Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

товлением, и перед теми, кго эту технику оудет эксплу­ атировать. Такой план позволил бы сделать процесс механизации сельского хозяйства более стабильным и контролируемым.

Главный вывод, который подсказан нашими друзья­ ми из сельских школ Починковского района, состоит в следующем: целый комплекс мер — культурно-бытовое благоустройство, строительство дорог, укрупнение де­ ревень и особенно механизация — устранит проблему чрезмерного ухода молодежи из деревни и закрепит в деревне тех, кому по душе работа в колхозе или совхозе, ибо изменится сам характер сельского труда и жизни.

ЗАВОДСКИЕ

ИНЖЕНЕРЫ

ОЧЕРК ТРЕТИЙ,

в котором специалисты Брянского машино­

строительного завода размышляют о своей работе, своем к. п. д. и проблемах техниче­ ского прогресса.

НАШИ НОВЫЕ

ЗНАКОМЫЕ

Человек неистощим в стремлении совершенствовать технику, ибо она обличает людям жизнь. Учтивая з;у закономерность, Коммунистическая партия уделяет осо­ бое внимание проблемам, связанным с созданием новой техники. Ускоряя темпы научно-технической революции, мы поднимаем эффективность общественного производ­ ства, а значит, и уровень жизни народа.

Отсюда громадный интерес к деятельности тех, кто создает новую технику, и прежде всего к ученым, инже­ нерам. Волнующие их проблемы часто поднимаются на страницах печати. Достаточно вспомнить дискуссию в «Известиях», проходившую под рубрикой «Инженер. Каким он должен быть?». В ней участвовали производст­ венники, ученые, преподаватели вузов. Активно и всесто­ ронне обсуждались не так давно на страницах «Литера­ турной газеты» вопросы совершенствования оплаты ин­ женерного труда. Заметим, что какие бы стороны работы инженеров ни затрагивались в ходе дискуссий, все в принципе сводилось к главному: как повысить творче­ скую отдачу инженеров, как сделать их труд в подлинном смысле инженерным. Данный очерк исследует ту же про­ блему.

Инженер — весьма широкое понятие. Люди с высшим техническим образованием работают в партийных и со­ ветских органах, в министерствах и главках, в стенах

5 М. Гарин. А. Друаенкп.

129

научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. Мы решили познакомиться с жизнью самого многочисленного отряда советской инженерии: тех, кто трудится непосредственно на предприятиях.

Выбрали Брянский машиностроительный завод. Это разноотраслевое предприятие, где работают металлурги и энергетики, сварщики и механики, химики, конструкто­ ры, транспортники, где изготовляют судовые дизели, теп­ ловозы и рефрижераторные вагоны. Многосторонность предприятия позволяет раскрыть многие типичные явле­ ния в деятельности инженеров.

Брянский завод, который через несколько лет отметит вековой юбилей, богат замечательными традициями, сло­ жившимися в годы революции, первых пятилеток, в час грудных испытаний Великой Отечественной войны. Сле­ дуя этим традициям, машиностроители перевыполняют планы, осваивают новую технику; продукция с маркой «БМЗ» известна в стране.

Мы распространили среди инженерно-технических работников завода тысячу анкет и получили заполнен­ ными 515. Это очень высокий процент возврата. Он сви­ детельствует о глубоком интересе специалистов к пробле­ мам производства, технического прогресса, экономиче­ ской реформы, инженерного труда и т. д.

Несколько слов о компетентности наших собеседни­ ков. На вопросы анкеты отвечали 279 инженеров, 184 тех­ ника и 52 практика. Среди них— 13 главных специали­ стов и начальников отделов, 8 руководителей цехов, 67 начальников конструкторских и технологических бюро, 71 старший инженер, 273 конструктора, технолога, тех­ ника, 83 начальника участка и мастера. Что же рассказа­ ли они о себе и своих товарищах, о работе, творческих планах, о волнующих их проблемах?

Масштабы завода можно определять по-разному. Можно рассказать о количестве и сложности продукции.

130


Можно описать индустриальное поселение (почти город!) с его громадными корпусами и утопающими в листве ули­ цами. Но есть еще один важнейший измеритель, опреде­ ляющий творческий потенциал завода, ресурсы его мыс­ ли, роста, обновления. Мы имеем в виду специалистов, их квалификацию, инициативу, трудолюбие.

Когда говорят о заводском инженере, часто представ­ ляют лишь его, если так можно выразиться, производст­ венное лицо: вот он — мастер и занят организацией рабо­ ты на участке, вот начальник цеха, вечно озабоченный во­ просом: «Быть или не быть плану?», или технолог, меха ник, энергетик... Такое представление о специалисте, ко­ нечно же, ограниченно. Ведь речь идет о живых людях, интересы и мироощущение которых широки, разносторон­ ни. С рассказа о человеческих качествах современного инженера мы и хотим начать.

Здесь невозможен и, пожалуй, даже вреден какойлибо стереотип. Различны прежде всего судьбы людей Кто-то уже завершает на этом заводе свою трудовую биографию, кто-то только начинает ее. Одни пришли в институты и техникумы прямо из школы, другие получили высшее образование, работая на предприятии. У одних инженерная карьера — в хорошем смысле этого слова — идет по прямой, другие останавливаются в своем росте (обстоятельство, которое, кета!и, нам предстоит выяс­ нить: почему кто-то движется без промедлений, а кто-то словно бы забуксовал). И характеры разные, и увлече­ ния, и планы на будущее...

Но сначала — о чертах общих, присущих большин­ ству.

Чтобы нарисовать коллективный портрет заводской инженерии, выделим такие ее характерные качества, как патриотизм, общественная активность, увлеченность де­ лом, широкий масштаб мышления.

Инженеры любят завод. И любят не просто оттого, что здесь проходит треть их жизни. Чувство это сложнее.

131

Оно вбирает в себя гордость за героическое прошлое и связь с ним, связь, которая тянется к их дедам и отцам, к революции и гражданской войне, к письмам машино­ строителей Ильичу (Ленин высоко оценил знаменитые «Брянские правила», впервые узаконившие внутренний распорядок на заводе, принадлежащем народу), к встре­ чам со Всесоюзным старостой М. И. Калининым, к парти­ занской бригаде, сеявшей страх и смерть среди фаши­ стов. Чувство это овладевает человеком, ибо он ощущает причастность к делам тысяч людей, причастность, возвы­ шающую его: в одиночку не построишь дизель с много­ этажный дом. И это не местнический патриотизм: он как бы частица того большого чувства, которое испытывает человек в своей стране. На предприятии много старожи­ лов, ветеранов, тех, для кого понятие «родной завод» не абстракция, не пышное словосочетание, а человеческая жизнь.

Был в анкете вопрос: «Сколько лет работаете на Брянском машиностроительном?» Из 515 ответивших у 332 человек стаж — от 11 до 44 лет. Это показательно, тем более что рядом, в одном и том же районе города, располагаются другие крупные заводы. Но для большин­ ства наших собеседников существует единственный — БМ3.

Яркое подтверждение общественной сознательности и активности инженеров — их принадлежность к Коммуни­ стической партии. 36 процентов инженерно-технических работников завода являются членами КП СС; ^процен­ тов— комсомольцы. В этом важнейшее проявление связи нашей технической интеллигенции с рабочим классом, с пародом и его авангардом. Диапазон общественной дея­ тельности заводских специалистов широк. 548 человек из­ браны членами партбюро первичных организаций и парт­ групоргами. Инженеры и техники — активные пропаган­ дисты, лекторы, руководители факультетов университета технического прогресса, депутаты.

132



Специалисты но самой природе своей — люди, как правило, ищущие и увлеченные. На заводе у нас была масса возможностей убедиться в этом. Один обдумывает более совершенную конструкцию, другой занят внедре­ нием электронно-вычислительной техники, третий раз­ мышляет о том, как перестроить организацию производ­ ства. Конечно, творческие качества проявляются по-раз­ ному, они зависимы от таланта, опыта, возможностей. Нс несомненен тот факт, что инженеры искренне стремятся увеличить инженерную отдачу, ибо понимают весомость своего труда и его результатов. Почти все заполнившие анкету утвердительно ответили на вопрос: «Привлекает ли вас важность продукции, которую выпускает завод?»

Не ограничиваясь ответом «да» или «нет», многие объясняли:

«Наш цех производит уникальные отливки для судо­ вых дизелей. Радостно встречать рождение новой высоко­ качественной отливки» (инженер-технолог).

«Безусловно привлекает. Чем продукция важнее, тем

выше чувство

ответственности, больше стремление к

творчеству» (конструктор).

«Продукция

Б М З — это гордость машиностроения,

судостроения, тепловозостроения страны» (конструктор). «Локомотив нашего производства в работе надежен,

а это основной факт» (конструктор).

«Судовые дизели, выпускаемые заводом, не вызывают каких-либо серьезных нареканий у моряков, хотя работа над улучшением их качества не прекращается ни на один

день» (технолог).

Хотим предварить упрек инженерам в недостатке кри тичности и самокритичности. Он несправедлив, потому что специалисты весьма строго относятся и к качеству продукции, и к своей работе над ее улучшением. Об этом разговор впереди. Здесь же нам важно было показать, насколько четко осознают специалисты общественную значимость свой работы.

133

...Биографии у людей складываются не одинаково. И ни одна электронно-вычислительная машина не даст нам какую-то усредненную биографию. Мы же хотим расска­ зать о типичном пути инженера на заводе, точнее даже о возможностях, которые открывает перед ним произ­ водство. Приведем три коротенькие биографические

справки.

Вячеслав Мирошников. Семь лет назад окончил инсти­ тут и с тех пор — на БМЗ. Среднего роста, в движениях быстр, резковат. Мыслит также быстро. В словах эко­ номен. Прошел путь от инженера-конструктора до заме­ стителя начальника отдела. Беспредельно увлечен авто­ матизированной системой управления производством. Дело новое, каждый раз новые задачи, новые решения.

ОМирошникове нам сказали:

Работая над этой системой, Вячеслав практически подготовил три диссертации. Но так получается, что оформление их все откладывает. Встает очередная про­ блема и захватывает его.

Виктор Зернин. В 1947-м окончил школу юнг Балтий­

ского флота. Затем корабельный электрик на Дальнем Востоке. С 1952 года — на заводе. Сначала электромон­ тер, потом дежурный главного щита управления, инже­ нер, сейчас начальник цеха, в 1960 году (запомните эту дату) окончил вечернюю школу, а затем — вечерний тех­ никум рефрижераторных вагонов. В личном деле у него есть запись: «Сын— 1954 г., сын — 56 г., сын — 58 г.».

Сергей Трофимов. Заместитель главного конструктора по вагоностроению. 42 года. Родился в деревне Матреновка. Дипломант двух институтов — Бежицкого транс­ портного машиностроения и Всесоюзного заочного энер­ гетического. Заслуженный рационализатор РСФ СР. «Миллионер»: за семь лет внедрены 32 его предложения, давшие более миллиона рублей экономии.

Тема этого очерка — выяснить роль, возможности и отдачу инженеров на производстве. Однако портрет их

134


был бы не полным, если не сказать о жизни специалистов за пределами завода.

Ответы инженеров на вопрос анкеты: «Чем занимае­ тесь в свободное от работы время?» — не позволяют нам сделать какие-то открытия. Здесь трудно выделить чтолибо среднее, представить какие-то цифровые сведения. Вкусы и стремления, привычки и характеры разные. А заботы обычны. Люди воспитывают детей, бывают в кино, в магазинах, ходят на лыжах... Вот наиболее ха­ рактерные ответы о «занятости» в свободное время:

«Подписался на 200 томов Всемирной литературы и читаю их» (старший мастер).

«Читаю до безобразия мало из-за отсутствия времени. Больше всего люблю музыку и кино, но ходить удается редко. Занимаюсь велосипедом, лыжами, туризмом в пре­ делах отдыха» (старший инженер).

«Люблю Чехова, Эренбурга, Паустовского и военную литературу (мемуары)» (конструктор).

«Чертовски интересно рыться в книгах, от которых попахивает пылью, временем, стариной!» (начальник бюро).

«Люблю читать об истории России. Люблю Толстого, восхищен Гоголем» (начальник бюро).

«Люблю балет, графику, скульптуру» (старший ин­

женер) .

«Чтение. Семейные обязанности. Садоводство. Рыбная ловля. Мотоспорт. Филателия. Читаю о кибернетике и сопутствующих науках, философскую и политическую ли­ тературу» (начальник отдела).

«Работаю летом в коллективном саду, зимой мастерю самоделки, хожу на лыжах» (руководитель группы кон­ структоров) .

«Занимаюсь домашней работой, хожу в кино, слежу за модой» (конструктор).

Но одна закономерность особенно четко проявляется в ответах. Многие написали — «работаю в коллективном

135

саду», «хожу в лес, по грибы, ягоды», «рыбачу», «зани­ маюсь охотой» и т. д. Это вполне естественно: человек, который работает в закрытом помещении, на станке, у кульмана, рядом с асфальтом, стремится на лоно при­ роды. Здесь подтверждается закономерность, которую мы увидели и у рабочей молодежи. Не только деревня идет к городу, повышая уровень производства, культуры быта. Но и город стремится использовать преимущества деревни, и прежде всего ее близость к природе.

Многообразны увлечения инженеров. Об этом говорит простой перечень их внеслужебных занятий: «планерный спорт», «столярничаю», «играю в джаз-оркестре», «учусь в аспирантуре», «мотоспорт», «увлекаюсь фотографией», «строю моторные лодки», «журналистика», «изучаю анг­

лийский язык»...

Здесь мы имеем дело с индивидуальными наклонно­ стями и увлечениями. Куда более общее явление (оно, кстати, опровергает мнение о том, будто инженер на заводе настолько затюкан производственными делами, что ему уж не до жиру — быть бы живу, куда уж там читать, интересоваться политикой, искусством и т. д .)— привязанность большинства специалистов к книге. По данным нашей анкеты, из каждых 100 человек 60 чита­ ют художественную литературу, 45 — политическую и 31 — техническую.

Наверное, справедливым будет утверждение: скажи мне, каковы твои планы, и я скажу, кто ты. В анкете мы спросили: «Ваши личные планы на ближайшие пять лет?» Не все ответили. Кому-то вопрос показался неожидан­ ным, кто-то подумал, как один конструктор: Д1е люблю рекламировать свои планы». В полном одиночестве ос­ тался и молодой инженер, написавший: «Что намечалось, уже выполнено. Остальное — буднично!» Более типичны

другие ответы:

«Добиться реконструкции основных металлургических цехов».

136