Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мнем от работы, так как нынешние нагрузки не позво­ ляют инженеру повышать квалификацию в рабочее время: они настолько утомляют, что заниматься этим после работы невозможно» (старший мастер).

«Кроме самостоятельного изучения, квалификацию никогда и нигде не повышал, и не имеется такой возмож­ ности» (руководитель группы конструкторов).

«Квалификацию не повышал, а жаль! Начинаю отста­ вать от достижений науки и техники» (конструктор I ка­ тегории).

«Нас почти не привлекают к участию в семинарах и конференциях союзного значения, проводимых по спе­ циальным вопросам» (начальник бюро).

«Представителям завода нужно обязательно участво­ вать в конференциях, организуемых НТО Машпрома. Эти затраты времени и средств окупятся» (начальник бюро).

Откуда же возникают преграды для роста? Причины здесь разные, но главная, как указывали специалисты, в недостатках системы оплаты труда.

Сейчас все зависит от должности: чем она выше, тем выше заработок. А так как руководящих постов относи­ тельно мало и перспективы их освобождения ограничены, ограничена и возможность роста. В зарплате, по суще­ ству, обезличка. Один инженер — думающий, творчески мыслит, вносит новые решения. А другой иногда, как нам говорили, борется до обеда с голодом, а после обеда —■ со сном. Зарплату же они получают равную или с коле­ баниями в десять-пятнадцать рублей. Вдвойне неверен такой принцип в конструкторских отделах.

Начальник патентного бюро БМЗ рассказывал нам о пяти талантливых конструкторах, которые внесли вы­ дающийся вклад в создание первого отечественного судо­ вого малооборотного дизеля:

— Это умницы. Их усилиями, но существу, разрабо­ тан патенточистый и патентоспособный проект. В опыт-

171

ный образец заложены их изобретения. Но возможности конструкторов раскрыты не в полную силу. А ведь на таком заводе, как наш, по сути школы должны быть. Нет, не всеобуча. Школа Алексеева, например, по турбо* наддуву: ведь он дал техническое решение, отличаю­ щееся мировой новизной.

Каково же вознаграждение? Через годы, когда дизе­ ли пойдут в поток, оно будет немалым. А пока... 50 руб­ лей, испрошенных заводом у главка. По существующему положению больше нельзя. Необъяснимая скупость!

А как с долговременным стимулом? Чтобы достаточ­ но оплатить труд талантливого человека, его надо назна­ чить заместителем главного конструктора. Но ведь их пятеро — одаренных. А завтра окажется, к счастью, тридцать..Не могут же все быть заместителями главного! К тому же неразумно обременять административными делами человека, предрасположенного к творчеству, при­ носящего максимум пользы тогда, когда он создает но­ вую технику. И платить-то ему нужно именно за это, при­ чем не надо вовсе удивляться, если выдающийся завод­ ской инженер будет получать столько, сколько, скажем, директор.

Но тут мы сталкиваемся с магическим воздействием

самого названия должности:

инженер — это, дескать, од­

но, а директор, начальник

отдела, главный инженер —

совсем другое. Действительно,

название должности —

вещь серьезная...

 

более упразднить долж­

Прежде чем занять, а тем

ность, надо ее придумать. При этом нужно соблюдать осторожность, дабы название и человека радовало, и де­ ло четко определяло. Но, к сожалению, подчас встре­ чаешь наименования обидные и не вполне ясные.

«Веселый» разговор, не правда ли:

Ты кем работаешь?

Бродильщицей. А ты?

А я раньше тестовозом, а теперь маслотопом...

172



Названия, мягко говоря, не благозвучные, человеку от них как-то неуютно, неловко. Словом, налицо издерж­ ки психологического свойства.

В последнее время, кстати, такие издержки сопрово­ ждают высокое понятие «инженер». Среди откликов, при­ шедших па статью «Заводские инженеры», опубликован­ ную в 1969 году в «Известиях», было письмо с такими строками:

«На Руси инженеров когда-то называли «розмысла­ ми», то есть от слов «разум» и «мысль». В наше же время слово «инженер» настолько обезличено и упрощено, что стало до некоторой степени синонимом неудачника».

А инженер Б. Королев из Череповца предлагал начать обсуждение с самой общей проблемы «Кто есть кто» и просил: «Разъяснили бы доходчиво, чю же это значит — инженер н кто это звание по праву носить должен? Мне, например, из словаря известно, что инженер — это уче­ ный строитель. Ну, а дальше?»

Вопрос совсем не наивный, ибо понятие «инженер» некоторым образом девальвируется. И прежде всего изза той эквилибристики, какую проделывают с этим поня­ тием, придумывая различные должности.

Рассказывают о таком случае: на одном заводе по­ явились работники в «оригинальной» должности, имену­ емой «инженеры-техники». Остроумная эта выдумка не так уж далеко ушла от истины: ведь назначают, а потом и называют у нас майора запаса, прошедшего общевой­ сковую подготовку, инженером по кадрам, учительницу русского языка — инженером отдела технической инфор­ мации, а уборщицу — техником административно-хозяй­ ственного отдела. Так, собственно, и до инженера-техни- ка дойти можно. Но интересно, как бы реагировал боль­

ной, если бы к нему подошел мужчина

в белом халате

и отрекомендовался: «врач-фельдшер»?

между слишком

По-видимому, есть прямая связь

вольной трактовкой понятия «инженер»

(хотя толковые

173

словари с предельной четкостью разъясняют, что это ли­ цо с высшим техническим образованием) и обезличкой самого инженерного труда, превращающего подчас ин­ женера в составителя записок или «толкача», секретаря или машинистку. Здесь мы уже подходим к более серь­ езным издержкам, которые возникают в том случае, ко­ гда из названия должности нельзя попять, какая, соб­ ственно, работа стоит за ней.

Это совершенно справедливо, что не по должности о человеке судить должно. Однако это вовсе не значит, что нам не нужно иметь точного представления о том, что должность в себе содержит и «радиусом» какого круга обязанностей является.

Произвольное обращение с названиями должностей можно наблюдать не только на предприятиях. Чтобы вы­ яснить масштабы этого далеко не безобидного явления, мы решили познакомиться со списками работников тако­ го учреждения, как главк. Здесь тоже много удивило.

К примеру, в канцеляриях главков порою числится один, два, а то и три инспектора (или старших инспек­ тора) при полном отсутствии секретаря. Инспектором, как известно, называют должностное лицо, осуществля­ ющее надзор и контроль за правильностью действий под­ ведомственных органов или работников. Но тем, о ком мы ведем речь, не подведомственны ни работники, ни тем более какие-либо органы. Любопытнейшая деталь: как правило, служебные телефоны этих «старших инс­ пекторов» полностью совпадают с телефонами руково­ дителя главка, а ближайшее знакомство с деятельностью инспекторов показывает, что перед нами секретари, те самые, которые фиксируют «входящие» и «исходящие» бумаги, созывают людей па совещания, докладывают начальнику о пришедших посетителях и т. д. Работа нуж­ ная, но ничего общего с инспекцией не имеющая. Одна­ ко если секретарей называют инспекторами, то, значит, это кому-то нужно?!

174


Еще одна странность, вызванная, на наш взгляд, тем, что научное нормирование управленческого труда ведет­ ся не совсем научно. А ведь это нужно очень точно знать — из чего исходить, определяя и число работников учреждения, и их должностной уровень. Конечно, форми­ руя какой-нибудь главк или отдел, обычно учитывают количество подчиненных ему заводов, число работающих па них, по вряд ли только это может служить критерием сложности управления. Не потому ли порой трудно по­ пять, почему в одном отделе сочли достаточным иметь начальника, а в другом — рядом с ним помещают еще двух заместителей, почему в одной бухгалтерии работает главный бухгалтер и пять просто бухгалтеров, а другая состоит всего из двух человек, но зато это главный бух­ галтер и его заместитель?

Вообще, для многих штатных расписаний характерно преобладание должностей, в названии которых присут­ ствует слово «старший». Логика подсказывает, что появ­ ление старшего естественно в том случае, когда есть рядовой исполнитель. Но вопреки этой самой логике в заводских штатных расписаниях (есть это и на БМЗ) встречаешь отделы, в состав которых входят по пяти­ семи старших инженеров и ни одного просто инженера. Значит, почему-то нужно всех называть старшими?

Прежде всего о моральной стороне этой проблемы. Мы уже говорили, что само наименование должности или профессии может порою унизить достоинство чело­ века. Здесь, наверное, требуется хирургическое вмеша­ тельство лингвистов, и вмешаться, наверное, просто.

Куда более серьезные нравственные издержки возни­ кают в том случае, если человек занимает какую-то одну должность, а выполняет обязанности, предусмотренные другой. Разве не влияет, допустим, па настроение сек­ ретаря, самого преотличного, тот факт, что она должна называться как-то по-иному, словно бы прятаться, чтобы иметь заработок, достойный ее труда? И легко ли пробу-

175

дить интерес к работе у квалифицированного инженера с высшим техническим образованием, если он точно так же вставляет в формы отчетов сотни цифр, как это де­ лает за соседним столом исполнитель с меньшими зна­ ниями и квалификацией? А ведь от рабочего настроения к результатам в работе ведет прямая линия — расстоя­ ние кратчайшее.

Название должности лишь на первый взгляд может показаться вещью незначительной. Согласитесь, произ­ водительный труд начинается тогда, когда форма долж­ ности человека совпадает с содержанием его работы.

Где же выход? Как избежать этой путаницы с долж­

ностями? Ответ, нам

кажется, надо искать — как в сфе­

ре управления, так и

на предприятиях — в создании эко­

номической ответственности за структуру организации и вместе с тем в предоставлении большей самостоятель­ ности при формировании штатов и фонда заработной платы.

Вспомним, как иные скептики предсказывали раз­ бухание штатов на Первом московском автокомбинате, получившем во время известного экономического экспе­ римента довольно широкую самостоятельность в вопро­ сах кадров и оплаты труда. Однако, напротив, управлен­ ческий аппарат в период эксперимента сократился. Х а ­ рактерный факт: чтобы увеличить прибыль, автотран­ спортники создали специальные стоянки возле объектов, где было сконцентрировано мною грузов. Как же орга­ низовали они эти новые структурные подразделения? Придумывали должности? Создавали хоть небольшие, но конторы — с начальниками, механиками, секретарями? Отнюдь пет. На каждой стоянке просто назначили бри­ гадира. Причем бригадиры оставались за рулем, полу­ чая определенную «управленческую надбавку». Приме­ ры такого же хозяйского подхода к кадровым проблемам показывают и щекинские химики, которые тоже избавле­ ны от излишней регламентации показателей по труду.

176


Система стимулирования инженеров требует коррек­ тивов. В анкетах брянские инженеры подсказывали их направление. Речь идет о более широких правах пред­ приятия в установлении заработной платы ИТР.

«Надо использовать опыт текинских химиков: из сэкономленного фонда зарплаты увеличивать заработок инженера, который вносит больший вклад в совершен­ ствование продукции и производства».

«На мой взгляд, какую-то часть прибыли (скажем, 10 процентов), полученную от внедрения нового, остав­

лять на предприятии, чтобы

поощрять

тех, кто

имел

к новинке непосредственное

отношение».

узкую

«Нынешняя система

предполагает

слишком

«вилку» в оплате труда

инженеров, занимающих

одну

н ту же должность. Надо ее расширить».

«Труд конструктора должен стимулироваться в зави­ симости от квалификации, труда, образования, по ни в

коем случае не от занимаемой должности»

(конструктор

I категории).

и отдачи. Что

касается

«Только от квалификации

должностей, то они должны

быть только

конкурсные,

иначе — дело труба» (конструктор).

 

Поэтому

«В зависимости от вклада

в производство.

должны быть периодические

переаттестации»

(началь­

ник экспериментального бюро).

«Должность инженера и инженерное образование на­ до привести к соответствию. Бывает, человека ставят на инженерную должность, а он и не знает, что должен де­ лать. Стимулировать труд инженеров необходимо посто­ янным пересмотром окладов, поощрять наиболее одарен­ ных» (конструктор).

«В зависимости от квалификации, с установлением определенного коэффициента — за сложность работы» (старший технолог).

«Поощрение должно строиться только на принципе квалификации, но самое главное — это личная иннцна-

177