Файл: Справочник автомобилиста. Техника безопасности при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щем двигателе и заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи, когда требуется опробовать тор­ моза, проверить работу двигателя на хо­ ду (лицо, принимающее автомобиль, должно находиться в кабине шофера).

Для осмотра автомобиля применяют переносную электролампу напряжением не выше 36 в с предохранительной сет­ кой, а при работе в осмотровой канаве — напряжением не выше 12 в.

При пуске двигателя водитель обязан соблюдать следующие правила.

Затормозить автомобиль, рычаг ко­ робки передач поставить в нейтральное положение.

Запустить двигатель с помощью стар­ тера. Пользоваться пусковой рукояткой разрешается только в исключительных случаях (после ремонта двигателя и зи­ мой), при этом необходимо:

не включая зажигания, провернуть ко­ ленчатый вал, убедиться, что рычаг пе­ реключения передач находится в ней­ тральном положении, затем включить за­ жигание;

пусковую рукоятку поворачивать сни­ зу вверх;

не брать рукоятку в обхват;

4. 246

49


у двигателей с ручной регулировкой опережения зажигания устанавливают позднее зажигание;

не применять никаких рычагов и уси­ лителей, действующих на пусковую руко­ ятку или храповик коленчатого вала.

Запрещается буксировать автомобили с целью пуска двигателя (после ремонта, ночной стоянки и т. д.).

При испытании и опробовании тормо­ зов на стенде автомобиль необходимо за­ крепить цепью или тросом, исключающим самопроизвольное скатывание автомоби­ ля с валиков стенда.

При испытании и опробовании тормо­ зов на ходу обязательно выполнять cootl ветствующие требования:

площадка должна быть ровной, с твердым покрытием, без выбоин и укло­ нов;

размеры площадки должны исклю­ чать возможность наезда автомобиля на людей, строения и т. д.;

площадка должна иметь разметку (линии или другие знаки), указывающую начало и конец торможения.

Для регулировки тормозов после их проверки необходимо остановить автомо-

50

биль и выключить двигатель. Запрещает­ ся включать двигатель и трогать автомо­ биль с места до получения сигнала от ли­ да, производящего регулировку.

Соблюдение правил при движении автомобилей по территории предприятия

К вождению автомобилей на террито­ рии автотранспортного предприятия (ис­ пытание после ремонта, установка на по­ сты технического обслуживания и т. д.) могут допускаться только лида, имеющие удостоверение на право управления ав­ томобилем.

Движение по территории автотранс­ портного предприятия и в производст­ венных помещениях регулируется уста­ новленными дорожными знаками и до­ полнительными правилами внутреннего распорядка.

На подъездных путях скорость движе­ ния автомобиля не должна превышать 10 км/час, в производственных помещени­ ях — 5 км/час.

Запрещается находиться людям на подножках, крыльях, крышах кабин, да­ же если автомобиль движется на малой скорости.

4*

51

Правила безопасности при устранении неисправностей в автомобиле, находящемся на линии

При появлении неисправности, угро­ жающей безопасности движения и со­ хранности автомобиля, водитель обязан остановить автомобиль, устранить неис­ правность и только после этого продол­ жать движение.

Перед выходом из кабины автомоби­ ля шофер должен остановиться на пра­ вой стороне дороги и предварительно убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направле­ нии. Оставлять в ночное время неисправ­ ный автомобиль на проезжей части доро­ ги запрещается. В случае невозможности отбуксирования вышедшего из строя ав­ томобиля на предприятие или отвода его на обочину, шофер обязан выставить на расстоянии 25—30 м позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

Занимаясь ремонтом на линии, шофер обязан соблюдать те же правила техники безопасности, которые установлены при ремонте и техническом обслуживании ав­ томобиля в условиях предприятия. Если

52


поломку нельзя устранить на линии или у шофера нет необходимых приспособле­ ний и инструментов, ремонт производить нельзя.

Шоферу запрещается допускать к ре­ монту лиц, не ■имеющих на это прав (грузчиков, агентов, пассажиров и т. д.)

53

Глава III. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНЫХ РАБОТ

Основные требования, предъявляемые к рабочему инструменту и оборудованию

Во избежание несчастных случаев при ремонте автомобилей необходимо выпол­ нять следующие правила техники без­ опасности.

При выполнении разборочно-сбороч- ных работ подготовить рабочее место, ин­ струмент, приспособления и проверить их исправность. Молотки и кувалды должны быть насажены на рукоятки овального сечения из твердой древесины (рябины, кизила, дуба, березы) и раскли­ нены металлическими клиньями. У гаеч­ ных и торцевых ключей зев должен стро­ го соответствовать размерам гаек и бол­ тов. Бойки молотков, кувалд и затылки зубил, крейцмесселей следует зачищать от заусенцев. Необходимо пользоваться зубилами и крейцмесселями длиной не менее 150 мм.

54

Запрещается пользоваться напильни­ ком, стамеской и другими инструмента­ ми с заостренной нерабочей частью, с плохо укрепленной деревянной ручкой, а также с неисправной ручкой или без ме­ таллического конца на ней.

При работе с зубилами и иными инст­ рументами для рубки металла, расклепки рам и т. п. рабочие должны иметь защит­ ные очки.

Устройства для остановки и пуска станков и механизмов должны распола­ гаться так, чтобы ими было удобно поль­ зоваться с рабочего места и чтобы была исключена возможность самопроизволь­ ного их включения.

Запрещался работать на оборудова­ нии со снятым незакрепленным или не­ исправным ограждением. Во время рабо-. ты оборудования не допускается чистка, смазка или^ ремонт его.

Подъемные устройства (домкраты, электротельферы, лебедки и другое обо­ рудование) и такелажный инструмент (стропы, скобы и т. д.) должны быть в исправности и соответствовать весу под­ нимаемого или опускаемого груза.

Запрещается находиться и произво­ дить ремонтные работы под приподняТы-

55

ми подъемными механизмами, агрегата­ ми автомобиля.

К ремонту агрегатов и узлов автомо­ биля следует приступать только после установки их на стенды или верстаки прочной конструкции. Снимая с верста­ ков или переставляя тяжелые узлы и де­ тали, необходимо пользоваться съемни­ ками и приспособлениями, обеспечиваю­ щими безопасность и удобство в ра­ боте.

Для отвода выхлопных газов из поме­ щения необходимо соединять глушитель с накидным шлангом. При отсутствии на­ кидных шлангов, отводящих газ наружу, работу двигателя и регулировку тормо­ зов надо проверять вне помещения.

При испытании двигателя ни в коем случае нельзя выполнять такие работы, как натяжение вентиляторного ремня, укрепление водяного насоса, подтяжка гаек головки блока и т. д.

Ремонт и техническое обслуживание автомобиля-самосвала при поднятом ку­ зове производить только после установки упора, предохраняющего кузов от само­ произвольного опускания.

Во время работы под автомобилем (лежа на полу или на земле) рекоменду-


ется применять особые подстилки или решетки-лежаки.

Слесарь! Помни, что запускать двига­ тель автомобиля при помощи стартера может только водитель или хорошо про­ инструктированный ремонтный рабо­ чий.

Для отвертывания и завертывания га­ ек, стремянок следует пользоваться гай­ ковертом.

Выпрессовывать туго сидящие пальцы и втулки разрешается только специаль­ ным приспособлением.

Агрегаты и детали, требующие ремон­ та и отремонтированные необходимо хра­ нить на стеллажах и подставках. Все длинные детали (карданные валы, руле­ вые тяги и т. д.) должны храниться на специальных стеллажах. Ставить их, прислонив к стене, или складывать нава­ лом запрещается.

Во время обкатки агрегатов на стенде нельзя их ремонтировать или регулиро­ вать.

Во время сборки агрегатов и механиз­ мов нельзя проверять соосность в соеди­ нениях руками (пальцами), так как до­ статочно небольшого смещения деталей, чтобы произошел несчастный случай.

57

Не следует выпрессовывать или за­ прессовывать детали при помощи молот­ ка или кувалд, так как осколки металла могут травмировать человека.

Правила безопасности при ремонте двигателей и систем питания автомобилей, работающих на этилированном бензине

Двигатели, работающие на этилиро­ ванном бензине, можно ремонтировать только в отдельных помещениях, имею­ щих бензостойкий пол и хорошую венти­ ляцию. При этом очищать от нагара де­ тали необходимо на металлическом сто-, ле, оборудованном боковым местным от­ сосом. Перед очисткой нагара с поршней, клапанов, головок цилиндров, необходи­ мо их предварительно опустить в ванну с керосином на 15—20 мин. Запрещается очищать сухой нагар, так как он распы­ ляется внутри помещения.

Инструмент и оборудование необходи­ мо очистить от остатков этилированного бензина, вымыть в керосине и обтереть ветошью.

Загрязненный этилированным бензи­ ном обтирочный материал, ветошь, опил-

58

ки и т. п. собирать в металлические за­ крывающиеся ящики (ведра) с надписью «Этилированный бензин. Грязная ве­ тошь» и сжигать в специально отведен­ ном для этого месте.

Лица, соприкасающиеся с этилирован­ ным бензином, обязательно должны со­ блюдать меры личной профилактики. Не­ обходимо чаще мыть руки керосином, а затем водой с мылом. В помещениях, где работают с этилированным бензином или ремонтируют двигатели, запрещается хранить и принимать пищу.

Правила безопасности при работе на металлорежущих

и деревообрабатывающих станках

Станочник! Во время работы на ме­ таллорежущих станках наибольшую опасность представляют стружка, режу­ щий инструмент, двигающиеся части станка и изделия. Помни это и строго соблюдай правила техники безопас­ ности.

Перед началом работы станочник обя­ зан:

аккуратно одеть спецодежду, завя­ зать рукава у кистей рук, заправить полы

59