Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такие организации объединяют в себе различных спе­ циалистов, их деятельность, направленную на выполнение программы, достижение цели, создание определенного продук­ та и т .п .

В настоящее время в центре пятилетних и более дли­ тельных планов развития экономики находятся крупные прог­ раммы, являющиеся средством совершенствования народнохо­ зяйственных структур.

Структурные сдвиги в экономике, как правило, услож­ няют производственные, научно-технические и управленчес­ кие проблемы. Например, в создании электронно-вычисли­ тельной техники и автоматизированных систем управления участвуют многие министерства, крупные научные подраз­ деления. Для выполнения этой задачи необходимо организо­ вать и координировать деятельность многочисленных органи­ заций, предприятий и институтов.

Усиление принципа целевого управления, реализация важнейших социально-экономических и организационно-тех­ нических программ находит свое выражение в программно­ целевом подходе к организации управления на всех уровнях народного хозяйства.

Программа - это целенаправленный и взаимосвязанный комплекс работ, необходимых для достижения соответствую­ щих целей.

Программно-целевой подход обеспечивает увязку пер­ спектив развития отдельных предприятий и организаций в едином плане комплекса.

Увеличение размеров производства, количества предпри­ ятий и организаций, входящих в состав объединения, требу­ ет интегрированного подхода к решению проблемы управле­ ния этим комплексом.

Целесообразно рассматривать организационную структу­ ру управления комплексом как систему матричного типа, где сочетаются функциональная (вертикальная) и программно-це­ левая (горизонтальная) организация управления. Под целе­ вой программой понимается законченный комплекс мероприя­ тий, имеющий четко определенные как по содержанию, так и

59

по времени конечные результаты, требующий привлечения зна­ чительных материально-технических и денежных ресурсов и осуществляемый совокупностью взаимодействующих между со­ бой подразделений из разных функциональных блоков.

Содержание управления комплексом реализуется четырь­ мя видами программ (см . табд №2 ) :

1)технические программы (например, программа созда­ ния и производственного освоения продукции новой модели; программа технического совершенствования определенной под­ системы во всех моделях выпускаемой продукции; программа бездефектного выпуска продукции и т .п .) ;

2)экономические программы (например, программа сни­ жения себестоимости единицы продукции на определенный про­ цент без ухудшения ее технико-эксплуатационных характери­ стик; программа выявления резервов экономии и улучшения использования дефицитного материала определенного вида; программа разработки и внедрения системы внутрифирменно­ го хозрасчета и т .п .) ;

3)социальные программы (например, программа обес­ печения работников необходимым жильем; программа оценки

иповышения квалификации руководящих работников определен­ ного ранга; программы оздоровительных мероприятий и т .п .) ;

4)программы совершенствования организации управления,

а также разработки и внедрения АСУ (например, программа разработки положений о всех подразделениях; программа раз­ работки и внедрения автоматизированной системы переработ­ ки информации по технической подготовке производства; программа унификации и типизации деловой переписки и т .п .) '.

Номенклатура программ, их масштабы и длительность оп­ ределяются содержанием и спецификой задач, ставящихся пе­ ред комплексом. Вместе с тем для реализации каждой прог­ раммы необходимо создание определенного организационного механизма - системы управления программой.

Система управления программой представляет собой со­ вокупность специально созданных органов, наделенных необ­ ходимыми полномочиями, которые осуществляют организацион­ ное руководство, а также выполнение определенных частей

60


Таблица №2

Примеры программ з системе управления комплексом

Экономические программы

I

Разработка перспектив развития комплекса

Организация прямых свя­ зей с потребителями и поставщиками

Разработка и внедрение систем внутрифирменного хозрасчета

Выявление резервов наи­

лучшего использования основных и оборотных

фондов

Экономия дефицитных ма­ териалов

І

Технические

(производст-

{Социальные программы;

;

венные) программы,

1

3

і

І

 

2

І

!

 

Разработка и производствен­

Переподготовка

и по­

 

ное освоение

новой модели

вышение

квалификации

 

продукции

 

определенной группы

 

 

 

работников

 

Программы АСУ и оргразвития

4

Разработка и внедрение подсистем АСУ

Техническое совершенство­ вание узлов определенного типа для всех серийных мо­ делей (внедрение техничес­ ких нововведений)

Освоение новой технологии (обновление парка обору­ дования)

Улучшение

взаимодей­

Разработка

положений

об

ствий подразделений

определенной группе

под­

в аппарате

управле­

разделений

 

 

ния

 

 

 

 

Выявление причин те­ Повышение уровня унифи­ кучести кадров и про­ кации и типизации дело­ ведение мероприятии вой переписки по ее снижению

Налаживание производства

Обеспечение жильем

Монтаж и освоение новой

продукции определенного ти­ работников определен­

системы ЭВМ

па на экспорт

ной группы

Обеспечение понимания и

Повышение уровня стандарти­ Проведение оздорови­

зации и унификации

тельных мероприятий

освоения подсистемы АСУ

 

и улучшение медицин­

работниками функциональ­

 

ского обслуживания

ных подразделений


Снижение

затш т

на продукцию

на определенный

процент без

ухудшения

качества

Выявление и реализация излиш­ ков оборудования

Реклама продукции и улучшение связей с потребителями

Создание резерва руководя­ щих работников и целенаправ­ ленное повышение их квалифи­ кации

Бездефектный выпуск продук­ ции (бездефектное осущест­ вление любых видов деятель­ ности)

Строительство производст­ венных объектов

Повышение степени использо­ вания производственных мощ­

ностей, научно-техническое сотрудничество с зарубежны­ ми странами

.5

питания

 

V

Улучшение

 

 

на комплексе

Информационное обсле­

Улучшение

условий

труда и быта рабо­

дование

определенного

тающих женщин

вида деятельности

Работа с

подрост­

Освоение

работниками

ками

 

машинного языка

Благоустройство

Создание

программ по

территории и рай­

математическому обес­

она

о сохра­

печению

задач

Улучшение

 

 

нение внешней среды


программы.

Система управления программами реализует следующие задачи:

- освобождает вышестоящих руководителей комплекса (генерального директора, его заместителей, директоров за­ водов, начальников управлений, главных специалистов и т .п .) от функций оперативного руководства и координации дейст­ вия исполнителей по выполнению программы;

- повышает оперативность текущего руководства выпол­ нением программы за счет приближения органов управления программой к исполнителям и создания непосредственных го­ ризонтальных связей между ними, минуя высшее руководство;

- устанавливает и на основе применения соответствую­ щих стимулов и санкций повышает ответственность работни­ ков аппарата управления за объемы, содержание, качество и

сроки выполнения работ за счет приближения органов оператив­

ного руководства работами

по программе к исполнителям;

- обеспечивает более

эффективную систему контроля за

ходом выполнения работ по программе и материальное стиму­ лирование за более качественное и своевременное выполне­ ние работ.

Система управления каждой программой может иметь спе­ цифическую организацию в зависимости от особенностей той или иной систем, но, как правило, она включает в себя

следующие

органы:

- генеральный дирек­

1)

на

высшем уровне руководства

тор или

один из директоров комплекса

(первых

заместителей)

с подчиненным ему консультативным органом -

комитетом

(техническим, экономическим, социальным и т .п .) ; 2) на среднем уровне руководства - руководитель прог­

раммы, подчиненный непосредственно директору, а также штабная служба по планированию, контролю и координации со­ ответствующих технических, экономических и социальных программ;

3) на нижнем уровне руководства - ответственные ис­ полнители отдельных этапов работ по программа и исполни­ тели, находящиеся в двойном подчинении: руководителю про-


ѳкта (как правило, функционально) и вышестоящему руково­ дителю своего подразделения (линейно).

Основная проблема в организации системы управления программой - четкое распределение полномочий по приня­ тию решений (а отсюда и ответственности) между органами и руководителями, реализующими программу. Особенно это каса­ ется создания наделенного широкими правами руководителя программы, принимающего на себя большую часть функций по руководству ею и высвобождающего тем самым руководителей высшего эшелона. Целесообразно подразделить решения по каждой программе на три типа:

первый тип - решения, определяющие результаты прог­ раммы в целом; установление набора и уровня показателей, измеряющих выполнение программы; установление сроков säвершения программы и ее основных этапов; выделение лими­ тов по важнейшим видам ресурсов и фондов на программу в целом; распределение основных этапов между производствен­ ными и другими подразделениями и т .п .

Второй тип - решения, касающиеся работы подразделе­ ний, осуществляющих программу в рамках лимитов, сроков, планов,определяемых решениями первого типа. К ним отно­ сится установление и перераспределение ресурсов между ис­ полнителями; целевые показатели по отдельным этапам прог­ раммы; установление состава, требований, порядка осуществ­ ления вспомогательных и обслуживающих работ и т .д .

Третий тип - решения, затрагивающие работу лишь од­ ного подразделения и не требующие координации работы под­ разделений, выполняющих программу, а также не требующие дополнительных ресурсов и не изменяющие сроков выполнения программы и ее этапов. Они касаются работ, выполняемых в рамках одного подразделения, в тон числе технологических

0 принципах распределения полномочий см . Б.Гурней. Введение в науку управления. М ., "П рогресс", 1969; Б.М .Ла­ зарев. Компетенция органов управления. М ., "Юридическая литература", 1972; "Курс для высшего управленческого пер­ сонала". М ., "Экономика", 1970.

способов их выполнения, заявок на материальные ресурсы, выдачи конкретных заданий исполнителям, оформления доку­ ментации на работу и т .д .

Соответствующим образом распределяются полномочия и обязанности между органами, входящими в систему управле­ ния программой.

На высшем уровне руководства директор комплекса и возглавляемый им комитет принимают наиболее важные решения по программам, определяющие их содержание, объем и распре­ деление выделяемых ресурсов, а также планы исполнения прог­ рамм. Как правило, это решения первого типа, т .е . решения, определяющие результаты программы в целом. Специфика сис­ темы управления программой состоит в том, что на высшем уровне принимаются планы, графики, лимиты, цели выполне­ ния программ, которые являются руководством к действию на среднем уровне. Эти планы рассматриваются как основной ин­ струмент управления программой со стороны высшего руковод­ ст в а . Функция организации выполняется высшими руководите­ лями в форме назначения (утверждения) руководителя прог­ раммы и укрупненного распределения ресурсов, а также пол­ номочий между ними. Координация также осуществляется че­ рез планирование. Контроль проводится по наиболее суще­ ственным отклонениям от плановых сроков, лимитов, целей выполнения программы,

Руководитель программы с помощью соответствующей штабной службы осуществляет (в пределах своих полномочий) основную работу по текущему и оперативному руководству и горизонтальной координации выполнения программы. Он воз­ главляет средний уровень управления проектами и несет ос­ новную ответственность перед высшим руководством за своев­ ременное и качественное выполнение программы на всех эта­ пах ее реализации.

В зависимости от специфики программы полномочия ру­ ководителя программы могут быть определены в трех раз­ личных вариантах:

- первый, когда руководитель программы не наделяется широкими правами принятия решений, а играет лишь роль "ко­

5-1141

65