Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
В. М. ), вреднейших правил и соглашений между уча щимися к злодейственным преступлениям предписываю вашему императорскому высочеству оное училище уни чтожить, дабы сие зловредное гнездо было искоре нено»18.
|
Школу закрыли. Учеников разослали к |
родителям |
и установили за ними полицейский надзор. |
|
|
* |
Ученик второго отдела четвертого класса |
Алексан- |
драс Гришкявичюс вернулся в Шяуляй. Местный уезд |
ный земский исправник вытребовал у отца Александраса расписку в том, что он принял своего сына и будет держать его, «не допуская к своеволию и отвечая за то, если в противном случае не будет донесено соответ ствующим властям»19. А. Гришкявичюс, как и другие его товарищи по школе, лишился права продолжать учебу я поступать на государственную службу.
Правда, запрет мог отменить Константин, и Александрас при содействии родных и знакомых пытался этого добиться20, но безуспешно. Мысль о продолжении учебы пришлось оставить навсегда.
На государственной службе. Осенью 1829 г. А. Гриш кявичюс стал ходатайствовать о поступлении на госу дарственную службу. 4 января 1830 г. он был определен канцеляристом в штат Виленского губернского правле ния по делам канцелярии губернатора21.
Во время польского восстания 1831 г., охватившего и Литву, А. Гришкявичюс, очевидно, в знак солидарно
сти с повстанцами, |
7 |
июля 1831 |
г. по собственному |
|||
18 ЦГИА, |
ф. 567, оп. |
2, |
д. 2530, л. 12. |
|
||
19 Там |
же, |
д. |
1547, |
л. 97. |
|
|
20 Там |
же, д. |
1531, |
л. |
48 (прошение |
барона Розена от 1829 г. |
о том, чтобы А. Гришкявичюс был принят в какую-либо школу Виленской губернии).
21 КЦГА, ф. 69, оп. 3, д. 57, л. 161 (формулярный список о службе А. Гришкявичюса).
21
желанию ушел в отставку. 4 марта 1834 г. он вновь поступил на службу, но уже не в Вильнюсе, а в Шяу ляй, повестчиком уездного суда. 14 августа 1836 г. он был перемещен в Шяуляйскую городскую ратушу секре тарем. 9 июля 1845 г. по собственному прошению ушел с этой службы22 и вместе с семьей переехал из Шяуляй в губернский город Каунас. А семья у А. Гришкявичюса к тому времени была многолюдной: жена, сын и семь дочерей. Несколько позже прибавилось еще двое сыновей.
О причинах избрания Гришкявичюсом нового места жительства нам ничего не известно. Быть может, там создались более благоприятные условия службы, т. к. Ковенская губерния была основана только в 1843 г. и еще не все штаты ее учреждений были заполнены. Тем более, что характеристику Гришкявичюс, насколько изве стно, получил хорошую. В ней, в частности, отмечалось, что он «в штрафах и под судом да в отпусках не был. В продолжении службы аттестован хорошим поведе нием, отличным усердием и способностью, к повышению чина достоин»23. Кстати, в Шяуляй Александрас был повышен в чине — от коллежского регистратора до кол лежского секретаря.
31 декабря 1846 г. А. Гришкявичюс начал службу в Ковенской палате гражданского суда переводчиком24, так как хорошо владел литовским, русским и польским языками. Ему было назначено годовое жалование в раз мере 300 руб. серебром. Через несколько лет он получил чин титулярного советника.
22 |
КЦГА, |
ф. 69, оп. 3, д. 57, лл. 161, 162. |
|
23 |
КЦГА, |
ф. 77, оп. 5, д. 2727, л. 1 (аттестат от 23 июня 1845 г.,-5 |
|
подписанный |
бургомистром |
Шяуляйской городской ратуши). |
|
24 КЦГА, |
ф. 69, оп. 3, |
д. 57, л. 163; Памятная книжка Ковен |
|
ской губернии |
на 1849 год, |
Ковно, 1848, стр. 22. |
22
Все, казалось бы, шло хорошо, но службу пришлось оставить из-за нелепого случая — Гришкявичюса окле ветала собственная дочь.
Летом 1854 г. дочь Гришкявичюса Фридерика про тив воли отца бежала из дому и поселилась у своего жениха Ромуальда Семашки, служившего в том же учреждении, где и ее отец. Р. Семашке грозило устра нение со службы из-за «блудного сожительства» с Фридерикой, а для обоих, кроме того, и неприятности с по лицией. Но молодые влюбленные нашли выход для оформления законного брака: Ромуальд и Фридерика (заручившаяся поддержкой сестры Вильгельмины) со чинили донос на имя Ковенского губернатора и настоя теля монастыря августинианов, в котором выдали Гриш кявичюса «яко человека, не исполняющего никакой ре лигии и обрядов», не соблюдающего законов морали и толкающего родную дочь на «блудную жизнь».
Плоды клеветнического доноса незамедлили сказать ся: настоятель монастыря обвенчал Фридерику с Р. Семашкой, дабы она получила «нравственного покровите ля»,. а ее отец 17 сентября того же года по распоряже нию губернатора был отстранен от службы и заключен в тюрьму.
Каунасский полицмейстер, подготавливая обвини тельные материалы, допросил около 30 свидетелей. Все они, за исключением Фридерики и Вильгельмины, ото звались о Гришкявичюсе как о человеке хорошем и мо рально устойчивом.
16 ноября материалы предварительного следствия были переданы в Каунасский уездый суд, который во время разбора дела 30 ноября пришел к заключению, что А. Гришкявичюса следует освободить на поруки как «неуличающегося во взводимом на него преступлении». Однако этим дело не кончилось. Поскольку человек был
23
обвинен не только в аморальном поведении, но и в пре ступлениях против религии, дело его было передано в Тельшяйскую римско-католическую духовную консисто рию. И только 4 декабря 1854 г. А. Гришкявичюс на конец-то вышел из тюрьмы25.
Проект самолета Д. Келли. 1842 год.
Окончательное разбирательство дела состоялось в Ковенской палате уголовного суда, которая 18 сентября 1859 г. вынесла приговор, по которому Гришкявичюса оставила «в упадающем на него подозрении»26. После этого Александрас .уже не мог возвратиться на службу. Он уехал в г. Шяуляй, где некоторое время жил в своем домике, вместе с братом Маврицием, а затем пересе лился в местечко Векшняй, на родину жены.
25 ЦГИА, ф. 378, общ. отд., 1854 г., д. 281, лл. 1—28 (переписка ковенского губернатора и ковенского губернского прокурора с виленским генерал-губернатором за 1854—1861 гг.); КЦГА, ф. 69, оп. 3, д. 57, лл. 1—233 («Дело о дворянках Францишке и Вильгельмине Гришкевич, обвиняемых в воровстве и побеге из родительского дома»); ф. 76, оп. 1, д. 15832, лл. 1—47 («Гришкевич, о противо законном поступке»),
26 КЦГА, ф. 76, оп. 1, д. 15832, лл. 22—47.
24
В воспоминаниях Ю. Талько-Гринцевича указывает ся, что А. Гришкявичюс был устранен от службы после неудачного испытания своего летательного аппарата, который будто бы напугал лошадей губернатора. Едва ли эта причина ухода Гришкявичюса со службы может быть принята за истину. Талько-Гринцевич ошибается и тогда, когда пишет, что Гришкявичюс служил в Ковенской казенной палате27.
В 1860—1868 гг. Талько-Гринцевич учился в Каунас ской гимназии вместе с двумя сыновьями Гришкявичюса и, очевидно, именно у них черпал сведения, изложенные впоследствии в его книге. Не надо забывать также, что свои воспоминания он писал уже в преклонном возра сте, и поэтому многое воспроизводил в памяти в иска женном виде, путая причины и следствия событий.
Мировоззрение А. Гришкявичюса отличалось от ок ружающей его общественной среды. В начале 1860 г. он писал: «Вот уже более 30 лет как мое верование яв ляется различным от других, но никто об этом не знал, так как, сознавая свою неспособность устного изложе ния, (я) всегда избегал диспута о вере»28.
После потери службы в 1856 г. Гришкявичюс стал напряженно работать над сочинением, в котором изла гал свое мировоззрение. В 1860 г. он завершил рабо ту— объем 285 страниц,—назвав ее «Действительность в природе или математическая аргументация божества, души и тайн веры в коротких набросках популярного разговора»29.
27 J. ТаИго-Нгупсет^сг, |
7 ргге2у1ус11 <1ш, |
э. 69. |
Литовской |
ССР, |
||
28 Центральная |
библиотека |
Академии |
наук |
|||
Отдел рукописей (далее БАН ОР), ф. 18, д. 67, л. 175. |
|
|||||
29 КгесгуичзЩзс |
рггугскШе сгуН wywбd т а 1еша1усгпу Ьоз1\уа, |
|||||
бизгу 1 1а1етш с \viary ш кгоШсЬ |
гагувасЬ |
рори1агпе] §аш^бу рггег |
||||
А1екзапс1га НгузгИеичсга. |
Рукопись хранится в |
БАН ОР, |
ф. 18, |
|||
Д . 67. |
|
|
|
|
|
|
25
Гришкявичюс считал, что средством для познания мира и его происхождения является не слепое верова ние, а здравый ум. В своем сочинении он воспользовал ся достижениями астрономии и прочих естественных наук, в том числе трудами французских материалистов. Однако Гришкявичюс окончательно не отрицает бога и сотворения мира в шесть дней. Но бог у него необыч ный, своеобразный, некое материальное небесное тело. По Гришкявичюсу, в центре вселенной находится ги гантская звезда — это и есть бог,— родоначальник мил лионов миров. Одновременно Александрас признавал бессмертие человеческой души, которую первые люди получили от бога, а их потомки становились обладате лями души уже в результате естественного размноже ния, без дополнительного вмешательства бога. По мне нию Гришкявичюса, добрые и злые духи — это не что иное как блуждающие вокруг людей в эфире души предков.
Создав в своем воображении этот своеобразный ду ховный мир, Гришкявийюс нашел в нем место и раю и аду. Если рассматривать ад Гришкявичюса примени тельно к современным понятиям, он имел, так сказать, классовое назначение. Александрас писал: «Разве со весть и.надежда каждого не убеждают в том, что зло деяния тиранов, гнет монархов, преступления магнатов (насилие, которое поддерживается золотом и мерзостью льстецов) должны получить заслуженную кару?»30
А. Гришкявичюс, как и французские деисты XVIII в., считал, что религия нужна для поддержания порядка в человеческом обществе. Он не представлял себе об щества без религии. Но сам, очевидно, все-таки был безбожником. Иначе едва ли отважился бы неоднократ
30 А. Нгу$гЫегю1сг. ДгесгулчзЩзс \у рггугосЫе, э. 83.
26
но подчеркивать, что в мире много неверующих, только они боятся об этом сказать.
Надо полагать, что созданный Гришкявичюсом «ма териальный бог» должен был стать, по его мнению, основой некой универсальной религии, одинаково понят ной и удобной для всех — православных, иудеев, му сульман, язычников и др. Александрас считал, что като лицизм, православие и другие современные вероиспове дания ничуть не лучше древних религий народов Азии и Америки, и что многие библейские сюжеты заимство ваны именно у этих народов. Он высмеивал библейского бога и все его деяния. На 112-й странице своего сочине ния Гришкявичюс пишет о сотворении мира так: «Бог за три эпохи в миллион лет (каждая) при помощи какого-то источника тепла или собственной персоной освещал Землю и нянчился с этой пылинкой или без заботно развлекался с хаосом, не ведая, что же ему делать дальше. Только на четвертом миллионе лет он додумался сотворить великую вселенную, и единствен но для этой пылинки должны были светить солнце днем, а ночью — луна и миллионы звезд. После этого он, усталый от столь большой работы, ступил на землю и еще миллионы лет лепил рыб и птиц, а потом снова миллион лет — зверей, и, наконец, когда кончился ма териал, он взял комок глины и вылепил человека, но при сотворении этого совершенства ошибся, забыв о
женщине. В поисках выхода — уже |
не было ни хаоса, |
ни родительской глины — он был |
вынужден усыпить |
Адама и, пока тот спал, выломать у него ребро и вы стругать для него жену. Как же можно верить в подоб ные банальности?»
Гришкявичюс не признавал и библейского положе ния о бессмертии первых людей, о рае, первородном грехе. После сотворения первой пары людей, с нескры
27
ваемой иронией повествует Александрас, бог «посадил какое-то дерево, плоды которого запретил есть, угрожая за ослушание смертью. В это время неизвестно откуда в образе говорящего змия появился дьявол — он же не был сотворен в течение 6 дней — и склонил Еву отведать запретного плода и дать кусок его мужу. А что же могло произойти, если бы она съела плод одна? Бог попал бы в большое затруднение, так как пришлось бы лишать Адама второго ребра. Ну, а если бы Адам слу шал по очереди (все новых) жен, то вскоре остался бы вообще без ребер». Далее Гришкявичюс пишет: «Бог проклял змия отнятием у него ног и речи, проклял Еву и всю Землю. Таким образом, трудился он все восемь миллионов лет только затем, чтобы труд свой завершить проклятиями». Обобщая библейскую теорию происхож дения Земли и человека, Александрас Гришкявичюс заключает: «Я вижу в этом всего лишь бессмысленную сказку»31.
Не менее «лестно» рисовал Гришкявичюс и деяния «слуг господних» — церковников. Он писал: «Уже нет у нас Дианы, Венеры, Юпитера, Аполлона, но есть мно жество чудотворных мест и святых икон, вплоть до спустившихся с небес, за обозрение которых и приноси-' мые им молитвы обманутый народ обретает отпущение грехов не только прошлых, но и будущих, лишь бы только нес обильные пожертвования. В этом вся вера, вся основа ее. Священники за вас и наедятся и напьют ся, и набьют себе карманы, и даже отбарабанят за вас стократные молитвы, и вы очищенные, с пустыми кар манами, отдав поклон св. иконам, отправитесь до мой»32. Более ясно и четко выразить свое отношение к церкви трудно.
31 А. НгувгЫешкг. Нгесгу\у1зШзс V/ рггугосЫе, з. 113, 114. 32 Там же, в. 194,. 195.
28
Книгу Гришкявичюс написал, но как ее издать? Цензура не пропустит. Да еще привлекут к суду за «бо гохульство». 19 октября 1860 г. Гришкявичюс послал рукопись из Тельшяй в Лейпциг издателю польских книг Бобровичу с просьбой, чтобы тот позаботился на печатать книгу в типографии некоего Брейткопа. К со жалению, Бобрович к тому времени обанкротился и выну жден был вернуть рукопись обратно. Телыпяйская почтовая контора, получив 24 ноября 1860 г. рукопись произведения А. Гришкявичюса, в соответствии с ин струкцией правительства, 27 ноября послала ее в Ви ленский цензурный комитет, дабы проверить, не содер жится ли в ней «запретных мыслей»33. Цензурный коми тет задержал сочинение Гришкявичюса и сообщил об этом генерал-губернатору. Тот, надо полагать, приказал собрать сведения об авторе; вспомнили и о прежнем «деле» Гришкявичюса. А поскольку труд его затрагивал религиозные вопросы, Виленский цензурный комитет переслал рукопись на цензуру в католический еписко пат. 12 января 1861 г. виленский епископ Красинский сообщил, что книга А. Гришкявичюса «ни под каким предлогом одобрена быть не может, потому что заклю чает в себе умозрения, противные как западной, так и восточной христианской церкви», и предложил запре тить печатание этой книги.
Затем книгу внимательно просмотрел гражданский цензор П. Кукольник. В письме на имя генерал-губер натора от 25 января 1861 г. цензурный комитет сообщил о труде Гришкявичюса, что «одно только запрещение оного не предупредит зла, могущего возникнуть от лож ных умозрений автора, имеющего, впрочем, неотъемле мое дарование и приобретшего много сведений. Он на
33 КЦГА, ф. 75, оп. 1, д. 61, лл. 809, 810.
29