Файл: Зиненко, Н. А. Осмотр и проверка пожарных автомобилей практическое пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

определяют на шкале люфтомера величину ду­ ги, описанную концом стрелки.

Свободный ход рулевого колеса при поло­ жении передних колес для движения по пря­ мой допускается у автомобилей марки:

ГАЗ — до 10°; ЗИЛ и УРАЛ — до 12°; МАЗ — до 20°.

Рис. 18. Проверка свободного хода рулевого колеса люфтомером.

Свободный ход рулевого управления, обо­ рудованного гидроусилителем (на автомоби­ лях ГАЗ-66, ЗИЛ-(30. ЗИЛ-131 и УРАЛ-375),

50

проверяется при работе двигателя на холостом ходу покачиванием рулевого колеса в ту и дру­ гую сторону до начала поворота управляемых колес;

2)крепление картера рулевого механизма

краме автомобиля.

Чтобы проверить, закреплен ли картер ру­ левого механизма, необходимо открыть капот двигателя, сесть в кабину автомобиля и резко поворачивать рулевое колесо вправо и влево. Если картер сместился (при большом смеще­ нии появляется даже стук), то он не закреп­ лен;

3) регулировку подшипников червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка опре­

деляется по перемещению ступицы рулевого колеса относительно корпуса рулевой колонки. Для этого пальцем одной руки нужно одно­ временно коснуться корпуса колонки и ступи­ цы рулевого колеса, а другой рукой медленно поворачивать рулевое колесо вправо и влево. Если палец ощущает вертикальное перемеще­ ние ступицы рулевого колеса, то в подшипни­ ках червяка есть люфт;

4) регулировку зазора между роликом ва­ ла сошки и червяком. Зазор определяют пере­ мещением вала рулевой сошки в осевом на­ правлении, предварительно проверив ее креп­ ление. Перемещение вала относительно карте­ ра свидетельствует о наличии повышенного зазора и необходимости регулировки. Если вал перемещается относительно картера, значит, зазор есть;

5) крепление рулевой сошки п износ шлицоц. С этой целью необходимо отсоединить от

сошки рулевую тягу и покачать сошку на из­ лом относительно точки крепления. Сошка в точке крепления не должна иметь люфта;

6) крепление и износ деталей шарнирных соединений тяг. Для этого водитель садится в кабину и резко вращает рулевое колесо влево и вправо. В это время его помощник, находя­ щийся под автомобилем, наблюдает за пере­ мещением рулевых тяг и их шарнирных соеди­ нений. Если тяги движутся не одновременно, т. е. одна отстает от начала движения другой, то детали шарнирных соединений изношены или недостаточно закреплены.

Можно воспользоваться и другим спосо­ бом. С помощью домкрата поднять переднюю часть автомобиля, затем перемещать тяги ру­ ками в продольном направлении (рис. 19). Если они смещаются относительно друг друга,

Рис. 19. Проверка деталей шар­ нирных соединений тяг,

52


то Детали шарнирных соединений изношены или имеют люфт;

7) шплинтовку гаек шаровых пальцев ры­ чагов поворотных цапф, затяжку гайки кре­ пления рулевой сошки.

Гайки крепления рычагов поворотных цапф должны быть затянуты и зашплинтованы. На­ конечники поперечной рулевой тяги должны быть надежно закреплены болтами с гайками

ипружинными шайбами;

8)наличие масла в картере рулевого уп­ равления и смазки в сочленениях. Необходимо проследить, не просачивается ли масло из кар­ тера рулевого механизма;

9)уровень масла в системе гидроусилителя рулевого управления (на автомобилях ГАЗ-66,

ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и УРАЛ-375).

Уровень определяют при работе двигателя на холостом ходу. Масло заполняют до отмет­ ки «Уровень масла», сделанной на боковой стенке бачка насоса гидроусилителя;

10) предельный угол поворота управляемых колес.

Предельный угол поворота левого колеса влево должен быть равен на автомобилях:

ГАЗ-51, ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ЗИЛ-150, ЗИЛ-164 — 36°;

ГАЗ-63, ЗИЛ-131, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157, УРАЛ-375 — 30°.

Предельный угол поворота левого колеса вправо должен быть на 5° меньше, чем влево.

При проверке необходимо установить пе­ редние колеса в положение для движения по прямой; положить под колесо фанеру с листом бумаги размером 28x40 см\ приложить дере-

53

вяннуй линейку снаружи к рулевому колесу И прочертить карандашом по бумаге линию, па­ раллельную плоскости колеса; повернуть руле­ вое колесо вправо и прочертить вторую линию; повернуть рулевое колесо влево и прочертить третью линию; по транспортиру определить предельные углы поворота колеса влево и вправо.

Недостаточный или увеличенный угол пово­ рота колес может стать причиной аварии ав­ томобиля. Уменьшенный поворот колес в одну сторону, как правило, является следствием пе­ рекоса ■ переднего моста или неправильного монтажа последнего.

Тормоза

Безопасность движения автомобиля во мно­ гом зависит от исправности тормозов. Чтобы убедиться в их исправности, необходимо:

1) несколько раз нажать и отпустить педаль тормоза. Она должна без задержки и заеда­ ния перемещаться и возвращаться в исходное положение под действием пружины.

Заедание педали может привести к аварии; 2) проверить величину свободного хода пе­ дали тормоза, т. е. свободное перемещение пе­

дали до ощущения сопротивления.

Свободный ход педали тормоза у автомо­ билей должен быть в пределах;

ГАЗ-8 — 14 мм; ЗИЛ-10 — 25 мм\

МАЗ и УРАЛ-14 — 22 мм.

54


Для проверки Свободного хода педали тор­ моза используется линейка (рис. 20). Один ее конец устанавливают на пол кабины, а второй

Рис. 20. Проверка свободного хода пе­ дали тормоза:

1 — педаль; 2 — линейка.

прислоняют к головке педали. Затем нажима­ ют на педаль рукой до тех пор, пока не появит­ ся ощущение сопротивления. Расстояние в миллиметрах, которое при этом пройдет пе­ даль, и будет ее свободным ходом.

При измерении свободного хода педали тормоза на автомобилях марки ЗИЛ жела­ тельно снять оттяжную пружину тяги.

При увеличенном свободном ходе педали

55

на автомобилях марки ГАЗ в гидравлическом приводе уменьшается рабочий ход поршня главного тормозного цилиндра, следовательно, уменьшается количество выталкиваемой из не­ го тормозной жидкости и снижается интенсив­ ность торможения.

При уменьшенном свободном ходе педали или отсутствии его ликвидируется зазор меж­ ду штоком и поршнем главного тормозного цилиндра, нормальная величина которого рав­ на 1,5—2,5 мм. Поэтому поршень не занимает крайнего положения и перекрывает компенса­ ционное отверстие, преграждая жидкости путь из главного цилиндра в его резервуар при растормаживании. Все это приводит к тому, что давление в приводе повышается и не происхо­ дит полного растормаживания.

В пневматическом приводе тормозов сво­ бодный ход педали нормальной величины обес­ печивает необходимый зазор между коротким плечом рычага крана и наконечником штока, что необходимо для полного растормажива­ ния;

3) проверить герметичность пневматическо го привода тормозов. С этой целью нужно за­ пустить двигатель и довести давление в пнев­ матической системе до 6—8 кг/см2. Затем при неработающем двигателе нажать на педаль тормоза, продержать ее одну-две минуты и отпустить. Давление в воздушном баллоне не должно упасть более, чем на 1,0—1,5 кг/см2

Кроме того, утечку воздуха в пневматиче­ ском приводе можно обнаружить на слух. Она обычно появляется в штуцерных соединениях,

56

трубопроводах и шлангах, в тормозном кране, воздушных баллонах н тормозных камерах;

4) на автомобилях с пневматическим при водом тормозов проверить зазор между колод­ ками и барабаном. Зазор проверяют по вели­ чине хода штоков тормозных камер. Величина хода штоков не должна превышать 15—30 мм, что соответствует зазору между тормозными накладками колодок и тормозным барабаном у разжимного кулака 0,4—0,6 мм, у осей ко­ лодок 0,2—0,6 мм.

Величину хода штоков измеряют с по­ мощью линейки (рис. 21);

Рис. 21. Определение хода штоков тормозных камер.

57


5) на автомобилях марки ГАЗ проверить герметичность гидравлического привода тор­ мозов, а в автомобилях ГАЗ-53А и ГАЗ-66 и герметичность гидровакуумного усилителя. С целью осмотра водитель должен нажать на педаль тормоза, а помощник осмотреть, не подтекают ли соединения, трубки, гибкие шланги. Внешними признаками утечки тормоз­ ной жидкости может быть систематическое па­ дение уровня жидкости в главном тормозном цилиндре, появление ее капель под автомоби­ лем, на колесах или на соединительных штуце­ рах трубок и шлангов.

Подтекание жидкости приводит к проник­ новению воздуха в систему, и как следствие, к ненадежному торможению автомобиля.

6)при полностью выжатой педали тормоза

сгидравлическим приводом головка педали не должна доходить до пола ближе, чем на 15— 20 мм. Если это так, следовательно, зазор меж­ ду колодками и барабаном выше нормы или изношены манжеты главного тормозного ци­ линдра, или в приводе тормоза есть воздух;

7)проверить уровень тормозной жидкости

врезервуаре главного цилиндра. Уровень оп­ ределяют щупом, опуская его через заливное отверстие (рис. 22) до упора. Щуп зажимают пальцами руки на уровне заливной горловины. Расстояние от пальцев до начала покрытого жидкостью участка щупа и будет определять уровень тормозной жидкости, который должен быть равен 15—20 мм;

Жидкость в главном тормозном цилиндре должна быть прозрачной, без различных ме­ ханических примесей;

58

8) проверить чистоту колодок И тормозно го диска, если при полной исправности тормоз­ ной системы автомобиль не затормаживается, и убедиться в отсутствии масла на них. Замас­ ливание происходит из-за повреждения саль-

'3

/,5*~ 2,Ь м м

Рис. 22. Проверка уровня тормозной жидкости в резервуаре главного тормозного цилиндра: 1 — компенсационное отверстие; 2 — шток; 3 — поршень.

ников чулков заднего моста, сальников под­ шипников ступиц передних колес или попада­ ния тормозной жидкости на колодки и бараба­ ны из рабочих цилиндров;

9) осмотреть крепление главного тормозно го цилиндра, тормозного крана, воздушных

59