Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Вот видите, какая получается пропорция. Среди тех, кто не удовлетворен работой, доля занимающихся одно образным трудом в 5,2 раза больше, чем среди тех, кому работа по душе. Это неудивительно. 41 процент среди тех, кому работа не нравится,— подсобные рабочие, обслужи вающий персонал, рабочие вспомогательных производств. Однако в этой же группе и 43 процента станочников и слесарей. В чем же дело? Видимо, в том, чем занят рабо чий. Если токарю изо дня в день поручать обработку од них и тех же роликов, он тоже в конце концов посчитает свою работу однообразной.
Вторым важнейшим фактором для молодого рабочего является возможность повысить квалификацию.
г) дает ли работа возможность повы |
Да |
Нет |
Н с совсем |
сить квалификацию? |
71 |
24 |
5 |
1 группа ............................................................ |
|||
II г р у п п а ........................................................... |
36 |
65 |
|
Как видим, 65 процентов опрошенных, высказавших неудовлетворенность работой, не могут повысить квали фикацию, в то время как среди удовлетворенных их доля
в 2,7 раза меньше. Этот фактор важен вдвойне. ААолодой
^человек, естественно, хочет расти на производстве, это
предопределено самим его характером, его возрастом. К тому же есть здесь и материальный интерес, ибо повы шение квалификации прямо связано с увеличением зара ботка.
И все же примечательно, что сам по себе заработок для удовлетворенности работой далеко не всегда играет первостепенную роль.
я
д) |
хороший ли заработок? |
Да |
I |
группа ............................................................ |
|
II г р у п п а ........................................................... |
22 |
Нет
25
00
Не совсем
19
30
Естественно, у людей, занятых менее квалифицирован ным трудом, и заработная плата меньше, и физически они устают больше, поэтому так же, естественно, им не нравится работа. Однако важно и то, что во II группе удельный вес неудовлетворенных заработком больше, чем в I, лишь в 1,9 раза.
Итак, повторяем: в неудовлетворенности работой за работок, несомненно, играет роль, но, как правило, мень шую, чем содержание труда — ив первую очередь разно образие работы, а также возможность повышать квали фикацию.
В анкете есть и другие вопросы, которые, быть может, не имеют прямого отношения к процессу труда, по свя заны с проблемами, влияющими па его производитель ность. Одинаково критически настроены обе группы мо лодых рабочих и контрольная группа ветеранов по отно шению к санитарно-гигиеническим условиям труда. Вот лишь некоторые ответы:
«Поездка на работу в троллейбусах и автобусах с квартала «Дружба» портит настроение на целый день до обратной поездки домой».
«В столовых громадные очереди. За полчаса можно успеть поесть лишь в первую смену. Меню бедное, гото вят плохо. Душевая работает редко. В бытовках шкафы очень маленькие, одежду приходится заталкивать».
Таких ответов мы могли бы привести в несколько раз больше. Но, не располагая возможностью рассматривать этот вопрос подробнее (ведь он касается не только мо лодых), мы хотим обратить внимание руководителей за
51
вода, общественных организаций на то, сколь велика нужда тепловозостроителей в улучшении бытовых усло вий на производстве.
Иногда можно услышать. «Шибко грамотная моло дежь пошла, вот и капризничает». Мы бы сказали иначе: пет, не капризничает, она прежде всею заинтересованно относится ко всему, в том числе к производству, и в зна чительной степени именно потому, что образованна. Положение, сложившееся на Ворошиловградском тепло возостроительном заводе, подтверждает существование определенного противоречия между уровнем знаний мо лодых и уровнем техники, организации труда.
Но что отсюда следует? Преградить дорогу к обра зованию? Конечно же, нет. Знания народа — это завоева ние революции, которое мы и впредь будем нести высоко. Образование — это духовное обогащение советского че ловека. И не только духовное. Вот что писал В. И. Ленин: «...условием повышения производительности труда яв ляется, во-первых, образовательный и культурный подъ ем массы населения...» 1
Образование рабочего — это составная часть развития производительных сил. Но уровень производства не дол жен отставать от уровня культуры и образования общест ва. Если такой разрыв образуется, то, естественно, у мо лодого человека, выпускника школы, падает интерес к заводу.
.Между прочим по инерции прежних лет, когда иред-
*почитали говорить только о хорошем и светлом и умалчи вать о сложностях и тяготах, можно и сейчас услышать
несколько абстрактную и наивно-оптимистическую фразу: дескать, перед молодыми открыты все дороги, достаточно только выбрать, по какой пойти. Наверное, это правиль но, если не забывать, что «только выбрать» — это не так уж мало. Найти себя, свое место в обществе совсем не
1 В. И. Ленин. С о ч , изд. 5-е. т. 36, стр. 188.
53
просто. Подчас па это уходит много лет, сил и старания. А вот так сразу, с первого шага, отдаться любимому де лу — трудно, потому что здесь диапазон желаний мо жет не быть пропорционален возможностям. В силу этого у иных появляется разочарование, разрушенные надежды.
Порою так рассуждают: раз все цели достижимы —■ значит, после школы обязательно в институт. А в инсти тут все поступить не могут. Вот и стали далее делить мо лодых (и сами молодые так же говорят в своем кругу) на удачников («будет инженером») и неудачников («к станку отправился»). Мы видели не раз такие сцепки. Вот они вместе, ребята из одного класса. Еще вчера си дели за общими партами. А сегодня их будто что-то неви димое разделило. Горды и счастливы студенты. А рядом стушевавшиеся их товарищи: идут на заводы, шахты, стройки.
Азря они притихли! Зря застеснялись. Ведь эти парни
идевчата тоже получили аттестаты зрелости. И пусть
поступают не в вузы— у них впереди свой университет, не менее сложный, ответственный и почетный. Уже завтра они станут частицей великого и славного рабочего класса. А ведь это прекраснейшая на земле должность — ра бочий!
Но все-таки откуда идет это крайне нелепое и в прин ципе неверное деление па удачников и неудачников?
Как-то получилось, что общественное внимание к тем, кто поступает в вузы, и к тем, кто избрал завод, фабрику или колхоз, разделено неравномерно. В школах ревниво подсчитывают, сколько выпускников попало в высшие учебные заведения. Студенты как бы золотой фонд, сви детельство высокого педагогического мастерства. Что ж, это хорошо, что школы гордятся ребятами, выдержавши ми сложные испытания в вузах. Но не меньшую гордость вправе вызывать юноши и девушки, решившие сразу же после школьной скамьи посвятить себя труду.
54
Как-то выступая в одной из центральных газет, ленин градский рабочий написал:
«Порой слышу от друзей по заводу: «Вчера я был и школе на родительском собрании, и там учитель сказал о нерадивом ученике: «Пусть, мол, за ум берегся, а то в рабочие пойдет!» Обидно такое слышать! Разве ж можно так воспитывать? После таких наставлений вряд ли ктонибудь воспылает любовью к заводу».
Справедливое замечание. Не из-за этой ли странно стн общественного мнения начинает падать и престиж рабочих профессий. Не может не беспокоить некоторая пассивность молодых людей по отношению к этим про фессиям. Социологи провели опрос среди школьниковвыпускннков Ленинградской области и ряда областей Сибири, попросив их оценить восемьдесят специально стей. Ребята поставили на первые места следующие про фессии: на>чный работник в области физики, инженеррадиотехник, научный работник в области медицины, ин женер-геолог, летчик, врач. И только на 55-е место был поставлен токарь и на 62 — фрезеровщик.
В чем здесь дело? Конечно, многое зависит от содер жапня труда — прежде всего этим нужно привлечь моло дых на производство, но свою роль играет и обществен ное мнение, и трудовое воспитание в школе.
Но пока — увы! — слишком живуче мнение, будто на завод идут работать какие-то неудачники. С этим нельзя согласиться, хотя разговоры об этом, пожалуй, ведутся из добрых побуждений. Конечно, все заинтересованы в том, чтобы в вузы шла молодежь, более подготовленная к прохождению институтского курса паук, чтобы в школе лучше усваивали учебные программы: твердые знания нужны всюду.
Однако в этом добром стремлении некоторые теряют чувство меры. Появляются нотки пренебрежительного от
ношения к той части молодежи, |
которая после школы |
идет на производство. Конечно, |
среди таких ребят есть |
|
н |
какое-то количество малоспособных или попросту лени вых. Но, во-первых, мы ведем речь не о них, а о мно гочисленной группе молодежи, которая в силу разных обстоятельств имеет в своем аттестате невысокие баллы. И, во-вторых, разве только троечники идут на заводы и шахты? Немало среди них ребят и с хорошими оцен ками.
К счастью, в жизни идет процесс отхода от неправиль ных противопоставлений студентов рабочим. Жизнь уже дает массу примеров, когда путь в рабочие, избранный парнем или девушкой совершенно сознательно, считается закономерным, логичным и перспективным.
Первая любопытная деталь, которая характеризует теперешнее молодое поколение и на которую мы обра тили внимание,— умение конкретно и по-деловому оцени вать свои возможности и силы и в зависимости от этого выбирать, какой сделать первый шаг.
Почти треть выпускников школ, приходящих на Ворошиловградский тепловозостроительный завод, посту пает на предприятие в июне—июле, то есть в самый раз гар подготовки в вузы. Следовательно, они сразу после последнего школьного экзамена решили пойти в рабо чие— сознательно, не сомневаясь в том, что и этот путь достойный.
Однако рабочим становятся не сразу и не вдруг. Молодому человеку еще предстоит день за днем привы кать, приучиваться к своеобразному уставу заводской жизни. Вот, скажем, разве это такое уж простое дело — каждый день вставать рано поутру и не опаздывать в цех? Все-таки это не школа, где, чего там, и'пропустить подчас урок можно и где после каждых 45 минут звенит звонок. Там пропустил урок — себя подвел, здесь пропус тил смену — подвел завод, всех товарищей.
И ведь не просто нужно являться — надо и работать, и немалую норму выполнять. Сама обстановка на заводе отнюдь не школьная. Стоять восемь часов подряд у стан
56
ка нелегко. Это не то, что сидеть за партой в тихом уют ном классе и неторопливо писать под диктовку за учи тельницей.
Что и говорить, завод есть завод. Это новая, интерес ная, хоть и нелегкая жизнь.
Бывший слесарь, студент машиностроительного ин ститута, работающий теперь инженером по НОТ, отве чая на вопрос: «Удовлетворены ли вы вашей работой?», сделал сноску и написал:
«Несколько лет назад в журнале «Вопросы филосо фии» я прочитал статью, автор которой утверждает, что при коммунизме не будет общественного разделения труда. Я не знаю, будет или не будет вообще разделение труда при коммунизме, но, по-моему, у нас на заводе мало что делается в механизации и автоматизации для того, чтобы это осуществилось».
Бывший слесарь несколько прямолинейно закончил свою мысль. Э ю проблема не одного завода, она реша ется в масштабах всей страны. Перед нами уже сегодня совершенно конкретно стоит задача ликвидации сущест венных различий между городом и деревней, между ум ственным и физическим трудом.
И мы достигли уже успехов в этом. Возьмите ту же тягу к образованию. Разве не знаменательно, что десят ки тысяч ребят, которые трудятся у станков, учатся од новременно на инженеров. Но это лишь одна сторона.
Другая — заключается в том, чтобы строить заводы, реконструировать их с учетом требований времени, что бы уже сейчас заглядывать в недалекое будущее и созда вать соответствующие ему условия труда, чтобы паши научно-исследовательские институты, проектные органи зации, открывая новые горизонты производства, пони мали всю полноту своей ответственности перед теми, кто сейчас считается молодым рабочим, и перед теми, кто станет им через десять-пятнадцать лет.
ОТ ДУШИ И ДЛЯ ДУШИ
«Ваша общественная работа?» — это был один из во просов анкеты. И прежде чем ответить на него, давайте поразмышляем вместе: что такое общественная деятель ность, как ее понимать? Только ли тот парень занима ется ею, который является функционером какой-либо ор ганизации, или, проще говоря, имеет па1 рузку? По-видн- мому, это понятие шире. Все не могут быть комсоргами, членами цехкомов, сборщиками членских взносов, страхделегатами. Жизнь многогранна, и велика потреб ность молодых действовать безвозмездно, добровольно и в свободное от работы время как для своего, так и для общественного блага.
Если слесарь поет заглавную партию в «Иване Суса нине», поставленном самодеятельным коллективом,— разве это не общественная деятельность? Если фрезеров щик овладевает мастерскими рубежами в спорте и за щищает честь заводского общества «Заря» — наверное, это тоже общественная работа. Если токарь вносит ра ционализаторское предложение, от которого выиграет и он сам, и весь цех,— то и здесь мы имеем дело с общест венной деятельностью.
Рассматривая это понятие широко, можно сказать, что коэффициент общественного действия среди моло дых высок, ибо известно, как много парней и девушек устремляется после работы па спортивные площадки,
58