Файл: Антоненко, А. А. Механизация уборки низкорослых и полеглых хлебов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
Р и с. 11. Вал транспортерного мотовила: |
1 — ведущая |
звездочка; |
||
2 — консоль вала ; |
3 — корпус подшипника; |
4 — звездочка; |
5 — коль |
|
цо; 6 — шпренгель; |
7 — диск; 8 — труба |
вала; 9 — кольцо; |
10 — звез |
|
дочка; 11— правая консоль вала; |
12 — корпус подшипника |
вания. При средней высоте ячменя 28 см потери срезан ным колосом за жаткой с эксцентриковым мотовилом составили 37,2 кг/га, за жаткой, оборудованной транспор терным мотовилом,— 17,3 кг/га. На уборке пшеницы уро жайностью 10,2 ц/га при средней высоте 38 см терялось соответственно 16,1 и 10,8 кг/га. Потери урожая свобод ным зерном за транспортерным мотовилом наполовину меньше, чем потери за эксцентриковым мотовилом. Это объясняется тем, что линейная скорость планки транс портерного мотовила значительно ниже.
Мотовило может работать с любым числом планок, однако во всех случаях работы потери были наименьши ми при пяти планках и отношении линейной скорости планки к поступательной скорости машины, равной 1,2— 1,3. Все детали транспортерного мотовила унифицирова ны с серийными, за исключением планок, которые легко изготовить из листовой стали толщиной 0,5 мм.
Устройство мотовила. Транспортерное мотовило со стоит из следующих основных частей (рис. 10): ведущего вала 1 с ведущей звездочкой 2; переднего ползуна 3; не сущих цепей 4; винтовой пары натяжения цепей 5; план ки 6; верхней направляющей звездочки 7; заднего ползу на 8; винтовой пары выноса мотовила 9; нижних малых направляющих звездочек 10; нижних больших направ ляющих звездочек 11; телескопических стоек задних ползунов 12; телескопических стоек передних ползунов 13.
Ведущий вал мотовила (рис. 11) приводят в движение несущие цепи с граблинами (планками). Ведущая звез дочка 1 с предохранительной муфтой заимствована от мотовила серийного комбайна СК-4. Ось вала также заимствована от эксцентрикового мотовила и состоит из трубы 8, левой 2 и правой 11 консолей, приваренных к ней.
Для жесткости оси вала к трубе приварены два коль ца 5 и 9 с отверстиями под шпренгеля 6, пропущенные
31
Рис. 12. Правая боковина транспортерного мотовила: 1 — передний
ползун; 2 — винтовая пара; 3 — задний |
ползун; |
4 — винтовая пара; |
||
5 — звездочка; |
6 — стойка; 7 — телескопическая |
стойка; 8 — ушко; |
||
9 — звездочка; |
10— телескопическая |
стойка; |
11— звездочка; |
|
|
12, 13 — пальцы |
|
|
через средний диск 7. Вал устанавливается на шарико вых двухрядных подшипниках в корпусах 3 и 12. Отвер стия под болты крепления в корпусах просверливают до диаметра 12—12,5 мм. Венцы ведущих звездочек 4 и 10 заимствованы от нижнего вала плавающего транспортера СК-4 и приварены к стальным дискам толщиной 5 мм, которые в свою очередь приварены к стальным ступицам. Посадочное место под подшипники протачивают после приварки венца и диска к ступице. Шпренгелями 6 вы равнивают ось вала. Окончательное стопорение звездочек производят после сборки и прокручивания всего мото вила. Вал с помощью корпусов подшипников четырьмя болтами крепится к передним ползунам боковин.
В зависимости от условий работы вал может подвеши ваться к ползунам или устанавливаться сверху, для чего в ползунах имеется по четыре резьбовых отверстия.
Правая и левая боковины мотовила. Правая и левая боковины мотовила образуют телескопическое основание для крепления ведущего вала и направляющих звездочек (рис. 12) и своими ползунами — задним 3 и передним 1 — одеваются на поддержки серийного мотовила. Левая и правая боковины отличаются друг от друга лишь тем, что детали их развернуты на 180° одноименными точками.
Передний и задний ползуны сварены каждый из двух уголков размером 32X65X300 мм, согнутых из лис товой стали толщиной 5 мм. К переднему ползуну сверху и снизу приварены пластины-прокладки из полосовой ста ли 10X37X50 мм, в которых сверлятся отверстия и наре зается резьба под болты крепления корпусов подшипни ков ведущего вала. К заднему ползуну 3 сверху прива ривается проушина под вилку с винтом 4 регулировки выноса мотовила. Сбоку приваривается стойка 6 из швел лера № 6, у которой на концах делаются отверстия с лысками под пальцы звездочек 9 и 5. От нижнего отверстия на расстоянии, равном радиусу звездочки, приваривается
3—771 |
33 |
ушко 8 из полосовой стали толщиной 15 мм с отверстием 12 мм. Такое же ушко приваривается и к верхней части швеллера на расстоянии 120 мм от верхнего отверстия.
Звездочки 5 и 11 имеют венцы. Ступицы всех направ ляющих звездочек выполнены из стали в виде корпусов подшипников и каждая имеет глухую крышку и крышку с отверстием и уплотнением под палец. Каждая звездочка устанавливается на двух подшипниках, посаженных на палец. Все пальцы одинаковы и изготовляются из угле родистой стали, с одного конца имеют буртик, с друго го — посадочное место с лыской и резьбу М2О. Пальцы устанавливают в посадочные места стоек, крепят гайками
истопорят контргайками.
Свнутренней стороны к переднему ползуну привари
вают полые пальцы 12 и 13 с отверстиями под шплинты. Диаметр пальцев 25 мм. Длина переднего 100 мм, зад него 60 мм. На палец переднего ползуна одевается кольцо винта 2 натяжения несущей цепи и верхний конец теле скопической стойки 10, затем устанавливаются шайба и шплинт.
К верхнему ушку стойки 6 с помощью болта М12Х60 крепится верхняя часть телескопической стойки 7. Теле скопические стойки 7 и 10 выполнены из стали корыто образного профиля и имеют ряд регулировочных отвер стий, с помощью которых изменяется длина стоек. На нижней части стойки 7 приварено ушко для соединения
еес вилкой нижней части стойки 10.
Спомощью двух вилок, винтовых пар 4, боковины,
одетые на поддержки, крепятся к стойкам блокировки эксцентрикового мотовила. Такая конструкция боковин позволяет в широких пределах изменять контур движе ния несущей цепи — осуществлять все настройки и регу лировки мотовила.
Несущие цепи. Роль несущих гибких элементов вы полняют втулочно-роликовые цепи с шагом 38 мм и имею
34
щие специальные звенья с двумя ушками. В данном случае использовались цепи зернового или колосового элеваторов СК-4. Отверстия в ушках специальных звеньев просверливают под болты М8 крепления скользящих под шипников (рис. 13) цапф граблин или планок мотовила.
Рис. 13. Планка мотовила, выполненная из дерева: 1 — кронштейн; 2 — цапфа
При отсутствии указанных цепей можно использовать втулочно-роликовые цепи от транспортеров СК-2,6.
Планка мотовила. В процессе работы каждая планка мотовила входит в стеблестой, захватывает полоску стеб лей, подводит их к режущему аппарату и подает срезан ные стебли к шнеку жатки. В жатках со шнековым транс портером планка (лопасть) выполняет дополнительную функцию подбора стеблей, в результате чего предотвра щается отбрасывание стеблей вращающимся шнеком и
3* |
35 |
значительно увеличивает активность витков при переме щении стеблей к пальчиковому механизму.
При уборке низкорослых хлебов и короткостебельных культур планка мотовила очищает режущий аппарат и перемещает стебли по платформе к шнеку. Планки мото вила можно выполнять металлическими (рис. 14) или деревянными (рис. 13). В обоих случаях к концам планок болтами Мб крепят кронштейны 1 с цапфами. Деревян ные планки (рис. 13) склеивают и укрепляют шурупами из прочных пород дерева и оковывают стальной полоской по ребрам жесткости. Кронштейны 1 с цапфами 2 выпол
няют сварными из стали.
Металлические планки, безусловно, прочнее, долго вечнее, а следовательно, практичнее. Их удобнее приме
ра с. 14. Металлическая лопасть: 1—лопасть; 2 и 3 — ребра жесткости
36
нять на уборке полеглых хлебов. Однако изготовить металлические планки можно только в мастерской, имею щей контактный сварочный аппарат. При изготовлении необходимо раскроить заготовки из листовой стали тол щиной 0,5 мм по размерам, указанным на чертеже
(рис. 14).
Ребрам жесткости 2 и 3 перед сваркой делают отбуртовку. На лопасти 1 отмечают среднюю линию, по кото рой и приваривают ребро жесткости 2, предварительно приварив его в нескольких точках по всей длине лопасти. Точки сварки располагают на расстоянии 3—4 см друг от друга. После рихтовки приваривают ребра жестко сти 3, предварительно закрепив их в нескольких местах по всей длине сваркой. Точки сварки располагают в шах матном порядке, по всем полкам, с последовательным Делением их шага пополам. Точки сварки у готовой лопа сти должны находиться на расстоянии 3—4 см. В готовой планке с обеих концов сверлят отверстия под болты креп ления кронштейнов и под граблины по всей длине. Граблины устанавливают на планки при уборке полеглых хлебов. Соединяющие отверстия в кронштейне и планке Желательно сверлить одновременно.
При ручном раскрое заготовок два слесаря изготов ляют четыре планки в смену. В заводских условиях изго товление лопастей можно легко автоматизировать.
Подшипники несущих цепей. На подшипники несущих Цепей при помощи кронштейнов устанавливают планки Мотовила. Подшипник (рис. 15) состоит из стального пустотелого цилиндра 1 и приваренного к нему стального кронштейна 2. В подшипнике с кронштейном сверлят два сквозных отверстия, в которых нарезают резьбу под бол ты крепления их с ушками несущих цепей. В свободном конце кронштейна сверлят отверстие диаметром 12 мм. С помощью этого отверстия, болта и пружины осущест вляется упругая связь планки с несущей цепью.
37
Рис. 15. Подшипник несущей цепи: 1 — корпус подшипника; 2 — кронштейн
Привод мотовила. Превышение скорости мотовила относительно скорости движения комбайна во всех слу чаях должно быть таким, чтобы исключалось выбивание зерна. Опытом установлено, что соотношение скоростей вращения мотовила и движения комбайна не может быть * постоянным для различных условий работы.
В конструкции привода мотовила предусмотрена воз можность изменения числа оборотов мотовила с помощью серийного клиноременного вариатора жатки, управляе мого с площадки комбайнера. Разница лишь в том, что на ведомый шкив вариатора устанавливается звездочка 1, имеющая 73 зуба с шагом 15,5 мм. Цепь привода 2 удли няется, а ее натяжение осуществляется с помощью рыча га 3 с натяжными звездочками,
38
Рис. 16. Схемы установки транспортерного мотовила
Схемы установки мотовила. Транспортерное мотовило Может убирать хлеба с различным стеблестоем. При Уборке низкорослых и короткостебельных культур мото вило хорошо работает с планками. Во всех остальных случаях мотовило хорошо работает с граблинами (при Уборке высоких и средних по густоте хлебов, наклонен ных и полеглых).
При уборке хлебов с нормальным стеблестоем (пря мые или частично наклоненные хлеба) мотовило устанав ливают так, чтобы нижняя кромка планки касалась стеб лей несколько выше их центра тяжести — примерно на высоте двух третей срезаемой части стебля (рис. 16 «А»),
При уборке низкорослых хлебов и короткостебельных Культур нижняя кромка лопасти в нижнем положении Должна проходить с минимальным зазором над пальце вым брусом (рис. 16 «Б»).
39