Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
товлением, и перед теми, кго эту технику оудет эксплу атировать. Такой план позволил бы сделать процесс механизации сельского хозяйства более стабильным и контролируемым.
Главный вывод, который подсказан нашими друзья ми из сельских школ Починковского района, состоит в следующем: целый комплекс мер — культурно-бытовое благоустройство, строительство дорог, укрупнение де ревень и особенно механизация — устранит проблему чрезмерного ухода молодежи из деревни и закрепит в деревне тех, кому по душе работа в колхозе или совхозе, ибо изменится сам характер сельского труда и жизни.
ЗАВОДСКИЕ
ИНЖЕНЕРЫ
ОЧЕРК ТРЕТИЙ,
в котором специалисты Брянского машино
строительного завода размышляют о своей работе, своем к. п. д. и проблемах техниче ского прогресса.
НАШИ НОВЫЕ
ЗНАКОМЫЕ
Человек неистощим в стремлении совершенствовать технику, ибо она обличает людям жизнь. Учтивая з;у закономерность, Коммунистическая партия уделяет осо бое внимание проблемам, связанным с созданием новой техники. Ускоряя темпы научно-технической революции, мы поднимаем эффективность общественного производ ства, а значит, и уровень жизни народа.
Отсюда громадный интерес к деятельности тех, кто создает новую технику, и прежде всего к ученым, инже нерам. Волнующие их проблемы часто поднимаются на страницах печати. Достаточно вспомнить дискуссию в «Известиях», проходившую под рубрикой «Инженер. Каким он должен быть?». В ней участвовали производст венники, ученые, преподаватели вузов. Активно и всесто ронне обсуждались не так давно на страницах «Литера турной газеты» вопросы совершенствования оплаты ин женерного труда. Заметим, что какие бы стороны работы инженеров ни затрагивались в ходе дискуссий, все в принципе сводилось к главному: как повысить творче скую отдачу инженеров, как сделать их труд в подлинном смысле инженерным. Данный очерк исследует ту же про блему.
Инженер — весьма широкое понятие. Люди с высшим техническим образованием работают в партийных и со ветских органах, в министерствах и главках, в стенах
5 М. Гарин. А. Друаенкп. |
129 |
научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов. Мы решили познакомиться с жизнью самого многочисленного отряда советской инженерии: тех, кто трудится непосредственно на предприятиях.
Выбрали Брянский машиностроительный завод. Это разноотраслевое предприятие, где работают металлурги и энергетики, сварщики и механики, химики, конструкто ры, транспортники, где изготовляют судовые дизели, теп ловозы и рефрижераторные вагоны. Многосторонность предприятия позволяет раскрыть многие типичные явле ния в деятельности инженеров.
Брянский завод, который через несколько лет отметит вековой юбилей, богат замечательными традициями, сло жившимися в годы революции, первых пятилеток, в час грудных испытаний Великой Отечественной войны. Сле дуя этим традициям, машиностроители перевыполняют планы, осваивают новую технику; продукция с маркой «БМЗ» известна в стране.
Мы распространили среди инженерно-технических работников завода тысячу анкет и получили заполнен ными 515. Это очень высокий процент возврата. Он сви детельствует о глубоком интересе специалистов к пробле мам производства, технического прогресса, экономиче ской реформы, инженерного труда и т. д.
Несколько слов о компетентности наших собеседни ков. На вопросы анкеты отвечали 279 инженеров, 184 тех ника и 52 практика. Среди них— 13 главных специали стов и начальников отделов, 8 руководителей цехов, 67 начальников конструкторских и технологических бюро, 71 старший инженер, 273 конструктора, технолога, тех ника, 83 начальника участка и мастера. Что же рассказа ли они о себе и своих товарищах, о работе, творческих планах, о волнующих их проблемах?
Масштабы завода можно определять по-разному. Можно рассказать о количестве и сложности продукции.
130
Можно описать индустриальное поселение (почти город!) с его громадными корпусами и утопающими в листве ули цами. Но есть еще один важнейший измеритель, опреде ляющий творческий потенциал завода, ресурсы его мыс ли, роста, обновления. Мы имеем в виду специалистов, их квалификацию, инициативу, трудолюбие.
Когда говорят о заводском инженере, часто представ ляют лишь его, если так можно выразиться, производст венное лицо: вот он — мастер и занят организацией рабо ты на участке, вот начальник цеха, вечно озабоченный во просом: «Быть или не быть плану?», или технолог, меха ник, энергетик... Такое представление о специалисте, ко нечно же, ограниченно. Ведь речь идет о живых людях, интересы и мироощущение которых широки, разносторон ни. С рассказа о человеческих качествах современного инженера мы и хотим начать.
Здесь невозможен и, пожалуй, даже вреден какойлибо стереотип. Различны прежде всего судьбы людей Кто-то уже завершает на этом заводе свою трудовую биографию, кто-то только начинает ее. Одни пришли в институты и техникумы прямо из школы, другие получили высшее образование, работая на предприятии. У одних инженерная карьера — в хорошем смысле этого слова — идет по прямой, другие останавливаются в своем росте (обстоятельство, которое, кета!и, нам предстоит выяс нить: почему кто-то движется без промедлений, а кто-то словно бы забуксовал). И характеры разные, и увлече ния, и планы на будущее...
Но сначала — о чертах общих, присущих большин ству.
Чтобы нарисовать коллективный портрет заводской инженерии, выделим такие ее характерные качества, как патриотизм, общественная активность, увлеченность де лом, широкий масштаб мышления.
Инженеры любят завод. И любят не просто оттого, что здесь проходит треть их жизни. Чувство это сложнее.
131
Оно вбирает в себя гордость за героическое прошлое и связь с ним, связь, которая тянется к их дедам и отцам, к революции и гражданской войне, к письмам машино строителей Ильичу (Ленин высоко оценил знаменитые «Брянские правила», впервые узаконившие внутренний распорядок на заводе, принадлежащем народу), к встре чам со Всесоюзным старостой М. И. Калининым, к парти занской бригаде, сеявшей страх и смерть среди фаши стов. Чувство это овладевает человеком, ибо он ощущает причастность к делам тысяч людей, причастность, возвы шающую его: в одиночку не построишь дизель с много этажный дом. И это не местнический патриотизм: он как бы частица того большого чувства, которое испытывает человек в своей стране. На предприятии много старожи лов, ветеранов, тех, для кого понятие «родной завод» не абстракция, не пышное словосочетание, а человеческая жизнь.
Был в анкете вопрос: «Сколько лет работаете на Брянском машиностроительном?» Из 515 ответивших у 332 человек стаж — от 11 до 44 лет. Это показательно, тем более что рядом, в одном и том же районе города, располагаются другие крупные заводы. Но для большин ства наших собеседников существует единственный — БМ3.
Яркое подтверждение общественной сознательности и активности инженеров — их принадлежность к Коммуни стической партии. 36 процентов инженерно-технических работников завода являются членами КП СС; ^процен тов— комсомольцы. В этом важнейшее проявление связи нашей технической интеллигенции с рабочим классом, с пародом и его авангардом. Диапазон общественной дея тельности заводских специалистов широк. 548 человек из браны членами партбюро первичных организаций и парт групоргами. Инженеры и техники — активные пропаган дисты, лекторы, руководители факультетов университета технического прогресса, депутаты.
132
Специалисты но самой природе своей — люди, как правило, ищущие и увлеченные. На заводе у нас была масса возможностей убедиться в этом. Один обдумывает более совершенную конструкцию, другой занят внедре нием электронно-вычислительной техники, третий раз мышляет о том, как перестроить организацию производ ства. Конечно, творческие качества проявляются по-раз ному, они зависимы от таланта, опыта, возможностей. Нс несомненен тот факт, что инженеры искренне стремятся увеличить инженерную отдачу, ибо понимают весомость своего труда и его результатов. Почти все заполнившие анкету утвердительно ответили на вопрос: «Привлекает ли вас важность продукции, которую выпускает завод?»
Не ограничиваясь ответом «да» или «нет», многие объясняли:
«Наш цех производит уникальные отливки для судо вых дизелей. Радостно встречать рождение новой высоко качественной отливки» (инженер-технолог).
«Безусловно привлекает. Чем продукция важнее, тем
выше чувство |
ответственности, больше стремление к |
творчеству» (конструктор). |
|
«Продукция |
Б М З — это гордость машиностроения, |
судостроения, тепловозостроения страны» (конструктор). «Локомотив нашего производства в работе надежен,
а это основной факт» (конструктор).
«Судовые дизели, выпускаемые заводом, не вызывают каких-либо серьезных нареканий у моряков, хотя работа над улучшением их качества не прекращается ни на один
день» (технолог).
Хотим предварить упрек инженерам в недостатке кри тичности и самокритичности. Он несправедлив, потому что специалисты весьма строго относятся и к качеству продукции, и к своей работе над ее улучшением. Об этом разговор впереди. Здесь же нам важно было показать, насколько четко осознают специалисты общественную значимость свой работы.
133
...Биографии у людей складываются не одинаково. И ни одна электронно-вычислительная машина не даст нам какую-то усредненную биографию. Мы же хотим расска зать о типичном пути инженера на заводе, точнее даже о возможностях, которые открывает перед ним произ водство. Приведем три коротенькие биографические
справки.
Вячеслав Мирошников. Семь лет назад окончил инсти тут и с тех пор — на БМЗ. Среднего роста, в движениях быстр, резковат. Мыслит также быстро. В словах эко номен. Прошел путь от инженера-конструктора до заме стителя начальника отдела. Беспредельно увлечен авто матизированной системой управления производством. Дело новое, каждый раз новые задачи, новые решения.
ОМирошникове нам сказали:
—Работая над этой системой, Вячеслав практически подготовил три диссертации. Но так получается, что оформление их все откладывает. Встает очередная про блема и захватывает его.
Виктор Зернин. В 1947-м окончил школу юнг Балтий
ского флота. Затем корабельный электрик на Дальнем Востоке. С 1952 года — на заводе. Сначала электромон тер, потом дежурный главного щита управления, инже нер, сейчас начальник цеха, в 1960 году (запомните эту дату) окончил вечернюю школу, а затем — вечерний тех никум рефрижераторных вагонов. В личном деле у него есть запись: «Сын— 1954 г., сын — 56 г., сын — 58 г.».
Сергей Трофимов. Заместитель главного конструктора по вагоностроению. 42 года. Родился в деревне Матреновка. Дипломант двух институтов — Бежицкого транс портного машиностроения и Всесоюзного заочного энер гетического. Заслуженный рационализатор РСФ СР. «Миллионер»: за семь лет внедрены 32 его предложения, давшие более миллиона рублей экономии.
Тема этого очерка — выяснить роль, возможности и отдачу инженеров на производстве. Однако портрет их
134
был бы не полным, если не сказать о жизни специалистов за пределами завода.
Ответы инженеров на вопрос анкеты: «Чем занимае тесь в свободное от работы время?» — не позволяют нам сделать какие-то открытия. Здесь трудно выделить чтолибо среднее, представить какие-то цифровые сведения. Вкусы и стремления, привычки и характеры разные. А заботы обычны. Люди воспитывают детей, бывают в кино, в магазинах, ходят на лыжах... Вот наиболее ха рактерные ответы о «занятости» в свободное время:
«Подписался на 200 томов Всемирной литературы и читаю их» (старший мастер).
«Читаю до безобразия мало из-за отсутствия времени. Больше всего люблю музыку и кино, но ходить удается редко. Занимаюсь велосипедом, лыжами, туризмом в пре делах отдыха» (старший инженер).
«Люблю Чехова, Эренбурга, Паустовского и военную литературу (мемуары)» (конструктор).
«Чертовски интересно рыться в книгах, от которых попахивает пылью, временем, стариной!» (начальник бюро).
«Люблю читать об истории России. Люблю Толстого, восхищен Гоголем» (начальник бюро).
«Люблю балет, графику, скульптуру» (старший ин
женер) .
«Чтение. Семейные обязанности. Садоводство. Рыбная ловля. Мотоспорт. Филателия. Читаю о кибернетике и сопутствующих науках, философскую и политическую ли тературу» (начальник отдела).
«Работаю летом в коллективном саду, зимой мастерю самоделки, хожу на лыжах» (руководитель группы кон структоров) .
«Занимаюсь домашней работой, хожу в кино, слежу за модой» (конструктор).
Но одна закономерность особенно четко проявляется в ответах. Многие написали — «работаю в коллективном
135
саду», «хожу в лес, по грибы, ягоды», «рыбачу», «зани маюсь охотой» и т. д. Это вполне естественно: человек, который работает в закрытом помещении, на станке, у кульмана, рядом с асфальтом, стремится на лоно при роды. Здесь подтверждается закономерность, которую мы увидели и у рабочей молодежи. Не только деревня идет к городу, повышая уровень производства, культуры быта. Но и город стремится использовать преимущества деревни, и прежде всего ее близость к природе.
Многообразны увлечения инженеров. Об этом говорит простой перечень их внеслужебных занятий: «планерный спорт», «столярничаю», «играю в джаз-оркестре», «учусь в аспирантуре», «мотоспорт», «увлекаюсь фотографией», «строю моторные лодки», «журналистика», «изучаю анг
лийский язык»...
Здесь мы имеем дело с индивидуальными наклонно стями и увлечениями. Куда более общее явление (оно, кстати, опровергает мнение о том, будто инженер на заводе настолько затюкан производственными делами, что ему уж не до жиру — быть бы живу, куда уж там читать, интересоваться политикой, искусством и т. д .)— привязанность большинства специалистов к книге. По данным нашей анкеты, из каждых 100 человек 60 чита ют художественную литературу, 45 — политическую и 31 — техническую.
Наверное, справедливым будет утверждение: скажи мне, каковы твои планы, и я скажу, кто ты. В анкете мы спросили: «Ваши личные планы на ближайшие пять лет?» Не все ответили. Кому-то вопрос показался неожидан ным, кто-то подумал, как один конструктор: Д1е люблю рекламировать свои планы». В полном одиночестве ос тался и молодой инженер, написавший: «Что намечалось, уже выполнено. Остальное — буднично!» Более типичны
другие ответы:
«Добиться реконструкции основных металлургических цехов».
136