Файл: Машталер, И. М. Оперативный анализ в капитальном строительстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналогично делаются расчеты и по другим невы­

полненным пунктам планов индустриализации и механизации строительного производства.

Выявляются также факты излишнего расходова­

ния заработной платы на различные непроизводи­ тельные затраты (переделки выполненных работ, простои, исправление брака и т. п.). При этом ис­

пользуются данные, полученные при внутримесяч­

ном анализе нарядов, листков доплаты и т. д.

При анализе месячных показателей себестоимос­ ти следует учитывать, что часть выплаченной зара­

ботной платы отражается по другим статьям затрат, поэтому нужно правильно отнести выявленные ана­

лизом переплаты на ту или иную статью прямых

затрат и накладных расходов.

При оперативном анализе месячных показателей себестоимости по статье «Расходы по эксплуатации

машин и механизмов» следует использовать резуль­ таты ежедневного анализа, существенно расширяя

и дополняя его. Методика такого анализа зависит

от того, чьи машины и механизмы использует под­

рядная организация — собственные или принадле­

жащие другим организациям.

При использовании собственных машин, расходы по их содержанию и эксплуатации, включаемые в

себестоимость, делятся на единовременные и теку­

щие. К единовременным относятся такие, которые

осуществляются до начала эксплуатации машин и

механизмов: демонтаж, монтаж, погрузка, выгруз­ ка, транспортировка, пробный пуск и т. п. Текущие

расходы связаны непосредственно с эксплуатацией:

основная заработная плата рабочих по обслужива­ нию машин и механизмов, амортизация, расходы на

электроэнергию, горюче-смазочные материалы и др.

Величина единовременных (постоянных) расхо­

дов не связана с уровнем выполнения плана строи-

135

Данные об использовании машин по выработке в августе

Наименование ма­ шин и механизмов

Е диница и зм е­ рен ия

Ф актическая средн яя м ощ ­ ност ь маш ин В ы полн ен ие р а ­ бо т вс ем и м а ­ ш ин ам и в соот­ ве тс тв ую щ их ед иницах изм ер ен ия

Выработка на еди­ ницу мощности

е

 

 

СО

 

­

 

 

Q.

 

нормпо

X

 

еноцпрт

лнповые яни

 

42

 

£ s .

 

 

 

«

*

о.

 

 

1

2

3

4

5

fi

7

 

Краны башенные

Т

5,0

12,349

2700

2468

9] 4

Экскаваторы одно-

 

 

 

 

 

 

ковшовые

Л3

5,2 >

54280

12000

104,38

86 9

Скреперы

лі3

17,4

11810

620

679

109 ,’5

телыю-монтажных работ. Поэтому при наличии

роста этих расходов по сравнению с суммами, пре­

дусмотренными калькуляциями, следует выяснить

причины его и наметить меры по сокращению рас­

ходов.

Наименование ма­ шин и механизмов

1

Краны башенные Экскаваторы одноковшовые Скреперы

Данные об использовании машин

Количество машино-днеи

 

1

пр еб ыва ­ ние в хо­ зя йст ве

в ра бо те

2

3

О тработано маш .-ч.

С ред нес писо ч­ но е ко ли че ст во маш ин

С редняя про­ долж и тельн ость раб оты в ден ь (ч ас ) (гр. 4 : гр- 3)

4

5

6

186

118

1416

6

12

0

744

610

57,34

24

9,4

93

54

583

3

10,8

136

На величину текущих расходов оказывает влия­

ние выполнение норм выработки машинами (произ­

водительность машин) и соблюдение норм их ис­ пользования по времени. Источниками для получе­

ния этих данных служат сменные (декадные) ра­

порты машинистов, журналы учета работы строи­

тельных машин (типовая форма № ЭМ-4), опера­

тивный учет, отчетность по форме № 1-нт и др.

При оперативном анализе месячных показателей

норм выработки машин и механизмов в натураль­

ном выражении и норм их использования рекомен­ дуется составлять специальные таблицы, из которых

наглядно видны результаты анализа (стр. 136—137).

Выявив отклонения в выполнении норм выработ­

ки и времени работы, следует установить их причи­

ны. К таким причинам относятся простои машин

и механизмов из-за поломок, отсутствия фронта работ, материалов и конструкций, электроэнергии,

горючего. Снижение производительности работы

машин может быть вызвано также низким техни-

по времени

в августе

 

теноцпр елнповы­ ния

рмнопоа­ вути

честиакф­

.рг(ки6: 8,2чв )уенсм

ициенфоэфК т ользиспован ия дарнкаленого иенемвр :3гр.гр( . 2)

неередС количе­ днейвост р аб о ­ тымашин ы .гр(3:гр. 5)

понорме

честиакф­ 4:ки.гр(

.гр5)

 

Количество

часов

работы

Коэффициенты

 

 

среднесписочной машины

сменности

 

7

8

9

 

10

11

 

12

13

19

275

236

85,8

1.7

 

1.4

0,63

25

254

239

94,1

1,2

 

1,1

0,82

18

180

194

107,7

1,2

 

1,3

0,58

137


ческим состоянием их парка. Следует проанализи­ ровать этот вопрос и выявить количество машин с

истекшим сроком службы.

Машины и механизмы, принадлежащие другим организациям, могут быть привлечены подрядной организацией к выполнению работ двумя спосо­ бами — на правах аренды или на правах субпод­

ряда.

В первом случае в себестоимость, включаются

суммы арендной платы; во втором случае затраты

по эксплуатации машин и механизмов не влияют

на себестоимость строительно-монтажных работ

подрядной организации, так как она ведет расчеты с владельцем машин — управлением механиза­

ции — за фактически выполненные объемы работ

(тонны, кубометры, квадратные метры и т. п.) по планово-расчетным ценам. Поэтому тщательному

анализу подвергаются затраты, выплаченные в ка­ честве арендной платы, которая исчисляется по ма­ шино-дням, независимо от фактической выработки

машин в рабочие смены.

Особое внимание следует обратить при этом на

плановую и фактическую себестоимость единицы

работы, которые определяются путем деления сум­

мы арендной платы на объем работ (соответствен­ но по плану и фактически). Если разницу между этими показателями умножить на объем работ в

натуральных измерителях, выполненных всеми ме­

ханизмами данной марки, то получим сумму завы­

шения или экономии себестоимости работ за счет использования средств механизации.

При арендном использовании машин и механиз­ мов важно выявить все случаи их пребывания на

строительной площадке сверх сроков, поедусмотренных проектом производства работ, а также приме­

нения машин большей мощности (а значит, и более

138

дорогих в эксплуатации), чем требуется по услови­

ям производства.

Общую сумму удорожания за счет этих факторов

можно установить по каждому строящемуся объекту

путем сравнения фактически затраченных машино-

смен с плановыми (по проекту производства работ)

иумножения количества излишних машино-смен на

стоимость (пример на стр. 140).

Входе оперативного анализа месячных показате­ лей себестоимости по статье «Расходы оп эксплуа­ тации машин и механизмов» следует проверить вы­

полнение ранее намеченных мероприятий по более эффективному использованию строительных машин

имеханизмов, установить те из них, которые оста­

лись невыполненными, наметить пути дальнейшей работы по снижению расходов на указанные цели.

При ежемесячном анализе себестоимости по

статье «Прочие прямые затраты» следует помнить,

что эти затраты отражают стоимость услуг собст­ венного и привлеченного транспорта по перемеще­ нию грунта и по перевозке материалов от при­ объектного склада до места их укладки или до подъемного механизма, а также расходы по вывозке мусора и снега с территории строительства. Их ве­ личина зависит от количества перевозимых мате­ риалов и грунта, от расстояний перевозок, от вида используемого транспорта, от организации погру­ зочно-разгрузочных работ и т. д.

Проводя анализ и устанавливая причины пере­ расхода, следует выявить резервы сокращения про­ чих прямых затрат за счет ликвидации промежуточ­

ных складов, внедрения монтажа конструкций и де­ талей «с колес», использования для внутрипостро-

ечных перемещений материалов на короткие рас­

стояния сравнительно недорогого вида транспорта (электротележек, мототележек и т. п.).

139


Следует обратить внимание на выявление и пре­

сечение приписок объемов перевозок, завышения

тарифов и т. п. Приписки можно обнаружить путем

пообъектного сравнения объемов перевозок, опла­ ченных транспортным организациям, с теми же

объемами по проекту (пример на стр. 142).

Если подрядная организация для перевозки гру­ зов использует собственный транспорт, то при ана­ лизе целесообразно сравнить фактические расходы

на единицу услуг с калькуляцией, что даст возмож­ ность установить конкретные причины удорожания.

Рассмотрим методику проведения оперативного

анализа накладных расходов, которые в общей себе­

стоимости строительно-монтажных работ занимают

примерно 14—17%. При осуществлении анализа

следует помнить, что накладные расходы состоят из затрат на организацию, обслуживание и управление

Пример. Оперативным анализом на I июня выявлены сле­ дующие показатели соблюдения сроков содержания машин на объектах:

 

 

колилановоеП­ ииомашотвчесстроиенсмна­ тельствеоегвс ектаъобглассо­ РППно

Фактически

 

 

 

машино-смен

Наименование

Машины, которые

 

 

 

объекта

работали в мае на

 

с

начала

 

объектах

 

строитель-

 

 

 

стваїдо

 

 

 

1

мая

1

2

3

 

4

Общежитие

Башенный кран

190

 

170

Итого

Автомобильный кран

20

 

20

Башенный кран

210

210

Жилой дом № 1

 

 

 

 

Итого

Бульдозер

14

 

8

 

 

 

 

140

 

 

 

 

строительным производством. К ним, в частности,

относятся:

административно-хозяйственные расходы (зара­ ботная плата, затраты на командировки и т. п.);

расходы по обслуживанию рабочих (дополнитель­

ная заработная плата рабочих, отчисления на социальное страхование, затраты по охране труда и технике безопасности, отчисления профсоюзу на

культурно-массовую и спортивную работу и т. п.);

расходы по организации и производству работ,

содержание пожарной и сторожевой охраны, содер­

жание производственного оборудования и инвен­

таря, отчисления на научно-исследовательскую ра­

боту, затраты на проектирование производства работ, содержание строительных площадок, затраты

на

производственные командировки рабочих и

т.

п.);

 

прочие накладные расходы (уплата процентов за

вычетом полученных по не переведенным на новую

систему хозяйствования подрядным организациям,

Отработано сверх

отработано

 

сроков (+) или

на объекте

 

ниже сроков (—)

за май

всего

всего

в том

(гр.

4+

числе

 

+ гр.

5)

 

за май

5

6

 

7

8

41

211

+21

+21

10

35

+ 15

+ 10

16

226

+16

+ 16

2

10

—4

—4

Сто имост ь м аш .-см ен ы , ру б.

9

18

11

20

8

--

Удорожание (+) или удешевление

(—). руб..

 

в том

всего

числе за

 

май

10

11

+378

+ 378

+ 165

+ 110

513

+448

+ 320

+ 320

-32

—32

—288

-288

6 6—2338

141


Пример. Оперативным анализом перемещения грунта со строительных площадок за июль установлено следующее:

Наимено­ вание объектов строитель­ ства

1

Больни­ ца Школа Жилой

ДОМ

Итого

Объем грунта, м?

 

 

По товаро­

 

 

 

транспортным

 

По пр ое кт у на об ъе кт

документам

 

с на ча ла ст роите ль ­ ст ва до 1 ию ля

за ию ль

всего

¡

¡

 

 

 

 

2

3

4

5

3120

2900

430

3330

2500

2520

140

2660

2000

2000

200

2200

7620

7420

770

8190

Приписки

ф

Сумма

тари .ете

ревезенного

объемов

пе­

 

переплат,

грунта,

ма

едсрУ нен ны й за1м 3 по см -РУб

руб-

 

томВ еслчиза льию

ш -s

томв чи с­ леза льию

со

«о

 

 

 

 

 

U

 

 

 

 

 

о

 

 

 

О

 

аи» л.,

 

 

 

о

 

о и

 

 

 

 

6

 

7

8

9

10

210

210

1,12

235

235

160

140

1,12

179

157

200

200

1,12

224

224

570

550

1,12

638

616

отчисления на создание фонда премирования за

внедрение новой техники, услуги буфетам и сто­

ловым, содержание редакций многотиражек и т. п.).

Плановые суммы затрат по каждой перечислен­

ной статье накладных расходов определяют спе­

циальным расчетом (сметой), где учитываются объем и структура подлежащих выполнению строи­

тельно-монтажных работ, количество работающих,

утвержденные правительством нормы накладных

расходов 1 и другие данные.

По результатам постатейных расчетов (смет) со­

ставляют общую смету накладных расходов, ко­

торая включается в плановую себестоимость строи­

тельно-монтажных работ. Однако, если организа-

1 Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1968 г. № 950 «О нормах накладных расходов в строительстве» и от 28 июля 1972 г. № 560 «О мерах по обеспечению сниже­ ния сметной стоимости строительства».

14?