Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
числении годовых вознаграждении, что направлено на сокращение текучести кадров.
Как правило, в качестве главного критерия, опреде ляющего возможность получения работниками возна граждения по итогам года и его размер, большинство предприятий приняло продолжительность их работы «а данном предприятии, причем минимальный трудовой стаж установлен в большинстве случаев в размере одного
года. Это вытекает из того, что хозяйственно-финансовые результаты того или иного предприятия за определен
ный год являются итогом совместных усилий всего кол лектива, а не отдельных лиц, продолжительно работаю щих на одном предприятии. Поэтому будет правомерным распределение вознаграждения по итогам года между всеми членами коллектива, проработавшими не менее года.
Что касается стимулирования работников, длитель ное время проработавших на предприятии, то они, не сомненно, заслуживают преимущественного поощрения. Они в прошлом создавали условия для успешной работы всего коллектива за данный год, и сегодня в силу своей высокой квалификации вносят, как правило, больший вклад в общие результаты работы предприятия. Руко водствуясь этими соображениями, предприятия, рабо тающие в новых условиях хозяйствования, предусмотрели в своих положениях повышенное поощрение ветера нов по сравнению с новичками, имеющими 1—2 года тру дового стажа на данном предприятии.
В установлении максимального трудового стажа и его градации, то есть темпах роста размеров вознагражде ния в зависимости от трудового стажа, на предприятиях Дагестана нет единства. Так, на Махачкалинской фаб рике им. III Интернационала при стаже работы от 1 года до 5 лет размер вознаграждения равен десятидневному заработку, от 5 до 10 лет — одиннадцатидневному и свы ше 10 лет — двенадцатидневному, а на Махачкалинской трикотажной фабрике имени Крупской 1—2-летний тру довой стаж дает право на премию, равную' восьмиднев ному заработку, от 2 до 5 лет — двенадцатидневному, от 5 до 7 лет — шестнадцатидневному, от 7 до 10 лет — двадцатидневному и свыше 10 лет — двадцатичетырех дневному заработку. Сравнение этих данных свидетель ствует в пользу шкалы, принятой на трикотажной фабрике
38
нм. Крупской. Здесь темпы нарастания размеров воз награждения происходят постепенно, что позволяет поощрять ветеранов производства в значительно боль ших размерах, чем новичков. Так, работники данной фаб рики со стажем свыше 10 лет получают в 3 раза воз награждение больше, чем работники с 1—2-летним тру довым стажем. При распределении вознаграждения по итогам 1972 года последние получили по 30 — 40 рублей премии, а работники с непрерывным трудовым стажем свыше 10 лет — по 150— 170 рублей. В отношении же работников, проявляющих высокую активность, дисцип линированность и имеющих высокие показатели в рабо те, способствовавшие успешному выполнению государ ственного плана 1972 года, а также активно участвую щих в общественной жизни, независимо от их трудового стажа (но не менее одного года) на данной фабрике при меняется дополнительное поощрение в размере 20% к на численному им годовому вознаграждению. Благодаря этому такие работники фабрики, как, например, Л. Оберемченко, А. Садыков, 3. Егорова и др. получили по 160 — 200 рублей премии.
А вот на Буйнакской трикотажной фабрике «Красная звезда» работники подразделены на восемь стажевых групп, начиная с 1 года до 5 лет и кончая трудовым ста жем свыше 21 года. Такое дробление очень напоминает выплату вознаграждений за выслугу лет, а не по итогам года, и поэтому данный порядок нуждается в уточнении.
Учитывая множественность положений о выплате вознаграждений по итогам года и довольно различный подход к установлению трудового стажа, дающего право на получение той или иной цуммы премий, необходимо, на наш взгляд, разработать определенные рекомендации по составлению на предприятиях страны шкалы воз награждений с учетом трудового стажа, условий произ водства, трудностей с обеспечением рабочей силой, борь бы с текучестью кадров и других факторов. Такую рабо ту смогли бы провести Госкомитет Совета Министров
СССР по вопросам труда и заработной платы и ВЦСПС с привлечением ученых и специалистов, работающих в области данных проблем. Не ущемляя прав предприя тий, данные рекомендации помогут им более правильно организовать годовое поощрение работников.
В этих рекомендациях следовало бы также указать
39
предельный стаж работы для получения максимального вознаграждения. Хотя более высокое вознаграждение ве теранов производства по сравнению с работниками, имеющими меньший трудовой стаж на данном предприя тии, вполне обосновано, однако остается открытым во прос установления минимального трудового стажа для получения максимального вознаграждения, то есть после скольких лет непрерывной работы на предприятии не производится дальнейшее увеличение годовых возна граждений. Например, максимальное вознаграждение, равное двадцатичетырехдневному заработку, выплачи вается на Махачкалинской трикотажной фабрике им. Крупской работникам при стаже свыше 10 лет, на Ленинградском винзаводе «Дагвино» — при стаже свы ше 15 лет, на Буйнакской трикотажной фабрике — свыше 20 лет; на Махачкалинской фабрике им. III Интернацио нала вознаграждение в размере двенадцатидневного за работка выплачивается при трудовом стаже свыше 10 лет, на Буйнакском кожобувном комбинате им. Киро ва такое же вознаграждение при стаже свыше 5 лет, на Дербентском и Махачкалинском винзаводах—при стаже
свыше 8 лет.
На многих предприятиях (Махачкалинской фабрике
модельной |
обуви, Махачкалинской |
фабрике им. Круп |
ской, Махачкалинской фабрике им. III Интернационала, |
||
Дагрыбхолодфлоте, Дербентском |
коньячном заводе |
|
и других) |
максимальное вознаграждение установлено |
при непрерывном трудовом стаже на данном производ стве свыше 10 лет, а при более высоком стаже работы размер вознаграждения остается неизменным. По наше му мнению, подобное решение вопроса является наибо лее правильным. Чрезмерное же превышение размеров поощрения в зависимости от непрерывного стажа не должно практиковаться, ибо при этом вознаграждение по итогам года может постепенно превратиться в поощ рение за выслугу лет, а не за достигнутые результаты ра боты, что противоречит духу проводимой в стране эконо мической реформы.
Возникает вопрос, следует ли при начислении воз награждения тому или иному работнику учитывать его участие в общественной жизни предприятия. Такое усло вие имеется в положении о выплате вознаграждения на Махачкалинской трикотажной фабрике им. Крупской
40
и других предприятиях. Нам же представляется, что увязывать производственные показатели с выполнением общественных поручений не следует, поскольку выпла чиваемое вознаграждение по итогам года является одним из видов материального поощрения, а последнее связано только с производственными показателями. Поощрять работников, активно участвующих в общественной жиз ни коллектива, целесообразнее, выделяя им путевки в до ма отдыха, санатории, туристические поездки по досто примечательным местам страны и за границу и т. п. за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.
V |
Совершенно иначе следует |
рассматривать |
вопрос |
|
о связи выплаты вознаграждения по итогам года с дис |
||
|
циплинированностью работников. Его значимость нашла |
||
|
отражение в положениях всех |
предприятий, в |
которых |
указано, что непременными условиями получения воз награждения являются добросовестное отношение к тру
ду, соблюдение правил внутреннего распорядка, отсут
ствие нарушений |
производственной, технологической |
|
и трудовой дисциплины. |
предприятий (Махачка |
|
При этом на |
большинстве |
|
линский судоремонтный завод, |
Буйнакский кожобувной |
комбинат, предприятия «Дагвино» и другие) нарушите ли производственной и трудовой дисциплины и прогуль щики полностью лишаются права на получение годово го вознаграждения. На других предприятиях установле но, что работники, допустившие указанное нарушение, могут рассчитывать на частичное вознаграждение, если они в дальнейшем будут добросовестно относиться к ра боте и не допускать новых нарушений. Так, на Махачка линской фабрике модельной обуви семи рабочим, допу стившим в 1972году прорулы, были уменьшены на 50% причитающиеся им годовые премии после персонального обсуждения этих случаев администрацией и профсоюз ной организацией фабрики, а восемь рабочих были ли шены премий полностью.
Выплата вознаграждения по итогам года является действенным средством укрепления производственной и трудовой дисциплины. Если до перевода на новую си стему планирования и экономического стимулирования на многих предприятиях имело место значительное коли чество прогулов и других нарушений дисциплины, то
41
в новых условиях хозяйствования большинство работни ков, ранее допускавших такие нарушения, стало добро совестнее относиться к работе. Например, на Махачка линском заводе им. М. Гаджиева в 1968 году прогулы составляли 2260 человеко-дней, а в 1972 году их число сократилось до 1353 человеко-дней, или на 40%.
Аналогичное положение наблюдается на заводе «Дагэлектромаш», где количество прогулов за этот же период уменьшилось с 349 до 189 человеко-дней, на заво де «Дагэлектроавтомат» — с 465 до 263, на Дербентском заводе шлифовальных станков — с 1100 до 171 и т. д. На таких же предприятиях, как Касумкентский консервный завод, Дербентский коньячный комбинат, Кизлярский коньячный завод, Дербентский мясокомбинат и ряде других прогулы рабочих вообще прекратились. Этот факт отражает сущность новых экономических отноше ний, возникших между предприятиями и занятыми на них работниками, после перехода на новые условия ра боты.
Дальнейшее совершенствование всей системы мате риального поощрения, в том числе и практики выплаты
вознаграждений по итогам года, будет способствовать улучшению показателей работы предприятий, на что как раз и направлена экономическая реформа.
Второй поощрительный фонд — фонд социально культурных мероприятий и жилищного строительства — относится к числу общественных фондов потребления. Од нако если общенародные фонды потребления создаются усилиями трудящихся страны и предназначены для об служивания всех членов социалистического общества, то фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образуется в зависимости от экономиче ских результатов работы того или иного коллектива пред приятия и используется исключительно на его коллек тивные нужды. Согласно основным положениям об обра зовании и расходовании поощрительных . фондов средства данного фонда предназначены на новое строи тельство и ремонт жилых зданий, клубов, домов отдыха, санаториев, пионерских лагерей, детских садов и яслей, столовых, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового назначения, на улучшение культур но-бытового и медицинского обслуживания работников предприятия; на приобретение путевок в дома отдыха
42
и санатории; на оборудование всем необходимым столо вых и буфетов, домов отдыха, санаториев, клубов и дет ских учреждений. Из этого фонда могут выделяться сред ства на физкультурные мероприятия, усиление питания детей в детских садах, яслях и пионерских лагерях и на другие культурно-бытовые нужды17. Поэтому существует непосредственная заинтересованность работников данно го предприятия в постоянном увеличении фонда социаль но-культурных мероприятий и жилищного строительства.
В новых условиях хозяйствования размеры фонда со циально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства, как уже указывалось, значительно возросли по сравнению с теми суммами, которые раньше предназна чались на эти цели из фонда предприятия.
Однако положительные факты в увеличении этого фонда по сравнению с дореформенным периодом сводят ся на нет его неудовлетворительным, а порой и непра вильным использованием на ряде предприятий Дагестана. В 1972 году на Махачкалинской трикотажной фабрике было использовано 5,6% имевшегося фонда социально культурных мероприятий и жилищного строительства (с учетом остатка прошлых лет), на Махачкалинской фабрике модельной обуви — 26% и т. д.
Основная причина плохого использования этого фон да заключается в том, что администрации и профсоюз ные организации ряда предприятий еще робко подходят к расходованию средств, выделенных на удовлетворение коллективных потребностей, не практикуют направление работников за счет этого фонда по бесплатным путевкам в санатории и дома отдыха, мало организуют экскурсий по достопримечательным местам республики, недоста точно выделяют средств на улучшение обслуживания де тей и т. п. Вместе с тем недоиспользование этих средств вызвано также причинами, не зависящими от предприя тий. Так, для улучшения спортивной работы, медицин ского обслуживания и других целей спортинвентарь, раз-
17 На наш взгляд, за счет фонда социально-культурных мероприя тий и жилищного строительства следовало бы оказывать работни кам предприятий и материальную помощь, которая в настоящее вре
мя выплачивается из фонда материального поощрения. Это было бы вполне правомерно, поскольку по своему материальному содержанию помощь не может относиться к фонду материального поощрения, так как она не связана с результатами труда работников предприятия.
43