Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
щем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи, когда требуется опробовать тор моза, проверить работу двигателя на хо ду (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине шофера).
Для осмотра автомобиля применяют переносную электролампу напряжением не выше 36 в с предохранительной сет кой, а при работе в осмотровой канаве — напряжением не выше 12 в.
При пуске двигателя водитель обязан соблюдать следующие правила.
Затормозить автомобиль, рычаг ко робки передач поставить в нейтральное положение.
Запустить двигатель с помощью стар тера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях (после ремонта двигателя и зи мой), при этом необходимо:
не включая зажигания, провернуть ко ленчатый вал, убедиться, что рычаг пе реключения передач находится в ней тральном положении, затем включить за жигание;
пусковую рукоятку поворачивать сни зу вверх;
не брать рукоятку в обхват;
4. 246 |
49 |
у двигателей с ручной регулировкой опережения зажигания устанавливают позднее зажигание;
не применять никаких рычагов и уси лителей, действующих на пусковую руко ятку или храповик коленчатого вала.
Запрещается буксировать автомобили с целью пуска двигателя (после ремонта, ночной стоянки и т. д.).
При испытании и опробовании тормо зов на стенде автомобиль необходимо за крепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомоби ля с валиков стенда.
При испытании и опробовании тормо зов на ходу обязательно выполнять cootl ветствующие требования:
площадка должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и укло нов;
размеры площадки должны исклю чать возможность наезда автомобиля на людей, строения и т. д.;
площадка должна иметь разметку (линии или другие знаки), указывающую начало и конец торможения.
Для регулировки тормозов после их проверки необходимо остановить автомо-
50
биль и выключить двигатель. Запрещает ся включать двигатель и трогать автомо биль с места до получения сигнала от ли да, производящего регулировку.
Соблюдение правил при движении автомобилей по территории предприятия
К вождению автомобилей на террито рии автотранспортного предприятия (ис пытание после ремонта, установка на по сты технического обслуживания и т. д.) могут допускаться только лида, имеющие удостоверение на право управления ав томобилем.
Движение по территории автотранс портного предприятия и в производст венных помещениях регулируется уста новленными дорожными знаками и до полнительными правилами внутреннего распорядка.
На подъездных путях скорость движе ния автомобиля не должна превышать 10 км/час, в производственных помещени ях — 5 км/час.
Запрещается находиться людям на подножках, крыльях, крышах кабин, да же если автомобиль движется на малой скорости.
4* |
51 |
Правила безопасности при устранении неисправностей в автомобиле, находящемся на линии
При появлении неисправности, угро жающей безопасности движения и со хранности автомобиля, водитель обязан остановить автомобиль, устранить неис правность и только после этого продол жать движение.
Перед выходом из кабины автомоби ля шофер должен остановиться на пра вой стороне дороги и предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направле нии. Оставлять в ночное время неисправ ный автомобиль на проезжей части доро ги запрещается. В случае невозможности отбуксирования вышедшего из строя ав томобиля на предприятие или отвода его на обочину, шофер обязан выставить на расстоянии 25—30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
Занимаясь ремонтом на линии, шофер обязан соблюдать те же правила техники безопасности, которые установлены при ремонте и техническом обслуживании ав томобиля в условиях предприятия. Если
52
поломку нельзя устранить на линии или у шофера нет необходимых приспособле ний и инструментов, ремонт производить нельзя.
Шоферу запрещается допускать к ре монту лиц, не ■имеющих на это прав (грузчиков, агентов, пассажиров и т. д.)
53
Глава III. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
Основные требования, предъявляемые к рабочему инструменту и оборудованию
Во избежание несчастных случаев при ремонте автомобилей необходимо выпол нять следующие правила техники без опасности.
При выполнении разборочно-сбороч- ных работ подготовить рабочее место, ин струмент, приспособления и проверить их исправность. Молотки и кувалды должны быть насажены на рукоятки овального сечения из твердой древесины (рябины, кизила, дуба, березы) и раскли нены металлическими клиньями. У гаеч ных и торцевых ключей зев должен стро го соответствовать размерам гаек и бол тов. Бойки молотков, кувалд и затылки зубил, крейцмесселей следует зачищать от заусенцев. Необходимо пользоваться зубилами и крейцмесселями длиной не менее 150 мм.
54
Запрещается пользоваться напильни ком, стамеской и другими инструмента ми с заостренной нерабочей частью, с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без ме таллического конца на ней.
При работе с зубилами и иными инст рументами для рубки металла, расклепки рам и т. п. рабочие должны иметь защит ные очки.
Устройства для остановки и пуска станков и механизмов должны распола гаться так, чтобы ими было удобно поль зоваться с рабочего места и чтобы была исключена возможность самопроизволь ного их включения.
Запрещался работать на оборудова нии со снятым незакрепленным или не исправным ограждением. Во время рабо-. ты оборудования не допускается чистка, смазка или^ ремонт его.
Подъемные устройства (домкраты, электротельферы, лебедки и другое обо рудование) и такелажный инструмент (стропы, скобы и т. д.) должны быть в исправности и соответствовать весу под нимаемого или опускаемого груза.
Запрещается находиться и произво дить ремонтные работы под приподняТы-
55
ми подъемными механизмами, агрегата ми автомобиля.
К ремонту агрегатов и узлов автомо биля следует приступать только после установки их на стенды или верстаки прочной конструкции. Снимая с верста ков или переставляя тяжелые узлы и де тали, необходимо пользоваться съемни ками и приспособлениями, обеспечиваю щими безопасность и удобство в ра боте.
Для отвода выхлопных газов из поме щения необходимо соединять глушитель с накидным шлангом. При отсутствии на кидных шлангов, отводящих газ наружу, работу двигателя и регулировку тормо зов надо проверять вне помещения.
При испытании двигателя ни в коем случае нельзя выполнять такие работы, как натяжение вентиляторного ремня, укрепление водяного насоса, подтяжка гаек головки блока и т. д.
Ремонт и техническое обслуживание автомобиля-самосвала при поднятом ку зове производить только после установки упора, предохраняющего кузов от само произвольного опускания.
Во время работы под автомобилем (лежа на полу или на земле) рекоменду-
ется применять особые подстилки или решетки-лежаки.
Слесарь! Помни, что запускать двига тель автомобиля при помощи стартера может только водитель или хорошо про инструктированный ремонтный рабо чий.
Для отвертывания и завертывания га ек, стремянок следует пользоваться гай ковертом.
Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки разрешается только специаль ным приспособлением.
Агрегаты и детали, требующие ремон та и отремонтированные необходимо хра нить на стеллажах и подставках. Все длинные детали (карданные валы, руле вые тяги и т. д.) должны храниться на специальных стеллажах. Ставить их, прислонив к стене, или складывать нава лом запрещается.
Во время обкатки агрегатов на стенде нельзя их ремонтировать или регулиро вать.
Во время сборки агрегатов и механиз мов нельзя проверять соосность в соеди нениях руками (пальцами), так как до статочно небольшого смещения деталей, чтобы произошел несчастный случай.
57
Не следует выпрессовывать или за прессовывать детали при помощи молот ка или кувалд, так как осколки металла могут травмировать человека.
Правила безопасности при ремонте двигателей и систем питания автомобилей, работающих на этилированном бензине
Двигатели, работающие на этилиро ванном бензине, можно ремонтировать только в отдельных помещениях, имею щих бензостойкий пол и хорошую венти ляцию. При этом очищать от нагара де тали необходимо на металлическом сто-, ле, оборудованном боковым местным от сосом. Перед очисткой нагара с поршней, клапанов, головок цилиндров, необходи мо их предварительно опустить в ванну с керосином на 15—20 мин. Запрещается очищать сухой нагар, так как он распы ляется внутри помещения.
Инструмент и оборудование необходи мо очистить от остатков этилированного бензина, вымыть в керосине и обтереть ветошью.
Загрязненный этилированным бензи ном обтирочный материал, ветошь, опил-
58
ки и т. п. собирать в металлические за крывающиеся ящики (ведра) с надписью «Этилированный бензин. Грязная ве тошь» и сжигать в специально отведен ном для этого месте.
Лица, соприкасающиеся с этилирован ным бензином, обязательно должны со блюдать меры личной профилактики. Не обходимо чаще мыть руки керосином, а затем водой с мылом. В помещениях, где работают с этилированным бензином или ремонтируют двигатели, запрещается хранить и принимать пищу.
Правила безопасности при работе на металлорежущих
и деревообрабатывающих станках
Станочник! Во время работы на ме таллорежущих станках наибольшую опасность представляют стружка, режу щий инструмент, двигающиеся части станка и изделия. Помни это и строго соблюдай правила техники безопас ности.
Перед началом работы станочник обя зан:
аккуратно одеть спецодежду, завя зать рукава у кистей рук, заправить полы
59