Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ройства для переработки информации, как помощники в решениях. Следует ожидать, что их полезность в этой последней функции будет возрастать, но в то же время важно заметить, что даже самая лучшая вычислительная машина не больше, чем инструмент для ускорения ана лиза. Даже в решениях по самым узким вопросам всегда могут присутствовать факторы, не поддающиеся какомулибо типу количественного анализа. Большие решения поэтому не могут автоматически вытекать из машинной программы или любой другой реализации математиче ских моделей. В исследованиях широких проблем долж ны постоянно использоваться интуитивные, субъективные, даже основанные на догадках схемы исследования, но дополненные во все большей степени системным анали зом [8].
Исходя из этого положения, совершенно правильно поступили в Министерстве автомобильного транспорта УзССР, поручив возглавить работы по созданию и внед рению «ОАСУ — автотранспорт» наиболее квалифициро ванным работникам в области автомобильного транспор та, что не всегда выдерживается на ведомственном авто транспорте и других отраслях народного хозяйства.
Большое значение имеют качество, надежность и до стоверность закладываемой в ЭВМ информации. В этой связи интересно высказывание президента Американской ассоциации экономистов: «Даже для того, чтобы сохра нить наши нынешние очень скромные аналитические воз можности, приходится обеспечивать устойчивый поток новых данных. Прогрессирующее расширение этих воз можностей совершенно исключается без непрерывного и быстрого увеличения этого потока. Более того, новые до полнительные данные во многих случаях должны быть качественно отличны от тех, которые представлялись до сих пор»1.
Зарубежный опыт свидетельствует, что неправильная информация, обработанная на ЭВМ, приводит к плачев ным результатам. Так, например, в результате обработки на ЭВМ недоброкачественной информации американская корпорация «Минерал энд кемиклз» переоценила воз можности расширения рынка, допустив крупный просчет
1 Wassily Leontief. Theoretical Assumptions and |
Nonobserved |
Facts. «The American Economic Review». March, 1971, p. |
1—7. |
52
в оценке возможностей своих конкурентов, что вынудило ее уменьшить добычу сырья и сократить производствен ные мощности. Как показывают подсчеты, в настоящее время в США такого года неудачные расчеты на ЭВМ об ходятся примерно в 1,2 млрд, долларов в год.
В каждом ведомстве или министерстве, имеющим ав тотранспортные предприятия, при всей общности, суще ствуют большие различия в проводимой научно-техниче ской политике, обусловленной взглядами, традициями и техническими возможностями ведомства или министер ства и их руководителей. Исходя из сказанного следует, что в различных ведомствах и министерствах могут по явиться различные типы АСУ, которые будут дубли ровать друг друга, и вследствие этого не позволят эффективно использовать современную вычислительную технику. Отсюда абсолютная неувязанность и, следова тельно, независимость вводимой исходной информации, т. е. громадные капиталовложения в создание и внедре ние АСУ на автомобильном транспорте не смогут дать ожидаемый экономический эффект в общегосударствен ном масштабе.
Из этого положения могут быть два выхода. Необходимо по территориальному признаку (союзная республика, край или крупная область) создание отрас левой автоматизированной системы управления автомо бильным транспортом, независимо от ведомственной при надлежности с тем, чтобы можно было оптимизировать выполняемые на данной территории перевозки, за исклю чением чисто технологических перевозок, вызываемых нуждами предприятий. Или второй путь — создание вы числительных систем коллективного пользования, чтобы можно было объединить коллективы высококвалифици рованных разработчиков АСУ, призванных проводить единую политику. В этих системах коллективного поль зования следовало бы сосредоточить большие библиоте ки «универсальных» программ и специфические програм мы, специально разработанные для отдельных предприя тий, чтобы по мере поступления заявок, они могли бы быть использованы, при этом услугами этих систем могли бы воспользоваться все предприятия независимо от их размера и потенциала. Естественно, что вычислительные центры коллективного пользования должны были бы на ходиться на полном хозяйственном расчете и при этом их
53
необходимо создать в городах с богатыми научными тра дициями, располагающими высококвалифицированными специалистами и учеными. Перевод вычислительных центров на хозяйственный расчет создал бы заинтересо ванность в интенсивной загрузке ЭВМ, так как в боль шинстве отраслевых АСУ время работы ЭВМ использует ся недостаточно полно. В этом отношении заслуживает внимания и изучения опыт США, где компьютеры рабо тают в сутки в среднем 22 часа, в то время как в странах Западной Европы всего 10—14, а у нас в стране— 12 ча сов в сутки.
Не менее важно, чтобы время работы ЭВМ использо валось для решения важных и кардинальных задач, тре бующих именно их применения, в противном случае, как свидетельствует опыт США, неизбежны неудачи и прова лы. В этой связи известный американский журнал «Форчун» отмечал, что многие новые электронно-вычислитель ные машины «либо совсем находятся без дела, либо заня
ты в работах сомнительной важности |
или |
просто |
напрасных1 и поэтому все более возрастает, |
по |
мнению |
американских специалистов, разрыв между возможностя ми ЭВМ и их действительным и эффективным использо ванием. Американские эксперты утверждают, что со времени разработки электронно-вычислительных машин
в1946 г. их скорость и память возросли в 1000 раз, в то время как стоимость расчетов уменьшилась в 200 раз и несмотря на это в настоящее время используется только 10—20% потенциала ЭВМ. Все это свидетельствует о том, что не следует преувеличивать отдельные достижения в эффективном использовании ЭВМ, а рассматривать кри тически достигнутые успехи в создании и внедрении АСУ
вразличных отраслях народного хозяйства. Имеются многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов и ученых о возможностях дальнейшего ис пользования ЭВМ и других вычислительных средств. В этой связи представляет большой интерес прогноз, состав ленный экспертами «Рэнд корпорейшн» и Института бу дущего (США) по использованию ЭВМ в различных об ластях. В этом прогнозе приводятся следующие средние сроки решения некоторых научно-технических проблем:
—широкое использование простых обучающих ма шин — 1975 г.;
1 «Fortune», Oct., 1969, р. 129.
54
—автоматизированные библиотеки, «просматрива ющие» публикации и печатающие копии— 1976 г.;
—автоматизированный перевод с иностранного язы ка (правильная грамматика) — 1978 г.;
—сложные обучающие машины, оценивающие не только ответы студентов, но и их психологическое состоя ние, например, напряженность— 1980 г.;
—машины, способные отвечать на вопросы, задавае мые в виде печатного текста — 1982 г.;
—роботы, способные самонастраиваться и выпол нять домашние работы, например, приготовление пищи, уборку помещений н т. д. — 1992 г.;
—демонстрация симбиоза «человек—машина», повы шающего интеллектуальные возможности человека пря мым взаимодействиям мозга и ЭВМ — не ранее 2012 г.
По оценке высококвалифицированных советских экс пертов, несмотря на отдельные сверхоптимистические сроки этого прогноза составители правильно уловили и предсказали основные направления и сроки решения некоторых научно-технических проблем с использова
нием ЭВМ. Таким образом, эффективное применение быстродействующих вычислительных средств имеет не только большое значение на современном этапе развития мировой экономики, но и в значительной степени будет определягь-осповные направления развития научно-тех нического прогресса в перспективе.
§ 3. УЛУЧШЕНИЕ СТРУКТУРЫ основных
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФОНДОВ
Для дальнейшего развития народного хозяйства на шей страны решающее значение имеет повышение эффек тивности использования введенных и вновь вводимых ос новных фондов. Поэтому в целях выявления наиболее значимых факторов улучшения использования основных производственных фондов, необходимо проведение глубо ких исследований, так как от этого будет во многом зави сеть ускорение темпов построения материально-техниче ской базы коммунизма в нашей стране.
Однако несмотря на ряд фундаментальных исследова ний по проблемам повышения эффективности использо вания основных фондов, несмотря на внедрение новой си стемы планирования и экономического стимулирования и, как следствие, приведение в действие мощных мораль
65
ных и материальных стимулов, отдача основных фондов не только растет крайне медленно, но даже в некоторых отраслях народного хозяйства имеет тенденцию к пони жению, что является очень тревожным фактором.
Так, по итогам первого года девятой пятилетки в про мышленности отдача основных фондов снизилась на 2,4% по сравнению с 1965 г. Причем снижение наблюда лось в таких важнейших отраслях, как черная металлур гия, пищевая промышленность, лесная, деревообрабаты вающая, целлюлозно-бумажная и др.
Росту отдачи основных фондов могут противодейство вать объективные причины, например, запланированное время ввода и освоения проектных мощностей предприя тий, смена ассортимента выпускаемой продукции, рекон струкция предприятий и т. д. Однако наряду с объектив ными был и ряд негативных причин, сдерживающих рост отдачи основных фондов. Технический прогресс неизбеж но связан с ростом абсолютного объема основных фон дов, но в то же время он обусловливает повышение выра ботки продукции на единицу основных фондов. Иными словами, совершенствование средств труда и технологи ческих процессов должно вести к снижению затрат ове ществленного и живого труда на единицу продукции и только при этом условии возможно нормальное функцио нирование всего народного хозяйства.
Естественно, что в силу специфичности различных от раслей народного хозяйства страны, различны и нега тивные факторы, сдерживающие рост отдачи основных фондов. Поэтому важнейшее значение приобретают тща тельный анализ и исследования возможно большего чис ла факторов, от реализации которых зависит повышение эффективности использования основных фондов. Необхо димо отметить, что всесторонний анализ многочисленных факторов, обеспечивающих повышение эффективности использования основных фондов па современном этапе развития экономики, не может быть обеспечен без широ кого применения математического инструментария и быстродействующих вычислительных средств, независи мо от отрасли, в которой производятся анализы и иссле дования.
Вопросы улучшения использования основных фондов на автомобильном транспорте, как и в других отраслях, приобретают на современном этапе большое значение,
56
так как без успешной деятельности автомобильного транс порта невозможно нормальное функционирование народ ного хозяйства страны. Высокие темпы прироста и боль шой удельный вес, занимаемый автомобильным транс портом в общей стоимости основных фондов, требуют выявления и реализации тех глубинных резервов, которые сдерживают повышение эффективности использования основных производственных фондов в этой важнейшей отрасли.
Особенно возрастает значение повышения эффектив ности использования основных производственных фондов автомобильного транспорта в связи с намеченной гран диозной автомобилизацией страны, в свете решений XXIV съезда КПСС, в связи с пуском гиганта автомобилестрое ния — Камского автомобильного завода в Набережных Челнах, который будет крупнейшим заводом по выпуску грузовых автомобилей не только в нашей стране, но и во всем мире.
Важнейшими факторами, от которых зависит эффек тивность использования основных производственных фон дов автотранспортных предприятий, являются факторы, характеризующие технический уровень автотранспортно го предприятия (структура производственных фондов, фондовооруженность, уровень механизации), факторы организации производства (уровень концентрации авто мобилей в автотранспортном предприятии, специализа ции автомобилей по видам перевозок грузов и др.), ха рактер производимой транспортной работы.
Вследствие этого для оценки эффективности исполь зования основных производственных фондов должен быть применен комплекс статистических показателей, характеризующих многогранную деятельность автотранс портных предприятий. Эти показатели должны отражать соотношение применяемых в данный момент средств труда с результатом, полученным от их использования. Для автотранспортных предприятий эти показатели должны обеспечить достижение наилучших результатов в их деятельности при минимальной массе основных произ водственных фондов или, другими словами, темп прирос та транспортной продукции, получаемой от эксплуатации основных производственных фондов автотранспортных предприятий, должен опережать темп прироста их стои мости.
57
Следовательно, при проведении исследований, анали зов эффективности использования основных производ ственных фондов главный показатель необходимо в за висимости от целей дополнить второстепенными, чтобы определить воздействие отдельных или группы факторов.
Одним из главных требований, предъявляемых к по казателям, оценивающим эффективность основных фон дов автотранспортных предприятий, являются их согла сованность и соответствие народнохозяйственным крите риям оптимальности, т. е. интересы отдельного или ряда исследуемых или рассматриваемых автотранспортных предприятий должны совпадать с общегосударственными, так как может сложиться такое положение, когда интере сы отдельного автотранспортного предприятия, в силу специфики выполняемых перевозок, а также упущений в учете и планировании, могут прийти в противоречие с общегосударственными интересами. Это положение усу губляется рядом особенностей, присущими транспортной продукции.
Общеизвестно, что транспортную продукцию нельзя сберегать и накапливать, поэтому ее нужно производить ровно столько, сколько необходимо для эффективного выполнения грузоперевозок, так как труд, затраченный на транспортировке, не создает обществу новых мате риальных благ и лишние перевозки только увеличивают транспортные издержки и повышают стоимость перево зимых грузов, т. е. наносят прямой материальный ущерб народному хозяйству.
Автомобильный транспорт не создает отдельно от се бя существующего предмета труда, так как результатом его деятельности является перемещение продукции, про изведенной в других отраслях материального производ ства.
К. Маркс в этой связи указывал, что: «... транспорт ная промышленность продает самое перемещение. Достав ляемый ею полезный эффект нераздельно связан с про цессом производства транспортной промышленности Люди и товары едут вместе со средствами транспорта, г их езда, их перемещение и есть процесс производства создаваемый средствами транспорта. Полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства этот эффект не существует как отличная от этого про цесса потребительная вещь, которая лишь после того
58
как она произведена, функционирует в виде предмета торговли, обращается как товар»1.
Таким образом, сокращая время перемещения грузов, транспортный процесс сокращает время, необходимое для общественного производства в целом.
Разнообразие оценки результатов производственной деятельности автотранспортных предприятий, а также состояние и неодинаковая роль в деятельности авто транспортных предприятий отдельных видов основных производственных фондов выдвигают вопрос о необходи мости введения обобщающего показателя для экономи ческой оценки эффективности использования основных производственных фондов — показателя фондоотдачи.
Если результаты производственной деятельности ав тотранспортного предприятия обозначить через Q, а ис пользуемые для этой цели основные производственные фонды через Ф, то показатель фондоотдачи П будет рав няться
Не останавливаясь на теоретическом обосновании, укажем на целесообразность исчисления показателя фон доотдачи как отношения валового дохода автотранспорт ного предприятия к среднегодовой стоимости основных производственных фондов, так как валовой доход яв ляется синтетическим показателем, отражающим в свод ном денежном выражении эффективность использования основных производственных фондов. Кроме того, он наи более прост и нагляден, может быть широко применен в различных автотранспортных предприятиях и позволяет охватить весь обширный комплекс наименований основ ных производственных фондов автотранспортных пред приятий.
При расчете показателя фондоотдачи следует оцени вать основные производственные фонды по первоначаль ной стоимости (без вычета износа), ибо по мере увеличе ния срока их работы производственная мощность средств труда убывает, как правило, в небольшой мере, в то вре мя как стоимость их снижается значительно.
Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на динамику показателя фондоотдачи в автотранспорт
1 К. Маркс . Капитал. Т. II. М., Госполитиздат, 1952, стр. 51.
59