Файл: Меньшиков, Л. И. Деловая оценка работников в сфере управления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.3. Анализ существующих методов оценки работников

Рассмотрев сущность, дав общие характеристики различных методов деловой оценки, мы можем перейти к их анализу, чтобы выявить их достоинства и недос­ татки и выбрать оптимальный метод оценки. Такой анализ может быть произведен, во-первых, с точки зре­ ния степени соответствия этих методов социалистичес­ ким принципам оценки работников, во-вторых, с точки зрения степени надежности того или иного метода, в-третьих, с точки зрения степени применимости раз­ личных методов для обеспечения комплексного дости­ жения всех задач, стоящих перед деловой оценкой, в-четвертых, с точки зрения общего уровня качества каждого метода.

Соответствие рассмотренных методов принципам оценки, действующим в социалистическом производст­ ве, является важнейшим аспектом выбора оптимально­ го метода оценки. Анализ различных методов с этой точки зрения отражен в табл. 5. Он показывает, что степень такого соответствия у большинства методов колеблется от 0,5 до 0,7 (т. е. равна 5—7 из 10 воз­ можных) и лишь у трех методов равна или превышает 0,9, а именно: у системы рангового порядка, метода заданной балльной оценки, а также коэффициентного метода.

Весьма важное условие для выбора оптимального метода оценки — требование надежности. В зарубеж­ ных методиках надежность метода предлагается опре­ делять с помощью корреляции. Не возражая против та­ кого способа, следует, однако, отметить некоторую его субъективность. Определить абсолютно точно достовер­ ность результатов, полученных с помощью того или ино­ го метода, бывает трудно: ведь именно на основе этих результатов должна коррелироваться надежность метода.

Поэтому мы предлагаем другой путь установления надежности — через выявление степени соответствия того или иного метода нескольким показателям надеж­ ности.

К таким показателям могут относиться: четкость учета при применении метода критериев и факторов оценки, возможность учета всех факторов, степень объ-

111

9

С оот вет ст ви е м ет о д о в оценки р а б о т н и к о в основны м п р и н ц и п а м деловой оценки

Наименование методов оценки

с

-V.

%

1Биографический метод оценки . . . .

Система произвольных устных и пись-

менных характеристик .........................

3

М етод критических

со б ы ти й .................

4

О ценка вы полнения.....................................

5

М етод

«групповой

дискуссии» . . . .

5

М етод

э т а л о н а .............................................

 

7М атричный метод .....................................

8Системы свободного выбора оценоч-

ных характеристик по готовым фор­

мам и вынужденного выбора оценоч-

ных характеристик по готовым фор­

мам .................................................................

М етод суммируемых о ц е н о к ................

10Система заданной группировки работ-

ников .............................................................

11Тестирование .................................................

12Система классификации по порядку

 

(«рангового порядка») .........................

 

13

М етод «парных

с р а в н е н и й » .................

14

М етод

заданной

балльной

оценки

15

(присвоения очков) .................................

оценки

М етод свободной балльной

15

Система

графического профиля . . . .

17

Коэффициентная о ц е н к а .........................

 

Л

{“■

о

о

X

CQ

X

н —

г-1 О

о о

X

X

X

X

X

X

н

о

О

2

ь я га X

оо

оо

X

X

X

X

X

X

X

V

X

X

X

Л

о_

§2

га о

и О

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Основные принципы деловой

о =

и

х

х

стота, четдоступ,ть - процедугь - оценки

 

о

 

 

 

 

Си

 

 

 

н

н

 

 

 

о _

_

 

га

а

 

 

 

н х

 

7. ы

СО

° о S 3

сс О

о о

о

X X Д с.

X

 

 

 

X

X

 

 

 

X

X

 

 

 

X

X

 

 

 

X

X

 

X

 

X

X

 

 

X

X

 

X

 

X

 

 

X

 

X

X

 

X

 

X

X

 

X

 

X

X

 

 

 

X

X

 

X

 

X

X

 

X

 

X

X

 

X

 

X

X

 

X

 

X

X

 

X

 

X

X

 

X

 

X

оценки

ультатив-

ть оценки

га

и

Си х

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

п р и со ц и а л и зм е

 

 

1

Л

 

 

а

х

га

га

о.

 

p s g

о

X

а

га

$

 

с

§

х

 

g S S §

о “

t- Я -Г

 

л £•__

 

J j g c 5

ё ' й ? ^

О 2

-

-

8 § = з

5

к ^

о

 

С

о

а Я

р о г а

У = я С[

о X 5" о

LJ о о

 

 

 

 

 

0 , 5

 

 

 

 

 

0 ,6

 

 

 

 

 

0 ,6

 

 

 

 

 

0 ,6

 

 

 

 

 

0 , 6

 

 

 

 

X

0 ,7

 

 

 

 

 

0 ,3

 

X

 

 

0 .7

 

X

 

 

0 .7

 

X

 

 

 

 

 

X

 

 

0 ,9

 

X

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

X

 

X

 

 

 

 

 

 

I ,0

 

X

 

X


ективности результатов оценки при применении метода, возможность получения количественных показателей оценки н т. д. Эти характеристики в виде перечней пре­ имуществ н недостатков различных методов оценки работников приведены в табл. 6. Оценка степени на­ дежности методов произведена через коэффициенты, выражающие отношение числа фактических достоинств метода к их максимально возможному числу. Из табли­ цы видно, что показатель надежности большинства ме­ тодов колеблется в пределах 0,2—0,7 и лишь у трех ме­ тодов равен или превышает 0,8, а именно: у системы рангового порядка, заданной балльной оценки и коэф­ фициентного метода. Достоверность этих результатов подтверждается отечественными и зарубежными данны­ ми о степени надежности тех или иных методов оцен­ ки. Так, по данным, приведенным И. Н. Назимовым [39], надежность тестовой оценки равна 0,75—0,80 (по нашим данным — 0,7).

По данным Р. Т. Экенроде [65], надежность ранжи­ рования, свободной балльной оценки парного сравнения колеблется от 0,65 до 0,45 (по нашим данным — 0,7— 0,5).

Применимость методов в зависимости от целей, сто­ ящих перед оценкой, свидетельствует, что достижение всех целей деловой оценки могут обеспечить лишь ме­ тоды свободной балльной оценки, графического профи­ ля и коэффициентной оценки.

Итак, необходимо сконцентрировать внимание лишь па нескольких методах, максимально отвечающих тре­ бованиям, предъявляемым к оптимальному методу оценки, т. е. на методах рангового порядка, заданной и свободной балльной оценки, графического профиля и коэффициентной оценки. Числовые показатели качеств методов (в виде коэффициентов соответствия тем или иным их характеристикам) позволяют построить сле­ дующую небольшую оценочную таблицу по выделенным методам (табл. 7).

Как видно из таблицы, наиболее высокими качест­ венными показателями обладает метод коэффициентной оценки, который, правда, имеет одни существенный недостаток — относительно высокую трудоемкость. Но этот недостаток сравнительно легко может быть устра­ нен путем механизации и автоматизации процедуры

113

Преимущества и недостатки основных методов

 

 

 

П реимущ ества

мстодоп оценки

 

 

 

 

трудоемалаям кость

четкостьсистемы критериев факторовн оценки

ностьвозможучета всех кри ­ итериевфакторов оценки

возможностьполучения ко­ личественныхпоказателей оценки

относительнаяобъективность результатовоценки

возможностькомплексного решениявсех задач оценки

ностьвозможмеханизации расчетовпоказателей оценки

возможностьавтоматизации процедурыоценки

­

п/п№

простота

соответствиебольш инству со циалистическихпринципов оценкиделовой

 

Наименования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

методов оценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

!

 

 

1

Биографический метод

 

О

оценки

........................

 

 

X

Система произвольных

 

 

письменных характе-

 

 

рнстик

.........................

 

 

X

3

М етод

«критических

X

 

событии » .....................

 

4

Оценка выполнения . .

X

5

Метод групповой Дне-

X

 

куссин

.........................

 

 

6

М етод эталона . . . .

X

7

Матричный

метод . . .

X

8

Системы

 

свободного

 

 

выбора

 

оценочных

 

 

характеристик по го-

 

 

товым формам и вы-

 

 

иуждениого

выбора

 

 

оценочных

характе-

 

 

рнстик

по

готовым

 

 

формам .........................

 

 

X

 

М етод

суммируемых

 

 

оценок

........................

 

 

X

LQ

Система заданной труп-

 

пнропкн

работников

X

 

I 1

Тестирование

................

X

12

Система классификации

 

по порядку («ранго-

 

 

 

 

вого порядка») . . .

X

13

М етод парных срагне-

 

 

п и п .................................

 

 

 

 

14

М етод заданной балль-

X

 

ной оценки

................

 

М етод

 

свободной

 

 

балльном

оценки . .

 

16

Система

«графнческо-

X

 

го профиля» . . . .

i 7

Коэффициент оценки

X

X

X

X

X

X X

уX

X X X X

 

X

X

 

 

X

 

 

 

 

X

X

X

 

X

X

 

X

 

X

X

X

 

X

X

 

X

 

X

X

X

X

X

X

 

 

X

X

X

X

X

 

 

 

 

 

 

X

X

X

 

X

 

 

X

X

 

X

X

X

X

 

X

 

X

X

X

 

X

X

 

 

 

X

X

X

 

N

 

X

X

 

X

X

X

X

X

X

X

114

оценки р а б о т н и к о в в сф ере у п р а в л е н и я п рои зводст вом

сложность

относительная трудоемкость

нечеткость системы кри ­ териев и факторов оценки

 

 

X

 

 

X

 

 

X

 

 

X

 

X

 

X

X

х

X X

X X X

XX

X X

всех

оценки

невозможность учета

критериев и факторов

 

X

 

X

 

X

 

X

 

X

 

X

Недостатки методов оценки

невозможность получения количественных показателей оценки

невозможность комплексного решения всех задач оценки

невозможность механизации расчета показателей оценки

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

XX X X

X

X

X

X

X

X

X

высокая субъективность результатов оценки

X

X

X

X

X

X

X

V

X

X

автоматиза­

оценки

невозможность

ции процедуры

X

X

X

X.

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

Т а б л и ц а 6

неполное соответствие социали­ стическим принципам оценки

Степень надежности метода

X

0 ,2

 

X

0 ,2

 

X

0 ,2

0 ,2

X

 

X

0 , 3

 

X0 ,3

0 ,5

X0 ,4

0 ,7

0 ,7

0 ,7

X

0 ,7

0 ,5

0 ,8

0 ,6

0 ,7

0 ,9

115


Т а б л и ц а 7

 

 

 

 

Показатели

 

I У казатели

 

 

 

 

 

соответст­

 

Сводные

 

 

 

 

 

обеспече­

 

Наименование

 

вия методов Показатели

ния мето­

качествен­

выделенных методов

 

оценки

надежности

дами ре­

ные пока­

 

 

 

 

принципам

методов

шения за ­

затели

 

 

 

 

оценки при

 

дач оценки

методов

 

 

 

 

социализме

 

 

 

Система

классификации

по

 

 

 

 

порядку (рангового поряд­

 

0,7

 

 

ка) ............................................

заданной

балльной

0,9

0,6

0,73

Метод

 

 

 

 

оценки

(присвоения очков)

0,9

0,8

0,8

0,83

Метод

сводной

балльной

 

 

 

 

оценки

...................................

 

 

0 ,8

0,0

1

0,80

Система

графического

про­

 

 

 

 

филя .......................................

 

 

 

0 .8

0,7

1

0,83

Коэффициентная оценка

 

] .0

0,9

1

0,97

оценки. Это делает в настоящее время коэффициент­ ную систему наиболее перспективной п позволяет реко­ мендовать ее для дальнейших исследований.


5

Процедура деловой оценки работников в сфере управления производством

Процедура деловой оценки представляет собой определенный порядок сопоставления политических, деловых, личных и других ка­ честв работников с установленными критери­ ями оценки при решении вопроса о назначе­ нии работников на ту или иную должность, их перемещении или увольнении, стимулиро­ вании или наказании, или об их переподготов­ ке. Таким образом, процедура способствует решению задач оценки и завершает ее.

В. И. Ленин писал относительно процедуры оценки, что «при капитализме отдельные «хозяева» старались — таясь от других и ставя им подножку — добывать себе хороших приказчиков, управляющих, директоров... Те­ перь «хозяином» является рабоче-крестьян­ ское государство, и оно должно поставить широко, планомерно, систематично и открыто дело подбора наилучших работников по хо­ зяйственному строительству, администраторов и организаторов» [2; 43; 280].

Уже в первые годы социалистического строительства в нашей стране выбору проце­ дуры оценки уделялось значительное внима­

ние.

Среди правил П. М. Керженцева, сформу­ лированных в те годы, имелось и такое: «Подбери помощников. Побеседуй с ними. Расспроси их. Испытай на работе. Поставь

117

каждого на свое место. Плохой работник чаще всего от того, что ему дали не его дело».

Существенная работа по совершенствованию проце­ дуры оценки проделана у пас в последние годы. В на­ стоящее время эта процедура, как правило, выражает­ ся в форме периодических аттестации, проводимых в научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организациях с 1969 г., а на предпри­ ятиях промышленности, строительства, транспорта, свя­ зи — с 1974 г. Порядок проведения таких аттестаций регламентирован специальными положениями. Однако, как справедливо указывает Е. Е. Вепдров [17], «во многих случаях недостаточная подготовленность лиц, проводящих аттестацию, и отсутствие научно обосно­ ванных методик изучения аттестуемых, составления ха­ рактеристик и организации бесед с аттестуемыми неред­ ко приводят к существенным недостаткам в этой рабо­ те». Часто мнение аттестационных комиссий о работни­ ке основывается не па объективных данных, а на субъективных характеристиках, изобилующих, как от­

мечает Е. Е. Вепдров,

«непроверенными

фактами».

Вот почему необходимо

отказаться от традиционной

процедуры оценки и строить се на научных принципах. Процедура оценки проходит четыре этапа: 1) уста­ новление конкретной задачи (или задач) оценки; 2) сбор информации, необходимой для оценки работ­ ников в соответствии с определенными задачами оцен­ ки; 3) собственно оценка, т. с. выявление степени соот­ ветствия работников выбранным критериям оценки; 4) принятие соответствующего решения по результатам оценки. Все эти этапы взаимосвязаны, вытекают один из другого. При научно обоснованном процессе оценки, базирующемся па объективных критериях, факторах и показателях, процедуру оценки разрывать нельзя. Под­ робно рассмотрим каждый из этапов процедуры оцен­

ки, проводимой иа основе коэффициентного метода.

5.1. Задачи оценки и информация о кадрах

В. И. Ленин указывал, что руководитель должен об­ ладать способностью умело отбирать объективную ин­ формацию о кадрах, «докапываться до сути», «изучать

118


людей, искать умелых работников. В этом суть...» [2;

44;

367].

 

 

 

 

 

 

 

Получение объективной информации о кадрах слу­

жит узловым моментом при решении вопроса

об

их

подборе, расстановке, стимулировании, т. е.

для

по­

строенной

на научных

принципах процедуры

оценки.

В свою очередь, объем

и

направления

информации

о кадрах исходят из тех главных требований

(критери­

ев оценки)

и факторов оценки, которые должны предъ­

являться к

работникам

в зависимости

от конкретной

задачи оценки. Нахождение

оптимальных

факторов

оценки еще не означает, что о кадрах будет получена объективная информация. Накопление, учет и исполь­ зование информации могут быть поставлены так, что сведут на пет все преимущества наилучшего выбора факторов. Вот почему степень объективности информа­ ции о кадрах прямо пропорциональна степени объек­ тивности самой их оценки.

Качественное улучшение подбора, расстановки, оп­ латы труда, стимулирования, переподготовки и повы­ шения квалификации персонала вообще, и управленче­ ского в частности, возможно лишь при наличии и тща­ тельном анализе широкой и достоверной информации о кадрах. Но как бы ни была всеобъемлюща информа­ ция о кадрах, она сама и тем более выводы о ней всег­ да могут содержать значительный элемент субъекти­ визма, отражающий отношение к работнику со стороны тех, кто собирает информацию и делает на ее основе свое заключение. Отсюда возникает настоятельная необ­ ходимость разработать такие перечни информации и та­ кие методы ее оценки, которые гарантировали бы макси­ мально объективную оценку работников. Но метод оценки и объем информации взаимосвязаны: чем более надежен применяемый метод, тем большего объема ин­ формации он требует. Например, при использовании биографического метода оценки достаточно получить о работнике данные по 16 пунктам личного листка по учету кадров.

Метод суммируемых оценок требует данных о ра­ ботниках уже по 25—30 пунктам, а балльный метод — по 40—60 пунктам.

Следует отметить, что на ряде передовых предприя­ тий страны длительное время разрабатываются и впед-

119