Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Такие организации объединяют в себе различных спе циалистов, их деятельность, направленную на выполнение программы, достижение цели, создание определенного продук та и т .п .
В настоящее время в центре пятилетних и более дли тельных планов развития экономики находятся крупные прог раммы, являющиеся средством совершенствования народнохо зяйственных структур.
Структурные сдвиги в экономике, как правило, услож няют производственные, научно-технические и управленчес кие проблемы. Например, в создании электронно-вычисли тельной техники и автоматизированных систем управления участвуют многие министерства, крупные научные подраз деления. Для выполнения этой задачи необходимо организо вать и координировать деятельность многочисленных органи заций, предприятий и институтов.
Усиление принципа целевого управления, реализация важнейших социально-экономических и организационно-тех нических программ находит свое выражение в программно целевом подходе к организации управления на всех уровнях народного хозяйства.
Программа - это целенаправленный и взаимосвязанный комплекс работ, необходимых для достижения соответствую щих целей.
Программно-целевой подход обеспечивает увязку пер спектив развития отдельных предприятий и организаций в едином плане комплекса.
Увеличение размеров производства, количества предпри ятий и организаций, входящих в состав объединения, требу ет интегрированного подхода к решению проблемы управле ния этим комплексом.
Целесообразно рассматривать организационную структу ру управления комплексом как систему матричного типа, где сочетаются функциональная (вертикальная) и программно-це левая (горизонтальная) организация управления. Под целе вой программой понимается законченный комплекс мероприя тий, имеющий четко определенные как по содержанию, так и
59
по времени конечные результаты, требующий привлечения зна чительных материально-технических и денежных ресурсов и осуществляемый совокупностью взаимодействующих между со бой подразделений из разных функциональных блоков.
Содержание управления комплексом реализуется четырь мя видами программ (см . табд №2 ) :
1)технические программы (например, программа созда ния и производственного освоения продукции новой модели; программа технического совершенствования определенной под системы во всех моделях выпускаемой продукции; программа бездефектного выпуска продукции и т .п .) ;
2)экономические программы (например, программа сни жения себестоимости единицы продукции на определенный про цент без ухудшения ее технико-эксплуатационных характери стик; программа выявления резервов экономии и улучшения использования дефицитного материала определенного вида; программа разработки и внедрения системы внутрифирменно го хозрасчета и т .п .) ;
3)социальные программы (например, программа обес печения работников необходимым жильем; программа оценки
иповышения квалификации руководящих работников определен ного ранга; программы оздоровительных мероприятий и т .п .) ;
4)программы совершенствования организации управления,
а также разработки и внедрения АСУ (например, программа разработки положений о всех подразделениях; программа раз работки и внедрения автоматизированной системы переработ ки информации по технической подготовке производства; программа унификации и типизации деловой переписки и т .п .) '.
Номенклатура программ, их масштабы и длительность оп ределяются содержанием и спецификой задач, ставящихся пе ред комплексом. Вместе с тем для реализации каждой прог раммы необходимо создание определенного организационного механизма - системы управления программой.
Система управления программой представляет собой со вокупность специально созданных органов, наделенных необ ходимыми полномочиями, которые осуществляют организацион ное руководство, а также выполнение определенных частей
60
Таблица №2
Примеры программ з системе управления комплексом
Экономические программы
I
Разработка перспектив развития комплекса
Организация прямых свя зей с потребителями и поставщиками
Разработка и внедрение систем внутрифирменного хозрасчета
Выявление резервов наи
лучшего использования основных и оборотных
фондов
Экономия дефицитных ма териалов
І |
Технические |
(производст- |
{Социальные программы; |
||
; |
венные) программы, |
1 |
3 |
і |
|
І |
|
2 |
І |
! |
|
|
Разработка и производствен |
Переподготовка |
и по |
||
|
ное освоение |
новой модели |
вышение |
квалификации |
|
|
продукции |
|
определенной группы |
||
|
|
|
работников |
|
Программы АСУ и оргразвития
4
Разработка и внедрение подсистем АСУ
Техническое совершенство вание узлов определенного типа для всех серийных мо делей (внедрение техничес ких нововведений)
Освоение новой технологии (обновление парка обору дования)
Улучшение |
взаимодей |
Разработка |
положений |
об |
ствий подразделений |
определенной группе |
под |
||
в аппарате |
управле |
разделений |
|
|
ния |
|
|
|
|
Выявление причин те Повышение уровня унифи кучести кадров и про кации и типизации дело ведение мероприятии вой переписки по ее снижению
Налаживание производства |
Обеспечение жильем |
Монтаж и освоение новой |
продукции определенного ти работников определен |
системы ЭВМ |
|
па на экспорт |
ной группы |
Обеспечение понимания и |
Повышение уровня стандарти Проведение оздорови |
||
зации и унификации |
тельных мероприятий |
освоения подсистемы АСУ |
|
и улучшение медицин |
работниками функциональ |
|
ского обслуживания |
ных подразделений |
Снижение |
затш т |
на продукцию |
на определенный |
процент без |
|
ухудшения |
качества |
Выявление и реализация излиш ков оборудования
Реклама продукции и улучшение связей с потребителями
Создание резерва руководя щих работников и целенаправ ленное повышение их квалифи кации
Бездефектный выпуск продук ции (бездефектное осущест вление любых видов деятель ности)
Строительство производст венных объектов
Повышение степени использо вания производственных мощ
ностей, научно-техническое сотрудничество с зарубежны ми странами
.5 |
питания |
|
V |
Улучшение |
|
|
|
на комплексе |
Информационное обсле |
||
Улучшение |
условий |
||
труда и быта рабо |
дование |
определенного |
|
тающих женщин |
вида деятельности |
||
Работа с |
подрост |
Освоение |
работниками |
ками |
|
машинного языка |
|
Благоустройство |
Создание |
программ по |
|
территории и рай |
математическому обес |
||
она |
о сохра |
печению |
задач |
Улучшение |
|
|
нение внешней среды
программы.
Система управления программами реализует следующие задачи:
- освобождает вышестоящих руководителей комплекса (генерального директора, его заместителей, директоров за водов, начальников управлений, главных специалистов и т .п .) от функций оперативного руководства и координации дейст вия исполнителей по выполнению программы;
- повышает оперативность текущего руководства выпол нением программы за счет приближения органов управления программой к исполнителям и создания непосредственных го ризонтальных связей между ними, минуя высшее руководство;
- устанавливает и на основе применения соответствую щих стимулов и санкций повышает ответственность работни ков аппарата управления за объемы, содержание, качество и
сроки выполнения работ за счет приближения органов оператив
ного руководства работами |
по программе к исполнителям; |
- обеспечивает более |
эффективную систему контроля за |
ходом выполнения работ по программе и материальное стиму лирование за более качественное и своевременное выполне ние работ.
Система управления каждой программой может иметь спе цифическую организацию в зависимости от особенностей той или иной систем, но, как правило, она включает в себя
следующие |
органы: |
- генеральный дирек |
||
1) |
на |
высшем уровне руководства |
||
тор или |
один из директоров комплекса |
(первых |
заместителей) |
|
с подчиненным ему консультативным органом - |
комитетом |
(техническим, экономическим, социальным и т .п .) ; 2) на среднем уровне руководства - руководитель прог
раммы, подчиненный непосредственно директору, а также штабная служба по планированию, контролю и координации со ответствующих технических, экономических и социальных программ;
3) на нижнем уровне руководства - ответственные ис полнители отдельных этапов работ по программа и исполни тели, находящиеся в двойном подчинении: руководителю про-
ѳкта (как правило, функционально) и вышестоящему руково дителю своего подразделения (линейно).
Основная проблема в организации системы управления программой - четкое распределение полномочий по приня тию решений (а отсюда и ответственности) между органами и руководителями, реализующими программу. Особенно это каса ется создания наделенного широкими правами руководителя программы, принимающего на себя большую часть функций по руководству ею и высвобождающего тем самым руководителей высшего эшелона. Целесообразно подразделить решения по каждой программе на три типа:
первый тип - решения, определяющие результаты прог раммы в целом; установление набора и уровня показателей, измеряющих выполнение программы; установление сроков säвершения программы и ее основных этапов; выделение лими тов по важнейшим видам ресурсов и фондов на программу в целом; распределение основных этапов между производствен ными и другими подразделениями и т .п .
Второй тип - решения, касающиеся работы подразделе ний, осуществляющих программу в рамках лимитов, сроков, планов,определяемых решениями первого типа. К ним отно сится установление и перераспределение ресурсов между ис полнителями; целевые показатели по отдельным этапам прог раммы; установление состава, требований, порядка осуществ ления вспомогательных и обслуживающих работ и т .д .
Третий тип - решения, затрагивающие работу лишь од ного подразделения и не требующие координации работы под разделений, выполняющих программу, а также не требующие дополнительных ресурсов и не изменяющие сроков выполнения программы и ее этапов. Они касаются работ, выполняемых в рамках одного подразделения, в тон числе технологических
0 принципах распределения полномочий см . Б.Гурней. Введение в науку управления. М ., "П рогресс", 1969; Б.М .Ла зарев. Компетенция органов управления. М ., "Юридическая литература", 1972; "Курс для высшего управленческого пер сонала". М ., "Экономика", 1970.
способов их выполнения, заявок на материальные ресурсы, выдачи конкретных заданий исполнителям, оформления доку ментации на работу и т .д .
Соответствующим образом распределяются полномочия и обязанности между органами, входящими в систему управле ния программой.
На высшем уровне руководства директор комплекса и возглавляемый им комитет принимают наиболее важные решения по программам, определяющие их содержание, объем и распре деление выделяемых ресурсов, а также планы исполнения прог рамм. Как правило, это решения первого типа, т .е . решения, определяющие результаты программы в целом. Специфика сис темы управления программой состоит в том, что на высшем уровне принимаются планы, графики, лимиты, цели выполне ния программ, которые являются руководством к действию на среднем уровне. Эти планы рассматриваются как основной ин струмент управления программой со стороны высшего руковод ст в а . Функция организации выполняется высшими руководите лями в форме назначения (утверждения) руководителя прог раммы и укрупненного распределения ресурсов, а также пол номочий между ними. Координация также осуществляется че рез планирование. Контроль проводится по наиболее суще ственным отклонениям от плановых сроков, лимитов, целей выполнения программы,
Руководитель программы с помощью соответствующей штабной службы осуществляет (в пределах своих полномочий) основную работу по текущему и оперативному руководству и горизонтальной координации выполнения программы. Он воз главляет средний уровень управления проектами и несет ос новную ответственность перед высшим руководством за своев ременное и качественное выполнение программы на всех эта пах ее реализации.
В зависимости от специфики программы полномочия ру ководителя программы могут быть определены в трех раз личных вариантах:
- первый, когда руководитель программы не наделяется широкими правами принятия решений, а играет лишь роль "ко
5-1141 |
65 |
|