ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
вится острее и наблюдательнее. Открытия — все более ошеломляющими.
С электромагнитными |
волнами дело |
происходило |
|
так. |
|
в |
середине |
Ко времени, от которого нас, живущих |
|||
шестидесятых годов XX |
века, отделяет менее |
века, на |
ука накопила множество фактов, требовавших объясне ния. Одни были известны еще в то время, когда Демо крит писал в своих сочинениях о существовании бесчис ленного множества миров (что, как известно, заставило Александра Македонского почувствовать себя оскорб ленным, — ведь он не повелевал даже одним). Другие были замечены недавно.
Древние греки и римляне знали, что, если янтарь натирать шерстью, возникают искры — явление, полу чившее название электричества. На другом конце цепи
времён стояло открытие взаимодействия магнитных по люсов (магнит, разделенный на две части, снова обре тал два полюса). Перед этим было замечено разложе ние луча света в призме... факты индукции тока.
Факты, подтверждавшиеся наблюдениями и опытами исследователей разных стран, настойчиво взывали к
пытливости ученых, к их, если хотите, обязанности обоб щать, объяснять и предсказывать. Факты ждали появ
ления гения.
Попытки объяснить были. Но безуспешные. Должен был родиться великий ум, который эти явления, связан ные с электричеством и магнетизмом, сумел бы соеди нить в систему. Так, как это сделал немного раньше — в другой области — Дмитрий Иванович Менделеев, со ставив свою знаменитую таблицу элементов.
Изолированное истолкование явлений удовлетворить не могло, оно уже препятствовало дальнейшему разви тию науки.
71
Появился Кларк Максвелл. Значение знаменитых дифференциальных уравнений Максвелла, — на них, по существу, зиждятся гигантские области современной техники, — состояло в том, что они устанавливали вза имосвязи между электрическими и магнитными явле ниями.
Составив свою систему дифференциальных уравне ний электродинамики, Максвелл открыл удивительный факт — единство оптических, электрических, магнитных процессов — существование электромагнитных волн.
Собственно, это название—«электромагнитные вол ны», возникло после работ Герца, немецкого ученого, доказывавшего великую истину уравнений англичанина Максвелла дальнейшим развитием теории, и тонкими опытами, проведенными вслед за ним русским — По повым и итальянцем — Маркони.
И сейчас формулы Максвелла — универсальный ра бочий инструмент в руках физиков и математиков. Его открытие имело огромное значение; отныне следовало по-иному объяснять и рассчитывать множество физи ческих явлений; перед человеком открылась перспек тива удивительнейших возможностей. Радиоэлектро ника, радиолокация, испытавшие в наши дни столь бур ное развитие, такие привычные атрибуты нашего быта, как радио и телевидение, и даже кинематограф, и такие, пока еще удивляющие нас явления, как спутники и кос мические полеты, — все это имеет самое непосредствен ное отношение к великому открытию Максвелла. Но...
Вот здесь-то возникает то знаменитое «но», из-за ко торого трудиться над этими уравнениями ученым при дется, по-видимому, еще очень долго.
** *
Уравнения Масквелла — это как бы словарь. Здесь даны слова. Но иметь под рукой словарь — это не зна
чит иметь готовые «Войну й мир», пьесы Шекспира или поэму Руставели. Это не значит даже иметь простое детское стихотворение. Вот почему уже около ста лет математики мира, посвятившие себя электромагне тизму, пользуются этими формулами, как писатель— словарем, и создают свои, математические «Илиады» и «Одиссеи»: «решают» уравнения Максвелла примени тельно к уже перечисленным выше областям науки и к ряду других.
Доклад, с которым Купрадзе выступал на симпозиу ме и положения которого развивал затем на семинаре, а именно: «Новые методы приближенного решения за дач математической физики», стал логическим продол жением его докторской диссертации, защищенной около тридцати лет тому назад. Называлась эта диссертация так: «Основные задачи математической теории дифрак ции». Почему же понадобилась столь долгая «подготов
ка»? Почему в то время, когда докторская диссертация Купрадзе издавалась у нас, в СССР, на русском языке, затем в США на английском, сам он занимался уже другими вопросами? Новое научное увлечение? Только отчасти. Главное же заключалось в том, что разработку вопроса, взятого в качестве объекта изучения для док торской диссертации, хотел этого Купрадзе или не хо тел, на том этапе следовало считать завершенной. По чему? Потому что математическая физика есть ком плекс методов решения различных уравнений, описыва ющих явления природы. И хотя сами уравнения (как в случае с уравнениями Максвелла) очень, на первый взгляд, просты, решение их — очень сложное дело. Это дебри, и выбраться из этих дебрей, то есть найти иско: мое, не всегда было возможно. Для этого не хватило бы и целой жизни. Для того, например, чтобы произвес ти расчеты, которые требовались в развитии положений
73
докторской диссертации Купрадзе, понадобилась бы ар мия вычислителей.
Однако время работало на Купрадзе, так же, как оно работало на всех нас. Быстродействующие элек тронно-счетные машины взяли на себя сложные, но в значительной степени механические вычисления, высво бождая время математика для анализа явлений, фор мул и расчетов. Не только Купрадзе, многие математики вернулись к заброшенным до лучших времен, или, вер нее, отложенным задачам, которые они прежде не умели или не надеялись решить.
Продолжая заниматься теорией электромагнитного поля, Купрадзе, как и его коллеги, без особых затруд нений пришел к выводу, что эта теория имеет основу, общую с математической теорией упругости, которую он изучал еще в свои молодые годы. Обе теории исследуют
ся с помощью аппарата интегральных уравнений общей природы. Из этого вывода для Купрадзе с удивительной ясностью вытекал другой — пробил час! Возвращение к
прежней теме сейчас оправдано, более того, оно необхо димо. Последующие события оправдали это «возвраще ние», потому что было оно не возвращением «на круги своя», а на новую, более высокую орбиту научного по
иска.
В трудах Купрадзе разрабатываются две группы вопросов.
Во-первых, здесь предложены новые практические способы получения численного решения многих задач, в том числе и таких, которые другими способами не реша ются. Например, так называемых внешних граничных задач, не решавшихся методом конечных разностей, наиболее известным и наиболее принятым в науке. Рас пространение электромагнитных волн вне заданной замк нутой поверхности, то есть то, что называется в науке
74
явлением дифракции волн, этим методом не могло быть рассчитано даже приближенно. Однако решение тако го рода задач вполне возможно методом, предложенным Купрадзе. Правда, и эти методы сложны, но, во всяком случае, доступны современным вычислительным маши нам, а это очень важно.
Во-вторых, это чисто теоретические вопросы.
В теоретической части исследования доказываются так называемые теоремы существования для большого круга основных задач механики сплошной среды, вклю чающей, как известно, вопросы теории упругости, аэро динамики, гидродинамики. Но что это такое — теоремы существования? Разгадка, разъяснение — в самом на звании. Мы уже знаем, что уравнения Максвелла были подтверждены экспериментами Герца, открывшего су
ществование электромагнитных волн путем опытов, зна ем и то, что Лсверьс вычислил орбиту неизвестной тог да астрономам планеты Нептун и указал, на каком
участке звездного неба надо ее искать, и планету нашли. Но в науке бывает и по-другому. Достоверный, казалось бы, факт нуждается в теоретическом доказательстве. Факт подтверждается теорией. Но она может и отри
цать его, тогда и говорят математики: «тем хуже для фактов», и то, что считалось фактом, ниспровергается с почетного пьедестала истины и признается несущест вующим. Оказывается, что исследователя могут подвес ти и интуиция, и наглядность, и даже — о ужас! — здравый смысл. История науки знает немало примеров того, как жестоко подводил здравый смысл даже вели ких ученых. Известно, что этого не избежали такие ти таны мысли, как Эйлер, Риман.
Итак, теоремы существования. На них возложена тягостная обязанность стоять на страже истинности фактов. Вы существуете? — вопрошают теоретики. —
Мы в этом не уверены. Это надо доказать. |
75 |
Тут и выступают на сцену теоремы существования. Уравнения, с которыми приходится иметь дело в науке, разумеется, отражают объективный мир, так как выво дятся из опытов, наблюдений. Но, как говорится, глаз взвешивает, а ум проверяет. По вполне понятным причинам ученый не может иметь априори, полной убежденности в том, что они, эти уравнения, действи тельно адекватны объективным закономерностям. По этому, прежде чем пытаться находить решение уравне ний, надо знать, надо убедиться в том, что эти решения существуют. Представьте на минуту, что вы — ученый, математик, но теоремы существования для данной проб лемы вам неизвестны; вы можете пытаться решать свою проблему бесконечно долго, но терпеть при этом одну неудачу за другой; бесцельно обвинять себя в ошибках, в незнании, в неспособности. Вы передаете это дело своим ученикам и наследникам и не подозреваете даже, что льете воду в бочку Данаид, что все это напрасно: эта проблема «не решается». Она не имеет решения, ре шения в том классе, где вы его ищете, не существует.
Теоремы существования оберегают математиков от бесплодных блужданий. И, выходя в дальнюю дорогу научного поиска, они, благодаря этим теоремам, заранее знают, что это действительно дорога, а не тупик. Кто знает дорогу, тот не устает. Значит, надо работать, ра ботать до тех пор, пока не будет достигнута цель.
Вот какая полезная это вещь — теоремы существова ния.
Теоремы существования затрагивают многие и раз нообразные области математики. Доказательства этих теорем принадлежат к самым трудным ее задачам. По этому тщетно, например, искать их в университетских курсах, место теорем существования — в специальной и монографической литературе. Добавлю к этому только следующее:
76
О научной ценности и, вместе с тем, о сложности ра боты в этой области, в частности, в математической тео рии упругости, свидетельствует то обстоятельство, что ее теоремы существования были и остаются предметом неослабного интереса ряда классиков и выдающихся представителей математики. Международный математи ческий журнал «Централь блат фюр математик» пишет в рецензии на книгу Купрадзе «Динамические задачи теории упругости», вышедшую на английском языке в Голландии, следующее: «В превосходной монографии В. Д. Купрадзе существенно продвигаются вперед и до полняются известные результаты... Фредгольма, Лауричеллы, Лихтенштейна, Германа Вейля и других. Она, несомненно, даст плодотворный импульс к дальнейшим исследованиям в этой области и, в частности, по числен ному решению конкретных задач». Специалисты хорошо знают, что значат результаты Фредгольма, Вейля и дру гих упомянутых в этой цитате ученых.
Вернемся, однако, к методам Купрадзе.
Любая, более или менее сложная радиотехническая конструкция, имеющая дело с излучением, распростра нением, отражением и преломлением волн, не может быть эффективной и оптимальной, то есть работающей хорошо, с максимальной степенью точности, если в ее основу не положены дифракционные расчеты, а они, в конечном счете, всегда требуют решения математиче ской задачи, связанной с уравнениями Максвелла.
Напомним, что строгое решение уравнений Максвел ла выражается чрезвычайно громоздкими формулами и неудобно, по существу неприемлемо для практического употребления. Поэтому на помощь приходят так назы ваемые приближенные методы, достоинство которых — относительная простота и точность.
Метод, предложенный в данном случае, является
77
приближенным, но его отличие в том, что он позволяет решать такие задачи, которые другими методами не
могут быть решены.
Теперь понятна будет первая половина фразы, про изнесенной на симпозиуме после доклада Купрадзе, профессором Георгием Ивановичем Петрашенем, главой крупной школы ленинградских дифракционистов: «Это
действительно замечательно, если все это так». |
Пусть |
не смущает читателя окончание фразы. Доклад |
Куп |
радзе продолжался минут сорок, и за это время было невозможно привести все подробности доказательства, но теперь, когда они вновь проверены и опубликованы, для сомнений не осталось места.
«Полный список» рецептов по методу Купрадзе за требовали специалисты различного профиля. «Это очень сложно», — предупреждал Купрадзе, но никто не ис пугался этой сложности, — слишком заманчивы пер спективы его приложения. Метод Купрадзе решено было применить к задачам газодинамики, к теории фильтра ции, в частности — фильтрации нефти. Вспомним, ка кими сложнейшими физико-химическими процессами «ведают» эти области знания, вспомним, какое огромное значение имеет в условиях огромной нашей страны лю бое облегчение, упрощение длительных и дорогостоя щих процессов. И тогда станет понятно все: и стремле ние специалистов незамедлительно взять на вооружение
этот метод, и скоростные сроки |
печатания |
его работы, |
и, главное, фундаментальное значение его |
трудов, из |
|
которых мы говорили о самых |
последних. |
В нашу, за |
дачу не входило даже простое перечисление всех полу ченных им научных результатов, изложенных в несколь ких монографиях и изданных на русском языке и мно гих иностранных языках,
78
** *
Сорок минут, понадобившиеся Купрадзе для того, чтобы ознакомить представительный форум ученых ма тематиков со своей работой, признанной ныне основопо лагающей, пришли, как награда за труд, которому он был предан всю жизнь, и тем сильнее предан, чем ак тивнее заявляли о себе силы, побуждавшие его изменить этой преданности. Купрадзе, мне кажется, повезло. Его время, его жизнь, его привязанности не ограничивались одной математикой.
И нельзя думать об этом плохо, как ни обаятелен бывает — в книгах —образ ученого, жизнь которого —
одержимость наукой и ничего больше. Эпоха, |
гимны |
|
революции, призванной дать |
начало новому миру, по |
|
звали и повели его за собой, |
как и после того они звали |
|
и вели миллионы других. |
|
|
* * |
* |
|
Родился Виктор Дмитриевич Купрадзе в 1903 |
году |
в Кутаиси, в семье, в которой отец-железнодорожник внушал детям уважение к технике, а мать подавала пример доброжелательности к людям, внутренней дис циплины и душевной щедрости. Сыновей — их было трое — отдали не в гимназию, а в реальное училище — по-видимому, закономерно для семьи, где уважают любой труд, но предпочтение отдают технике. Воспи танников этих училищ называли реалистами. Деятель ность Купрадзе свидетельствует о том, что он остался реалистом на всю жизнь, реалистом, не чуждый душев ным порывам, но с твердо выраженной склонностью к самодисциплине.
79
Здесь, в реальном училище, Купрадзе приобщился к высшей математике. Учащимся преподавали начала дифференциального и интегрального исчисления, ана литическую геометрию (разделы, которые в наши дни входят, увы, уже в вузовские программы, и только в самое последнее время пробивает себе дорогу в школу).
Польза была очевидной и сказалась впоследствии. Отчасти поэтому в споре «физиков» и «лириков», кото рый из сферы искусства перекинулся на вопросы школь ного образования, Купрадзе — в стане сторонников раздельного обучения будущих гуманитариев и «техни ков». Унификация образования, которая сыграла в свое время прогрессивную роль, теперь, по его мнению, задерживает приобщение к науке многих и многих спо собных людей и, следовательно, снижает коэффициент полезного действия их службы обществу — «отдача» начинается позже. В реальном, замечает он, не страда
ла литература — этого-то больше всего |
боятся «лири |
||||
ки», уверенные, что именно на уроках |
литературы пре |
||||
вращаются школьники в образованных |
и широко мыс |
||||
лящих гуманистов. Русская |
классическая |
литература |
|||
была прочитана им на школьной скамье. |
Верно, |
в ре |
|||
альном, в отличие от гимназии, не обучали |
латыни — |
||||
об этом ученый сожалеет, |
но ведь «латынь |
из |
моды |
||
вышла ныне» повсюду, кажется, если |
исключить меди |
||||
цинские вузы и отделения классической филологии. |
|
В реальном был знающий преподаватель математи ки — Иван Эрастович Гачечиладзе. Он поддерживал в Купрадзе желание стать математиком, и когда тот за кончил училище, снабдил его рекомендательным пись мом к своему тбилисскому другу, знаменитому грузин скому математику, профессору Андрею Михайловичу Размадзе. В письме, как выяснилось позже, Гачечиладзе сообщал не только о математических способностях свое-
80