Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

строечным титульным списком объемы работ и сроки их выполнения.

При составлении, рассмотрении и утверждении внутрипостроечных титульных списков тщательно проверяют­ ся хозяйственная необходимость и экономическая целе­ сообразность строительства каждого объекта в плани­ руемом году.

III. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО­ ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Важной частью плана капитального строительства являются планы проектно-изыскательских работ и дея­ тельности проектных организаций.

|Планы проектно-изыскательских работ по их назначе­ нию состоят из четырех основных подгрупп:

1)строительство будущих лет;

2)текущее строительство;

3)составление технико-экономических обоснований (ТЭО) и других материалов по развитию отраслей на­ родного хозяйства, а также по разработке проектов рай­ онной планировки, проектов планировки и застройки го­ родов и поселков;

4)типовое проектирование, исследовательские, про­ ектные и экспериментальные работы, связанные с внед­ рением новой техники в строительство, работы по со­ ставлению общесоюзных норм, технических условий и

технических инструкций по изысканиям, проектированию и строительству, по изучению и обобщению отечественно­ го и зарубежного опыта проектирования и строительства.

Планирование проектных работ должно предусмат­ ривать:

научную обоснованность, реальность и эффективность принимаемых решений;

наличие перспективных и вытекающих из них теку­ щих планов, т. е. непрерывность планирования;

взаимосвязь планов научных исследований, проект­ ных работ и капитального строительства;

82

своевременность утверждения и стабильность планов проектирования.

Кроме того, планы проектных работ должны отвечать требованиям:

своевременного и полного обеспечения технической документацией пусковых и задельных объектов следую­ щего года;

выполнения договорных обязательств и работ по на­ рядам-заказам вышестоящих органов;

полной увязки с планами работ субподрядных орга­ низаций по совместно выполняемым проектам;

наличия необходимого переходящего задела проект­ ных работ.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров

СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-смет­ ного дела» установлено, что планы проектных работ должны составляться на основе пятилетних планов ка­ питального строительства. При этом особое внимание должно уделяться схемам развития и размещения соот­ ветствующих отраслей народного хозяйства, а также технико-экономическим обоснованиям, на основе которых должны приниматься решения о проектировании и строительстве предприятий и сооружений. Это постанов­ ление создает прочную основу для комплексного перс­ пективного планирования проектных работ.

При разработке проектов планов проектные и другие заинтересованные организации направляют через свои вышестоящие органы соответствующим министерствам, ведомствам и исполкомам Советов депутатов трудящих­ ся, а также непосредственно организациям-исполнителям заказы на проектно-изыскательские работы на плани­ руемый год. В заказах должны быть приведены наиме­ нования объектов и работ, данные о годе начала строи­ тельства, стадиях и ориентировочной стоимости проекти­ рования, ожидаемом выполнении на начало планируемо­ го года и объеме работ на планируемый год, сроках вы­ дачи исходных данных и окончания работ.

На основании планов проектирования для строи­ тельства будущих лет, планов типового проектирования, технико-экономических обоснований и других работ, а также полученных заказов на проектные работы и имею­ щихся договоров каждая проектная организация состав­ ляет и представляет на утверждение в вышестоящую организацию план проектно-изыскательских работ на


планируемый год (тематический план) с годовыми объе­ мами работ в пределах утвержденных ей лимитов.

Сроки выполнения проектно-изыскательских работ устанавливаются в тематических планах на основе ут­ вержденных в установленном порядке перспективных планов капитального строительства и титульных списков проектных и изыскательских работ для строительства будущих лет, а также в соответствии с договорами, за­ ключенными с заказчиками.

В постановлении «Об улучшении проектно-сметного дела» указано, что главной задачей проектных органи­ заций является обеспечение высоких темпов техническо­ го прогресса и повышение эффективности промышленно­ го производства на основе широкого внедрения в народ­ ное хозяйство новейших достижений отечественной и за­ рубежной техники.

Для выполнения этой задачи необходимо улучшить планирование проектного дела путем своевременного составления перспективных планов проектирования как неотъемлемой части перспективного планирования раз­ вития и размещения производительных сил.

Важное значение для сокращения продолжительности строительства имеет включение в планы капитального строительства только таких объектов, по которым ут­ верждена проектно-сметная документация. Однако до настоящего времени нарушаются постановления и ука­ зания правительства о включении в план капитального строительства только тех строительств и объектов, ко­ торые до 1 сентября предшествующего года полностью обеспечены проектно-сметной документацией.

Имеется много фактов, когда проектные организации обеспечивают рабочими чертежами строительно-монтаж­ ные работы, но при этом не учитывают необходимую последовательность их производства, выдают нередко чертежи на объекты или конструктивные части соору­ жений, которые должны строиться позже, а первоочеред­ ные работы оставляют без технической документации.

Отсутствие комплексной проектно-сметной докумен­ тации не позволяет подрядным организациям и заказ­ чикам своевременно подготовиться к строительству объ­ ектов и разместить заказы на оборудование и конструк­ ции, отрицательно влияет на планирование материаль­ но-технического снабжения, организацию работ, выпол­ нение плана.

Строительство объектов без комплексной проектной

34

документации влечет за собой принятие нерациональных технологических и строительных решений, размещение заказов на оборудование, которое затем не используется, вызывает крупные переделки выполненных работ, за­ держку в завершении строительства, бросовые затраты.

Включение в планы строительства объектов, не обес­ печенных проектно-сметной документацией, переработка принятых в проекте технологических решений и увеличе­ ние первоначальной сметной стоимости строительства приводят к ошибочной оценке эффективности намечае­ мого строительства, вызывают необходимость установле­ ния более длительных сроков для их окончания, подры­ вают основы планирования и снижают эффективность капитальных вложений.

■Придавая важное значение повышению качества до­ кументации на строительство, ЦК КПСС и Совет Ми­ нистров СССР в мае 1969 г. приняли специальное поста­ новление «Об улучшении проектно-сметного дела». В соответствии с этим постановлением проведены значи­ тельные мероприятия по совершенствованию организа­ ции проектно-сметного делаПересмотрена сеть проект­ ных и изыскательских организаций, упрощена их струк­ тура. Введены новые условия оплаты труда проектиров­ щиков. С 1 января 1971 г. внедряется система расчетов за законченные проекты и изыскания в целом по объек­ ту или за этапы работ. Все это будет способствовать бо­ лее равномерной выдаче комплектной проектно-сметной документации. 'Повышается роль сметы и ее экономи­ ческая обоснованность.

Проектные организации во многих случаях не уде­ ляли должного внимания, допускали просчеты и ошибки в определении сметной стоимости строительства, а иног­ да и искусственное занижение смет, что создавало лож­ ное представление об эффективности намечаемого строи­ тельства и осложняло планирование и осуществление ка­ питального строительства. Занижение сметной стоимости приводило к крупным просчетам при планировании ка­ питальных вложений (в частности, к принятию решений о строительстве большего количества объектов по срав­ нению с практически возможным), а также при опреде­ лении потребности в ресурсах, мощностях производст­ венной базы строительно-монтажных организаций.

Недоброкачественность изыскательских работ и не­ достаточная тщательность разработки проектов и смет вызывали в процессе осуществления строительства до-

35


Полнительные работы, не учтенные в первоначальной сметной стоимости, и недостаток средств. Для «эконо­ мии» их строительство вспомогательных объектов во многих случаях относилось на более поздний срок, веду­ щие агрегаты вводились в эксплуатацию недостаточно оснащенными вспомогательными производствами, что задерживало освоение проектных мощностей.

В целях устранения указанных недостатков

наряду

с проводимыми мероприятиями по улучшению

работы

проектных организаций в настоящее время введен обя­ зательный порядок проверки смет строительно-монтаж­ ными организациями до утверждения смет в установлен­ ном порядке.

IV. ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Разработка плана капитального строительства вклю­ чает планирование строительного производства.

Планирование строительного производства предус­ матривает планирование объемов строительно-монтаж­ ных работ, выполняемых подрядным и хозяйственным способом, планы развития мощностей строительно-мон­ тажных организаций и производственно-технической ба­ зы строительства, расширения специализации в строи­ тельстве, механизации и автоматизации строительно-мон­ тажных работ.

Методические указания к составлению Государствен­ ного плана развития народного хозяйства СССР опреде­ ляют задачи планирования строительного производства, которое должно способствовать:

выполнению заданий по вводу в действие объектов и производственных мощностей;

созданию нормативных заделов в строительстве, не­ обходимых для планомерного ввода в действие мощно­ стей в последующие за плановым периодом годы и обеспечения ритмичной работы;

дальнейшему расширению подрядного способа про­ изводства работ, укрупнению и специализации строи­ тельно-монтажных организаций;

концентрации материально-технических ресурсов и

36

кадров на пусковых объектах, относительному сокраще­ нию незавершенного строительства;

эффективному использованию производственных мощ­ ностей строительно-монтажных организаций и своевре­ менному развитию производственно-технической базы строительства;

максимально возможному росту производительности труда, сокращению продолжительности, повышению рен­ табельности и улучшению качества строительства, сни­ жению себестоимости работ.

Все эти задачи должны решаться в плане на основе дальнейшей индустриализации строительства и повы­ шения организационно-технического уровня строитель­ ного производства с широким внедрением научной ор­ ганизации труда и сетевых графиков.

Основным разделом плана строительного производ­ ства являются задания по вводу в действие объектов и производственных мощностей, строительство которых осуществляется по генеральным подрядным договорам за счет государственных централизованных и нецентрали­ зованных капитальных вложений, а также за счет средств жилищно-строительных кооперативов и колхо­ зов. Вместе с тем в планах строительного производства должны предусматриваться заделы в соответствии с ут­ вержденными нормами.

Для организаций Минмонтажспецстроя СССР пла­ ном устанавливаются задания по вводу в действие объек­ тов и производственных мощностей, на которых ими вы­ полняются по субподряду монтажные работы основного технологического оборудования.

Наряду с заданиями по вводу в действие план опре­ деляет объемы строительно-монтажных работ.

Отдельно в перспективных и годовых планах выде­ ляется программа работ по общесоюзным, союзно-рес­ публиканским строительным министерствам и другим хозяйственным органам по союзным республикам. В них определяются также объемы работ, выполняемые строи­ тельными организациями одних союзных республик для других союзных республик, а также объемы работ, выполняемые общесоюзными министерствами и ведом­ ствами для союзных республик и союзными республика­ ми для министерств и ведомств СССР. Следовательно, в планах находят свое отражение межреспубликанские и межотраслевые связи в строительстве. Обеспечивается также увязка заданий по строительству и между непо­

37


средственно заинтересованными строительными органи­ зациями, входящими в состав трестов, объединений, комбинатов, территориальных главков, на стадии утверждения плана по соответствующим звеньям строи­ тельной индустрии.

Подрядные работы в планах группируются по приз­ наку выполнения их на стройках и объектах, осущест­ вляемых по плану централизованных вложений, за счет нецентрализованных источников, средств на капиталь­ ный ремонт и средств, выделяемых на некоторые другие нужды (работы по предмонтажной ревизии оборудова­ ния, пусконаладочные работы и т. п.). В ходе рассмотре­ ния с заказчиками предложений (заказов) и выполне­ ния планов подрядчики и их вышестоящие органы обя­ заны учитывать необходимость первоочередного строи­ тельства по плану централизованных капитальных вло­ жений.

В народнохозяйственных планах предусматриваются также задания по развитию мощностей строительно-мон­ тажных организаций, обеспечивающие их своевремен­ ную подготовку к выполнению заданий по капиталь­ ному строительству и созданию крупных районных предприятий по производству стальных, железобетонных и деревянных конструкций, а также новых эффективных материалов. Эти планы составляются в масштабе трестов, комбинатов, объединений, главков и мини­ стерств в целом на основании перспективного плана подрядных строительно-монтажных работ в отраслевом и территориальном (по экономическим районам и узлам сосредоточенного строительства) разрезах.

Планирование развития мощностей строительно-мон­ тажных организаций имеет целью обеспечить своевре­ менную подготовку подрядных организаций к выпол­ нению заданий по вводу в действие производственных мощностей, жилой площади и других объектов, а также

объемов подрядных строительно-монтажных

работ,

устанавливаемых перспективными текущими

планами

капитального строительства, с учетом их территориаль­ ного размещения.

Мощность строительно-монтажных организаций ре­ комендуется определять как «максимально возможный годовой объем строительно-монтажных работ в стоимо­ стном выражении (при намечаемой в плане структуре работ), который может быть выполнен данной организа­ цией при полном использовании находящихся в ее рас­

38


поряжении (включая привлекаемые и вновь вводимые в планируемом году) основных производственных фон­

дов в соответствии с заданным режимом их

работы

и применении передовых методов организации

и тех­

нологии строительства»1.

 

Понятие производственной мощности не однозначно возможности ее использования. Ее эффективное исполь­ зование определяется обеспеченностью рабочими кад­ рами и условиями для их высокопроизводительного труда, полнотой и своевременностью поставок строитель­ ных конструкций и деталей с районных и межрайонных предприятий, а также рядом других факторов.

К плану строительного производства относятся так­ же планы: развития специализации в строительстве, комплексной механизации строительных и монтажных работ, внедрения достижений науки и техники, по труду и подготовке кадров, материально-техническому снаб­ жению строительства и по снижению себестоимости строительно-монтажных работ.

Разработка планов строительного производства на­ чинается с составления проектов планов строительно­ монтажными организациями (трестами, комбинатами, объединениями).

Предприятия, организации и дирекции строящихся предприятий, намечающие в планируемом периоде пе­ редачу работ для выполнена' подрядным способом, раз­ рабатывают на основе полученных ими от соответствую­ щих организаций контрольных цифр (или заданий) по капитальному строительству и проектов титульных списков строек предложения (заказы) на работы, пе­ редаваемые для выполнения подрядным способом, включая объемы работ, которые будут в последующем переданы другим организациям в порядке долевого участия, и направляют эти предложения (заказы) строительно-монтажным организациям-подрядчикам по форме, установленной Госпланом СССР.

Строительно-монтажные организации-подрядчики совместно с заказчиками рассматривают эти предложе­ ния (заказы), составляют протоколы-заказы согласова-

1 (Методические указания по составлению Государственного пла­ на развитая народного хозяйства СССР. М., «Экономика», 1969, с. 267.

39