Файл: Багин, Б. П. Основы статистической динамики одноковшовых экскаваторов обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
метода позволило выявить в спектральной плотности высоко частотной составляющей два характерных пика на частоте ш==5 сект1 и 12 се/с-1 (см. рис. 7). Спектральная плотность низкочастотной составляющей S*:(w), определенная соответ
ственно но корреляционной функции рн(т) изложенным вы ше методом, представлена на рис. 8.
Рис. 8. Нормированная спектральная плотность низкочастотной составляющей процесса нагружения для забоя «А»
Рис. 9. Нормированная спектральная плотность процесса нагружения для
забоя «-Б»
а — низкочастотная; б — высокочастотная сос тавляющие
23
Аналогично получены нормированные спектральные плот ности низкочастотной S^(cjj) и высокочастотной SJ(co) со
ставляющих процесса X(t) для забоя «Б» (рнс. 9).
ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОПАЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
При составлении модели копающих механизмов одноков шового экскаватора можно принять следующие допуще ния [3]: механическая часть механизмов подъема и напора рассматривается в виде динамической модели, состоящей из отдельных сосредоточенных масс, соединенных упругими связями; упругие связи машины невесомы и характеризу ются постоянными коэффициентами жесткости при фиксиро ванном положении ковша.
Математическое описание динамической модели копаю щих механизмов в режиме нормального копания имеет ряд. специфических особенностей, обусловленных физикой про цесса черпания. К ним в первую очередь относятся: нестационарность динамической системы (вследствие изменения ее параметров в процессе черпания); нелинейный в общем слу чае характер приложения внешнего воздействия — силы со противления. грунта копанию и необходимость учета в мо дели сил трения ковша о грунт.
При рассмотрении движения ковша в процессе копания
сила сопротивления грунта копанию, строго говоря, |
являет |
ся функцией угла ср поворота рукояти. В рабочем |
режиме |
копания скорость движения ковша является переменной. Это приводит к тому, что частота пульсаций силы сопротивления также будет изменяться. Однако, несмотря на то что ско рость ковша изменяется при копании, зависимость cp(f) мало отличается от линейной, так как оператор преобразования скорости в путь является фильтром, сглаживающим эти из менения. Так как зависимость ср(/) можно считать практиче ски линейной, то силу сопротивления грунта копанию можно рассматривать как случайную функцию времени, т. е. как случайный процесс.
Сложность взаимодействия ковша с грунтом затрудняет математическое описание силы трения ковша о грунт с уче том взаимосвязи всех основных факторов, определяющих фи зику процесса черпания (геометрия режущего органа, рас становка зубьев, свойства . грунта, параметры срезаемой стружки и т. д.). Однако при исследовании процесса форми рования нагрузки в копающих механизмах не требуется де тального рассмотрения физики взаимодействия ковша с грун том. В соответствии с принципами построения моделей слож-
24
ных динамических систем динамическая модель должна отражать лишь наиболее существенные главные особенно сти Диссипативных сил, возникающих в результате взаимодей ствия ковша с грунтом. В этом случае эти силы удобно пред ставить в модели пропорциональными скорости ковша, т. е.
/^*тр Кт“Цк,
где К г — коэффициент пропорциональности; ук — скорость ковша.
Величину Кг на первом этапе исследования можно опре делить, исходя из зависимости
/^ = 0,3^-в ,
V
где Рдв, v — соответственно средние рабочие значения усилия и скорости двигателя в режиме копа ния механизма подъема.
Уточнение величины Ктможно провести на основе приме нения метода статистической линеаризации при проведении идентификации динамической модели.
Рис. 10. 1рехмассовая динамическая модель копающих механизмов
При исследовании процесса формирования высокочастот ного спектра нагрузки з механизме подъема необходимо рас
сматривать |
упругие |
колебания |
динамической модели |
(рис. 10) |
относительно |
положения |
устойчивого равновесия |
в каждой точке траектории движения ковша под действием
внешнего возмущения — силы сопротивления |
грунта |
копа |
нию. Упругие свободные колебания системы |
в этом |
случае |
25
описываются линейными дифференциальными уравнениями с переменными коэффициентами:
тп Х п — Ки.„(А'п.к— 2f„) — Сш (Х„'К—Х а)+ Яде.,, = 0;
п1иХ » - К им{Х«.к-Х«) — С»t (Х„.к — X п) -Ь Ядр.,, = 0 ;
*ctg'It |
|
sin127с -^П.к "В ^KfXn sin ■[( +. к * . л х Т1.к- х „ ) + К . пх в.к + |
|
i |
(19) |
+ СПА Х П.К- Х П): :sm тс |
P0V |
^■Kt X if,K Км.н(Хи'Г Х й) + КтмX nM |
7 \ COS7; Х п_ |
— Км.п(Хп.к — Х„) COS Тс + Cut (А'н.к— Х в) —c at (Хпл—
— X n) COS Тс =
где trin, m„— соответственно приведенные массы привода ме
|
ханизмов подъема и напора; |
|
|
Ст Ся — приведенные |
жесткости механизмов подъема |
||
Кмп, |
и напора; |
диссипативных сил |
в механиче |
Км-ч — коэффициенты |
|||
|
ской части механизмов подъема и напора; |
||
Кт-а, Kvn -- коэффициенты диссипативных сил |
в результате |
||
Рпв-п, |
взаимодействия ковша с грунтом; |
|
|
Ядв.н— усилие двигателей механизмов подъема и на |
|||
|
пора. |
|
|
Усилие двигателей связано со скоростями соответствую щих приводов динамической механической характеристикой. Так, например, для привода по системе Г—Д уравнение ди намической механической характеристики можно предста вить в виде:
|
а ТгАш+ Рю- vA -v ТгX = Л4 + Б, |
(20) |
где |
Гг — постоянная времени генератора; |
характе |
|
v — коэффициент крутизны механической |
|
а, А, |
ристики привода; |
|
Б — коэффициенты, зависящие от параметров при |
||
|
вода; |
|
4 — управляющий сигнал (ток в задающей обмотке магнитного усилителя).
В первом приближении можно пользоваться статической механической характеристикой, т. е. принять 74=0.
Динамическая модель (см. рис. 10) дает возможность ис следовать взаимосвязь механизмов подъема и напора. Осо бенностью этой модели является ее вестационарность вслед ствие изменения динамических параметров ты, Cnt, Cut, 7^ Переменность массы т к, вызывает необходимость учета
26
реактивной силы, которую можно оценить, используя урав нение Мещерского
R = -d^ ( v r - v t;), |
(21) |
at |
|
где г>г — скорость поступающего грунта; vK — скорость ковша.
Абсолютная скорость присоединившегося грунта невели ка и ее можно принять равной нулю. Оценка величины реак тивной силы показывает, что она незначительна и ею можно пренебречь. Величина суммарной приведенной жесткости на пора изменяется в процессе копания незначительно и ее можно принять равной средней величине.
Анализ системы (19) затруднен ввиду нелинейности ме ханических характеристик приводов подъема и напора, однако исследование можно провести отдельно для дву' участков, которым соответствуют постоянные значения па раметров V.
ЧАСТОТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ
Частотные методы находят широкое применение при ис следовании линейных стационарных динамических систем. Используемые при этом частотные характеристики наглядны и удобны для анализа. Применение частотных методов для исследования нестационарных линейных систем в общем слу чае связано с существенными трудностями [8]. Однако не стационарная динамическая модель копающих механизмов является системой с медленно изменяющимися параметрами (вследствие наличия диссипативных сил в системе время переходного процесса меньше 1 сек и изменением парамет ров за это время можно пренебречь). В этом случае можно использовать частотный метод исследования как для стацио нарных систем, применяя принцип «замораживания» коэф фициентов.
Как показывают исследования [12], при анализе динами ческой модели механизма подъема можно пренебречь изме нением параметров в процессе копания, принимая их посто янными при среднем положении ковша на среднестатистиче ской траектории.
С точки зрения поставленной в настоящей работе задачи исследования наиболее важной динамической характеристи кой является АЧХ системы. Частотные методы позволяют получить АЧХ всех звеньев системы по отношению к внеш нему воздействию и относительные частотные характеристи ки между отдельными элементами динамической модели. Знание указанных динамических характеристик позволяет исследовать процесс формирования спектра нагрузки в раз
27
личных элементах системы при заданном спектре внешнего возмущения, а также проанализировать прохождение нагруз ки через различные звенья динамической модели.
Динамическая модель (см. рис. 10) находится под воз действием двух внешних случайных возмущений — касатель ной (Рш) и нормальной (Рог) составляющих сопротивления грунта копанию. Применяя принцип суперпозиции, будем рассматривать реакции системы отдельно на внешние воз мущения Poi и РогВыходом системы примем усилие подъема S„ и усилие напора S,,.
Передаточная функция — есть отношение реакции (или «выхода») к возмущению («входу») системы в преоб разованиях Лапласа [13]. Выражая S„ и 5Н через обобщен ные координаты системы, получим передаточные функции по отношению к возмущению Роь
Ws_n(p) =
^01
W s j p ) =
С п [М ,.к (Р) — M l (/Q1 .
Р<п(Р)
c„{x ».Ap)-~Xujp))
Р„1 (р)
( 22)
(23)
Передаточные функции от Рог имеют аналогичный вид, толь
ко вместо Рш(р) |
в знаменатель следует подставить Рог(Р)- |
|||
Изображения |
по |
Лапласу обобщенных координат Ап-к(рЬ |
||
Ха(р), ХЕ.к(р), |
Хп{р) |
определяются из системы (19), |
запи- |
|
санной в операторном |
<1 |
на р. |
||
виде, т. е. заменой символа — |
||||
|
|
|
dt |
|
|
|
x i(P) = A T T PoAPh |
(24) |
|
|
|
|
Д(я) |
|
где Д(р) — определитель системы (19), записанной в опера торной форме;
Дi(p) — алгебраические дополнения, получающиеся из определителя Д(р) при вычеркивании столбцов, которые относятся соответственно к координа те Х{, и той строки, которая соответствует пра вой части уравнения.
Частотная амплитудно-фазовая характеристика (АФХ) системы W(ja) получается из передаточной функции W(р) путем формальной замены р на / (со) [14]. Модуль АФХ на зывается амплитудно-частотной характеристикой (АЧХ). Аналитическое определение передаточных функций и частот ных характеристик для систем высокого порядка сложно, и поэтому частотные характеристики определяли с помощью ЭЦВМ М-220М.
28
На рис. 11 показаны АЧХ трехмассовой динамической мо дели, полученные расчетом на ЭЦВМ. Характер полученных АЧХ показывает возможность упрощения модели. Для боль шинства одноковшовых экскаваторов масса ковша с грун том тк много меньше масс приводов механизма подъема
Рис. 11. Амплитудно-частотные харак теристики:
а — механизма подъема; б— механизма напора
(отп) и напора (та). Поэтому возможен переход к одномас совой двухсвязной модели (рис. 12). В этом случае модель описывается системой:
ткt |
|
ctgT/ |
+ |
K a * п к 4 |
C n.l X „ . K = |
• |
1 |
X * . К + m Kt X n-V |
sin ->t |
Ob |
|||||
sin2 ~\t |
|
|
|
|
sin |
|
|
|
4* Кя XIUK |
A„ |
cos Y/ 4~ |
|
|
||
|
4- c n Xa.K— CIWX„'Kcos tt = P02, |
|
(25) |
||||
где Ku, |
Кв — коэффициенты |
диссипативных |
сил |
в меха |
|||
|
низме подъема и напора с учетом сил тре |
||||||
|
ния ковша о грунт. |
|
|
|
/ |
29 |