Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
термального уровня деревенской жизни отмечен значи тельным большинством опрошенных. Все это позволяет сделать вывод: нет, не оплата труда является сейчас для сельских школьников решающим мотивом, побуждаю щим их покинуть деревню.
Большую группу молодежи по-прежнему не удовлет воряют жилищные и культурно-бытовые условия в се ле. У читателей может возникнуть вопрос: а как связать это с тем, что значительная часть ребят писала в анке тах как раз об улучшении условий, нет ли здесь протн поречия? Прежде всего вполне закономерно, что с улуч шением условий возрастает уровень требований. Когда не работал клуб вообще, возможно, достаточно было и одной гармоники, но вот появился Дом культуры, а вме сте с ним и желание видеть его оборудованным совре менным радиоузлом, принимающим у себя гостей — артистов из Смоленска, Москвы, Ленинграда. Раньшевообще не было электричества, и говорили о том, что свет должен быть в доме; теперь пишут об освещении улиц и парков.
Эти претензии не есть какой-то каприз, они вполне закономерны, обоснованны, вполне соответствуют расту щим возможностям государства и колхозов. Больше то го, сегодня это программа наших практических дейст вий — сделать так, чтобы все трудящиеся в каждом сел; или деревне жили в благоустроенных домах, могли по смотреть хорошую пьесу или кинофильм, купить нужные
| товары, сшить костюм, платье, пальто, починить теле визор, холодильник...
В анкетах, заполненных сельскими школьниками, мы заметили некоторую противоречивость. Один пишет: все, мол, хорошо. Другой, напротив: все плохо. Л правы в какой-то мере оба. Дело в том, что школьники, о которых идет речь, живут на территории шестнадцати колхозов и трех совхозов. Уровень жизни в хозяйствах, конечно же, не одинаков. На Смоленщине (и это тоже определя
117
ет разность условий) большое количество малых насе ленных пунктов, здесь огромную роль, о чем мы писали и шесть лет назад, играет проблема сселения хуторов и мелких деревень в крупные села.
С 1964 года серьезных изменений не произошло. Сейчас в Смоленской области 6395 населенных пунктов,
где в основном занимаются сельским хозяйством. |
Из них |
||
в 376 живет пять и менее |
человек, в |
376 — до |
десяти |
человек, в 1070 — до 25 и в |
1693 — до |
50 человек. Вот |
и посудите: можно ли в каждом из этих пунктов постро ить клуб, магазин, школы, бытовые учреждения? Ко нечно, нет. Поэтому жителям этих деревенек и хуторов (в том числе и молодежи) приходится в грязь и непого ду, за несколько километров ходить в магазин, в кино, па уроки в школу. В таких-то деревнях и живут ребята, которые писали в анкетах:
«У нас всего двое парней. Скучно. Поэтому и хотим уехать отсюда».
«Я решил уехать из деревни, потому что в ней очень мало молодежи. Нечем заняться, кроме работы над учеб ными занятиями. Клуба в деревне нет».
«Я уезжаю из деревни, а почему? Да потому, что я стану делать в деревне? Допустим, я буду работать, а куда пойти отдохнуть — ни клуба, ни кино, никаких культурных и общественных мероприятий».
«Нет у нас даже клуба, где можно было бы посмот реть кино. Нет молодежи, а оставаться среди бабушек
и |
дедушек одному в 18 лет не хочется. А одному сделать |
в |
деревне все иначе, я думаю, не справиться». |
На Смоленщине хутора были ликвидированы практи чески еще в двадцатые — тридцатые годы. Произошло сселение. Затем война, фашисты разорили этот край, население области по сравнению с довоенным временем уменьшилось вдвое. Потом в пятидесятые — шестидеся тые годы жители деревень, особенно молодежь, уехали
118
в города, на заводы, на новостройки, на восток. Все это привело к тому, что многие села превратились в дере веньки и даже хутора.
На фоне нашего века эти хутора, безусловно, выгля дят анахронизмом. Пожалуй, единственной их, если так можно сказать, привилегией является близость природы, точнее даже растворение в природе. Однако эта приви легия — слишком малая компенсация за все неудобства, которыми обильна хуторская жизнь, отделенная от ци вилизации лесными чащами. Казалось бы, не может быть двух мнений относительно будущего хуторов. Меж тем находятся люди, и чаще всего литераторы, которые, воспевая красоту природы, отдаваясь искреннему стрем лению сохранить ее первозданность, против чего мы ие собираемся возражать, заходят в этом стремлении слиш ком далеко, предлагая сохранить не только леса, озера, реки, по и деревеньки, хутора, полагая, что все они име ют заповедную, историческую ценность. По существу, это не что иное, как реакционный романтизм, попытка задержать развитие неизбежных процессов, попытка, не отвечающая интересам технической революции, разви тия сельской экономики, а самое главное — интересам людей. Ради чего должны они отказывать себе в потреб лении элементарных достижений цивилизации? Навер ное, можно оставить кое-где в виде музея нетронутую нашим веком деревеньку — на размышление потомкам. Что касается сельских жителей, то оставлять им во имя ложной идиллии хуторскую жизнь мы не имеем права.
В проблеме укрупнения смоленских деревень тесней шим образом переплетается сторона социально-бытовая с экономической. Экономика тоже голосует за укрупне ние. Легко представить, как трудно организовать эффек тивную работу в хозяйстве, где насчитывается 45 насе ленных пунктов и где на каждого бригадира приходится по четыре деревни. А как здесь расходуются (и это вы нужденно) трудовые ресурсы при их ощутимом дефпци-
11»
те! В колхозах области, к примеру, работают 1262 сто рожа и 650 почтальонов. Значимость этих цифр станет понятной, если иметь в виду, что число трудоспособных в колхозах области измеряется десятками тысяч. Было бы полезно посчитать, во что обходится государству об служивание мелких населенных пунктов (ведь почти все на колесах и по плохим дорогам). Вот данные о затра тах па просвещение. Обучение одного учащегося началь ных классов в школе города Починки стоит 48 рублей, а в Боровской начальной школе — 288 рублей. Бывает и больше. В Свиридовской восьмилетней школе обуче ние одного ребенка обходится в 624 рубля ежегодно, что равно стоимости содержания учащегося в школе-интер нате на полном государственном обеспечении!
Такое количество затрат усугубляется низким уров нем преподавания. В «карликовых» начальных школах учителю приходится одновременно вести занятия в трехстырех классах. В такие школы неохотно идут квали фицированные педагоги: в одной из них, как мы выяс нили, работает только один учитель с высшим образо ванием, трое окончили всего лишь десять классов да к тому же не имеют большого опыта педагогической ра боты.
Стремясь изменить положение, сейчас создают сеть крупных школ-интернатов. Что ж, мера эта эффектив ная, но она, на наш взгляд, носит все-таки переходный, временный характер. Кардинальный же путь решения проблемы — укрупнение деревни. К этому делу нельзя, естественно, подходить кампанейски, не надо разрушать то, что еще может служить людям. Но сселение нужно проводить энергичнее: ведь возможностей стало больше. Пока что используют их слабо, срабатывает сила привыч ки, инерция бездействия: дескать, прожили пять лет и
еще,проживем. |
в 1970 году, как |
В колхозе «Красный застрельщик» |
|
и шесть лет назад, было семнадцать |
населенных пунк |
120
тов. Между тем план развития хозяйства предусматри вает, что в его составе должно быть только три деревни. Если укрупнение пойдет и дальше такими темпами, то для выполнения своих наметок колхозу понадобятся де сятилетия. Изменив темпы, ускорив сселение, можно соз дать дополнительный стимул к тому, чтобы молодые не уезжали из деревень в таких масштабах, чтобы еще яв ственнее стирались грани между городом и деревней.
Возможности для этого еще более расширяются в но вой пятилетке. Важно, что сейчас капиталовложения в сельское хозяйство планируются не только па производ ственные цели, как это было раньше, а комплексно в це лом по отрасли. Значит, будут расти села, и нужно, что бы они строились правильно, со строгим соблюдением правил застройки, архитектурных требований, учиты вающих потребности и сегодняшнего дня, и будущего деревни.
Вернемся к таблице. Нетрудно заметить, что наи больший рост претензий молодых относится к культуре производства. Число ребят, критически оценивающих ее по сравнению с 1964 годом увеличилось втрое. Между тем, как показывает и наш опрос, и многие исследова ния социологов, главный интерес молодых людей сейчас все активнее направляется в сторону содержания тру да — его творческого начала, возможностей роста, пре стижа профессий и т. п. Вот почему в данной проблеме первостепенное значение приобретает механизация сель-
^ского хозяйства. Конечно, ее нельзя рассматривать
лишь как способ удержать молодых в деревне, ибо она в целом связана с подъемом сельского хозяйства. Уход молодежи из села, как мы уже говорили, это процесс настолько же закономерный, насколько закономерно по стоянное сокращение потребности сельского хзяйства в рабочей силе. Это объясняется непрерывным процессом механизации — появлением в деревне все большего чис ла все более совершенных машин.
121
Сейчас пахарь успевает за день вспахать семь гекта ров, комбайнер— убрать хлеб с пятнадцати гектаров. А в недалеком прошлом, при конной тяге, с помощью плуга, крестьянин мог обработать за день 0,5 гектара, скосить серпом 0,15 гектара. Откуда же взялась такая былинная сила у современного хлебороба?
Л\ы говорим «трактор» или «комбайн» и подчас вос принимаем их просто как машины, забывая, что они сделаны руками множества людей разных профессий. Ведь пахарь на поле теперь не одинок, рядом с ним как бы работают рудокоп и металлург, машиностроитель и химик, нефтяник и конструктор. Процесс механизации деревенского труда, помимо прочих факторов, означает, что все большая его часть ложится па плечи промыш
ленности.
Индустрия к тому же и непосредственно вторгается в сельское хозяйство, освобождая тружеников деревни от целого ряда работ. Авиация, к примеру, вносит удоб рения в почву, строятся птицефабрики, на промышлен ных предприятиях изготовляют комбикорма. Не так давно деревня сдавала лен в виде готового волокна, а сейчас представляет заводам полуфабрикаты — солом
ку или тресту.
Но почему же при этом в деревне возникает дефи цит рабочей силы, почему мы вынуждены прибегать во время уборки урожая к помощи студентов, рабочих, служащих, почему такую озабоченность вызывает уход молодых из села? Дело в том, что темпы сокращения трудовых ресурсов в сельском хозяйстве опережают темпы механизации и темпы вторжения промышленно сти в сельскохозяйственное производство. Это усугуб ляется низким уровнем организации труда в колхозах
и совхозах.
Рассмотрим, насколько отстают от потребностей тем пы механизации сельского хозяйства в Смоленской об ласти.
122
В минувшем году на так называемых конно-ручных работах в растениеводстве использовалось около 66 про центов непосредственно занятых на производстве. Герои наших очерков живут в исконно льноводческом крае. Однако эта отрасль тоже отличается весьма низкой сте пенью механизации. Так, в колхозах Починковского района в 1969 году только 16 процентов льна было уб рано комбайнами. Большинство колхозов области этой техники вообще не имеет. Не удивительно поэтому, что в районе на производство льна затратили в том же 1969 году почти четверть миллиона человеко-дней! При этом только два хозяйства сумели своевременно убрать уро жай. Еще меньше механизировано животноводство. Од на цифра: доля комплексной механизации ферм круп ного рогатого скота составляет менее полутора процен тов. И последнее: за шесть лет количество механизато ров на Смоленщине возросло всего лишь на полтора процента.
Подобная техническая скудость удивительна, ибо десятилетиями считается, что хозяйства в этих краях должны «стоять» на двух ногах: лен и животноводство. Но сколько же людей вынуждены работать в этих от раслях, если они не обеспечены машинами и механиз мами! Правда, в отношении технической оснащенности льноводства дело сдвинулось, хотя до комплексной его механизации еще очень далеко. Что же касается меха низации животноводства, то здесь мы находимся только в начале пути, хотя уже успели допустить досадные ошибки: вспомним множество животноводческих поме щений, построенных без учета комплексной механиза ции.
Но пора уже понять (а поняв, практически действо вать), что у колхозов этих районов есть и третья мощ ная основа — зерновое хозяйство. Исторически так сло жилось, что эту отрасль сельского хозяйства примени тельно к данной полосе долгое время рассматривали
123
как второстепенною и мало перспективную. Говорили: хлеб — это дело Кубани, Украины, Поволжья, а тут ка кие урожаи, сам-три, сам-четыре! Такое представление рождало и скупость, желание сэкономить именно на этих районах, когда заходила речь о технике, удобре ниях, средствах для мелиорации и т. д.
Время опровергло это представление. Убедительные аргументы в пользу нечерноземных земель высказали труженики Эстонии; аргументами были высокие уро жаи, значительная эффективность и примерная культу ра производства. Да и не только в этой республике до стигли поразительных успехов. За последние годы пред положения о возможных урожаях стали реальностью и в Смоленской области. Здесь есть районы, где сейчас собирают в среднем по двадцати и больше центнеров зерновых с гектара. Некоторые колхозы перешагнули рубеж тридцати центнеров. А в колхозе имени Радище ва каждый гектар дал по 49 центнеров озимой пшеницы. Это уже кубанский уровень!
Между тем по инерции, опять же из беспочвенных рассуждений о том, что нечерноземные области не могут быть житницей страны, плановые органы дейст вуют по старинке, направляя в эти районы относительно меньше тракторов, комбайнов, автомобилей, удобрений. Здесь очевидно противоречие между уже сложившимися опытом (результаты-то, как говорится, налицо), об щественным мнением, высоко оценивающим возможно сти этой полосы, и практическими мерами для ее разви тия. Такая практика, с одной стороны, мешает сущест венно наполнить наши закрома, а с другой — как бы стимулирует миграцию рабочей силы из этих районов (наибольшая часть деревенской молодежи покидает родные места именно в нечерноземных областях). По лучается замкнутый круг: меньше техники — ниже уро жаи — меньше заработки — меньше средств на развитие деревни. И напротив, достижение более высокой уро-
124
|
жайиости |
и продуктивности |
животноводства |
означает, |
||||||||
|
что больше средств будет оставаться на те самые преоб |
|||||||||||
|
разования деревни, за которые так горячо ратуют моло |
|||||||||||
|
дые. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, интенсификация сельского хозяйст |
|||||||||||
|
ва — при |
всех |
прочих результатах — попутно |
поможет |
||||||||
|
спять с повестки дня и вопрос об уходе молодежи из |
|||||||||||
|
села. С одной стороны, она уменьшит потребности де |
|||||||||||
|
ревни в рабочей силе, а с |
другой — сделает |
более |
ин |
||||||||
|
тересным и привлекательным сам процесс труда. Для |
|||||||||||
|
молодых это очень важно. Не случайно так заботит их |
|||||||||||
|
престиж профессии и ее авторитет. Одна десятиклас |
|||||||||||
|
сница написала в анкете: «Не хочу, чтобы были скотни |
|||||||||||
|
цы, доярки, пастухи, хочу, чтобы были техники, опера |
|||||||||||
|
торы доильных установок или еще кто-нибудь». |
|
|
|||||||||
|
Именно техника, по мнению сельских ребят, сделает |
|||||||||||
|
более творческим и |
содержательным |
труд |
в |
деревне |
|||||||
|
И это полностью совпадает с логикой технического про |
|||||||||||
|
гресса, с его требованиями. Заметим, что в промышлен |
|||||||||||
|
ности за последние четыре года число рабочих самой |
|||||||||||
|
высокой квалификации — наладчиков автоматов и стан |
|||||||||||
|
ков — возросло |
на 25 процентов, а операторов, |
паблю |
|||||||||
|
дающих за работой автоматов,— на |
|
одну |
треть. |
Внед |
|||||||
|
рение техники в сельское хозяйство создаст и у дере |
|||||||||||
|
венских ребят |
интерес к работе, к |
новым |
профессиям |
||||||||
|
и т. д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Это, естественно, во многом зависит от сельскохозяй |
|||||||||||
► |
ствепиого |
машиностроения. |
Совершенно |
справедлив! |
||||||||
подчеркивалась |
на |
июльском |
(1970 |
г.) Пленуме |
ЦЬ |
|||||||
|
К П СС необходимость научного |
прогнозирования |
в |
этой |
||||||||
|
области. |
На наш |
взгляд, |
наряду |
с |
государственным |
^планом развития сельского хозяйства нужно иметь еди ный, долговременный и комплексный план индустрия лизации сельского хозяйства, который ставил бы кон кретпые задачи перед проектировщиками новой техники, перед различными министерствами, занятыми ее изго
125