Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
тематических методов и быстродействующих вычисли тельных средств.
Заслуживает также внимания организация прогнози рования у нас в стране и за рубежом. Так, например, в США созданы и уже продолжительное время функциони руют крупнейшие специализированные учреждения, за нимающиеся исключительно прогнозированием, в кото рых работают лучшие специалисты и ученые, привлечен ные из различных областей науки и техники. Следует отметить, что эти учреждения хорошо финансируются и обеспечиваются всеми необходимыми современными средствами для успешного ведения работ по прогнозиро ванию. Среди крупнейших учреждений, занятых исклю чительно прогнозированием, особо выделяются по мас штабам ведущихся работ и авторитетностью такие Футу рологические институты, как «Ренд корпорейшн», «Систем девелопмент корпорейшн», Гудзоновский инсти тут, Комиссия 1976 года, Комиссия 2000 года при Амери канской академии искусств и науки и т. д.
Эти специализированные институты занимаются прог нозированием таких важнейших проблем современности, как освоение космического пространства, совершенство вание ядерного и других видов современного оружия, со вершенствование деятельности различных отраслей про мышленности и сельского хозяйства, совершенствование вопросов управления фирмами, картелями и крупнейши ми национальными и международными промышленными конгломератами и т. д.
У нас в стране, пока, к сожалению, не существуют крупные специализированные учреждения, занятые толь ко прогностической работой. Эта работа в теоретиче ском плане проводится специализированными секторами
иотделами в некоторых институтах Академии наук СССР
иразличных ведомствах, прикладные же исследования проводятся в научных коллективах при различных мини стерствах, ведомствах, государственных комитетах и на учно-исследовательских институтах.
Большие работы по прогнозированию проводятся в Совете по изучению производительных сил при Госплане
СССР, Центральном экономико-математическом инсти туте, Институте экономики, Институте мировой экономи ки международных отношений, Госплане СССР, Государ-
47
CtBeHHOM комитете по науке и технике при Совете Мини стров СССР.
В области прогнозирования развития автомобильного транспорта также отсутствует крупное специализирован ное научное учреждение, призванное координировать ведущиеся исследования и способное выработать единую линию по этой проблеме. Прогностическая работа, выпол няемая некоторыми научно-исследовательскими и други ми институтами, отдельными учеными и специалистами, не способствует проведению глубоких исследований и поэтому требуется создание единого научно-исследова тельского центра по прогнозированию развития автомо бильного транспорта, в котором необходимо сконцентри ровать ученых и высококвалифицированных специали стов с обеспечением их самыми современными быстро действующими вычислительными средствами.
Несмотря на достигнутые большие успехи в прогнози ровании в нашей стране, все же требуется создание круп ных специализированных институтов, которые могли бы заниматься исключительно проблемами прогно зирования, что позволило бы сосредоточить в них самых лучших и авторитетных специалистов и ученых, деятель ность которых была бы более целенаправленна и эф фективна и это дало бы дополнительный импульс в про ведении успешных работ по прогнозированию, т. е. об легчило бы решение важнейших проблем, стоящих перед народным хозяйством страны и советским народом при построении материально-технической базы коммунизма.
§ 2. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Научно-технический прогресс немыслим без примене ния быстродействующих вычислительных средств и в первую очередь электронных вычислительных машин
(ЭВМ).
Электронно-вычислительная техника является самым выдающимся технологическим новшеством XX века. И действительно, без широкого внедрения ЭВМ не были бы осуществлены такие важнейшие достижения в области науки и техники, как запуск искусственных спутников Земли, космических кораблей, доставка человека на Луну, создание атомного, ядерного и других видов совре менного стратегического оружия, создание высокоэффек
43
тивных экономико-математических моделей для различ ных отраслей экономики, новейшие достижения в разно образных сферах деятельности человека и т. д.
Применение ЭВМ способствует совершенствованию управления народным хозяйством, так как многократно ускоряет процессы сбора и переработки огромных объе мов информации, дает возможность автоматизировать управление сложными технологическими процессами, по зволяет повысить оперативность и обоснованность прини маемых решений на всех уровнях руководства.
В последние годы в США ни одно из научных откры тий не получало такого быстрого распространения, как новейшая техника управления — электронные вычисли тельные машины, обусловленное в первую очередь каче ственными изменениями в их возможностях и характери стиках. Если, например, в 1952 г. стоимость 1 млн. операций составляла 300 долларов и на их выполнение требовалось 10 минут, то в 1972 г. подобные затраты со ставляли 0,06 доллара, а по времени это занимало всего 0,5 секунды. К 1975 г. ожидается снижение таких затрат
до 0,6 цента. |
: |
Опыт США, являющихся самой, если можно так вы |
|
разиться, «компьютерной» страной |
мира, заслуживает |
внимания и требует глубокого критического изучения. В США установлено самое большое количество компьюте ров: так, если в 1955 г. их число составляло всего 244 штук, то в 1969 г. и 1971 г. их стало соответственно 53500 и 70000 штук, и в 1975 г. превысит 12800 штук при общей стоимости более 54 млрд, долларов.
В1969 г. американская промышленность, по данным журнала «Форчун», израсходовала около 7 млрд. долла: ров на ЭВМ и вспомогательное оборудование, что состав ляет около 10% всех капиталовложений в новые заводы
иоборудование, и еще 14 млрд, долларов на эксплуата ционное обслуживание этой техники.
Большое значение вопросам внедрения ЭВМ придает ся в нашей стране. Поставленная в решениях XXIV съез да КПСС задача интенсификации общественного произ водства предполагает, в первую очередь, широкое внед рение современных ЭВМ.
Вдокладе на XXIV съезде партии А. Н. Косыгин ска зал: «Применение электронно-вычислительных машин
позволит ускорить получение и обработку информации,
4—2804 |
49 |
разработку различных вариантов плана и |
нахождение |
оптимальных плановых решений. Благодаря |
преимуще |
ствам социалистической системы хозяйства, |
позволяю |
щей управлять экономическими и социальными процесса ми в масштабе всей страны, широкое применение элек тронно-вычислительной техники поможет усилить обос нованность наших планов и найти оптимальное для них решение»1.
В течение девятого пятилетия предусмотрено созда ние около 2 тыс. автоматизированных систем управления (АСУ) в различных отраслях народного хозяйства, 3 тыс. вычислительных центров и систем управления технологи ческими процессами и при этом производство ЭВМ воз растет в 2,6 раза. Вместе с братскими социалистически ми странами в рамках СЭВ предусмотрено изготовить единую серию из нескольких ЭВМ на интегральных схе мах со скоростью счета от 10 тыс. до 2 млн. операций в секунду.
Широкое внедрение АСУ в различных отраслях на родного хозяйства страны даст большой экономический эффект: так, только в текущей пятилетке от внедрения АСУ за счет снижения себестоимости и издержек произ
водства должна |
быть получена |
экономия в размере |
1,85 млрд. руб. |
Получат развитие |
и работы по созданию |
АСУ на автомобильном транспорте. Одними из первых эффективно решенных задач с применением ЭВМ были именно транспортные задачи, что говорит о необходимо сти широкого использования имеющегося отечественного и зарубежного опыта, так как умелое и своевременное применение современного математического аппарата в со вокупности с быстродействующими вычислительными средствами позволяет добиться значительного усовер шенствования не только перевозочного процесса, но и всей многогранной деятельности автомобильного транс порта, как одной из важнейших отраслей народного хо
зяйства.
При Министерстве автомобильного транспорта Узбек ской ССР создан научно-технический совет для решения научных, технических и организационных вопросов, свя занных с разработкой и внедрением «ОАСУ — автотранс порт». Согласно координационному плану разработки и
1 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971, стр. 174.
50
внедрения АСУ и вычислительной техники, предусмот рен ввод в действие первой очереди АСУ грузовыми пе ревозками, техническим обслуживанием и ремонтом под вижного состава, материально-техническим снабжением, бухгалтерским учетом, технико-экономическим планиро ванием в территориальных управлениях автомобильным транспортом в 1980 г., второй очереди в 1985 г. и третьей очереди в 1990 г.; первой очереди АСУ финансовой дея тельности, перспективного развития отрасли, планирова ния и учета кадров в территориальных управлениях авто мобильным транспортом в 1985 г. и второй очереди в 1990 г.; первой очереди автоматизированной системы уп равления производством (АСУП) авторемонтными и ши норемонтными предприятиями в 1980 г., второй очереди в 1985 г. и третьей очереди в 1990 г.; первой очереди АСУ планирование учета, анализа труда и зарплаты террито риальных управлений автотранспортом в 1984 г. и второй очереди в 1990 г.
Ввод в действие первой очереди АСУ пассажир скими перевозками территориальных управлений авто
мобильным транспортом |
предусмотрен |
в 1985 г. и |
второй очереди в 1990 г.; |
первой очереди |
управления |
капитальным строительством в 1978 г., второй очереди в 1984 г. и третьей очереди в 1990 г. Таким образом, окон чание полного ввода в действие «ОАСУ — автотранспорт» намечено на 1990 г. Для осуществления всей этой работы назначены главный руководитель и заместители «ОАСУ— автотранспорт», созданы рабочие группы для разработки и внедрения «ОАСУ — автотранспорт». Учитывая, что АСУ уже созданы и эффективно функционируют в неко торых отраслях народного хозяйства нашей страны, целе сообразно кратко остановиться на некоторых вопросах, требующих своего решения с тем, чтобы избежать повто рения имевших место ошибок и упущений.
Одним из важных вопросов при широком использова нии ЭВМ и создании АСУ автомобильного транспорта является то, что руководить и определять направление этих мероприятий и работ должны высококвалифициро ванные специалисты в области автомобильного транспор та, а не специалисты по конструированию, изготовлению и эксплуатации ЭВМ, так как... «с применением анализа вычислительные машины приобретают все большую важ ность как средства автоматизации и контроля, как уст