Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
сти и построение принципиальной схемы генеральной дирек
ции, исходя |
из системы |
целей комплекса и сформулирован |
ных принципов |
построения |
структуры, С другой стороны, |
встречная детальная проработка управленческого механизма,
осуществление |
каждой функции в низших звеньях управления |
(отделах, бюро |
и т . п . ) , исходя из распределения полномо |
чий и ответственности при выполнении конкретных задач, свя занных с целями комплекса-.
Такой подход, органически сочетающий проработку струк туры управления "сверху" и "сн и зу ", является перспективным и представляет собою две взаимопроникающие стороны процес са разработки структуры управления.
Обобщение в настоящее время использованных в отече ственной и зарубежной практике методов разработки органи зационных структур управления сложными промышленными объек тами показывает, что необходимо различать четыре разновид ности таких методов:
1) э к г теотный метод - выработка наиболее рациональных новых решений по организации управления, исходя из сложив шихся представлений о наиболее передовых тенденциях в этой области. Этот метод использовался при выработке ряда пред ложений по созданию новых подразделений в структуре управ ления промышленным комплексом;
2)метод аналогий - поиски прототипов для разрабаты ваемой организации и заимствование некоторых решений, ко торые оправдали себя на практике;
3)метод структуризации целей - формулировка системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабаты ваемой структурой. Этот метод использовался для разработ ки структуры генеральной дирекции КамАЗа;
4)метод организационного моделирования - разработка формализованных графических (а иногда и математических) описаний распределения полномочий и ответственности в ор ганизации для того, чтобы оценить степень рационализации
организационных решений (этот метод составляет одну из основных особенностей подхода к разработке структуры уп равления КамАЗ) на среднем и низшем уровнях управления.
30
Необходимо подчеркнуть, что характеру и особенностям такого сложного промышленного комплекса, как КамАЗ, в на ибольшей степени отвечает использование метода организаци онного моделирования. Инструментом организационного моде лирования является построение специальных графических ма кетно-стендовых моделей - органиграмм по каждой крупной функции или целевой программе. В органиграмме по взаимо связи характеризуются: объект управления, т .ѳ . тот вид деятельности, которым необходимо управлять (максимально вещественная функция); субъект управления, т .е . все те подразделения или работники, которые осуществляют управ ление (или непосредственное выполнение) видом деятельно сти ; процесс управления, т .е . последовательность и взаи мосвязь действий по управлению (подготовка, обоснование и принятие решений) каждым видом производственно-хозяйст венной деятельности с их распределением по звеньям струк туры управления.
Органиграмма рассматривается как форма описания и анализа различных вариантов по выполнению отдельных задач в системе управления. Она дает возможность, с одной сторо ны, обеспечить связь и взаимопонимание между разработчи ками структуры управления и руководящими работниками комп лекса для принятия важнейших решений по структуре и , с другой стороны, сформулировать требования к более детализи рованной проработке структуры управления.
Управления действия (внутреннее содержание органи граммы) изображаются на основе рассмотрения процесса уп
равления как |
полного цикла |
принятия решений, |
включающего |
в сббя шесть |
основных фаз: |
I ) возникновение |
проблем; 2) ос |
мысливание проблемы; 3) поиск решения и подготовка вариан тов для принятия решения; k ) принятие решения; 5) выпол нение; 6) оценка результата.
Применительно к описанию работ конкретного вида вво дится система обозначений, ориентированная на эти фазы процесса принятия решений. Значками обозначается определен ная фаза, а дополнительными буквами (символами) в пределах значка - этап по осуществлению процесса управления.
6-1141 |
81 |
В приложении для примера показана система обозначений органиграммы задачи "Обеспечение требуемого уровня каче ства изделий", которая реализуется службой управления ка чеством. В связи с тем, что органиграмма составляется для описания процесса разработки программы выполнения данной задачи, но не для ее выполнения, для фазы (5) - "выполне ние" нет необходимости вводить специальное обозначение (введено лишь 5 основных значков). С другой стороны, для отображения соисполнителей по соответствующей фазе вво дятся дополнительные обозначения.
Вданном случае для выполнения сущности органиграммы необходимо иметь в виду, что задача обеспечения требуемо го уровня качества изделия может быть разбита на шесть крупных работ, начиная от "разработки задания на проведе ние работ по обеспечению требуемого уровня качества изде лий и заканчивая "контролем использования ресурсов, каче ства выполнения технологических операций и готового изде лия" (см.подлежащие схемы).
Всвою очередь эти шесть работ являются укрупнением более детализированного описания работ, которое осуществ ляется предварительно. Такое описание в' рамках данной конк ретной задачи состоит из 37 работ и оформляется в виде сетевой модели ( с м .р и с .I) , где каждый кружок обозначает определенную работу, а стрелки характеризуют связи между ними. Между сетевой моделью и органиграммой устанавлива ется полное соответствие описания работ. В самой органи грамме описывается механизм взаимодействия двух звеньев, ответственных за обеспечение качества (а именно "управле
ния развития качества" и "главной инспекции по к ачеству"), с другими службами (конструкторскими, технологическими, производственными и т . п . ) . Четко устанавливается админи стративная ответственность за результаты каждой работы, механизм контроля, система подготовки и согласования реше ний и т .д .
В частности, в столбце "начальник управления развития качества" указываются основные обязанности этого руководи теля - "административное воздействие на исполнителей - сим
82
вол ( а ) , а также их контроль - символ ( к ) . Кроме того, данный руководитель дает указания (у) по выполнению работ, после того , как их программа одобрена (Од) соответствующи ми начальниками отделов. В состав функций "отдела долго срочного планирования и разработки целевых программ" зхо - дит прежде всего методическое руководство работами (мр).
В горизонтальной графе ("разработка задания") показа но, что общая программа работ по обеспечению качества из делий разрабатывается совместными усилиями многих подраз делений (со и ), которые к тому ае выявляют и узкие места по своему участку деятельности (в п ).
Строки "Проведение р а б о т ..." в известной степени за полняются по типовому принципу. Выделяется головное под разделение, которое получает эти работы ( и ), передает тре бования, вытекающие из этих работ на следующий этап их выполнения соответствующему головному подразделению ( у ) . Такая передача опосредствуется административным решением определенного руководителя. Указывается также, какие из подразделений являются соисполнителями по данному комплек су работ (сои) и с какими подразделениями эти работы сог ласуются ( с ) .
В целом данная органиграмма направлена прежде всего на т о , чтобы показать роль функций, взаимосвязи вновь создаваемого "Управления развития качества" во всей работе по управлению качеством продукции. Она характеризует кон центрацию полномочия в данном управлении по административ ному и методическому руководству, по развитию качества при широком привлечении специалистов других управлений для осуществления конкретных работ.
Примечательно, что функции главной инспекции по каче ству состоят лишь в выявлении задач по повышению качества, соисполнении, согласовании, одобрении разрабатываемой прог раммы в начале работы (этап I) и в выполнении непосредст венных операций по контролю ресурсов, технологических процессов и готовых изделий (эт а п У І). Тем самым видно об щее разделение перспективных функций по развитию качест ва и текущих функций по госконтролю между двумя крупными
83
службами - управлением развития качества и главной инспек цией по качеству.
Такого рода (или более детализированные органиграм мы) разрабатываются по всем основным функциям производст венно-хозяйственной деятельности комплекса, включающим техническую подготовку производства, основное производст во , обеспечение инструментом и оснасткой, ремонтное и энергетическое обслуживание, материально-техническое обес печение, кадры и социальное развитие, реализацию продукции и финансовую работу, технико-экономическое планирование, труд и зарплату, бухгалтерию и статотчетность, транспорт, капитальное строительство, хозобслуживание и делопроизвод ство.
По каждой функции строится 5-8 органиграмм для крупных задач, связанных с выполнением функции. Например, их об щее число при проектировании организационной структуры уп равления комплексом доходит до 100. Как показывает опыт, построение аналитических органиграмм должно основываться на сборе и систематизации обширной информации о системе управления комплексом. Хотя конечной целью работы с орга ниграммами является проектирование наиболее рациональной структуры управления, они вместе с тем должны составлять ся на основе систематизированных описаний процессов управ ления. (Схема I , рисунок I и перечень наименований работ представлены в приложении I . )
§ 3 . Особенности организации разработки и эксплуа тации АСУ комплекса
Сфера управления стала одним из факторов, определяю щих темпы развития производства, его экономичность и эф фективность.
Важнейшим инструментом совершенствования управления производством служит техническое перевооружение труда.
Управление неразрывно связано с информацией. Процес сы управления экономикой, в частности принятие и реализация решений на разных уровнях управления, осуществляется по средством преобразования информации. Одной из форм пере
84
вооружения управленческого труда является автоматизирован ная система сбора и обработки информации (АСУ).
ХХІУ съезд КПСС отметил положительный опыт функцио нирования АСУ в нашей стране и наметил перспективы развития автоматизированных систем в качестве одного из направлений совершенствования системы методов и техники управления на родным хозяйством в девятой пятилетке и на более длитель ный период. Определены задачи создания АСУ общегосударст венных, функциональных, а по уровням управления - отрасле вых, территориальных, производственных объединений и пред приятий. Сформирована задача создания единой общегосудаоствѳнной АСУ.
Определяющим фактором создания автоматизированных систем управления являются возможности формализации, ко личественного измерения и моделирования процессов управ ления социалистической экономикой в условиях научно-техни ческого революции.
Возможности автоматизации процессов управления не ог раничиваются "формализованным участком ", они связаны с решением принципиально новых задач управления, требующих перебора множества вариантов сложных управленческих реше ний.
Автоматизированная система управления функционирует с обязательным участием человека и в результате его созна тельной творческой деятельности. В сущности автоматизиро ванная система управления есть форма планомерного управле ния определенными процессами. Создание АСУ является усло вием эффективного применения экономико-математических ме тодов, моделей и вычислительной техники в народном хозяй ст в е . Материальная основа использования современней элект ронно-вычислительной техники и экономико-математических методов управления создается современной научно-техниче ской революцией. АСУ не отменяет и не подменяет существую щую систему и традиционные методы управления экономикой, она лишь дополняет ее современной техникой и новыми мето дами управления. На многих предприятиях, объединениях, промышленных комплексах создаются автоматизированные сис
8 - I 141 |
85 |
темы управления (АСУ), основанные на широком использова нии экономико-математических методов и новейших средств вычислительной техники. Создаются главные вычислительные центры комплексов, где будет перерабатываться информация, касающаяся генеральной дирекции, включая решение глобаль ных задач планирования, управления. Комплекс больших ЭВМ дополняется средними и малыми вычислительными машинами, предназначенными для управления техническими процессами, движением материальных потоков, конвейерами, автоматизи рованными складами и т .д . ЭВМ этого типа технически и программно совместимы с большими машинами, имеют блочную структуру, работают в режиме реального масштаба времени, входят в многомашинный комплекс и вместе с тем могут ра ботать автономно. Устройства, входящие в систему сбора, регистрации и передачи информации, имеют непосредственную связь с управляющими ЭВМ. Они устанавливаются непосредст венно у источников производственной информации, обеспе чивают построение отчетно-запросных систем с выдачей инфор мации в производственные подразделения и могут устойчиво работать в различных неблагоприятных условиях.
В перспективе будет создан многомашинный вычислитель ный комплекс на базе машин третьего поколения с разветвлен ной системой периферийных средств отображения информации (видеотерминалы, регистраторы производства различных ти пов, датчики и д р .) . На стадии функционирования "АСУ - Комплекс" обеспечит автоматизированный сбор и обработку информации о ходе производства на всех заводах комплекса. При помощи АСУ будут осуществляться: управление система ми конвейеров и складами, питающими сборку автомобилей; выдача рекомендации по оперативному принятию решений руко водителям производства всех последовательных звеньев комп лекса; составление производственных планов, графиков за пуска-выпуска деталей и изделий; учет материальных ценно стей на всех этапах технического процесса производства и отчетность по всем основным показателям'хозяйстзе иной деятельности заводов и комплекса в целом.
В проекте структуры управления КамАЗом сделана попыт-
86