Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ресами предприятий и организаций, входящих в его состав, а также для повышения ответственности их руководителей и руководителей функциональных служб объединения за резуль­ таты всех мероприятий по совершенствованию управления на предприятии создает Комитет генерального конструктора по организационному развитию и информационно-вычислительным системам.

В состав Комитета входят директора предприятий и ор­ ганизаций, образующих объединение, функциональные замести­ тели начальников объединения, начальник Управления орга­ низационного развития и АСУ и его заместители, директор Школы повышения квалификации управленческих кадров. В сос­ тав комитета могут также входить представители разработчи­ ков системы управления, производителей оборудования авто­ матической обработки данных, ученые и другие специалисты, не являющиеся сотрудниками комплекса. Они вводятся Комите­

том для расширения связей комплекса

с разработчиками АСУ

и повышения их заинтересованности в

результатах разработ­

ки систем.

 

К участию в заседаниях комитета в необходимых случаях

привлекаются

специалисты и руководящие работники комплек­

с а , а также

представители других организаций, не являющих­

ся его постоянными членами.

Комитет генерального конструктора по организационно­

му развитию

и АСУ рассматривает:

-проекты перспективных и текущих планов развития системы управления объединения в целом, отдельных пред­ приятий и организаций, входящих в его состав, а также отдельных функциональных подсистем;

-отчеты о выполнении планов развития системы управ­ ления объединения, отдельных предприятий и организаций,

входящих в его состав , и функциональных служб; - вопросы эффективности использования автоматических

средств обработки данных и новых методов управления, повы­ шения качества управленческих процессов и отдельных реше­ ний, использование типовых проектных решений и стандарти­ заций;


-проекты организационно-технических мероприятий, на­ правленных на совершенствование управления объединением

иотдельными его частями, на обеспечение оптимальных вза­ имосвязей между аппаратом управления отраслью и системой управления объединением, а также между объединением, с од­ ной стороны, поставщиком продукции, а с другой стороны, ее потребителем;

-вопросы научной организации труда и управления;

-вопросы подбора, обучения и использования управлен­ ческих кадров;

-вопросы определения очередности выполнения отдельных проектов по совершенствованию управления в соответствии с

установленными приоритетами развития объединения, размерах и источниках ресурсов, необходимых для осуществления этих проектов;

- другие вопросы совершенствования системы управле­ ния комплексом.

Решения Комитета проводятся в жизнь приказами Гене­ рального конструктора-начальника объединения, которому принадлежит решающий голос по любому из рассматриваемых вопросов.

Члены комитета имеют право выступать на заседаниях с изложением своего мнения по любому из рассматриваемых воп­ росов, требовать рассмотрения своих предложений и замеча­ ний, включения в план работы и повестку отдельных заседа­ ний вопросов, входящих в компетенцию Комитета; требовать проверки информации, предоставленной Комитету, контролиро­ вать выполнение решений.

При выделении каждой подсистемы приказом Генерально­ го конструктора-начальника назначается главный конструктор подсистемы. Во всех случаях главным конструктором подсисте­ мы назначается высший руководитель объединения" по данной производственной или управленческой функции:

- в случае функционально-производственной подсистемы -

главный специалист при руководителе функциональной службы; - в случае функционально-управленческой подсистемы -

главный специалист по данной функции (главный бухгалтер,

95

начальник

планового управления и т .д .) ;

- в

случае программно-целевой подсистемы - главный

конструктор назначается из числа руководителей служб и под­ разделений, участвующих в программе, либо из руководителей объединения. Наиболее желательным является вариант назна­ чения главным конструктором программно-целевой подсистемы руководителя той службы (либо подразделения объединения), которая в наибольшей степени заинтересована в конечных ре­ зультатах программы.

Разработка, внедрение и функционирование АСУ требует рассмотрения во взаимосвязи и взаимообусловленности органи­ зационно-технических, социально-экономических, правовых и психологических проблем субъекта и объекта управления, т .ѳ . необходимо рассматривать функции, задачи, структуру и содер­ жание деятельности субъекта управления.

Другим направлением является влияние АСУ на процесс принятия решения. Появление возможности проведения нового анализа ранее полученной информации, получения новых видов информации для принятия перспективных и текущих решений, сокращение времени для получения информации, повышение на­ дежности ее обработки - все это способствует повышению ка­ чества принимаемых решений и сокращению времени на их под­ готовку и принятие, уменьшает влияние субъективного факто­ ра на принятие решения. АСУ позволяет руководителю освобо­ диться от текучки и больше времени уделять решению принци­ пиальных, перспективных вопросов.

Третье направление влияния - упорядочение организации потоков информации, системы ее сбора, хранения, передачи и. обработки, устранение дублирования, излишней информации, упорядочение первичной документации. Влияние АСУ на систе­ му информации наиболее полно проявилось и проявляется в двух объективных требованиях: I) создания и упорядочения

массивов информации об оборудовании, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о продукции; 2) создания интегральной

системы информации.

Рассмотренные в совокупности три направления влияния АСУ на процессы управления позволили начать построение эф­

96



фективной обратной связи в управлении экономикой.

Среди специалистов различных областей науки нет чет­ кого понимания количества и взаимосвязей подсистем пред­ приятия. Специалисты по управлению группируют технико­ экономические процессы и информационные потоки на уровне предприятия по одним признакам, авторы учебников по эконо­ мике и организации производства - по другим, специалисты по анализу хозяйственной деятельности - по третьим, прак­ тические работники - по четвертым. Особенно велик "диапа­ зон" взглядов по классификации информации, циркулирующей

на уровне

предприятия.

 

 

 

Совокупность алгоритмов получения, обработки и выдачи

информации

о технических,

экономических и административных

процессах

в комплексе, отрасли

и народном хозяйстве

в целом

- это алгоритм управления.

Чем

больше управленческих

задач

решается при помощи ЭВМ, АСУ, тем сильнее проявляется тен­ денция к созданию общего алгоритма управления на различных уровнях народного хозяйства. Органы управления получают информацию в обработанном,систематизированном виде. Обра­ ботка первичной информации каждой функциональной службой осуществляется по определенной системе взаимосвязанных правил.

В настоящее время проблема интегрированной системы информации актуальна для всех предприятий (объединений, комплексов), внедряющих вычислительную технику в управле­ ние. Первые попытки создания такой системы относятся к на­ чалу 60-х годов. Они базировались на концепции матричных моделей. В частности, предполагалось конструировать интег­ рированную систему на основе техпромфинплана в матричной форме. Были попытки конструировать интегрированную систе­ му на базе разделов и показателей годовго отчета предпри­ ятия и д р . Наиболее жизненным оказалось направление, кото­ рое в основу своей информации положило технико-технологи­ ческие документы (рабочие чертежи, технологические кар­ ты ). Нормативно-оценочные данные, возникающие в процессе

подготовки

производства, фактические данные, возникающие

в процессе

производственно-хозяйственной деятельности лред-

7 - 1 1 4 1

97


приятий, составляет основу учета, планирования, их исход­ ную стадию.

Механизация и автоматизация инженерно-управленческо­ го труда стирает грани между различными службами по части учета и всевозможных группировок исходных данных, расширяет аналитические функции каждой службы.

Применение ЭВМ как составляющей части АСУ неизбежно приводит к составлению и накоплению в вычислительном цент­ ре различных нормативных, расценочных и других данных, на основе которых осуществляется расчет для всех экономиче­ ски х, технических и административных служб предприятия. Поэтому одновременно с внедрением АСУ решаются вопросы организационной структуры технических, экономических и ад­ министративных служб, их функции, взаимосвязи, правовое положение. Результат - упорядочение организационной струк­ туры и взаимоотношений между отделами заводоуправления.

На предприятиях под влиянием функционирования АСУ отделы, сотрудники которых занимаются обработкой и раз­ множением документов (АХО, БТИ, БРИЗ, машбюро, архив, типо­ графия и д р .) , объединяются в единый комплексный отдел.

Следовательно, воздействие АСУ переходит рамки про­ цессов управления, деятельности органов и распространяется на методы структуры, функции органов управления.

Разработка и внедрение АСУ вызвали к жизни новые спе­ циальности на промышленном предприятии: системотехники, программисты, электронщики.

Существовало мнение, что с внедрением АСУ произойдет перераспределение функций управления между средним управ­ ленческим персоналом предприятия и работниками вычислитель­ ного центра, усилится концентрация функций управления у руководителей ВЦ, аналитиков систем и программистов. На самом деле ничего подобного не происходит. Внедрение АСУ влияет лишь на централизацию обработки информации, а не на централизацию и децентрализацию управления. Возникновение, развитие и функционирование многих АСУ подтверждает этот

вывод, хотя

с внедрением АСУ и наблюдается

сокращение чис­

ла степеней

управления (сбора и обработки

информации).

98

Приложение I

Наименование работ

Издание приказа (указания) о необходимости доведения ка­ чества изделия до требуемого уровня.

Составление полного перечня требований к изделию. Оценка качественных параметров изделия с точки зрения предъявляемых требований.

Выявление перечня параметров, уровень которых должен быть повышен, и характеристик требуемых изменений.

Разработка технического задания на изменение параметра узлов изделия.

Разработка технических проектов по узлам.

Разработка проектов по узлам и техническим требованиям на изготовление.

Разработка технологического процесса на конструирование. Разработка программы обеспечения материалами нужного каче­ ст в а .

Разработка технического задания на улучшение технологии процесса изготовления.

Изменение требований на материалы. Улучшение действующей технологии.

Разработка программы повышения точности оборудования и контроля за ним.

Разработка программы повышения качества инструмента и. ос­ настки.

Разработка программы повышения качества выполнения техноло­ гических операций.

Обеспечение технологического процесса кадрами соответству­ ющей квалификации.

Разработка системы стимулирования работников за достижение требуемого уровня качества.

Разработка организационных мероприятий по контролю и оцен­ ке качества выполнения технологических операций. Разработка программы совершенствования контроля качества. Разработка методов и средств контроля и поддержания конт­ рольно-измерительной аппаратуры в рабочем состоянии.

99