Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тематических методов и быстродействующих вычисли­ тельных средств.

Заслуживает также внимания организация прогнози­ рования у нас в стране и за рубежом. Так, например, в США созданы и уже продолжительное время функциони­ руют крупнейшие специализированные учреждения, за­ нимающиеся исключительно прогнозированием, в кото­ рых работают лучшие специалисты и ученые, привлечен­ ные из различных областей науки и техники. Следует отметить, что эти учреждения хорошо финансируются и обеспечиваются всеми необходимыми современными средствами для успешного ведения работ по прогнозиро­ ванию. Среди крупнейших учреждений, занятых исклю­ чительно прогнозированием, особо выделяются по мас­ штабам ведущихся работ и авторитетностью такие Футу­ рологические институты, как «Ренд корпорейшн», «Систем девелопмент корпорейшн», Гудзоновский инсти­ тут, Комиссия 1976 года, Комиссия 2000 года при Амери­ канской академии искусств и науки и т. д.

Эти специализированные институты занимаются прог­ нозированием таких важнейших проблем современности, как освоение космического пространства, совершенство­ вание ядерного и других видов современного оружия, со­ вершенствование деятельности различных отраслей про­ мышленности и сельского хозяйства, совершенствование вопросов управления фирмами, картелями и крупнейши­ ми национальными и международными промышленными конгломератами и т. д.

У нас в стране, пока, к сожалению, не существуют крупные специализированные учреждения, занятые толь­ ко прогностической работой. Эта работа в теоретиче­ ском плане проводится специализированными секторами

иотделами в некоторых институтах Академии наук СССР

иразличных ведомствах, прикладные же исследования проводятся в научных коллективах при различных мини­ стерствах, ведомствах, государственных комитетах и на­ учно-исследовательских институтах.

Большие работы по прогнозированию проводятся в Совете по изучению производительных сил при Госплане

СССР, Центральном экономико-математическом инсти­ туте, Институте экономики, Институте мировой экономи­ ки международных отношений, Госплане СССР, Государ-

47

CtBeHHOM комитете по науке и технике при Совете Мини­ стров СССР.

В области прогнозирования развития автомобильного транспорта также отсутствует крупное специализирован­ ное научное учреждение, призванное координировать ведущиеся исследования и способное выработать единую линию по этой проблеме. Прогностическая работа, выпол­ няемая некоторыми научно-исследовательскими и други­ ми институтами, отдельными учеными и специалистами, не способствует проведению глубоких исследований и поэтому требуется создание единого научно-исследова­ тельского центра по прогнозированию развития автомо­ бильного транспорта, в котором необходимо сконцентри­ ровать ученых и высококвалифицированных специали­ стов с обеспечением их самыми современными быстро­ действующими вычислительными средствами.

Несмотря на достигнутые большие успехи в прогнози­ ровании в нашей стране, все же требуется создание круп­ ных специализированных институтов, которые могли бы заниматься исключительно проблемами прогно­ зирования, что позволило бы сосредоточить в них самых лучших и авторитетных специалистов и ученых, деятель­ ность которых была бы более целенаправленна и эф­ фективна и это дало бы дополнительный импульс в про­ ведении успешных работ по прогнозированию, т. е. об­ легчило бы решение важнейших проблем, стоящих перед народным хозяйством страны и советским народом при построении материально-технической базы коммунизма.

§ 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Научно-технический прогресс немыслим без примене­ ния быстродействующих вычислительных средств и в первую очередь электронных вычислительных машин

(ЭВМ).

Электронно-вычислительная техника является самым выдающимся технологическим новшеством XX века. И действительно, без широкого внедрения ЭВМ не были бы осуществлены такие важнейшие достижения в области науки и техники, как запуск искусственных спутников Земли, космических кораблей, доставка человека на Луну, создание атомного, ядерного и других видов совре­ менного стратегического оружия, создание высокоэффек­

43


тивных экономико-математических моделей для различ­ ных отраслей экономики, новейшие достижения в разно­ образных сферах деятельности человека и т. д.

Применение ЭВМ способствует совершенствованию управления народным хозяйством, так как многократно ускоряет процессы сбора и переработки огромных объе­ мов информации, дает возможность автоматизировать управление сложными технологическими процессами, по­ зволяет повысить оперативность и обоснованность прини­ маемых решений на всех уровнях руководства.

В последние годы в США ни одно из научных откры­ тий не получало такого быстрого распространения, как новейшая техника управления — электронные вычисли­ тельные машины, обусловленное в первую очередь каче­ ственными изменениями в их возможностях и характери­ стиках. Если, например, в 1952 г. стоимость 1 млн. операций составляла 300 долларов и на их выполнение требовалось 10 минут, то в 1972 г. подобные затраты со­ ставляли 0,06 доллара, а по времени это занимало всего 0,5 секунды. К 1975 г. ожидается снижение таких затрат

до 0,6 цента.

:

Опыт США, являющихся самой, если можно так вы­

разиться, «компьютерной» страной

мира, заслуживает

внимания и требует глубокого критического изучения. В США установлено самое большое количество компьюте­ ров: так, если в 1955 г. их число составляло всего 244 штук, то в 1969 г. и 1971 г. их стало соответственно 53500 и 70000 штук, и в 1975 г. превысит 12800 штук при общей стоимости более 54 млрд, долларов.

В1969 г. американская промышленность, по данным журнала «Форчун», израсходовала около 7 млрд. долла: ров на ЭВМ и вспомогательное оборудование, что состав­ ляет около 10% всех капиталовложений в новые заводы

иоборудование, и еще 14 млрд, долларов на эксплуата­ ционное обслуживание этой техники.

Большое значение вопросам внедрения ЭВМ придает­ ся в нашей стране. Поставленная в решениях XXIV съез­ да КПСС задача интенсификации общественного произ­ водства предполагает, в первую очередь, широкое внед­ рение современных ЭВМ.

Вдокладе на XXIV съезде партии А. Н. Косыгин ска­ зал: «Применение электронно-вычислительных машин

позволит ускорить получение и обработку информации,

4—2804

49



разработку различных вариантов плана и

нахождение

оптимальных плановых решений. Благодаря

преимуще­

ствам социалистической системы хозяйства,

позволяю­

щей управлять экономическими и социальными процесса­ ми в масштабе всей страны, широкое применение элек­ тронно-вычислительной техники поможет усилить обос­ нованность наших планов и найти оптимальное для них решение»1.

В течение девятого пятилетия предусмотрено созда­ ние около 2 тыс. автоматизированных систем управления (АСУ) в различных отраслях народного хозяйства, 3 тыс. вычислительных центров и систем управления технологи­ ческими процессами и при этом производство ЭВМ воз­ растет в 2,6 раза. Вместе с братскими социалистически­ ми странами в рамках СЭВ предусмотрено изготовить единую серию из нескольких ЭВМ на интегральных схе­ мах со скоростью счета от 10 тыс. до 2 млн. операций в секунду.

Широкое внедрение АСУ в различных отраслях на­ родного хозяйства страны даст большой экономический эффект: так, только в текущей пятилетке от внедрения АСУ за счет снижения себестоимости и издержек произ­

водства должна

быть получена

экономия в размере

1,85 млрд. руб.

Получат развитие

и работы по созданию

АСУ на автомобильном транспорте. Одними из первых эффективно решенных задач с применением ЭВМ были именно транспортные задачи, что говорит о необходимо­ сти широкого использования имеющегося отечественного и зарубежного опыта, так как умелое и своевременное применение современного математического аппарата в со­ вокупности с быстродействующими вычислительными средствами позволяет добиться значительного усовер­ шенствования не только перевозочного процесса, но и всей многогранной деятельности автомобильного транс­ порта, как одной из важнейших отраслей народного хо­

зяйства.

При Министерстве автомобильного транспорта Узбек­ ской ССР создан научно-технический совет для решения научных, технических и организационных вопросов, свя­ занных с разработкой и внедрением «ОАСУ — автотранс­ порт». Согласно координационному плану разработки и

1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 174.

50


внедрения АСУ и вычислительной техники, предусмот­ рен ввод в действие первой очереди АСУ грузовыми пе­ ревозками, техническим обслуживанием и ремонтом под­ вижного состава, материально-техническим снабжением, бухгалтерским учетом, технико-экономическим планиро­ ванием в территориальных управлениях автомобильным транспортом в 1980 г., второй очереди в 1985 г. и третьей очереди в 1990 г.; первой очереди АСУ финансовой дея­ тельности, перспективного развития отрасли, планирова­ ния и учета кадров в территориальных управлениях авто­ мобильным транспортом в 1985 г. и второй очереди в 1990 г.; первой очереди автоматизированной системы уп­ равления производством (АСУП) авторемонтными и ши­ норемонтными предприятиями в 1980 г., второй очереди в 1985 г. и третьей очереди в 1990 г.; первой очереди АСУ планирование учета, анализа труда и зарплаты террито­ риальных управлений автотранспортом в 1984 г. и второй очереди в 1990 г.

Ввод в действие первой очереди АСУ пассажир­ скими перевозками территориальных управлений авто­

мобильным транспортом

предусмотрен

в 1985 г. и

второй очереди в 1990 г.;

первой очереди

управления

капитальным строительством в 1978 г., второй очереди в 1984 г. и третьей очереди в 1990 г. Таким образом, окон­ чание полного ввода в действие «ОАСУ — автотранспорт» намечено на 1990 г. Для осуществления всей этой работы назначены главный руководитель и заместители «ОАСУ— автотранспорт», созданы рабочие группы для разработки и внедрения «ОАСУ — автотранспорт». Учитывая, что АСУ уже созданы и эффективно функционируют в неко­ торых отраслях народного хозяйства нашей страны, целе­ сообразно кратко остановиться на некоторых вопросах, требующих своего решения с тем, чтобы избежать повто­ рения имевших место ошибок и упущений.

Одним из важных вопросов при широком использова­ нии ЭВМ и создании АСУ автомобильного транспорта является то, что руководить и определять направление этих мероприятий и работ должны высококвалифициро­ ванные специалисты в области автомобильного транспор­ та, а не специалисты по конструированию, изготовлению и эксплуатации ЭВМ, так как... «с применением анализа вычислительные машины приобретают все большую важ­ ность как средства автоматизации и контроля, как уст­