Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
эрудиция работника, во-вторых, уменье четко излагать свои мысли письменно и устно, в-третьих, сложность и трудоемкость работ, которые может выполнять работ ник.
При оценке творческой активности работников до полнительно принимается во внимание значимость их творческого вклада. Изобретательско-рационализатор ская активность может выражаться в изобретениях, ра ционализаторских предложениях, предложениях по кон курсам и смотрам резервов производства. Каждый из этих видов творчества имеет разную степень важности, разную экономическую эффективность, различную ши роту применения. Так же различается научно-методи ческая, публицистическая и др»угие виды активности.
Оценку трудовой дисциплинированности нельзя счи тать полной без учета значимости дисциплинарных про ступков работников, если таковые имеются. Прогул или опоздание на работу, удлинение обеденного перерыва, простой в рабочее время — все это разные по степени важности моменты, характеризующие один из факторов деловой оценки — экстенсивность использования рабо чего времени. Отсюда необходимость отдельного учета таких потерь.
Дополнительным фактором оценки общественной ак тивности работников может служить значимость выпол няемой ими общественной работы, скажем занимаемая общественная должность или выполнение отдельных об щественных поручений.
Особо следует остановиться на факторах, учитывае мых при оценке организаторских качеств руководителей. Эти факторы тоже делятся на две группы — факторы, раскрывающие сложность труда руководителя, и факто ры, характеризующие личные качества руководителя. К первой группе относятся: число подчиненных работни ков, число подчиненных подразделений, степень повто ряемости работ и сложность (разрядность) работ, вы полняемых подразделениями. Вторая группа факторов не может быть выявлена с такой же точностью, так как разные работники выдвигают совершенно различные требования к своим руководителям. Например, по дан ным Нотснаба, 10% подчиненных ценят в своих руково дителях знание дела и техническую грамотность, 9% — настойчивость, требовательность, 8% — организаторс-
3 З а к . 2 8 |
65 |
кие способности, 6% — справедливость, объективность, 5% — деловитость, 4% — оперативность, 1% — так тичность, сдержанность, 1 % — принципиальность, 1 % — работоспособность, добросовестность и т. д.
Даже если учесть, что многие из этих факторов от ражают уже учтенные выше основные факторы оценки руководителей (знание дела и техническая грамотность, организаторские способности, деловитость, оператив ность), все равно разброс требовании очень велик. В книге Ф. Т. Селюкова указывается, что рабочие и слу жащие московского завода «Серп и молот» отдают предпочтение следующим качествам руководителя: спра ведливости (9,8%), требовательности (8,7%), спокойст вию (8,3%), вежливости (6,6%), способности отстаивать интересы коллектива перед администрацией (5,4%), выдержке (5,3%), чувству юмора (4,9%), восприимчи
вости к критике (2;9%).
Е. Е. Вендров [17] приводит три перечня личных качеств руководителей [стр, 59, 119, 144], из которых совпадает во всех трех случаях только одно качество (принципиальность) и в двух случаях — пять (полити ческая зрелость, чувство нового, уравновешенность, настойчивость, вежливость). Б. Д. Лебин и М. И. Перфильев ряд качеств, отнесенных к моральным, пов торяют как личные или организаторские. Например, «настойчивость» рассматривается и как личное, и как организаторское качество. То же самое относится к та кому качеству, как «способность к адаптации в коллек тиве» (отражено под несколько иным названием — «способность устанавливать правильные отношения в
коллективе»).
Уже приведенные примеры показывают, что уста новление единого перечня личных качеств руководите лей невозможно без тщательного анализа и обобщения тех личных качеств, на которые указывается в различ ных разработках. В отдельных работах выражается сомнение о возможности подобного анализа. Например, 3. Петрасинскин замечает, что «теория качеств не име ла успеха, что отдельные причины таких черт (специфи ческих черт руководителя) не совпадают и что поиски типа «руководителя вообще» потерпели фиаско» [52].,
Такой подход, называемый ситуационным, представ ляется нам неверным. Как справедливо указывают ав
66
торы книги «Управление и проблема кадров», «такие качества должны носить обобщенный характер, быть общими для всех ситуаций, но пополняться теми качест вами, которые необходимы в конкретных условиях. Под тверждающим доводом ... может служить сама практи ка, так как у всех передовых руководтелей много общих особенностей личности» [42].
Основываясь на таком подходе, называемом характериологическим, мы попытались проанализировать пе речни личных качеств руководителей, рассматриваемых в отдельных разработках и исследованиях по данному вопросу, которые опубликованы в нашей стране за по следние годы (кроме некоторых ранее упоминавшихся работ, см. также [28]). Каждый из приводимых переч ней качеств представляет собой результат достаточно глубокого и серьезного исследования. Поэтому мы не стремились рассматривать их положительные или отри цательные стороны, а пытались лишь выделить среди
них наиболее часто повторяющиеся. |
Такие |
качества |
|
могут быть приняты за |
оптимальные. |
Тем |
более, что |
анализируемые перечни |
отражают мнение |
различных |
категорий работников: рабочих, бригадиров, мастеров, работников аппарата управления, разработчиков и т. д.
Изучение перечней личных качеств позволяет, кроме того, четко отделить качества, характеризующие органи заторские аспекты деятельности руководителей, которые часто неправильно называют организаторскими качест вами (их вернее называть организаторским умением, навыками), от собственно личных качеств руководите лей, как раз и представляющих по своей сути специфи ческие качества, которые должны быть присущи советс кому руководителю. Такое отделение является исклю чительно важным моментом, вносящим упорядочение в рассматриваемый вопрос. Необходимость подобного разграничения была обоснована еще в разработках Л. И. Уманского, который в структуре личности органи затора выделял общие психологические качества и спе цифические организаторские свойства [55].
Анализ показывает, что к организаторским качест-j вам руководителей социалистического производства от- j носятся прежде всего: 1) умение организовать коллек- j
тив и опереться на него, 2) объективность |
в |
оценке / |
подчиненных и способность выдвигать их, |
3) |
умение: |
3* |
|
67 |
правильно подбирать и расставлять кадры, 4) умение наладить учет и контроль за работой подчиненных, 5) умение разграничить обязанности между подчиненными, 6) умение распределять права и ответственность между подчиненными, 7) умение срабатываться с людьми, 8) умение определять текущие и перспективные цели и за дачи организации, 9 ) -умение учить н воспитывать под чиненных, 10) умение материально н морально заинтере совать работников в конечных результатах работы, И) умение побуждать людей к труду, 12) умение четко ор ганизовать свою работу.
Об этих факторах в той или иной степени уже гово рилось при рассмотрении факторов оценки руководите лей, так как, по сути дела, они отражают организатор скую деятельность руководителей. Факторы, не вклю ченные в приведенный перечень (т. е. редко повторяю щиеся), также подтверждают мысль о необходимости оценивать организаторские качества (способности) ру ководителей прежде всего по уровню их организатор ской деятельности. Среди них имеются такие, как спо собность обеспечить производство оборудованием, снаб жением, сбытом, создание на предприятии рациональных условий труда, оснащение аппарата управления сред ствами организационной и вычислительной техники и т. д.
Личные качества руководителей в большинстве сво ем упоминались при перечислении основных факторов деловой оценки специалистов. Это профессиональная компетентность, стремление к повышению квалифика ции, творческая активность, деловитость, оперативность, уважительное и тактичное отношение к людям и др. Перечень данных качеств еще раз подтверждает пра вильность установленной системы критериев и факто ров деловой оценки руководителей и специалистов.
Другие качества руководителей, относящиеся к лич ным, были отражены нами в перечне учитываемых фак торов деловой оценки специалистов. Это прежде всего моральная устойчивость, чуткость, заботливость, отзыв чивость по отношению к людям, общий кругозор (эру диция), умение четко излагать свои мысли и т. д. Кроме того, выявлены такие личные качества, которые не уч тены в основных факторах оценки руководителей и не упомянуты при рассмотрении учитываемых факторов
63
оценки специалистов. Очевидно, они должны быть отнесены к учитываемым факторам оценки руководителей. Сюда относятся: 1) требовательность и пунктуальность, 2) способность выслушивать людей, 3) способность и j
умение завоевать авторитет, 4) восприимчивость к кри- |
| |
||||||
тике, 5) самостоятельность и решительность в принятии |
\ |
||||||
решений, 6) умение держать слово, 7) |
уравновешенность |
; |
|||||
(сдержанность), 8) настойчивость |
и |
энергичность, 9) |
|
||||
принципиальность, 10) целеустремленность, 11) |
ответ |
|
|||||
ственность. |
|
|
|
|
|
|
|
В. И. Ленин придавал большое значение личным ка |
|
||||||
чествам руководителей. Грубость, невнимание к това |
|
||||||
рищам, проявление к ним личной неприязни, капризность |
|
||||||
и т. д. |
он считал недопустимыми. В «Письме к съезду» |
|
|||||
В. И. Ленин обращал внимание на то, чтобы руководи |
|
||||||
тель, кроме выдающихся деловых качеств, имел и такие |
|
||||||
чисто. личностные свойства, как терпеливость, вежли |
|
||||||
вость, |
отсутствие капризности |
и |
раздражительности. |
|
|||
«Это,.. — разъяснял В. И. Ленин, — может |
показаться |
|
|||||
ничтожной мелочью... это не мелочь, или такая, ме |
|
||||||
лочь, |
которая может получить решающее значение» |
|
|||||
[2; 45; |
346]. |
|
|
|
|
|
|
Интересно сопоставить приведенные перечни качеств |
|
||||||
руководителей с теми качествами, о которых говорил в |
|
||||||
свое время В. И. Ленин. В своих работах В. И. Ленин |
|
||||||
определил качества, которыми должен обладать совет |
|
||||||
ский руководитель, — «беззаветная преданность рево |
|
||||||
люционному делу», «бесспорно непререкаемый мораль |
|
||||||
ный авторитет», «организаторское чутье», «чутье прак |
|
||||||
тика», «свойство, умение разбираться в людях», «прак |
|
||||||
тическая трезвость и умелость, толковость и |
|
||||||
распорядительность», «общительность, или способность |
|
||||||
проникать в круги», «способность привлекать к себе лю |
|
||||||
дей», «практическая сметка», «умение подходить к лю |
|
||||||
дям», |
«умение без шума и вопреки суматохе |
и |
шуму |
|
|||
налаживать организаторскую |
работу». Качества, |
кото |
|
рые мы рассматриваем, практически полностью отвеча ют этим ленинским требованиям.
Выявление перечня факторов деловой оценки позво ляет перейти к третьему из поставленных в настоящей работе вопросов — рассмотрению существующих мето дов количественной оценки работников и определению показателей, с помощью которых факторы оценки могут быть выражены в виде конкретных величин.
4
Методы деловой оценки работников в сфере управления производством
Для того чтобы утвердительно сказать, каки ми конкретно деловыми качествами обладает тот пли иной работник, необходимо количест венно измерить уровень этих качеств, полу чить показатели их оценки. К. Маркс указы вал, что «различные вещи становятся каче ственно сравнимыми лишь после того, как они сведены к известному единству. Только как выражения известного единства они яв ляются одноименными, а следовательно, «со измеримыми величинами» [1].
Выражением такого единства различных факторов и критериев деловой оценки явля ются показатели оценки, полученные в ре зультате измерения делового уровня работни ков. Наука и практика управления знают сейчас достаточно много методов оценки. Все они, будучи отражением различных систем критериев и факторов оценки, как и послед ние, носят классовый характер. В силу этого конкретные методы оценки, применяемые на социалистических и на капиталистических предприятиях, во многом различны. Причем различия касаются и технических сторон, и основных принципов оценки, таких, как ее гласность, демократизм проведения и др.
Количественные методы деловой оценки работников необходимы для достижения всех ее основных целей. Только на их основе мож-
7 0
Но правильно подбирать и расставлять кадры, рацио нально стимулировать их труд и применять санкции, а также устанавливать необходимость переподготовки и повышения квалификации. Поэтому решающее значение имеет четкость, точность, простота таких методов, а также объективность выводов, полученных в результате их применения.
Однако следует отметить, что количественная оценка качеств людей зачастую вызывает возражения в силу различных причин. Например, из-за непонимания важ ности такой оценки или из-за неверия отдельных работ ников в объективность применяемых методов оценки, или, наконец, из-за нежелания определенной категории творческих работников вообще подвергаться подобной оценке.
Стаффорд Бир пишет по этому поводу, что «обыч но наука начинается с попыток проведения количе ственного анализа. И в былые времена начинающий ученый часто не получал признания исключительно из-за того, что он втайне верил в необходимость изме рений. Ему говорили, что такие попытки либо невоз можны, либо безнравственны, либо богохульны, либо даже опасны. А ученого-иоватора часто пытались обез вредить, подвергая его труды самой жестокой цензуре. Область управления не представляла в этом отношении исключения. Первые попытки включить в процесс, кото рый, как считалось, подчинялся лишь проницательности и чутью, прозаическую процедуру измерения насмешли во отвергали. Но этот этап, вне всякого сомнения, уже позади. Сегодняшний организатор прекрасно знает: для того чтобы успешно управлять, необходимы всевозмож ные цифровые данные» [59].
Таким образом, можно утверждать, что количествен ная оценка деловых качеств работников на современном этапе является объективной необходимостью для нор мального функционирования производства. В то же вре мя большинство известных на сегодняшний день мето-, дов оценки носит совсем не количественный характер й потому не гарантирует точность результатов. Они явля-! ются описательными, т. е. дают не конкретные велнчи-' ны уровней деловых качеств работников, а позволяют лишь установить наличие или отсутствие у работников тех или иных качеств.
71