Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
тива и трудолюбие. Инженерное дело лодырей не тер пит» (начальник цеха).
«В настоящее время на первом месте должно быть образование, затем стаж, квалификация. Все виды пре мий должны начисляться в процентном отношении к окладу» (конструктор).
«Платить не по количеству листов, а по качеству тех нических решений. Критерий — авторские свидетельства на изобретения» (начальник бюро).
Судить о целесообразности той или иной системы должны, конечно, специалисты по вопросам труда и за работной платы. Для нас же ясно следующее.
Первое: при любой системе средний заработок инже нера не должен быть меньше среднего заработка квали фицированного рабочего (а на БМЗ дело обстоит имен но так).
Второе: любая система должна исходить из принци па: платить больше за творчество, за смелость инженер ной мысли, организаторский талант, за высокий к. п. д.— эти важнейшие качества инженерного труда, столь необ ходимые для ускорения технического прогресса. И тогда окажется ненужной на заводе часть инженерно-техниче ских работников, ибо брать-то станут не количеством, а качеством. И тогда абсолютное большинство специа листов будет стремиться расширить инженерный круго зор.
Система оплаты труда инженеров должна не ограни чивать, а, наоборот, расширять возможности для роста. Сделать надо так, чтобы рост зависел не ,от обстоя тельств, а от самих инженеров.
Мы, конечно, не полностью рассказали о всех инте ресных мыслях, замечаниях, предложениях, высказанных в анкете брянскими специалистами. Несомненно одно: инженеры хотят и способны еще выше поднять знамя технического прогресса.
ОЧЕРК ЧЕТВЕРТЫЙ,
повествующий о том, как проявляется мораль
ная и материальная заинтересованность в
труде у работников Новочеркасского электро
возостроительного завода и ростовского заво да «Красный Аксай».
МЫ ВЕДЬ
МАТЕРИАЛИСТЫ...
|
«Ударность есть предпочтение, а |
пред |
||
|
почтение без |
потребления |
ничто. |
Если |
|
меня так будут предпочитать, что я буду |
|||
|
получать восьмушку хлеба, то благодарю |
|||
|
покорно за такое предпочтение. Предпо |
|||
|
чтение в ударности есть предпочтение и в |
|||
|
потреблении. Без этого ударность — |
мечта |
||
|
ние, облачко, а мы все-таки материалисты». |
|||
Среди |
|
|
В. И. ЛЕНИН 1 |
|
слов, которые экономическая реформа сделала |
||||
особенно |
популярными, которые |
со страниц |
теоретиче |
ских трудов и научных докладов перекочевали в наш повседневный обиход, на одно из первых мест, безуслов
но, можно поставить слово «стимул». |
Два фундамента |
новой системы хозяйствования — это |
планирование и |
стимулирование. О стимулах, моральных и материаль ных, о необходимости органически сочетать их, вообще о том, что составляет интерес работника с разных точек зрения, много говорят, пишут, спорят.
Поскольку для журналистов злободневность пробле мы — это своего рода сигнал к действию, мы решили —
1 Соч., изд. 5-е, т. 42, стр. 212.
184
и снова с помощью анкеты — рассмотреть вопросы, свя занные со стимулированием труда, на конкретном мате риале, обратившись к деятельности конкретных произ
водственных коллективов. |
и |
просты, |
|
Вопросы, которые мы задали на этот раз, |
|||
н сложны: |
что побуждает человека трудиться |
хорошо |
|
или плохо, |
как действуют материальные и |
моральные |
стимулы на работника и как воспринимаются им? Объектами исследования стали коллективы двух ма
шиностроительных заводов. Познакомимся с ними. Но вочеркасский электровозостроительный — это крупное предприятие, построенное в годы первых пятилеток, тер ритория его огромна, цехи просторны и светлы, культура производства высока, делают тут сложную продукцию. Завод богат квалифицированными кадрами, не случайно именно здесь родились интересные новшества в области планирования производства и экономики.
Ростовский завод «Красный Аксай» — средней вели чины, построен он еще до революции и потому сейчас скован в площадях, большинство цехов старые, условия труда не из легких, да и квалификация работающих тут пониже, а продукция куда проще — культиваторы. Часть анкет для того, чтобы расширить поле анализа, мы рас пространили в Научно-исследовательском институте электровозостроения и в конструкторско-технологиче ском бюро по культиваторам.
Заполненные анкеты нам вернули две трети опро шенных. Сам этот факт в сочетании с характером отве тов и рекомендаций свидетельствует о высокой активно сти рабочих и инженеров, об их глубокой заинтересован ности в развитии социалистической экономики. Всех 800 человек, ответивших на вопросы анкеты, мы считаем соавторами этого очерка.
Стимул действен только в том случае, когда он ин тересы работника накрепко соединяет с интересами предприятия и всего общества. Нарушение этого прин-
182
ципа рождает издержки и материальные, и моральные Вспомните шофера, сливающего бензин, чтобы «реаль ным» оказалось число тонно-километров, за которые его
как раз и стимулируют. А |
разве это |
исключение — ре |
монтник, заинтересованный |
не столько в том, чтобы ма |
|
шина подольше работала |
безотказно, |
сколько в том, |
чтобы лишний раз отремонтировать ее; представьте со стояние слесаря-сборщика, которого в минуты аврала материально побуждают спешить и допускать брак.
Диалектика в том, что материальный стимул — инди видуальный и коллективный — должен пройти экономи ческую и моральную проверку: правильно ли он наце лен, не работает ли в направлении, которое проходит в стороне от наших целей, не усугубляет ли противоречия между интересами человека и общества? Ведь еще дале ко не все люди соединяют личные и общественные инте ресы в своем сознании и способны, если нужно, подчи нить свою личную деятельность общественному долгу, точнее, делать только то, что полезно обществу. На все это надо смотреть трезво. И нас удивила опубликован ная как-то в одной из газет статья довольно крупного хозяйственника, написавшего: «Теперь, пожалуй, и не встретишь человека, который, видя бесхозяйственность, разгильдяйство, халатность, закрыл бы на это глаза Нет, каждый (подчеркнуто нами.— М. Г., А. Д.) чело век начинает бить тревогу, если надо, обращается в са мые высшие инстанции».
Вот ведь как все просто выходит! Но если каждый бьет тревогу по поводу бесхозяйственности, то откуда же она берется? Нужно видеть реальную картину. Есть же у нас еще люди, которые прямо или опосредствован но творят бесхозяйственность (если это можно назвать «творчеством»), И не отдавать себе в этом отчет недо пустимо, ибо смотреть правде в глаза означает уже не малую вероятность того, что положение будет неправ лено.
183
Пример именно такого взгляда мы находим в партий ных документах, которые призывают смело вскрывать недостатки, критиковать всех, кто их порождает, прояв лять истинную деловитость, а не подменять ее казенным оптимизмом и пустыми словопрениями.
Так, кстати, и поступает большинство наших соавто ров, которые заполняли анкеты именно в те дни, когда на заводах обсуждали известное Письмо об использова нии резервов и режиме экономии, принятое ЦК партии, Советом Министров, В Ц СП С и ЦК ВЛ КСМ . Оно воз будило еще в большей степени критическое отношение людей к состоянию производства, что наложило отпеча ток на ответы. И это замечательно, ибо достигнута цель: чтобы поднять резервы завтра, нужно быть не вполне удовлетворенным делами сегодня. Так, видимо, и думали те, кто сказал «нет», прочитав первые два вопроса нашей
анкеты. |
|
|
нэвз |
не сов |
«Красный |
Аксай» |
||
|
|
|
Д а |
нет |
Да |
нет |
не сов |
|
Удовлетворяет ли вас состо |
сем |
сем |
||||||
|
|
20 |
|
|
|
|||
яние производства (в про |
31 |
49 |
|
47 |
36 |
17 |
||
центах)? ....................................... |
|
|||||||
Удовлетворяет ли вас уро |
|
|
|
|
|
|
||
вень |
производительности |
45 |
38 |
17 |
|
32 |
13 |
|
1 |
руда |
(в процентах)? . . |
55 |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
Характерно, что степень неудовлетворенности на ПЭВЗ заметно выше, чем на «Красном Аксае». Как это объяснить? Видимо, там, где достигли большего в орга низации труда, где работают более квалифицированные кадры и условия труда лучше, гам выдвигают и боль шие требования. И наоборот, где успехи поскромнее, там
184
сильнее срабатывает инерция сложившегося уровня про изводства.
Любопытное обстоятельство: если число неудовлет воренных и не совсем удовлетворенных состоянием дел
^рабочих и инженеров НЭВЗ не очень разнится друг от друга (соответственно 72 и 65 процентов), то на «Крас
ном Аксае» картина иная — здесь критическую |
оценку |
|
состоянию производства |
дают 44 процента рабочих и |
|
) 65 процентов инженеров. |
Вторые, на наш взгляд, |
к исти |
не ближе. В целом же на обоих заводах, с учетом труп пы исследователей п конструкторов, людей, вполне удов
летворенных |
положением дел |
на |
производстве, |
оказа |
лось всего лишь сорок процентов. |
отражает не |
только |
||
Высокая |
неудовлетворенность |
|||
гражданские |
чувства, но и личную |
заинтересованность |
||
в улучшении |
дел. Большинству |
ясно, насколько |
тесно |
связано благополучие человека с результатами работы коллектива.
Многие работники — будь то рабочий, мастер или конструктор — не удовлетворены состоянием производ ства прежде всего в силу своей высокой сознательности, устремленности к еще более значительным результатам Об этой черте мы поговорим подробнее, когда поведем речь о моральных стимулах. Если же обратиться к сти мулам материальным, следует отметить две характер ные причины неудовольствия. Человек критически оце нивает общее состояние производства, ибо теперь, в ре-
^зультате реформы, оно непосредственно отражается на премии работника (ведь фонды поощрения прямо связамы с результатами работы коллектива). Этому же че-
Нловеку совсем небезразлично, как организовано дело на Р участке, ибо плохая организация сказывается на произ
водительности его труда, а значит, и на заработке. Много критических замечаний высказывают работ
ники двух заводов не только по поводу состояния дел в целом на предприятии или на участках, но и относнтель-
185