Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При застревании автомобиля на заболоченном участке применять способ «раскачки» нельзя, так как это приво­ дит к полному разрушению растительного покрова и толь: ко ухудшит положение. Вытаскивать застрявший авто­ мобиль с заболоченного участка другими транспортными средствами лучше всего с помощью лебедки, установив вытаскивающий автомобиль на твердом грунте. Подъез­ жать близко к застрявшему автомобилю с целью эвакуа­ ции его с помощью короткого троса не рекомендуется, так как автомобиль, оказывающий помощь, может застрять.

Движение по пустынно-песчаной местности

Неоднократные испытания в южных районах страны показали, что автомобили УАЗ уверенно двигаются не только по песчаным дорогам, но и по песчаной целине, имеющей небольшие подъемы и спуски. Исключение со­ ставляют сыпучие пески, не имеющие растительного по­ крова (так называемые барханы), движение по, которым значительно затруднено, а иногда и невозможно.

Преодоление небольших песчаных заносов, встречаю­ щихся на дорогах, рекомендуется производить с разгона, используя кинетическую энергию автомобиля.

При движении по песку вне дорог направление следует выбирать по закрепленным растительностью участкам, между песчаными грядами. Сыпучие пески надо преодоле­ вать на низшей передаче с постоянной скоростью, не допу­ ская остановок, крутых поворотов и переключения пере­ дач. Даже незначительный рывок при переключении пере­ дач или трогании с места может вызвать смещение песка под ведущими колесами. Они начнут погружаться в грунт, и автомобиль забуксует. Попытки выехать, используя «раскачку» взад и вперед, не принесут в этом случае успе­ ха. Поэтому надо немедленно остановить автомобиль, рас­ чистить песок перед передними и задними колесами и по­

39

ложить под колеса доски или брезент. Барханы и бугры нужно преодолевать с разгона под прямым углом, избе­ гая движения со значительным боковым креном автомоби­ ля. Применять цепи для повышения проходимости на пе­ сках не рекомендуется, это приводит к быстрому «самозакапыванию» колес при буксовании.

В случае вынужденной остановки (перегрев двигателя п др.) автомобиль необходимо остановить на склоне, чтобы легче было начать движение без буксования.

В пустынно-песчаных районах водители часто страдают от недостатка воды. Попадающаяся в пути вода, как пра­ вило, непригодна ни для питья, ни для использования в системе охлаждения двигателя. Поэтому, отправляясь в путь по пустынной местности, нужно иметь запас воды. При длительных рейсах хорошо также иметь с собой дис­ тиллированную воду для аккумуляторов.

При постоянной эксплуатации автомобилей в пустын­ но-песчаных районах для уменьшения потерь жидкости из системы охлаждения рекомендуется установить в систему охлаждения расширительный бачок.

Расширительный бачок вместе с пробкой н шланг мож­ но использовать от автомобилей «Жигули». Шланг соеди­ няется с пароотводящей трубкой радиатора, а бачок за­ крепляется на панели капота так, чтобы его пробка была не выше пробки радиатора.

При движении по пустынно-песчаной местности в сухую погоду автомобили поднимают густые облака пыли. Пыль проникает в механизмы автомобиля и вызывает ускорен­ ный износ. Чтобы предупредить чрезмерный износ деталей,

нужно чаще

проводить

техническое обслуживание авто­

мобиля.

песок является легкопроходимым грунтом

Влажный

для автомобилей УАЗ.

Однако не следует останавливать

автомобиль надолго на песке вблизи водоемов. Это может привести к быстрому погружению автомобиля в грунт и «засасыванию» его в песок на большую глубину.

-;о



Преодоление водных преград

Автомобили УАЗ способны преодолевать водные пре­ грады (речки) глубиной до 700 мм. Перед преодолением водной преграды -вброд необходимо обследовать ее: заме­ рить глубину, определить состояние дна, направление течения, отыскать пути въезда и выезда. Преодолевать речки можно только в тех местах, в которых дно и берега имеют каменистый или песчаный грунт. Речки с илисты­ ми берегами и вязким дном практически непреодолимы для автомобилей.

Броды следует преодолевать на первой или второй пе­ редаче с включенной понижающей передачей в раздаточ­ ной коробке. Ремень с вентилятора необходимо снять и шкрыть жалюзи радиатора. Броды глубиной до 500 мм при тихой воде можно преодолевать, не снимая ремня вентиля­ тора, но с закрытыми жалюзямп радиатора. При преодо­ лении бродов следует избегать остановки двигателя, так как вода зальет глушитель и затруднит пуск двигателя. Если твердый грунт покрыт небольшим слоем ила, то скорость движения надо увеличить, не допуская пробук­ совки колес.

При быстром течении реки двигаться следует по тече­ нию под некоторым углом к берегу. Это уменьшает волну перед автомобилем.

Если при преодолении брода заглох двигатель и его не удается пустить, автомобиль необходимо как можно быст­ рее эвакуировать из воды, в противном случае он начнет погружаться в грунт. Особенно это опасно в местах с бы­ стрым течением реки.

В случае, когда никто не может оказать помощь, мож­ но при хорошем состоянии аккумуляторной батареи по­ пробовать выехать из воды или на мелководье при помощи стартера. При этом в раздаточной коробке должна быть включена понижающая, а в коробке передач первая пере­ дача или задний ход.

41

Во время преодоления брода вода попадает в тормоза, а при глубоком броде может попасть в сцепление, поэтому при выходе из воды следует их просушить: сцепление пу­ тем неполного включения, тормоза периодическим тормо­ жением на ходу автомобиля.

Кроме того, при выходе из воды нужно проверить, не попала ли вода в картеры двигателя, мостов, раздаточной коробки и коробки передач. Поэтому, преодолев брод, следует отвернуть после непродолжительной стоянки авто­ мобиля (5 мин) пробки указанных картеров и спустить из них воду. Как только покажется масло, пробки нужно завернуть.

Изменение цвета

масла и его

помутнение

ука­

зывают на наличие в нем воды. Такое

масло следует за­

менить.

 

 

 

Движение в горах

Особенностью горных дорог является наличие на них затяжных, крутых подъемов и спусков, поворотов с крайне ограниченной видимостью, а также снежного покрова на больших высотах и перевалах.

Для успешного и безопасного движения в горах и пре­ одоления крутых перевалов на автомобилях УАЗ необхо­ димо прежде всего быть уверенным в исправности автомомобиля. В первую очередь должны быть исправны тормо­ за, рулевое управление, шины и контрольные приборы. Недопустимо, чтобы двигатель останавливался на малой частоте оборотов холостого хода. Тормоза должны быть отрегулированы таким образом, чтобы передние и задние колеса тормозили одновременно.

Торможение передних колес ранее задних при движе­ нии в горах представляет большую опасность, особенно па спусках.

Преодоление некрутых затяжных подъемов не пред­ ставляет затруднений. Крутые подъемы надо преодолс-

42


зать на понижающем передаче раздаточной коробки. Нуж­ но заранее оценить крутизну подъема и включать ту пе­ редачу в коробке передач, которая обеспечит необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать переда­

чи на подъеме.

При движении под уклон можно использовать накат только на длинных и пологих спусках, переходящих в го­

ризонтальные участки дороги.

Крутые и затяжные спуски нужно преодолевать при включенной передаче: чем круче спуск, тем ниже должна

быть передача.

На длинных спусках тормозить нужно двигателем п при необходимости тормозами. Пользоваться только тор­ мозами без двигателя на спусках ни в коем случае нельзя. При торможении двигателем не следует выключать зажи­ гание, так как это приводит к разжижению масла в кар­ тере двигателя топливом, конденсирующимся в цилинд­ рах. В случае отказа тормозов необходимо использовать любое препятствие (кучи песка, щебня, дерево, скалу и т. д.) для остановки автомобиля. При вынужденной оста­ новке на уклоне автомобиль затормаживают ручным тор­ мозом и включают первую передачу или задний ход. На скользких дорогах нужно еще подложить под колеса клинья или камни.

Особая осторожность нужна вблизи закрытых поворо­ тов и перевалов. Приближаясь к закрытому повороту или перевалу, нужно снизить скорость, прижаться правее и по­ давать звуковые или световые сигналы, а также отвечать на сигналы встречного транспорта. Не рекомендуется со­ вершать обгон вблизи поворотов, перевалов, на крутых

спусках.

При движении по заснеженным горным дорогам нужно проявлять максимум внимания и осторожности, так как, с одной стороны, появляются благоприятные условия для заноса автомобиля на поворотах и при торможении на спусках и подъемах, а с другой стороны, такие заносы

43

могут привести к непоправимым последствиям. На особо крутых и опасных подъемах лучше высадить пассажиров из автомобиля и попросить их, чтобы они двигались ря­ дом с автомобилем по обе стороны от него и могли в нужный момент удержать автомобиль от сползания или подтолкнуть его в случае буксования.

При движении вне дорог преодолевать подъемы, как правило, нужно по прямому пути. Преодоление под углом, с креном, резко снижает максимальную силу тяги. Макси­

мальная сила тяги на колесах

определяется

не

только

мощностью двигателя и передаточным

числом

трансмис­

сии, но и сцепным весом (весом,

приходящимся

на веду­

щие колеса). Когда появляется креп автомобиля,

его на­

грузка на колеса перераспределяется.

Колеса,

 

располо­

женные выше, теряют часть веса, приходящегося

на них,

а так как левое и правое колеса связаны дифференциа­

лом, то такое перераспределение вызывает пробуксовыва­ ние разгруженных колес. Очень крутые подъемы нужно преодолевать на первой передаче с включенным передним мостом и понижающей передачей в раздаточной коробке. Канавы, ямы и рвы следует преодолевать на небольшой скорости с включенным передним мостом в направлении, перпендикулярном склону. Не допускается брать препят­ ствие с ходу, если возможен лобовой удар в колеса. Кана­ вы и рвы можно преодолевать под углом, но следует учи­ тывать возможность косого вывешивания автомобиля и застревания его из-за пробуксовки колес.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Автомобили Ульяновского автозавода зарекомендовали себя как достаточно прочные и надежные в эксплуатации. Однако в процессе эксплуатации возможно появление тех или иных неисправностей, являющихся результатом

44


Т а б л и ц а 1

Неисправности автомобиля

Причина неисправности

Способ устранения

Неисправное'ги двигателя

Двигатель / е пускается

Нет топлива в топливном баке Нет подачи или недостаточная по­

дача топлива из-за засорения топ­ ливных фильтров, клапанов, топлив­ ного насоса, топливопроводов млн замерзания воды в них

Засорено воздушное отверстие в пробке заливной горловины топ­ ливного бака

Засорены топливные жиклеры кар­ бюратора

Нарушен уровень топлива в поп­ лавковой камере карбюратора

Не закрывается полностью воз­ душная заслонка (при пуске холод­ ного двигателя)

Нарушена герметичность поплавка или клапана поплавкового механизма

Заправить автомобиль топливом Продуть топливопровод, топлив­

ный насос и фильтры шинным на­ сосом. При необходимости прогреть топливопроводы и фильтры горячей водой

Прочистить отверстие в топливной пробке

Продуть жиклеры шинным насосом

Отрегулировать уровень топлива

впоплавковой камере Отрегулировать привод заслонки

Заменить (запаять) поплавок пли клапан поплавкового механизма

Двигатель глохнет при реяком открытии дроссельной заел о нки

Не работает ускорительный насос (обрыв поршня насоса, неисправ­ ность его привода, негерметичность обратного клапана)

Засорен распылитель ускоритель­ ного насоса

Заедание нагнетательного клапана

Устранить неисправность ускори­ тельного насоса или обратного кла­ пана

Продуть распылитель шинным насосом

Устранить заедания клапана

Прогретый двигатель неустойкиieo работает на малой частоте вращения коленчатого ала на холостом ходу

Неправильная регулировка систе­

Отрегулировать малую частоту

мы холостого хода карбюратора

вращения коленчатого пала на хо­

 

лостом ходу

45