Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жить их должным образом, освободив от обязанностей, которые требуют куда более низкой квалификации.

Вторая группа причин неудовлетворительного к. п. д. инженеров связана с плохой организацией производства, которая в свою очередь порождает ненормальную орга­ низацию инженерного труда. Об этом пишут с горечью:

«Много времени уходит на оформление и вопросы снабжения» (конструктор).

«Решение текущих вопросов производства и деловая переписка занимают 50 процентов времени» (начальник бюро).

«Бесполезная ходьба в цех и обратно по нескольку раз в день на расстояние до одного километра» (кон­ структор) .

«Работа сведена до переписки и выдачи справок» (старший инженер-экономист).

«Инженер — это статистик, писарь и вспомогательный рабочий» (старший инженер).

«Масса времени уходит на поиски шаблонов, оснастки

и разные непредвиденные неурядицы» (технолог).

«80 процентов рабочего дня трачу на выколачивание деталей, подноску их, разгрузку, на стропальные работы» (мастер).

«Иногда по четыре часа в день заседаем и совещаем­ ся» (начальник бюро).

«Опыт использую, знания почти не применяю» (стар­ шин инженер).

«Затраты времени зависят от добросовестности. Мож­ но с соседями поговорить на посторонние темы, можно

сидеть с умным видом и ничего не делать.

Эти действия

в конструкторских отделах не наказуемы»

(начальник

бюро).

 

«Творческая работа: то, что успел сделать с 7.00 до 11.00, то н твое. Потом уже пе работа: вызовы, справки,

посетители» (начальник бюро).

161

6:

 

Даже в таком подразделении, освобожденном, каза­ лось бы, от текучки, как отдел главного конструктора но дизелеетроенню, из 234 человек 130 постоянно этой самой текучкой занимаются: оформляют позволительность от­ клонения от чертежа, выступают как инструкторы произ­ водства, тратят много сил па снабжение. Почему же мы так неразумно используем людей, па обучение которых затрачены огромные средства? Дело в гом, что предприя­ тие экономически не отвечает за использование инжене­ ров: с него одинаково спрашивают и тогда, когда все специалисты заняты своим делом и когда половина пре­ бывает в роли «статистика пли писаря».

Столь низкий удельный вес творческой работы — от­ нюдь не местное исключение. Подобное бывает на многих предприятиях. Помимо прочего это приводит к деква­ лификации инженера, что неизбежно отражается и на его моральном состоянии. Вот о чем говорит, например, письмо, которое прислал как-то в «Известия» молодой инженер дорожного участка, живущий в другом конце страны, за Байкалом, в бурятской деревне:

«Здравствуйте, дорогая редакция!

Обратиться к вам меня заставили обстоятельства жизни и работы, которые сложились у меня не совсем удачно.

Я окончил политехнический институт гю специально­ сти «автомобильные дороги». Профессию я выбрал сам: мне так хотелось видеть, оглянувшись назад, широкую ленту готовой дороги, мосты, тоннели, в строительство которых я вложил бы свой труд, свои знания. Но ничего такого я еще не видел и, вероятно, не увижу, если ничего не изменится в моей судьбе.

По распределению я поехал на работу в Бурятию. Получил назначение на должность главного инженера дорожного участка. Пусть некоторые читатели не удив­

ляются тому,

что я сразу стал главным инженером.

В дорожных

хозяйствах это вполне возможно. Я только

164


одного не пойму; зачем нужна эта должность в таком хозяйстве, как наше, где объем работ всего на 89 тысяч рублей, не считая подрядных.

Дорожный участок занимается эксплуатацией дороги. Протяженность ее 186 км. Из них готовой— 100 км. Остальная часть дороги эксплуатируем как автозимняя. Дорога грунтовая, улучшенная естественным гравием. По техническим эксплуатационным характеристикам отно­ сится к низшей категории. Из искусственных сооружений имеется только несколько деревянных мостов простейших систем да деревянные водопропускные трубы. Нет на до­ роге никаких инженерных сооружений, а главный инже­ нер с высшим образованием почему-то обязан быть. Чем он должен заниматься?

Я не хочу сказать, что мне все уже ясно. Конечно, кое-что я все же смогу взять, работая в этом хозяйстве. Может быть, научусь доставать запчасти окольными пу­ тями или составлять отчеты — ежемесячные, ежеквар­ тальные и годовые. Но возрастут ли мои знания и опыт в области строительства дорог? Весьма сомне­ ваюсь.

Моя судьба как инженера складывается' странно. Я вообще оторван от производства. Благо, что еще нор­ мировщик находился на бюллетене и я кое-что делал за пего -- раз в месяц проверял и подписывал наряды. А с февраля по апрель вообще не работал. Дело в том, что наш участок должен был перебазироваться в поселок Багдарии (сейчас ои находится в селе Романовна). Когда я приехал в Романовну, начальник участка предложил мне сразу ехать в Багдарии и ждать, когда переедут остальные. Вот я и ждал два с лишним месяца. Жил в холодной квартире. Мы с женой целыми днями (па ра­ боту ходить было некуда) топили печку. Называли ее камином. Правда, вместо удобных кресел нам служили лиственничные чурки — романтично. (Зарплату я полу­ чал регулярно.)

165

Некоторые могут сказать: чем сидеть — лучше дей­ ствовать. Разумеется, я мог бы потребовать нагрузить меня работой, но скажите — какой? Я смог бы еще сми­ риться с неустроенностью быта (пока у меня, кроме жены, никого нет), но я не могу мириться со своей без­ работностью или с той работой, которую с таким же успехом может выполнять человек со средним специаль­ ным образованием или человек, окончивший 10-месячные курсы дорожных мастеров. Вот я все время думаю: не­ ужели у нас в Союзе нет крупных строек с современными механизмами труда, оборудованием?

Ведь есть такие стройки. Прокладывают же современ­ ные автомагистрали (нас учили их проектировать и строить). Я тоже хочу строить, а не только показывать шоферу, какую сегодня засыпать выбоину, какую завтра.

...Грустно сознавать, что как инженер ты здесь прак­ тически не нужен».

...Инженерная дорога автора письма началась там, где кончается асфальт, о котором он мечтал. Сразу поясним, чтобы рассеять возможные сомнения читателей: под ас­ фальтом (его можно заменить бетонным покрытием) имеется в виду вовсе не потребительская тяга к город­ ским бульварам. Бывают, не отрицаем, ловкие демагоги, способные упрятать своекорыстие за ширму благозвуч­ ных аргументов. Здесь случай иной. Автор письма не из тех, кто пугается бытовой неустроенности. Парень из небольшого поселка на дальнем-дальнем востоке, про­ шедший тихоокеанскую морскую службу, не станет рас­ кисать из-за того, что по утрам приходится таскать воду, а вечерами обходиться без уютного кафе под неоновой вывеской. Он хочет работы по душе, знанию и силам, пусть даже условия будут потяжелее, чем в его сибир­ ской деревне.

Судьба этого инженера — и не только его одного, с подобными судьбами мы встречались и на Брянском машиностроительном заводе — складывается грустно.

166


Грустно и для инженеров, и для государства. Еще в мла­ денчестве мы узнаем, что деньги счет любят, но сколь часто в более зрелом возрасте забываем считать! Пят­ надцать с лишним лет учили пария, затратили около восьми тысяч рублей на него одного — и все для того, чтобы затем определял он, куда направить машину с гра­ вием «для засыпки выбоины», или отстукивал одним пальцем на машинке письмо «о недопоставке металла для производства дизеля».

Сейчас, когда в жизнь внедряются принципы, провоз­ глашенные сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, целесообразно говорить о том, как решать проблему ис­ пользования кадров экономическими методами.

Что такое специалист? Это ценнейший капитал госу­ дарства. Тогда почему не спрашивать за его использо­ вание? Пока же все выглядит иначе. Сколько ни полу­ чит предприятие специалистов, каким пи будет эффект от их использования, отчета, по существу, оно не перед кем не держит. А раз так, размышляют на предприятиях, значит, давай побольше специалистов...

Использование кадров надо поставить под экономи­ ческий контроль, чтобы предприятию было материально невыгодно держать инженера на роли техника, делопро­ изводителя, машинистки, стропальщика, чертежника. Та­ ким образом, мы повысим отдачу специалиста, что, без­ условно, в интересах и государства, и предприятия, и са­ мого специалиста.

ИНЖЕНЕРУ —

ИНЖЕНЕРОВО

Проблема творческого роста специалиста — это проб­ лема и моральная, и социально-психологическая. Решить ее можно только при том условии, что в коллективе будет создана творческая атмосфера, побуждающая к поиску, морально поощряющая поиск. Здесь многое, естественно, зависит от психологического климата в коллективе.

Творческая

атмосфера — это та вбирающая в себя

множество слагаемых обстановка, которая

содействует

максимальному

проявлению способностей

каждого н

объединению общих усилий на пути к достижению цели, стоящей перед коллективом. Создание такой обстанов­ ки -дело не простое, ибо наряду со стимулами, способ­ ствующими этому, могут быть и разного рода препят­ ствия. Здесь и противоречие характеров людей, и сила инерции. Снять напряжение этих психологических фак­ торов— сложная, но благодарная задача руководителей предприятий, их партийных и общественных организа­

ций.

Особое место в этой проблеме занимает рост молодых специалистов. Чаще всего это люди горячие, богатые мечтой, широкими устремлениями. Но именно в силу молодости эти прекрасные качества легко ранимы. Если не заметить, не поддержать их, может случиться беда:

мечты забываются, приходит смирение

перед текучкой,

у молодого инженера опускаются руки,

и он, часто даже

168


не замечая того, перестает быть творческой личностью. Здесь наиболее радикальная помощь — доверие специ­ алисту. Если есть у него своя идея, замысел, надо пред­ ставить ему возможность проявить себя, самому прове­ рить идею на практике. В действии может сложиться ин­ женер-профессионал в высоком понимании этого слова. Бездействие, напротив, высасывает из него даже те зна­ ния, которыми он овладел в вузе.

В анкете, распространенной на БМЗ, была группа вопросов, с помощью которых мы хотели выяснить, с од­ ной стороны, как велики па заводе возможности для творческого развития специалиста и, с другой стороны, как сами инженеры стремятся расширить свой профес­ сиональный кругозор. Вот систематизированные ответы инженеров иа эти вопросы (в процентах к числу ответив­ ших) :

 

Да

Нет или

Созданы ли условия для роста

не совсем

специали­

58

стов? .....................................................................................

42

Повышали ли вы квалификацию после при­

70

хода на завод? ...........................................................

30

Удовлетворены ли вы технической информа­

7]

цией, поступающей на з а в о д ? ..........................

29

Читаете ли вы техническую литературу (оте­

70

чественную и зарубежную )?................................

30

Сначала об активности самих инженеров. Нельзя при­ знать ее достаточно высокой, нельзя сказать, что боль­ шинство специалистов стремятся расширить свой инже­ нерный кругозор, знать все отечественные и зарубежные достижения в своей области и т. д. Наблюдается какаято самоудовлетворенность и самоуспокоенность тем, что

169

достигнуто. Но справедливости ради нужно отметить, что только часть этого упрека заводские инженеры могут принять на себя. Другую, и наверное, большую часть сле­ дует направить в адрес предприятия, которое недоста­ точно заботится о творческом росте специалиста.

Общеизвестна колоссальная роль информации в наше время. Без нее специалисту не обойтись. Но вот как инже­ неры БМЗ оценивают ее состояние:

«Информацию получаю через библиотеку и БТИ в виде аннотаций и экспресс-информаций. Использую при­ мерно пять процентов» (зам. начальника отдела).

«В информации много общих фраз и очень мало кон­ кретного» (конструктор I категории).

«Научно-техническая информация в нашем отделе отсутствует. Очевидно, работа такая, что без нее обхо­ димся» (начальник бюро).

«Желательно, чтобы делались короткие обзоры но тематике. Это могли бы делать выборочно информаторы от отдела» (старший инженер).

«Информацией совершенно не удовлетворен. Часто знаем, что какое-то изделие выпускают, имеем даже об­ разец, а найтн, кто выпускает — невозможно» (началь­ ник бюро).

«По ряду вопросов неизвестно состояние техники не только за рубежом, но и на родственных предприятиях. Командировки инженеров по обмену техническим опытом сокращены до минимума» (начальник бюро).

Не лучше обстоят дела и с повышением квалифика­ ции заводских инженеров. Справедливо говорили нам специалисты БМЗ: в стране давно уже организована си­ стема усовершенствования врачей, педагогов, юристов, в некоторых областях и республиках директоров совхозов, а вот об инженерах в этом смысле почему-то забыли. Об этом писали и в анкетах:

«Квалификацию не повышал. Очень нужны курсы по­ вышения квалификации, как у врачей,— с освобожде­

но