Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 0
фективности повышения эргономических свойств предусматривает следующее:
1)при сравнении условно достигается один и тот же уровень эргономических свойств по старой и новой машине, исходя из но вых санитарно-гигиенических и эргономических норм;
2)устанавливаемые нормы сами по себе обоснованы, т. е. исходят из определенных научных соображений.
Применение метода косвенной оценки эффективности повыше ния эргономических свойств позволяет дать однозначный ответ об эффективности машины в целом, исходя из сущности повышения эффективности общественного производства. Что же касается свя зи такой оценки эффективности повышения качества машин с показателями эффективности общественного производства, то не обходимо, в первую очередь, совершенствование показателей эф
фективности общественного производства |
с учетом качественно |
го роста общественных потребностей. |
|
|
В. И. Юшников |
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВЫХ МАШИН |
|
Экономическая эффективность новых |
машин — важнейшая |
составная часть эффективности общественного производства. Она измеряется также эффективностью затрат, выражает уровень от дачи затрат на производство продукта. Однако здесь имеется, оп ределенная специфика.
Дело в том, что машина по сравнению с другими видами то варов имеет свои особенности. Так, потребительная стоимость ее
— двойственна. С одной стороны, машина является средством производства материальных благ. Эта особенность выражается в: том, какое количество продукта и какого качества можно полу чить с помощью данной машины. С другой стороны, она, воору жая рабочую силу, обеспечивает возможность экономить труд, за мещать рабочих.
В условиях товарно-денежных отношений затраты труда на со здание машины принимают стоимостное выражение. Стоимость, машины по частям переносится на продукт и образует составную» часть стоимости каждой единицы производимой с ее помощью продукции. Чем меньше стоимость машины, тем (при прочих рав
ных условиях) меньше сумма амортизации. А |
чем она |
меньше, |
тем машина экономичнее. |
стоимости |
и прин |
Таким образом, особенности потребительной |
28
ципа перенесения стоимости машины на продукт, изготавливае мый с ее помощью, создают возможность экономить живой и ове ществленный труд, повышать производительность общественного труда. В этом и состоит главное назначение машины.
Между потребительной стоимостью и стоимостью существует определенная зависимость, хотя и не функциональная. Эта зави симость состоит в том, что потребительские свойства машины вы ражаются техническими параметрами: мощностью, скоростью, производительностью, надежностью, долговечностью и т. п. Каж дый параметр характеризует ее определенные свойства. Однако
нет и не может быть такого технического показателя, |
который |
бы выражал потребительские свойства в целом. Общим |
может |
быть лишь экономический показатель, выражающий главное на значение машины — экономить общественный труд.
Следовательно, все параметры машины можно выразить одним показателем — ее экономичностью. Чем она экономичнее, тем меньше удельные затраты на единицу полезности. Здесь выража ется взаимосвязь между производством и потреблением: стои мость машины формируется в процессе производства, а эконо мичность проявляется в сфере потребления, эксплуатации. Из держки по производству несет производитель машины, а эффект получает потребитель. Уже здесь заложена возможность противо речия между потребительной стоимостью и стоимостью, которое практически проявляется как противоречие интересов производи телей и потребителей.
Экономичность в потреблении предполагает уменьшение за трат на эксплуатацию машины, размер которых зависит не толь ко от потребительских свойств, но и от величины стоимости. По этому об экономичности машины нельзя судить отдельно ни по ее стоимости, ни по размерам эксплуатационных затрат, а нужно принимать в расчет и то и другое вместе. Прогрессивна та маши на, которая дает экономию общественного труда и в сфере про изводства, и в сфере эксплуатации, вместе взятых. Иными слова ми, чтобы новая машина была экономически эффективной, сово купные затраты на ее производство и эксплуатацию должны быть меньше, чем при ранее существовавшем процессе, в результате чего достигается снижение стоимости единицы продукции, произ водимой с ее помощью.
В этом и находит выражение закон неуклонного роста произ водительности общественного труда. Именно это обстоятельство подчеркнуто в документах XXIV съезда КПСС: «Необходимо, чтобы производительность новых машин была более высокой, а стоимость единицы мощности снижалась»1.
1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1972, стр. 150.
29
Таким образом, затраты в производстве новой машины не мо гут быть признаны в качестве ОНЗТ без их соизмерения с затра тами в эксплуатации. В этом и состоит специфика определения эффективности новых машин, когда результат должен сопостав ляться со всеми затратами в сфере производства и в сфере по требления.
К каким неблагоприятным последствиям приводит односто ронний подход к этой проблеме, можно видеть на ряде приме ров. Так, переход на новую модель плоскошлифовальных станков ЗБ722 сопровождался увеличением затрат по сравнению с заменя емой моделью более чем в 4,5 раза, в то время как производи тельность станка новой модели фактически увеличивалась на 50%. Новые автоматические ткацкие станки СТД в 2 раза произ водительнее старых механических, в то же время их стоимость выросла в 8,5 раза. Такое положение характерно и для других отраслей. Следовательно, на практике существует тенденция опе режения роста затрат на новые машины по сравнению с ростом полезного эффекта. Очевидно, что при таком варианте применение этих машин неэффективно. Налицо явное противоречие между по требительной стоимостью и стоимостью машин.
Высокий уровень затрат на новые машины пытаются обосноватьгсравнивая его с затратами аналогичных старых. Однако фи зические единицы новой и старой продукции непосредственно не сопоставимы. Например, четыре комбайна СК-4 эквивалентны пяти комбайнам СК-3, так как последний на 25% менее произво дителен.
Действительно, факты свидетельствуют о том, что при пере ходе к производству новых, более совершенных и качественных машин затраты во многих случаях возрастают. Но этот рост от носится к физической единице.
Такая закономерность видна из анализа нескольких марок зерноуборочных комбайнов, выпускаемых в послевоенный период предприятиями Ростовской области. Расчеты показывают, что при переходе к производству от одной марки к другой затраты на фи зическую единицу возрастали. Однако рост производительности комбайнов при этом происходил более высокими темпами (см. табл. 1).
Опережение темпов |
роста производительности свидетельствует |
о снижении затрат на |
единицу полезности (см. табл. 2). Из таб |
лицы видно, что при данных затратах в производстве самоход ных комбайнов имеет место экономический прогресс, ибо на еди ницу полезности они снижаются. Некоторое опережение роста затрат по сравнению с ростом производительности у СК-5 не меня ет существа дела, так как общий прирост производительности вы ше прироста затрат.
30
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
i |
|
|
Соотношение роста затрат и производительности комбайнов |
|
|
|||||
|
|
(по сравнению с базовыми) в % |
|
|
|
|||
|
Показатели |
|
К |
о м б а й н |
ы |
|
При |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
с к - з |
СК-4 |
СК-4А |
СК-5 |
СК-6 |
рост |
||
|
|
|||||||
Рост затрат на |
|
|
|
|
|
|
|
|
физическую еди |
|
|
|
|
|
|
|
|
ницу: |
|
|
|
|
|
|
|
|
по |
себестоимости |
21,1 |
24,8 |
2,1 |
27,2 |
23,3 |
; |
117,9 |
по |
оптовой цене |
15,8 |
20,1 |
3,7 |
29,9 |
16,® |
|
142,4 |
Рост производи- |
|
|
|
|
|
|
|
|
■дельности ком |
32,0 |
24,9 |
17,9 |
28,0 |
24,8 |
|
210.8 |
|
байна |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
Затраты на единицу производительности комбайна в руб.
Марки комбайна |
По себестоимости |
По цене |
|
С-4М |
9,46 |
: |
12,33 |
с к - з |
8,68 |
10,82 |
|
СК-4 |
8,70 |
|
10,40 |
СК-4А |
7,52 |
; |
9,09 |
СК-5 |
7,48 |
9,23 |
|
СК-6 |
7,38 |
|
■8.64 |
Подобная картина наблюдается не только в комбайностроении, но и в других отраслях машиностроения, например, в производст ве тракторов, когда при абсолютном росте затрат с увеличением их мощности в расчете на единицу полезности они снижаются.
На практике имеют место случаи иного порядка, когда новая машина в результате непомерно высоких производственных, затрат на ее изготовление не только не снижает, а наоборот, увеличива ет издержки эксплуатации. Например, с 1961 г. сельскохозяйст венное машиностроение выпускало картофелеуборочный комбайн К-3. Временная цена на него была установлена 7000 руб. при фактической себестоимости 8200 руб. *. Если исходить из его ие ны, то затраты в расчете на 1 га при комбайновой уборке карто-1
1 См.: М. Г. Г а б р и э л и . Цены и ценообразование. Ростов-на-Дону, 1966,
стр. 14.
31