Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
При застревании автомобиля на заболоченном участке применять способ «раскачки» нельзя, так как это приво дит к полному разрушению растительного покрова и толь: ко ухудшит положение. Вытаскивать застрявший авто мобиль с заболоченного участка другими транспортными средствами лучше всего с помощью лебедки, установив вытаскивающий автомобиль на твердом грунте. Подъез жать близко к застрявшему автомобилю с целью эвакуа ции его с помощью короткого троса не рекомендуется, так как автомобиль, оказывающий помощь, может застрять.
Движение по пустынно-песчаной местности
Неоднократные испытания в южных районах страны показали, что автомобили УАЗ уверенно двигаются не только по песчаным дорогам, но и по песчаной целине, имеющей небольшие подъемы и спуски. Исключение со ставляют сыпучие пески, не имеющие растительного по крова (так называемые барханы), движение по, которым значительно затруднено, а иногда и невозможно.
Преодоление небольших песчаных заносов, встречаю щихся на дорогах, рекомендуется производить с разгона, используя кинетическую энергию автомобиля.
При движении по песку вне дорог направление следует выбирать по закрепленным растительностью участкам, между песчаными грядами. Сыпучие пески надо преодоле вать на низшей передаче с постоянной скоростью, не допу ская остановок, крутых поворотов и переключения пере дач. Даже незначительный рывок при переключении пере дач или трогании с места может вызвать смещение песка под ведущими колесами. Они начнут погружаться в грунт, и автомобиль забуксует. Попытки выехать, используя «раскачку» взад и вперед, не принесут в этом случае успе ха. Поэтому надо немедленно остановить автомобиль, рас чистить песок перед передними и задними колесами и по
39
ложить под колеса доски или брезент. Барханы и бугры нужно преодолевать с разгона под прямым углом, избе гая движения со значительным боковым креном автомоби ля. Применять цепи для повышения проходимости на пе сках не рекомендуется, это приводит к быстрому «самозакапыванию» колес при буксовании.
В случае вынужденной остановки (перегрев двигателя п др.) автомобиль необходимо остановить на склоне, чтобы легче было начать движение без буксования.
В пустынно-песчаных районах водители часто страдают от недостатка воды. Попадающаяся в пути вода, как пра вило, непригодна ни для питья, ни для использования в системе охлаждения двигателя. Поэтому, отправляясь в путь по пустынной местности, нужно иметь запас воды. При длительных рейсах хорошо также иметь с собой дис тиллированную воду для аккумуляторов.
При постоянной эксплуатации автомобилей в пустын но-песчаных районах для уменьшения потерь жидкости из системы охлаждения рекомендуется установить в систему охлаждения расширительный бачок.
Расширительный бачок вместе с пробкой н шланг мож но использовать от автомобилей «Жигули». Шланг соеди няется с пароотводящей трубкой радиатора, а бачок за крепляется на панели капота так, чтобы его пробка была не выше пробки радиатора.
При движении по пустынно-песчаной местности в сухую погоду автомобили поднимают густые облака пыли. Пыль проникает в механизмы автомобиля и вызывает ускорен ный износ. Чтобы предупредить чрезмерный износ деталей,
нужно чаще |
проводить |
техническое обслуживание авто |
мобиля. |
песок является легкопроходимым грунтом |
|
Влажный |
||
для автомобилей УАЗ. |
Однако не следует останавливать |
автомобиль надолго на песке вблизи водоемов. Это может привести к быстрому погружению автомобиля в грунт и «засасыванию» его в песок на большую глубину.
-;о
Преодоление водных преград
Автомобили УАЗ способны преодолевать водные пре грады (речки) глубиной до 700 мм. Перед преодолением водной преграды -вброд необходимо обследовать ее: заме рить глубину, определить состояние дна, направление течения, отыскать пути въезда и выезда. Преодолевать речки можно только в тех местах, в которых дно и берега имеют каменистый или песчаный грунт. Речки с илисты ми берегами и вязким дном практически непреодолимы для автомобилей.
Броды следует преодолевать на первой или второй пе редаче с включенной понижающей передачей в раздаточ ной коробке. Ремень с вентилятора необходимо снять и шкрыть жалюзи радиатора. Броды глубиной до 500 мм при тихой воде можно преодолевать, не снимая ремня вентиля тора, но с закрытыми жалюзямп радиатора. При преодо лении бродов следует избегать остановки двигателя, так как вода зальет глушитель и затруднит пуск двигателя. Если твердый грунт покрыт небольшим слоем ила, то скорость движения надо увеличить, не допуская пробук совки колес.
При быстром течении реки двигаться следует по тече нию под некоторым углом к берегу. Это уменьшает волну перед автомобилем.
Если при преодолении брода заглох двигатель и его не удается пустить, автомобиль необходимо как можно быст рее эвакуировать из воды, в противном случае он начнет погружаться в грунт. Особенно это опасно в местах с бы стрым течением реки.
В случае, когда никто не может оказать помощь, мож но при хорошем состоянии аккумуляторной батареи по пробовать выехать из воды или на мелководье при помощи стартера. При этом в раздаточной коробке должна быть включена понижающая, а в коробке передач первая пере дача или задний ход.
41
Во время преодоления брода вода попадает в тормоза, а при глубоком броде может попасть в сцепление, поэтому при выходе из воды следует их просушить: сцепление пу тем неполного включения, тормоза периодическим тормо жением на ходу автомобиля.
Кроме того, при выходе из воды нужно проверить, не попала ли вода в картеры двигателя, мостов, раздаточной коробки и коробки передач. Поэтому, преодолев брод, следует отвернуть после непродолжительной стоянки авто мобиля (5 мин) пробки указанных картеров и спустить из них воду. Как только покажется масло, пробки нужно завернуть.
Изменение цвета |
масла и его |
помутнение |
ука |
зывают на наличие в нем воды. Такое |
масло следует за |
||
менить. |
|
|
|
Движение в горах
Особенностью горных дорог является наличие на них затяжных, крутых подъемов и спусков, поворотов с крайне ограниченной видимостью, а также снежного покрова на больших высотах и перевалах.
Для успешного и безопасного движения в горах и пре одоления крутых перевалов на автомобилях УАЗ необхо димо прежде всего быть уверенным в исправности автомомобиля. В первую очередь должны быть исправны тормо за, рулевое управление, шины и контрольные приборы. Недопустимо, чтобы двигатель останавливался на малой частоте оборотов холостого хода. Тормоза должны быть отрегулированы таким образом, чтобы передние и задние колеса тормозили одновременно.
Торможение передних колес ранее задних при движе нии в горах представляет большую опасность, особенно па спусках.
Преодоление некрутых затяжных подъемов не пред ставляет затруднений. Крутые подъемы надо преодолс-
42
зать на понижающем передаче раздаточной коробки. Нуж но заранее оценить крутизну подъема и включать ту пе редачу в коробке передач, которая обеспечит необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать переда
чи на подъеме.
При движении под уклон можно использовать накат только на длинных и пологих спусках, переходящих в го
ризонтальные участки дороги.
Крутые и затяжные спуски нужно преодолевать при включенной передаче: чем круче спуск, тем ниже должна
быть передача.
На длинных спусках тормозить нужно двигателем п при необходимости тормозами. Пользоваться только тор мозами без двигателя на спусках ни в коем случае нельзя. При торможении двигателем не следует выключать зажи гание, так как это приводит к разжижению масла в кар тере двигателя топливом, конденсирующимся в цилинд рах. В случае отказа тормозов необходимо использовать любое препятствие (кучи песка, щебня, дерево, скалу и т. д.) для остановки автомобиля. При вынужденной оста новке на уклоне автомобиль затормаживают ручным тор мозом и включают первую передачу или задний ход. На скользких дорогах нужно еще подложить под колеса клинья или камни.
Особая осторожность нужна вблизи закрытых поворо тов и перевалов. Приближаясь к закрытому повороту или перевалу, нужно снизить скорость, прижаться правее и по давать звуковые или световые сигналы, а также отвечать на сигналы встречного транспорта. Не рекомендуется со вершать обгон вблизи поворотов, перевалов, на крутых
спусках.
При движении по заснеженным горным дорогам нужно проявлять максимум внимания и осторожности, так как, с одной стороны, появляются благоприятные условия для заноса автомобиля на поворотах и при торможении на спусках и подъемах, а с другой стороны, такие заносы
43
могут привести к непоправимым последствиям. На особо крутых и опасных подъемах лучше высадить пассажиров из автомобиля и попросить их, чтобы они двигались ря дом с автомобилем по обе стороны от него и могли в нужный момент удержать автомобиль от сползания или подтолкнуть его в случае буксования.
При движении вне дорог преодолевать подъемы, как правило, нужно по прямому пути. Преодоление под углом, с креном, резко снижает максимальную силу тяги. Макси
мальная сила тяги на колесах |
определяется |
не |
только |
|
мощностью двигателя и передаточным |
числом |
трансмис |
||
сии, но и сцепным весом (весом, |
приходящимся |
на веду |
||
щие колеса). Когда появляется креп автомобиля, |
его на |
|||
грузка на колеса перераспределяется. |
Колеса, |
|
располо |
|
женные выше, теряют часть веса, приходящегося |
на них, |
|||
а так как левое и правое колеса связаны дифференциа |
лом, то такое перераспределение вызывает пробуксовыва ние разгруженных колес. Очень крутые подъемы нужно преодолевать на первой передаче с включенным передним мостом и понижающей передачей в раздаточной коробке. Канавы, ямы и рвы следует преодолевать на небольшой скорости с включенным передним мостом в направлении, перпендикулярном склону. Не допускается брать препят ствие с ходу, если возможен лобовой удар в колеса. Кана вы и рвы можно преодолевать под углом, но следует учи тывать возможность косого вывешивания автомобиля и застревания его из-за пробуксовки колес.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕИСПРАВНОСТЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
Автомобили Ульяновского автозавода зарекомендовали себя как достаточно прочные и надежные в эксплуатации. Однако в процессе эксплуатации возможно появление тех или иных неисправностей, являющихся результатом
44
Т а б л и ц а 1
Неисправности автомобиля
Причина неисправности |
Способ устранения |
Неисправное'ги двигателя
Двигатель / е пускается
Нет топлива в топливном баке Нет подачи или недостаточная по
дача топлива из-за засорения топ ливных фильтров, клапанов, топлив ного насоса, топливопроводов млн замерзания воды в них
Засорено воздушное отверстие в пробке заливной горловины топ ливного бака
Засорены топливные жиклеры кар бюратора
Нарушен уровень топлива в поп лавковой камере карбюратора
Не закрывается полностью воз душная заслонка (при пуске холод ного двигателя)
Нарушена герметичность поплавка или клапана поплавкового механизма
Заправить автомобиль топливом Продуть топливопровод, топлив
ный насос и фильтры шинным на сосом. При необходимости прогреть топливопроводы и фильтры горячей водой
Прочистить отверстие в топливной пробке
Продуть жиклеры шинным насосом
Отрегулировать уровень топлива
впоплавковой камере Отрегулировать привод заслонки
Заменить (запаять) поплавок пли клапан поплавкового механизма
Двигатель глохнет при реяком открытии дроссельной заел о нки
Не работает ускорительный насос (обрыв поршня насоса, неисправ ность его привода, негерметичность обратного клапана)
Засорен распылитель ускоритель ного насоса
Заедание нагнетательного клапана
Устранить неисправность ускори тельного насоса или обратного кла пана
Продуть распылитель шинным насосом
Устранить заедания клапана
Прогретый двигатель неустойкиieo работает на малой частоте вращения коленчатого ала на холостом ходу
Неправильная регулировка систе |
Отрегулировать малую частоту |
мы холостого хода карбюратора |
вращения коленчатого пала на хо |
|
лостом ходу |
45