Файл: Вопросы эффективности общественного производства [сборник]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

фективности повышения эргономических свойств предусматривает следующее:

1)при сравнении условно достигается один и тот же уровень эргономических свойств по старой и новой машине, исходя из но­ вых санитарно-гигиенических и эргономических норм;

2)устанавливаемые нормы сами по себе обоснованы, т. е. исходят из определенных научных соображений.

Применение метода косвенной оценки эффективности повыше­ ния эргономических свойств позволяет дать однозначный ответ об эффективности машины в целом, исходя из сущности повышения эффективности общественного производства. Что же касается свя­ зи такой оценки эффективности повышения качества машин с показателями эффективности общественного производства, то не­ обходимо, в первую очередь, совершенствование показателей эф­

фективности общественного производства

с учетом качественно­

го роста общественных потребностей.

 

 

В. И. Юшников

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ НОВЫХ МАШИН

Экономическая эффективность новых

машин — важнейшая

составная часть эффективности общественного производства. Она измеряется также эффективностью затрат, выражает уровень от­ дачи затрат на производство продукта. Однако здесь имеется, оп­ ределенная специфика.

Дело в том, что машина по сравнению с другими видами то­ варов имеет свои особенности. Так, потребительная стоимость ее

— двойственна. С одной стороны, машина является средством производства материальных благ. Эта особенность выражается в: том, какое количество продукта и какого качества можно полу­ чить с помощью данной машины. С другой стороны, она, воору­ жая рабочую силу, обеспечивает возможность экономить труд, за­ мещать рабочих.

В условиях товарно-денежных отношений затраты труда на со­ здание машины принимают стоимостное выражение. Стоимость, машины по частям переносится на продукт и образует составную» часть стоимости каждой единицы производимой с ее помощью продукции. Чем меньше стоимость машины, тем (при прочих рав­

ных условиях) меньше сумма амортизации. А

чем она

меньше,

тем машина экономичнее.

стоимости

и прин­

Таким образом, особенности потребительной

28


ципа перенесения стоимости машины на продукт, изготавливае­ мый с ее помощью, создают возможность экономить живой и ове­ ществленный труд, повышать производительность общественного труда. В этом и состоит главное назначение машины.

Между потребительной стоимостью и стоимостью существует определенная зависимость, хотя и не функциональная. Эта зави­ симость состоит в том, что потребительские свойства машины вы­ ражаются техническими параметрами: мощностью, скоростью, производительностью, надежностью, долговечностью и т. п. Каж­ дый параметр характеризует ее определенные свойства. Однако

нет и не может быть такого технического показателя,

который

бы выражал потребительские свойства в целом. Общим

может

быть лишь экономический показатель, выражающий главное на­ значение машины — экономить общественный труд.

Следовательно, все параметры машины можно выразить одним показателем — ее экономичностью. Чем она экономичнее, тем меньше удельные затраты на единицу полезности. Здесь выража­ ется взаимосвязь между производством и потреблением: стои­ мость машины формируется в процессе производства, а эконо­ мичность проявляется в сфере потребления, эксплуатации. Из­ держки по производству несет производитель машины, а эффект получает потребитель. Уже здесь заложена возможность противо­ речия между потребительной стоимостью и стоимостью, которое практически проявляется как противоречие интересов производи­ телей и потребителей.

Экономичность в потреблении предполагает уменьшение за­ трат на эксплуатацию машины, размер которых зависит не толь­ ко от потребительских свойств, но и от величины стоимости. По­ этому об экономичности машины нельзя судить отдельно ни по ее стоимости, ни по размерам эксплуатационных затрат, а нужно принимать в расчет и то и другое вместе. Прогрессивна та маши­ на, которая дает экономию общественного труда и в сфере про­ изводства, и в сфере эксплуатации, вместе взятых. Иными слова­ ми, чтобы новая машина была экономически эффективной, сово­ купные затраты на ее производство и эксплуатацию должны быть меньше, чем при ранее существовавшем процессе, в результате чего достигается снижение стоимости единицы продукции, произ­ водимой с ее помощью.

В этом и находит выражение закон неуклонного роста произ­ водительности общественного труда. Именно это обстоятельство подчеркнуто в документах XXIV съезда КПСС: «Необходимо, чтобы производительность новых машин была более высокой, а стоимость единицы мощности снижалась»1.

1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1972, стр. 150.

29



Таким образом, затраты в производстве новой машины не мо­ гут быть признаны в качестве ОНЗТ без их соизмерения с затра­ тами в эксплуатации. В этом и состоит специфика определения эффективности новых машин, когда результат должен сопостав­ ляться со всеми затратами в сфере производства и в сфере по­ требления.

К каким неблагоприятным последствиям приводит односто­ ронний подход к этой проблеме, можно видеть на ряде приме­ ров. Так, переход на новую модель плоскошлифовальных станков ЗБ722 сопровождался увеличением затрат по сравнению с заменя­ емой моделью более чем в 4,5 раза, в то время как производи­ тельность станка новой модели фактически увеличивалась на 50%. Новые автоматические ткацкие станки СТД в 2 раза произ­ водительнее старых механических, в то же время их стоимость выросла в 8,5 раза. Такое положение характерно и для других отраслей. Следовательно, на практике существует тенденция опе­ режения роста затрат на новые машины по сравнению с ростом полезного эффекта. Очевидно, что при таком варианте применение этих машин неэффективно. Налицо явное противоречие между по­ требительной стоимостью и стоимостью машин.

Высокий уровень затрат на новые машины пытаются обосноватьгсравнивая его с затратами аналогичных старых. Однако фи­ зические единицы новой и старой продукции непосредственно не­ сопоставимы. Например, четыре комбайна СК-4 эквивалентны пяти комбайнам СК-3, так как последний на 25% менее произво­ дителен.

Действительно, факты свидетельствуют о том, что при пере­ ходе к производству новых, более совершенных и качественных машин затраты во многих случаях возрастают. Но этот рост от­ носится к физической единице.

Такая закономерность видна из анализа нескольких марок зерноуборочных комбайнов, выпускаемых в послевоенный период предприятиями Ростовской области. Расчеты показывают, что при переходе к производству от одной марки к другой затраты на фи­ зическую единицу возрастали. Однако рост производительности комбайнов при этом происходил более высокими темпами (см. табл. 1).

Опережение темпов

роста производительности свидетельствует

о снижении затрат на

единицу полезности (см. табл. 2). Из таб­

лицы видно, что при данных затратах в производстве самоход­ ных комбайнов имеет место экономический прогресс, ибо на еди­ ницу полезности они снижаются. Некоторое опережение роста затрат по сравнению с ростом производительности у СК-5 не меня­ ет существа дела, так как общий прирост производительности вы­ ше прироста затрат.

30


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

i

 

Соотношение роста затрат и производительности комбайнов

 

 

 

 

(по сравнению с базовыми) в %

 

 

 

 

Показатели

 

К

о м б а й н

ы

 

При­

 

 

 

 

 

 

 

с к - з

СК-4

СК-4А

СК-5

СК-6

рост

 

 

Рост затрат на

 

 

 

 

 

 

 

физическую еди­

 

 

 

 

 

 

 

ницу:

 

 

 

 

 

 

 

по

себестоимости

21,1

24,8

2,1

27,2

23,3

;

117,9

по

оптовой цене

15,8

20,1

3,7

29,9

16,®

 

142,4

Рост производи-

 

 

 

 

 

 

 

■дельности ком­

32,0

24,9

17,9

28,0

24,8

 

210.8

байна

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Затраты на единицу производительности комбайна в руб.

Марки комбайна

По себестоимости

По цене

С-4М

9,46

:

12,33

с к - з

8,68

10,82

СК-4

8,70

 

10,40

СК-4А

7,52

;

9,09

СК-5

7,48

9,23

СК-6

7,38

 

■8.64

Подобная картина наблюдается не только в комбайностроении, но и в других отраслях машиностроения, например, в производст­ ве тракторов, когда при абсолютном росте затрат с увеличением их мощности в расчете на единицу полезности они снижаются.

На практике имеют место случаи иного порядка, когда новая машина в результате непомерно высоких производственных, затрат на ее изготовление не только не снижает, а наоборот, увеличива­ ет издержки эксплуатации. Например, с 1961 г. сельскохозяйст­ венное машиностроение выпускало картофелеуборочный комбайн К-3. Временная цена на него была установлена 7000 руб. при фактической себестоимости 8200 руб. *. Если исходить из его ие­ ны, то затраты в расчете на 1 га при комбайновой уборке карто-1

1 См.: М. Г. Г а б р и э л и . Цены и ценообразование. Ростов-на-Дону, 1966,

стр. 14.

31