Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ординатора" различных работ по программа, цель которого доводить до сведения вышестоящего руководства и функцио­ нальных руководителей информацию о ходе выполнения работ по программе и рекомендации по ее выполнению - "координа­ ционная" структура;

-второй, когда на руководителя программы возлагает­ ся вся ответственность за качество и ход работ по выполне­ нию программы, он наделяется правами единоначального ко­ мандования ответственными исполнителями, которые переходят

вего непосредственное подчинение - "чистая программная" структура;

-третий, когда руководитель программы наделяется всей полнотой функциональной и лишь некоторыми сторонами линейной власти ( т .е . принятия решений по содержанию прог­ раммы, методам ее исполнения, планирования работ и рас­ пределению ресурсов, а также стимулированию за конечные результаты работы), но не имеет всей полноты линейной вла­ сти над ответственными исполнителями (оперативно-команд­ ное распорядительство исполнителями осуществляют непосред­ ственные начальники тех подразделений в структуре органи­ зации, где работают исполнители) - это "смешанная програм­

мная" структура.

В любом случае руководитель программы назначается из числа ведущих высококвалифицированных специалистов, а его статус приравнивается к статусу заместителя соответствую­ щего директора комплекса, что дает ему возможность отда­ вать в пределах своей компетенции распоряжения начальни­ кам управлений. По работам, относящимся к программе, ее руководитель подотчетен лишь директору комплекса по дан­ ной функции и выступает как его полномочный представитель.

Руководитель программы осуществляет прежде всего функциональное (отчасти линейное) руководство ответствен­ ными исполнителями. Но в то же время он наделяется широ­ кими правами по принятию решений второго типа. Это обеспе­ чивается правом одобрения и визирования работ и докумен­ тов по программе, которую подготавливают ответственные ис­ полнители; правом распоряжаться определенными ресурсами

66


и фондами материального стимулирования, выделяемыми в его компетенцию; правом оценивать итоги работы по программе. В любом варианте построения системы управления программы главное назначение руководителя - налаживание эффективной

горизонтальной координации по выполняемым работам. Руково­ дитель программы не должен стремиться подменить линейных руководителей функциональных подразделений, а прежде все­ го использовать косвенные рычаги и методы воздействия на исполнителей (через планы, распределение ресурсов, фонды стимулирования и т .д .) .

Важная роль в системе управления программой принадле­ жит штабной службе, отделу, который создается при соответ­ ствующем директоре комплекса и комитете, с тем чтобы осу­ ществлять планирование, координацию, контроль выполнения программы соответствующего типа. Его основное назначение состоит в документационном, информационном обслуживании системы управления программой.

Такого рода штабная служба собирает всю информацию о ходе выполнения работ, осуществляет текущий контроль за

выполнением планов, вносит

предложения по их

корректиров­

к е . Этот отдел наделяется

правом запрашивать

любые сведе­

ния у руководителей подразделений и ответственных исполни­ телей по соответствующей программе. Он постоянно взаимо­ действует с руководителями программ, по отношению к кото­ рым он выполняет обслуживающие функции.

Ответственные исполнители назначаются, по согласова­ нию с начальником функционального подразделения, на все включенные в проект работы. Ответственный исполнитель ли­ нейно подчиняется своему вышестоящему руководителю (с ним он согласовывает планы и сроювы полнения заданных ему работ по программе и получает соответствующие людские и материально-технические ресурсы ), а функционально он под­ чиняется руководителю программы (по общему составу и результатам выполнения работ, по методам их выполнения и т . д . ) .

Ответственный исполнитель наделяется правами приня­ тия решений третьего вида (в необходимых случаях согла-

67

созываемых с руководителем подразделения или руководите­ лем программы). Он руководит исполнителями вверенных ему работ. Ответственный исполнитель должен требовать от сво­ его непосредственного начальника и руководителя проекта надлежащих условий для выполнения работ, обращаться к вы­ шестоящему руководству, если эти условия не выполняются, требовать административного воздействия на исполнителей.

Система управления программой как организационная форма достижения специфических целей в разных областях, может быть организована по-разному в рамках сформулирован­ ных выше положений в зависимости от специфики программы. Однако в целом внедрение программно-целевого управления в системе управления комплексом придает этой системе необ­ ходимую гибкость, не ломая основного функционального раз­ деления и специализации труда, приспосабливает ее к новым меняющимся задачам.

По своей сути комплексные планы в электротехнической промышленности представляют собой реализацию программно­ целевого метода управления созданием и использованием но­ вых видов продукции. Через систему комплексных планов ве­ дется разработка и организация производства электрообору­ дования для линий дальних электропередач, электрооборудо­ вания для комплексной электрификации сельского хозяйства, электробытовых приборов и т .п .

Т ак , на основе внутриминистерсяих заказов-нарядов образовалась единая система непрерывного планирования нау­ ки , техники и технологии по отраслевым и комплексным пла­ нам.

Специализация научных организаций и установленная форма планов оказались весьма действенными средствами для сосредоточения научных си л , денежных средств и материаль­ но-технических ресурсов на важнейших работах, что в свою очередь позволило проводить единую техническую политику отрасли, повысило эффективность работы НИИ и КБ и целе­ направленность планов на обеспечение народного хозяйства высококачественным современным электрообоурдовани-

68


ем"

При программно-целевом подходе к управлению решение важных проблем (программ, продукции) осуществляется комп­ лексно, в целом, а не с позиций отдельных управлений ор­ гана или иерархических ступеней управленческой лестницы. Главное внимание сосредоточено на организации взаимодей­ ствия различных звеньев, органов, на интеграцию различных видов их деятельности, а не на реализацию или совершенст­ вование отдельных функций управления.

Программно-целевая организация позволяет более четко провести раздел между органами, формирующими, определяю­ щими перспективы развития, и органами, принимающими реше­ ния по текущим проблемам, более точно определить права и ответственность каждого должностного лица.

§ 2 . Методические основы проектирования структуры управления

Структура органов управления предприятием, обьединением устанавливается в зависимости от количества рабочих (работающих). Например, все машиностроительные и металло­ обрабатывающие предприятия подразделяйся на семь групп. К первой группе относятся предприятия с численностью бо­

лее 10 т ы с .ч е л ., к седьмой - менее 100 чел . Основываясь на этой группировке предприятий и своей классификации функций

управления

производством,В.Ганштак и И.Розенберг предложи­

ли типовые

структуры заводоуправления машиностроительных

предприятий

которые представлены в таблице 3 .

Оценивая

эту схему, надо отметить, что в ней хорошо

^А.К .Антонов. Министерство - штаб научно-техниче­ ского развития отрасли. "Вторая Всесоюзная научно-техниче­ ская конференция "Проблемы научной организации управления социалистической промышленности".С б .І , часть I . М ., ВИНИТИ, 1972, стр .20 9 .

^В.Ганштак, И .Розенберг. Пути совершенствования управления промышленным предприятием. М ., Госполитиздат,

1962, стр.142-143 .

X

5 -1141

69

 


 

Типовые структуры заводоуправлений

машиностроительных

 

предприятий

Таблица

3

Функции

управления

7

б

Группы

предприятий

з

:

2

I

 

и 5

Л_____ !

 

 

 

 

Работа с

кадрами

Ответственные

 

Отдел кадров

 

 

Отдел кадров

обучения

исполнители

 

 

 

Отдел технического

Организация труда,

Ответственные

Экономический

Отдел организации труда и зарплаты

планирования

исполнители

отдел

Плановый отдел

Планово-экономический

 

 

 

 

 

 

отдел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственно-диспет­

 

 

Ответственные

 

 

 

 

 

черский

отдел

 

Контроль

и учет

 

 

Отдел технического контроля

 

исполнители

 

 

 

 

 

Бухгалтерия с кустовой МСС, обслу­

 

 

Бухгалтерия

 

 

 

живающей несколько

предприятий

 

 

 


Подготовка производства

Внешние связи

Административно-хозяй­ ственные

Количество органов управления

!

 

1

 

отдел

j

Отдел

Главного

конструктора

^Технический

іТехнический

І

 

1

 

1

І

отдел

і

 

 

іТехно- іТехноло-{Технологический

 

 

ілоги-

ігичѳс-

j

отдел

і

 

і

 

 

іческий

|кий от-

|

ррИЗ

і

 

1

 

 

і

 

іде л

і

 

j

 

j

 

 

{

 

і

 

іБюоо материальных

І

 

1

 

 

j

 

j

 

j

нормативов

j

 

і

 

 

i

 

i---------------1----------------------------------

j

 

і

 

 

i

 

іБюро техинформации и орг-

1

 

і

 

 

і

 

j

 

 

техники

і

 

і

 

 

 

 

 

 

 

 

t

 

і

 

 

!

 

!

Отдел

г л .металлурга

j

 

і

 

 

 

і

 

j

 

J

і

Инструментальный отдел

і

 

ІОтдел

глав-

Отдел

главного1 Бюро

техники безопасности

і

 

і

і

 

іного

меха-

і

 

 

j

Отдел

главного механика

і

 

іника

 

і

 

 

 

 

 

 

і

 

і

 

і

 

Отдел

главного

энергетика

і

 

і

 

і

 

І

 

і

 

 

|0тдел

!

 

Отдел МТС

іОтветственные

• Отдел снабжения

 

 

І

Отдел

кооперирования

{исполнители

і

 

 

;Н И Я

!

 

 

 

і

 

 

 

 

 

 

і

 

і

 

 

І

Финансово-сбытовой отдел

і

 

і

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

і

Административно-хозяйственный

Ответственные

исполнители

І

 

 

отдел

 

 

1

 

1

\

 

1

 

1

 

 

 

 

!

 

 

1

2

!

7

1

9 !

13

!

19

і

21

I

 

і

-------- ------------- !---------------і----------------------------------