Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вот видите, какая получается пропорция. Среди тех, кто не удовлетворен работой, доля занимающихся одно­ образным трудом в 5,2 раза больше, чем среди тех, кому работа по душе. Это неудивительно. 41 процент среди тех, кому работа не нравится,— подсобные рабочие, обслужи­ вающий персонал, рабочие вспомогательных производств. Однако в этой же группе и 43 процента станочников и слесарей. В чем же дело? Видимо, в том, чем занят рабо­ чий. Если токарю изо дня в день поручать обработку од­ них и тех же роликов, он тоже в конце концов посчитает свою работу однообразной.

Вторым важнейшим фактором для молодого рабочего является возможность повысить квалификацию.

г) дает ли работа возможность повы­

Да

Нет

Н с совсем

сить квалификацию?

71

24

5

1 группа ............................................................

II г р у п п а ...........................................................

36

65

 

Как видим, 65 процентов опрошенных, высказавших неудовлетворенность работой, не могут повысить квали­ фикацию, в то время как среди удовлетворенных их доля

в 2,7 раза меньше. Этот фактор важен вдвойне. ААолодой

^человек, естественно, хочет расти на производстве, это

предопределено самим его характером, его возрастом. К тому же есть здесь и материальный интерес, ибо повы­ шение квалификации прямо связано с увеличением зара­ ботка.

И все же примечательно, что сам по себе заработок для удовлетворенности работой далеко не всегда играет первостепенную роль.

я

д)

хороший ли заработок?

Да

I

группа ............................................................

 

II г р у п п а ...........................................................

22

Нет

25

00

Не совсем

19

30

Естественно, у людей, занятых менее квалифицирован­ ным трудом, и заработная плата меньше, и физически они устают больше, поэтому так же, естественно, им не нравится работа. Однако важно и то, что во II группе удельный вес неудовлетворенных заработком больше, чем в I, лишь в 1,9 раза.

Итак, повторяем: в неудовлетворенности работой за­ работок, несомненно, играет роль, но, как правило, мень­ шую, чем содержание труда — ив первую очередь разно­ образие работы, а также возможность повышать квали­ фикацию.

В анкете есть и другие вопросы, которые, быть может, не имеют прямого отношения к процессу труда, по свя­ заны с проблемами, влияющими па его производитель­ ность. Одинаково критически настроены обе группы мо­ лодых рабочих и контрольная группа ветеранов по отно­ шению к санитарно-гигиеническим условиям труда. Вот лишь некоторые ответы:

«Поездка на работу в троллейбусах и автобусах с квартала «Дружба» портит настроение на целый день до обратной поездки домой».

«В столовых громадные очереди. За полчаса можно успеть поесть лишь в первую смену. Меню бедное, гото­ вят плохо. Душевая работает редко. В бытовках шкафы очень маленькие, одежду приходится заталкивать».

Таких ответов мы могли бы привести в несколько раз больше. Но, не располагая возможностью рассматривать этот вопрос подробнее (ведь он касается не только мо­ лодых), мы хотим обратить внимание руководителей за­

51


вода, общественных организаций на то, сколь велика нужда тепловозостроителей в улучшении бытовых усло­ вий на производстве.

Иногда можно услышать. «Шибко грамотная моло­ дежь пошла, вот и капризничает». Мы бы сказали иначе: пет, не капризничает, она прежде всею заинтересованно относится ко всему, в том числе к производству, и в зна­ чительной степени именно потому, что образованна. Положение, сложившееся на Ворошиловградском тепло­ возостроительном заводе, подтверждает существование определенного противоречия между уровнем знаний мо­ лодых и уровнем техники, организации труда.

Но что отсюда следует? Преградить дорогу к обра­ зованию? Конечно же, нет. Знания народа — это завоева­ ние революции, которое мы и впредь будем нести высоко. Образование — это духовное обогащение советского че­ ловека. И не только духовное. Вот что писал В. И. Ленин: «...условием повышения производительности труда яв­ ляется, во-первых, образовательный и культурный подъ­ ем массы населения...» 1

Образование рабочего — это составная часть развития производительных сил. Но уровень производства не дол­ жен отставать от уровня культуры и образования общест­ ва. Если такой разрыв образуется, то, естественно, у мо­ лодого человека, выпускника школы, падает интерес к заводу.

.Между прочим по инерции прежних лет, когда иред-

*почитали говорить только о хорошем и светлом и умалчи­ вать о сложностях и тяготах, можно и сейчас услышать

несколько абстрактную и наивно-оптимистическую фразу: дескать, перед молодыми открыты все дороги, достаточно только выбрать, по какой пойти. Наверное, это правиль­ но, если не забывать, что «только выбрать» — это не так уж мало. Найти себя, свое место в обществе совсем не

1 В. И. Ленин. С о ч , изд. 5-е. т. 36, стр. 188.

53

просто. Подчас па это уходит много лет, сил и старания. А вот так сразу, с первого шага, отдаться любимому де­ лу — трудно, потому что здесь диапазон желаний мо­ жет не быть пропорционален возможностям. В силу этого у иных появляется разочарование, разрушенные надежды.

Порою так рассуждают: раз все цели достижимы —■ значит, после школы обязательно в институт. А в инсти­ тут все поступить не могут. Вот и стали далее делить мо­ лодых (и сами молодые так же говорят в своем кругу) на удачников («будет инженером») и неудачников («к станку отправился»). Мы видели не раз такие сцепки. Вот они вместе, ребята из одного класса. Еще вчера си­ дели за общими партами. А сегодня их будто что-то неви­ димое разделило. Горды и счастливы студенты. А рядом стушевавшиеся их товарищи: идут на заводы, шахты, стройки.

Азря они притихли! Зря застеснялись. Ведь эти парни

идевчата тоже получили аттестаты зрелости. И пусть

поступают не в вузы— у них впереди свой университет, не менее сложный, ответственный и почетный. Уже завтра они станут частицей великого и славного рабочего класса. А ведь это прекраснейшая на земле должность — ра­ бочий!

Но все-таки откуда идет это крайне нелепое и в прин­ ципе неверное деление па удачников и неудачников?

Как-то получилось, что общественное внимание к тем, кто поступает в вузы, и к тем, кто избрал завод, фабрику или колхоз, разделено неравномерно. В школах ревниво подсчитывают, сколько выпускников попало в высшие учебные заведения. Студенты как бы золотой фонд, сви­ детельство высокого педагогического мастерства. Что ж, это хорошо, что школы гордятся ребятами, выдержавши­ ми сложные испытания в вузах. Но не меньшую гордость вправе вызывать юноши и девушки, решившие сразу же после школьной скамьи посвятить себя труду.

54


Как-то выступая в одной из центральных газет, ленин­ градский рабочий написал:

«Порой слышу от друзей по заводу: «Вчера я был и школе на родительском собрании, и там учитель сказал о нерадивом ученике: «Пусть, мол, за ум берегся, а то в рабочие пойдет!» Обидно такое слышать! Разве ж можно так воспитывать? После таких наставлений вряд ли ктонибудь воспылает любовью к заводу».

Справедливое замечание. Не из-за этой ли странно стн общественного мнения начинает падать и престиж рабочих профессий. Не может не беспокоить некоторая пассивность молодых людей по отношению к этим про­ фессиям. Социологи провели опрос среди школьниковвыпускннков Ленинградской области и ряда областей Сибири, попросив их оценить восемьдесят специально­ стей. Ребята поставили на первые места следующие про­ фессии: на>чный работник в области физики, инженеррадиотехник, научный работник в области медицины, ин­ женер-геолог, летчик, врач. И только на 55-е место был поставлен токарь и на 62 — фрезеровщик.

В чем здесь дело? Конечно, многое зависит от содер жапня труда — прежде всего этим нужно привлечь моло дых на производство, но свою роль играет и обществен­ ное мнение, и трудовое воспитание в школе.

Но пока — увы! — слишком живуче мнение, будто на завод идут работать какие-то неудачники. С этим нельзя согласиться, хотя разговоры об этом, пожалуй, ведутся из добрых побуждений. Конечно, все заинтересованы в том, чтобы в вузы шла молодежь, более подготовленная к прохождению институтского курса паук, чтобы в школе лучше усваивали учебные программы: твердые знания нужны всюду.

Однако в этом добром стремлении некоторые теряют чувство меры. Появляются нотки пренебрежительного от­

ношения к той части молодежи,

которая после школы

идет на производство. Конечно,

среди таких ребят есть

 

н

какое-то количество малоспособных или попросту лени­ вых. Но, во-первых, мы ведем речь не о них, а о мно­ гочисленной группе молодежи, которая в силу разных обстоятельств имеет в своем аттестате невысокие баллы. И, во-вторых, разве только троечники идут на заводы и шахты? Немало среди них ребят и с хорошими оцен­ ками.

К счастью, в жизни идет процесс отхода от неправиль­ ных противопоставлений студентов рабочим. Жизнь уже дает массу примеров, когда путь в рабочие, избранный парнем или девушкой совершенно сознательно, считается закономерным, логичным и перспективным.

Первая любопытная деталь, которая характеризует теперешнее молодое поколение и на которую мы обра­ тили внимание,— умение конкретно и по-деловому оцени­ вать свои возможности и силы и в зависимости от этого выбирать, какой сделать первый шаг.

Почти треть выпускников школ, приходящих на Ворошиловградский тепловозостроительный завод, посту­ пает на предприятие в июне—июле, то есть в самый раз­ гар подготовки в вузы. Следовательно, они сразу после последнего школьного экзамена решили пойти в рабо­ чие— сознательно, не сомневаясь в том, что и этот путь достойный.

Однако рабочим становятся не сразу и не вдруг. Молодому человеку еще предстоит день за днем привы­ кать, приучиваться к своеобразному уставу заводской жизни. Вот, скажем, разве это такое уж простое дело — каждый день вставать рано поутру и не опаздывать в цех? Все-таки это не школа, где, чего там, и'пропустить подчас урок можно и где после каждых 45 минут звенит звонок. Там пропустил урок — себя подвел, здесь пропус­ тил смену — подвел завод, всех товарищей.

И ведь не просто нужно являться — надо и работать, и немалую норму выполнять. Сама обстановка на заводе отнюдь не школьная. Стоять восемь часов подряд у стан­

56


ка нелегко. Это не то, что сидеть за партой в тихом уют­ ном классе и неторопливо писать под диктовку за учи­ тельницей.

Что и говорить, завод есть завод. Это новая, интерес­ ная, хоть и нелегкая жизнь.

Бывший слесарь, студент машиностроительного ин­ ститута, работающий теперь инженером по НОТ, отве­ чая на вопрос: «Удовлетворены ли вы вашей работой?», сделал сноску и написал:

«Несколько лет назад в журнале «Вопросы филосо­ фии» я прочитал статью, автор которой утверждает, что при коммунизме не будет общественного разделения труда. Я не знаю, будет или не будет вообще разделение труда при коммунизме, но, по-моему, у нас на заводе мало что делается в механизации и автоматизации для того, чтобы это осуществилось».

Бывший слесарь несколько прямолинейно закончил свою мысль. Э ю проблема не одного завода, она реша­ ется в масштабах всей страны. Перед нами уже сегодня совершенно конкретно стоит задача ликвидации сущест­ венных различий между городом и деревней, между ум­ ственным и физическим трудом.

И мы достигли уже успехов в этом. Возьмите ту же тягу к образованию. Разве не знаменательно, что десят­ ки тысяч ребят, которые трудятся у станков, учатся од­ новременно на инженеров. Но это лишь одна сторона.

Другая — заключается в том, чтобы строить заводы, реконструировать их с учетом требований времени, что­ бы уже сейчас заглядывать в недалекое будущее и созда­ вать соответствующие ему условия труда, чтобы паши научно-исследовательские институты, проектные органи­ зации, открывая новые горизонты производства, пони­ мали всю полноту своей ответственности перед теми, кто сейчас считается молодым рабочим, и перед теми, кто станет им через десять-пятнадцать лет.

ОТ ДУШИ И ДЛЯ ДУШИ

«Ваша общественная работа?» — это был один из во­ просов анкеты. И прежде чем ответить на него, давайте поразмышляем вместе: что такое общественная деятель­ ность, как ее понимать? Только ли тот парень занима­ ется ею, который является функционером какой-либо ор­ ганизации, или, проще говоря, имеет па1 рузку? По-видн- мому, это понятие шире. Все не могут быть комсоргами, членами цехкомов, сборщиками членских взносов, страхделегатами. Жизнь многогранна, и велика потреб­ ность молодых действовать безвозмездно, добровольно и в свободное от работы время как для своего, так и для общественного блага.

Если слесарь поет заглавную партию в «Иване Суса­ нине», поставленном самодеятельным коллективом,— разве это не общественная деятельность? Если фрезеров­ щик овладевает мастерскими рубежами в спорте и за­ щищает честь заводского общества «Заря» — наверное, это тоже общественная работа. Если токарь вносит ра­ ционализаторское предложение, от которого выиграет и он сам, и весь цех,— то и здесь мы имеем дело с общест­ венной деятельностью.

Рассматривая это понятие широко, можно сказать, что коэффициент общественного действия среди моло­ дых высок, ибо известно, как много парней и девушек устремляется после работы па спортивные площадки,

58