Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
определяют на шкале люфтомера величину ду ги, описанную концом стрелки.
Свободный ход рулевого колеса при поло жении передних колес для движения по пря мой допускается у автомобилей марки:
ГАЗ — до 10°; ЗИЛ и УРАЛ — до 12°; МАЗ — до 20°.
Рис. 18. Проверка свободного хода рулевого колеса люфтомером.
Свободный ход рулевого управления, обо рудованного гидроусилителем (на автомоби лях ГАЗ-66, ЗИЛ-(30. ЗИЛ-131 и УРАЛ-375),
50
проверяется при работе двигателя на холостом ходу покачиванием рулевого колеса в ту и дру гую сторону до начала поворота управляемых колес;
2)крепление картера рулевого механизма
краме автомобиля.
Чтобы проверить, закреплен ли картер ру левого механизма, необходимо открыть капот двигателя, сесть в кабину автомобиля и резко поворачивать рулевое колесо вправо и влево. Если картер сместился (при большом смеще нии появляется даже стук), то он не закреп лен;
3) регулировку подшипников червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка опре
деляется по перемещению ступицы рулевого колеса относительно корпуса рулевой колонки. Для этого пальцем одной руки нужно одно временно коснуться корпуса колонки и ступи цы рулевого колеса, а другой рукой медленно поворачивать рулевое колесо вправо и влево. Если палец ощущает вертикальное перемеще ние ступицы рулевого колеса, то в подшипни ках червяка есть люфт;
4) регулировку зазора между роликом ва ла сошки и червяком. Зазор определяют пере мещением вала рулевой сошки в осевом на правлении, предварительно проверив ее креп ление. Перемещение вала относительно карте ра свидетельствует о наличии повышенного зазора и необходимости регулировки. Если вал перемещается относительно картера, значит, зазор есть;
5) крепление рулевой сошки п износ шлицоц. С этой целью необходимо отсоединить от
сошки рулевую тягу и покачать сошку на из лом относительно точки крепления. Сошка в точке крепления не должна иметь люфта;
6) крепление и износ деталей шарнирных соединений тяг. Для этого водитель садится в кабину и резко вращает рулевое колесо влево и вправо. В это время его помощник, находя щийся под автомобилем, наблюдает за пере мещением рулевых тяг и их шарнирных соеди нений. Если тяги движутся не одновременно, т. е. одна отстает от начала движения другой, то детали шарнирных соединений изношены или недостаточно закреплены.
Можно воспользоваться и другим спосо бом. С помощью домкрата поднять переднюю часть автомобиля, затем перемещать тяги ру ками в продольном направлении (рис. 19). Если они смещаются относительно друг друга,
Рис. 19. Проверка деталей шар нирных соединений тяг,
52
то Детали шарнирных соединений изношены или имеют люфт;
7) шплинтовку гаек шаровых пальцев ры чагов поворотных цапф, затяжку гайки кре пления рулевой сошки.
Гайки крепления рычагов поворотных цапф должны быть затянуты и зашплинтованы. На конечники поперечной рулевой тяги должны быть надежно закреплены болтами с гайками
ипружинными шайбами;
8)наличие масла в картере рулевого уп равления и смазки в сочленениях. Необходимо проследить, не просачивается ли масло из кар тера рулевого механизма;
9)уровень масла в системе гидроусилителя рулевого управления (на автомобилях ГАЗ-66,
ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375).
Уровень определяют при работе двигателя на холостом ходу. Масло заполняют до отмет ки «Уровень масла», сделанной на боковой стенке бачка насоса гидроусилителя;
10) предельный угол поворота управляемых колес.
Предельный угол поворота левого колеса влево должен быть равен на автомобилях:
ГАЗ-51, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 — 36°;
ГАЗ-63, ЗИЛ-131, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, УРАЛ-375 — 30°.
Предельный угол поворота левого колеса вправо должен быть на 5° меньше, чем влево.
При проверке необходимо установить пе редние колеса в положение для движения по прямой; положить под колесо фанеру с листом бумаги размером 28x40 см\ приложить дере-
53
вяннуй линейку снаружи к рулевому колесу И прочертить карандашом по бумаге линию, па раллельную плоскости колеса; повернуть руле вое колесо вправо и прочертить вторую линию; повернуть рулевое колесо влево и прочертить третью линию; по транспортиру определить предельные углы поворота колеса влево и вправо.
Недостаточный или увеличенный угол пово рота колес может стать причиной аварии ав томобиля. Уменьшенный поворот колес в одну сторону, как правило, является следствием пе рекоса ■ переднего моста или неправильного монтажа последнего.
Тормоза
Безопасность движения автомобиля во мно гом зависит от исправности тормозов. Чтобы убедиться в их исправности, необходимо:
1) несколько раз нажать и отпустить педаль тормоза. Она должна без задержки и заеда ния перемещаться и возвращаться в исходное положение под действием пружины.
Заедание педали может привести к аварии; 2) проверить величину свободного хода пе дали тормоза, т. е. свободное перемещение пе
дали до ощущения сопротивления.
Свободный ход педали тормоза у автомо билей должен быть в пределах;
ГАЗ-8 — 14 мм; ЗИЛ-10 — 25 мм\
МАЗ и УРАЛ-14 — 22 мм.
54
Для проверки Свободного хода педали тор моза используется линейка (рис. 20). Один ее конец устанавливают на пол кабины, а второй
Рис. 20. Проверка свободного хода пе дали тормоза:
1 — педаль; 2 — линейка.
прислоняют к головке педали. Затем нажима ют на педаль рукой до тех пор, пока не появит ся ощущение сопротивления. Расстояние в миллиметрах, которое при этом пройдет пе даль, и будет ее свободным ходом.
При измерении свободного хода педали тормоза на автомобилях марки ЗИЛ жела тельно снять оттяжную пружину тяги.
При увеличенном свободном ходе педали
55
на автомобилях марки ГАЗ в гидравлическом приводе уменьшается рабочий ход поршня главного тормозного цилиндра, следовательно, уменьшается количество выталкиваемой из не го тормозной жидкости и снижается интенсив ность торможения.
При уменьшенном свободном ходе педали или отсутствии его ликвидируется зазор меж ду штоком и поршнем главного тормозного цилиндра, нормальная величина которого рав на 1,5—2,5 мм. Поэтому поршень не занимает крайнего положения и перекрывает компенса ционное отверстие, преграждая жидкости путь из главного цилиндра в его резервуар при растормаживании. Все это приводит к тому, что давление в приводе повышается и не происхо дит полного растормаживания.
В пневматическом приводе тормозов сво бодный ход педали нормальной величины обес печивает необходимый зазор между коротким плечом рычага крана и наконечником штока, что необходимо для полного растормажива ния;
3) проверить герметичность пневматическо го привода тормозов. С этой целью нужно за пустить двигатель и довести давление в пнев матической системе до 6—8 кг/см2. Затем при неработающем двигателе нажать на педаль тормоза, продержать ее одну-две минуты и отпустить. Давление в воздушном баллоне не должно упасть более, чем на 1,0—1,5 кг/см2
Кроме того, утечку воздуха в пневматиче ском приводе можно обнаружить на слух. Она обычно появляется в штуцерных соединениях,
56
трубопроводах и шлангах, в тормозном кране, воздушных баллонах н тормозных камерах;
4) на автомобилях с пневматическим при водом тормозов проверить зазор между колод ками и барабаном. Зазор проверяют по вели чине хода штоков тормозных камер. Величина хода штоков не должна превышать 15—30 мм, что соответствует зазору между тормозными накладками колодок и тормозным барабаном у разжимного кулака 0,4—0,6 мм, у осей ко лодок 0,2—0,6 мм.
Величину хода штоков измеряют с по мощью линейки (рис. 21);
Рис. 21. Определение хода штоков тормозных камер.
57
5) на автомобилях марки ГАЗ проверить герметичность гидравлического привода тор мозов, а в автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 и герметичность гидровакуумного усилителя. С целью осмотра водитель должен нажать на педаль тормоза, а помощник осмотреть, не подтекают ли соединения, трубки, гибкие шланги. Внешними признаками утечки тормоз ной жидкости может быть систематическое па дение уровня жидкости в главном тормозном цилиндре, появление ее капель под автомоби лем, на колесах или на соединительных штуце рах трубок и шлангов.
Подтекание жидкости приводит к проник новению воздуха в систему, и как следствие, к ненадежному торможению автомобиля.
6)при полностью выжатой педали тормоза
сгидравлическим приводом головка педали не должна доходить до пола ближе, чем на 15— 20 мм. Если это так, следовательно, зазор меж ду колодками и барабаном выше нормы или изношены манжеты главного тормозного ци линдра, или в приводе тормоза есть воздух;
7)проверить уровень тормозной жидкости
врезервуаре главного цилиндра. Уровень оп ределяют щупом, опуская его через заливное отверстие (рис. 22) до упора. Щуп зажимают пальцами руки на уровне заливной горловины. Расстояние от пальцев до начала покрытого жидкостью участка щупа и будет определять уровень тормозной жидкости, который должен быть равен 15—20 мм;
Жидкость в главном тормозном цилиндре должна быть прозрачной, без различных ме ханических примесей;
58
8) проверить чистоту колодок И тормозно го диска, если при полной исправности тормоз ной системы автомобиль не затормаживается, и убедиться в отсутствии масла на них. Замас ливание происходит из-за повреждения саль-
'3
/,5*~ 2,Ь м м
Рис. 22. Проверка уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра: 1 — компенсационное отверстие; 2 — шток; 3 — поршень.
ников чулков заднего моста, сальников под шипников ступиц передних колес или попада ния тормозной жидкости на колодки и бараба ны из рабочих цилиндров;
9) осмотреть крепление главного тормозно го цилиндра, тормозного крана, воздушных
59