Файл: Антоненко, А. А. Механизация уборки низкорослых и полеглых хлебов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Р и с. 11. Вал транспортерного мотовила:

1 — ведущая

звездочка;

2 — консоль вала ;

3 — корпус подшипника;

4 — звездочка;

5 — коль­

цо; 6 — шпренгель;

7 — диск; 8 — труба

вала; 9 — кольцо;

10 — звез­

дочка; 11— правая консоль вала;

12 — корпус подшипника

вания. При средней высоте ячменя 28 см потери срезан­ ным колосом за жаткой с эксцентриковым мотовилом составили 37,2 кг/га, за жаткой, оборудованной транспор­ терным мотовилом,— 17,3 кг/га. На уборке пшеницы уро­ жайностью 10,2 ц/га при средней высоте 38 см терялось соответственно 16,1 и 10,8 кг/га. Потери урожая свобод­ ным зерном за транспортерным мотовилом наполовину меньше, чем потери за эксцентриковым мотовилом. Это объясняется тем, что линейная скорость планки транс­ портерного мотовила значительно ниже.

Мотовило может работать с любым числом планок, однако во всех случаях работы потери были наименьши­ ми при пяти планках и отношении линейной скорости планки к поступательной скорости машины, равной 1,2— 1,3. Все детали транспортерного мотовила унифицирова­ ны с серийными, за исключением планок, которые легко изготовить из листовой стали толщиной 0,5 мм.

Устройство мотовила. Транспортерное мотовило со­ стоит из следующих основных частей (рис. 10): ведущего вала 1 с ведущей звездочкой 2; переднего ползуна 3; не­ сущих цепей 4; винтовой пары натяжения цепей 5; план­ ки 6; верхней направляющей звездочки 7; заднего ползу­ на 8; винтовой пары выноса мотовила 9; нижних малых направляющих звездочек 10; нижних больших направ­ ляющих звездочек 11; телескопических стоек задних ползунов 12; телескопических стоек передних ползунов 13.

Ведущий вал мотовила (рис. 11) приводят в движение несущие цепи с граблинами (планками). Ведущая звез­ дочка 1 с предохранительной муфтой заимствована от мотовила серийного комбайна СК-4. Ось вала также заимствована от эксцентрикового мотовила и состоит из трубы 8, левой 2 и правой 11 консолей, приваренных к ней.

Для жесткости оси вала к трубе приварены два коль­ ца 5 и 9 с отверстиями под шпренгеля 6, пропущенные

31


Рис. 12. Правая боковина транспортерного мотовила: 1 — передний

ползун; 2 — винтовая пара; 3 — задний

ползун;

4 — винтовая пара;

5 — звездочка;

6 — стойка; 7 — телескопическая

стойка; 8 — ушко;

9 — звездочка;

10— телескопическая

стойка;

11— звездочка;

 

12, 13 — пальцы

 

 

через средний диск 7. Вал устанавливается на шарико­ вых двухрядных подшипниках в корпусах 3 и 12. Отвер­ стия под болты крепления в корпусах просверливают до диаметра 12—12,5 мм. Венцы ведущих звездочек 4 и 10 заимствованы от нижнего вала плавающего транспортера СК-4 и приварены к стальным дискам толщиной 5 мм, которые в свою очередь приварены к стальным ступицам. Посадочное место под подшипники протачивают после приварки венца и диска к ступице. Шпренгелями 6 вы­ равнивают ось вала. Окончательное стопорение звездочек производят после сборки и прокручивания всего мото­ вила. Вал с помощью корпусов подшипников четырьмя болтами крепится к передним ползунам боковин.

В зависимости от условий работы вал может подвеши­ ваться к ползунам или устанавливаться сверху, для чего в ползунах имеется по четыре резьбовых отверстия.

Правая и левая боковины мотовила. Правая и левая боковины мотовила образуют телескопическое основание для крепления ведущего вала и направляющих звездочек (рис. 12) и своими ползунами — задним 3 и передним 1 — одеваются на поддержки серийного мотовила. Левая и правая боковины отличаются друг от друга лишь тем, что детали их развернуты на 180° одноименными точками.

Передний и задний ползуны сварены каждый из двух уголков размером 32X65X300 мм, согнутых из лис­ товой стали толщиной 5 мм. К переднему ползуну сверху и снизу приварены пластины-прокладки из полосовой ста­ ли 10X37X50 мм, в которых сверлятся отверстия и наре­ зается резьба под болты крепления корпусов подшипни­ ков ведущего вала. К заднему ползуну 3 сверху прива­ ривается проушина под вилку с винтом 4 регулировки выноса мотовила. Сбоку приваривается стойка 6 из швел­ лера № 6, у которой на концах делаются отверстия с лысками под пальцы звездочек 9 и 5. От нижнего отверстия на расстоянии, равном радиусу звездочки, приваривается

3—771

33


ушко 8 из полосовой стали толщиной 15 мм с отверстием 12 мм. Такое же ушко приваривается и к верхней части швеллера на расстоянии 120 мм от верхнего отверстия.

Звездочки 5 и 11 имеют венцы. Ступицы всех направ­ ляющих звездочек выполнены из стали в виде корпусов подшипников и каждая имеет глухую крышку и крышку с отверстием и уплотнением под палец. Каждая звездочка устанавливается на двух подшипниках, посаженных на палец. Все пальцы одинаковы и изготовляются из угле­ родистой стали, с одного конца имеют буртик, с друго­ го — посадочное место с лыской и резьбу М2О. Пальцы устанавливают в посадочные места стоек, крепят гайками

истопорят контргайками.

Свнутренней стороны к переднему ползуну привари­

вают полые пальцы 12 и 13 с отверстиями под шплинты. Диаметр пальцев 25 мм. Длина переднего 100 мм, зад­ него 60 мм. На палец переднего ползуна одевается кольцо винта 2 натяжения несущей цепи и верхний конец теле­ скопической стойки 10, затем устанавливаются шайба и шплинт.

К верхнему ушку стойки 6 с помощью болта М12Х60 крепится верхняя часть телескопической стойки 7. Теле­ скопические стойки 7 и 10 выполнены из стали корыто­ образного профиля и имеют ряд регулировочных отвер­ стий, с помощью которых изменяется длина стоек. На нижней части стойки 7 приварено ушко для соединения

еес вилкой нижней части стойки 10.

Спомощью двух вилок, винтовых пар 4, боковины,

одетые на поддержки, крепятся к стойкам блокировки эксцентрикового мотовила. Такая конструкция боковин позволяет в широких пределах изменять контур движе­ ния несущей цепи — осуществлять все настройки и регу­ лировки мотовила.

Несущие цепи. Роль несущих гибких элементов вы­ полняют втулочно-роликовые цепи с шагом 38 мм и имею­

34

щие специальные звенья с двумя ушками. В данном случае использовались цепи зернового или колосового элеваторов СК-4. Отверстия в ушках специальных звеньев просверливают под болты М8 крепления скользящих под­ шипников (рис. 13) цапф граблин или планок мотовила.

Рис. 13. Планка мотовила, выполненная из дерева: 1 — кронштейн; 2 — цапфа

При отсутствии указанных цепей можно использовать втулочно-роликовые цепи от транспортеров СК-2,6.

Планка мотовила. В процессе работы каждая планка мотовила входит в стеблестой, захватывает полоску стеб­ лей, подводит их к режущему аппарату и подает срезан­ ные стебли к шнеку жатки. В жатках со шнековым транс­ портером планка (лопасть) выполняет дополнительную функцию подбора стеблей, в результате чего предотвра­ щается отбрасывание стеблей вращающимся шнеком и

3*

35


значительно увеличивает активность витков при переме­ щении стеблей к пальчиковому механизму.

При уборке низкорослых хлебов и короткостебельных культур планка мотовила очищает режущий аппарат и перемещает стебли по платформе к шнеку. Планки мото­ вила можно выполнять металлическими (рис. 14) или деревянными (рис. 13). В обоих случаях к концам планок болтами Мб крепят кронштейны 1 с цапфами. Деревян­ ные планки (рис. 13) склеивают и укрепляют шурупами из прочных пород дерева и оковывают стальной полоской по ребрам жесткости. Кронштейны 1 с цапфами 2 выпол­

няют сварными из стали.

Металлические планки, безусловно, прочнее, долго­ вечнее, а следовательно, практичнее. Их удобнее приме­

ра с. 14. Металлическая лопасть: 1—лопасть; 2 и 3 — ребра жесткости

36

нять на уборке полеглых хлебов. Однако изготовить металлические планки можно только в мастерской, имею­ щей контактный сварочный аппарат. При изготовлении необходимо раскроить заготовки из листовой стали тол­ щиной 0,5 мм по размерам, указанным на чертеже

(рис. 14).

Ребрам жесткости 2 и 3 перед сваркой делают отбуртовку. На лопасти 1 отмечают среднюю линию, по кото­ рой и приваривают ребро жесткости 2, предварительно приварив его в нескольких точках по всей длине лопасти. Точки сварки располагают на расстоянии 3—4 см друг от друга. После рихтовки приваривают ребра жестко­ сти 3, предварительно закрепив их в нескольких местах по всей длине сваркой. Точки сварки располагают в шах­ матном порядке, по всем полкам, с последовательным Делением их шага пополам. Точки сварки у готовой лопа­ сти должны находиться на расстоянии 3—4 см. В готовой планке с обеих концов сверлят отверстия под болты креп­ ления кронштейнов и под граблины по всей длине. Граблины устанавливают на планки при уборке полеглых хлебов. Соединяющие отверстия в кронштейне и планке Желательно сверлить одновременно.

При ручном раскрое заготовок два слесаря изготов­ ляют четыре планки в смену. В заводских условиях изго­ товление лопастей можно легко автоматизировать.

Подшипники несущих цепей. На подшипники несущих Цепей при помощи кронштейнов устанавливают планки Мотовила. Подшипник (рис. 15) состоит из стального пустотелого цилиндра 1 и приваренного к нему стального кронштейна 2. В подшипнике с кронштейном сверлят два сквозных отверстия, в которых нарезают резьбу под бол­ ты крепления их с ушками несущих цепей. В свободном конце кронштейна сверлят отверстие диаметром 12 мм. С помощью этого отверстия, болта и пружины осущест­ вляется упругая связь планки с несущей цепью.

37


Рис. 15. Подшипник несущей цепи: 1 — корпус подшипника; 2 — кронштейн

Привод мотовила. Превышение скорости мотовила относительно скорости движения комбайна во всех слу­ чаях должно быть таким, чтобы исключалось выбивание зерна. Опытом установлено, что соотношение скоростей вращения мотовила и движения комбайна не может быть * постоянным для различных условий работы.

В конструкции привода мотовила предусмотрена воз­ можность изменения числа оборотов мотовила с помощью серийного клиноременного вариатора жатки, управляе­ мого с площадки комбайнера. Разница лишь в том, что на ведомый шкив вариатора устанавливается звездочка 1, имеющая 73 зуба с шагом 15,5 мм. Цепь привода 2 удли­ няется, а ее натяжение осуществляется с помощью рыча­ га 3 с натяжными звездочками,

38

Рис. 16. Схемы установки транспортерного мотовила

Схемы установки мотовила. Транспортерное мотовило Может убирать хлеба с различным стеблестоем. При Уборке низкорослых и короткостебельных культур мото­ вило хорошо работает с планками. Во всех остальных случаях мотовило хорошо работает с граблинами (при Уборке высоких и средних по густоте хлебов, наклонен­ ных и полеглых).

При уборке хлебов с нормальным стеблестоем (пря­ мые или частично наклоненные хлеба) мотовило устанав­ ливают так, чтобы нижняя кромка планки касалась стеб­ лей несколько выше их центра тяжести — примерно на высоте двух третей срезаемой части стебля (рис. 16 «А»),

При уборке низкорослых хлебов и короткостебельных Культур нижняя кромка лопасти в нижнем положении Должна проходить с минимальным зазором над пальце­ вым брусом (рис. 16 «Б»).

39