Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тива и трудолюбие. Инженерное дело лодырей не тер­ пит» (начальник цеха).

«В настоящее время на первом месте должно быть образование, затем стаж, квалификация. Все виды пре­ мий должны начисляться в процентном отношении к окладу» (конструктор).

«Платить не по количеству листов, а по качеству тех­ нических решений. Критерий — авторские свидетельства на изобретения» (начальник бюро).

Судить о целесообразности той или иной системы должны, конечно, специалисты по вопросам труда и за­ работной платы. Для нас же ясно следующее.

Первое: при любой системе средний заработок инже­ нера не должен быть меньше среднего заработка квали­ фицированного рабочего (а на БМЗ дело обстоит имен­ но так).

Второе: любая система должна исходить из принци­ па: платить больше за творчество, за смелость инженер­ ной мысли, организаторский талант, за высокий к. п. д.— эти важнейшие качества инженерного труда, столь необ­ ходимые для ускорения технического прогресса. И тогда окажется ненужной на заводе часть инженерно-техниче­ ских работников, ибо брать-то станут не количеством, а качеством. И тогда абсолютное большинство специа­ листов будет стремиться расширить инженерный круго­ зор.

Система оплаты труда инженеров должна не ограни­ чивать, а, наоборот, расширять возможности для роста. Сделать надо так, чтобы рост зависел не ,от обстоя­ тельств, а от самих инженеров.

Мы, конечно, не полностью рассказали о всех инте­ ресных мыслях, замечаниях, предложениях, высказанных в анкете брянскими специалистами. Несомненно одно: инженеры хотят и способны еще выше поднять знамя технического прогресса.

ОЧЕРК ЧЕТВЕРТЫЙ,

повествующий о том, как проявляется мораль­

ная и материальная заинтересованность в

труде у работников Новочеркасского электро­

возостроительного завода и ростовского заво­ да «Красный Аксай».

МЫ ВЕДЬ

МАТЕРИАЛИСТЫ...

 

«Ударность есть предпочтение, а

пред­

 

почтение без

потребления

ничто.

Если

 

меня так будут предпочитать, что я буду

 

получать восьмушку хлеба, то благодарю

 

покорно за такое предпочтение. Предпо­

 

чтение в ударности есть предпочтение и в

 

потреблении. Без этого ударность —

мечта­

 

ние, облачко, а мы все-таки материалисты».

Среди

 

 

В. И. ЛЕНИН 1

слов, которые экономическая реформа сделала

особенно

популярными, которые

со страниц

теоретиче­

ских трудов и научных докладов перекочевали в наш повседневный обиход, на одно из первых мест, безуслов­

но, можно поставить слово «стимул».

Два фундамента

новой системы хозяйствования — это

планирование и

стимулирование. О стимулах, моральных и материаль­ ных, о необходимости органически сочетать их, вообще о том, что составляет интерес работника с разных точек зрения, много говорят, пишут, спорят.

Поскольку для журналистов злободневность пробле­ мы — это своего рода сигнал к действию, мы решили —

1 Соч., изд. 5-е, т. 42, стр. 212.

184


и снова с помощью анкеты — рассмотреть вопросы, свя­ занные со стимулированием труда, на конкретном мате­ риале, обратившись к деятельности конкретных произ­

водственных коллективов.

и

просты,

Вопросы, которые мы задали на этот раз,

н сложны:

что побуждает человека трудиться

хорошо

или плохо,

как действуют материальные и

моральные

стимулы на работника и как воспринимаются им? Объектами исследования стали коллективы двух ма­

шиностроительных заводов. Познакомимся с ними. Но­ вочеркасский электровозостроительный — это крупное предприятие, построенное в годы первых пятилеток, тер­ ритория его огромна, цехи просторны и светлы, культура производства высока, делают тут сложную продукцию. Завод богат квалифицированными кадрами, не случайно именно здесь родились интересные новшества в области планирования производства и экономики.

Ростовский завод «Красный Аксай» — средней вели­ чины, построен он еще до революции и потому сейчас скован в площадях, большинство цехов старые, условия труда не из легких, да и квалификация работающих тут пониже, а продукция куда проще — культиваторы. Часть анкет для того, чтобы расширить поле анализа, мы рас­ пространили в Научно-исследовательском институте электровозостроения и в конструкторско-технологиче­ ском бюро по культиваторам.

Заполненные анкеты нам вернули две трети опро­ шенных. Сам этот факт в сочетании с характером отве­ тов и рекомендаций свидетельствует о высокой активно­ сти рабочих и инженеров, об их глубокой заинтересован­ ности в развитии социалистической экономики. Всех 800 человек, ответивших на вопросы анкеты, мы считаем соавторами этого очерка.

Стимул действен только в том случае, когда он ин­ тересы работника накрепко соединяет с интересами предприятия и всего общества. Нарушение этого прин-

182

ципа рождает издержки и материальные, и моральные Вспомните шофера, сливающего бензин, чтобы «реаль­ ным» оказалось число тонно-километров, за которые его

как раз и стимулируют. А

разве это

исключение — ре­

монтник, заинтересованный

не столько в том, чтобы ма­

шина подольше работала

безотказно,

сколько в том,

чтобы лишний раз отремонтировать ее; представьте со­ стояние слесаря-сборщика, которого в минуты аврала материально побуждают спешить и допускать брак.

Диалектика в том, что материальный стимул — инди­ видуальный и коллективный — должен пройти экономи ческую и моральную проверку: правильно ли он наце­ лен, не работает ли в направлении, которое проходит в стороне от наших целей, не усугубляет ли противоречия между интересами человека и общества? Ведь еще дале­ ко не все люди соединяют личные и общественные инте­ ресы в своем сознании и способны, если нужно, подчи­ нить свою личную деятельность общественному долгу, точнее, делать только то, что полезно обществу. На все это надо смотреть трезво. И нас удивила опубликован­ ная как-то в одной из газет статья довольно крупного хозяйственника, написавшего: «Теперь, пожалуй, и не встретишь человека, который, видя бесхозяйственность, разгильдяйство, халатность, закрыл бы на это глаза Нет, каждый (подчеркнуто нами.— М. Г., А. Д.) чело век начинает бить тревогу, если надо, обращается в са мые высшие инстанции».

Вот ведь как все просто выходит! Но если каждый бьет тревогу по поводу бесхозяйственности, то откуда же она берется? Нужно видеть реальную картину. Есть же у нас еще люди, которые прямо или опосредствован­ но творят бесхозяйственность (если это можно назвать «творчеством»), И не отдавать себе в этом отчет недо­ пустимо, ибо смотреть правде в глаза означает уже не­ малую вероятность того, что положение будет неправ лено.

183



Пример именно такого взгляда мы находим в партий­ ных документах, которые призывают смело вскрывать недостатки, критиковать всех, кто их порождает, прояв­ лять истинную деловитость, а не подменять ее казенным оптимизмом и пустыми словопрениями.

Так, кстати, и поступает большинство наших соавто­ ров, которые заполняли анкеты именно в те дни, когда на заводах обсуждали известное Письмо об использова­ нии резервов и режиме экономии, принятое ЦК партии, Советом Министров, В Ц СП С и ЦК ВЛ КСМ . Оно воз­ будило еще в большей степени критическое отношение людей к состоянию производства, что наложило отпеча­ ток на ответы. И это замечательно, ибо достигнута цель: чтобы поднять резервы завтра, нужно быть не вполне удовлетворенным делами сегодня. Так, видимо, и думали те, кто сказал «нет», прочитав первые два вопроса нашей

анкеты.

 

 

нэвз

не сов

«Красный

Аксай»

 

 

 

Д а

нет

Да

нет

не сов­

Удовлетворяет ли вас состо­

сем

сем

 

 

20

 

 

 

яние производства (в про­

31

49

 

47

36

17

центах)? .......................................

 

Удовлетворяет ли вас уро­

 

 

 

 

 

 

вень

производительности

45

38

17

 

32

13

1

руда

(в процентах)? . .

55

 

 

 

 

 

 

 

Характерно, что степень неудовлетворенности на ПЭВЗ заметно выше, чем на «Красном Аксае». Как это объяснить? Видимо, там, где достигли большего в орга­ низации труда, где работают более квалифицированные кадры и условия труда лучше, гам выдвигают и боль­ шие требования. И наоборот, где успехи поскромнее, там

184


сильнее срабатывает инерция сложившегося уровня про­ изводства.

Любопытное обстоятельство: если число неудовлет­ воренных и не совсем удовлетворенных состоянием дел

^рабочих и инженеров НЭВЗ не очень разнится друг от друга (соответственно 72 и 65 процентов), то на «Крас­

ном Аксае» картина иная — здесь критическую

оценку

состоянию производства

дают 44 процента рабочих и

) 65 процентов инженеров.

Вторые, на наш взгляд,

к исти­

не ближе. В целом же на обоих заводах, с учетом труп пы исследователей п конструкторов, людей, вполне удов­

летворенных

положением дел

на

производстве,

оказа­

лось всего лишь сорок процентов.

отражает не

только

Высокая

неудовлетворенность

гражданские

чувства, но и личную

заинтересованность

в улучшении

дел. Большинству

ясно, насколько

тесно

связано благополучие человека с результатами работы коллектива.

Многие работники — будь то рабочий, мастер или конструктор — не удовлетворены состоянием производ­ ства прежде всего в силу своей высокой сознательности, устремленности к еще более значительным результатам Об этой черте мы поговорим подробнее, когда поведем речь о моральных стимулах. Если же обратиться к сти­ мулам материальным, следует отметить две характер­ ные причины неудовольствия. Человек критически оце­ нивает общее состояние производства, ибо теперь, в ре-

^зультате реформы, оно непосредственно отражается на премии работника (ведь фонды поощрения прямо связамы с результатами работы коллектива). Этому же че-

Нловеку совсем небезразлично, как организовано дело на Р участке, ибо плохая организация сказывается на произ­

водительности его труда, а значит, и на заработке. Много критических замечаний высказывают работ­

ники двух заводов не только по поводу состояния дел в целом на предприятии или на участках, но и относнтель-

185