Файл: Амстибовицкий, М. А. Планирование - центральное звено управления строительным производством.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 33
Скачиваний: 0
строечным титульным списком объемы работ и сроки их выполнения.
При составлении, рассмотрении и утверждении внутрипостроечных титульных списков тщательно проверяют ся хозяйственная необходимость и экономическая целе сообразность строительства каждого объекта в плани руемом году.
III. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНО ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Важной частью плана капитального строительства являются планы проектно-изыскательских работ и дея тельности проектных организаций.
|Планы проектно-изыскательских работ по их назначе нию состоят из четырех основных подгрупп:
1)строительство будущих лет;
2)текущее строительство;
3)составление технико-экономических обоснований (ТЭО) и других материалов по развитию отраслей на родного хозяйства, а также по разработке проектов рай онной планировки, проектов планировки и застройки го родов и поселков;
4)типовое проектирование, исследовательские, про ектные и экспериментальные работы, связанные с внед рением новой техники в строительство, работы по со ставлению общесоюзных норм, технических условий и
технических инструкций по изысканиям, проектированию и строительству, по изучению и обобщению отечественно го и зарубежного опыта проектирования и строительства.
Планирование проектных работ должно предусмат ривать:
научную обоснованность, реальность и эффективность принимаемых решений;
наличие перспективных и вытекающих из них теку щих планов, т. е. непрерывность планирования;
взаимосвязь планов научных исследований, проект ных работ и капитального строительства;
82
своевременность утверждения и стабильность планов проектирования.
Кроме того, планы проектных работ должны отвечать требованиям:
своевременного и полного обеспечения технической документацией пусковых и задельных объектов следую щего года;
выполнения договорных обязательств и работ по на рядам-заказам вышестоящих органов;
полной увязки с планами работ субподрядных орга низаций по совместно выполняемым проектам;
наличия необходимого переходящего задела проект ных работ.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР от 28 мая 1969 г. «Об улучшении проектно-смет ного дела» установлено, что планы проектных работ должны составляться на основе пятилетних планов ка питального строительства. При этом особое внимание должно уделяться схемам развития и размещения соот ветствующих отраслей народного хозяйства, а также технико-экономическим обоснованиям, на основе которых должны приниматься решения о проектировании и строительстве предприятий и сооружений. Это постанов ление создает прочную основу для комплексного перс пективного планирования проектных работ.
При разработке проектов планов проектные и другие заинтересованные организации направляют через свои вышестоящие органы соответствующим министерствам, ведомствам и исполкомам Советов депутатов трудящих ся, а также непосредственно организациям-исполнителям заказы на проектно-изыскательские работы на плани руемый год. В заказах должны быть приведены наиме нования объектов и работ, данные о годе начала строи тельства, стадиях и ориентировочной стоимости проекти рования, ожидаемом выполнении на начало планируемо го года и объеме работ на планируемый год, сроках вы дачи исходных данных и окончания работ.
На основании планов проектирования для строи тельства будущих лет, планов типового проектирования, технико-экономических обоснований и других работ, а также полученных заказов на проектные работы и имею щихся договоров каждая проектная организация состав ляет и представляет на утверждение в вышестоящую организацию план проектно-изыскательских работ на
планируемый год (тематический план) с годовыми объе мами работ в пределах утвержденных ей лимитов.
Сроки выполнения проектно-изыскательских работ устанавливаются в тематических планах на основе ут вержденных в установленном порядке перспективных планов капитального строительства и титульных списков проектных и изыскательских работ для строительства будущих лет, а также в соответствии с договорами, за ключенными с заказчиками.
В постановлении «Об улучшении проектно-сметного дела» указано, что главной задачей проектных органи заций является обеспечение высоких темпов техническо го прогресса и повышение эффективности промышленно го производства на основе широкого внедрения в народ ное хозяйство новейших достижений отечественной и за рубежной техники.
Для выполнения этой задачи необходимо улучшить планирование проектного дела путем своевременного составления перспективных планов проектирования как неотъемлемой части перспективного планирования раз вития и размещения производительных сил.
Важное значение для сокращения продолжительности строительства имеет включение в планы капитального строительства только таких объектов, по которым ут верждена проектно-сметная документация. Однако до настоящего времени нарушаются постановления и ука зания правительства о включении в план капитального строительства только тех строительств и объектов, ко торые до 1 сентября предшествующего года полностью обеспечены проектно-сметной документацией.
Имеется много фактов, когда проектные организации обеспечивают рабочими чертежами строительно-монтаж ные работы, но при этом не учитывают необходимую последовательность их производства, выдают нередко чертежи на объекты или конструктивные части соору жений, которые должны строиться позже, а первоочеред ные работы оставляют без технической документации.
Отсутствие комплексной проектно-сметной докумен тации не позволяет подрядным организациям и заказ чикам своевременно подготовиться к строительству объ ектов и разместить заказы на оборудование и конструк ции, отрицательно влияет на планирование материаль но-технического снабжения, организацию работ, выпол нение плана.
Строительство объектов без комплексной проектной
34
документации влечет за собой принятие нерациональных технологических и строительных решений, размещение заказов на оборудование, которое затем не используется, вызывает крупные переделки выполненных работ, за держку в завершении строительства, бросовые затраты.
Включение в планы строительства объектов, не обес печенных проектно-сметной документацией, переработка принятых в проекте технологических решений и увеличе ние первоначальной сметной стоимости строительства приводят к ошибочной оценке эффективности намечае мого строительства, вызывают необходимость установле ния более длительных сроков для их окончания, подры вают основы планирования и снижают эффективность капитальных вложений.
■Придавая важное значение повышению качества до кументации на строительство, ЦК КПСС и Совет Ми нистров СССР в мае 1969 г. приняли специальное поста новление «Об улучшении проектно-сметного дела». В соответствии с этим постановлением проведены значи тельные мероприятия по совершенствованию организа ции проектно-сметного делаПересмотрена сеть проект ных и изыскательских организаций, упрощена их струк тура. Введены новые условия оплаты труда проектиров щиков. С 1 января 1971 г. внедряется система расчетов за законченные проекты и изыскания в целом по объек ту или за этапы работ. Все это будет способствовать бо лее равномерной выдаче комплектной проектно-сметной документации. 'Повышается роль сметы и ее экономи ческая обоснованность.
Проектные организации во многих случаях не уде ляли должного внимания, допускали просчеты и ошибки в определении сметной стоимости строительства, а иног да и искусственное занижение смет, что создавало лож ное представление об эффективности намечаемого строи тельства и осложняло планирование и осуществление ка питального строительства. Занижение сметной стоимости приводило к крупным просчетам при планировании ка питальных вложений (в частности, к принятию решений о строительстве большего количества объектов по срав нению с практически возможным), а также при опреде лении потребности в ресурсах, мощностях производст венной базы строительно-монтажных организаций.
Недоброкачественность изыскательских работ и не достаточная тщательность разработки проектов и смет вызывали в процессе осуществления строительства до-
35
Полнительные работы, не учтенные в первоначальной сметной стоимости, и недостаток средств. Для «эконо мии» их строительство вспомогательных объектов во многих случаях относилось на более поздний срок, веду щие агрегаты вводились в эксплуатацию недостаточно оснащенными вспомогательными производствами, что задерживало освоение проектных мощностей.
В целях устранения указанных недостатков |
наряду |
с проводимыми мероприятиями по улучшению |
работы |
проектных организаций в настоящее время введен обя зательный порядок проверки смет строительно-монтаж ными организациями до утверждения смет в установлен ном порядке.
IV. ПЛАНИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Разработка плана капитального строительства вклю чает планирование строительного производства.
Планирование строительного производства предус матривает планирование объемов строительно-монтаж ных работ, выполняемых подрядным и хозяйственным способом, планы развития мощностей строительно-мон тажных организаций и производственно-технической ба зы строительства, расширения специализации в строи тельстве, механизации и автоматизации строительно-мон тажных работ.
Методические указания к составлению Государствен ного плана развития народного хозяйства СССР опреде ляют задачи планирования строительного производства, которое должно способствовать:
выполнению заданий по вводу в действие объектов и производственных мощностей;
созданию нормативных заделов в строительстве, не обходимых для планомерного ввода в действие мощно стей в последующие за плановым периодом годы и обеспечения ритмичной работы;
дальнейшему расширению подрядного способа про изводства работ, укрупнению и специализации строи тельно-монтажных организаций;
концентрации материально-технических ресурсов и
36
кадров на пусковых объектах, относительному сокраще нию незавершенного строительства;
эффективному использованию производственных мощ ностей строительно-монтажных организаций и своевре менному развитию производственно-технической базы строительства;
максимально возможному росту производительности труда, сокращению продолжительности, повышению рен табельности и улучшению качества строительства, сни жению себестоимости работ.
Все эти задачи должны решаться в плане на основе дальнейшей индустриализации строительства и повы шения организационно-технического уровня строитель ного производства с широким внедрением научной ор ганизации труда и сетевых графиков.
Основным разделом плана строительного производ ства являются задания по вводу в действие объектов и производственных мощностей, строительство которых осуществляется по генеральным подрядным договорам за счет государственных централизованных и нецентрали зованных капитальных вложений, а также за счет средств жилищно-строительных кооперативов и колхо зов. Вместе с тем в планах строительного производства должны предусматриваться заделы в соответствии с ут вержденными нормами.
Для организаций Минмонтажспецстроя СССР пла ном устанавливаются задания по вводу в действие объек тов и производственных мощностей, на которых ими вы полняются по субподряду монтажные работы основного технологического оборудования.
Наряду с заданиями по вводу в действие план опре деляет объемы строительно-монтажных работ.
Отдельно в перспективных и годовых планах выде ляется программа работ по общесоюзным, союзно-рес публиканским строительным министерствам и другим хозяйственным органам по союзным республикам. В них определяются также объемы работ, выполняемые строи тельными организациями одних союзных республик для других союзных республик, а также объемы работ, выполняемые общесоюзными министерствами и ведом ствами для союзных республик и союзными республика ми для министерств и ведомств СССР. Следовательно, в планах находят свое отражение межреспубликанские и межотраслевые связи в строительстве. Обеспечивается также увязка заданий по строительству и между непо
37
средственно заинтересованными строительными органи зациями, входящими в состав трестов, объединений, комбинатов, территориальных главков, на стадии утверждения плана по соответствующим звеньям строи тельной индустрии.
Подрядные работы в планах группируются по приз наку выполнения их на стройках и объектах, осущест вляемых по плану централизованных вложений, за счет нецентрализованных источников, средств на капиталь ный ремонт и средств, выделяемых на некоторые другие нужды (работы по предмонтажной ревизии оборудова ния, пусконаладочные работы и т. п.). В ходе рассмотре ния с заказчиками предложений (заказов) и выполне ния планов подрядчики и их вышестоящие органы обя заны учитывать необходимость первоочередного строи тельства по плану централизованных капитальных вло жений.
В народнохозяйственных планах предусматриваются также задания по развитию мощностей строительно-мон тажных организаций, обеспечивающие их своевремен ную подготовку к выполнению заданий по капиталь ному строительству и созданию крупных районных предприятий по производству стальных, железобетонных и деревянных конструкций, а также новых эффективных материалов. Эти планы составляются в масштабе трестов, комбинатов, объединений, главков и мини стерств в целом на основании перспективного плана подрядных строительно-монтажных работ в отраслевом и территориальном (по экономическим районам и узлам сосредоточенного строительства) разрезах.
Планирование развития мощностей строительно-мон тажных организаций имеет целью обеспечить своевре менную подготовку подрядных организаций к выпол нению заданий по вводу в действие производственных мощностей, жилой площади и других объектов, а также
объемов подрядных строительно-монтажных |
работ, |
устанавливаемых перспективными текущими |
планами |
капитального строительства, с учетом их территориаль ного размещения.
Мощность строительно-монтажных организаций ре комендуется определять как «максимально возможный годовой объем строительно-монтажных работ в стоимо стном выражении (при намечаемой в плане структуре работ), который может быть выполнен данной организа цией при полном использовании находящихся в ее рас
38
поряжении (включая привлекаемые и вновь вводимые в планируемом году) основных производственных фон
дов в соответствии с заданным режимом их |
работы |
и применении передовых методов организации |
и тех |
нологии строительства»1. |
|
Понятие производственной мощности не однозначно возможности ее использования. Ее эффективное исполь зование определяется обеспеченностью рабочими кад рами и условиями для их высокопроизводительного труда, полнотой и своевременностью поставок строитель ных конструкций и деталей с районных и межрайонных предприятий, а также рядом других факторов.
К плану строительного производства относятся так же планы: развития специализации в строительстве, комплексной механизации строительных и монтажных работ, внедрения достижений науки и техники, по труду и подготовке кадров, материально-техническому снаб жению строительства и по снижению себестоимости строительно-монтажных работ.
Разработка планов строительного производства на чинается с составления проектов планов строительно монтажными организациями (трестами, комбинатами, объединениями).
Предприятия, организации и дирекции строящихся предприятий, намечающие в планируемом периоде пе редачу работ для выполнена' подрядным способом, раз рабатывают на основе полученных ими от соответствую щих организаций контрольных цифр (или заданий) по капитальному строительству и проектов титульных списков строек предложения (заказы) на работы, пе редаваемые для выполнения подрядным способом, включая объемы работ, которые будут в последующем переданы другим организациям в порядке долевого участия, и направляют эти предложения (заказы) строительно-монтажным организациям-подрядчикам по форме, установленной Госпланом СССР.
Строительно-монтажные организации-подрядчики совместно с заказчиками рассматривают эти предложе ния (заказы), составляют протоколы-заказы согласова-
1 (Методические указания по составлению Государственного пла на развитая народного хозяйства СССР. М., «Экономика», 1969, с. 267.
39