвении традиций, в стремлении ис кать легкую дорогу в жизни, в полном разрыве с род ным краем. Хотим предупредить упрек: авторы, дескать, идеализируют картину, не заметили среди деревенской молодежи людей равнодушных, лодырей, хулиганов. По чему же? Заметили. Такие есть. Но они — в явном мень шинстве. И это не наши умозаключения, не попытка вы дать желаемое за действительное. Это правда фактов, свидетельство наших молодых собеседников, которым в беседе с нами не было нужды притворяться или что-ли
бо придумывать.
Закончим на этом необходимое отступление и обра тимся к причинам, по которым молодежь и в 1970 году все-таки уходит из деревни, как она делала это и шесть лет тому назад.
мотивы
СУБЪЕКТИВНЫЕ
И ОБЪЕКТИВНЫЕ
Напомним читателю: в 1970 году 78 процентов вы пускников семи сельских школ Починковского района не связывало свои личные планы с жизнью в деревне. Уходят из села, как мы видели, и те, кто уже несколько лет проработал в колхозе или совхозе.
Что же побуждает их к этому? Какие мотивы и объ яснения приводят сами ребята?
«После десяти классов я уеду в город. Решил рабо тать на заводе слесарем».
«Собираюсь поступить в смоленский филиал МЭИ на факультет автоматики и телемеханики. Хочу быть инже нером. После окончания института хотелось бы работать в родном селе, но работы по специальности здесь не най дешь».
«Уезжаю из поселка потому, что здесь нет крупных предприятий. Я же хочу попасть в большой, сплоченный рабочий коллектив, узнать, что это значит — рабочий».
«Я бы с удовольствием остался в деревне, но меня тянет к морю, к кораблям. И потом — кто-то же должен защищать рубежи Родины. Не такое уж теперь спокой ное время».
«Хочу поехать куда-нибудь в Сибирь, на стройку. На верное, это романтика».
«Я решил уехать из деревни потому, что в ней очень мало молодежи. Скучно. Клуба нет».
11?
«У нас мало механизированы фермы, и потому там тяжелый ручной труд».
«Колхозникам не хватает свободного времени. В ма газин нужно ходить за три—пять километров».
«Хочу, чтобы шел на ферму и не боялся, что там грязь, а знал, что наденешь белый халат и возьмешься за работу чистую, механизированную».
Если сравнить эти высказывания с тем, что отвечали нам выпускники 1964 года, то может показаться, что ни чего, собственно, не изменилось. Мотивы остались преж ними: и раньше ссылались на выбор профессии, не свя занный с сельским хозяйством, и раньше писали о том, что в деревне скучно, и раньше указывали на низкий уровень механизации труда.
Все это так, если принимать в расчет только отдель ные высказывания. Наша же цель — рассмотреть мотивы ухода во всей совокупности, выяснить, как изменился за шесть лет удельный вес каждого мотива.
В 1964 году свой уход мотивировали выбором профес сии, не связанной с сельским хозяйством, 46 процентов. Другие 54 процента — неудовлетворительным состояни ем производства, отсутствием молодежи в деревне, низ ким уровнем культурно-бытового обслуживания. Теперь же, в 1970 году, эти последние причины в качестве основ ных назвали только 18 процентов. Остальные же 82 про цента главной причиной ухода считают выбор профессии, которая не связана с сельским хозяйством. Следователь но,- если иметь в виду значимость мотива, можно заме тить, что в решении вопроса, где приложить свои силы, для молодых первостепенную роль играет не культурнобытовой уровень жизни (здесь, конечно, сказывается влияние тех положительных изменений в жизни деревни,
окоторых мы уже писали).
Вэтом сказался также рост интересов школьников, расширение их кругозора, повышение их запросов. За это время стала более активной связь деревни с городом (ко
ш
лоссальную роль здесь сыграло телевидение), и благода ря этому у молодых как бы увеличилось количество про фессиональных ориентиров. При выборе профессии моло дежь становится все более требовательной, все большее значение придает она содержанию труда, характеру ра
боты.
Эти устремления молодых полностью соответствуют духу времени. Движение людей из деревни в город есть закономерный процесс. Механизация сельскохозяйствен ного производства, естественно, высвобождает трудовые ресурсы. Выходцы из деревни пополняют ряды рабочего класса, представителей науки, искусства и т. д. Когда сельские школьники, выбирая себе профессии, проявляют огромный интерес к сфере науки, просвещения, здраво охранения (а таких было 169 из 458 опрошенных), они тем самым отвечают на все возрастающую потребность общества в укреплении именно этой сферы.
Рассматривая проблему миграции молодежи из де ревни, некоторые экономисты подходят к ней, на наш взгляд, несколько однобоко. Они, в частности, утвержда ют, что сохранить молодежь в деревне можно главным образом с помощью хорошо поставленной профессио нальной ориентации: дескать, достаточно в школе убе дить девушку стать дояркой, а парня — механизатором, и вопрос снят с повестки дня.
Сама по себе профессиональная ориентация — дело важное, полезное, и мы никоим образом не хотим бро сать на него тень. Однако нам кажется, что это нужное дело принесет больший эффект в среде городских ребят. Что же касается деревенской молодежи, то в отношении сельскохозяйственного производства она и сейчас хорошо ориентирована.
Это вполне закономерно и естественно. С детских лет ребята уже познают характер деревенского труда, они знакомы с сельскохозяйственными профессиями не тео ретически, не понаслышке, а успели сами испробовать
114
их. Условия жизни в деревне сближают труд и быт И если городской школьник видит завод, где работает отец, чаще всего только на экскурсиях, то деревенский парень, собственно, растет на том поле, где трудится отец, наконец, сам работает на этом иоле.
И школа весьма активно ориентирует деревенских ребят в сторону сельского хозяйства. В 1970 году в По чинковском районе было организовано семь ученических производственных бригад. За ними закрепили сто гекта ров колхозных и совхозных полей, где 756 учащихся вы ращивали лен, картофель, капусту, выполняли задания опытной станции. При каждой без исключения школе имеется учебно-опытный участок, ребята работают так же в фруктовых садах площадью около двадцати гекта ров. О серьезности этих занятий говорит тот факт, что некоторые школы являются участниками ВДН Х, а пре подаватель биологии Ворошиловской семилетней школы Е. С. Синайко и ученица этой школы Т. Романенкова за активную опытническую работу были награждены в 1970 году бронзовыми медалями выставки.
Еще одно веское доказательство того, насколько хо рошо осведомлены ребята о характере сельскохозяйст венного труда,— их работа на приусадебных участках (практически каждый из них помогает родителям). Сло вом, парню или девушке, выросшим в деревне, не надо долго объяснять, как доить корову или убирать лен. Так чтодело не в отсутствии профессиональной ориентации Есть мотивы более существенные, действующие как раз вопреки ориентации.
Наш опрос показал, что только 18 процентов выпуск пиков 1970 года в качестве главных причин своего ухода из деревни называют низкий уровень культурного и бытового обслуживания. Но и другие ребята вне за висимости от того, остаются или не остаются они в селе, делают по всему кругу вопросов критические замечания Вот как выглядят эти замечания в сравнении с подоб
115
мымн высказываниями, сделанными выпускниками 1964
года |
(в процентах к числу опрошенных): В ы п у с к |
В ы п у с к |
||||
|
|
|
|
|
ни ки • |
ники |
Малы зар аботки |
|
|
1964 г. |
1970 г. |
||
|
|
7 |
6 |
|||
Низка культура производства........................................ |
|
10 |
30 |
|||
Низка культура быта: |
жилища, мало быто |
|
|
|||
а) неблагоустроенные |
41 |
39 |
||||
|
вых предприятий ........................................................... |
|
|
|||
б) |
плохие дороги, нет |
транспорта . . . . |
10 |
30 |
||
в) |
плохо поставлена торговля, |
нет кафе . . |
10 |
14 |
||
Недостатки в культурной жизни: |
нет самодея |
|
|
|||
а) |
пет клуба, |
либо он плохой, |
22 |
24 |
||
|
тельности, |
мало книг в библиотеке . . . |
||||
б) редко демонстрируют фильмы, ие приез |
19 |
18 |
||||
|
жают артисты ................................................................. |
|
|
10 |
||
в) негде по-настоящему заниматься спортом |
37 |
|||||
Скучно, потому |
что мало молодежи . . . . |
17 |
40 |
Прежде всего о том, в какой степени уход молодых связан с неудовлетворенностью материальным обеспече нием в деревне. Тех, кто выдвигает эту причину на пер вый план, было меньшинство в 1964 году (7 процентов), таких стало еще меньше в 1970 году (6 процентов). Хо телось бы отметить следующий факт: если по сравнению с 1964 годом число выпускников, указывающих на низ кие заработки в деревне сократилось, то в несколько раз увеличилось число тех, кто отметил в 1970 году заметный рост заработков родителей. Здесь надо учесть, что за это время изменилось и само представление людей о том, ка ков заработок мал и каков велик. Тем не менее рост ма-
116