Файл: Немчинский, А. Б. Резервы повышения эффективности основных производственных фондов строительства.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 39
Сопоставление показателей проектов предприятий эксплуатации строительных машин и автотранспорта (на 1 руб. программы технических обслуживании и ремонтов)
|
|
Фондо |
Фондо |
Себестои |
Трудоемкость |
|
Тип |
емкость |
отдача |
мость |
|
предприятия |
|
|
|
в % |
|
|
|
в руб. на 1 руб. |
|
||
Объединенная база ме |
|
|
|
|
|
ханизации для 300 строи |
|
|
|
|
|
тельных машин и 250 ав |
1,4 |
0,715 |
0,72 |
100 |
|
томобилей ....................... |
|||||
База механизации на |
|
|
|
|
|
300—325 |
строительных |
1,45 |
0,69 |
0,72 |
120 |
машин ............................ |
|||||
Комплексное хозяйство |
6 |
0,17 |
0,74 |
105 |
|
на 250 автомобилей . |
строительных машин и автотранспорта (табл. 39) на глядно характеризует эффект кооперирования.
Кооперирование мелких предприятий строительных организаций по выполненным расчетам дает экономию в капитальных вложениях (и соответственно в основных фондах) на 20—25% за счет сокращения затрат на ин женерные коммуникации, общие производственные, об служивающие и административные объекты. По эксплу атационным затратам экономия составляет 8—12%.
Комбинирование строительного производства явля ется одним из существенных факторов повышения эффек тивности основных производственных фондов. В. И. Ле нин характеризовал комбинирование, как «...соединение в одном предприятии разных отраслей промышленности, представляющих собой либо последовательные ступени
обработки |
сырья..., — либо играющих вспомогательную |
роль одна |
по отношению к другой...» '. |
Наиболее известной формой комбинирования произ водства в условиях строительства являются домострои тельные комбинаты (ДСК). Заводское производство час тей зданий комбинируется в ДСК со строительным про изводством по их сборке на строительной площадке.
Эффективность фондов домостроительных комбинатов за-1
1 В. И. Л е н и н. Соч., изд. 5-е, т. 27, с. 312.
101
ключается в их меньшей фондоемкости, а следовательно, в большей фондоотдаче.
Как известно, к концу пятилетия 1971—1975 гг. ДСК будут производить 50% общего объема продукции домо строения.
Внастоящее время широко внедряются сельские стро ительные комбинаты (ССК), которые оправдали себя уже на первых порах своего существования. Принцип их деятельности тот же, что и у ДСК, но учитываются осо бенности сельского строительства. В ССК обеспечивается синхронность изготовления строительных конструкций и деталей на индустриальной базе со сборкой их на строи тельных площадках, куда их доставляют централизован но на специализированном транспорте.
Вперспективе, возможно, возродится интерес к соз данию заводостроительных комбинатов (ЗСК). Несмот ря на то что эксперименты в этой области не дали в свое время положительных результатов (по ряду при чин), это не означает, что на новой ступени развития экономики и технологии строительного производства ЗСК себя не оправдают. Разумеется, что ЗСК не могут применяться для всех подотраслей промышленного стро ительства. Область применения ЗСК, по нашему мне
нию,— лишь те подотрасли, где имеются однотипные объемно-планировочные решения строящихся объектов; ориентировочно ЗСК будут выполнять не более 15—20% общего объема промышленного строительства.
Для предприятий строительной индустрии в перспек тиве может быть целесообразна форма комбинирования их с предприятиями смежных отраслей.
4. Повышение технического уровня и эффективности строительного производства при заводском изготовлении строительных конструкций и деталей
Главной особенностью строительства по сравнению с промышленным производством является неподвижность его продукции. Если любое промышленное предприятие может отправлять свою продукцию в любой пункт зем ного шара, то готовая строительная продукция (здания, различные инженерные сооружения) крепко связана с местностью. Строительные организации вынуждены сами
102
Последовательно передвигаться от одной плоЩадкМ к другой по мере окончания строительных работ.
Эта особенность и выдвигает проблему рационального сочетания заводского изготовления частей зданий с рабо тами, выполняемыми на строительных площадках. Эта проблема не является простой и требует диалектическо го подхода к ее решению с учетом конкретных условий строительства.
В настоящее время эффективность заводского произ водства различных конструкций и деталей по сравнению с изготовлением их на строительной площадке с помо щью простейших средств механизации очевидна. Так, себестоимость изготовления1металлических конструкций в заводских условиях в среднем ниже на 60—70%. а тру дозатраты меньше в 2,8—3,6 раза. При этом отходы металла также сокращаются в несколько раз. Себестои мость изготовления сборных железобетонных конструк ций на заводе меньше на 50—60%, а трудоемкость сни жается в 2—3 раза. Производство заготовок для монта жа технологического, санитарно-технического, электро технического и другого оборудования в заводских усло виях имеет меньшую себестоимость по сравнению с изго товлением на строительной площадке примерно на 65— 75%, трудоемкость работ при этом сокращается в 3— 3,5 раза. При переносе изготовления конструкций на за воды достигается повышение технического уровня строи тельного производства, увеличивается производитель ность труда и повышается фондоотдача.
Кроме того, следует учитывать высокое качество за водской продукции и возможность сокращения сроков ее производства на высокомеханизированном предприятии.
Следовательно, перенос изготовления конструкций, деталей, бетонных смесей и монтажных заготовок в за водские условия и превращение строительной площадки
вместо монтажа укрупненных частей зданий заключает
всебе большие резервы повышения экономической эф
фективности строительного производства. Это направле ние закономерно стало основой технической политики в строительстве.
Вместе с тем заводское изготовление требует глубо кого технико-экономического обоснования состава, струк туры и мощностей предприятий. Дело в том, что недоста-
1 Себестоимость изготовления принята без учета затрат на ма териалы.
103
Точный учёт экономических закономерностей производст ва, а также конкретных условий и особенностей строи тельства мешает достижению желаемых результатов. Бо лее того, в ряде случаев не исключено снижение экономического эффекта из-за неполной и неравномер ной загрузки мощностей предприятий в течение года.
Выбирая варианты организации строительного про изводства и заводского изготовления строительных кон струкций и деталей, необходимо учитывать исследован ные зависимости между основными параметрами пред приятий и их экономическими показателями. На предприятиях небольшой мощности, где не удается до биться существенного повышения уровня их технической оснащенности, показатели себестоимости единицы продук ции, фондоемкость, а также трудоемкость единицы про дукции значительно выше, и, следовательно, такие пред приятия менее эффективны. На относительно крупных предприятиях, где используются современные технологи ческие поточные линии, автоматизация отдельных техно логических процессов, высокопроизводительная техника, эти показатели значительно ниже, т. е. такие предприятия экономически более эффективны.
Особое место занимают предприятия эксплуатацион но-ремонтной базы. Они призваны обеспечить техничес кие обслуживания и ремонты строительной и транспорт ной техники. При этом возникает дилемма, где экономи чески целесообразно это выполнять: непосредственно в районах эксплуатации этой техники или на крупных ремонтных предприятиях? При решении этого вопроса следует учитывать два обстоятельства: а) сроки ремонта и транспортирования машин на завод и обратно. Это связано, с одной стороны, с простоем техники и сниже нием эффективности ее использования, с другой — с со измерением стоимости и качества ремонта; б) при эконо мических расчетах приведенных затрат расходы на транспортирование Тр увеличиваются вдвое (доставка машин в ремонт и обратно):
П з = С -{- 2Т р E r Y k = мин.
Расчеты показывают эффективность агрегатно-узло вого метода ремонта, когда агрегаты и узлы ремонтиру ют на крупных заводах, а заменяют их в районах эксплу атации машин на базах механизации, используя для это го агрегаты обменного фонда.
104
Следует иметь в виду, что кажущееся эффективным развитие специализированных заводов крупных мощнос тей имеет для конкретных условий свои экономически рациональные границы. Существо вопроса заключается в том, что учет затрат на транспорт для малых плотностей потребления продукции рп* ограничивает применение крупных предприятий. Оптимальные мощности и типы предприятий могут выбираться на основе специального анализа. Приведенные затраты снижаются с увеличени ем степени концентрации производства и возрастанием соответствующих мощностей предприятий до тех пор, пока снижение себестоимости и удельных капитальных вложений, приведенных к одному году, перекрывает уве личение транспортных затрат по перевозке продукции (в связи с увеличением расстояний перевозок). Если увеличение транспортных затрат не компенсируется за счет снижения себестоимости и сокращения удельных капитальных вложений, наблюдается увеличение приве денных затрат. При этом указанные показатели будут зависеть от различной плотности потребления рп.
В условиях строительного производства появляется, таким образом, проблема, что целесообразнее: везти про дукцию с заводов на строительные площадки или пере базировать предприятия строительной индустрии к стро ительным площадкам?
Расчеты показали, что во многих случаях экономиче ски целесообразнее применять перебазируемые предпри ятия1*. Себестоимость продукции на перебазируемых предприятиях выше, чем на стационарных. Вместе с тем удельные капитальные вложения меньше, так как эти предприятия не имеют капитальных зданий и не привяза ны постоянно к инженерным коммуникациям.
Перебазируемые предприятия (сборно-разборные, контейнерные, передвижные и плавучие) призваны до полнить там, где это экономически рационально, систему стационарных предприятий строительной индустрии, обе спечивая строительство в отдаленных районах в короткие сроки, без затрат времени и средств на создание посто янных производственных Саз.
* Плотность потребления характеризует потребность в строи тельной продукции заводов, приходящейся на 1 км2 территории, об служиваемой данным предприятием (при условно-распределенной продукции строительства), и на 1 км при линейном строительстве.
1 А. Б. Н е м ч и н с к и й. Экономика передвижных предприятий строительства. М, Стройиздат, 1973.
!05
Сравнение экономических результатов деятельности стационарных и перебазируемых предприятий (т. е. их конкурентоспособности) может быть осуществлено при сопоставлении минимума суммарных приведенных затрат (франко-монтажная площадка). Годовой экономический эффект от внедрения перебазируемых предприятий по сравнению со стационарными предприятиями Э может доказать их конкурентоспособность с учетом условий прогнозируемых областей их использования:
3 = Л Г(мин |
п |
т |
/?)]„}— |
|
Б |
2 [Яст = f (Mr, |
|||
|
l=if=i |
’ |
|
|
п |
т |
|
г)](.у}] , |
(12) |
— {мин Б |
Б [ЯП= /(Л1Т; R; |
|||
<=1 /= 1 |
|
|
|
|
где «ст» и «п»— индексы, обозначающие |
показатели |
приведенных затрат соответственно ста ционарных и перебазируемых предпри ятий;
А — годовой объем продукции;
R — расстояние перевозки продукции из i-ro пункта размещения предприятий в /-й пункт потребления;
г— расстояние перебазирования предприя тий из i-ro пункта размещения в (i-f-l) пункт;
МТ— типоразмеры рассматриваемого пред приятия (здесь М — характеризует мощ ность, а индекс «т» — тип предприятия)
Как видно, данная формула представлена в виде функциональных зависимостей приведенных затрат от различных факторов — аргументов. Области рациональ ного применения перебазируемых предприятий могут определяться и по другим критериям.
Следовательно, заводское изготовление строительных конструкций, деталей, заготовок и др. позволяет значи тельно повысить эффективность строительного производ ства но сравнению с изготовлением этой продукции на строительных площадках. Для повышения эффективнос ти заводского изготовления требуются технико-экономи ческие обоснования выбора типа, мощности, уровня спе циализации, кооперирования и размещения предприятий с учетом конкретных условий строительства.
106
5. Влияние технологической структуры основных производственных фондов на повышение их эффективности
Технологическая структура основных производствен ных фондов существенно влияет на их эффективность. Она характеризуется коэффициентами отношения стои мости активной части основных фондов к стоимости так называемой пассивной части k\ или ко всей стоимос
ти основных производственных фондов k \ (табл. 40).
Т а б л и ц а 40
Технологическая структура основных производственных фондов
строительных объединений |
(расчет на 1975 г.) |
|
|
||||||
|
|
|
|
Стоимость |
основных |
Коэффициенты |
тех |
||
|
|
|
|
нологической |
струк |
||||
|
|
|
|
фондов в тыс. руб. |
туры основных |
про |
|||
Подотрасли и |
виды |
|
на 1 млн. руб. годо |
изводственных |
фон |
||||
|
вого |
объема работ |
дов |
|
|
||||
строительства |
|
|
|
|
|
.Т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе |
|
feT |
|
|
|
|
|
всего |
|
активная |
|
||
|
|
|
|
|
к1 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
часть |
|
|
|
Комплексное |
промыш- |
380 |
|
225 |
|
1,45 |
|||
ленное ............................ |
|
0 ,6 |
|||||||
Предприятий |
|
черной |
350 |
|
|
0,63 |
1,69 |
||
металлургии ................... |
|
220 |
|||||||
Предприятий |
цветной |
440 |
' |
280 |
0,64 |
1,74 |
|||
металлургии ................... |
|||||||||
Предприятий |
химиче- |
370 |
|
255 |
0,69 |
|
|
||
ской промышленности . |
|
2 , 2 |
|||||||
Теплоэлектростанций . |
550 |
|
370 |
0,67 |
2 |
|
|||
Жилищно-гражданское |
250 |
|
165 |
0 ,6 6 |
1,95 |
||||
Крупнопанельное |
жи- |
190 |
|
140 |
0,74 |
|
|
||
лое..................................... |
|
2 ,8 |
|||||||
Комплексное |
в |
совхо- |
370 |
|
240 |
0,65 |
1,84 |
||
зах..................................... |
|
||||||||
Передвижные |
механи- |
|
|
|
|
|
|
||
зированные колонны (об- |
350 |
|
280 |
|
4 |
|
|||
щестроительные) . . . . |
|
0 ,8 |
|
||||||
Водохозяйственное |
|
800 |
|
630 |
0,79 |
3,7 |
|||
(оросительных систем) . |
|
||||||||
Трубопроводов. . . . |
680 |
|
510 |
0,75 |
3 |
|
|||
Автомобильных дорог . |
500 |
|
370 |
0,74 |
2 ,8 |
||||
Железных дорог . . . |
340 |
|
260 |
0,76 |
3,2 |
||||
П р и м е ч а н и я : |
1. |
В стоимость |
активной части |
фондов включена |
стои |
||||
мость машин, оборудования, |
транспортных |
средств и |
инвентарных объектов. |
2, Структура исчислена применительно к мощности строительных организа ций, равной 20 млн. руб., и мощности ПМК в размере 2 млн. руб.
107