Файл: Тупиков, В. А. Ошибки в решении конкурсных задач на вступительных экзаменах по математике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

переписывали его в виде

4- 3 > х — 1.

Некоторые абитуриенты решение предлагаемого нера­ венства сводили к решению системы неравенств

+ 3 > 1; л- - 1 > 1

и, конечно, нужного результата не получали. Данное не­ равенство следует решать так.

Переносим единицу из правой части в левую:

J f .+ 3. _ 1 > о. х — 1

Приводим к общему знаменателю

2jc-f- 3 —- д; -j—1 > 0 1

или

х — 1 > 0.

Последнее неравенство эквивалентно совокупности сле­ дующих систем:

 

х

4 >

0;

( 1)

 

х — 1 >

0;

 

х +

4 <

0;

 

 

х — 1 < 0.

&

Из системы (1)

найдем

 

 

 

 

х >

-

4;

 

откуда х > 1.

х >

1,

 

 

получим

 

 

 

Из системы (2)

 

 

 

 

( х < — 4;

 

 

значит, х < — 4.

\ х <

1,

 

 

 

 

 

 

32


Следовательно, данное неравенство удовлетворяется при л: > 1 или х < — 4.

З а ме ч а н ие .

Следует иметь в виду, что при «отбрасывании»

знаменателя,

после

приведения всех членов неравенства к общему

знаменателю,

иногда может получиться неравенство, равносильное дан­

ному. Так, неравенства

. '

- ^ ± - Т - > 1 и 2* + 1 9 > хЗ + 5

 

х2 + 5

равносильны, так как второе неравенство получено из первого умноже­ нием обеих частей на положительное число (х2 + 5).

23. При решении неравенств, -содержащих неизвестное под знаком квадратного корня, обычно ограничение на подкоренное выражение не накладывается. А это следует делать. Например, для неравенства

4 +

] /Г = ^ 5 < 2

обязательно надо указать,

что оно имеет смысл лишь при

условии х — 5 > 0.

Необходимость

введения

такого огра­

ничения связана с понятием арифметического корня.

24. Неравенства,

содержащие неизвестное

под знаком

логарифма, решаются с существенными недочетами.

Пример. Решая неравенство

 

 

logs l«g5 (25 — Ах) <

1,

 

одни не устанавливали области допустимых значений неиз­ вестного, а другие, формально заучившие свойства логариф­ мов, устанавливали ее неверно. Учитывая, что многие не

справились

с

этим

неравенством,

приведем его

решение

полностью.

 

 

 

 

> 1

Левая часть неравенства имеет смысл, если 25

или < 2 4 ;

х < 6.

Заданное неравенство заменим таким

 

 

 

logs (25 — 4х) <

3,

 

33


отсюда

25 — 4х < 53; 25 — 4х < 125; 4х > — 100; х > — 25. От в е т : — 25 < х < 6.

25.Поверхностное представление о таких понятиях, как

абсолютная величина и арифметический корень, приводит

к серьезным ошибкам в решении

уравнений и неравенств,

а также в построении графиков

функций. Учитывая, что

при действиях с абсолютными величинами допускаются са­ мые разнообразные ошибки, приведем подробное решение

некоторых

примеров,

предлагавшихся на вступительных

экзаменах.

 

Решить

уравнение

Пример 1.

 

 

| х — 3 | + — 4] — 1 = 0.

Р е ш е н и е .

Находим корни выражений, стоящих под

знаками абсолютных величин, и располагаем их в порядке возрастания. Полагая х — 3 = 0 и х — 4 = 0, найдем хг =

= 3;

х2 = 4. Разобьем множество всех действительных

чисел

на интервалы:

 

— о о < х - < 3 ; 3 < х < 4; 4 < ! х < + оо.

На каждом из интервалов решаем уравнение отдельно. 1) — оо < х < 3.

Для значений х из этого интервала имеем

— 3| = — (х — 3) = — л: — 3; \х — 4| = — (х — 4) = = — х -f 4.

Данное уравнение приводится к виду

— х -|- 3 — х + 4 — 1 = 0 ,

отсюда

 

х = 3.

Значение х = 3

является корнем уравнения, так как

оно удовлетворяет

условию — оо < х ^ 3,

2) 3 < х < 4.

 

34


Вуказанном интервале будем иметь

\х — 3 1= х — 3; — 4 1= — (х — 4) = — х + 4.

Данное уравнение приводится к уравнению

 

 

 

 

х — 3 — л; + 4 — 1 = 0 ,

 

 

 

которое является тождеством, а

поэтому

справедливо при

любом х

из

интервала

3 <

х < 4.

 

 

 

 

3)

4 - ^ х .< +

оо.

 

 

 

 

 

 

 

 

В этом интервале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 3 1= л: — 3; \х — 4 1= л: — 4.

 

 

Данное

уравнение можно переписать

 

 

 

 

откуда

 

 

 

х 3 х — 4 — 1 = 0 ,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х = 4.

 

 

 

 

 

О т в е т : 3 < ! л : < ; 4 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример

2. Решить

уравнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

lg V (x -

Ю)2 -

1 = 0.

 

 

 

Р е ш е н и е .

Так

как

 

lg V(x — 10)2 =

l g| х — 101, то

lg | jc— 101— 1 = 0; lg | х — 10 j =

1; (х — 101=

10.

Если

x

10,

тогда

| x — 10 J =

х — 10;

л; — 10=10;

хг = 20;

е с л и л : < 10,

тогда |х — 10| — 10 — х; 10— х —

10;

х2 =

0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О т в е т :

хх — 20; х2 =

 

0.

 

 

 

 

 

Пример 3. Решить

неравенство

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 — Зх | <

2х.

 

 

 

 

Р е ш е н и е .

Правая

часть

неравенства

может

быть

больше левой только при х > 0. Данное неравенство можно переписать в виде

< 4 — Зх < 2х.

35


Приходим к системе неравенств

 

 

I — 2х < 4 — Зх;

 

 

| 4 — Зх <

2х.

Из первого неравенства системы находим х < 4, из вто-

^

4

 

 

рого — X > у .

 

 

 

4

 

 

О т в е т : - = - < х < 4 .

 

 

О

 

Пример 4.

Построить график функции

 

 

У= |

+ 4 |.

Р е ш е н и е .

Исходя из определения абсолютной вели­

чины числа,

можно записать:

 

х+ 4, если х^> — 4;

(х + 4), если х < — 4.

Задача свелась к построению графиков линейных функ­

ций у — х + 4 и у = — х — 4.

 

 

 

 

1) Строим график функции у =

х + 4, имея в виду, что

независимая переменная

х может

принимать

лишь

такие

значения, при которых

функция

у

неотрицательна.

Если

 

х = 0,

то у = 4;

если у = . О,

Уто х = — 4. График — прямая, проходящая через точки (0;4)

и( — 4;0).

2)Строим график функции

у — — х — 4.

Если х = — 6,

то

у — 2;

если

у = 0, то

х = — 4.

График — прямая,

проходящая

 

через

точки

( -

6; 2) и ( -

4;

0).

1.

График функции у = j х + 4 j

изображен на рис.

26.Теоремы о логарифмировании произведения, частного

истепени, доказанные для положительных чисел, могут

36