Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
переписывали его в виде
2х 4- 3 > х — 1.
Некоторые абитуриенты решение предлагаемого нера венства сводили к решению системы неравенств
2х + 3 > 1; л- - 1 > 1
и, конечно, нужного результата не получали. Данное не равенство следует решать так.
Переносим единицу из правой части в левую:
J f .+ 3. _ 1 > о. х — 1
Приводим к общему знаменателю
2jc-f- 3 —- д; -j—1 > 0 1
или
х — 1 > 0.
Последнее неравенство эквивалентно совокупности сле дующих систем:
|
х |
4 > |
0; |
( 1) |
|
х — 1 > |
0; |
||
|
х + |
4 < |
0; |
|
|
х — 1 < 0. |
& |
||
Из системы (1) |
найдем |
|
|
|
|
х > |
- |
4; |
|
откуда х > 1. |
х > |
1, |
|
|
получим |
|
|
|
|
Из системы (2) |
|
|
|
|
|
( х < — 4; |
|
|
|
значит, х < — 4. |
\ х < |
1, |
|
|
|
|
|
|
32
Следовательно, данное неравенство удовлетворяется при л: > 1 или х < — 4.
З а ме ч а н ие . |
Следует иметь в виду, что при «отбрасывании» |
|
знаменателя, |
после |
приведения всех членов неравенства к общему |
знаменателю, |
иногда может получиться неравенство, равносильное дан |
|
ному. Так, неравенства |
. ' |
- ^ ± - Т - > 1 и 2* + 1 9 > хЗ + 5 |
|
х2 + 5 |
равносильны, так как второе неравенство получено из первого умноже нием обеих частей на положительное число (х2 + 5).
23. При решении неравенств, -содержащих неизвестное под знаком квадратного корня, обычно ограничение на подкоренное выражение не накладывается. А это следует делать. Например, для неравенства
4 + |
] /Г = ^ 5 < 2 |
обязательно надо указать, |
что оно имеет смысл лишь при |
условии х — 5 > 0. |
Необходимость |
введения |
такого огра |
ничения связана с понятием арифметического корня. |
|||
24. Неравенства, |
содержащие неизвестное |
под знаком |
|
логарифма, решаются с существенными недочетами. |
|||
Пример. Решая неравенство |
|
|
|
logs l«g5 (25 — Ах) < |
1, |
|
одни не устанавливали области допустимых значений неиз вестного, а другие, формально заучившие свойства логариф мов, устанавливали ее неверно. Учитывая, что многие не
справились |
с |
этим |
неравенством, |
приведем его |
решение |
полностью. |
|
|
|
|
— 4х > 1 |
Левая часть неравенства имеет смысл, если 25 |
|||||
или 4х < 2 4 ; |
х < 6. |
Заданное неравенство заменим таким |
|||
|
|
|
logs (25 — 4х) < |
3, |
|
33
отсюда
25 — 4х < 53; 25 — 4х < 125; 4х > — 100; х > — 25. От в е т : — 25 < х < 6.
25.Поверхностное представление о таких понятиях, как
абсолютная величина и арифметический корень, приводит |
|
к серьезным ошибкам в решении |
уравнений и неравенств, |
а также в построении графиков |
функций. Учитывая, что |
при действиях с абсолютными величинами допускаются са мые разнообразные ошибки, приведем подробное решение
некоторых |
примеров, |
предлагавшихся на вступительных |
|
экзаменах. |
|
Решить |
уравнение |
Пример 1. |
|||
|
|
| х — 3 | + \х — 4] — 1 = 0. |
|
Р е ш е н и е . |
Находим корни выражений, стоящих под |
знаками абсолютных величин, и располагаем их в порядке возрастания. Полагая х — 3 = 0 и х — 4 = 0, найдем хг =
= 3; |
х2 = 4. Разобьем множество всех действительных |
чисел |
на интервалы: |
|
— о о < х - < 3 ; 3 < х < 4; 4 < ! х < + оо. |
На каждом из интервалов решаем уравнение отдельно. 1) — оо < х < 3.
Для значений х из этого интервала имеем
\х — 3| = — (х — 3) = — л: — 3; \х — 4| = — (х — 4) = = — х -f 4.
Данное уравнение приводится к виду
— х -|- 3 — х + 4 — 1 = 0 ,
отсюда
|
х = 3. |
Значение х = 3 |
является корнем уравнения, так как |
оно удовлетворяет |
условию — оо < х ^ 3, |
2) 3 < х < 4. |
|
34
Вуказанном интервале будем иметь
\х — 3 1= х — 3; \х — 4 1= — (х — 4) = — х + 4.
Данное уравнение приводится к уравнению
|
|
|
|
х — 3 — л; + 4 — 1 = 0 , |
|
|
|
|||||
которое является тождеством, а |
поэтому |
справедливо при |
||||||||||
любом х |
из |
интервала |
3 < |
х < 4. |
|
|
|
|
||||
3) |
4 - ^ х .< + |
оо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В этом интервале |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
\х — 3 1= л: — 3; \х — 4 1= л: — 4. |
|
|
|||||||
Данное |
уравнение можно переписать |
|
|
|
|
|||||||
откуда |
|
|
|
х — 3 х — 4 — 1 = 0 , |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
х = 4. |
|
|
|
|
|
|
О т в е т : 3 < ! л : < ; 4 . |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Пример |
2. Решить |
уравнение |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
lg V (x - |
Ю)2 - |
1 = 0. |
|
|
|
|||
Р е ш е н и е . |
Так |
как |
|
lg V(x — 10)2 = |
l g| х — 101, то |
|||||||
lg | jc— 101— 1 = 0; lg | х — 10 j = |
1; (х — 101= |
10. |
||||||||||
Если |
x |
10, |
тогда |
| x — 10 J = |
х — 10; |
л; — 10=10; |
||||||
хг = 20; |
е с л и л : < 10, |
тогда |х — 10| — 10 — х; 10— х — |
||||||||||
10; |
х2 = |
0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О т в е т : |
хх — 20; х2 = |
|
0. |
|
|
|
|
|
||||
Пример 3. Решить |
неравенство |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
14 — Зх | < |
2х. |
|
|
|
|
||
Р е ш е н и е . |
Правая |
часть |
неравенства |
может |
быть |
больше левой только при х > 0. Данное неравенство можно переписать в виде
— 2х < 4 — Зх < 2х.
35
Приходим к системе неравенств
|
|
I — 2х < 4 — Зх; |
|
|
|
| 4 — Зх < |
2х. |
Из первого неравенства системы находим х < 4, из вто- |
|||
^ |
4 |
|
|
рого — X > у . |
|
|
|
|
4 |
|
|
О т в е т : - = - < х < 4 . |
|
||
|
О |
|
|
Пример 4. |
Построить график функции |
||
|
|
У= | |
+ 4 |. |
Р е ш е н и е . |
Исходя из определения абсолютной вели |
||
чины числа, |
можно записать: |
|
х+ 4, если х^> — 4;
—(х + 4), если х < — 4.
Задача свелась к построению графиков линейных функ
ций у — х + 4 и у = — х — 4. |
|
|
|
|
|
1) Строим график функции у = |
х + 4, имея в виду, что |
||||
независимая переменная |
х может |
принимать |
лишь |
такие |
|
значения, при которых |
функция |
у |
неотрицательна. |
Если |
|
|
х = 0, |
то у = 4; |
если у = . О, |
Уто х = — 4. График — прямая, проходящая через точки (0;4)
и( — 4;0).
2)Строим график функции
у — — х — 4. |
Если х = — 6, |
||||
то |
у — 2; |
если |
у = 0, то |
||
х = — 4. |
График — прямая, |
||||
проходящая |
|
через |
точки |
||
( - |
6; 2) и ( - |
4; |
0). |
1. |
|
График функции у = j х + 4 j |
изображен на рис. |
26.Теоремы о логарифмировании произведения, частного
истепени, доказанные для положительных чисел, могут
36