Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
ординатора" различных работ по программа, цель которого доводить до сведения вышестоящего руководства и функцио нальных руководителей информацию о ходе выполнения работ по программе и рекомендации по ее выполнению - "координа ционная" структура;
-второй, когда на руководителя программы возлагает ся вся ответственность за качество и ход работ по выполне нию программы, он наделяется правами единоначального ко мандования ответственными исполнителями, которые переходят
вего непосредственное подчинение - "чистая программная" структура;
-третий, когда руководитель программы наделяется всей полнотой функциональной и лишь некоторыми сторонами линейной власти ( т .е . принятия решений по содержанию прог раммы, методам ее исполнения, планирования работ и рас пределению ресурсов, а также стимулированию за конечные результаты работы), но не имеет всей полноты линейной вла сти над ответственными исполнителями (оперативно-команд ное распорядительство исполнителями осуществляют непосред ственные начальники тех подразделений в структуре органи зации, где работают исполнители) - это "смешанная програм
мная" структура.
В любом случае руководитель программы назначается из числа ведущих высококвалифицированных специалистов, а его статус приравнивается к статусу заместителя соответствую щего директора комплекса, что дает ему возможность отда вать в пределах своей компетенции распоряжения начальни кам управлений. По работам, относящимся к программе, ее руководитель подотчетен лишь директору комплекса по дан ной функции и выступает как его полномочный представитель.
Руководитель программы осуществляет прежде всего функциональное (отчасти линейное) руководство ответствен ными исполнителями. Но в то же время он наделяется широ кими правами по принятию решений второго типа. Это обеспе чивается правом одобрения и визирования работ и докумен тов по программе, которую подготавливают ответственные ис полнители; правом распоряжаться определенными ресурсами
66
и фондами материального стимулирования, выделяемыми в его компетенцию; правом оценивать итоги работы по программе. В любом варианте построения системы управления программы главное назначение руководителя - налаживание эффективной
горизонтальной координации по выполняемым работам. Руково дитель программы не должен стремиться подменить линейных руководителей функциональных подразделений, а прежде все го использовать косвенные рычаги и методы воздействия на исполнителей (через планы, распределение ресурсов, фонды стимулирования и т .д .) .
Важная роль в системе управления программой принадле жит штабной службе, отделу, который создается при соответ ствующем директоре комплекса и комитете, с тем чтобы осу ществлять планирование, координацию, контроль выполнения программы соответствующего типа. Его основное назначение состоит в документационном, информационном обслуживании системы управления программой.
Такого рода штабная служба собирает всю информацию о ходе выполнения работ, осуществляет текущий контроль за
выполнением планов, вносит |
предложения по их |
корректиров |
к е . Этот отдел наделяется |
правом запрашивать |
любые сведе |
ния у руководителей подразделений и ответственных исполни телей по соответствующей программе. Он постоянно взаимо действует с руководителями программ, по отношению к кото рым он выполняет обслуживающие функции.
Ответственные исполнители назначаются, по согласова нию с начальником функционального подразделения, на все включенные в проект работы. Ответственный исполнитель ли нейно подчиняется своему вышестоящему руководителю (с ним он согласовывает планы и сроювы полнения заданных ему работ по программе и получает соответствующие людские и материально-технические ресурсы ), а функционально он под чиняется руководителю программы (по общему составу и результатам выполнения работ, по методам их выполнения и т . д . ) .
Ответственный исполнитель наделяется правами приня тия решений третьего вида (в необходимых случаях согла-
67
созываемых с руководителем подразделения или руководите лем программы). Он руководит исполнителями вверенных ему работ. Ответственный исполнитель должен требовать от сво его непосредственного начальника и руководителя проекта надлежащих условий для выполнения работ, обращаться к вы шестоящему руководству, если эти условия не выполняются, требовать административного воздействия на исполнителей.
Система управления программой как организационная форма достижения специфических целей в разных областях, может быть организована по-разному в рамках сформулирован ных выше положений в зависимости от специфики программы. Однако в целом внедрение программно-целевого управления в системе управления комплексом придает этой системе необ ходимую гибкость, не ломая основного функционального раз деления и специализации труда, приспосабливает ее к новым меняющимся задачам.
По своей сути комплексные планы в электротехнической промышленности представляют собой реализацию программно целевого метода управления созданием и использованием но вых видов продукции. Через систему комплексных планов ве дется разработка и организация производства электрообору дования для линий дальних электропередач, электрооборудо вания для комплексной электрификации сельского хозяйства, электробытовых приборов и т .п .
Т ак , на основе внутриминистерсяих заказов-нарядов образовалась единая система непрерывного планирования нау ки , техники и технологии по отраслевым и комплексным пла нам.
Специализация научных организаций и установленная форма планов оказались весьма действенными средствами для сосредоточения научных си л , денежных средств и материаль но-технических ресурсов на важнейших работах, что в свою очередь позволило проводить единую техническую политику отрасли, повысило эффективность работы НИИ и КБ и целе направленность планов на обеспечение народного хозяйства высококачественным современным электрообоурдовани-
68
ем"
При программно-целевом подходе к управлению решение важных проблем (программ, продукции) осуществляется комп лексно, в целом, а не с позиций отдельных управлений ор гана или иерархических ступеней управленческой лестницы. Главное внимание сосредоточено на организации взаимодей ствия различных звеньев, органов, на интеграцию различных видов их деятельности, а не на реализацию или совершенст вование отдельных функций управления.
Программно-целевая организация позволяет более четко провести раздел между органами, формирующими, определяю щими перспективы развития, и органами, принимающими реше ния по текущим проблемам, более точно определить права и ответственность каждого должностного лица.
§ 2 . Методические основы проектирования структуры управления
Структура органов управления предприятием, обьединением устанавливается в зависимости от количества рабочих (работающих). Например, все машиностроительные и металло обрабатывающие предприятия подразделяйся на семь групп. К первой группе относятся предприятия с численностью бо
лее 10 т ы с .ч е л ., к седьмой - менее 100 чел . Основываясь на этой группировке предприятий и своей классификации функций
управления |
производством,В.Ганштак и И.Розенберг предложи |
|
ли типовые |
структуры заводоуправления машиностроительных |
|
предприятий |
которые представлены в таблице 3 . |
|
Оценивая |
эту схему, надо отметить, что в ней хорошо |
^А.К .Антонов. Министерство - штаб научно-техниче ского развития отрасли. "Вторая Всесоюзная научно-техниче ская конференция "Проблемы научной организации управления социалистической промышленности".С б .І , часть I . М ., ВИНИТИ, 1972, стр .20 9 .
^В.Ганштак, И .Розенберг. Пути совершенствования управления промышленным предприятием. М ., Госполитиздат,
1962, стр.142-143 .
X
5 -1141 |
69 |
|
|
Типовые структуры заводоуправлений |
машиностроительных |
|
предприятий |
Таблица |
3 |
||||
Функции |
управления |
7 |
б |
Группы |
предприятий |
з |
: |
2 |
I |
|
и 5 |
Л_____ ! |
|
|
|
|
|||||
Работа с |
кадрами |
Ответственные |
|
Отдел кадров |
|
|
Отдел кадров |
обучения |
||
исполнители |
|
|
|
Отдел технического |
||||||
Организация труда, |
Ответственные |
Экономический |
Отдел организации труда и зарплаты |
|||||||
планирования |
исполнители |
отдел |
Плановый отдел |
Планово-экономический |
||||||
|
|
|
|
|
|
отдел |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
Производственно-диспет |
||
|
|
Ответственные |
|
|
|
|
|
черский |
отдел |
|
Контроль |
и учет |
|
|
Отдел технического контроля |
|
|||||
исполнители |
|
|
|
|||||||
|
|
Бухгалтерия с кустовой МСС, обслу |
|
|
Бухгалтерия |
|
||||
|
|
живающей несколько |
предприятий |
|
|
|
Подготовка производства
Внешние связи
Административно-хозяй ственные
Количество органов управления
! |
|
1 |
|
отдел |
j |
Отдел |
Главного |
конструктора |
||
^Технический |
іТехнический |
І |
|
1 |
|
1 |
||||
І |
отдел |
і |
|
|
іТехно- іТехноло-{Технологический |
|||||
|
|
ілоги- |
ігичѳс- |
j |
отдел |
|||||
і |
|
і |
|
|
іческий |
|кий от- |
| |
ррИЗ |
||
і |
|
1 |
|
|
і |
|
іде л |
і |
|
|
j |
|
j |
|
|
{ |
|
і |
|
іБюоо материальных |
|
І |
|
1 |
|
|
j |
|
j |
|
j |
нормативов |
j |
|
і |
|
|
i |
|
i---------------1---------------------------------- |
|||
j |
|
і |
|
|
i |
|
іБюро техинформации и орг- |
|||
1 |
|
і |
|
|
і |
|
j |
|
|
техники |
і |
|
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
t |
|
і |
|
|
! |
|
! |
Отдел |
г л .металлурга |
|
j |
|
і |
|
|
|
|||||
і |
|
j |
|
J |
і |
Инструментальный отдел |
||||
і |
|
ІОтдел |
глав- |
Отдел |
главного1 Бюро |
техники безопасности |
||||
і |
|
і |
||||||||
і |
|
іного |
меха- |
і |
|
|
j |
Отдел |
главного механика |
|
і |
|
іника |
|
і |
|
|
|
|
|
|
і |
|
і |
|
і |
|
Отдел |
главного |
энергетика |
||
і |
|
і |
|
і |
|
|||||
І |
|
і |
|
|
|0тдел |
! |
|
Отдел МТС |
||
іОтветственные |
• Отдел снабжения |
|
|
І |
Отдел |
кооперирования |
||||
{исполнители |
і |
|
|
;Н И Я |
! |
|
|
|
||
і |
|
|
|
|
|
|
||||
і |
|
і |
|
|
І |
Финансово-сбытовой отдел |
||||
і |
|
і |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
і |
Административно-хозяйственный |
||||
• |
Ответственные |
исполнители |
І |
|
|
отдел |
||||
|
|
1 |
|
1 |
\ |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
|
|
! |
|
|
||||
1 |
2 |
! |
7 |
1 |
9 ! |
13 |
! |
19 |
і |
21 |
I |
|
і |
-------- ------------- !---------------і---------------------------------- |