Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ние их с сеткой, присвоение им определенных баллов за то или иное качество, суммирование набранных баллов. Однако здесь добавляется еще один, третий этап — группировка работников. По полученным показателям оценки они разбиваются на несколько групп, как пра вило, четыре — «отличный работник», «хороший работ ник», «удовлетворительный работник», «плохой работ ник». Для обеспечения равномерного распределения по группам задается процентное соотношение численности каждой из групп. Оно может быть таким:
|
|
|
Т а б л и ц а 3 |
Отличные |
Хорошие |
Удоплетиорнтель- |
Плохие |
работники |
работники |
иые работники |
работники |
1 0% |
30% |
50% |
1 0 % |
М. Г. Мошенский [38] приводит и другие соотноше ния, применяемые за рубежом.
Результатом подобной оценки, как правило, бывает так называемая «пульсация», т. е. замена плохих ра ботников отличными. Именно на использовании такого метода построена, в частности, известная система оцен ки и подбора хозяйственных руководителей «Пульсар», разработанная во Львовском отделении НИИ экономи ки АН УССР. За рубежом метод распространен на крупных капиталистических фирмах.
Преимуществами данного метода являются присвое ние достаточно четких оценок работникам и возмож ность учитывать при оценке полный набор критериев и факторов. Его недостатком служит сравнительно высо кая степень субъективизма при отнесении работников к той или иной группе.
Название одиннадцатого метода оценки происходит от английского слова «test», что означает «испытание», «проба», «задача». В примитивной форме, т. е. в виде испытаний, устраиваемых для работников, метод был известен еще в средние века. Он использовался для оп ределения квалификации подмастерий при переводе их в ранг мастера в городских ремесленных цехах. В кон це прошлого века метод был модернизирован и приоб рел современную форму. Суть его заключается в том,
80
чтобы путем соответствующих испытаний, решения за дач и т. д. определить, имеет ли работник те или иные
качества |
(первый этап), а |
потом оценить уровень этих |
|
качеств |
в виде конкретной |
величины |
(коэффициента |
или суммы баллов) по заранее подготовленной шкале оценки (второй этап). В настоящее время метод доста точно широко распространен в отечественной и интен сивно используется в зарубежной практике.
По своему содержанию тесты можно условно разде лить на три группы: тесты квалификационные (или про изводственные), позволяющие определить степень ква лификации человека, тесты психологические, дающие возможность оценить личностные качества, и тесты фи зиологические,<выявляющие физиологические свойства человека. Внедрение в работу предприятий и организа ций квалификационных тестов предусмотрено нашим трудовым законодательством. В нем указано, что прак тически для всех категорий работников можно устанав ливать при приеме на работу определенный испыта тельный срок (или выполнение определенных испыта тельных работ). В межотраслевых методических рекомендациях по научной организации труда ИТР и служащих подчеркнуто, что «задача подбора и расста новки кадров ИТР и служащих и обеспечения необхо димом их квалификации требует разработки научно обоснованной системы тестов (приемных испытаний, во просников для бесед с поступающими или перемещае мыми работниками, изучения их индивидуальных на клонностей и склонностей и т. д.)».
Простейшим примером квалификационного теста мо гут служить испытания, которым очень часто подверга ются бухгалтеры при поступлении на работу. Им, как правило, поручается решение каких-нибудь задач, свя занных с разноской сумм по счетам бухгалтерского учета. Подобные испытания практикуются и для работ ников других профессий. Психологические и физиоло
гические тесты |
используются |
при профориентации |
|
школьников, отборе летчиков, |
водителей |
трамваев, |
|
троллейбусов, такси и т. п. |
|
|
|
Тестирование |
очень широко |
применяется |
за рубе |
жом. Например, в США этот метод является основным при подборе кадров. Более чем в 20 крупных компа ниях (Дженерал электрик, Интернешнл Бизнес Ма-
81
шппз, Стандарт Ойл п др.) функционируют специаль ные «центры оценки». За последние 10 лет через них прошло проверку более 70 тыс. кандидатов. Действует и национальная служба тестирования. Она собирает, классифицирует и кодирует на перфокартах различные
тесты.
Тестирование применяется и при отборе кандидатов в колледжи. Абитуриенты проходят тройное испытание: «предварительные тесты способностей», «тесты резуль татов», «дополнительные тесты результатов».
Несомненными достоинствами рассматриваемого ме тода являются: четкость критериев и факторов оценки, возможность учета всех или большинства необходимых факторов, достаточно точные показатели оценки. Оче видный недостаток заключается в необходимости чрез вычайно трудоемкой подготовительной работы по созда нию самих тестов. Это вызвано тем, что тесты в со временных условиях должны быть разными не только для работников различных уровней управления, но и для различных отраслей и предприятий народного хо зяйства. Во-первых, нужны различные тесты для оцен ки техника, инженера, старшего инженера, начальника бюро, начальника отдела и т. д., во-вторых, для оценки, скажем, инженера в металлургической и химической отраслях промышленности, в-третьих, для оценки, на пример, инженеров, работающих в одной отрасли или даже на одном предприятии, но в различных по своему характеру подразделениях (проектно-конструкторское бюро, отдел заводоуправления, цех и т. п.). Уже по од ному этому невозможно в ближайшее время широкое применение тестирования в нашей хозяйственной прак тике для оценки деловых качеств управленческого пер сонала.
Но тестовая оценка имеет и другие недостатки, не столь очевидные, по гораздо более существенные. Прежде всего тесты определяют способности работника только на какой-то определенный момент. Они игнори руют возможности человека, дальнейшее развитие его способностей. Тесты оценивают лишь потенциальные способности работника, они не учитывают, как эти склонности проявятся на практике. Кроме того, тесты, особенно типовые, поддаются предварительной трени ровке. Работник, заранее знающий принципы и иаправ-
82
леиия ответов па вопросы теста, решит его лучше, чем более способный, но не тренированный специалист. Все это снижает степень достоверности показателей оцен ки, полученных на основе тестов. Отвечая на вопрос, почему на Западе придают такое большое значение тес тированию, сделали его основным методом деловой оценки, авторы книги «Подбор и расстановка кадров на предприятии» справедливо отмечают, что «широкое ис пользование тестов в условиях капиталистических фирм связано с их нежеланием тратить время и деньги на формирование и развитие способностей испытуемого в нужном направлении». В системе тестирования, так же как и в некоторых других методах оценки, проявляется классовый подход капиталистического общества к чело веку. В. В. Денисов [20] указывает, что тестирование нашло широкое распространение на Западе именно по тому, что по распространенному в буржуазном общест ве мнению «неуспех в деятельности какой-либо лично сти является отражением несовершенства основных черт ее характера».
Социалистическое общество исходит из необходимо сти предоставления равных возможностей, равных усло вий каждому индивиду. Здесь подвергаются оценке не столько потенциальные способности, сколько фактиче ски достигнутые результаты каждого работника в со ответствии с принципом социализма «от каждого по способностям, каждому по труду». А это значит, что гло бальная система тестирования при оценке кадров про тиворечит основным целям социалистического общества и может быть применена у нас лишь в ограниченном масштабе, а именно: для оценки профессиональной пригодности и психофизиологических особенностей у представителей отдельных специальностей, требующих повышенного внимания и нервного напряжения (кос монавты, летчики, водители и т. д.).
На отмеченные недостатки тестов, на необходимость учитывать при их применении социальные особенности социалистической системы управления указывают мно гие авторы. Так, Б. Д. Лебин и М. Н. Перфильев отме чают, что «было бы неверным видеть панацею от всех трудностей оценки организаторских качеств работников в системе психологических тестов, как это считают не которые авторы.... Жизнь богаче и сложнее любых
83
схем и программ испытаний». На наш взгляд, наиболее четкая характеристика тестирования применительно к деловой оценке дана в статье А. Лука «Что может дать психологический тест?», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» в 1971 г., где подчеркивается, что ре зультат тестовой оценки, или «коэффициент интеллекту альности», отражает в какой-то степени формальные способности, совокупность личностных качеств, а также уровень подготовки, причем самой разной — сюда относится п собственно тестовая тренировка... Все сказанные оговорки наводят на мысль, что тестовая методика приблизительна, может привести к ошибке и на нее нельзя слишком полагаться. Для... назначения на ответственные посты нужны более надежные ме тоды».
Двенадцатый метод оценки широко применяется в настоящее время при организации социалистического соревнования па предприятиях. Подводя итоги соревно вания и определяя победителей, специальная комиссия располагает соревнующихся работников (или подразде ления) по каждому из критериев и факторов оценки в определенном порядке — от самого лучшего до само го худшего. Этот процесс повторяется несколько раз — в зависимости от числа учитываемых критериев и фак торов. Итоговая оценка выявляется как сумма набран ных порядковых номеров. Чем она ниже, т. е. чем бли же качества работника к первым местам, тем он оцени вается выше. Таким образом, метод построен на доста точно четких и точных количественных измерителях (сумме порядковых мест), представляющих собой в данном случае показатели деловой оценки.
Большим преимуществом указанного метода являет ся его простота и доступность.
В то же время метод имеет серьезные недостатки. Он не учитывает значимости критериев и факторов. Кроме того, если оценка лучших и худших работников обычно не вызывает больших затруднений, то класси фикация средних работников на практике сопряжена со значительными трудностями, так как индивидуальные различия между ними не существенны. Поэтому оцен ка, сделанная с помощью этого метода, страдает опре деленным субъективизмом, а сам метод и его резуль таты зачастую вызывают возражения со стороны оце-
84
пинаемых. Вот почему этот метод может применяться в так называемых малых социальных группах, т. е. в небольших коллективах (не более 8—10 работников).
При применении тринадцатого метода на первом этапе все работники разбиваются на пары, причем в каждую пару подбираются приблизительно равноцен ные работники. В результате неоднократных сравнений выделяется лучший работник. Если он выделяется наи большее число раз, то занимает первое место, за ним последовательно располагаются работники, выделенные
меньшее число раз.
Очевидным недостатком существующих вариантов метода является многоступенчатость, а соответственно и трудоемкость. Здесь высока и субъективность оценки, поскольку, как справедливо указывает В. Э. Шляпеитох [57], субъекты оценки «нередко вместо того, чтобы тщательно сравнивать объекты в рамках каждой пары, выделяют «желательные» и «нежелательные» объекты и обращают внимание главным образом на это дихото
мическое деление».
Метод применялся в нашей стране в тридцатых го дах при организации так называемого парного соревно вания и был справедливо осужден за низкую объектив ность результатов.
Достаточно широко распространен у нас в настоя щее время четырнадцатый метод оценки. Он использу ется при организации социалистического соревнования на предприятиях, а также при оплате и стимулирова нии труда сотрудников разрабатывающих и научно-ис следовательских подразделений. Метод подкупает сво ей простотой, четкостью процедуры оценки, объектив ностью результатов. Однако он применим лишь для решения ограниченного круга задач деловой оценки, а именно: для оплаты труда, стимулирования и санкцио нирования работников, но не для подбора и расстанов ки кадров. Дело в том, что при его применении учиты ваются в основном текущие достижения работников, т. е. относительно переменные факторы оценки.
Пятнадцатый метод является наиболее популярным среди известных сегодня количественных методов оцен ки работников.
В промышленности нашей страны действуют самые разнообразные шкалы балльных оценок. Например, на
85