Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
4.3. Анализ существующих методов оценки работников
Рассмотрев сущность, дав общие характеристики различных методов деловой оценки, мы можем перейти к их анализу, чтобы выявить их достоинства и недос татки и выбрать оптимальный метод оценки. Такой анализ может быть произведен, во-первых, с точки зре ния степени соответствия этих методов социалистичес ким принципам оценки работников, во-вторых, с точки зрения степени надежности того или иного метода, в-третьих, с точки зрения степени применимости раз личных методов для обеспечения комплексного дости жения всех задач, стоящих перед деловой оценкой, в-четвертых, с точки зрения общего уровня качества каждого метода.
Соответствие рассмотренных методов принципам оценки, действующим в социалистическом производст ве, является важнейшим аспектом выбора оптимально го метода оценки. Анализ различных методов с этой точки зрения отражен в табл. 5. Он показывает, что степень такого соответствия у большинства методов колеблется от 0,5 до 0,7 (т. е. равна 5—7 из 10 воз можных) и лишь у трех методов равна или превышает 0,9, а именно: у системы рангового порядка, метода заданной балльной оценки, а также коэффициентного метода.
Весьма важное условие для выбора оптимального метода оценки — требование надежности. В зарубеж ных методиках надежность метода предлагается опре делять с помощью корреляции. Не возражая против та кого способа, следует, однако, отметить некоторую его субъективность. Определить абсолютно точно достовер ность результатов, полученных с помощью того или ино го метода, бывает трудно: ведь именно на основе этих результатов должна коррелироваться надежность метода.
Поэтому мы предлагаем другой путь установления надежности — через выявление степени соответствия того или иного метода нескольким показателям надеж ности.
К таким показателям могут относиться: четкость учета при применении метода критериев и факторов оценки, возможность учета всех факторов, степень объ-
111
С оот вет ст ви е м ет о д о в оценки р а б о т н и к о в основны м п р и н ц и п а м деловой оценки
Наименование методов оценки
с
-V.
%
1Биографический метод оценки . . . .
Система произвольных устных и пись-
менных характеристик .........................
3 |
М етод критических |
со б ы ти й ................. |
|
4 |
О ценка вы полнения..................................... |
||
5 |
М етод |
«групповой |
дискуссии» . . . . |
5 |
М етод |
э т а л о н а ............................................. |
|
7М атричный метод .....................................
8Системы свободного выбора оценоч-
ных характеристик по готовым фор
мам и вынужденного выбора оценоч-
ных характеристик по готовым фор
мам .................................................................
М етод суммируемых о ц е н о к ................
10Система заданной группировки работ-
ников .............................................................
11Тестирование .................................................
12Система классификации по порядку
|
(«рангового порядка») ......................... |
|
||
13 |
М етод «парных |
с р а в н е н и й » ................. |
||
14 |
М етод |
заданной |
балльной |
оценки |
15 |
(присвоения очков) ................................. |
оценки |
||
М етод свободной балльной |
||||
15 |
Система |
графического профиля . . . . |
||
17 |
Коэффициентная о ц е н к а ......................... |
|
Л
{“■
о
о
X
CQ
X
н —
г-1 О
о о
X
X
X
X
X
X
'л
н
о
О
2
ь я га X
оо
оо
X
X
X
X
X
X
X
V
X
X
X
Л
о_
§2
га о
и О
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
Основные принципы деловой
о = |
и |
х |
х |
стота, четдоступ,ть - процедугь - оценки |
|
о |
|
|
|
|
Си |
|
|
|
н |
н |
|
|
|
о _ |
_ |
|
||
га |
а |
|
|
|
|
н х |
— |
|
|
7. ы |
“ |
СО |
° о S 3 |
|
сс О |
о о |
о |
X X Д с. |
|
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
|
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
оценки
ультатив- |
ть оценки |
га |
и |
Си х |
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
п р и со ц и а л и зм е |
|
|
||||
1 |
• |
Л |
|
|
а |
х |
га |
га |
о. |
|
p s g |
о |
X |
а |
га |
$ |
|
с |
||
§ |
х |
|
g S S § |
о “ |
||
t- Я -Г |
|
л £•__ |
||||
|
J j g c 5 |
|||||
ё ' й ? ^ |
||||||
О 2 |
- |
- |
8 § = з |
5 |
к ^ |
|
о |
|
“ |
С |
о |
а Я |
|
р о г а |
У = я С[ |
|||||
о X 5" о |
LJ о о |
|||||
|
|
|
|
|
0 , 5 |
|
|
|
|
|
|
0 ,6 |
|
|
|
|
|
|
0 ,6 |
|
|
|
|
|
|
0 ,6 |
|
|
|
|
|
|
0 , 6 |
|
|
|
|
|
X |
0 ,7 |
|
|
|
|
|
|
0 ,3 |
|
|
X |
|
|
0 .7 |
||
|
X |
|
|
0 .7 |
||
|
X |
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
0 ,9 |
||
|
X |
|
|
|
|
|
|
X |
|
|
|
|
|
|
X |
|
X |
|
|
|
|
|
|
|
I ,0 |
||
|
X |
|
X |
ективности результатов оценки при применении метода, возможность получения количественных показателей оценки н т. д. Эти характеристики в виде перечней пре имуществ н недостатков различных методов оценки работников приведены в табл. 6. Оценка степени на дежности методов произведена через коэффициенты, выражающие отношение числа фактических достоинств метода к их максимально возможному числу. Из табли цы видно, что показатель надежности большинства ме тодов колеблется в пределах 0,2—0,7 и лишь у трех ме тодов равен или превышает 0,8, а именно: у системы рангового порядка, заданной балльной оценки и коэф фициентного метода. Достоверность этих результатов подтверждается отечественными и зарубежными данны ми о степени надежности тех или иных методов оцен ки. Так, по данным, приведенным И. Н. Назимовым [39], надежность тестовой оценки равна 0,75—0,80 (по нашим данным — 0,7).
По данным Р. Т. Экенроде [65], надежность ранжи рования, свободной балльной оценки парного сравнения колеблется от 0,65 до 0,45 (по нашим данным — 0,7— 0,5).
Применимость методов в зависимости от целей, сто ящих перед оценкой, свидетельствует, что достижение всех целей деловой оценки могут обеспечить лишь ме тоды свободной балльной оценки, графического профи ля и коэффициентной оценки.
Итак, необходимо сконцентрировать внимание лишь па нескольких методах, максимально отвечающих тре бованиям, предъявляемым к оптимальному методу оценки, т. е. на методах рангового порядка, заданной и свободной балльной оценки, графического профиля и коэффициентной оценки. Числовые показатели качеств методов (в виде коэффициентов соответствия тем или иным их характеристикам) позволяют построить сле дующую небольшую оценочную таблицу по выделенным методам (табл. 7).
Как видно из таблицы, наиболее высокими качест венными показателями обладает метод коэффициентной оценки, который, правда, имеет одни существенный недостаток — относительно высокую трудоемкость. Но этот недостаток сравнительно легко может быть устра нен путем механизации и автоматизации процедуры
113
Преимущества и недостатки основных методов
|
|
|
П реимущ ества |
мстодоп оценки |
|
|
||||
|
|
трудоемалаям кость |
четкостьсистемы критериев факторовн оценки |
ностьвозможучета всех кри итериевфакторов оценки |
возможностьполучения ко личественныхпоказателей оценки |
относительнаяобъективность результатовоценки |
возможностькомплексного решениявсех задач оценки |
ностьвозможмеханизации расчетовпоказателей оценки |
возможностьавтоматизации процедурыоценки |
|
п/п№ |
простота |
соответствиебольш инству со циалистическихпринципов оценкиделовой |
||||||||
|
Наименования |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
методов оценки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! |
|
|
1 |
Биографический метод |
|
||||
О |
оценки |
........................ |
|
|
X |
|
Система произвольных |
|
|||||
|
письменных характе- |
|
||||
|
рнстик |
......................... |
|
|
X |
|
3 |
М етод |
«критических |
X |
|||
|
событии » ..................... |
|
||||
4 |
Оценка выполнения . . |
X |
||||
5 |
Метод групповой Дне- |
X |
||||
|
куссин |
......................... |
|
|
||
6 |
М етод эталона . . . . |
X |
||||
7 |
Матричный |
метод . . . |
X |
|||
8 |
Системы |
|
свободного |
|
||
|
выбора |
|
оценочных |
|
||
|
характеристик по го- |
|
||||
|
товым формам и вы- |
|
||||
|
иуждениого |
выбора |
|
|||
|
оценочных |
характе- |
|
|||
|
рнстик |
по |
готовым |
|
||
|
формам ......................... |
|
|
X |
||
|
М етод |
суммируемых |
|
|||
|
оценок |
........................ |
|
|
X |
|
LQ |
Система заданной труп- |
|
||||
пнропкн |
работников |
X |
||||
|
||||||
I 1 |
Тестирование |
................ |
X |
|||
12 |
Система классификации |
|
||||
по порядку («ранго- |
|
|||||
|
|
|||||
|
вого порядка») . . . |
X |
||||
13 |
М етод парных срагне- |
|
||||
|
п и п ................................. |
|
|
|
|
|
14 |
М етод заданной балль- |
X |
||||
|
ной оценки |
................ |
||||
|
М етод |
|
свободной |
|
||
|
балльном |
оценки . . |
|
|||
16 |
Система |
«графнческо- |
X |
|||
|
го профиля» . . . . |
|||||
i 7 |
Коэффициент оценки |
X |
X
X
X
X
X X
уX
X X X X
|
X |
X |
|
|
X |
|
|
|
|
X |
X |
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
X |
|
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
X |
X |
X |
X |
X |
|
|
|
|
|
|
X |
X |
X |
|
X |
|
|
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
|
X |
|
X |
X |
X |
|
X |
X |
|
|
|
X |
X |
X |
|
N |
|
X |
X |
|
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
114
оценки р а б о т н и к о в в сф ере у п р а в л е н и я п рои зводст вом
сложность |
относительная трудоемкость |
нечеткость системы кри териев и факторов оценки |
|
|
X |
|
|
X |
|
|
X |
|
|
X |
|
X |
|
X
X
х
X X
X X X
XX
X X
всех |
оценки |
невозможность учета |
критериев и факторов |
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
|
X |
Недостатки методов оценки
невозможность получения количественных показателей оценки |
невозможность комплексного решения всех задач оценки |
невозможность механизации расчета показателей оценки |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
X |
XX X X
X
X
X
X
X
X
X
высокая субъективность результатов оценки
X
X
X
X
X
X
X
V
X
X
автоматиза |
оценки |
невозможность |
ции процедуры |
X
X
X
X.
X
X
X
X
X
X
X
X
X
X
Т а б л и ц а 6
неполное соответствие социали стическим принципам оценки |
Степень надежности метода |
X |
0 ,2 |
|
|
||
X |
0 ,2 |
|
|
||
X |
0 ,2 |
|
0 ,2 |
||
X |
||
|
||
X |
0 , 3 |
|
|
X0 ,3
0 ,5
X0 ,4
0 ,7
0 ,7
0 ,7
X
0 ,7
0 ,5
0 ,8
0 ,6
0 ,7
0 ,9
115
Т а б л и ц а 7
|
|
|
|
Показатели |
|
I У казатели |
|
|
|
|
|
соответст |
|
Сводные |
|
|
|
|
|
|
обеспече |
||
|
Наименование |
|
вия методов Показатели |
ния мето |
качествен |
||
выделенных методов |
|
оценки |
надежности |
дами ре |
ные пока |
||
|
|
|
|
принципам |
методов |
шения за |
затели |
|
|
|
|
оценки при |
|
дач оценки |
методов |
|
|
|
|
социализме |
|
|
|
Система |
классификации |
по |
|
|
|
|
|
порядку (рангового поряд |
|
0,7 |
|
|
|||
ка) ............................................ |
заданной |
балльной |
0,9 |
0,6 |
0,73 |
||
Метод |
|
|
|
|
|||
оценки |
(присвоения очков) |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,83 |
||
Метод |
сводной |
балльной |
|
|
|
|
|
оценки |
................................... |
|
|
0 ,8 |
0,0 |
1 |
0,80 |
Система |
графического |
про |
|
|
|
|
|
филя ....................................... |
|
|
|
0 .8 |
0,7 |
1 |
0,83 |
Коэффициентная оценка |
|
] .0 |
0,9 |
1 |
0,97 |
оценки. Это делает в настоящее время коэффициент ную систему наиболее перспективной п позволяет реко мендовать ее для дальнейших исследований.
5
Процедура деловой оценки работников в сфере управления производством
Процедура деловой оценки представляет собой определенный порядок сопоставления политических, деловых, личных и других ка честв работников с установленными критери ями оценки при решении вопроса о назначе нии работников на ту или иную должность, их перемещении или увольнении, стимулиро вании или наказании, или об их переподготов ке. Таким образом, процедура способствует решению задач оценки и завершает ее.
В. И. Ленин писал относительно процедуры оценки, что «при капитализме отдельные «хозяева» старались — таясь от других и ставя им подножку — добывать себе хороших приказчиков, управляющих, директоров... Те перь «хозяином» является рабоче-крестьян ское государство, и оно должно поставить широко, планомерно, систематично и открыто дело подбора наилучших работников по хо зяйственному строительству, администраторов и организаторов» [2; 43; 280].
Уже в первые годы социалистического строительства в нашей стране выбору проце дуры оценки уделялось значительное внима
ние.
Среди правил П. М. Керженцева, сформу лированных в те годы, имелось и такое: «Подбери помощников. Побеседуй с ними. Расспроси их. Испытай на работе. Поставь
117
каждого на свое место. Плохой работник чаще всего от того, что ему дали не его дело».
Существенная работа по совершенствованию проце дуры оценки проделана у пас в последние годы. В на стоящее время эта процедура, как правило, выражает ся в форме периодических аттестации, проводимых в научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организациях с 1969 г., а на предпри ятиях промышленности, строительства, транспорта, свя зи — с 1974 г. Порядок проведения таких аттестаций регламентирован специальными положениями. Однако, как справедливо указывает Е. Е. Вепдров [17], «во многих случаях недостаточная подготовленность лиц, проводящих аттестацию, и отсутствие научно обосно ванных методик изучения аттестуемых, составления ха рактеристик и организации бесед с аттестуемыми неред ко приводят к существенным недостаткам в этой рабо те». Часто мнение аттестационных комиссий о работни ке основывается не па объективных данных, а на субъективных характеристиках, изобилующих, как от
мечает Е. Е. Вепдров, |
«непроверенными |
фактами». |
Вот почему необходимо |
отказаться от традиционной |
процедуры оценки и строить се на научных принципах. Процедура оценки проходит четыре этапа: 1) уста новление конкретной задачи (или задач) оценки; 2) сбор информации, необходимой для оценки работ ников в соответствии с определенными задачами оцен ки; 3) собственно оценка, т. с. выявление степени соот ветствия работников выбранным критериям оценки; 4) принятие соответствующего решения по результатам оценки. Все эти этапы взаимосвязаны, вытекают один из другого. При научно обоснованном процессе оценки, базирующемся па объективных критериях, факторах и показателях, процедуру оценки разрывать нельзя. Под робно рассмотрим каждый из этапов процедуры оцен
ки, проводимой иа основе коэффициентного метода.
5.1. Задачи оценки и информация о кадрах
В. И. Ленин указывал, что руководитель должен об ладать способностью умело отбирать объективную ин формацию о кадрах, «докапываться до сути», «изучать
118
людей, искать умелых работников. В этом суть...» [2;
44; |
367]. |
|
|
|
|
|
|
|
Получение объективной информации о кадрах слу |
||||||
жит узловым моментом при решении вопроса |
об |
их |
|||||
подборе, расстановке, стимулировании, т. е. |
для |
по |
|||||
строенной |
на научных |
принципах процедуры |
оценки. |
||||
В свою очередь, объем |
и |
направления |
информации |
||||
о кадрах исходят из тех главных требований |
(критери |
||||||
ев оценки) |
и факторов оценки, которые должны предъ |
||||||
являться к |
работникам |
в зависимости |
от конкретной |
||||
задачи оценки. Нахождение |
оптимальных |
факторов |
оценки еще не означает, что о кадрах будет получена объективная информация. Накопление, учет и исполь зование информации могут быть поставлены так, что сведут на пет все преимущества наилучшего выбора факторов. Вот почему степень объективности информа ции о кадрах прямо пропорциональна степени объек тивности самой их оценки.
Качественное улучшение подбора, расстановки, оп латы труда, стимулирования, переподготовки и повы шения квалификации персонала вообще, и управленче ского в частности, возможно лишь при наличии и тща тельном анализе широкой и достоверной информации о кадрах. Но как бы ни была всеобъемлюща информа ция о кадрах, она сама и тем более выводы о ней всег да могут содержать значительный элемент субъекти визма, отражающий отношение к работнику со стороны тех, кто собирает информацию и делает на ее основе свое заключение. Отсюда возникает настоятельная необ ходимость разработать такие перечни информации и та кие методы ее оценки, которые гарантировали бы макси мально объективную оценку работников. Но метод оценки и объем информации взаимосвязаны: чем более надежен применяемый метод, тем большего объема ин формации он требует. Например, при использовании биографического метода оценки достаточно получить о работнике данные по 16 пунктам личного листка по учету кадров.
Метод суммируемых оценок требует данных о ра ботниках уже по 25—30 пунктам, а балльный метод — по 40—60 пунктам.
Следует отметить, что на ряде передовых предприя тий страны длительное время разрабатываются и впед-
119