Файл: Кондратьев, Е. Т. Термическая обработка в ремонтном деле-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

падает на священные предметы религии, смеется над обрядами церкви, а своим резким и саркастическим суждением легко может увлечь неопытный ум и склон­ ное ко злу сердце»34.

Виленский генерал-губернатор В. Назимов, узнав о содержании произведения Гришкявичюса, письмом от 22 мая 1861 г. приказал принять по отношению к автору строгие меры, так как, по мнению губернатора, он, ав­ тор, или сошел с ума, или «присвоил себе понятия о бо­ жестве и религии, Которые не могут быть терпимы в христианском государстве и подлежат преследованию»35. Назимов приказал вызвать Гришкявичюса в губернское правление, проверить состояние его здоровья и, если тот окажется здоровым, заточить его в католический мона­ стырь, указанный епископом М. Вйланчюсом.

Александрас Гришкявичюс был признан совершенно здоровым, а посему должен был очутиться в монастыре, но... нашелся выход. Александрас заявил, что является последователем евангедистско-реформаторского веро­ исповедания, в которое перешел в Кедайнском училище в 1823 г. В его же сочинении якобы нет ничего противного учению Кальвина. Началась переписка чиновников цар­ ской администрации с вильнюсской евангелистско-ре- форматорской коллегией. Последняя сообщила в Ковенское губернское правление, что произведение А. Гришкя­ вичюса «во многих местах не согласно со священным писанием и не соответствует догмам евангелистско-ре- форматорского вероисповедания». Коллегия запретила печатание этого произведения, а о принадлежности А. Гришкявичюса к своему вероисповеданию не нашла

34 ЦГИА, ф. 378, общ. отд., 1854 г., д. 281, лл. 36 37. 35 Там же, лл. 29, 30.

30


сведений36. Это и неудивительно, т. к. последователем учения Кальвина Александрас не был. Ведь 26 августа 1854 г., во время допроса, он писал: «исповедания рим­ ско-католического, обряды исполняю»37. Напомним, что подобное заявление носило чисто формальный или, луч­ ше сказать, защитный характер, т. к. на самом деле Александрас, как мы уже убедились, был убежденным противником христианских догм и церкви в целом.

11 сентября 1861 г. виленский генерал-губернатор в письме министру внутренних дел докладывал, что предполагаемое заключение А. Гришкявичюса в мона­ стырь не является достаточной мерой наказания, что возникает вопрос о высылке его с места жительства в Шяуляйском уезде38. В своем ответе от 5 октября 1861 г. министр П. Валуев сказал, что Гришкявичюса следует не высылать, а отдать под надзор полиции по месту жительства, чтобы тот не распространил своего учения вне пределов уезда. Выразив свое мнение, Валу­ ев оставил генерал-губернатору свободу действий. Он писал: «Если же вы, милостивый государь, найдете, что меры будут недостаточны, то от вас зависит предать поступок Гришкевича, как покусившегося на напечата­ ние настоящего сочинения без цензуры, законному пре­ следованию и суду.. .»39.

Виленский генерал-губернатор так и сделал: прика­ зал немедленно предать А. Гришкявичюса суду. Допра­ шивал его шяуляйский уездный земский исправник, 31 июля 1862 г. передавший материалы следствия в уездный суд40.

36 ЦГИА, ф. 378, общ. отд., 1854 г., д. 281, л. 45 (сообщение Ковенского губернского правления Виленскому генерал-губернатору

от 12

мая 1862 г.).

37

КЦГА, ф. 69, оп. 3, д. 57, л. 25.

38

ЦГИА, ф. 378, общ. отд., 1854 г., д. 281, л. 33.

39

Там же, л. 35.

40

Там же, лл. 43—49.

31

31 августа 1862 г. шяуляйский суд слушал дело Гришкявичюса и оправдал его, так как свидетели пока­ зали, что он не провозглашал своих идей среди местно­ го населения, а что касается печатания книг за грани­ цей, то это право каждого. Запрещено, мол, только вво­ зить их в Российскую империю без разрешения цензуры. Гришкявичюс же книг не ввозил и, следовательно, за­ прета не нарушал41.

Возникает вопрос, почему же после грозных писем Валуева и Назимова суд был так снисходителен к Гришкявичюсу? Разгадка до смешного проста: адвокатом в этом суде работал Мавриций Гришкявичюс, старший брат Александраса42. Едва ли стоит сомневаться, что именно благодаря Маврицию Александрас избежал суровой кары.

В то время А. Гришкявичюс жил в местечке Векшняй. Там он и умер 11 (24) февраля 1863 г. в возрасте 54 лет. Похоронен был на местном приходском католи­ ческом кладбище, так как скончался «приобщившись св. тайн»43. Среди местных старожилов доныне сохра­ няется воспоминание о том, что после смерти Гришкяви­ чюса в его дом пришел местный ксендз, собрал все бу­ маги покойного и сжег их, очевидно, в стремлении вос­ препятствовать распространению «еретических» идей.

Работа над проектами летательных аппаратов. Во время службы в разных учреждениях А. Гришкяви­ чюс живо интересовался достижениями науки и техни-

41 КЦГА, ф. 75, оп. 1, д. 61, л. 842 (выдержка из приговора суда).

42 КЦГА, ф. 496, оп. 1, д. I (посемейный список дворян Шяу­ ляйского уезда).

43 Бюро записи актов гражданского состояния Акмянского рай­ она, книга записи умерших Векшняйского прихода за 1862—1874 гг., запись № 17.

32


ки. С начала 40-х годов его внимание приковала про­ блема воздухоплавания.

Тогда уже были известны свободные аэростаты. Од­ нако аэростат находился в плену потоков воздуха. Многие энтузиасты ставили перед собой задачу создания летательных аппаратов, полностью подчиняющихся во-

Орнитоптер Дегена. 1808 год.

ле человека. Но к 40-м годам в этой области еще не было достигнуто ощутимых результатов.

В начале 1843 г. Гришкявичюс прочитал в газетах („Kurjer Wilenski“, № 44 и др.) обширное сообщение о лондонском изобретателе Генсоне, пытавшемся создать летательный аппарат с паровой машиной — па­ ролей Как признавал сам Александрас, эти сообщения «возбудили (в нем) первую мысль свободного полета»44. Он считал, что сила пара создаст авиацию так, как она создала паровозы и пароходы.

Заинтересовавшись однажды проблемами авиации, Гришкявичюс не оставил их до конца жизни. Редактор

44 A. Hryszkiewicz. Paralot Zmudzina, s. 23.

3 973

33

Ковенского губернского правления А. Михневич, допро­ шенный в качестве свидетеля по первому «делу» Гришкявичюса, назвал его чудаком, которого охватила «бес­ конечная страсть к воздухоплаванию по закону устрой­ ства птиц и тому подобное»45.

В течение 1843—1850 гг. Гришкявичюс создал не­ сколько вариантов проекта своего летательного аппара­ та. Уже в 1844 г. в «Журнале Министерства народного просвещения» появилось небольшое сообщение следую­ щего содержания: «Магистрат г. Шавли прислал запис­ ку под заглавием «Искусство летать» и просит рас­ смотреть»46. Автор этой «записки» не указан, но не труд­ но догадаться, кто он. В то время в Шяуляйском маги­ страте (городской ратуше) служил А. Гришкявичюс, уже год занимавшийся вопросами воздухоплавания. Нет сомнения, что именно он послал в журнал свои соображения. К сожалению, «записка» до сих пор в ар­ хивах не обнаружена, но, очевидно, содержание ее в некоторой мере вошло в книгу «Паролет жмудина», законченную Гришкявичюсом в конце 1850 г.

В книге «Паролет жмудина» Гришкявичюс много места уделил анализу таких летательных аппаратов, как аэростат, самолет с машущими крыльями и т. п._ Однако основное внимание он сосредоточил на теоре­ тическом обосновании полета машины тяжелее воз­ духа.

Александрас Гришкявичюс, как и другие создатели

подобных

проектов, стремился, конечно, воплотить их

в жизнь.

Поскольку средств на это не было, начались

упорные поиски богатого

мецената. Этой цели в опре-

45

КЦГА, ф. 69, оп. 3, д.

57, л. 53

(показания А. Михневича

от 20

сентября 1854 г.).

народного

просвещения», 1844, № 44,

46

«Журнал Министерства

стр. 34.

34


деленном роде служила книга «Паролет жмудина». Там сказано: «...Уже 7 лет я напрасно ищу его (меце­ ната.— В. М.), но среди современников не нахожу. Од­ нако не покидаю надежды найти, и еще раз обраща­ юсь к моим соотечественникам с просьбой о несколь­ ких минутах для прочитания и размышления об этих

Модель управляемого аэростата Жюльена. 1850 год.

моих мыслях...»47. Одновременно Гришкявичюс наде­ ялся на тех представителей дворянского сословия, в чьих руках находились так необходимые ему средства. С нотой ощутимого разочарования он писал, что, если его замыслы не получат материальной поддержки, то пусть они хоть дойдут до более благодарных потом­ ков 4849.

Тем не менее какой-то летательный аппарат, по-ви- димому аэростат, Гришкявичюс все-таки соорудил. В воспоминаниях Ю. Талько-Гринцевича описано и испы­

тание его

(очевидно, управляемого воздушного шара)

во время

поездки губернатора по уездам. «Итак,— по­

вествует

Талько-Гринцевич,— во время приезда губер­

натора в

один уездный город (Гришкявичюс.— В. М.)

хотел сделать для него сюрприз, но, увы, полетел столь неудачно, что испугавшиеся лошади губернатора по­ несли, а изобретатель во время падения с воздушным шаром сломал себе ногу»48.

47

А. НгуьгШтюиг. РагаМ 2тис1гта, э. 3.

48

Там же, в. 3.

49

/. Та1ко-Игупсет1с2. Ъ рггегу!усИ с!т, э. 69.

35

Был полет Гришкявичюса или не был? Видимо, от­ ветить на это следует положительно. Во-первых, нет сомнения, что сам необыкновенный факт полета, о кото­ ром вспоминает Талько-Гринцевич, должен был хоро­ шо сохраниться в его памяти. Недостаточно ясно толь­ ко то, где и когда это произошло. Есть основание пред­ полагать, что Гришкявичюс совершил полет не около Каунаса, который являлся губернским городом, и не во время его службы. Скорее всего, опыт подъема на аэростате он произвел не ранее лета 1855 г., когда уже был отстранен от службы и жил в Шяуляйском уезде. Кстати, в памяти некоторых старожилов местечка Векшняй сохранились заимствованные от отцов и дедов слу­ хи о полетах Гришкявичюса на аэростате, падении его и ранениях в связи с этим.

Сложная биография Александраса Гришкявичюса, его интересное творческое наследие заслуживают при­ стального внимания исследователей истории отечествен­ ной науки-и техники.

Ниже вниманию читателя предлагается текст книги А. Гришкявичюса «Паролет жмудина» в переводе' с польского языка, выполненном Алексеем Олеговичем Богдановичем.


7.

RYSU SWOBODNEJ MYSLI

ÄLKKSÄNßÄÄ НКУ5гк{гщ<;2Л.-'

KOWNO.

W D r u . k a r n l R z i f d o w e ' j .

4 8 5 1

ПАРОЛЕТ ЖМУДИНА

ШТРИХ СВОБОДНОЙ МЫСЛИ ■ АЛЕКСАНДРАСА ГРИШКЯВИЧЮСА

КАУНАС

ГУБЕРНСКАЯ ТИПОГРАФИЯ

1851

Разрешено к печати с условием представ­ ления после бтпечатания в Комитет Цензуры предусмотренного законом количества экземп­ ляров.

Вильно, 18 июля 1850 года

Исполняющий обязанности Цензора

А. Мухин

УВАЖАЕМЫЕ ч и т а т е л и

«Талер, с виду репрезентативный и большой Презирал червонно-золотой, т. к. тот был значи­

тельно меньше; Но когда разменивали, не придерживались меры, Один червонно-золотой, хотя и меньше, стоил два талера».

Так и мои мысли, содержащиеся в этой книге, Примите доброжелательно, учитывая их цель; А если они Вам покажутся нестоящими — Оставьте внукам: может они их оценят?..