Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

как только познакомилась с этой профессией. Она при­

влекает меня своей романтикой. Она

считается

легкой,

а па самом деле это очень трудная

профессия,

но это

меня не пугает. Она требует большой силы воли или просто сильного характера. Нужно очень долго рабо­

тать над собой».

«Профессию летчика я выбрал серьезно. И во что бы то ни стало постараюсь добиться осуществления своей мечты. В этих людях меня привлекает их мужество и героизм, которые проявляются в повседневной службе».

«В колхозе, да и вообще в сельском хозяйстве, мне больше всего нравится профессия шофера. Как приятно рано утром шагать на работу, слышать еще не умолк­ нувшую песню соловья и наблюдать восходящее солнце. Вообще, вся деревенская природа — это сказка. Как приятно, когда солнышко подсушит хлеба, сесть за руль автомобиля, ехать на поле, где уже завели свою песню комбайны. Да и что только может сравниться с русской деревенской природой! Но дело не только в природе. Эта работа и почетная — работа хлебороба. Она нужна всем. Но, конечно, она и не из легких. Да что там гово­ рить, всех причин, почему я выбрал профессию шофера, п не перечислишь...»

Такие высказывания можно было бы продолжить. Но общий их дух, общие тенденции явственно определяют­ ся из приведенного. Первое, что бросается в глаза, это ува­ жение ребят к труду хлебороба. Они понимают социаль­ ную значимость деревни, ее вклада в коммунистическое строительство. Вторая закономерность заключается в том, что молодые не мыслят своего будущего вне обще­ ственного труда. Причем о какой бы профессии ни меч­ тали юноши и девушки, они прежде всего думают не о том, что она даст им самим, а о том, что они, овладев этой профессией, принесут людям.

Пока что ребята только мечтают о будущей профес­ сии, пока они осмысливают ее суть лишь в воображении,

по

но уже на этом, так сказать, предварительном, этапе легко ощутить зарождающуюся любовь парня или де­ вушки к тому делу, которому они собираются посвятить себя. Эту любовь нужно оберегать потом, когда моло­ дой человек приходит в коллектив, чтобы поддерживать в нем удовлетворенность своей работой, удовлетворен­ ность, которая служит одной из гарантий высокой про­ изводительности труда.

Итак, мы думаем, что сельские юноши и девушки сами защитили себя от облыжных упреков в моральной неустойчивости, в забвении традиций, в стремлении ис­ кать легкую дорогу в жизни, в полном разрыве с род­ ным краем. Хотим предупредить упрек: авторы, дескать, идеализируют картину, не заметили среди деревенской молодежи людей равнодушных, лодырей, хулиганов. По­ чему же? Заметили. Такие есть. Но они — в явном мень­ шинстве. И это не наши умозаключения, не попытка вы­ дать желаемое за действительное. Это правда фактов, свидетельство наших молодых собеседников, которым в беседе с нами не было нужды притворяться или что-ли­

бо придумывать.

Закончим на этом необходимое отступление и обра­ тимся к причинам, по которым молодежь и в 1970 году все-таки уходит из деревни, как она делала это и шесть лет тому назад.



мотивы

СУБЪЕКТИВНЫЕ

И ОБЪЕКТИВНЫЕ

Напомним читателю: в 1970 году 78 процентов вы­ пускников семи сельских школ Починковского района не связывало свои личные планы с жизнью в деревне. Уходят из села, как мы видели, и те, кто уже несколько лет проработал в колхозе или совхозе.

Что же побуждает их к этому? Какие мотивы и объ­ яснения приводят сами ребята?

«После десяти классов я уеду в город. Решил рабо­ тать на заводе слесарем».

«Собираюсь поступить в смоленский филиал МЭИ на факультет автоматики и телемеханики. Хочу быть инже­ нером. После окончания института хотелось бы работать в родном селе, но работы по специальности здесь не най­ дешь».

«Уезжаю из поселка потому, что здесь нет крупных предприятий. Я же хочу попасть в большой, сплоченный рабочий коллектив, узнать, что это значит — рабочий».

«Я бы с удовольствием остался в деревне, но меня тянет к морю, к кораблям. И потом — кто-то же должен защищать рубежи Родины. Не такое уж теперь спокой­ ное время».

«Хочу поехать куда-нибудь в Сибирь, на стройку. На­ верное, это романтика».

«Я решил уехать из деревни потому, что в ней очень мало молодежи. Скучно. Клуба нет».

11?

«У нас мало механизированы фермы, и потому там тяжелый ручной труд».

«Колхозникам не хватает свободного времени. В ма­ газин нужно ходить за три—пять километров».

«Хочу, чтобы шел на ферму и не боялся, что там грязь, а знал, что наденешь белый халат и возьмешься за работу чистую, механизированную».

Если сравнить эти высказывания с тем, что отвечали нам выпускники 1964 года, то может показаться, что ни­ чего, собственно, не изменилось. Мотивы остались преж­ ними: и раньше ссылались на выбор профессии, не свя­ занный с сельским хозяйством, и раньше писали о том, что в деревне скучно, и раньше указывали на низкий уровень механизации труда.

Все это так, если принимать в расчет только отдель­ ные высказывания. Наша же цель — рассмотреть мотивы ухода во всей совокупности, выяснить, как изменился за шесть лет удельный вес каждого мотива.

В 1964 году свой уход мотивировали выбором профес­ сии, не связанной с сельским хозяйством, 46 процентов. Другие 54 процента — неудовлетворительным состояни­ ем производства, отсутствием молодежи в деревне, низ­ ким уровнем культурно-бытового обслуживания. Теперь же, в 1970 году, эти последние причины в качестве основ­ ных назвали только 18 процентов. Остальные же 82 про­ цента главной причиной ухода считают выбор профессии, которая не связана с сельским хозяйством. Следователь­ но,- если иметь в виду значимость мотива, можно заме­ тить, что в решении вопроса, где приложить свои силы, для молодых первостепенную роль играет не культурнобытовой уровень жизни (здесь, конечно, сказывается влияние тех положительных изменений в жизни деревни,

окоторых мы уже писали).

Вэтом сказался также рост интересов школьников, расширение их кругозора, повышение их запросов. За это время стала более активной связь деревни с городом (ко­

ш


лоссальную роль здесь сыграло телевидение), и благода­ ря этому у молодых как бы увеличилось количество про­ фессиональных ориентиров. При выборе профессии моло­ дежь становится все более требовательной, все большее значение придает она содержанию труда, характеру ра­

боты.

Эти устремления молодых полностью соответствуют духу времени. Движение людей из деревни в город есть закономерный процесс. Механизация сельскохозяйствен­ ного производства, естественно, высвобождает трудовые ресурсы. Выходцы из деревни пополняют ряды рабочего класса, представителей науки, искусства и т. д. Когда сельские школьники, выбирая себе профессии, проявляют огромный интерес к сфере науки, просвещения, здраво­ охранения (а таких было 169 из 458 опрошенных), они тем самым отвечают на все возрастающую потребность общества в укреплении именно этой сферы.

Рассматривая проблему миграции молодежи из де­ ревни, некоторые экономисты подходят к ней, на наш взгляд, несколько однобоко. Они, в частности, утвержда­ ют, что сохранить молодежь в деревне можно главным образом с помощью хорошо поставленной профессио­ нальной ориентации: дескать, достаточно в школе убе­ дить девушку стать дояркой, а парня — механизатором, и вопрос снят с повестки дня.

Сама по себе профессиональная ориентация — дело важное, полезное, и мы никоим образом не хотим бро­ сать на него тень. Однако нам кажется, что это нужное дело принесет больший эффект в среде городских ребят. Что же касается деревенской молодежи, то в отношении сельскохозяйственного производства она и сейчас хорошо ориентирована.

Это вполне закономерно и естественно. С детских лет ребята уже познают характер деревенского труда, они знакомы с сельскохозяйственными профессиями не тео­ ретически, не понаслышке, а успели сами испробовать

114

их. Условия жизни в деревне сближают труд и быт И если городской школьник видит завод, где работает отец, чаще всего только на экскурсиях, то деревенский парень, собственно, растет на том поле, где трудится отец, наконец, сам работает на этом иоле.

И школа весьма активно ориентирует деревенских ребят в сторону сельского хозяйства. В 1970 году в По чинковском районе было организовано семь ученических производственных бригад. За ними закрепили сто гекта­ ров колхозных и совхозных полей, где 756 учащихся вы ращивали лен, картофель, капусту, выполняли задания опытной станции. При каждой без исключения школе имеется учебно-опытный участок, ребята работают так­ же в фруктовых садах площадью около двадцати гекта­ ров. О серьезности этих занятий говорит тот факт, что некоторые школы являются участниками ВДН Х, а пре подаватель биологии Ворошиловской семилетней школы Е. С. Синайко и ученица этой школы Т. Романенкова за активную опытническую работу были награждены в 1970 году бронзовыми медалями выставки.

Еще одно веское доказательство того, насколько хо рошо осведомлены ребята о характере сельскохозяйст­ венного труда,— их работа на приусадебных участках (практически каждый из них помогает родителям). Сло вом, парню или девушке, выросшим в деревне, не надо долго объяснять, как доить корову или убирать лен. Так чтодело не в отсутствии профессиональной ориентации Есть мотивы более существенные, действующие как раз вопреки ориентации.

Наш опрос показал, что только 18 процентов выпуск пиков 1970 года в качестве главных причин своего ухода из деревни называют низкий уровень культурного и бытового обслуживания. Но и другие ребята вне за висимости от того, остаются или не остаются они в селе, делают по всему кругу вопросов критические замечания Вот как выглядят эти замечания в сравнении с подоб

115


мымн высказываниями, сделанными выпускниками 1964

года

(в процентах к числу опрошенных): В ы п у с к ­

В ы п у с к ­

 

 

 

 

 

ни ки

ники

Малы зар аботки

 

 

1964 г.

1970 г.

 

 

7

6

Низка культура производства........................................

 

10

30

Низка культура быта:

жилища, мало быто­

 

 

а) неблагоустроенные

41

39

 

вых предприятий ...........................................................

 

 

б)

плохие дороги, нет

транспорта . . . .

10

30

в)

плохо поставлена торговля,

нет кафе . .

10

14

Недостатки в культурной жизни:

нет самодея­

 

 

а)

пет клуба,

либо он плохой,

22

24

 

тельности,

мало книг в библиотеке . . .

б) редко демонстрируют фильмы, ие приез­

19

18

 

жают артисты .................................................................

 

 

10

в) негде по-настоящему заниматься спортом

37

Скучно, потому

что мало молодежи . . . .

17

40

Прежде всего о том, в какой степени уход молодых связан с неудовлетворенностью материальным обеспече­ нием в деревне. Тех, кто выдвигает эту причину на пер­ вый план, было меньшинство в 1964 году (7 процентов), таких стало еще меньше в 1970 году (6 процентов). Хо­ телось бы отметить следующий факт: если по сравнению с 1964 годом число выпускников, указывающих на низ­ кие заработки в деревне сократилось, то в несколько раз увеличилось число тех, кто отметил в 1970 году заметный рост заработков родителей. Здесь надо учесть, что за это время изменилось и само представление людей о том, ка­ ков заработок мал и каков велик. Тем не менее рост ма-

116