Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
показано постепенное развертывание служб, их дифференциа ция, процесс специализации функций управления и организа ционного оформления специализировавшихся и обособившихся участков в отдельные органы. Следует отметить, что в совре менных условиях размер предприятия определяется не только количеством работающих, но и другими показателями: объемом производства, уровнем механизации и автоматизации произ водства и т .д . Повышение уровня механизации производства неизбежно приводит к сокращению функций оперативного уп равления. Упрощаются и сокращаются функции текущего плани рования.
Группировка факторов, влияющих на структуру органов управления предприятием, должна учесть отраслевые осо бенности предприятий.
У действующих предприятий, как правило, значительны организационно-структурные различия, т .е . размеры предпри ятия, состав основных и вспомогательных цехов, возраст, квалификация и опыт работающих, возраст и состав оборудова ния. В каждой отрасли существующая техника, технология, организация производства и труда обуславливает минимально допустимые размеры предприятия. В зависимости от типа про изводства (массового, серийного, единичного) минимально допустимый размер предприятия определяется или производи тельностью автоматической линии, или суммарной загрузкой уникального оборудования при двухсменной работе не менее чем на 80-85%.
Размер предприятий влияет на структуру органов управ ления.
Оптимальный размер машиностроительного предприятия определяется, например, по минимуму приведенных затрат на единицу продукции. Так, для предприятия по производству башенных кранов минимально допустимый размер определен в 250 кранов в го д , а оптимальный - в 1500
^"Экономика машиностроительной промышленности
СССР". М ., "Машиностроение", 1968, с т р .139.
72
Признание минимально допустимого и оптимального раз мера предприятия неизбежно влечет за собой и признание оптимальных производственно-организационных и управленче ских структур предприятия. Действительно, если в машино строении размер предприятия определяется его производст венной мощностью, то все остальные параметры предприятия (количество и виды его оборудования, номенклатура продук ции) в свою очередь определяют структуру органов заводо управления.
Следовательно, дифференциация предприятий при опре делении количества отделов и сотрудников аппарата заводо управления должна осуществляться в пределах минимально до пустимого и оптимального размеров предприятия. В нашем примере заводы по производству башенных кранов могут быть
дифференцированы |
по трем |
группам: I) |
с |
объемом производ |
ства от 250 до 500 кранов в год ; 2) |
от 500 до 1000 кра |
|||
нов в год; 3) от |
1000 до |
1500 кранов |
в |
год . |
Нормы технологического обслуживания оборудования по производству продукции позволяют установить количество основных и вспомогательных работ, расход материалов, эле
ктроэнергии и т .п . |
А все |
эт о , |
в свою очередь, обуславли |
вает потребность в |
сотрудниках |
технических, экономических |
|
и административных |
служб. |
На одну технологическую опера |
цию предприятия приходится пять и более операций, связан ных с нормированием, выпиской документов, первичных сче тов. Это лежит в основе объемов работ по реализации той или иной функции управления.
Поскольку на минимально допустимые и оптимальные раз меры предприятия, объединения, комплекса влияют объем пот ребности и технико-производственные особенности продукции, организационно-технический уровень производства, размеще ние сырьевой, топливно-энергетической базы и районов пот ребления продукции, сроки строительства и освоения произ водственной мощности, постольку нужно учитывать все эти факторы при разработке структуры органов управления пред приятием, объединением, комплексом.
На структуру управления влияют централизация и децент-
73
рализадия функций управления. В современных условиях на крупном промышленном предприятии в управлении участвуют более 20 структурных подразделений. Поэтому излишняя де централизация прав в решении практических задач ведет к увеличению затрат управленческого аппарата на согласование вопросов между различными службами. Целесообразно вопросы планирования, методологии учета и контроля решать центра лизованно, а вопросы оперативного управления - децентра лизованно.
Экономическая реформа предполагает большую дифферен циацию проблем, решаемых централизованно и децентрализо ванно. Современное развитие промышленного производства требует дифференциации прав для решения экономических, технических и организационных вопросов на различных уров нях управления. Известно, что децентрализация прав по планированию объема реализации продукции, прибыли и уровня рентабельности предприятия приводит к расширению эконо мических служб предприятий. Децентрализация вопросов сбы та потребовала расширения службы сбыта на предприятиях, в объединениях.
Структуры органов управления предприятием, объедине нием, комплексом определяется уровнем технической, органи зационной и методологической работы. Например, специали зация производства, концентрация его может значительно облегчить деятельность органов управления, уменьшить объем их работы за счет упрощения учета и сокращения документо оборота. Рациональная организация складского хозяйства, упорядочение работы службы снабжения уменьшает затраты времени бухгалтеров, экономистов на выписку, регистрацию и поиск первичных документов по учету материалов. Напри мер, основные трудности в учете материалов возникают при подборе приходных ордеров и счет-платѳжных требований в бухгалтерии на поступившее сырье и материалы. Специализа ция складов материалов и готовой продукции позволит об легчить группировку приходных ордеров и счет-платежных требований и , следовательно, уменьшить затраты труда по учету поступления и расхода сырья и материалов.
74
Наличие большого количества ставок налога с оборота, трех различных счетов в банке (спецссудный, расчетный, по децзачетаи) усложняет работу бухгалтерии и финансового отдела. Значительно влияние методологии бухгалетреного
учета на объем и сроки выполнения операций по учету мате риалов, затрат на производство и реализацию продукции. Упо рядочение форм бухгалтерского учета - одна из методологи ческих проблем, решение которой дает наибольший выигрыш в экономии времени сотрудников бухгалтерии.
, Важным направлением совершенствования структуры орга нов управления является четкая специализация служб. Глав ный инженер и подчиненные ему отделы должны быть освобож дены от оперативного руководства ходом производства и сос редоточены на решении вопросов технической реконструкции,
обновления изделий и т .д .
Определение пределов юридической самостоятельности отделов, цехов, участков, предприятий, филиалов, объедине ний и разработка положений об отделах и службах способст вует совершенствованию структуры органов управления пред приятием, объединением.
Организационная структура производственного пред приятия, объединения не является чем-то неизменным. Изме
нение |
техники |
и технологии производства, специализации |
|||
и т .д . |
влияют |
на организацию органов управления. |
Кроме |
||
того , |
в самой |
структуре, какой бы рациональной |
она |
ни бы |
|
л а , заложены потенциальные возможности для |
ее |
совершенство |
|||
вания. |
Процесс |
рационализации управления - |
это |
постоянно |
‘развивающийся процесс, который не может заканчиваться на , каком-либо этапе.
Факторы, определяющие структуру органов управления • комплексами, производственными объединениями,недостаточно
исследованы. Наибольшее влияние на структуру органов управ ления комплексе оказывают функции управления, место и роль комплекса в отрасли промышленности, его производст венно-технические, организационные экономические и имуще ственные связи, уровень централизации и децентрализации прав и ответственности за решение вопросов. Кроме того , на
75
структуру органов управления комплексом влияют факторы, зависящие от характера, размера и территориального разме щения предприятий, входящих в состав комплекса, от трудо емкости продукции, уровня специализации, механизации и ав томатизации производства, труда и управления.
В каждом отдельном случае в организационной структуре управления должны непременно учитываться специфические особенности промышленного комплекса (объединения), связан ные с его производственной структурой, степенью специали зации и кооперирования, объемом и характером выпускаемой продукции, территориальным размещением подразделений, сте пенью сложности внешних связей , техническим условием про изводства и управления. Вместе с тем имеются общие черты методов проектирования организационного механизма, кото рые, на наш взгляд, отражают и воплощают научный подход к формированию органов управления, установлению взаимосвя зи между ними, определению содержания управленческих за дач и функций.
Прежде всего следует подчеркнуть, что методы проекти рования должны ориентироваться на всемерную реализацию в структуре системы целей комплекса. Это означает, что на всех этапах проектирования следует исходить из необходи мости формирования гибкого и динамического организацион ного механизма, призванного обеспечить:
-удовлетворение потребностей народного хозяйства в продукции комплекса в соответствии с государственными пла нами ;
-ускорение научно-технического прогресса в производ
стве и в моделях выпускаемой продукции; - постоянное повышение экономической эффективности
производства и всех видов деятельности; - планомерное социальное развитие коллектива работ
ников.
Эти цели лежат в основе не только выявления состава и соподчиненности подразделений и работников в системе управления комплексом, но и (что особенно важно) подроб ной разработки механизма функционирования этой системы.
76
Здесь принципиально важной становится реализация одного из рассмотренных принципов - комплексной увязки всех видов деятельности на основе рационального распределения ответ ственности и процедур принятия решений.
Другой не менее важной исходной точкой проектирования является четкое выделение составных частей создаваемого организационного механизма и определение последовательно сти их проработки. Такими элементами объекта проектирова ния применительно к крупному промышленному комплексу (на пример, КамАЗу) можно считать:
а) состав подразделений и работников в аппарате уп равления всем комплексом, в заводоуправлениях и производ ственных подразделениях;
б) формулировку и распределение целей и задач между ними, увязку с общими целями комплекса;
в) распределение видов управленческой деятельности (функции) между структурными подразделениями;
г) потоки информации, связи и документооборот в орга низации;
д) отношения между полномочиями, ответственностью, правами подразделений и работников в структуре управления.
Начальной точкой проектирования структуры является не набор общепринятых органов управления (функциональных и линейных) и распределение между ними задач (как это дела ется повсеместно), а прямо наоборот - определение всей системы целей комплекса и уже на этой основе формирование органов, ориентированных на достижение установленных це лей. Сначала - цель, а затем - механизм для ее достижения. Причем дл КамАЗа создавалась не только система целей, но и по каждой цели и подцели определялись показатели (ко личественные и качественные) их достижения.
Вместе с тем цели комплекса не отрываются от функций и задач, объективно существующих по каждому виду .деятель ности. Поэтому структура управления создается одновремен но двумя путями: сверху вниз (от целей к орсанам и функ циям ) и снизу вверх (от функций и задач к органам, ориен тированным на цели ). Поэтому параллельно ведется и разра ботка системы целей, и определение функций и задач по о с -
77
0
новным видам деятельности.
Как показывает практика управления крупными предпри ятиями, ответственность за узловые, перспективные и за те кущие, оперативные решения, как правило, возложена только на высшие звенья управления. В процессе же руководства оперативные вопросы преобладают над узловыми, перспектив ными в силу их множества и безотлагательности.
Применительно к промышленному комплексу следует исхо дить не из сложившихся соотношений централизации в управ лении производством, когда роль низовых и средних звеньев в принятии решений сведена до минимума, а высшее звено перегружено всеми видами решений - оперативными и страте гическими. Правильным является курс на формирование высше го уровня, ориентированного на крупные производно-хозяйст венные и научно-технические решения, и среднего уровня уп равления с правами и ответственностью за обеспечение и результаты деятельности комплекса в целом и отдельных его звеньев.
Кроме того, в каждом из функциональных блоков преду сматриваются организационные условия для полноценного осу ществления как перспективных, так и текущих задач.
Распространенные структуры управления предприятиями и объединениями построены преимущественно по вертикальной соподчиненности. Организационно они не приспособлены к решению комплексных задач, поскольку в них рассеивается ответственность между разными подразделениями. В этих условиях любые вопросы комплексного, межфункционального характера (а их становится все больше и больше) решаются только на высшем уровне, поскольку нет структурных усло вий, дающих возможность решать их на более низких уровнях.
С учетом масштабов и сложности взаимосвязей внутри комплекса важным вопросом становится создание гибкой и ди намичной системы "горизонтальной" координации для согласо вания усилий отдельных звеньев, для выполнения общих комп лексных задач для нескольких подразделений. Предлагается целый ряд новых организационных решений, позволяющих со четать "вертикаль" управления с его "горизонталью" для
78
выполнения широкого круга целевых программ.
Проблему увязки специализированных функций (плани рование, снабжение, производство, сбыт и д р .) необходимо решать не только посредством горизонтальной координации.
Поэтому в структуре управления комплексом должна быть предусмотрена концентрация, сближение взаимозависимых функ ций (например, производства и сбыта); технической и орга низационной подготовки производства; работы с кадрами и деятельности по социальному развитию коллектива и т . п . ) .
Кроме того , важным является четкое распределение прав и обязанностей разных подразделений и руководителей по по воду решения определенных задач и выполнения определенных видов деятельности. При разработке структуры управления комплексом используются различные методы организационного моделирования (органиграммы, матрицы ответственности и д р .) , позволяющие уже на проектной стадии рационально распреде лять права и ответственность между разными линейно-функци ональными органами.
Выполнение по каждому виду деятельности повторяющих ся задач, как правило, поглощает основное время управлен
ческого персонала и затрудняет анализ происходящих процес |
|
со в , тенденций, извлечение уроков из накапливаемого опыта, |
|
отбор и развитие ценного опыта, разработку перспективных |
|
задач и путей их решения. Это относится не только к комп |
|
лексу в целом, но |
и к каждому его подразделению, к каждо |
му крупному виду |
функциональной деятельности. |
В проекте структуры управления комплекса должны быть предусмотрены конкретные организационные решения, дающие возможность обеспечить на регулярной основе в каждом крупном блоке и в целом в масштабе комплекса осуществление функций прогнозирования, оценок и анализа. При этом необхо димо учитывать специфику разных видов производственно-хо зяйственной, научно-технической и социальной деятельности.
Как показывает опыт проектирования организационной структуры управления комплексами, наиболее эффективным является комплексный продукт. С одной стороны, выделение основных функций производственно-хозяйственной деятельно