Файл: Гвелесиани, С. И. Жизнь в науке штрихи к портретам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

го подопечного, но и о знании им немецкого языка — обстоятельство, имевшее немаловажные последствия.

...Шел 1920 год, когда Купрадзе, впервые в жизни, попал в город, превосходивший Кутаиси всеми своими «статями». Вспоминая об этом периоде своей жизни, Купрадзе не без юмора повествует об упрямом и наив­ ном провинциале, который дивится большому городу (больше Кутаиси!!!), разыскивает повсюду будущего своего профессора и, разузнав, что тот на даче, отправ­ ляется, кажется, пешком к нему в Коджори. Профессор самозабвенно копается на огороде, но все же прочиты­ вает письмо и—в июле—назначает ему свидание на сен­ тябрь. В сентябре профессор первым долгом протягива­ ет ему увесистый учебник на немецком языке — «Ис­ числение теории вероятностей» Чубера и предлагает главу отсюда читать и одновременно переводить на гру­ зинский язык.

Поведение профессора подтверждало, что он усвоил главное из письма Гачечиладзе, — кандидат в абиту­ риенты знает и математику и языки, и ему пошло на пользу чтение немецких учебников математики и газеты «Кауказише пост», — выходила в те годы в Тбилиси такая газета.

Эта вторая встреча с Размадзе и была для Купрадзе вступительным экзаменом в университет, тогда на­ столько бедный профессурой, что Размадзе вынужден был читать в разное время чуть ли не все математи­ ческие предметы, — а в придачу еще и курс физики — до тех пор, пока не пришла к нему подмога в лице мо­ лодых тогда ученых-математиков Николая Ивановича Мусхелишвили, Георгия Николаевича Николадзе, Арчи­ ла Кирилловича Харадзе.

§1

6 С. Гвелесиани

Учеба в университете, надо признать, продолжалась долго — с 1920 по 1927 год. Это предъявляла свои пра­ ва эпоха, хотя началось с малого. Переводы из иност­ ранных газет левого направления и из русских газет Купрадзе отнес в редакцию грузинской комсомольской газеты. Его попросили приносить еще. Переводы поме­ щали под рубрикой «Наука и техника» и «В тисках капитала». Потом он и сам написал заметку о жизни молодежи в капиталистических странах. Заметка по­ нравилась, ее напечатали и, как это обычно бывает, при­ гласили писать еще. Так началось. Очень скоро Купра­ дзе берется за штатную работу корректора — нужны деньги. Но способности его уже замечены. И вот—он литературный сотрудник. Литературный сотрудник ско­ ро становится секретарем редакции, потом заместителем редактора, и еще потом — редактором. Тогда, по-види­ мому, выходило много газет. Секретарь редакции «Юно­ шеская правда», редактор «Молодого рабочего», «Ахалгазрда комунисти» (название последней было предложено Купрадзе, являвшимся тогда редактором этой комсомольской газеты), редактор теоретического журнала «Активист» и, с другой стороны, — рядовой комсомолец, потом член ЦК, член бюро ЦК ЛКСМ Гру­ зии — вот этапы его газетно-комсомольского пути.

В 1927 году Купрадзе уходит с комсомольской рабо­ ты в математику, не предполагая, что много-много лет спустя это прошлое ворвется в настоящее и круто' по­ вернет его жизнь. И снова не будет того, что сам он считает необходимым условием плодотворной научной работы, — систематических занятий. Ну, а пока, моло­ дой человек, который хочет стать ученым, пишет свое первое исследование — «Функции Грина, Неймана и

82


Клейне для некоторых плоских областей», в которой, используя идеи Н. И. Мусхелйшвили (учеником которо­ го он и был), ему удается построить функции трех ти­ пов, позволяющие вычислять потенциалы различных плоских тел — эллипса, улитки Паскаля, эпитрахоиды и других. И хотя ученые-математики, исследуя неиз­ вестное явление, не считают необходимым его немедлен­ ное практическое приложение (да это и невозможно), напомним, тем не менее, что первая работа молодого уче­ ного (к тому времени Купрадзе приобрел право на этот титул) нашла применение в электростатике.

Очень скоро Купрадзе становится ассистентом у Размадзе и Мусхелишвили и уже сам читает лекции сту­ дентам — по теории функции комплексного переменно­ го и теоретической механике.

В1930 году одаренного молодого ученого посылают

вЛенинград. Великий город встретил его великолепием проспектов и площадей, ненастной погодой и ошелом­ ляющим сиянием, исходившим ото лбов прославленных мужей науки. Первое и, главным образом, последнее и удерживало его в Ленинграде, тогда таком далеком от милой ему, щедро солнечной Грузии (пять суток поез­

дом, и никаких «ТУ»). Но была и минута слабости — тщательно скрывавшаяся даже от друзей, поездка на Октябрьский (Московский) вокзал с целью убедиться, что отъезд домой, в Тбилиси, практически возможен.

Два человека,

два

замечательных ума,

его науч­

ные руководители — покойный

академик Алексей Ни­

колаевич Крылов

и

академик

Владимир

Иванович

Смирнов, и сейчас стоящий в центре ленинградской ма­

тематической мысли, стали его безграничной

любовью.

В дни третьего симпозиума по дифракции волн

Влади­

мира Ивановича Смирнова очень ждали в

Тбилиси.

Ведь это он поднял теорию дифракции волн

на

совре-

ез


менную высоту, он — идейный лидер этого направле­ ния в науке. Смирнов и, в особенности Крылов, не очень часто встречались со своими подопечными, но в каждую встречу многому учили молодых — и в математике и а жизни.

* * *

...Обстоятельства складывались счастливо. В мате­ матическом отделе Сейсмологического института Акаде­ мии наук СССР, где проходил аспирантуру Купрадзе, работал Сергей Львович Соболев, ныне известный со­ ветский математик, академик. Здесь родилось совмест­ ное их исследование «Распространение упругих волн на границе раздела твердого тела с жидкостью». И тог­ да — волны. Вот где начало его большого труда по дифракции. Волны, волны... Систематические занятия полезны ученому ничуть не меньше, чем пианисту. Имен­ но в них — залог половины успеха. Не удивительно, что, став, значительно позже, вопреки своим целям, минист­ ром просвещения, он столь большое внимание уделял вопросам систематизации знаний учащихся. Впрочем, не только за это вспоминают его добрым словом: вер­

ность слову, нелюбовь к пустым

обещаниям — об этих

чертах рассказывают педагоги.

работы

были обоюдно

Несколько лет совместной

полезны и Купрадзе и Соболеву. После

Сейсмологиче­

ского института оба получают направление в Математи­ ческий институт имени Стеклова, где Купрадзе скоро назначают ученым секретарем.

«Деятелен», — так было сказано о нем однажды ученым синклитом, и это мнение не менялось.

Бремя этого звания оказалось в ту пору особенно тяжелым. Купрадзе стремился не прерывать своих за-

84

Нятий в области математической физики, которой был предан, «как сорок тысяч братьев», а вместе с тем снова легла на его плечи организаторская работа — доста­ точно сложная и ответственная, если вспомнить, что было это в пору перебазирования в Москву из Ленин­ града Академии наук СССР и большинства ее учрежде­ ний, в том числе Института математики имени Стекло­

ва — огромного не столько числом

и

оборудованием

лабораторий, сколько удельным

весом

составляющих

его славу ученых, которым и надо

было

ехать и не

хотелось ехать, ибо держали их

в бывшей «северной

столице» и чисто ленинградский патриотизм, и долгие десятилетия жизни на ее священной земле, и привычки, от которых не хотелось отказываться, и читальные залы библиотек, самый аромат которых, казалось, вдохновлял

их и внушал спокойствие и уверенность. Они

срослись

с Ленинградом,

и расставание с ним было для них тяже­

лым долгом. II

молодому ученому секретарю

не раз

приходилось туго — от их вопросов, робких протестов, язвительных острот, от их решительной, казавшейся в эти дни всепоглощающей любви к городу своей моло­ дости и зрелости, который, как они раньше надеялись, станет местом их вечного успокоения.

Переезд, однако, был начат и был завершен. Жизнь покатилась по нормальной колее, а Купрадзе защитил докторскую диссертацию, которая, как мы теперь знаем, была посвящена уравнениям Максвелла. Уже тогда спе­ циалисты оценили значение этой работы, но время, как вы помните, скомандовало: «Ждать!»

В Москве Купрадзе читает лекции по теории функ­ ции комплексного переменного в университете, матема­ тику и математическую физику в ЦАГИ; здесь и в Ленинграде в числе слушателей его были ныне видные советские авиаконструкторы и деятели науки, в их чис-

85


ле лауреат Нобелевской премии Павел Алексеевич Че­ ренков, чей вклад в советскую и мировую науку удосто­ ен высших в мире наград. И вот в это время — шел 1935 год — «рука судьбы» в лице научных учрежде­ ний, стремившихся иметь в Грузии математический ин­ ститут и искавших для него руководителя, и партийных органов, поддержавших это стремление, возвращает Купрадзе в Грузию.

Итак, создается Грузинский математический инсти­ тут, которому несколько позже присваивается имя А. М. Размадзе. Какие вопросы изучаются его сотруд­ никами? Вначале те, которые уже получили солидную разработку в трудах основателя направления математи­ ческой физики в Грузии Н. И. Мусхелишвили: диффе­ ренциальные уравнения математической физики; инте­ гральные уравнения; математическая теория упругостиЭто — основа, «три кита», на которых зиждилась разви­ вающаяся грузинская математическая школа. Но очень скоро возникают новые направления — теория функций, геометрия; их, в основном, развивают грузинские уче­ ные, получившие образование в России и работавшие в

ее научных центрах.

Постепенно математический институт имени А. М. Размадзе выдвигается вперед — по «оснащенности» научными кадрами, по серьезности разрабатываемых проблем, по весомости полученных результатов и даже по солидности библиотеки, которая благодаря стара­ ниям директора института — Виктора Дмитриевича Купрадзе, мобилизовавшего свои давние дружеские московские связи, быстро приобрела столь драгоценные для него систематичность, порядок и полноту.

Тогда

ему казалось, что жизнь окончательно

вошла

в колею,

параметры ее определены и известны,

и изме-

86

нений не будет. Наука — как главное. Спорт и музыка, литература делают жизнь еще более притягательной. Он не предвидел того, что мало кто предвидел в то вре­ мя, — июнь 1941 года. Ему сказали, что он нужен фрон­

ту, и вот уже ненужная броня сдана

в военкомат, Куп-

радзе, одетый в гимнастерку цвета

хаки, отправляется

в действующую армию. Крым 1941 и 1942 годов. Позже свершится керченская трагедия. Пока же Купрадзе в форме политрука — две шпалы в петлицах (погоны, как известно, появились позже) — возвращен на ста­ рые позиции — он снова газетчик, журналист. Он сек­ ретарь, затем заместитель редактора газеты «Зольдатенвархайт», что в переводе с немецкого означает «Сол­ датская правда». Любопытная это была газета. Много­ страничная, нарядная, странно выглядела она рядом с аскетически строгими страницами наших газет, суровы­ ми лицами бойцов и командиров отступавшей, но не сдававшейся крымской армии. И эта газета была наша Но предназначалась не для нас. А для немецких сол­ дат. Надо было заставить немецкого солдата, еще смот­ ревшего на войну как на увеселительную прогулку с да­ ровыми и достаточно разнообразными удовольствиями, взять в руки эту газету, начать читать ее и — дочитать. Труднее всего было именно это — заставить дочитать.

И— дочитывали. «Языки», перебежчики, пленные — тогда их было немного, подтверждали: газету читали.

Иэто не было лжесвидетельством.

Годы испытаний привычно называют школой му­ жества. Иногда — университетом. Но фронт — это ака­ демия. Не для игры слов, а для более полной обрисовки событий напомню: фронт — жизненная академия была пройдена им за несколько лет до того, как другая ака­ демия — Академия наук, созданная в Грузии в 1941 го­ ду, избрала его своим действительным членом.

87