Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
ресами предприятий и организаций, входящих в его состав, а также для повышения ответственности их руководителей и руководителей функциональных служб объединения за резуль таты всех мероприятий по совершенствованию управления на предприятии создает Комитет генерального конструктора по организационному развитию и информационно-вычислительным системам.
В состав Комитета входят директора предприятий и ор ганизаций, образующих объединение, функциональные замести тели начальников объединения, начальник Управления орга низационного развития и АСУ и его заместители, директор Школы повышения квалификации управленческих кадров. В сос тав комитета могут также входить представители разработчи ков системы управления, производителей оборудования авто матической обработки данных, ученые и другие специалисты, не являющиеся сотрудниками комплекса. Они вводятся Комите
том для расширения связей комплекса |
с разработчиками АСУ |
и повышения их заинтересованности в |
результатах разработ |
ки систем. |
|
К участию в заседаниях комитета в необходимых случаях
привлекаются |
специалисты и руководящие работники комплек |
с а , а также |
представители других организаций, не являющих |
ся его постоянными членами. |
|
Комитет генерального конструктора по организационно |
|
му развитию |
и АСУ рассматривает: |
-проекты перспективных и текущих планов развития системы управления объединения в целом, отдельных пред приятий и организаций, входящих в его состав, а также отдельных функциональных подсистем;
-отчеты о выполнении планов развития системы управ ления объединения, отдельных предприятий и организаций,
входящих в его состав , и функциональных служб; - вопросы эффективности использования автоматических
средств обработки данных и новых методов управления, повы шения качества управленческих процессов и отдельных реше ний, использование типовых проектных решений и стандарти заций;
-проекты организационно-технических мероприятий, на правленных на совершенствование управления объединением
иотдельными его частями, на обеспечение оптимальных вза имосвязей между аппаратом управления отраслью и системой управления объединением, а также между объединением, с од ной стороны, поставщиком продукции, а с другой стороны, ее потребителем;
-вопросы научной организации труда и управления;
-вопросы подбора, обучения и использования управлен ческих кадров;
-вопросы определения очередности выполнения отдельных проектов по совершенствованию управления в соответствии с
установленными приоритетами развития объединения, размерах и источниках ресурсов, необходимых для осуществления этих проектов;
- другие вопросы совершенствования системы управле ния комплексом.
Решения Комитета проводятся в жизнь приказами Гене рального конструктора-начальника объединения, которому принадлежит решающий голос по любому из рассматриваемых вопросов.
Члены комитета имеют право выступать на заседаниях с изложением своего мнения по любому из рассматриваемых воп росов, требовать рассмотрения своих предложений и замеча ний, включения в план работы и повестку отдельных заседа ний вопросов, входящих в компетенцию Комитета; требовать проверки информации, предоставленной Комитету, контролиро вать выполнение решений.
При выделении каждой подсистемы приказом Генерально го конструктора-начальника назначается главный конструктор подсистемы. Во всех случаях главным конструктором подсисте мы назначается высший руководитель объединения" по данной производственной или управленческой функции:
- в случае функционально-производственной подсистемы -
главный специалист при руководителе функциональной службы; - в случае функционально-управленческой подсистемы -
главный специалист по данной функции (главный бухгалтер,
95
начальник |
планового управления и т .д .) ; |
- в |
случае программно-целевой подсистемы - главный |
конструктор назначается из числа руководителей служб и под разделений, участвующих в программе, либо из руководителей объединения. Наиболее желательным является вариант назна чения главным конструктором программно-целевой подсистемы руководителя той службы (либо подразделения объединения), которая в наибольшей степени заинтересована в конечных ре зультатах программы.
Разработка, внедрение и функционирование АСУ требует рассмотрения во взаимосвязи и взаимообусловленности органи зационно-технических, социально-экономических, правовых и психологических проблем субъекта и объекта управления, т .ѳ . необходимо рассматривать функции, задачи, структуру и содер жание деятельности субъекта управления.
Другим направлением является влияние АСУ на процесс принятия решения. Появление возможности проведения нового анализа ранее полученной информации, получения новых видов информации для принятия перспективных и текущих решений, сокращение времени для получения информации, повышение на дежности ее обработки - все это способствует повышению ка чества принимаемых решений и сокращению времени на их под готовку и принятие, уменьшает влияние субъективного факто ра на принятие решения. АСУ позволяет руководителю освобо диться от текучки и больше времени уделять решению принци пиальных, перспективных вопросов.
Третье направление влияния - упорядочение организации потоков информации, системы ее сбора, хранения, передачи и. обработки, устранение дублирования, излишней информации, упорядочение первичной документации. Влияние АСУ на систе му информации наиболее полно проявилось и проявляется в двух объективных требованиях: I) создания и упорядочения
массивов информации об оборудовании, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о продукции; 2) создания интегральной
системы информации.
Рассмотренные в совокупности три направления влияния АСУ на процессы управления позволили начать построение эф
96
фективной обратной связи в управлении экономикой.
Среди специалистов различных областей науки нет чет кого понимания количества и взаимосвязей подсистем пред приятия. Специалисты по управлению группируют технико экономические процессы и информационные потоки на уровне предприятия по одним признакам, авторы учебников по эконо мике и организации производства - по другим, специалисты по анализу хозяйственной деятельности - по третьим, прак тические работники - по четвертым. Особенно велик "диапа зон" взглядов по классификации информации, циркулирующей
на уровне |
предприятия. |
|
|
|
Совокупность алгоритмов получения, обработки и выдачи |
||||
информации |
о технических, |
экономических и административных |
||
процессах |
в комплексе, отрасли |
и народном хозяйстве |
в целом |
|
- это алгоритм управления. |
Чем |
больше управленческих |
задач |
решается при помощи ЭВМ, АСУ, тем сильнее проявляется тен денция к созданию общего алгоритма управления на различных уровнях народного хозяйства. Органы управления получают информацию в обработанном,систематизированном виде. Обра ботка первичной информации каждой функциональной службой осуществляется по определенной системе взаимосвязанных правил.
В настоящее время проблема интегрированной системы информации актуальна для всех предприятий (объединений, комплексов), внедряющих вычислительную технику в управле ние. Первые попытки создания такой системы относятся к на чалу 60-х годов. Они базировались на концепции матричных моделей. В частности, предполагалось конструировать интег рированную систему на основе техпромфинплана в матричной форме. Были попытки конструировать интегрированную систе му на базе разделов и показателей годовго отчета предпри ятия и д р . Наиболее жизненным оказалось направление, кото рое в основу своей информации положило технико-технологи ческие документы (рабочие чертежи, технологические кар ты ). Нормативно-оценочные данные, возникающие в процессе
подготовки |
производства, фактические данные, возникающие |
в процессе |
производственно-хозяйственной деятельности лред- |
7 - 1 1 4 1 |
97 |
приятий, составляет основу учета, планирования, их исход ную стадию.
Механизация и автоматизация инженерно-управленческо го труда стирает грани между различными службами по части учета и всевозможных группировок исходных данных, расширяет аналитические функции каждой службы.
Применение ЭВМ как составляющей части АСУ неизбежно приводит к составлению и накоплению в вычислительном цент ре различных нормативных, расценочных и других данных, на основе которых осуществляется расчет для всех экономиче ски х, технических и административных служб предприятия. Поэтому одновременно с внедрением АСУ решаются вопросы организационной структуры технических, экономических и ад министративных служб, их функции, взаимосвязи, правовое положение. Результат - упорядочение организационной струк туры и взаимоотношений между отделами заводоуправления.
На предприятиях под влиянием функционирования АСУ отделы, сотрудники которых занимаются обработкой и раз множением документов (АХО, БТИ, БРИЗ, машбюро, архив, типо графия и д р .) , объединяются в единый комплексный отдел.
Следовательно, воздействие АСУ переходит рамки про цессов управления, деятельности органов и распространяется на методы структуры, функции органов управления.
Разработка и внедрение АСУ вызвали к жизни новые спе циальности на промышленном предприятии: системотехники, программисты, электронщики.
Существовало мнение, что с внедрением АСУ произойдет перераспределение функций управления между средним управ ленческим персоналом предприятия и работниками вычислитель ного центра, усилится концентрация функций управления у руководителей ВЦ, аналитиков систем и программистов. На самом деле ничего подобного не происходит. Внедрение АСУ влияет лишь на централизацию обработки информации, а не на централизацию и децентрализацию управления. Возникновение, развитие и функционирование многих АСУ подтверждает этот
вывод, хотя |
с внедрением АСУ и наблюдается |
сокращение чис |
ла степеней |
управления (сбора и обработки |
информации). |
98
Приложение I
Наименование работ
Издание приказа (указания) о необходимости доведения ка чества изделия до требуемого уровня.
Составление полного перечня требований к изделию. Оценка качественных параметров изделия с точки зрения предъявляемых требований.
Выявление перечня параметров, уровень которых должен быть повышен, и характеристик требуемых изменений.
Разработка технического задания на изменение параметра узлов изделия.
Разработка технических проектов по узлам.
Разработка проектов по узлам и техническим требованиям на изготовление.
Разработка технологического процесса на конструирование. Разработка программы обеспечения материалами нужного каче ст в а .
Разработка технического задания на улучшение технологии процесса изготовления.
Изменение требований на материалы. Улучшение действующей технологии.
Разработка программы повышения точности оборудования и контроля за ним.
Разработка программы повышения качества инструмента и. ос настки.
Разработка программы повышения качества выполнения техноло гических операций.
Обеспечение технологического процесса кадрами соответству ющей квалификации.
Разработка системы стимулирования работников за достижение требуемого уровня качества.
Разработка организационных мероприятий по контролю и оцен ке качества выполнения технологических операций. Разработка программы совершенствования контроля качества. Разработка методов и средств контроля и поддержания конт рольно-измерительной аппаратуры в рабочем состоянии.
99