Файл: Аксюков, Н. М. Хозяйственный расчет и стимулирование предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

личное оборудование и медикаменты предприятия не мо­ гут приобрести по безналичному расчету. Поэтому было бы целесообразно1 разрешить предприятиям за счет средств фонда социально-культурных мероприятий и жи­ лищного строительства приобретать в торгующих орга­ низациях и аптеках по безналичному расчету необходи­ мые им спортинвентарь, оборудование для клубов, детских учреждений и медикаменты в пределах сумм, пре­ дусмотренных сметой на соответствующий год.

Анализ использования фонда социально-культурных

мероприятий на

предприятиях

ДАССР показывает, что

в ряде случаев

средства этого

фонда распыляются на

малоэффективные мероприятия, не соответствующие ос­ новным функциям, которые должен выполнять этот фонд. Например, на Буйнакском кожобувном комбинате сред­ ства этого фонда расходовались на приобретение столов, шкафов, сейфов и прочего инвентаря для конторы. Несли эти расходы понесены все же для нужд комбината, то ни­ чем нельзя обосновать отнесение рядом предприятий Да­ гестана за счет фонда социально-культурных мероприя­ тий и жилищного строительства значительных сумм, пе­ речисляемых на строительство и ремонт дорог. Например, Махачкалинская трикотажная фабрика после перехода на новые условия хозяйствования в 1967 году ежегодно перечисляет 3 — 5 тыс. рублей, или 25 — 40% начисляе­ мой суммы фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, на долевое участие в строи­ тельстве и ремонте автомобильных дорог, Махачкалин­ ская фабрика модельной обуви — 10 — 15% и т. д.

Большое недоиспользование или нерациональное рас­ ходование фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства на ряде предприятий ДАССР вызвано главным образом тем, что они не располагают достаточными средствами для строительства жилых до­ мов, дошкольных учреждений и других объектов куль­

турно-бытового назначения.

В соответствии с п. 56 Положения о социалистиче­ ском государственном производственном предприятии администрации предприятий имеют право объединять находящиеся в их распоряжении средства для совмест­ ного (в порядке долевого участия) строительства ука­ занных выше объектов. По указанию правительства затраты на капитальные вложения за счет фонда со-

44


циально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства обеспечиваются в плановом порядке необходи­ мыми материально-техническими ресурсами. Такое капи­ тальное строительство включается в программу подряд­ ных работ строительных организаций. Однако решение данного вопроса в этом плане пока что невозможно, по­ скольку предприятиям не выделены под наличные сред­ ства ни лимиты по труду, ни необходимые материалы, а строительные организации в подавляющем большин­ стве еще не переведены на новые условия хозяйствова­ ния и не имеют материальных ресурсов для проведения строительных работ за счет фонда социально-культур­ ных мероприятий и жилищного строительства предприя­ тий. В то же время нецелесообразно распыление мате­ риальных ресурсов на строительство по многочисленным мелким предприятиям. Поэтому, на наш взгляд, необхо­ димо, чтобы имеющиеся у мелких предприятий средства из фонда социально-культурных мероприятий и жилищ­ ного строительства обязательно принимались от них гор­ советами для увеличения планов капитальных вложений по строительству жилых домов и объектов социальнокультурного назначения с последующей передачей прав по распоряжению этими домами и объектами предприя­

тиям в соответствии с

размерами

их долевого

участия.

На предприятиях

ряда отраслей промышленности

и особенно в легкой,

пищевой,

рыбной, как

известно,

до 70% и более работающих — женщины. Поэтому от­ сутствие в ряде случаев на предприятиях детских до­ школьных учреждений ведет к текучести кадров. Нам представляется, что для ускорения решения проблем, связанных с обеспечением предприятий рабочими кад­ рами, следовало бы несколько увеличить нормативы от­ числений в фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства за счет изыскания дополни­ тельных резервов получения прибыли, доведя их до 4 — 5% к фонду заработной платы против 2 — 3%, установ­ ленных в настоящее время.

Кроме того, директорам предприятий по согласова­ нию с профсоюзными организациями следует шире прак­ тиковать 20%-ное перераспределение средств между фондом материального поощрения и фондом социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства в пользу последнего. Это весьма важное право предприя­

45


тий должно быть полностью использовано для оператив­ ного решения хозяйственных вопросов и в первую оче­ редь для строительства необходимых объектов культур­ но-бытового назначения и удовлетворения общественных потребностей членов коллектива данного предприятия.

ФОНД РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА КАК источник РАСШИРЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА

В решениях XXIV съезда КПСС подчеркивается не­ обходимость всемерного повышения эффективности об­ щественного производства на основе научно-техническо­ го прогресса и более полного использования всех резер­ вов. Среди ряда факторов, призванных обеспечить выполнение этой задачи, важное место занимает фонд развития производства.

Средства этого фонда предназначены, как указывает­ ся в «Инструкции о порядке образования и использова­ ния фонда развития производства на промышленных предприятиях», для финансирования капитальных вложе­ ний по внедрению новой техники, механизации и ав­ томатизации, модернизации оборудования, обновлению основных фондов, приобретению грузового транспорта, предназначенного для технологических целей, совершен­ ствованию организации производства и труда.., а также на другие мероприятия по развитию производства, на­ правленные на освоение новых видов изделий, рост производительности труда, снижение себестоимости, улучшение качества продукции, повышение рентабель­ ности производства без нового строительства. При этом, однако, предприятия могут производить строительно­ монтажные работы, связанные с заменой и установкой оборудования, расширением производственных, бытовых и складских помещений, а также с организацией произ­ водства товаров народного потребления18.

По существующему положению значительные воз­ можности для создания фонда развития производства

имеют те предприятия, которые располагают большими основными производственными фондами. В этом отно­ шении в более благоприятных условиях находятся лишь

■8 «Экономическая газета», май 1973 г., № 18, стр. 22.

46

немногие предприятия промышленности страны. В то же время на большинстве предприятий промышленности ДАСС^Р фонд образуется в таких размерах, что он не мо­ жет выступать в качестве сколько-нибудь серьезного источника дальнейшего развития производства.

Так, на Избербашском заводе «ДагЗЭТО» величина фонда развития производства в 1972 году составляла 2,1 % к стоимости основных производственных фондов, на Махачкалинском заводе стекловолокна—1,4 °/о, в Но­

гайском нефтегазодобывающем

управлении —.0,8 %,

Избербашском нефтедобывающем

управлении —0,7 %

и т. д.

 

Эти факты свидетельствуют о том, что начисленных средств в фонд развития производства явно недостаточ­ но для осуществления реконструкции предприятий или проведения крупных работ по комплексной механизации и автоматизации производства.

Конечно, сравнивая размеры фонда развития произ­ водства с теми средствами, которые выделялись на рас­ ширение производства из фонда предприятий, можно увидеть, что они увеличились на большинстве предприя­ тий Дагестана в 3 — 4 раза. Однако та часть фонда раз­ вития производства, которая формируется за счет при­ были, в 1972 году возросла на многих предприятиях по сравнению с годами до перехода на работу по-новому примерно наполовину, в то время как два других фонда

экономического стимулирования

(фонд материального

поощрения и

фонд социально-культурных мероприятий

и жилищного

строительства)

увеличились более чем

в Зраза. При этом доля прибыли, направляемая в фонд развития производства, как правило, во много раз мень­ ше доли прибыли, отчисляемой в поощрительные фонды. Так, на махачкалинской мебельной фирме «Каспий» в 1972 году в поощрительные фонды направлено 72,5% полученной прибыли, а в фонд развития производства всего 12,7 %, на заводе им. М. Гаджиева 15,7 и 1,1 %, на Буйнакской трикотажной фабрике—13,8 и 2,6% и т. д.

Повышение эффективности производства в современ­ ных условиях возможно лишь при систематическом ро­ сте его технического уровня, достигаемом за счет по­ стоянного обновления части основных фондов. Поэтому нам представляется необходимым повысить значение фонда развития производства как источника не только

47


простого, но и расширенного воспроизводства основных фондов. При этом значительная часть фонда развития производства должна формироваться за счет отчислений от амортизации на полное восстановление основных производственных фондов. В этой связи, на наш взгляд, назрела необходимость зачисления в фонд развития производства в основном всех амортизационных сумм, предназначенных на реновацию. Эти средства обеспечат, по существу, только простое воспроизводство, так как в современных условиях цены на новую технику растут гораздо быстрее, чем их производительность, в силу че­ го каждая единица новой мощности является более до­ рогой. Поэтому очередное обновление машин и оборудо­ вания требует значительно больше затрат, чем предыду­ щее. Важно также учитывать и то обстоятельство, что в результате морального износа многие средства труда, выводятся из производства со значительной недоамортизацией.

Источником дополнительных средств в фонд разви­ тия производства, предназначенных для расширенного воспроизводства, а также проведения различных меро­ приятий по техническому развитию производства, долж­ ны стать прибыль предприятий и централизованный фонд развития производства, создаваемый в производствен­ ных объединениях или непосредственно в министерстве.

Ускорение процесса обновления основных производ­ ственных фондов связано также с необходимостью поло­ жительно решить вопрос об использовании для этих це­ лей амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт. В положении о предприятиях пре­ дусмотрена возможность расходования части этих средств для приобретения нового оборудования, если это экономически выгодно. Поэтому, на наш взгляд, целесо­ образно включать всю сумму амортизации на капиталь­ ный ремонт в фонд развития производства, предоставив право самому предприятию расходовать эти средства или на ремонт, или на замену оборудования и устанав­ ливать целесообразные сроки этих расходов.

Кроме того, в связи с ростом остатков неиспользован­ ных средств поощрительных фондов целесообразно было бы разрешить руководителям предприятий по согласова­ нию с профсоюзными организациями осуществлять пе­ рераспределение этих фондов в пользу фонда развития

48

производства. Это даст возможность не только увеличи­ вать в необходимых случаях размеры фонда развития производства, но и правильно регулировать размеры дру­ гих фондов экономического стимулирования, которые часто растут несоответственно потребностям по направ­ лениям их использования.

Определяя размеры фонда развития производства для каждого предприятия, необходимо исходить из стоя­ щих перед ними задач и действительной потребности их в средствах на внедрение новой техники и замену физи­ чески износившихся и морально устаревших машин и обо­ рудования. При этом, по-нашему мнению, минимальный размер фонда развития производства должен быть на уровне среднегодовых отчислений от амортизации на полное восстановление активной части основных произ­ водственных фондов.

Важно, чтобы на каждом предприятии были разра­ ботаны комплексные научно обоснованные планы пер­ спективного технического перевооружения на несколько лет вперед, например, на пятилетку и даже более дли­ тельный перспективный период, которые бы основыва­ лись на стабильных нормативах отчислений в фонд раз­ вития производства и устойчивом материально-техниче­ ском снабжении машинами и оборудованием на всю планируемую сумму этого фонда.

Увеличение размеров фонда развития производства и превращение его в источник самофинансирования поз­ волит в основном отказаться от централизованных ка­ питальных вложений на действующих предприятиях, где расширенное воспроизводство будет осуществляться, как правило, за счет средств фонда развития производства и банковских кредитов.

Следует также учесть, что окупаемость средств, из­ расходованных на постоянное обновление действующих предприятий, будет, несомненно, выше тех, что направ­ ляются на строительство новых. Как отмечал в Отчет­ ном докладе ЦК КПСС XXIV съезду Коммунистической партии Советского Союза товарищ Л. И. Брежнев, «опыт показывает, что, как правило, экономически выгодней обеспечить прирост продукции путем реконструкции

и технической модернизации предприятий»19.

Это обус-

19 Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат,

1971, стр. 63.

4 Зак. № 120

49