Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
В определенной мере это объясняется субъективным характером деловой оценки, тем, что и объектом и субъ ектом оценки выступают люди. Следовательно, опреде ленный элемент субъективных суждений в данном слу чае всегда будет иметь место, как бы мы не стремились его ликвидировать. Но требование надежности (т. е. вы сокого уровня объективности) всегда является решаю щим при выборе того или иного метода оценки.
С ответственностью можно утверждать, что успешное решение проблемы деловой оценки во многом зависит от правильности выбора метода получения ее показате лей. Такой выбор может быть произведен лишь на ос нове анализа существующих методов оценки и установ ления их достоинств и недостатков.
4.1. Существующие методы оценки работников в сфере управления
Теория и практика в настоящее время знают более двух десятков различных методов оценки работников аппарата управления. Все эти методы условно делятся на три группы. К первой группе относятся методы опи сательного характера, характеризующие качества ра-
. ботников без количественного их выражения. Их назы вают «качественными методами». Вторая группа явля ется промежуточной; в основу методов, входящих в нее, положены как описательный принцип, так и количест венные измерители, определяемые на базе первоначаль ных качественных описаний. Поэтому эти методы назы вают «комбинированными». В третью группу включа- )ются методы, в результате применения которых можно
непосредственно получить с достаточной степенью объ ективности числовую оценку уровня деловых качеств работников, т. е. количественные показатели оценки.
Приведенная группировка методов оценки работни ков сложилась исторически. В докапиталистических об щественно-экономических формациях, на стадии сравни тельно неразвитого производства подбор и расстановка работников не требовали высокой точности их оценки, можно было обойтись лишь описанием их качеств. По этому все методы оценки людей, сложившиеся при ра бовладельческом п феодальном строе, являлись опнса-
72
тельными. Развитие капиталистического товарного про изводства вызвало необходимость совершенствования методов управления этим производством, что, в свою очередь, предъявило повышенные требования к точности оценки людей, управляющих производством. Выполняя социальный заказ, буржуазная наука управления пер воначально попыталась модернизировать, приспособить к изменившимся условиям существующие качественные методы оценки людей. Подобные попытки привели к созданию двухступенчатых комбинированных методов, в основу которых положены на первом этапе качествен ные характеристики, а на втором — количественная оценка установленных качеств. И только в конце XIX и первой половине XX столетия, в период бурного раз вития управления производством появились чисто коли чественные методы оценки, позволяющие с достаточно высокой степенью достоверности оценивать работников
как в |
сфере управления производством, так и вне ее. |
Из |
этого краткого исторического обзора следуют два |
вывода. Во-первых, что существующие методы оценки, так же как и критерии оценки, имеют ярко выраженный классовый характер, поскольку они сложились в услови ях той или иной общественной формации и носят отпе чаток этой формации. Во-вторых, что не все существую щие сегодня методы оценки применимы в условиях со циалистического способа производства: некоторые из них недостаточно надежны, другие противоречат ос новным социалистическим принципам оценки. Указан
ные выводы всегда следует помнить при выборе того пли иного метода оценки.
.Методы, включенные в первую группу, как правило, носят волевой* субъективный характер. К ним относятся С следующие: чI ) 1биографический метод, заключающийся
воценке работников по данным ихтиографий и так на зываемым «мандатным» данным;; 2)'; система произволь ных устных и письменных характеристик, сущность которой сводится к описанию руководителем (или груп пой руководителей) наиболее выдающихся успехов или упущений в работе подчиненных за определенный пери од их деятельности и в присвоении им в связи с этим определенной оценки;'4)) оценка выполнения, состоящая
вописании и оценке того, что сделал.работник за опре деленный период его деятельности; -5); метод групповой
73
дискуссии, заключающийся в свободной беседе группы руководителей (или экспертов) с работниками по теме их деятельности и выборе по определенным критериям наиболее активных, самостоятельных, информирован ных, логично рассуждающих людей; 6) метод эталона, состоящий в выборе по определенным критериям и фак
торам наилучших работников, принимаемых |
за эталон, |
и в сравнении с ними, всех остальных работников; 7) |
|
матричный метод, суть которого состоит в |
сравнении |
фактических качеств работников с набором |
качеств, |
требуемых по занимаемым ими должностям; 8) систе мы свободного выбора оценочных характеристик по го товым формам п вынужденного выбора оценочных ха рактеристик по готовым формам, сущность которых сво дится к сравнению реальных качеств работника с
\заранее подготовленными характеристиками.
\Во вторую группу методов входят: 9) метод сумми руемых оценок, заключающийся в определении экспер тами частоты проявления («постоянно», «часто», «иног да», «редко», «никогда») у работников тех пли иных
качеств и присвоении определенных балльных оценок за тот или иной уровень частоты; 1,0)) система заданной группировки работников, предусматривающая выбор ог-~ раниченного числа факторов оценки, распределение ра
ботников по этим факторам на |
четыре |
группы (как |
правило, «отличный работник», |
«хороший работник», |
|
«удовлетворительный работник», |
«плохой |
работник») и |
последующую, так называемую «пульсацию», т. е. заме ну плохих работников отличными; И)' тестирование, т. е. оценка работников по степени решения ими заранее подготовленных производственных задач (тестов) и ус тановление на этой основе количественных показателей, определяющих уровень их качеств (их обычно называ ют «коэффициентами интеллектуальности»).
К третьей группе методов относятся: ,12) система классификации по порядку (или метод рангового по рядка), при которой руководитель (или группа руково дителей), исходя из определенных критериев оценки, располагает оцениваемых работников по порядку от самого лучшего до самого худшего; итоговая оценка в этом случае определяется как сумма полученных ра ботниками порядковых номеров;J 3 ) метод парных срав нений работников, осуществляемый путем их последова-
74
тельного попарного сравнения по всей совокупности факторов оценки с точки зрения общей относительной ценности для предприятия; 14)) метод заданной балльной оценки (или метод присвоения очков), заключающийся в присвоении заранее обусловленного количества баллов (очков) за каждое достижение работника с последую щим определением его общего делового уровня в виде суммы набранных баллов (очков); ч15) метод свободной балльной оценки, состоящий в присвоении руководите лем (или экспертом) определенного количества баллов по установленной шкале каждому качеству работника и общем его оценки в виде суммы баллов или среднего балла; 16) система графического профиля работников, заключающаяся в отражении уровня каждого из их де ловых качеств, оцененных в баллах, в виде точек на графической шкале и соединении этих точек прямыми линиями; ^17)) коэффициентная оценка уровня деловых качеств, основанная на системе коэффициентов, изме
ряющих как отдельные качества работников, так и их совокупность.
Помимо перечисленных методов оценки, существует еще несколько вспомогательных, примыкающих к ос новным, главным образом качественным, методам. Так, к биографическому методу примыкает анамнестический метод, заключающийся в анализе работником своих действий в конкретных жизненных ситуациях и оценке себя по результатам этого анализа. К системе произ вольных письменных характеристик примыкает метод обобщения независимых характеристик, суть которого состоит в сравнении нескольких характеристик на оце ниваемого работника, полученных от нескольких лиц. К оценке выполнения примыкает метод систематических наблюдений за поведением и деятельностью оценивае мого работника с периодическим фиксированием резуль татов наблюдений, а также японская система «Rotation» (мельница), заключающаяся в периодическом переме щении работника по различным должностям с система тической оценкой его деятельности на каждой должно сти. К методу групповой дискуссии примыкает метод оценочного интервью, проводимого с оцениваемыми ра ботниками специальным экспертом (наблюдателем), имеющий целью выявить сильные и слабые стороны работников. Промежуточным между последними двумя
75
методами является популярный в настоящее время за рубежом метод управления с помощью целей. Он за ключается в установлении определенных целей деятель ности работника, обсуждении затем с ним же получен ных результатов и определении на этой основе потен циальных возможностей работника для принятия им более высокой ответственности. К тестовой оценке при мыкают так называемые «игровые» методы, в том числе: а) оценка по степени выбора оцениваемым работником (или кандидатом на должность) наилучшего способа действия (поступка) за лицо, находящееся в описанной или изображенной на рисунке конкретной производст венной ситуации; б) оценка по степени решения оцени ваемым работником (или кандидатом на должность) условных производственных задач и ситуаций.
Есть вспомогательные методы и среди количествен ных методов оценки. Например, метод «спектра», при мыкающий к методу графического профиля, или метод самооценки своих свойств и качеств, примыкающий к балльной оценке, и т. д. Кроме того, имеется еще ряд вспомогательных методов («запланированное програм мирование исполнения», метод «эксперимента» и др.), которые очень близки к названным и потому отдельно здесь не рассматриваются.
Из перечисленных к прогностическим методам отно сятся 5, 6, 7, 12-й, а к практическим — все осталь ные методы. Иными словами, подавляющее большинст во методов оценки, и в том числе все количественные методы, позволяют практически подтвердить или опро вергнуть модель-гипотезу о деятельности работника, т. е. оценивают его по достигнутым результатам деятельно сти. Это еще раз доказывает, что деловая оценка людей базируется на достигнутых ими результатах.
Первые четыре метода оценки наиболее широко при меняются в практике работы отечественной промышлен ности и используются главным образом при решении вопросов, связанных с перемещением кадров, стимули рованием и дестимулированием их труда.
Общим положительным моментом этих методов слу жит их простота и малые затраты труда при их исполь зовании. Однако все они страдают и общим недостат ком — высокой степенью субъективизма. Отсутствие учета в этих методах четких критериев и факторов оцен
76
ки, уравнение текущих успехов и упущений работников вне зависимости от действия относительно постоянных
факторов, наконец, возможность что-то опустить |
в си |
||
лу забывчивости или личного |
желания — это |
все |
при |
водит к снижению степени их |
надежности. На |
основе |
таких методов нельзя получить количественные показа тели деловой оценки.
Не лишен субъективизма и пятый метод оценки. Правда, он обладает тем преимуществом, что позволя ет в какой-то степени объединить субъект и объект оценки, сделать самого оцениваемого работника участ ником процедуры оценки. Но в то же время оценка ба зируется здесь главным образом на учете относительно переменных качеств работника, т. е. его высказываний, суждений, мнений и т. п., сделанных в ходе дискуссии, хотя при этом в определенной степени и принимаются во внимание относительно постоянные качества.
Применение рассматриваемого метода, основанного на учете главным образом переменных факторов, есте ственно, снижает объективность оценки, высказываемой экспертами. Отсутствие четких количественных оценок не позволяет получить показатели деловой оценки.
По своему содержанию метод довольно близок к матричному методу и тестированию, поскольку, с одной стороны, он дает возможность судить, насколько те или иные качества оцениваемого работника соответствуют нормативной матрице качеств по занимаемой (или претендуемой) должности, а с другой стороны, определение фактических качеств производится в результате выявле ния степени правильности подхода работника к реше нию различных задач, поставленных перед ним.
Шестой метод начал широко применяться в нашей стране в годы первых пятилеток при организации ста хановского движения. Алексей Стаханов и его последо ватели были в определенной степени «эталонами» для всех трудящихся, участвующих в социалистическом со ревновании за лучшие результаты труда. На эти «эталоны» равнялись, стремились не только достичь по казателей, полученных ими, но и превзойти их. В шести десятых годах своего рода эталонами были и так называемые «маяки» в промышленности и сельском хо зяйстве. «Маяками» обычно являлись наиболее активные работники, достигшие выдающихся результатов в своем
77
Деле. Остальные стремились сравняться с результатами их труда.
Преимуществом этого метода является достаточная четкость критериев оценки, учет не только достигнутых производственных результатов, но и личных качеств че ловека. Отрицательной же его стороной выступает недо статочный учет некоторых относительно постоянных факторов оценки (например, профессиональной компе тентности работников), значимости каждого из критери ев, числовой системы их оценки. В результате, позволяя в той пли иной мере отразить относительно переменные факторы, данный метод практически не дает возможно сти учесть относительно постоянные факторы оценки. Конечно, с помощью рассматриваемого метода можно хотя бы приблизительно оценить уровень качеств работ ников, соотнеся их с определенным «эталоном», т. е. получить сравнительные показатели оценки. Но эти по казатели весьма приблизительны.
Седьмой метод оценки в значительной степени при мыкает к предыдущему. Он также предусматривает сравнение действительных качеств работников с какимто «эталоном». Разница лишь в том, что в данном слу чае «матрицей», как правило, являются прежде всего квалификационные качества, и в меньшей степени —• личностные. Относительно переменные качества (отно шение к труду, дисциплинированность, общественная работа и т. п.) здесь практически не затрагиваются.
В настоящее время в нашей стране метод базируется главным образом на квалификационных характеристи ках должностей служащих, разработанных НИИ труда. В связи с тем, что эти разработки еще не завершены, опубликованные характеристики (первый выпуск вышел в 1969 г.) охватывают едва ли половину должностей служащих, предусмотренных Единой номенклатурой. Поэтому и сам метод не нашел еще достаточно широко го распространения в подборе и расстановке работников на предприятиях и в организациях. В то же время он положен в основу оценки итогов соревнования за полу чение звания «Ударник коммунистического труда». За эталон в этом случае принимаются качества, состав ляющие Моральный кодекс строителя коммунизма.
Недостатком метода является сравнительно быстрая устареваемость нормативных матриц качеств. Это хо
78
рошо видно на примере нормативных квалификацион ных характеристик, которые не поспевают за высокими темпами научно-технического прогресса. В то же время, будучи усредненными, они не учитывают конкретных особенностей того или иного производства, которые дик туют разные требования к кандидатам на замещение одинаковых должностей.
Восьмой метод близок по своему содержанию к пре дыдущему. Он применяется для оценки руководителей главным образом в крупных фирмах Англии и США. Метод основан на том, что специально выделенные экс перты определяют наличие или отсутствие у оценивае мых работников качеств, перечисленных в готовой фор ме оценочной характеристики; процедура имеет закры тый характер.
Девятый метод оценки в отличие от предыдущих предусматривает определение уровней деловых качеств работников в два этапа. Применению метода предшест вует предварительное описание признаков, которым со ответствуют степени оценки по каждому фактору. Эти признаки располагаются в так называемой «оценочной сетке». На первом этапе оценки производится описание фактических качеств работников и сопоставление их с «оценочной сеткой», а затем устанавливается степень их соответствия сетке (частота проявления). Каждая категория ответов экспертов взвешена от одного балла за ответ «никогда» до пяти (или более) за ответ «всег да». На втором этапе подсчитывается сумма баллов, набранных работником, что и служит показателем его оценки.
Метод является по существу комбинацией системы балльной оценки (второй этап) с матричным методом (первый этап). Применяется главным образом в круп ных фирмах США. Обладает рядом преимуществ, а именно: относительной простотой, достаточной степенью точности в определении количественных показателей оценки. Недостаток заключается в высокой субъектив ности показателей оценки, вытекающей из субъективно сти измерения на первом этапе частоты проявления качеств работниками.
Десятый метод также строится на предварительном описании и оценке признаков в «оценочной сетке», пос ле чего следуют описание качеств работников, сравне-
7?