Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
БУДНИ
ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА
У главной аллеи БМЗ стоит паровоз, сработанный брянскими машиностроителями в прошлом веке. Это не только памятник, запечатлевший историю завода, но и свидетельство научно-технической революции. Вчера — паровоз и кочегар с лопатой, сегодня — тепловоз с мощ ным дизелем.
Это не просто, как говорят специалисты, переход с одного вида тяги на другой. Технический прогресс меняет труд людей, он позволяет экономить колоссальное коли чество средств и ресурсов.
Несколько цифр. Экономия средств от внедрения теп ловозной тяги в стране за период 1953— 1968 п . состави ла 7758 миллионов рублей, в том числе только за один 1968 год — 993 миллиона. В результате перехода на теп ловозную тягу за это время для других отраслей эконо мики высвобождено около 600 миллионов тонн каменно го угля.
Нынешние машины сложны, и конструируют их не одиночки, а коллективы инженеров. На БМЗ работают многочисленные конструкторские отделы. Их продук ция — маневровые тепловозы, рефрижераторные секции и созданный у нас впервые судовой малообортнын ди зель. Каждый агрегат специалисты совершенствуют не прерывно.
153
Дизелестроение началось на заводе с организации производства приобретенных по лицензии крупных дизе лей, которые устанавливаются в качестве главного дви гателя на судах морского флота (танкеры, лесовозы, су хогрузные суда). Эти сложные агрегаты имеют моторе сурс до капитального ремонта свыше десяти лет и высо кую при этом надежность.
Конструкторы БМЗ сначала усовершенствовали этот дизель — внедрили системы автоматизации, усовершен ствовали систему продувки, сократив расход топлива, подняли моторесурс до 15 лет. Наконец, в последние годы завод вместе с научно-исследовательскими институтами создал первый отечественный малооборотный дизель для морских судов. Заметим, что в его конструкции исполь зовано много оригинальных технических решений, защи щенных авторскими свидетельствами.
Создание новой техники — это одна сторона техниче ского прогресса. Другая состоит в том, чтобы делать про грессивную технику новыми средствами. Этот комплекс
мы и имели в виду, когда задавали брянским инженерам |
||||
вопрос: |
«Удовлетворены ли вы решением проблем техни |
|||
|
||||
ческого прогресса на заводе?» |
|
|
||
|
|
Да |
Нет |
Не совсем |
Инженеры . . . . |
65 |
157 |
21 |
|
Техники ............................ |
71 |
74 |
12 |
|
П р ак т и к и .......................... |
21 |
23 |
2 |
Опять инженеры проявляют более высокую требова тельность. В среднем же 65 процентов не устраивает уровень технического процесса. Почему?
«В решении проблем технического прогресса на заво де мало заинтересованы. Нашей продукции все время не
154
хватает. Потому берут все, даже непрогрессивное» (на чальник бюро).
«Новое перестает быть новым, пока внедряется» (старший инженер-программист).
«Техника создается при крайне малом весе изобре тений» (начальник отдела).
«Вводить новое — значит дерзать и отвечать. У нас же часто придерживаются другого мнения: «спокойст вие — залог здоровья» (инженер-конструктор).
«Проблемы технического прогресса решаются оргтехпланом, а он составляется в отрыве от перспективы» (на чальник бюро).
«Нет должной централизации в решении вопросов тех нического прогресса. Много инстанций решают. Отсюда медлительность» (начальник бюро).
«Все, что сделано для завода в вычислительном цен тре, не нашло должной поддержки. Имеется в виду ра бота по управлению и планированию производством. Службы завода инертны во внедрении техники по управ лению и планированию производства» (старший инженерпрограммист).
«Мало поступает информации о передовых методах работы» (инженер-конструктор).
«На заводе слабы экспериментальные службы. Опыт ная отработка новых конструкций затягивается на дли тельное время, что создает излишние трудности в осво ении» (начальник бюро).
«До сих пор ни одно изделие, выпускаемое нашим за водом, не аттестовано на Знак качества» (инженер-эко номист) .
«Службу подготовки производства должен возглав лять главный технолог завода. А такового нет единого, есть четыре. А у единого должна быть хорошая техноло гическая лаборатория, где можно было бы искать и на ходить оптимальные технологические решения» (старший инженер-исследователь).
155
«На заводе, ао существу, нет перспективного плана технического прогресса с применением всех достижений науки и техники. Отдельные мелкие мероприятия не ре шают вопроса» (инженер).
«Технические новшества медленно внедряются из-за
нежелания рабочих, так как снижается норма |
времени, |
а это, естественно, вызывает сопротивление» |
(старший |
инженер-технолог).
«Новые изделия недостаточно проверяются на патент ную чистоту» (начальник бюро).
«Технические проблемы решаются не заранее, а в том месяце, когда по плану начинают выпускать новую про дукцию» (мастер).
«Во время внедрения нового долго топчемся на месте. Желательно все прогрессивное двигать вперед, не раз мениваясь на мелочах» (инженер-экономист).
«Планирование создания новой техники подчас не согласуется со спросом на данную машину» (начальник бюро).
«Плохо ставится повышение квалификации рабочих. Технику обслуживают сложную, а знают о ней мало. Считают, что станочник, кроме обработки деталей, ниче го о сложном станке знать не должен, вследствие этого — поломки и т. д.» (старший инженер).
Проверим справедливость этой критики, обратившись
кистории тепловозостроения па БМЗ. Начинали с пуля.
В1957 году группа конструкторов разработала проект тепловоза ТЭМ-1. Уже в июне 1958 года торжественно проводили первый тепловоз, а в 1959 юду он встал на по ток. Согласитесь, темпы высокие, за короткое время и сконструировали, и опытный образец сделали, и цех
соорудили, и серийное производство наладили. Начи нали новое дело, и все были заинтересованы, чтобы оно быстро стало на ноги.
Но прогресс есть движение вперед. На БМЗ это пони мали. В 1959 году конструкторы создали новый тепловоз.
156
Б 1960 году на магистрали вышел опытный образец. Но только в 1968 году он встал на конвейер.
Темпы уже иные. 11 эффект иной. Семь-восемь лет опытный образец попросту «катали». За это время техни-
^ческая мысль тоже на месте не стояла. А брянская но винка морально старела.
Издержки этого старения особенно велики еще и по тому, что не стояла на месте наука, служащая неисся каемым источником идей для техники. Трудно даже пред ставить, например, какие новые возможности открывает уже сейчас перед промышленностью физика. Пока же,
но мнению ученых, технологический «задел» в науке зна чительно превосходит то, что внедрено пли внедряется в производство.
Проблема внедрения приобретает исключительно важное значение не только для развития народного хо зяйства, но и для прогресса самой науки, ибо она не только источник идей для техники, но и постоянный по требитель техники, предъявляющий к ней высочайшие требования.
Однако вернемся к судьбе нового тепловоза, разра ботанного брянскими конструкторами. Поскольку его внедрение несомненно дало бы определенный эффект, то несложные подсчеты показывают: за восемь лет государ ство могло дополнительно получить около полутора мил лионов рублен. Оно не только не получило, но и потеря ло: все эти годы платили заработную плату 135-ти кон структорам, работникам экспериментального цеха, трати-
*ли материалы, использовали оборудование и ч. д. Полу чается, что конструкторы по существу «проедали» все плоды своего труда.
^ Все дело в том, что для завода эго нечувствительно: не он устанавливает штат н фонд зарплаты (эти затраты заранее включены в себестоимость продукции). И даже сели новая конструкция по-настояшему была бы эффек тивна, предприятие все равно не торопилось бы. Тепло
157
возы старой марки охотно берут, их производство отла жено. А вписать новинку в конвейер — значит нарушить ритм на какое-то время, рисковать планом. Нужно эко номически заинтересовать завод во внедрении новой тех ники. Целесообразно предложение некоторых хозяйст венников — устанавливать дифференцированные цены на продукцию: пока она новая — платить больше, а по мере старения — все меньше и меньше.
Теперь о техническом прогрессе на самом заводе. Наи более интересно и перспективно работает в этом направ лении отдел организации производства, где трудятся широко мыслящие инженеры. Нет, их служба не похожа па иные отделы НОТ, которые решают частные вопросы. Центральная тема брянских новаторов — создание авто
матизированной |
системы |
управления |
производством |
(АСУП ). |
избавление |
от главной |
беды производ |
АСУП — это |
ства — штурмовщины. За год на БМЗ приходится плани ровать 48 миллионов деталеопераций. Такой объем ин формации способна оперативно обработать только маши на. Но создатели системы не считают, что ЭВМ заменит человека в управлении производством. Они называют систему информационно-советующей. Советующей чело веку, за которым остается главное — право решать.
Знакомство с заводским штабом по организации про изводства оказалось интересным. Стали искать подобный центр, занятый автоматизацией и механизацией, внедре нием передовой технологии. Обрадовались, прочитав вы веску: «Бюро новой техники». Но оказалось, что зани мается оно только учетом. А кто же думает рад перспек тивой технического перевооружения? На БМЗ, по существу, нет штаба, который бы постоянно занимался этим.
Отсюда — распыленность, мелкотемье. Один пример из отчета о выполнении плана по новой технике. В цехах завода внедрено 36 единиц средств механизации на руч-
158
иых и сборочных работах с годовым экономическим эф фектом 7 тысяч рублей. В среднем каждое такое меро приятие за один день дает эффект... в восемьдесят ко пеек.
По оргтехплану было осуществлено 234 мероприятия, связанные с механизацией и автоматизацией производ ства. Каждое из них дало в день что-то около 65 копеек. Следует добавить, что и эта экономия не безусловная, а лишь условно-годовая. Странная эта система несколь ко напоминает учет урожайности на корню. Но ведь одно дело, сколько вырастили, и совсем другое, сколько убра ли. Нужен же эффект реальный, а не мнимый.
Все же в оргтехплане было задано 2352 мероприятия. Масштабы их мы показали. Все они на учете, пишутся бумаги и в цехах, и в заводских службах. Но разве нель зя заканчивать учет на самом производстве? В масшта бе же завода кардинальными, а не «копеечными» разра ботками должна, на наш взгляд, заниматься группа спе циалистов, как это делают в отделе организации произ водства.
К.П.Д. РАЗОЧАРОВЫВАЕТ
Существует прямая связь: чем больше отдача инже неров, тем выше темпы технического процесса, и наобо рот. Вот как ответили инженеры на два наших вопроса (в процентах к числу ответивших):
|
Удовлетворены ли |
ВЫ своим |
|
|
Да |
к. п. д.? |
не совсем |
ИнЖСШфЫ . . . . |
нет |
||
За |
52 |
13 |
|
П р а к т и к и ....................... |
51 |
43 |
6 |
Техники ....................... |
48 |
33 |
19 |
|
Соответствует ли ваш а работа
!ваш ему представлению об инженерном труде?
|
Да |
нет |
не совсем |
Техники ....................... |
51 |
34 |
15 |
Инженеры . . . . |
62 |
33 |
5 |
П р а к т и к и ...................... |
|||
|
66 |
30 |
4 |
160
Инженеры критически относятся не только к поло жению дел на заводе, но и к результатам собственного труда. Правда, неудовлетворенность и здесь различна. Инженеры недовольны больше, чем техники и практики. Это вполне естественно, потому что уровень образования предопределяет и запросы, и стремления, и возможности. Инженер подготовлен к более сложным делам, чем те, которыми ему зачастую приходится заниматься. Он по падает в положение высококвалифицированного рабоче го, которому дали малоквалифицированную работу, или, скажем, врача, которому поручили выполнять функции санитарки.
В целом же больше половины опрошенных не удо влетворены своим к. п. д. Чем они объясняют это свое неудовольствие?
60 процентов опрошенных заявили, что неудовлетво рительна техническая оснащенность труда, а 46 процен тов отрицательно отозвались о санитарно-гигиенических условиях. Речь идет об элементарных вещах: нет ариф мометров («приходится до одури считать на счетах»), па целый отдел главного конструктора одна приличная ма шинка («стоим в очереди, треплем друг другу нервы»). Не хватает чертежных досок, многие из них устарели, ме бель в новом инженерном корпусе допотопная. Жалуются па недостаток чернил, резинок, карандашей, бумаги. Разговоры обо всем этом навязли в зубах Раньше ссы лались на то, что государство денег не дает. Но теперьто у предприятия есть собственные средства, и немалые. Станок купить — это понимают, а пишущую машинку считают излишеством.
Явление это удивительное н, к сожалению, очень рас пространенное, в чем мы убедились на собственном опыте, когда по редакционным делам бывали па заводах, в ин ститутах, министерствах, главках и т. д. Сложилось ка кое-то странно примиренческое отношение к растрате времени и сил квалифицированных специалистов: при-
6 м . Гарин, А Друленко |
1 4 |
выкли, считают, что так уж заведено и ничего тут не поделать. При этом подобная растрата не влечет за собой никаких материальных последствий: ведь специалист сам ничего не производит, ведь платят ему не сдельно, а положенный оклад, значит, его вынужденная вахта у пишущей машинки никак конкретно, зримо, наглядно на общем деле не отражается. Но если посмотрть более ши роко на эту проблему, то здесь мы сталкиваемся с пря мым расхищением не только времени, но н того, в чем зримо выражается время,— государственных денег.
Весьма убедительно показал это в своей статье «Труд служащего» журналист Ю. Кононов (журнал «Нева» № 3 за 1970 год). Он приводит вполне конкретные разме ры издержек, подсчитанные в результате социологиче ских исследований. Если за каждую страничку, которую печатает профессиональная машинистка, платят 11 ко пеек, то листок, отстуканный рукой инженера-механика, обходится в 41 копейку!
Суть, конечно, не в том, что инженер горит желанием печатать на машинке, а в том, что у нас не хватает и ма шинисток, и пишущих машинок, и вообще средств малой механизации конторского стола. Не это ли одна из причин того, что если в течение последних ста лет производи
тельность труда в промышленности у нас выросла |
на |
1500 процентов, то в сфере управления — всего на |
200 |
процентов.
Дефицит оргтехники очевиден. Как отмечает Ю. Ко нонов, ФРГ производит в году одну пишущую машинку в расчете на 51 душу населения, Италия — на 88 чело век, Англия — на 157. В нашей стране одна выпускаемая машинка приходится на 2700 жителей. По сравнению с
СШ А выпуск множительной аппаратуры в |
С С С Р со |
ставляет 1,8 процента, диктофонов — менее |
0,1 процен |
та. Такое отставание слишком накладно, и если мы хо тим повысить творческую отдачу наших специалистов, то, пожалуй, в первую очередь нужно технически воору-
162