Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
мнем от работы, так как нынешние нагрузки не позво ляют инженеру повышать квалификацию в рабочее время: они настолько утомляют, что заниматься этим после работы невозможно» (старший мастер).
«Кроме самостоятельного изучения, квалификацию никогда и нигде не повышал, и не имеется такой возмож ности» (руководитель группы конструкторов).
«Квалификацию не повышал, а жаль! Начинаю отста вать от достижений науки и техники» (конструктор I ка тегории).
«Нас почти не привлекают к участию в семинарах и конференциях союзного значения, проводимых по спе циальным вопросам» (начальник бюро).
«Представителям завода нужно обязательно участво вать в конференциях, организуемых НТО Машпрома. Эти затраты времени и средств окупятся» (начальник бюро).
Откуда же возникают преграды для роста? Причины здесь разные, но главная, как указывали специалисты, в недостатках системы оплаты труда.
Сейчас все зависит от должности: чем она выше, тем выше заработок. А так как руководящих постов относи тельно мало и перспективы их освобождения ограничены, ограничена и возможность роста. В зарплате, по суще ству, обезличка. Один инженер — думающий, творчески мыслит, вносит новые решения. А другой иногда, как нам говорили, борется до обеда с голодом, а после обеда —■ со сном. Зарплату же они получают равную или с коле баниями в десять-пятнадцать рублей. Вдвойне неверен такой принцип в конструкторских отделах.
Начальник патентного бюро БМЗ рассказывал нам о пяти талантливых конструкторах, которые внесли вы дающийся вклад в создание первого отечественного судо вого малооборотного дизеля:
— Это умницы. Их усилиями, но существу, разрабо тан патенточистый и патентоспособный проект. В опыт-
171
ный образец заложены их изобретения. Но возможности конструкторов раскрыты не в полную силу. А ведь на таком заводе, как наш, по сути школы должны быть. Нет, не всеобуча. Школа Алексеева, например, по турбо* наддуву: ведь он дал техническое решение, отличаю щееся мировой новизной.
Каково же вознаграждение? Через годы, когда дизе ли пойдут в поток, оно будет немалым. А пока... 50 руб лей, испрошенных заводом у главка. По существующему положению больше нельзя. Необъяснимая скупость!
А как с долговременным стимулом? Чтобы достаточ но оплатить труд талантливого человека, его надо назна чить заместителем главного конструктора. Но ведь их пятеро — одаренных. А завтра окажется, к счастью, тридцать..Не могут же все быть заместителями главного! К тому же неразумно обременять административными делами человека, предрасположенного к творчеству, при носящего максимум пользы тогда, когда он создает но вую технику. И платить-то ему нужно именно за это, при чем не надо вовсе удивляться, если выдающийся завод ской инженер будет получать столько, сколько, скажем, директор.
Но тут мы сталкиваемся с магическим воздействием
самого названия должности: |
инженер — это, дескать, од |
|
но, а директор, начальник |
отдела, главный инженер — |
|
совсем другое. Действительно, |
название должности — |
|
вещь серьезная... |
|
более упразднить долж |
Прежде чем занять, а тем |
ность, надо ее придумать. При этом нужно соблюдать осторожность, дабы название и человека радовало, и де ло четко определяло. Но, к сожалению, подчас встре чаешь наименования обидные и не вполне ясные.
«Веселый» разговор, не правда ли:
—Ты кем работаешь?
—Бродильщицей. А ты?
—А я раньше тестовозом, а теперь маслотопом...
172
Названия, мягко говоря, не благозвучные, человеку от них как-то неуютно, неловко. Словом, налицо издерж ки психологического свойства.
В последнее время, кстати, такие издержки сопрово ждают высокое понятие «инженер». Среди откликов, при шедших па статью «Заводские инженеры», опубликован ную в 1969 году в «Известиях», было письмо с такими строками:
«На Руси инженеров когда-то называли «розмысла ми», то есть от слов «разум» и «мысль». В наше же время слово «инженер» настолько обезличено и упрощено, что стало до некоторой степени синонимом неудачника».
А инженер Б. Королев из Череповца предлагал начать обсуждение с самой общей проблемы «Кто есть кто» и просил: «Разъяснили бы доходчиво, чю же это значит — инженер н кто это звание по праву носить должен? Мне, например, из словаря известно, что инженер — это уче ный строитель. Ну, а дальше?»
Вопрос совсем не наивный, ибо понятие «инженер» некоторым образом девальвируется. И прежде всего изза той эквилибристики, какую проделывают с этим поня тием, придумывая различные должности.
Рассказывают о таком случае: на одном заводе по явились работники в «оригинальной» должности, имену емой «инженеры-техники». Остроумная эта выдумка не так уж далеко ушла от истины: ведь назначают, а потом и называют у нас майора запаса, прошедшего общевой сковую подготовку, инженером по кадрам, учительницу русского языка — инженером отдела технической инфор мации, а уборщицу — техником административно-хозяй ственного отдела. Так, собственно, и до инженера-техни- ка дойти можно. Но интересно, как бы реагировал боль
ной, если бы к нему подошел мужчина |
в белом халате |
и отрекомендовался: «врач-фельдшер»? |
между слишком |
По-видимому, есть прямая связь |
|
вольной трактовкой понятия «инженер» |
(хотя толковые |
173
словари с предельной четкостью разъясняют, что это ли цо с высшим техническим образованием) и обезличкой самого инженерного труда, превращающего подчас ин женера в составителя записок или «толкача», секретаря или машинистку. Здесь мы уже подходим к более серь езным издержкам, которые возникают в том случае, ко гда из названия должности нельзя попять, какая, соб ственно, работа стоит за ней.
Это совершенно справедливо, что не по должности о человеке судить должно. Однако это вовсе не значит, что нам не нужно иметь точного представления о том, что должность в себе содержит и «радиусом» какого круга обязанностей является.
Произвольное обращение с названиями должностей можно наблюдать не только на предприятиях. Чтобы вы яснить масштабы этого далеко не безобидного явления, мы решили познакомиться со списками работников тако го учреждения, как главк. Здесь тоже много удивило.
К примеру, в канцеляриях главков порою числится один, два, а то и три инспектора (или старших инспек тора) при полном отсутствии секретаря. Инспектором, как известно, называют должностное лицо, осуществля ющее надзор и контроль за правильностью действий под ведомственных органов или работников. Но тем, о ком мы ведем речь, не подведомственны ни работники, ни тем более какие-либо органы. Любопытнейшая деталь: как правило, служебные телефоны этих «старших инс пекторов» полностью совпадают с телефонами руково дителя главка, а ближайшее знакомство с деятельностью инспекторов показывает, что перед нами секретари, те самые, которые фиксируют «входящие» и «исходящие» бумаги, созывают людей па совещания, докладывают начальнику о пришедших посетителях и т. д. Работа нуж ная, но ничего общего с инспекцией не имеющая. Одна ко если секретарей называют инспекторами, то, значит, это кому-то нужно?!
174
Еще одна странность, вызванная, на наш взгляд, тем, что научное нормирование управленческого труда ведет ся не совсем научно. А ведь это нужно очень точно знать — из чего исходить, определяя и число работников учреждения, и их должностной уровень. Конечно, форми руя какой-нибудь главк или отдел, обычно учитывают количество подчиненных ему заводов, число работающих па них, по вряд ли только это может служить критерием сложности управления. Не потому ли порой трудно по пять, почему в одном отделе сочли достаточным иметь начальника, а в другом — рядом с ним помещают еще двух заместителей, почему в одной бухгалтерии работает главный бухгалтер и пять просто бухгалтеров, а другая состоит всего из двух человек, но зато это главный бух галтер и его заместитель?
Вообще, для многих штатных расписаний характерно преобладание должностей, в названии которых присут ствует слово «старший». Логика подсказывает, что появ ление старшего естественно в том случае, когда есть рядовой исполнитель. Но вопреки этой самой логике в заводских штатных расписаниях (есть это и на БМЗ) встречаешь отделы, в состав которых входят по пяти семи старших инженеров и ни одного просто инженера. Значит, почему-то нужно всех называть старшими?
Прежде всего о моральной стороне этой проблемы. Мы уже говорили, что само наименование должности или профессии может порою унизить достоинство чело века. Здесь, наверное, требуется хирургическое вмеша тельство лингвистов, и вмешаться, наверное, просто.
Куда более серьезные нравственные издержки возни кают в том случае, если человек занимает какую-то одну должность, а выполняет обязанности, предусмотренные другой. Разве не влияет, допустим, па настроение сек ретаря, самого преотличного, тот факт, что она должна называться как-то по-иному, словно бы прятаться, чтобы иметь заработок, достойный ее труда? И легко ли пробу-
175
дить интерес к работе у квалифицированного инженера с высшим техническим образованием, если он точно так же вставляет в формы отчетов сотни цифр, как это де лает за соседним столом исполнитель с меньшими зна ниями и квалификацией? А ведь от рабочего настроения к результатам в работе ведет прямая линия — расстоя ние кратчайшее.
Название должности лишь на первый взгляд может показаться вещью незначительной. Согласитесь, произ водительный труд начинается тогда, когда форма долж ности человека совпадает с содержанием его работы.
Где же выход? Как избежать этой путаницы с долж
ностями? Ответ, нам |
кажется, надо искать — как в сфе |
ре управления, так и |
на предприятиях — в создании эко |
номической ответственности за структуру организации и вместе с тем в предоставлении большей самостоятель ности при формировании штатов и фонда заработной платы.
Вспомним, как иные скептики предсказывали раз бухание штатов на Первом московском автокомбинате, получившем во время известного экономического экспе римента довольно широкую самостоятельность в вопро сах кадров и оплаты труда. Однако, напротив, управлен ческий аппарат в период эксперимента сократился. Х а рактерный факт: чтобы увеличить прибыль, автотран спортники создали специальные стоянки возле объектов, где было сконцентрировано мною грузов. Как же орга низовали они эти новые структурные подразделения? Придумывали должности? Создавали хоть небольшие, но конторы — с начальниками, механиками, секретарями? Отнюдь пет. На каждой стоянке просто назначили бри гадира. Причем бригадиры оставались за рулем, полу чая определенную «управленческую надбавку». Приме ры такого же хозяйского подхода к кадровым проблемам показывают и щекинские химики, которые тоже избавле ны от излишней регламентации показателей по труду.
176
Система стимулирования инженеров требует коррек тивов. В анкетах брянские инженеры подсказывали их направление. Речь идет о более широких правах пред приятия в установлении заработной платы ИТР.
«Надо использовать опыт текинских химиков: из сэкономленного фонда зарплаты увеличивать заработок инженера, который вносит больший вклад в совершен ствование продукции и производства».
«На мой взгляд, какую-то часть прибыли (скажем, 10 процентов), полученную от внедрения нового, остав
лять на предприятии, чтобы |
поощрять |
тех, кто |
имел |
|
к новинке непосредственное |
отношение». |
узкую |
||
«Нынешняя система |
предполагает |
слишком |
||
«вилку» в оплате труда |
инженеров, занимающих |
одну |
н ту же должность. Надо ее расширить».
«Труд конструктора должен стимулироваться в зави симости от квалификации, труда, образования, по ни в
коем случае не от занимаемой должности» |
(конструктор |
||
I категории). |
и отдачи. Что |
касается |
|
«Только от квалификации |
|||
должностей, то они должны |
быть только |
конкурсные, |
|
иначе — дело труба» (конструктор). |
|
Поэтому |
|
«В зависимости от вклада |
в производство. |
||
должны быть периодические |
переаттестации» |
(началь |
ник экспериментального бюро).
«Должность инженера и инженерное образование на до привести к соответствию. Бывает, человека ставят на инженерную должность, а он и не знает, что должен де лать. Стимулировать труд инженеров необходимо посто янным пересмотром окладов, поощрять наиболее одарен ных» (конструктор).
«В зависимости от квалификации, с установлением определенного коэффициента — за сложность работы» (старший технолог).
«Поощрение должно строиться только на принципе квалификации, но самое главное — это личная иннцна-
177