Файл: Бородин, В. В. Структура управления промышленным комплексом.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Организация контроля качества продукции. Обеспечение комплексной номенклатуры материалов.
Обеспечение качества поставки и входного контроля матери алов.
Обеспечение качества материалов на стадии хранения и дос тавки на рабочее место.
Обеспечение производства материалами надлежащего качест ва .
Осуществление контроля качества выполнения технологических операций.
Выполнение технологических операций требуемого качества. Разработка технологических требований на комплектующие изделия.
Разработка программы улучшения качества комплектующих из делий.
Обеспечение качества хранения и доставки комплектующих изделий.
Проведение работы со смежными производствами. Осуществление входного контроля комплектующих изделий. Обеспечение сборки комплектующими изделиями надлежащего качества.
Изготовление деталей и узлов надлежащего качества. Разработка программы проведения эксплуатационных испытаний. Проведение эксплуатационных испытаний.
Разработка программы транспортировки и хранения готовой продукции.
Доставка продукции потребителю.
ЗАК. 1141. СТР. 100-101
Возникновение проблемы
/ЗІ1\ возникновение 1— проблемы и по лучение инщор-
Получение
задания
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ К СХДІЛЕ I
Разработка решения |
Воздействие на разработ- |
Контроль |
|
чинов решения |
|
м методическое руко р водство разработкой 0 решения
Иисполнение Ѵу административное / Юконтроль
>—J разработки |
V воздействие на |
у и оценка |
решения |
на исполнителей |
результата |
ІСОИІ соисполнение разработки решения
С I согласование
'■—• в ходе разработки |у~'| указания
[5д| одобрение
Г л а в а Ш
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ
§ I . Структура органов общего руководства комплексом
Структура как категория выражает внутреннее строение процесса, явления, системы. Применительно к управлению структура отражает внутренне строение объекта и субъекта управления или внутреннее строение управляющей и управля емой систем.
Внутреннее строение объекта и субъекта управления на каждом данном этапе развития определяется соответствующим развитием производительных сил и производственных отноше ний, с одной стороны, и уровнем наших знаний, представле ний (концепций субъекта управления) о закономерностях и противоречиях развития производительных сил и производ ственных отношений, объекта и субъекта управления - с другой.
В каждый данный период объект и субъект управления развиваются в определенных производственных, социальноэкономических отношениях, закономерности которых опреде ляют, например, содержание развития и структуру объекта
исубъекта управления.
Вреальной деятельности не существует структуры "во обще", а существуют конкретные виды экономических, общест
венных, государственных и других структур органов управ ления.
"Для нас организационная структура - не самоцель, а
103
только средство, при помощи которого обеспечиваются макси мальные результаты при выполнении политических и хозяйст венных решений партий и правительства"
В литературе по системному анализу можно выделить два методологических подхода к решению проблемы структур. При первом подходе конструирование и изменение структур обос новывается необходимостью их индентификации с реальными объектами управления.
В основе второго подхода лежит генетический метод, который основан на гипотезе, согласно которой существует конечная номенклатура структур. "Многоаспектное объедине ние и последовательное развертывание этих структур позво ляет порождать структуры любого масштаба и сложности"
Практики при разработке конкретных структур интуитив но используют тот и другой подход. Не противопоставляя их друг другу, они из множества конечных структур отбира ют (выбирают) те из них, которые наиболее полно отражают объект управления.
На процесс функционирования объекта и структуру уп
равления наряду с |
целями оказывают |
влияние и функции уп |
|
равления. Функции |
управления - это |
особый вид |
управленче |
ской деятельности, продукт процесса |
разделения |
труда и |
специализации в |
сфере управления |
||
Функции управления определяют задачи органов управ |
|||
ления. |
Задачи - |
субъективное преломление объективных функ- |
|
|
М.И.Калинин. Вопросы советского строительства. М ., |
||
Госполитиздат, |
1958, с т р .566. |
||
с т р .70 . |
"Системные исследования". М ., "Н аука", 1972, |
||
"Органы |
управления |
социалистическим общественным |
|
производством". |
М ., 1972, |
с т р .6 . |
104
ций, т .е . в каждый момент задачи отражают наши знания, представления о содержании тех или иных функций управления, возможностей их практической реализации на каждом из уров ней общественного производства. В каждый данный момент, исходя из объективных условий и субъективного их понима ния, люди ставят перед собой определенные задачи, для вы полнения которых создаются соответствующие органы управле ния.
В зависимости от многих факторов функции управления распределяются между органами управления и в случае необ ходимости возможно их перераспределение.
Функции управления внутренне присущи общественному производству. В реальной жизни они проявляются в форме объективных требований, предъявляемых к тому или иному ор гану управления, и в форме задач этих органов. В развитии функций имеется своя закономерность. В частности, роль и значение функций прогнозирования, перспективного плани рования и координации возрастает по мере продвижения по иерархической лестнице органов управления, а роль функций оперативного и текущего планирования возрастает у органов низших ступеней иерархической лестницы.
Каждая функция управления имеет свою структуру. На пример, функция планирования структурно подразделяется на уровни, стадии, объекты и т .д .
Можно выделить и другие структурные компоненты функ ции планирования (например, такие, как выработка цели, параметров будущего состояния объектов управления, прог раммы перехода настоящего состояния объекта к его будущему состоянию).
Можно эту функцию разделить на три ее составляющие: перспективное, текущее и оперативное планирование.
Каждому структурному построению (разделению) функции планирования следует отдать предпочтение при разработке структуры органов, занимающихся реализацией функции пла нирования. Однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.
Все зависит от содержания функции планирования, т .е . от ее конкретных проявлений.
105
Например, планирование на уровне предприятия отлича ется от планирования на уровне объединения, планирование на уровне объединения отличается от планирования на уров не отрасли и т .д .
На уровне предприятия осуществляется планирование ра бочих кадров, на уровне Министерства (отрасли) подбор и расстановка руководящих кадров, на уровне народного хозяй ства - определение общей потребности в кадрах, системе об разования и т .д . На предприятии решаются вопросы использо вания производственных мощностей, ресурсов, в Министерст ве - проблемы специализации, кооперирования производства, на уровне народного хозяйства - вопросы межотраслевых свя зей , строительства новых предприятий.
Различно содержание функций планирования, реализуемой непосредственно в производстве, и функции планирования, реализуемой в снабжении, капитальном строительстве и т .д .
Следовательно, при построении структуры функциональных органов следует руководствоваться как структурой функции, так и ее конкретным содержанием.
Опыт развития организационных форм управления позволя ет сделать вывод о том, что при построении структуры того или иного аппарата управления в равной мере следует руко водствоваться как принципами построения типовых структур, так и специфическими условиями деятельность объектов и субъектов управления.
Теория управления выделяет четыре типа организацион ных структур: линейная, функциональная, линейно-функцио нальная, комбинированная
Структура системы определяется характеристикой элемен тов и целей, которые лежат в основе ее развития.
Структура относительно самостоятельна. Это значит,
во-первых, что |
до определенного |
предела изменение |
элемен- |
^ Более |
подробно о каждом |
виде структур см . |
"Орга |
ны управления социалистическим общественным производст вом ". М ., 1972.
106
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СТРУКТУР ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЛУЖБ
Руководитель
отдела
Испол- |
Испол- |
Испол |
Исполни- |
Испол- |
И спол -j |
нитель |
нитель |
нитель |
те ль |
тель |
нитель |
|
Руководитель |
і |
|
|
отдела |
|
|
|
_______ _________ ..I |
Зам руково |
|
|
|
||
|
|
дителя |
Испол- |
Испол- |
Испол- |
Испол- |
|
нитель |
нитель |
нитель |
! нитель |
|
1 |
тов может не вызывать изменения структуры. Например, коли чественный рост элементов производства до определенного предела не вызывает (не требует) изменения организацион ной структуры производства. В органе управления рост объек тов управления также до определенного предела не требует изменения структуры органа (его разделения). Во-вторых, для реализации цели (выполнения заданной функции) элемен ты могут быть связаны между собой различными способами. (см.примерную схему структур).
Организационная структура аппарата управления комплек сом промышленности в идеале должна представлять процесс управления в целом, пронизывать своими лучами (контроль ными, и иными функциями) все основные компоненты управле ния: цели, методы, функции, этапы, стадии, уровни, техно логию принятия и реализации решения. Показателями эффек тивности структуры и деятельности аппарата управления яв ляются: I) высокая управляемость, мобильность важнейших элементов системы, структуры; способность ее перестраи ваться в зависимости от условий; 2) отсутствие срывов поставок потребителям; 3) относительно высокий уровень технико-экономических показателей; 4) отсутствие конфликт ных ситуаций внутри комплекса, в отношениях с другими предприятиями, объединениями, комплексами.
Можно сформулировать следующие требования к структу ре органов управления: I) Способность отражать содержание деятельности органа, основные компоненты управления, це ли, методы, функции, этапы, стадии, уровни, технологию принятия и реализации решения. 2) Гибкость. Умение реаги ровать на изменение социально-экономических, военно-по литических и организационно-технических условий и своевре менно реорганизоваться. 3) Минимум времени прохождения ре шений, приказов, распоряжений от высшего руководителя
до непосредственного исполнителя. 4) Минимум ступеней иерархической лестницы. В каждом звене управления должно
быть реальное право на решение экономических, социальных, политических вопросов. Многозвенность препятствует этому, ибо орган управления без прав не может хорошо функциони ровать. Кроме того , множество ступеней иерархическо лест
108
ницы создает так называемую "нейтральную зону", работни ки управления которой теряют непосредственный деловой контакт как с исполнителями в сфере производства, так и с руководителями высшего органа управления. 5) Каждый орган управления ответственен только за реализацию лишь одной функции. Полномочия на решение вопроса следует пре доставить тому органу, который обладает максимумом инфор мации по данному вопросу. 6) Относительная равномерность нагрузок на каждое подразделение аппарата управления.
7) |
Простота |
принципов и правил, |
регулирующих взаимосвязи, |
||
"стыки" как |
внутри системы, |
так |
и с |
другими системами. |
|
8) |
Сопряженность структур, |
функций-, |
задач целей, т .е . |
отделы (управления) аппарата управления должны быть "свя заны" между собой общими целями, решением важнейших проб лем, задач. Сопряженные по срокам задания имеют большую принудительную силу для исполнителей, чем приказы и рас поряжения вышестоящих органов.
По мере расширения масштабов управления организацион ная структура усложняется, линии вертикального подчинения растягиваются, а горизонтальные связи усложняются.
Поиски оптимальных масштабов управления (структур
управления) приводят специалистов по |
управлению к выводу |
о необходимости разбивки (разделения) |
крупного объекта |
управления на ряд самостоятельных подобъектов (организа ционных единиц).
Разбивка (разделение) крупного объекта на ряд само стоятельных объектов обуславливает дезагрегирование компе тенции прав соответствующему органу управления новой ор ганизационной единицы (подобъекта) как в сфере производ
ст в а , |
сбыта продукции, так и ответственности за резуль |
таты |
деятельности соответствующего органа управления. |
Важное значение имеет проблема централизации и децент рализации управления. Под централизацией и децентрализа цией управления понимается разделение между органами уп равления: I ) ответственности за выполнение тех или иных функций управления; 2) права на принятие решений по тем или иным вопросам (проблемам)«
109