Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
только в скорости и активности, а й в стиле руководства, который предопределен равнением на «дефицитку». Очень образно рассказал об этом начальник отдела орга низации производства Л . Грузин. Он свернул листок бу маги в трубу.
— Это наше производство. Вот сюда, в правое отвер стие, заходят детали, узлы, а из левого выходят готовые изделия. При нынешней системе командиры производства стоят у левого отверстия. Действуя по принципу «давайдавай», выхватывают отдельные изделия, в итоге обра зуется вакуум. А надо стоять справа, там, где закла дывают основы производства. Этому еще нужно на учиться.
И наконец, всю сложную перестройку производства специалисты справедливо связывают с понятием стабиль ности в самом широком смысле слова. За ним — и уверен ность в перспективе, и знание ее, и больший простор для хозяйственных маневров и стимулирования.
—Дайте стабильный план и нормативы отчисле ний,— говорили нам экономисты.
—Нужны стабильные нормы, чтобы развязать рабо чему руки,— замечали руководители цехов.
—Дайте стабильную конструкцию, не вносите в нее копеечные изменения, из-за которых вспыхивает суета,— таково мнение инженеров, работающих непосредственно
вцехах.
Стабильность в многообразную жизнь завода должна внести экономическая реформа с ее более четким плани рованием, более весомой заинтересованностью, большей оперативной самостоятельностью предприятия.
По новой системе хозяйствования БМЗ работает с 1967 года. Она оживила производство: завод наращивает планы и выполняет их. Однако на вопрос: «Что дала про изводству и вам лично экономическая реформа?»— мы получили такие ответы:
14$
увеличе |
Производству |
I |
увеличение |
Мне лично |
|
|
мало, |
|
|
мало, |
|
||
ние про |
не ответили |
не ответили |
||||
дукции, |
ничего |
заработка, |
ничего |
|||
прибыли |
68 |
|
237 |
премии |
145 |
172 |
210 |
|
198 |
Ни один вопрос не встретил такого массового умолча ния. Тому могут быть две причины: либо люди не знают, как осуществляется реформа и каковы ее результаты, либо недостаточна ее действенность. Первое легко испра вить: надо лучше пропагандировать новую систему хозяй ствования. Один из начальников планово-экономического бюро написал:
«Новая система планирования не обсуждается в кол лективе, это мешает ее эффективному внедрению. Нет обмена опытом внутри завода. Многого мы, те, кто не посредственно осуществляет реформу, не знаем».
С этим явлением мы столкнулись и на Ворошиловградском тепловозостроительном заводе в 1968 году. Но, во-первых, тогда реформу на этом предприятии только начинали осуществлять, а во-вторых, нам отвечали моло дые рабочие. На БМЗ ситуация тем более странная, что на третьем году реформы малую осведомленность о ней проявляли специалисты, командиры производства.
Более сложный вопрос: почему новая система оказала недостаточное влияние на производство. А судя по запи сям инженеров, это действительно так:
«В основном в цехах ничего не изменилось, не укре пился хозрасчет» (старший инженер-экономист).
«Вопрос заинтересованности повис в воздухе, потому что существует уравнительное распределение» (инженертехнолог).
146
«Мало что дала. Штурмовщина как была, так и оста лась» (начальник бюро).
«Мешают сложившиеся традиции, в том числе плани рование от достигнутого — как вышестоящими организа циями, так и внутри завода. Не добились главной цели — принятия заводом напряженных планов» (зам. нач. от
дела).
«Надо расширить права начальника цеха, мастера. Дать свободу маневрировать численностью, фондом зар платы и фондом материального поощрения» (начальник бюро).
«Экономическая реформа не затронула технический прогресс. В этом направлении она и должна совершен ствоваться» (начальник цеха).
«Новая система планирования заставила повернуться лицом к экономике весь коллектив, от рабочего до руко водителя, глубже анализировать все показатели. Для улучшения работы нужно дать цехам больше самостоя тельности по планированию (особенно по плану по тру ду) и материального стимулирования ее. Для дальней шего совершенствования реформы необходимо: сократить количество отчетных показателей (валовая продукция, численность работающих по категориям и т. д.), улуч шить материально-техническое снабжение, пересмотреть зарплату ИТР (особенно мастеров) в сторону увеличе ния» (зам. начальника производства).
«Во многом реформа носит формальный характер. Сколько-нибудь заметного улучшения использования оборудования, к сожалению, не наблюдается. Незначи тельные вознаграждения по итогам работы за год не могут, конечно, являться серьезным стимулом повышения производительности труда работникам» (начальник бюро).
«Реформа идет где-то в стороне от конструкторских отделов, и многие даже не знают, что же эго такое» (на чальник бюро).
147
«Реформа заставила всех, вплоть до директора, зани маться реализацией продукции. У предприятия появился мощный рычаг в виде фонда поощрения. С введением тринадцатой зарплаты сократились текучесть кадров и нарушение трудовой дисциплины. Предприятие вскры вает резервы, но это влечет за собой увеличение плана со стороны Главтепловоза, поэтому завод не заинтересован в изыскании резервов. Права предприятия ущемляются»
(начальник бюро).
«Нужно в дальнейшем повысить ответственность ру ководителей предприятия, одновременно расширить их права» (начальник лаборатории).
«Сокращение основных показателей, планируемых предприятию, не уменьшило работы по планированию и отчетности цехов, а даже увеличило. Цехи не получили возможности самостоятельно планировать и использо вать численность работающих по категориям. Считаю, что такую возможность цехам нужно дать» (начальник бюро труда и зарплаты).
«В моей работе экономиста реформа ничего не дала, за исключением того, что увеличила в отчетности число показателей и справок. Считаю, что фонд материального поощрения используется неправильно. В большей степени его нужно направлять на производственные участки. Им же в большей степени пользуются заводские службы»
(начальник бюро).
«Нельзя сводить реформу к тринадцатой зарплате или одному лишнему детскому саду. Я не вижу резкого влия ния ее на работу цехового коллектива. Начальник цеха, не говоря уже о мастере, в вопросах труда и зарплаты не имеет практически никаких прав. Без отдела труда и зарплаты начальник цеха не может даже повысить рабо чему разряд. Надо, конечно, ограничиваться какими-то нормами, но в пределах этих норм давать больше прав» (зам. главного инженера).
«Дальнейшему совершенствованию мешает: а) отсут-
148
ствне стабильных реальных планов производства на дли тельный период; б) упорядочение планирования— в за готовительном производстве надо отказаться от планиро
вания по тоннажу; в) нет |
увязки планов |
производства |
с материально-техническим |
обеспечением» |
(гл. метал |
лург).
«Реформа остановилась на линии «завод» и не была доведена до цехов и участков. И сейчас как-то возврати лись к стимулированию по-старому. Всем цехам устано вили один процент — уравниловка, что не способствует изысканию резервов» (зам. нач.отдела).
Реформа повышает материальную и моральную заин тересованность в высокопроизводительном труде. Сред няя зарплата машиностроителей выросла, и это неплохо. Но не безразлично, как она увеличивалась (вспомните авралы и сверхурочные). Производительность труда под нялась в 1968 год> на 10,7 процента, но и заработная плата тоже на 10,7 процента. Прежде всего нет опере жения. К тому же если вторая цифра конкретна и точна: рубль есть рубль, то первая абсолютной достоверностью отличаться не может. Производительность труда исчис ляют сейчас по выработке продукции на одного работаю щего. И рождаются иллюзии.
По словам главного инженера Л. Попова, работники производства транспортных машин считают себя чуть ли не кормильцами завода. Выработка на одного работаю щего у них в полтора раза выше, чем у дизелистов. «Сек рет» прост: у трансмашевцев гораздо больше дорогостоя щих покупных механизмов и узлов (стоимость их входит в товарную продукцию),— вот и создается иллюзия боль шей выработки. Необходимо найти объективные и науч ные критерии действительного труда, вложенного в соз дание новой стоимости.
Реформа улучшила планирование, сократив число устанавливаемых сверху показателей. Однако главная задача еще не решена, ибо завод не заинтересован в том,
149
чтобы брать самому напряженные задания и черпать ре зервы не ложкой, а ковшом. Когда тебе планируют от достигнутого, будешь действовать с оглядкой, оставляя про запас. Выход из этой коллизии указан в постановле нии сентябрьского (1965) Пленума ЦК КП СС , где гово рится о необходимости стабильных планов на несколько
лет.
Брянский машиностроительный завод такого плана не имеет. В 1969 году на БМЗ получили указание главка: составляйте пятилетний план. Начали работу. Потом вдруг вспомнили: ведь нет задания на базовый, 1970-й год. Новая директива: делайте план на будущий год по старым формам. Принялись составлять, а 6 мая гром грянул: прибыли новые формы. И приписка: представить план к 15 мая. Теперь подсчитайте, вспомнив выходные и праздники, сколько дней дали крупному предприятию, чтобы создать программу на целый год.
Это дела перспективные. А текущие? Может ли завод, получив однажды задание, рассчитывать на его стабиль ность? За четыре месяца 1969 года четыре раза вносили коррективы в план БМЗ (естественно, повышали). Такие методы прямо противоречат указаниям партии, логике реформы. А вот предложения инженеров о скорейшем переводе главка на хозрасчет с этой логикой согласуются.
Реформу справедливо связывают с большими правами предприятий. Но, судя по высказываниям инженеров, главк планирует заводу даже то, сколько израсходовать на жилищное строительство из своего фонда социально культурных мероприятий. Строить надо. Но решать, как расходовать собственный фонд, должен коллектив заво да. Машиностроители, как и прежде, каждый год утверж
дают «наверху» нормы расхода материалов |
на |
каж |
|
дое изделие, узел и деталь (в 7 |
экземплярах!). |
Этим на |
|
заводе постоянно занимаются |
25 инженеров |
и |
техни |
ков, расходуя три тысячи метров светочувствительной бумаги.
1$0
В анкетах то и дело мелькали слова: «Надо расши рить права начальника цеха», «нет хозрасчета». А рас сказ начальника дизельного производства невольно напомнил дореформенное время:
— Надо нам централизовать заправку станков. Про ще говоря, поставить бак на электрокар. Я не могу запла тить больше электрокарщику за то, чтобы он по совмести тельству выполнил работу смазчика.
И это говорит человек, который распоряжается мил лионами!
Когда мы заговаривали с командирами производства о реформе, то очень часто в тоне собеседника улавливали нотки человека, который ожидал от новой системы боль шего. Ведь в самом начале реформы, при ее рождении хозяйственников больше всего привлекало долгожданное расширение прав. А затем оказалось, что прав-то мень ше, чем представлялось пять лет назад, когда новая система была еще не руководством для всех, а лишь про граммой будущего. Такой психологический настрой ха рактерен не только для работников БМЗ.
В 1970 году Новосибирский научный центр провел ан кетный опрос директоров 241 предприятия Сибири и Дальнего Востока. Целью опроса было выявить оценку хозяйственниками мероприятий экономической реформы и возможностей развития ее принципов (кстати, резуль таты исследования были опубликованы в первом номере нового журнала «Экономика и организация промышлен ного производства — ЭКО»). Вот к какому выводу при шли социологи в результате анализа анкет:
«На вопрос: «Считаете ли вы, что реформа расширяет самостоятельность предприятия и права его директо- ) ра?»— в анкете было предусмотрено два варианта отве та: «существенно» и «несущественно». Первый вариант избрали 44 процента, а второй — 56 процентов директо ров предприятий. Около трети последних связали свое мнение не с недостатками законодательства (в частности,
151
Положения о предприятии), а е практикой его нарушения со стороны министерств и главков. Мнение этой группы директоров лучше всего сформулировано в одном из от ветов: «Реформа существенно расширяет, министерство существенно ограничивает».
Вопрос: «В какой области необходимо дальнейшее расширение прав директора предприятия?» — предусмат ривал варианты ответов: «капитальные вложения», «ус тановление цен», «финансы», «труд и заработная плата». Большинство хозяйственных руководителей (78 процен тов приславших ответы) высказались за первоочередное расширение прав в вопросах труда и заработной платы. Особенно высок процент директоров, ставящих на первое место права предприятия в области тру/а и зарплаты, в отраслях тяжелой промышленности и в группе крупных предприятий.
На вопрос: «Позволяют ли размеры фондов поощре ния вашего предприятия создать достаточную материаль ную заинтересованность работников?» — положительный ответ дали 52, отрицательный — 48 процентов руководи телей.
...Реформа — в движении, ее ни в коей мере нельзя считать завершенной, а эффект — достаточным. Он ока жется тем значительнее, чем увереннее и последователь нее мы будем совершенствовать новую систему хозяй ствования.